1. От него так и несло несокрушимым здоровьем и — странное дело — его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации. (Т.) 2. Софронов сын трехаршинный староста по всем признакам человек весьма глупый также пошел за нами да еще присоединился к нам земский Федосеич. (Т.) 3. Учитель был для нее род слуги или мастерового а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. (П.) 4. Князь уж сердится да и Великатов может обидеться. (Остр.) 5. В молодости Мирониха любила поговорить да и сейчас язык не сточился до конца. (Расп.)
1. из двух частей, союз и
От него так и несло несокрушимым здоровьем, и — странное дело — его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации
2. из двух частей, союз да
Софронов сын, трехаршинный староста, по всем признакам человек весьма глупый, также пошел за нами, да еще присоединился к нам земский Федосеич.
3. из двух частей, союз а
Учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною
Поталь жидкая Art Blong Gold, 40 мл
4. из двух частей, союз да
Князь уж сердится, да и Великатов может обидеться.
5. из двух частей, союз да и
В молодости Мирониха любила поговорить, да и сейчас язык не сточился до конца.
721. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Чем соединены части сложносочиненных предложений? Объясните правописание частиц. Обозначьте сочинительные союзы, указав их значение и отношения между частями.
Сделайте схемы 1, 3 и 6-го предложений.
1. (Н..) ветра на земле, (н..) туч на бледном своде! (Л.) 2. Молодые листья лепетали, да зяблики (кое) где пели, да горлинки ворковали все на одном и том (же) дереве, да куковала кукушка, перемещаясь всякий раз. (Т.) 3. Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды так (же) хмурились, (Ч.) 4. То (ли) вода еще была холодна, то (ли) Кадошка еще молод и глуп, только остановился он у воды и (н..) может идти дальше. (Пришв.) 5. Василисе (н..) о чем было говорить, Терентию (же) говорить (н..) хотелось. (Шишк.)
6. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы. (Арс.)
722. Выпишите из текста сложносочиненные предложения. Выделите части предложения и отметьте их границы знаком //. Назовите средства синтаксической связи, определите значения сочинительных союзов. Начертите схемы сложносочиненных предложений.
Каковы типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске?
Безлюдный корабль стремился куда-то в океанской ночи. Чернели силуэты надпалубных сооружений, кругом было темно. Но вот я увидел большую оранжевую луну.
Океан тускло мерцал в ее прозрачном ядовитом свете. Громадные неисчислимые валы лениво и мощно катились из мрачной дали и качали корабль. Сейчас он был совершенно пустынным. Словно летучий голландец, несся он по темным безбрежным океанским стихиям. Было в нем что-то загадочное, непонятное: нигде нет людей. А он, этот железный гигант, раздвигая пучины, идет и идет в темноте.
добиваем бронзу
Горело лишь несколько сигнальных огней, да на мачтах крутились антенны. Кругом была ночь, исчезла даже луна, кругом властвовала демоническая стихия, а пустынный крейсер шел и шел, стремился куда-то, летел по неведомому курсу. Что-то рокотало, гудело, свистело, и все было таинственно, непонятно: и ночь, и грозная безбрежная эта вода, и этот безлюдный, несущийся в темноте гигант.
723. Прочитайте предложения, запишите их, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку. Определите значения союзов, связывающих части сложносочиненных предложений.
1. Была зима, но в последние дни стояла оттепель. (Б.) 2. Луна освещала новый дом, а старый прятался в тени. (Гонч.) 3. Светало и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен и неприятен. (Булг.) 4. Из сырой темноты тянуло бурьяном, зато в хате пахло топленым молоком. (Пауст.) 5. И кровь приливала к коже и кудри мои вились. (Цв.)
724. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы в частях. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
1)Лошадей привязали, (1) однако кучер все никак не мог успокоиться.
1 — сложносочиненное предложение
2)На путях, (1)в вагонах глухо переговаривались казаки да копытили деревянные полы лошади,(2) обеспокоенные паровозными гудками.
1 — однородные члены
2 — причастный оборот
3)Давно октябрь,(1) но не уходит лето.
1 — сложносочиненное предложение
4) Толчок опередил выстрел, (1)и пуля, (2)сбивая хвою с сосен,(3) запела тягуче тонко.
1 — сложносочиненное предложение
2,3 — деепричастный оборот
5) И потраченные деньги пошли прахом,(1) и Карамзин ушел в неудовольствии.
1 — сложносочиненное предложение
Сказуемое
725. Прочитайте предложения. Спишите их, выделяя грамматическую основу в частях, определите значения союзов. Объясните постановку точки с запятой в сложносочиненном предложении.
1. Вошел слуга с каким-то докладом; но Алексей Абрамович не считал нужным его заметить, а слуга не смел потревожить барина. (Герц.) 2. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал ее совершенно. (Л.) 3. Скоро и мы с отцом нашли гнездо груздей; мы также принялись ощупывать их руками и бережно вынимать из-под пелены прошлогодних полусгнивших листьев, проросших всякими лесными травами и цветами. (Акс.) 4. Солнце уже давно встало, когда Рудин пришел к Авдюхину пруду; но не веселое было утро. (Т.)
726. Прочитайте и запишите предложения. Объясните постановку тире в сложносочиненном предложении.
1. К морю князь — а лебедь там уж гуляет по волнам. (П.) 2. Взошла луна — и смолкли голоса. (Б.) 3. Щелчок аппарата — и слон мгновенно станет «самым опасным животным Африки». (Песк.) 4. Но дни идут, наскучило ненастье — и сердце жаждет блеска дня и счастья. (Б.)
727. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.
1. Столпились тесно липы, сосны, клены, над озером смыкаются кольцом и в синеве сплетаются венцом их пышные зеленые короны. (Ю. В.) 2. Открывают лоток и жидкая, как вода, белорозовая, сверкающая серебром бронза по желобкам устремляется в нужное место. (Песк.) 3. Взмахи острых сабель, удары беспощадными пиками и батальона стрелков как не бывало. (Ког.) 4. Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами и снова глубоко синеют небеса над освеженными лесами. (Б.)
728. Прочитайте и запишите предложения. Объясните отсутствие занятой между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и.
1. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. (Б.) 2. Между тем дождь перестал и тучи рассеялись. (П.) 3. Снова было несколько гроз и несколько раз пришивали пуговицу. (Бел.)
729. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.
1. Конечно , Чанг никому не мешал _ и никто его не боялся.
Вводная конструкция КОНЕЧНО выделяется запятыми.
Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общая вводная конструкция.
2. Ты помнишь ли , как под горою , осеребряемый росою , белелся луч вечернею порою и тишина слетала в лес с небес?
Ставим запятую перед союзом КАК (начало придаточной части).
. , осеребряемый росою , . — причастный оборот, выделяем его запятыми по правилу: Обособляется определение (в данном случае — это причастный оборот), «оторванное» от главного слова другими членами предложения.
3. По его словам , ему надо мне сказать нечто очень важное _ и он не в силах сделать это в обычной обстановке.
Вводная конструкция ПО ЕГО СЛОВАМ выделяется запятыми.
Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общая вводная конструкция.
4. Только звезды по-весеннему ласково теплились над вершинами деревьев _ и соловьи в чащах пробовали свои голоса.
Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общий второстепенный челе ТОЛЬКО
Источник: izi-otvet.ru
Полное собрание сочинений. Том 16. В час высокой воды 36 стр.
Самые большие колокола в Венгрии отливал Ласло Гомбош. Сын его помнит, как в Будапеште на колокольню Святого Стефана поднимали девятитонное отцовское чудо. Играла музыка. Мастеру дали первому ударить в колокол – такова традиция. «Это было событие в жизни отца. И можно понять, что пережил он, когда немцы в 1944 году сняли колокол на переплавку».
У Лайоша Гомбоша самый большой – в две тонны – колокол висит на башне в городе Мишкольце.
А знает ли мастер наиболее знаменитый из всех известных колоколов?
Лайош понимающе улыбается, достает из стола фотографию.
– Как не знать, этого великана все знают. Двести тонн… Моторины лили… Имя мастера, отлитое в бронзе, – вечно, как вечен сам колокол…
Сидя в конторке Лайоша Гомбоша, вспоминаем историю. В былые времена отливка колокола была событием, равным спуску на воду большого современного корабля или даже пуску корабля космического.
– Сегодня колокола заказывают небольшие: для церквей, для башенных часов, для памятников… А знаете, сколько всего по Европе осталось нас – мастеров? – Ласло Гомбош сощурил глаза. – Семь! В Испании, ФРГ, Италии, Голландии, Югославии, Австралии, ну и я вот в селе Эрботтян. Конечно, знаем друг друга по именам. Недавно съехались на «конгресс» в Кёльне. Посидели, поговорили.
– Какая ж проблема колокольного дела наиболее актуальна, о чем говорили?
– Главное: нету продолжателей дела! Некому передавать опыт. Не хочет молодежь при нынешнем быстротекущем времени возиться с делом, требующим терпенья, любви и, чего уж там говорить, мастерства. Из троих сыновей у меня только Миклош держится под рукой. Два других сказали: «Нет, отец, слишком тягучее это дело».
Один работает слесарем, другой собирается стать ученым… Но есть потребность в колоколах. Миклош, чувствую, мастером будет, и, может, из внуков кого приспособлю. Вон он держится за веревку. Я ведь тоже с этого начинал.
«На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки» – писал в XVII веке из Ростова Великого своим друзьям Иона Сысоевич. Писал, явно поигрывая словами, явно гордясь, что дело движется ладно и складно. Целы те колокола на звоннице Ростова. Цела и оплывшая, похожая на воронку от бомбы большая колокольная яма… И вот такую же яму, но «живую», я вижу тут, в селе Эрботтян.
– С чего начинается отливка колокола?
Мастер протирает очки, кладет руку на стопку зеленых папок.
– С заказа. Получив заказ, я еду на место. Лезу на колокольню или на башню. Смотрю: крепка ли? Оглядываю окрестности.
На равнине звук от хорошего колокола слышен километров на двадцать. Если холмы – другое распространение звука…
При одном колоколе этого и довольно, чтобы вычислить силу нужного звука. Но бывает, что один или даже несколько колоколов уже есть. Требуется колокол особого тона, способного вписаться в оркестр. Тут расчет должен быть особенно точным. На колокольню мастер подымается, имея при себе большой набор камертонов.
Пробует, примеряется.
Приехав домой, он делает «проект колокола». Не улыбайтесь, именно так: проект. На плотной бумаге в определенном масштабе вычерчивается поперечный разрез будущего звукового снаряда. Высота, диаметр, толщина стенок, кривизна боковых спусков – верное сочетание всего этого даст колокол нужного тона.
– Ни разу не промахнулись?
– Был случай – до сих пор не могу разобраться, в чем дело. Поднес, помню, звучащий камертон, а колокол молчит, не отзывается. Должно же всегда получаться в согласии с замыслом.
Ну хорошо, это чертеж, а далее.
Далее мы опускаемся с мастером вниз из конторки и видим такую картину. Помощник его шаблоном из очень широкой доски обвел, обточил контуры глиняной болванки, в точности повторяющей внутреннюю пустоту будущего колокола. Внутри болванка из глины – полая, и туда заложен древесный уголь. Когда глина провялится до состояния кирпича-сырца, уголь зажгут и будут эту «печку» топить, понемногу, по чуть-чуть повышая температуру. Отполированная шаблоном до блеска глина превращается в большой с обвислой шляпкой грибок без ножки.
После этого наступает второй этап. Болванку мажут горячим жиром с графитом. И затем масляно-черный гриб начинают слой за слоем покрывать сырой глиной. И уже по другому шаблону формуют ее. Получилась «рубашка», одетая на болванку. Ее опять же медленно по строгому тепловому графику (секрет мастера) сушат.
Эта «рубашка» по очертаниям, толщине, по орнаменту и буквам из воска, на ней укрепленным, в точности соответствует форме и маске будущего колокола. Теперь сооружение надо одеть в глиняную «шинель». «Рубашку» тоже промасливают и вровень с высотою восковых выпуклостей щеткой набивают на нее особую огнеупорную смесь из молока, яиц, волос (чего-то еще – секрет мастера).
Эта сантиметровой толщины норка, естественным образом высохшая и спрятавшая в себя восковые накладки, должна будет прилипнуть к «шинели», стать подкладкой ее. Глиняную «шинель» набрасывают слой за слоем, уже не заботясь о внешней форме. Получившийся трехслойный кокон сушат все той же «печкой», спрятанной в изначальной болванке. Соблюдение технологии и терпенье необходимы. Если что-нибудь треснет при сушке – начинай сначала.
Но мастер дело хорошо знает. Брака в этом процессе, длящемся много дней, почти не бывает.
– Итак, трехслойный кокон…
– Ну, вы догадались, наверное, что будет дальше. Краном высохшую «шинель» осторожно мы подымаем, снимаем с «рубашки»…
– А «рубашку» осторожно раскалываете, убираете и потом болванку накрываете «шинелью»…
– Абсолютно верно. Пустое пространство, которое занимала «рубашка», – это и есть будущий колокол. Надо только пустоту залить расплавленной бронзой.
Кокон с пустотой в середине тщательно пеленают железными обручами, свинчивают железо. И ставят краном в обширную яму.
– Обычно для каждой разливки готовим сразу три-четыре таких кокона. В яме они засыпаются землей. Собравшись все вместе (наш маленький кооператив состоит из шести человек), тщательно топчем, утрамбовываем землю. Из нее торчат теперь только горлышки, в которые будет залит металл. Бронзу получаем либо из колокольного лома, либо смешиваем в нужной пропорции чистые медь и олово с добавлением «специй» (секрет мастера), предохраняющих колокол от зеленого окисления.
Момент отливки, самый короткий (одна-две минуты) во всем долгом процессе изготовления колокола. Но момент этот – самый ответственный. Чутье, интуиция, опыт мастера в эти минуты собраны воедино, обострены. Бронзу начинают плавить в полночь, чтобы была готова к 8 утра, когда температура, чистота, давление и движение воздуха благоприятствуют делу.
– Открывают леток, и жидкая, как вода, бело-розовая сверкающая серебром бронза по желобкам устремляется в нужное место. Температуру я чувствую по цвету расплава и регулирую скорость литья. За две минуты выпускается более тонны металла…
Затем 72 часа отливка затвердевает. Жидкая бронза, заполнив место «рубашки», в подкладке «шинели» растопила гнездышки воска. Пустоты от букв и орнаментов четко заполнил металл. Так хитро рождают узоры и надписи на колоколах.
– Вы думаете, древние пользовались такой же технологией?
– Думаю, что да. У каждого мастера были свои секреты. Но в принципе все происходит, как и тысячу лет назад.
Сидя в конторке, заваленной чертежами и фотографиями колоколов, вспоминаем самую интересную часть из фильма «Андрей Рублев» – отливку колокола.
– Да, да, именно так, я думаю, в старые времена все протекало. Кранов не было – помосты, веревки, блоки. Ну и, конечно, масса людей, молитвы, напряженное ожиданье – получилось, не получилось?
– Вы тоже волнуетесь, когда разрываете яму?
– А как же! Всегда волнуюсь.
Колокол, освобожденный от глиняной формы, еще неказист. Вот он лежит во дворе, как новорожденный, еще не издавший ни звука. Сбивают окалину, полируют песком. И наступит день, когда колокол подвесят на перекладине, укрепят внутри его зева язык. Еще не потемневшая бронза в это время сияет, колокол кажется золотым. Кто-нибудь самый нетерпеливый хватает веревку – бом! бом! бом.
По этим звукам жители Эрботтяна знают: у Лайоша Гомбоша праздник.
– Сколько же длится изготовление?
– От поездки на место до первых ударов – в среднем четыре месяца. Меньше нельзя. Беременность тоже ведь, знаете, девять месяцев – не поторопишь…
В процессе изготовления у Лайоша сразу несколько колоколов. В год получается двадцать пять – тридцать. Высока ли цена работы?
– Да. Стоимость колокола такого, как этот, равняется примерно стоимости трех «Жигулей». Металл не в счет. Металл либо дает заказчик, либо платит за него примерно столько же, сколько и за работу.
– Вы свои колокола можете по звуку узнать?
На карте, висящей в конторке, флажками отмечены села и города – места, где ждут заказанные у Гомбоша колокола.
Пять часов интересной беседы с мастером пролетели, как пять минут.
– Можно мне на прощанье попробовать звук?
Подходим к перекладине, где играют на солнце боками пять разных колоколов.
– Минутку… – говорит мастер и неторопливо раскладывает на траве длинный матерчатый футляр с камертонами. Их много. Каждый – в отдельном кармашке. Лайош выбирает нужный, показывает продолговатую дужку металла, и я становлюсь свидетелем чуда. Положив на дерево лоскуток ткани, Лайош ударяет в этом месте дужкою камертона и быстро подносит ее к колоколу.
Невероятно… Колокол загудел! Масса металла весом более тонны отозвалась на звучание пластинок весом в сто граммов.
Источник: sharlib.com
Василий Песков — Сельская Венгрия
Сельская Венгрия
Издательство:
5-244-00492-1
Дата добавления:
4 август 2018
Количество просмотров:
Читать онлайн
Возможностью странствовать я обязан газете, в которой работаю более тридцати лет. Я благодарен ей за доверие и за то, что на ее страницах всегда стремился к тому, чтобы читатель чувствовал себя участником путешествий. Видеть землю, узнавать, как живут на ней люди, наблюдать растения, птиц и зверей, плыть по реке, по морю, продираться по лесу и подниматься в горы — это все очень большая радость и изрядная доля того, что называется счастьем.
Странствия убедили: неинтересных мест на Земле нет и у каждого, даже маленького народа есть чему подивиться и поучиться. Ни разу ничто не убедило меня в обратном.
Все, что вы здесь прочтете, в разное время было опубликовано в «Комсомольской правде».
Вот, пожалуй, и все, что уместно сказать на первой странице.
Сельская Венгрия читать онлайн бесплатно
Сельская Венгрия — читать книгу онлайн бесплатно, автор Василий Песков
После этого наступает второй этап. Болванку мажут горячим жиром с графитом. И затем маслянисто-черный гриб начинают слой за слоем покрывать сырой глиной. И уже по другому шаблону формуют ее. Получилась «рубашка», надетая на болванку.
Ее опять же медленно, по строгому тепловому графику («секрет мастера») сушат. Эта «рубашка» по очертаниям, толщине, по орнаменту и буквам из воска, над ней укрепленным, в точности соответствует форме и массе будущего колокола.
Теперь сооружение надо одеть в глиняную «шинель». «Рубашку» тоже промасливают и вровень с высотой восковых выпуклостей щеткой набивают на нее особую огнеупорную смесь из молока, яиц, волос, чего-то еще («секрет мастера»). Эта сантиметровой толщины корка, естественным образом высохшая и спрятавшая в себя восковые накладки, должна будет прилипнуть к «шинели», стать подкладкой ее.
Глиняную «шинель» набрасывают слой за слоем, уже не заботясь о внешней форме. Получившийся трехслойный кокон сушат все той же «печкой», спрятанной в изначальной болванке. Соблюдение технологии и терпение необходимы. Если что-нибудь треснет при сушке — начинай сначала.
Но мастер дело хорошо знает. Брака в этом процессе, длящемся много дней, почти не бывает.
— Итак, трехслойный кокон…
— Ну вы догадались, наверное, что будет дальше. Краном высохшую «шинель» осторожно мы поднимаем, снимаем с «рубашки»…
— А «рубашку» осторожно раскалываете, убираете и потом болванку накрываете «шинелью»…
— Абсолютно верно. Пустое пространство, которое занимала «рубашка», — это и есть будущий колокол. Надо только пустоту залить расплавленной бронзой.
Кокон с пустотой в середине тщательно пеленают железными обручами, свинчивают железо. И ставят краном в обширную яму.
— Обычно для каждой разливки готовим сразу три-четыре таких кокона. В яме они засыпаются землей. Собравшись все вместе, наш маленький кооператив состоит из шести человек, тщательно топчем, утрамбовываем землю. Из нее торчат теперь только горлышки, в которые будет заливаться металл. Бронзу получаем либо из колокольного лома, либо смешиваем в нужной пропорции чистые медь и олово, добавляя к ним «специи» («секрет мастера»), предохраняющие колокол от зеленого окисления.
Момент отливки самый короткий — одна-две минуты — во всем долгом процессе изготовления колокола. Но момент этот — самый ответственный. Чутье, интуиция, опыт мастера в эти минуты собраны воедино, обострены. Бронзу начинают плавить в полночь, чтобы была готова к восьми утра, когда температура, чистота, давление и движение воздуха благоприятствуют делу.
— Открывают леток — и жидкая, как вода, бело-розовая, сверкающая серебром бронза по желобкам устремляется в нужное место. Температуру я чувствую по цвету расплава и регулирую скорость литья. За две минуты выпускается более тонны металла…
Затем семьдесят два часа отливка затвердевает. Жидкая бронза, заполнив место «рубашки», в подкладке «шинели» растопила гнездышки воска. Пустоты от букв и орнаментов четко заполнил металл. Так хитро рождаются узоры и надписи на колоколах.
— Вы думаете, древние пользовались такой же технологией?
— Думаю, что да. У каждого мастера были свои секреты. Но в принципе все происходит, как и тысячу лет назад.
Сидя в конторке, заваленной чертежами и фотографиями колоколов, вспоминаем самую интересную часть из фильма «Андрей Рублев» — отливку колокола.
— Да, да, именно так, я думаю, в старые времена все протекало. Не быстро! И волнение мастера верно показано. Кранов не было — помосты, веревки, блоки. Ну и, конечно, масса людей, молитвы, напряженное ожидание — получилось, не получилось?
— Вы тоже волнуетесь, когда разрываете яму?
— А как же! Всегда волнуюсь.
Колокол, освобожденный от глиняной формы, еще неказист. Вот он лежит во дворе, как новорожденный, но еще не издавший ни звука. Сбивают окалину, полируют песком. И наступит день, когда колокол подвесят на перекладине, укрепят внутри его зева язык. Еще не потемневшая бронза в это время сияет, колокол кажется золотым. Кто-нибудь самый нетерпеливый хватает веревку — бом! бом! бом.
По этим звукам жители Эрботтяна знают: у Лайоша Гомбоша праздник.
— Сколько же длится изготовление?
— От поездки на место до первых ударов — в среднем четыре месяца. Меньше нельзя. Беременность тоже ведь, знаете, девять месяцев — не поторопишь…
В процессе изготовления у Лайоша сразу несколько колоколов. В год получается двадцать-тридцать. Высока ли цена работы?
— Да. Стоимость колокола такого, как этот, равняется примерно стоимости «жигулей». Металл не в счет. Металл либо дает заказчик, либо платит за него примерно столько же, сколько и за работу.
— Вы свои колокола можете по звуку узнать?
На карте, висящей в конторке, флажками отмечены села и города — места, где ждут заказанные у Гомбоша колокола.
Пять часов интересной беседы с мастером пролетели, как пять минут.
— Можно мне на прощание попробовать звук?
Подходим к перекладине, где играют на солнце боками пять разных колоколов.
— Минутку… — говорит мастер и неторопливо раскладывает на траве длинный матерчатый футляр с камертонами. Их много. Каждый — в отдельном кармашке. Лайош выбирает нужный, показывает продолговатую дужку металла, и я становлюсь свидетелем чуда. Положив на дерево лоскуток ткани, Лайош ударяет в этом месте камертоном и быстро подносит его к колоколу. Невероятно… Колокол загудел!
Масса металла весом более тонны отозвалась на звучание пластинок весом в сто граммов.
— Две струны, одинаково настроенные, зазвучат в лад, если тронуть одну. То же самое здесь.
Потом Лайош показывает мне, как надо звонить. Большой колокол… малые… оркестровое сочетание звуков.
— Селяне не против такого концерта?
— Не стесняйтесь. К этим звукам в Эрботтяне привыкли. Иногда даже просят позвонить специально, в день чьей-нибудь свадьбы, к примеру. Сейчас они думают: это заказчик приехал забирать колокол. Вон уже, видите, идут любопытные.
Источник: my-library.info