«Серебряный век» — это устойчивое словосочетание, применяемое для обозначения русской поэзии рубежа 19-20 – веков.
Общие сведения о поэзии Серебряного века
Название серебряного века закрепилось за периодом с 1880-х до примерно 1920-го годов.
Это название ввел в употребление Н.А. Бердяев, один из крупнейших русских мыслителей. Избрано это название не случайно. Русская поэзия Серебряного века подарила читателям творения, которые по своей ценности стоят в одном ряду с наследием Золотого века, но при это отличаются особой тревожностью.
Тревога – это одно из чувств, без которых поэзия не может существовать. Драматичность, глубина, природа тревоги может быть различной. Поэты Золотого века с тревогами делились с современниками. Их тревоги намного острее того, что осознавали и ощущали большинство окружавших их людей. Поэты Серебряного века в другом отношении с читателями.
Они отзываются на ту нарастающую встревоженность, которой подвержен окружающий мир, на осознание разлаженности русской жизни, всеобщей неустроенности, овладевающее современниками. В тот период общество было охвачено смятением, которое неудержимо росло и находило выражение в слове поэта.
Основные темы и мотивы поэзии Б.Л.Пастернака
В свете всеобщей встревоженности, неустроенности поэты Серебряного века пытаются осмыслить и состояние современного города, и увидеть реакцию города на охватившие стран изменения.
Создавалась русская поэзия Серебряного века в атмосфере общего культурного подъема и была его значительной частью. В одно и то же время в стране творили такие ярчайшие таланты, как А. Белый, В, Ходасевич, А. Блок, В. Маяковский.
Конец 19 – начало 20 вв. в России – это время неизвестности, мрачных предзнаменований, перемен. Это время разочарования, ощущения приближения краха существующего общественно-политического строя. Это нашло отражение и в русской поэзии. И именно с этим связано возникновение символизма.
Основные мотивы в творчестве символистов
Символизм – это неоднородное течение, которое в своих рядах объединило поэтов, придерживающихся разноречивых взглядов. Одни символисты, такие как Д. Мережковский, Н. Минский, свой творческий путь начинали в качестве представителей гражданской поэзии, а позже стали ориентироваться на идеи «религиозной общественности» и «богостроительства». Они резко отрицали окружающую реальность и говорили миру «нет», и противопоставляли реальности мир творчества и мечты, где личность обретает абсолютную свободу.
«Мотивы поэзии Серебряного века»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Реальную жизнь они изображают как злую, безобразную, скучную, бессмысленную. Символисты особое внимание проявляли к художественному новаторству: развитию рифмы, ритмики, преобразованию значений поэтического слова и т.д. «Старшие символисты» были импрессионистами, стремившимися передать тончайшие оттенки впечатлений, настроений. Как таковое слово для символистов не имело ценности. Оно было ценным как музыкальная нота, звук, звено в мелодическом построении произведения.
Литература 11 класс (Урок№37 — Основные темы и мотивы поэзии Б.Л.Пастернака.)
С началом нового революционного подъема (1901-1904 гг.) совпал новый период в истории символизма. Навеянные философией А. Шопенгауэра и реакцией 11880-1890-х годов пессимистические настроения уступают место предчувствию перемен. На литературной арене появляются «младшие символисты» — философ-идеалист и поэт Вл. Соловьев и его последователи. Они представляли, что старый мир находится на грани гибели, и в мир входит божественная Красота, призванная спасти мир, создать «царство божие на земле».
Особенно младших символистов привлекает любовь во всех ее проявлениях, начиная с земного сладострастия и заканчивая романтическими мечтами о Прекрасной Даме, Незнакомке, Вечной Женственности.
В творчестве поэтов-символистов эротизм неизбежно переплетается с мистическими переживаниями.
Еще один мотив поэзии «Серебряного века» — пейзаж, но пейзаж не как таковой, а как средство выявления настроения. Поэтому в стихотворениях символистов так часто описывается томительно-грустная осень, а солнца или нет, или он с печальными блеклыми лучами.
Излюбленным мотивом символистов является город. Для них город – это живое существо, обладающее особым характером. Часто город является символом порока и бездушия (например, в стихотворениях Сологуба, Брюсова, Блока, Белого, С. Соловьева).
Мотивы творчества акмеистов и футуристов
В концу 1810-х годов символизм приходит в упадок, утрачивает свое влияние. Возникают направления акмеизма и футуризма. Акмеистов объединяли следующие черты:
- Принятие земного мира в его зримой конкретности;
- Живое, непосредственное ощущение культуры, природы, мироздания, вещного мира;
- Острый взгляд на проблемы бытия;
- Мысль о равноправии всего существующего.
Замечание 1
Предметность, вещественная реальность – отличительная черта акмеизма.
Если для символизма главными являются мистика, тайна, «соответствия», то для акмеизма – вещи, предметы. Для акмеистов в жизни все было ясно. И хот акмеизм в большой степени обладал таким же эстетством, как символизмом, эстетизм акмеизма был другого порядка.
Отношение поэтов-акмеистов к окружающим предметам и любование ими несет на себе печать романтизма. Но этот романтизм – предметный, а не мистический, и в этом заключается коренное отличие акмеизма о символизма.
Футуризм – глубокое и значительное течение в русской поэзии Серебряного века, оказавшее большое влияние на форму пролетарской поэзии в начале ее существования. Творчество футуристов Маяковского, Третьякова, Асеева проникнуто революционной идеологией.
Русский футуризм в своей основе был чисто поэтическим течением. Во главу поэтического творчества и своей теории футуристы, как и другие течения поэзии 20 века, ставят чисто эстетические проблеме. Но в футуризме была сильная формально-революционная, бунтарская стихия, которая вызвала бурю негодования у буржуа.
Замечание 2
Крупнейшим завоеванием футуризма и центральным его моментом является словотворчество.
Но в футуризме была сильна и романтическая традиция. В творчестве футуристов находят отражение события современности – война и НЭП.
Источник: spravochnick.ru
Поэты серебряного века — примеры сочинений
Пример сочинения 1
Рубеж XIX и ХХ веков – период, когда Россия стояла на пороге колоссальных изменений и потрясений: революции, Первая мировая война, научно-технологический скачок: все это, несомненно, повлияло на творчество поэтов того времени. Лирика принимает свежие формы, образуются новые течения, авангардистские движения. Конечно, вечные темы, такие как любовь, жизнь и смерть, природа, дружба, место человека в мире неизменно затрагиваются авторами, но меняется стиль их поэзии.
В данный период зародились четыре основных литературных течения, в которых развивалось творчество поэтов Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Давайте подробнее рассмотрим поэзию их главных представителей.
Поэты-символисты воспринимали окружающий мир как некий эфемерный образ, который не имеет однозначных, предметных свойств. Здесь слово-символ – главный элемент отображения реальности, которая в парадоксальности своей не имела конкретных форм. Кроме того, если говорить об общем настроении, которое превалирует в символизме, это нередко обреченность, представленная как эстетика пессимизма. Основными представителями данного направления в России считаются Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский – «старшие» символисты; Александр Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый – «младшие символисты».
Кардинально противоположные идеи воплотились в акмеизме: мир – материален, образы точны и понятны. Поэты стремились показать красоту вещей, явлений, человеческой души простыми словами и образами. Их стихотворения не нагромождены изобразительными средствами языка. К акмеистам относятся Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий.
Самобытным явлением в поэзии стал футуризм, который воплощает в себе бунтарский дух. Поэты этого направления отрицали старые нормы, традиции, устои, они ломали привычные правила стихосложения, экспериментировали с рифмой и ритмом, активно использовали окказионализмы. Футуристами были Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных.
Главным средством выразительности в поэзии имажинистов является метафора, а цель – создание ярких и броских образов, скандальных мотивов.
К поэтам-имажинистам относят Анатолия Мариенгофа, Сергея Есенина, Вадима Шершеневича.
Однако были поэты Серебряного века, чьё творчество развивалось вне литературных течений и объединений, это, например, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Иван Бунин, Максимилиан Волошин.
Можно сказать, что поэзия Серебряного века ознаменовалась сменой парадигм, что стало некой основой для развития совершенно нового представления о стихосложении и восприятии мира.
Пример сочинения 2
Двадцатисемилетний период с конца 19 столетия и до конца Октябрьской революции в русской культурной жизни назван «серебряным веком». Его название происходит по аналогии от «золотого века», который приходился на начало 19 столетия. Сам воздух в то время бы пропитан предчувствием крупных потрясений, великих перемен в общественной жизни и надвигающегося нового исторического этапа.
Нет ничего удивительного в том, что в этот непростой переломный период русская земля стала рожать огромное количество выдающихся поэтов, настоящих творцов. В эти годы творили Блок, Гумилев, Соловьев, Гиппиус, Есенин, Ахматова, Цветаева, Белый, Дягилев, Бердяев, Брюсов, Маяковский и многие другие. Ощущение надвигающейся бури очень хорошо передал Блок в своем произведении «Возмездие». Творчество всех поэтов «серебряного века» содержит в себе нравственные искания и посыл к духовному совершенствованию личности в преддверии грядущих перемен.
Именно в период «серебряного века» в русской литературе появляются такие направления, как символизм, футуризм и акмеизм. Поэты-символисты в основу своего творчества вложили образ-символ (Блок, Гиппиус). Сильнейшее влияние на них оказала философия Соловьева о вечной Женственности в качестве спасительного начала.
В акмеизме же заложена наивысшая степень чего-либо (Мандельштам, Ахматова). Его приверженцы принимают реальный мир и возводят в абсолют простые, обыденные вещи. Самым эпатажным из этих направлений считается футуризм (Маяковский). Это неоднозначное и очень интересное направление.
«Серебряный век», несомненно, обогатил русскую литературу. Он подарил миру массу бессмертных имен, произведения которых звучат до сих пор и все так же трогают сердца. Для себя я тоже нашел в этой эпохе поэтов, творчество которых оказалось мне близко.
Пример сочинения 3
Поэты «серебряного века» (на примере Николая Гумилева)
“Серебряный век” в русской литературе — это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом “серебряного века” считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.
Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к “идеальному” и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, “естеству”. Но и их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Это хорошо видно на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX века Николая Гумилева, чьи стихотворения поражают нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.
Сам Гумилев называл свою поэзию музой дальних странствий, поэт был верен ей до конца своих дней. Знаменитая баллада “Капитаны” из принесшего Гумилеву широкую известность сборника стихов “Жемчуга” — это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстает перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:
Быстрокрылых ведут капитаны —
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Даже в военной лирике Николая Гумилева можно найти романтические мотивы. Вот отрывок из стихотворения, вошедшего в сборник “Колчан”:
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева — поэта и человека с ярко выраженным редкостным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни. Современники называли Гумилева поэтом-воином. Один из них писал: “Войну он принял с простотою. с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности”.
Как известно, в годы первой мировой войны Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. По его прозе и стихам мы можем судить, что поэт не только романтизировал военный подвиг, но и видел и сознавал весь ужас войны.
В сборнике “Колчан” начинает рождаться новая для Гумилева тема — тема России. Здесь звучат совершенно новые мотивы — творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает глубочайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Последние прижизненные сборники стихов Н. Гумилева изданы в 1921 году — это “Шатер” (африканские стихи) и “Огненный столп”. В них мы видим нового Гумилева, поэтическое искусство которого обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, мастерским использованием прозаически-бытовых и фантастических деталей. В творчестве Николая Гумилева мы находим отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии — экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта:
Я знаю веселые сказки таинственных строк
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. Прекрасный художник, Николай Гумилев оставил интересное наследие, оказал значительное влияние на развитие российской поэзии.
Пример сочинения 4
Есенин мой любимый поэт Серебряного века
Сергей Есенин – личность яркая и выдающаяся. Таковы и его стихи. Они очень выразительны и красноречивы. Есенинские стихи любимы многими. Для многих они остались и примером для подражания.
Стихи Есенин посвящал и природе, и любви и родине. Любовью к своей стране и народу дышат его патриотические строки. В более ранних, предреволюционных, они полны надежды на лучшее будущее. В более же поздний период, в них проскальзывает недовольство установившимися порядками, разочарованность и безысходность. Но, не смотря ни на что, поэт, все же любит свою страну.
Любит ее любой.
Прекрасны строки, посвященные им родной земле. Он не променял бы ее ни на что и, даже в разлуке с ней, проявляется тоска в стихах. В одном из стихотворений Есенин пишет, что даже если бы ему предложили жить в раю, он бы отказался от него, предпочтя свою родину.
Произведение «Русь», написанное в 1914 году, показывает все отношение автора и к стране, и к народу. Рисуя картину, как простые пахари собираются на войну без жалоб и ропота, Есенин говорит о том, что в этих людях вся сила страны. Простой народ – опора Руси в тяжелое время.
Ярка и впечатляюща и любовная лирика Сергея Есенина. Каждое его увлечение, или же расставание и разочарование, нашло свое отражение в стихотворных строках. И, каждое это чувство – по своему неповторимо.
Переживания, раздирающие душу разочаровавшегося во многом поэта, довольно глубоки. Говоря в стихах о том, как тоскует его душа о небесах, передает Есенин всю свою грусть. В других же строках проскальзывает и разочарованность в любви. Объясняя очередное чувство тем, что любил он заодно с другими на земле, пишет поэт и том, что и сама жизнь была его заодно с другими.
Любые стихи Есенина: и полные безысходности и грусти, и бесконечной любви к родной стране, и к своему народу – все они бессмертные творения истинного гения. И, до сих пор он является любимым поэтом многих. Многие его творения стали песнями. И они по праву
Они очень выразительны и красноречивы. Есенинские стихи любимы многими. Для многих они остались и примером для подражания.
Стихи Есенин посвящал и природе, и любви и родине. Любовью к своей стране и народу дышат его патриотические строки. В более ранних, предреволюционных, они полны надежды на лучшее будущее. В более же поздний период, в них проскальзывает недовольство установившимися порядками, разочарованность и безысходность. Но, не смотря ни на что, поэт, все же любит свою страну.
Любит ее любой.
Прекрасны строки, посвященные им родной земле. Он не променял бы ее ни на что и, даже в разлуке с ней, проявляется тоска в стихах. В одном из стихотворений Есенин пишет, что даже если бы ему предложили жить в раю, он бы отказался от него, предпочтя свою родину.
Произведение «Русь», написанное в 1914 году, показывает все отношение автора и к стране, и к народу. Рисуя картину, как простые пахари собираются на войну без жалоб и ропота, Есенин говорит о том, что в этих людях вся сила страны. Простой народ – опора Руси в тяжелое время.
Ярка и впечатляюща и любовная лирика Сергея Есенина. Каждое его увлечение, или же расставание и разочарование, нашло свое отражение в стихотворных строках. И, каждое это чувство – по своему неповторимо.
Переживания, раздирающие душу разочаровавшегося во многом поэта, довольно глубоки. Говоря в стихах о том, как тоскует его душа о небесах, передает Есенин всю свою грусть. В других же строках проскальзывает и разочарованность в любви. Объясняя очередное чувство тем, что любил он заодно с другими на земле, пишет поэт и том, что и сама жизнь была его заодно с другими.
Любые стихи Есенина: и полные безысходности и грусти, и бесконечной любви к родной стране, и к своему народу – все они бессмертные творения истинного гения. И, до сих пор он является любимым поэтом многих. Многие его творения стали песнями. И они по праву заслужили это. Ведь стихи Есенина действительно красивы и мелодичны.
Какие временные рамки охватывает серебряный век?
Перед тем как начинать писать сочинение на тему «Любимый поэт серебряного века», необходимо как следует разобраться в теоретической части. Название «серебряный век» охватывает рубеж конца XIX и начала XX вв. Чаще всего под этим термином понимается культура, деятельность поэтов и философов и расцвет лирики определенного характера. Серебряному веку предшествовал век золотой. К нему относились времена, в которые творил Пушкин, поэты-лицеисты, Лермонтов, Гоголь и другие светила русской классической литературы, то есть начало XIX века и далее.
Отличительные особенности творчества этого времени
Серебряный век не связывается с расцветом культуры, как, например, в европейской истории эпоха Ренессанса. Нет, для литературы русской это столетие может считаться наоборот, закатом, так как ушли в прошлое декаденство, а в строках, написанных поэтами, налицо прослеживалась ностальгия по ушедшим временам, неспособность найти себя в новом мире после того, как самодержавие Российской империи сменилось на так называемую власть народа. К самым известным поэтам серебряного века относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, К. Бальмонт, А. Блок.
Источник: www.chitalnya.ru
Поэзия серебряного века кратко
Временные рамки поэзии Серебряного века охватывают конец 19 – начало 20 века (примерно 20-30-е годы).
На стыке веков русская поэзия пережила второе рождение. Возникло множество литературных течений, главным из которых считался символизм. Он являлся ответом на кризис, бытовавший в европейской культуре. Реализм постепенно терял свои позиции, уступая дорогу молодому поколению литераторов.
Некоторые литературоведы считают, что эпоха Серебряного века началась в 1897 году, когда публицист В. С. Соловьев опубликовал произведение “Оправдания добра”. В нем содержались те философские догмы, которые были основой для поэтов Серебряного века.
Основные течения Серебряного века были разноплановыми и обладали своими уникальными особенностями.
Символизм. Главным инструментом исследования окружающего мира является символ. Он указывает на то, что находится за границами понимания человека. Символисты концентрировались на подсознательно-интуитивном восприятии окружающей действительности. Они делали упор на искусстве намека, недосказанности, чтобы читатель смог догадаться о тайном смысле, скрытом в произведении.
Представители: К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.
Акмеизм. Возник на основе символизма примерно в 1911 году, когда Н. С. Гумилев организовал поэтическое объединение “Цех поэтов”. Произведения акмеистов были более понятны читателю. Они не были наделены каким-то глубоким смыслом, который трудно постичь. Акмеисты не отрицали духовную сторону жизни, но предпочитали писать о земных вещах. Конец эпохи акмеизма припадает на 1914 год.
Представители: М. А. Зенкевич, А. А. Ахматова.
Имажинизм. Упор на образности поэзии, отсутствии клише и эпатажности. Главным художественным средством становится метафора. В поэзии имажинистов не было единой темы или настроения. Были и пессимистические произведения, и стихи, наполненные патриотизмом. Течение распалось в 1925 году.
Представители: А. Б. Мариенгоф, С. А. Есенин.
На смену Серебряному веку пришла литература советского периода.
Источник: obrazovaka.ru