Костная система у детей — осмотр
Осмотр костной системы и суставов следует проводить в положении стоя, лёжа и в движении, последовательно сверху вниз: голова, затем туловище (грудная клетка, позвоночник), верхние и нижние конечности. Осмотр головы у детей При осмотре головы оценивают следующие параметры:
Сборка жемчуга на шелковую нить. Как перевязать жемчуг через узелок.
Форма черепа. У здорового ребёнка она обычно округлая. Вытянутый, продолговатый череп называют башенным. У новорождённых деформация черепа в виде черепицеобразного расположения костей черепа относительно друг друга может быть следствием прохождения головки ребёнка через родовые пути.
При увеличении лобных бугров, обусловленном гиперплазией остеоидной ткани (например, при рахите), формируется «олимпийский лоб», при одновременном увеличении теменных бугров голова при взгляде сверху имеет квадратную форму. Нередко выявляют уплощение и скошенность затылочной кости.
Симметричность (в норме череп симметричный). У новорождённого может быть асимметричное выбухание и тестоватой консистенции припухлость над одной или несколькими костями черепа — родовая опухоль; плотная ограниченная припухлость может быть обусловлена кефалогематомой.
Размеры головы. Уменьшение размеров головы носит название микроцефалии, увеличение — макроцефалии.
Состояние верхней и нижней челюстей, количество и состояние зубов, особенности прикуса. Молочный прикус в норме ортогнатический, постоянный прикус — ортогнатический или прямой. Осмотр грудной клетки у детей При осмотре грудной клетки оценивают следующие параметры:
Форму (цилиндрическая, бочкообразная, коническая) и симметричность. Возможны следующие виды деформации грудной клетки: килевидная («куриная грудь») с выбуханием грудины, воронкообразная («грудь сапожника») с западением грудины. Также отмечают наличие харрисцровой борозды (западение по линии прикрепления диафрагмы) и др.
Эпигастральный угол позволяет определить конституциональный тип: нормостенический (угол примерно равен 90°), гиперстенический (угол тупой), астенический (угол острый). Осмотр позвоночника у детей При осмотре позвоночника обращают внимание на следующие параметры:
как отличить натуральный жемчуг от подделки?
Физиологические изгибы и их выраженность (возможно как увеличение, так и уменьшение лордоза или кифоза, формирование горба), наличие боковых изгибов позвоночника (сколиоза), изменение осанки. Форма позвоночника меняется при аномалиях развития скелета, рахите, травме, туберкулёзном поражении позвонков и др. Тугоподвижность позвоночника возникает при ювенильном спондилоартрите.
Симметричность расположения лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц, треугольников талии (асимметрия может свидетельствовать о наличии сколиоза и другой патологии). Осмотр конечностей у детей При осмотре конечностей оценивают следующие параметры:
Правильность контуров и симметричность, что позволяет выявить костные деформации, наличие переломов, ложных суставов и др.
Относительную длину (пропорциональность по отношению к туловищу).
Форму: может быть вальгусное (Хобразное) или варусное (Ообразное) искривление нижних конечностей.
- «веретенообразную» — при поражении проксимальных межфаланговых суставов;
- «сосискообразную» — при воспалении преимущественно дистальных межфаланговых суставов, сопровождающиеся гиперемией и отёчностью пальцев.
Изменения в виде «муляжной кисти» — сгибательные контрактуры пальцев, склеродактилия, истончение концевых фаланг пальцев, характерны для склеродермии. Узкие удлинённые кисти с необычайно длинными и тонкими пальцами (арахнодактилия или «паучьи пальцы») характерны для синдрома Марфана.
При осмотре лучезапястных суставов можно выявить деформацию типа «ласты моржа» со сглаженностью контуров и возможной девиацией кнаружи.
Осмотр стопы ребенка
При осмотре стопы можно отметить уплощение продольного или поперечного её сводов — плоскостопие; до 2 лет плоскостопие считают физиологическим, а у более старших детей — патологическим. «Конская стопа» с подъёмом пятки и опущением переднего отдела стопы развивается вследствие контрактуры ахиллова сухожилия. Возможна вальгусная или варусная деформация стопы.
От состояния позвоночника и суставов нижних конечностей зависит походка больного. При анталгической походке происходит быстрый перенос веса тела с больной ноги на здоровую при наличии боли в нижнем отделе позвоночника, поражении тазобедренного, коленного суставов или стопы. При болезненности в области пятки ребёнок встаёт на носок или на всю стопу, при поражении среднего отдела стопы — на латеральную поверхность, поражение передних отделов стопы сопровождается наклоном вперёд, укорочением шага. «Утиная походка» (в перевалку) может возникать при двустороннем поражении тазобедренных суставов.
Костная система у детей — пальпация
Пальпация костной системы позволяет оценить плотность костной ткани и её цельность, гладкость поверхности костей, выявить болезненность в костях и уточнить её локализацию, оценить состояние суставов.
Пальпация костей у детей
Пальпация головы позволяет судить о плотности костей черепа, состоянии швов и родничков. Можно выявить краниотабес — патологическое размягчение теменных и затылочной костей; определить состояние и размеры большого родничка (измерение производят между средними точками противостоящих краёв).
При пальпации рёбер у здоровых детей ощущается едва заметное утолщение в области перехода костной части в хрящевую. Значительные утолщения («чётки») связывают с рахитом, как и утолщения в области эпифизов лучевых и малоберцовых костей («браслетки») и фаланг пальцев («нити жемчуга»).
При пальпации позвоночника болезненность может быть связана с воспалительными или дистрофическими изменениями в позвонках, межпозвонковых дисках, окружающих мышечных тканях. Позвоночник пальпируют для выявления западений или выпячиваний отдельных остистых отростков, что может произойти в результате сплющивания тела позвонка, обусловленного механическими или метаболическими факторами, инфекционным или опухолевым процессом. Аномальное расположение одного позвонка по отношению к смежному свидетельствует о подвывихе или спондилолистезе.
Пальпация суставов у детей
При пальпации суставов выявляют болезненность, повышение местной температуры, скопление избыточного количества жидкости (феномен флюктуации). Величину суставов измеряют сантиметровой лентой на одинаковом уровне у парных суставов и сравнивают показания между собой. Необходимо определить объём пассивных и активных движений в суставах. Ориентировочно функцию суставов костной системы можно оценить, предложив больному выполнить определённые действия:
- для оценки функции позвоночника следует выполнить наклоны головы вперёд (коснуться подбородком груди) и назад, коснуться ухом плеча, совершить повороты головы в стороны, выполнить наклоны вперёд (коснуться пальцами рук пола), назад, в стороны;
- височнонижнечелюстной сустав — максимально широко открыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, совершить её движения из стороны в сторону;
- плечевой сустав костной системы — поднять руки над головой, перед собой и по бокам, коснуться кистью противоположной лопатки за спиной, достать кистью противоположное ухо, проведя руку за головой;
- лучезапястный сустав — сложить ладони и согнуть их под прямым углом к предплечьям, сложить кисти рук тыльной стороной и согнуть их под прямым углом к предплечьям;
- межфаланговые суставы — сжать кисть в кулак;
- крупные суставы нижних конечностей — присесть на корточки, сесть на колени, коснувшись при этом ягодицами пяток;
- тазобедренный сустав — привести колено к груди, развести согнутые в коленях и тазобедренных суставах ноги, выполнить ротационные движения, для определения подвывиха одного или обоих бёдер дополнительно выявляют симптом скольжения — при потягивании за ногу происходит смещение головки бедренной кости относительно таза;
- коленный сустав — привести пятку к ягодице, выпрямить ногу;
- голеностопный сустав костной системы — произвести сгибание и разгибание;
- межфаланговые суставы пальцев ног — произвести сгибание и разгибание. Более точно амплитуду активных и пассивных движений определяют с помощью угломера (гониометра). Наличие боли, мышечного напряжения или ограничения подвижности позволяют заподозрить патологию суставов. Гипермобильность суставов характерна для некоторых дисплазий соединительной ткани.
Дополнительные исследования костной системы
Из дополнительных методов исследования костной системы у детей наиболее часто используют рентгенографию, позволяющую выявить аномалии развития и переломы костей, воспалительные, опухолевые и дегенеративные процессы в костях или суставах, оценить темпы оссификации (костный возраст). В последние годы для оценки состояния костей и суставов стали использовать УЗИ, КТ и МРТ.
Нередко для диагностики заболеваний костной системы прибегают к лабораторным, в частности биохимическим исследованиям. При метаболических заболеваниях костей исследуют концентрации ионов кальция и фосфора в сыворотке крови, а также их выведение с мочой. Активность перемоделирования и резорбции костной ткани отражает активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови, а также концентрация оксипролина в крови и моче.
Для уточнения причин артрита проводят исследование синовиальной жидкости и биопсию синовиальной оболочки сустава. Опухоли костей диагностируют также с помощью биопсии.
Семиотика поражений костной системы и суставов
Поражения костной системы и суставов у детей могут быть связаны с аномалией развития самой костной системы, нарушением функций других систем, участвующих в костеобразовании (эндокринной, почечной) и воздействием внешней среды (травмой, инфекцией, нарушением поступления необходимых микроэлементов).
Другие статьи на эту тему:
- Особенности скелета у детей
- Особенности мышечной системы у детей
Источник: www.medmoon.ru
ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
3. Осмотр ребёнка, оценка состояния и сознания ребёнка.
4. Определение длины, массы тела, окружностей головы и груди на первом году жизни.
5. Определение длины, массы тела, окружностей головы и груди у детей после года.
6. Проведение и оценка филиппинского теста у детей.
7. Определение и оценка антропометрических индексов (Чулицкой I, II, Эрисмана и т.д.).
8. Определение физического развития детей по местным стандартам (методом сигмальных отклонений).
9. Определение физического развития детей центильным способом.
10. Определение стадии развития вторичных половых признаков у девочек и мальчиков.
11. Оценка психо-моторного развития ребёнка 1-го года жизни (сроки развития анализаторов, эмоций, статических и моторных функций, этапы развития речи).
12. Оценка нервно-психического развития детей после года.
13. Проверка следующих рефлексов: хоботкового, шейно-тонического, ладонно-ротового, Моро, Робинсона, Бабинского, ползания по Бауэру, Кернига, Галанта, Переса, поискового и т.д..
14. Определение ригидности затылочных мышц, симптомов Брудзинского.
15. Симптомы Хвостека, Труссо, Люста.
16. Определение элементов сыпи на коже ребёнка.
17. Определение влажности или сухости, температуры кожи у ребёнка.
18. Определение эластичности кожи.
19. Проверка состояния кровеносных сосудов (синдром «щипка», «жгута», «молоточка»).
20. Проверка и оценка дермографизма у ребёнка.
21. Определение равномерности и степени развития подкожно-жировой клетчатки.
22. Определение толщины подкожно-жировой клетчатки в 6 стандартных точках.
23. Определение тургора мягких тканей.
24. Определение наличия отёков.
25. Пальпирование затылочных и шейных лимфатических узлов.
26. Пальпирование подчелюстных и подбородочных лимфатических узлов.
27. Пальпирование шейную группу лимфатических узлов.
28. Пальпирование кубитальных лимфатических узлов.
29. Пальпирование торакальных лимфатических узлов.
30. Пальпирование подмышечных и паховых лимфатических узлов.
31. Пальпирование мезентериальных лимфатических узлов.
32. Осмотр полости рта у ребёнка (кольцо Пирогова – Вальдейера).
33. Проведение измерений родничков у ребёнка.
34. Определение наличия «чёток», «браслеток», «нитей жемчуга».
35. Определение наличия краниотабеса у ребёнка.
36. Оценка осанки у ребёнка.
37. Определение плоскостопия.
38. Оценка состояния позвоночника у ребёнка.
39. Оценка степени развития костяка.
40. Оценка формы грудной клетки.
41. Оценка формы ног.
42. Оценка степени развития мускулатуры.
43. Определение массы мышц
44. Определение тонуса мышц.
45. Определение силы мышц у ребёнка.
46. Определение эластичности (резистентности) грудной клетки.
47. Проведение исследований голосового дрожания, болезненности грудной клетки.
48. Проведение топографической перкуссии лёгких.
49. Проведение сравнительной перкуссии лёгких.
50. Определение подвижности лёгочного края.
51. Определение поля Кренига.
52. Определение выстояния верхушек лёгких.
53. Оценка характера и типа дыхания.
54. Проведение исследования бронхофонии.
55. Определение наличия симптомов Филатова, Франка.
56. Определение наличия симптомов Кораньи, де ля Кэмпа (Медовикова), «чаши Философова», Аркавина.
57. Определение наличия симптомов Смита, Д`Эспина, Домбровской.
58. Проведение дыхательных проб Штанге, Генча.
59. Проведение осмотра области сердца и периферических сосудов.
60. Определение сердечного и верхушечного толчков, их свойств.
61. Проведение перкуссия границ сердца.
62. Проведение аускультации сердца, дать характеристику тонов сердца.
63. Проведение аускультации сердца в стандартных точках и экстракардиально при наличии шума, оценка характеристики шума и заключение о его характере.
64. Проведение пальпации периферических сосудов.
65. Проведение функциональной пробы по Шалкову.
66. Измерение и оценка артериального давления у ребёнка.
67. Проведение функциональной пробы по Кушелевскому.
68. Проведение функциональной пробы по Вальдфогелю.
69. Проведение поверхностной ориентировочной пальпации живота.
70. Проведение методической, глубокой, скользящей пальпации живота.
71. Определение наличие асцита.
72. Определение размеров печени.
73. Определение размеров селезёнки.
74. Аускультоаффрикция желудка.
75. Проведение пальпации почек.
76. Определение болезненности в мочеточниковых точках.
77. Определение болевых точек почки.
78. Проведение пальпации и перкуссии мочевого пузыря.
79. Определение симптома Пастернацкого.
80. Определение подвижности почек у ребёнка.
81. Определение суточного диуреза и его оценка у детей.
82. Определение точки Мейо-Робсона и Дожардена.
83. Определение симптомов Мерфи, Мюсси, Кера, Ортнера.
84. Проверка симптомов Оппенховского, Боаса.
85. Проведение пальпации поджелудочной железы.
86. Проведение пальпации толстого кишечника.
87. Проведение пальпации селезёнки.
88. Проверка симптома Щеткина-Блюмберга.
89. Определение формы и объёма движений в суставах.
90. Осмотр и пальпация щитовидной железы.
ТЕСТЫ
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Физиологическими особенностями кожи детей раннего возраста являются:
А) хорошо развита защитная функция;
Б) хорошо развита резорбция через кожу;
В) несовершенна регуляция температуры тела через кожу;
Г) недостаточно развита выделительная функция;
Д) низкая интенсивность дыхания через кожу.
2. Укажите особенности сальных желез у грудных детей:
А) начинают функционировать после рождения;
Б) распространены по все коже, кроме ладоней и подошв;
В) сконцентрированы на ладонях и подошвах;
Г) начинают функционировать внутриутробно;
Д) могут перерождаться в кисты;
Е) при избыточном функционировании возникает себорея волосистой части головы.
Источник: arhivinfo.ru
Методика исследования костно-суставной системы
Осмотр необходимо производить в положении лежа, сидя и стоя на выпрямленных ногах при свободно опущенных руках. Затем просят ребенка пройтись, присесть, согнуть и разогнуть ноги, руки.
Осмотр спереди помогает выявить форму, положение и пропорции головы, шеи, грудной клетки, конечностей. При осмотре сзади обращают внимание на уровень лопаток, форму позвоночника, углы сгибания и разгибания в суставах конечностей.
Костная система исследуется последовательно в следующем порядке: сначала голова, затем – туловище (грудная клетка, позвоночник), верхние и нижние конечности.
При осмотре головы определяют вначале ее величину. Точное представление о величине головы можно получить только при измерении ее сантиметровой лентой. Обращают внимание, не увеличены ли размеры головы (макроцефалия) или наоборот не уменьшены (микроцефалия).
При осмотре необходимо также отмечать форму черепа. В норме форма черепа округлая, но при патологии череп может быть башенным, с уплощенным затылком, с наличием лобных, теменных, затылочных бугров. Необходимо оценить также симметричность черепа, состояние верхней и нижней челюсти, особенно прикуса (ортогнатический, прямой, прогнатический), развитие зубов.
При осмотре грудной клетки определяют ее форму (цилиндрическая, бочкообразная, коническая) и симметричность, обращают внимание на деформацию грудной клетки — килевидную – с выпячиванием грудины; воронкообразную – с западением грудины; наличие гаррисоновой борозды (западение по линии прикрепления диафрагмы, в этом случае реберные дуги выглядят как бы вывернутыми вперед); сердечный «горб» — выпячивание грудной клетки в области сердца.
Необходимо обратить внимание на величину эпигастрального угла. По его величине можно ориентировочно оценить конституцию ребенка, при нормостенической конституции эпигастральный угол равен 90 градусов, при гиперстенической – он тупой, при астенической – острый. Для определения эпигастрального угла пользуются следующим методом: ладони обеих рук располагают ребром соответственно направлению сторон угла, образованными реберными дугами и грудиной.
При осмотре позвоночника обращают внимание на симметричность расположения лопаток, гребней подвздошных костей, объем и симметричность мышц спины, наличие физиологических изгибов и их выраженность (искривление позвоночника вперед носит название лордоза, назад – кифоза), наличие боковых изгибов позвоночника (сколиоз).
При осмотре верхних конечностей обращают внимание на укорочение плечевых костей. Осмотр кисти позволяет обнаружить характерные деформации в межфаланговых, пястно-фаланговых, лучезапястных суставах. При осмотре нижних конечностей необходимо обратить внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (особенно у детей первых месяцев жизни), укорочение конечностей, Х-образное или О-образное искривление их. При осмотре стопы можно отметить удлинение и уплощение продольного свода стопы, что у ребенка старше 2 лет должно расцениваться как плоскостопие.
При осмотре суставов выявляется их форма, наличие деформаций. Следует также обратить внимание на окраску кожи в области суставов. Величина суставов измеряется сантиметровой лентой. Желательно измерение амплитуды движений (угломером) как пассивных, так и активных.
Пальпация головы позволяет судить о плотности костей черепа, состоянии швов и родничков. При этом ладони находятся на височных областях, большие пальцы на лбу, а указательный и средний пальцы ощупывают теменные и затылочные кости, края родничков и швов. При надавливании на затылочную кость можно выявить ее патологическое размягчение (прогибание) – краниотабес. При пальпации головы определяют размеры большого родничка. Измерения производят между средними точками противостоящих краев, а не по диагонали (т.к. трудно решить, где кончается шов и начинается родничок).
Необходимо также тщательно ощупать края родничка, обратить внимание – имеется ли их мягкость, податливость, зазубренность, выпячивание или западение. Следует ощупать и оценить состояние швов, имеется ли их податливость или расхождение.
Затем переходят к пальпации грудной клетки. При пальпации ребер у здоровых детей имеется едва заметное утолщение в области перехода костной части ребер в хрящевую. Пальпация проводится кончиками пальцев по ходу ребер от передней подмышечной линии к грудине. Иногда при пальпации обнаруживается значительное утолщение на границе костной и хрящевой части ребер вследствие избыточного образования остеоидной ткани – рахитические четки.
При пальпации конечностей можно выявить различные деформации, не видимые при осмотре. Утолщения в области эпифизов лучевых костей называют “браслетками” или “манжетками”. Пальпацию лучевой кости лучше всего проводить при слегка согнутой руке ребенка в лучезапястном суставе. По тыльной поверхности в области сустава при наличии “браслеток” ощущается валикообразное вздутие. Пальпацией же можно обнаружить и утолщение в области диафизов фаланг пальцев (“нити жемчуга”).
На нижних конечностях также можно пропальпировать “браслетки” – как утолщения в области эпифизов малых берцовых костей.
Пальпацию суставов целесообразно начинать нежно (в связи с возможной болезненностью), определяя при этом температуру кожи над суставами, наличие уплотнения, отечности, точную локализацию болевых точек. Важно определить наличие выпота в полости сустава или в заворотах сумки. Определяется это методом флюктуации и симптомом плавающего надколенника.
Исследовать сустав методом флюктуации лучше в согнутом положении конечности. При наличии выпота давление одной стороны сустава ощущается на противоположной стороне в результате передачи волны жидкости. Симптом плавающего надколенника более достоверен. Проводится он следующим образом: сжимают выпрямленный коленный сустав ладонями с обеих сторон и слегка смещают мягкие переартикулярные ткани вверх, одновременно производя толчкообразное надавливание пальцами на надколенник. В случае наличия выпота надколенник свободно колышится в жидкости.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие возможны отклонения в форме черепа, в прикусе?
2. Перечислите возможные изменения формы грудной клетки.
3. На что обращается внимание при осмотре позвоночника, конечностей?
4. Что означают термины: краниотабес, реберные “четки”, “браслетки”, “нити жемчуга”?
5. Как правильно оценивется состояние большого родничка?
6. Что такое симптом плавающего надколенника?
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 189 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net