От чего зависит цвет камня
Цвет минералов бывает собственным, то есть определяемым его основными компонентами, и примесным, то есть определяемый микроскопическими примесями в камне.
Только малая часть камней всегда имеют постоянную (собственную) окраску: гранаты, малахит, вивианит. Большинство минералов имеет примесную окраску, которая может варьировать в широких пределах.
Например, калиевый полевой шпат в зависимости от микропримесей может быть белым, красным или ярко-зелёным. В результате окраска в большинстве случаев имеет значение для сужения области поиска (так, оливин не может быть белым, нефелин не может быть чёрным и т. п.).
Цвет минерала бывает нескольких видов
Идиохроматический (собственным), он определяется своим химическим составом и компонентами. Аллохроматический (примесный), зависит от присутствия в минерале не своих элементов или других минералов. Можно сказать, что минералы в своем роде – палитра.
8 Камней Которые Лучше Никогда не Трогать
Так же существуют минералы «хамелеоны», их окрас – псевдохроматический, он зависит от самых разнообразных причин: преломлений и прочих искажений света, трещин, нагревания, облучения. Очень привлекательны минералы с переливающимся окрасом. Такое льющееся явление называют иризацией.
ИсточникПочему драгоценные камни меняют цвет?
Полудрагоценные и драгоценные камни полны загадок! Одна из них — способность менять свой цвет. Мы привыкли к тому, что камень — это нечто неизменное, и когда он проявляет свойства живого существа, то есть меняется, это вызывает восторг, удивление и даже испуг.
Говоря об изменениях цвета камня, подразумевают один из трех вариантов:
- изменение окраски в зависимости от освещения или угла обзора;
- переход к другому оттенку, протяженный во времени (цвет «ушёл» с годами или в течение нескольких месяцев);
- сознательное изменение цвета камня с целью улучшения его внешнего вида.
Таким образом, изменение цвета минерала может быть визуальным эффектом или реальным физическим процессом.
Камни-хамелеоны
Цвет камня — главный показатель его ценности. Цветовой тон, светлота, насыщенность — основные составляющие цвета. Иногда к ним добавляется ещё один — наличие дополнительных оттенков, который встречается у камней-хамелеонов. Раздобыть в свою коллекцию хамелеон — мечта многих ценителей натуральных драгоценных камней.
Плеохроизм
Некоторые минералы знамениты своей способностью меняться в зависимости от того, под каким углом на них смотришь. Ювелиры называют это явление «плеохроизм», и встречается оно у александрита, танзанита, хризоберилла, аквамарина, турмалина, циркона, некоторых образцов изумруда и топаза, у корундов, в основном в рубине и цветных сапфирах.
Цветовой реверс
Бывает также, что камень меняет цвет от освещения, это т.н. «александритовый эффект», цветовой реверс или эффект смены цвета. Редкие александриты, добытые на уральских Малышевских копях, совершают маленькое чудо: в лучах солнца они синевато-зелёные, а в искусственном свете становятся красновато-фиолетовыми. Александритовый эффект, чуть менее ярко выраженный, встречается у граната, турмалина, некоторых сапфиров с африканских копей, а также у отдельных образцов многих других камней.
Дневные и вечерние камни
Одни минералы лучше смотрятся в естественном освещении, и их называют «дневными», а другие — в искусственном, это т.н. «вечерние камни». Вот почему серьги с рубином при разном освещении меняются: вечером они выглядят ярче. То же касается бриллианта, он относится к вечерним камням и создан, чтобы поражать воображение в свете свечей и софитов. Ну а красота сапфира лучше раскрывается днём.
Разные источники освещения по-разному влияют на восприятие цвета драгоценного камня. Лампы дневного света усиливают синий, фиолетовый, зелёный цвет в минералах, а классическая лампа накаливания с жёлтым светом сделает более яркими красные, оранжевые, жёлтые вставки в ювелирных изделиях.
Драгоценный камень, меняющий цвет со временем
Наибольшее число суеверий возникло вокруг камней, меняющих цвет со временем. Предполагалось, что изменения происходят из-за того, что талисман принял на себя порчу, наведенную на владельца, или же пытается рассказать ему о приближающейся беде или болезни. Но объяснение выцветанию и прочим изменениям прозаичнее — минерал неправильно хранили или использовали.
Так, прекрасный голубой топаз боится солнечных лучей. Проведите с ним отпуск на пляже, и к концу сезона он превратится в прозрачную стекляшку. Красивый голубой оттенок дают нарушения кристаллической решётки, а солнце «лечит» топаз, исправляя дефекты, и цвет пропадает. Влюблены в небесную прозрачность этого минерала?
Выбирайте вечерние модели, как эти классические серьги с топазом. Не переносит солнца аквамарин, вот почему этот камень лучше носить вечером — в УФ-лучах он становится бурым.
А вот мнение, что аметист теряет цвет на солнце, ошибочно. Для того чтобы натуральный аметист утратил свой цвет, необходимо нагреть его до 200оС. Вот почему комплект с натуральными аметистами Viola может стать фамильной драгоценностью вашей семьи! Существует зависимость устойчивости окраски от места добычи.
Те аметисты, что добыты с открытых участков, не меняют цвета под солнцем, но камни, полученные с жеоды или внутренней полости, действительно выцветают, но далеко не так быстро как топаз. Ослабление интенсивности окрашивания будет заметно через несколько десятков лет.
Многие камни «не любят» высоких температур, так что лучше снимать украшения со вставками перед посещением бани, сауны. Не стоит хранить их на окне, да и вообще на свету — убирайте в ювелирную шкатулку. Крайне чувствительны к внешним воздействиям опал, бирюза, жемчуг, кораллы. Они боятся не только света, но и воды, бытовой химии и косметики, и даже пыли.
Облагораживание ювелирных камней
Идеальные драгоценные камни — редкость. Вот почему людям понадобились способы улучшения их природных свойств — технологии облагораживания. Они приводят к изменению окраски, при этом полученный оттенок остается навсегда. Облагораживание разрешено на законодательном уровне.
Наиболее часто применяется термообработка, т.н. отжиг или обжиг. Он проводится при высоких температурах (до 2000оС) и в специальных условиях, различных для разных минералов. Облагораживание путем отжига может применяться к аквамаринам, цитринам, рубинам, сапфирам и алмазам.
Второй метод облагораживания, благодаря которому драгоценные камни меняют цвет — это облучение. Его применяют в т.ч. на алмазе и топазе, нередко в сочетании с отжигом. Благодаря бомбардировке нейтронами алмазы становятся жёлтыми, красноватыми, аквамариновыми. Гамма-излучение заставляет голубеть топазы. Не переживайте — подобное облучение не может причинить вреда здоровью человека.
В ювелирных салонах Дива вы можете купить украшения с натуральными драгоценными вставками. Ищете необычные камни-хамелеоны? Мы предложим вам готовые изделия или изготовим под заказ украшение с уникальной вставкой. Петербургский бренд Дива — для ценителей натуральных драгоценных камней!
ИсточникПочему камни имеют разные цвета и оттенки
Цвет камня является самой ненадежной характеристикой для определения его вида. Существуют родственные группы минералов, окраска которых различна, а есть очень далекие друг от друга виды, похожие внешне.
- Почему камни имеют разные цвета и оттенки
- Могут ли камни менять цвет
- Как появляются камни в природе
Чаще всего цвет, который имеют драгоценные камни, зависит от микроскопических частиц примесей окислов металлов, которые не входят в химическую формулу минерала и при самом точном химическом анализе определяются не всегда. К таким примесям более чувствителен спектроскоп, некоторые элементы можно обнаружить, глядя на спектр испускаемого просвеченным насквозь камнем света.
Одним из самых эффективных красителей является железо. В виде окиси его присутствие дает желтые оттенки, в виде закиси можно получить бутылочно-зеленый цвет. Хром окрашивает рубины в красный цвет, а изумруды в зеленый цвет. Медь, соединяемая с гидроксилом, создает неповторимые оттенки бирюзы. Если у бирюзы зеленоватая окраска, это вызвано присутствием в ней железа.
Гидроксилы меди, помимо бирюзы, создают такие оттенки минералов, как у малахита, азурита и диоптаза. Титан в минерале дает ему голубой цвет, а литий окрашивает в неустойчивый розовый. Минералы родонит и родохрозит имеют неповторимую розовую окраску, которую им придает марганец. В богатстве цвета и оттенка немаловажную роль играют и такие химические элементы, как кобальт, никель, ванадий, цезий, галлий. Драгоценные камни называют идиохроматическими, если окрашивающий их агент входит в химическую формулу минерала, и аллохроматическими, если окрашивающий элемент является примесью.
Камни одного и того же вида нередко значительно отличаются окраской. Зависит это от примеси окисла металла. Как пример можно рассматривать корунд: чистая окись алюминия дает в результате белый корунд, называемый так же сапфиром, а окись хрома дает красный корунд, известный как рубин. Соединение железа и титана рождает в итоге синий корунд — самый редкий и дорогой из сапфиров.
Даже алмазы из-за разнообразных примесей имеют разные оттенки, они бывают желтоватыми, голубоватыми, зеленоватые, серые, бурые, черные,изредка встречаются и интенсивно окрашенные камни. Зависит это все от тех же окислов разнообразных металлов, присутствующих в минерале в большей или меньшей степени.
Александрит меняет свой цвет в зависимости от освещения: темно-зеленый днем, вечером он становится малиновым. То же происходит с аметистами насыщенного фиолетового цвета, которые становятся кроваво-красными в искусственном освещении. Бирюза меняет оттенки в зависимости от температуры, влажности и воздействия различных сред на этот камень.
ИсточникО цвете драгоценных и "полудрагоценных" камней
В этой статье мы расскажем о цвете драгоценных и полудрагоценных камней и о причинах его возникновения. Приведённая информация о факторах, влияющих на наблюдаемый цвет, его составляющих, поможет при покупке или продаже натуральных ограненных экземпляров и пригодится при оценке. Вы также узнаете основные причины, вызывающие появление дополнительных оттенков в самоцветах. А сведения о влиянии окраски экземпляра на его стоимость могут помочь в понимании устройства рынка драгоценных камней.
На фото: цветовые разновидности минерала берилла: аквамарин (голубой), персиково-розовый морганит и золотисто-желтый гелиодор
Цвет — это самая важная характеристика любого камня. Из всех параметров качества именно от окраски сильнее всего зависит общая привлекательность и стоимость драгоценного камня. Цвет является также важным диагностическим признаком при идентификации самоцветов. Качество цветных натуральных ювелирных камней оценивают специалисты по драгоценным камням — геммологи.
Главная причина возникновения цвета
На фото: рубин топового красного цвета, 4,06 карата, Бирма
Главная причина возникновения цвета – способность драгоценного камня избирательно поглощать световые лучи из спектра белого света. Основные составляющие, которые формируют восприятие окраски человеком — это свет, камень и сам наблюдатель. Белый свет содержит все спектральные составляющие (т.е. все цвета радуги).
Каждому цвету соответствует определённая длина волны. Когда свет достигает камня, то часть спектра белого света поглощается, а совокупность прошедших через камень световых волн возвращается в глаз наблюдателя и вызывает ощущение, который он видит. Если ювелирный камень полностью поглощает все длины волн, то он будет казаться чёрным. Если же полностью отражает (или пропускает) свет, то он воспринимается наблюдателем как белый или бесцветный. Камень, поглощающий свет лишь с определёнными длинами волн, кажется наблюдателю окрашенным в определенный цвет.
Рассмотрим это на примере. Цвет рубина мы воспринимаем как красный, т.к. камень поглощает из света зелёные, синие и фиолетовые лучи, а пропускает только красные, оранжевые и жёлтые. Когда прошедшие сквозь рубин лучи доходят до глаз наблюдателя, то мозг человека объединяет их и интерпретирует как красный.
Влияние освещения и внешних факторов на наблюдаемый цвет камня
Влияние освещения и внешних факторов на наблюдаемый цвет минерала может быть весьма существенным. Сам тип освещения (его цветовая температура) оказывает большое влияние на видимый наблюдателем цвет образца. Так лампы дневного света (белый свет) испускают больше синих, фиолетовых и зелёных лучей, которые усиливают соответствующие цвета в камнях.
А свет ламп накаливания (жёлтый свет) содержит больше красных, оранжевых и жёлтых лучей, поэтому камни таких же цветов будут лучше выглядеть при таком освещении. Так по этой причине при продаже красных рубинов освещение витрины продавцы зачастую делают с лампами, дающими жёлтый свет, а витрину с синими сапфирами будут освещать уже лампы дневного света (белый свет). Этот фактор визуального улучшения цвета в зависимости от типа освещения нужно учитывать при покупке камней. Стандартное же освещение для оценки цвета — это геммологические лампы с дневным светом (365 нм).
На видео: синий сапфир при разном освещении. При свете лампы накаливания появляется фиолетовый оттенок
Как описать цвет ювелирного камня
Чтобы описать цвет ювелирного камня, его окраску, геммологи могут использовать различные эталоны. При этом принято указывать три основных составляющих цвета:
- цветовой тон
- светлота
- насыщенность.
Цветовой тон — характеристика цвета, которая определяет его соответствие чистому спектральному излучению. Это зрительное впечатление. При этом описывается основной тон и дополнительный оттенок (например, оранжевый, желтовато-оранжевый). Наиболее высоко ценятся цветные ювелирные камни, цвет которых максимально близок к чистому спектральному, без дополнительных оттенков.
На фото: цирконы из Камбоджи. Цвет верхних экземпляров ценится примерно в два раза выше, чем нижних, т.к. он более насыщенный и не такой светлый.
Светлота — характеристика цвета, обусловленная способностью камня поглощать или отражать световое излучение. Она описывает положение цвета камня на шкале от тёмного до светлого. Если камень интенсивно поглощает падающее на него световое излучение – он выглядит тёмным, если поглощает слабо и в основном отражает – светлым. Пример: цвет может описываться как тёмный зеленовато-голубой или средний зеленовато-голубой, светлый зеленовато-голубой.
Насыщенность – это сила или интенсивность восприятия цветового тона, яркость окраски. Например, «бледный красный» – это красный цвет слабой насыщенности, а «яркий красный» – это красный высокой насыщенности.
Дополнительные цвета
Дополнительные цвета, кроме основной окраски, могут проявляться в некоторых камнях по разным причинам. Рассмотрим основные причины, вызывающие появление дополнительных цветов:
- Эффект смены цвета
- Плеохроизм
- Окно
- Цветовая зональность
Эффект смены цвета (color change)
Эффект смены цвета (color change) — оптический эффект, когда при дневном освещении и при свете лампы накаливания наблюдаются два цвета. Основным считается цвет, видимый под лампой дневного света, а под лампой накаливания — дополнительный. Интенсивность изменения цвета определяется как слабая, умеренная и сильная. Эффектом смены цвета обладает александрит, который меняет цвет с зелёного (при дневном освещении) на красный (при свете лампы накаливания). Так же этот эффект может проявляться в некоторых гранатах, шпинелях, корундах и в других минералах.
На фото: гранат с эффектом смены цвета под дневным светом геммологической лампы (слева) и под "жёлтым" светом фонарика (справа), 11,30 карата
Плеохроизм
Плеохроизм — свойство прозрачного минерала, при котором можно видеть изменение цвета в зависимости от направления наблюдения. Цвет плеохроизма оценивается в том случае, если он виден со стороны площадки камня. Интенсивность проявления плеохроизма оценивается как слабая, умеренная и сильная. Сильный плеохроизм характерен, например, для турмалинов и танзанитов.
На фото: наблюдение цветов плеохроизма в танзаните через специальный инструмент — дихроскоп
На фото: наблюдение цветов плеохроизма в ограненном рубеллите
Окно — участок бледной окраски, который может находиться в центре ограненного образца, если не соблюдены правильные пропорции огранки. При этом происходит "утечка" света через грани павильона. Дополнительный цвет оценивается, если размер «окна» составляет более 50% относительно площади камня. Экземпляры с крупным «окном» выглядят не очень привлекательно, и их стоимость ниже.
На фото: из-за малой глубины павильона по центру жёлтого сапфира образовалось бледное "окно"
Цветовая зональность
Цветовая зональность – это неравномерное распределение цвета, заметное при просмотре через площадку камня. Камень могут специально гранить так, чтобы при просмотре со стороны площадки были видны участки различных цветов. Это характерно, например, для аметринов и полихромных турмалинов. Но для многих камней наличие цветовой зональности, видной со стороны площадки камня в виде чередования светлых и насыщенных участков, будет считаться недостатком, и тогда она снижает стоимость. Неравномерность окраски может выражаться в виде пятнистости в сапфирах, рубинах, изумрудах и т.д.
На фото: сапфир из Шри-Ланки. Если бы сапфир был однородным голубым, то он стоил бы дороже
На фото: полихромный турмалин из Мозамбика. Наличие разноокрашенных цветовых зон в этом камне не снижает его стоимости
На видео: полихромный турмалин, правильно ориентированная цветовая зональность от розового до зеленого делает его более привлекательным
Влияние окраски на стоимость
Влияние окраски на красоту может иметь ключевое значение при оценке стоимости драгоценного камня. Чем камень красивее, тем он будет дороже. Наиболее высоко ценятся экземпляры ярких насыщенных цветов. Очень светлые или очень тёмные камни стоят значительно дешевле.
Наличие нежелательных дополнительных оттенков может снизить стоимость в разы по сравнению со стоимостью камня, имеющего чистый спектральный тон. При покупке стоит обратить особое внимание и на однородность распределения окраски. Так, например, цена синего сапфира с равномерным распределением окраски может быть в 2 раза выше цены сапфира, у которого со стороны площадки будет заметна зональность. На цену может влиять даже мода на какой-то определённый цвет в данном сезоне. Выше остальных ценятся камни редких окрасок, поэтому во многих случаях цвет, его оставляющие (тон, светлота, насыщенность) непосрественно влияют на цену.
Также часто влияет на цену факт облагораживания экземпляра, то есть был ли конкретный камень подвергнут воздействию с целью улучшения цвета. В большинстве случаев необлагороженные экземпляры с полностью природной окраской оцениваются выше гретых, например, синие сапфиры. Однако не всегда стоимость зависит от облагораживания. К примеру, на стоимость танзанитов не влияет проведенная термообработка.
На фото: сфены из Мадагаскара массой 25,17 и 22,18 карата. Окраска камня слева ценится меньше, т.к. в нём присутствует более выраженный жёлтый оттенок и наблюдаются крупные тёмные зоны
Ознакомиться с камнями различных окрасок Вы можете в каталоге компании Gem Lovers.
Автор статьи — Михаил
В последние годы очень многие драгоценные камни подвергаются различным методам облагораживания в основном с целью улучшения их цвета. Например, с помощью термообработки или облучения из неприглядных камней с низкой стоимостью можно получить камни красивого цвета. Доля облагороженных по цвету камней на мировом рынке растёт год от года. При этом камни с ярким красивым природным цветом встречаются всё реже. Поэтому экземпляры, чей цвет был улучшен путём облагораживания, могут стоить в разы дешевле аналогичных камней, но с природным цветом.
Источник