Откуда кажется герою рассказчику идет особенный серебряный звон

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.

Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. Экзамены должны были тянуться более месяца. У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества.

(1)Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. (2)Экзамены должны были тянуться более месяца. (3)У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества. (4)Вдруг я случайно вспомнил, что мой отец советовал мне разыскать в Петербурге Александру Ивановну Грачёву, нашу дальнюю родственницу, и зайти к ней. (5)Я с трудом нашёл комнату Александры Ивановны, вошёл и остановился.

(6)Спиной ко мне стояла полная женщина. (7)Она обернулась и стала присматриваться. (8)В это время откуда-то из угла выскочил и быстро подошёл ко мне мальчик, в распоясанной блузе и босиком. (9)Взглянув на него пристальней, я сразу догадался, что это дурачок. (10)Мальчик глядел на меня бессмысленно и издавал странные звуки, нечто вроде «урлы, урлы».

▶️ Будет светлым день 1 и 2 серия — Мелодрама | Фильмы и сериалы

— (11)Не бойтесь, он не тронет, — сказала женщина, идя мне навстречу. — (12)Чем могу служить?

(13)Я назвал себя и упомянул про своего отца. (14)0на обрадовалась, оживилась и разохалась. (15)Мальчик принялся ещё громче кричать своё «урлы, урлы. »

— (16)Это сыночек мой, он такой от рождения, — сказала Александра Ивановна с грустной улыбкой. — (17)Степаном его зовут.

(18) Услышав своё имя, мальчонка крикнул каким-то птичьим голосом:

(19) Александра Ивановна похлопала его ласково по плечу.

— (20)Да, да, Степан. (21)Видите, догадался, что о нём говорят.

(22)Чтобы оказать Александре Ивановне внимание, я сказал ему: «Здравствуй, Степан» — и взял его за руку. (23)Она была холодна, пухла и безжизненна. (24)Я почувствовал брезгливость и только из вежливости спросил:

— Ему, наверно, лет шестнадцать?

— (25)Ах, нет, — ответила Александра Ивановна, — уже двадцать девятый.

(26)Мы разговорились. (27)Грачёва оказалась тихой, робкой женщиной, забитой

неудачами и долгой нуждой. (28)Во всё время нашего разговора Степан не сводил с меня глаз. (29)Раза три он исподтишка протягивал руку, чтобы притронуться к блестящим пуговицам моего сюртука, и тотчас же отдёргивал её с видом испуга.

— (ЗО)Неужели ваш Степан так и не говорит ни одного слова? — спросил я Александру Ивановну.

(31)Она печально покачала головой.

— (32)Нет, не говорит. (ЗЗ)Есть у него несколько собственных слов, да что же это за слова! (34)Так, бормотанье! (35)Вот, например, Степан у него называется «Папан», кушать хочется — «мня», деньги у него называются «тэки». (36)Степан, — обратилась она к сыну, — где твои тэки? (37)Покажи нам твои тэки.

(38)Степан вдруг спрыгнул со стула, бросился в тёмный угол и присел там на корточки. (39)Я услышал оттуда звон медной монеты и те же «урлы, урлы», но на этот раз ворчливые, угрожающие.

Масленица. Иван Шмелёв «Лето Господне».

— (40)Боится, — пояснила Александра Ивановна. — (41)Ну, ну, не будем трогать тэки, не будем, — принялась она успокаивать сына.

(42)Я стал довольно часто бывать у Грачёвой. (43)Её Степан заинтересовал меня, и мне пришла в голову мысль вылечить его по системе какого-то швейцарского доктора, пробовавшего действовать на своих слабоумных пациентов медленным путём логического развития. (44)Сначала я принёс Степану куклу.

Читайте также:
Серебро ручной работы это

(45) Он обрадовался, расхохотался и закричал, указывая на куклу: «Папан!»

(46) Потом я приносил ему картинки, пробовал заинтересовать его кубиками, разговаривал с ним, называя разные предметы и показывая на них. (47)Но или система швейцарского доктора была неверна, или я не умел её применять! на практике, только развитие Степана не подвигалось ни на шаг. (48)ЗатО’ [ он необыкновенно полюбил меня в эти дни. (49)Когда я приходил, он кидался мне| навстречу с восторженным рёвом. (50)После моего ухода он долго не отходил! от окна и испускал такие жалобные вопли, что другие квартиранты жаловались! на него хозяйке.

(51)А мои личные дела были очень плохи. (52)Я провалился с необычайным треском на предпоследнем экзамене. (53)Нужно было как можно скорее ехать домой. (54)К этому меня побуждали и финансовые соображения: в моём бумажнике лежали всего-навсего три копейки. (55)Я скрепя сердце пошёл просить взаймы у товарищей, но они все отговаривались пустотой карманов. (56)Три копейки! (57)Я вам скажу, что в эти дни мне было очень тяжело. (58)Скоро голод сделался невыносимым. (59)Я пошёл к Александре Ивановне. (60)Мне очень было тяжело просить бедную женщину о деньгах, но я решился сделать это.

— (61)Александра Ивановна, мне есть нечего. (62)Дайте мне взаймы.

(63)Она всплеснула руками.

— (64)Голубчик мой, ни копеечки. (65)Вчера сама заложила брошку.

(66)Я чувствовал себя заброшенным на край света, одиноким и униженным. (67)Вдруг кто-то толкнул меня в бок. (68)Я обернулся. (69)Это был Степан.

(70)Он протягивал мне на ладони кучку медных монет и говорил:

(71)Я не понимал. (72)Тогда он бросил свои деньги мне на колено, крикнул ещё раз «тэки» и убежал в свой уголок.

(73)Я заплакал, как маленький мальчик. (74)Александра Ивановна также плакала вместе со мной от умиления и жалости, а Степан из тёмного угла испускал жалобные, совершенно осмысленные «урлы, урлы, урлы».

(75)Когда я успокоился, мне стало легче. (76)Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание.

(По А. И. Куприну)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста В.Д. Черняк: «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится».

Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые придают высказыванию образность и выразительность. Современный лингвист В.Д. Черняк отмечает, что важнейшей функцией таких словосочетаний является способность передать отношение говорящего к тому или иному явлению. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.

Например, в предложении 55 употребляется фразеологизм «скрепя сердце». Это значит, что герою было очень тяжело просить деньги в долг у товарищей, но он пытался переступить через свои принципы. С помощью этого устойчивого выражения мы узнаем, что рассказчик – достаточно гордый человек, имеющий чувство собственного достоинства.

В предложении 66 также есть фразеологизм – «на край света». Это словосочетание помогает передать чувства и переживания главного героя. Когда все вокруг отказывают ему в помощи, молодой человек чувствует себя «заброшенным на край света, одиноким и униженным».

Действительно, фразеологизмы помогают выразить отношение личности к предмету разговора и позволяют понять характер человека, а также его эмоциональное состояние.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание».

Читайте также:
К чему снится нательный крестик на цепочке серебряный

Смысл данного фрагмента я понимаю так: умение сопереживать – величайший дар, обладая которым можно исцелить душевные раны другого человека. Сочувствие «блаженненького» придаёт главному герою сил и наделяет его жизнь новым смыслом. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Надо сказать, что изначально рассказчик сам проявляет сострадание по отношению к слабоумному Степану. Он даже мечтает вылечить юношу с помощью новой швейцарской методики, о чём говорится в предложениях 42-50. Рассказчик не добился успехов, но в то же время он сумел тронуть сердце Степана, который очень сильно привязался к новому знакомому и всегда встречал его с «восторженным рёвом».

Когда рассказчик сам оказывается в сложной жизненной ситуации, Степан – единственный человек, который пытается ему помочь. В предложениях 67-72 говорится о том, что молодой человек принёс голодавшему рассказчику несколько медных монет. Это приободряет героя, потому что он не ожидал такого искреннего сочувствия.

Таким образом, милосердие на самом деле может изменить мир. Каждый день важно находить время для маленьких добрых поступков. Кто знает, вдруг это спасёт чью-нибудь жизнь?

9.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

В чём заключается сила истинной доброты? Она может изменить жизнь человека. Именно поэтому так важно не забывать делать добрые дела и протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Так, например, слабоумный молодой человек проявляет искреннее сочувствие по отношению к главному герою произведения А.И. Куприна. Из предложения 70 мы узнаём, что Степан приносит голодающему рассказчику медные монеты. Это не может решить проблему героя, но такой жест очень сильно тронул его сердце. В этот момент рассказчик понимает, что ради любви и сострадания стоит жить.

В другом рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» тоже поднимается проблема доброго отношения к людям. Верочка Алмазова помогает своему мужу в трудную для него минуту. Она, не задумываясь, сдаёт в ломбард украшения, чтобы посадить кусты сирени и тем самым спасти Николая, которого могут выгнать из академии. Главная героиня – настоящий альтруист, и она делает всё возможное, чтобы сохранить в семье доверительные отношения.

В заключение хочется сказать, что в современном мире невозможно выжить без добрых поступков. Наш долг – относиться друг к другу с любовью и уважением.

Источник: 4ege.ru

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

(1) Любила Русь колокольный звон. (2)Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. (3)Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис”. (4)Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. (5)Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. (6)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.(7) Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”.(8)Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. (9) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (10)Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. (11)Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
(12) Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. 13)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) – отливали мелкие звоны и била.(14) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (15)Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (16)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. (17)Отсюда и выражение “серебряный звон”.
(18) С колоколами были связаны самые различные поверья.(19) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. (20)Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (21)Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
(22) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.(23) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (24)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон.
(25) О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
(26) Трудное дело – отливка колоколов. (27)Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (28)У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.

Читайте также:
Как получить серебряную галочку в лайке

(Е.Осетров)

К каждому заданию А1 – А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания А1– А9 обведите кружком.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»?
1) Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.
2) Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
3) Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских.
4) Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

А2. Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»?
1) Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”
2) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
3) В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности.
4) Колокол – это гигантский музыкальный инструмент.

А3. В каком варианте ответа содержится тема текста?
1) Литье колоколов и бил считалось почетным делом.
2) История колоколов России.
3) С колоколами были связаны самые различные поверья.
4) В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.

А4. В каком варианте ответа указана главная мысль текста?
1) Первые упоминания о литье колоколов.
2) Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.
3) Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
4) Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

А5. В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что «колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”?
1) 23
2) 8
3) 11
4) 20

А7. Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”?
1) Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей
2) Общим является то, что удары в колокол — это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.
3) Колокол – это гигантский музыкальный инструмент.
4) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28?
1) метафора, фразеологизм
2) сравнительный оборот, гипербола
3) анафора, олицетворение
4) эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм

Читайте также:
Секрет в чем есть серебро

А9. Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение.

Ответы на задания В1 — В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Из предложений 26 – 28 выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова»

В2. Из предложений 23 – 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

В3. Из 4 предложения выпишите слово с орфограммой «Безударный беглый гласный в суффиксе».

В4. Из приведённого ниже предложения 23 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот.
Колокол был,(1) например,(2) для деревенских жителей своего рода часами, (3)возвещавшими о начале дня.

В5. Среди предложений 12 — 14 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

В6. Из приведённого ниже предложения 15 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Когда отливался большой колокол, (1)то летописец заносил это событие в свою хронику, (2)не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

В7. Замените словосочетание из предложения 23, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Деревенских жителей– …

В8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

В10. Среди предложений 3 – 8 найдите предложение с вводным словом.
Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 12 – 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Среди предложений 18 – 25 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В13. Среди предложений 9 – 17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В14. В предложении 3 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.

Ответы

А1-2;
А2-3;
А3-2;
А4-2;
А5-8;
А6-2;
А7-2;
А8-4;
А9 — О колокольных звонах повествовали метафорично: «Сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу».

В1-гигантский;
В2-возвещавшими;
В3-летописца;
В4-3;
В5-13;
В6-1;
В7-жители деревни;
В8-колокол – инструмент;
В9-2;
В10-4;
В11-15;
В12-24, 25;
В13-11;
В14- Новгородская летопись в 1342 году отметила, что архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис.

Источник: owlearn.ru

Итоговый тест по родной русской литературе 6 класс

1. Кем рассказана история повести Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»?

а) паном из хутора Диканьке б) дьяком Фомой Григорьевичем

в) бабкой Настасьей г) неким прохожим на ярмарке

2. Кто не является героем повести?

а)Басаврюк б) пи рка в) Петрусь г) бабка Настасья

3. Какой дар получал человек от цветов папоротника ?

А) может влюбить в себя, кого пожелает Б) понимает язык животных

В) видит клады Г) вечную молодость

4. Продолжи фразу героя романа «Лето Господне» И.Шмелева: «Я несу от Евангелий страстн ую

свечку, смотрю на мерцающий огонек, очень боюсь: погаснет! Донесу — …»:

А) богат буду Б) грехи простятся мне В)доживу до будущего года Г) Христа во сне увижу

5. Что подарил отец главному герою романа «Лето Господне» И.Шмелева:

А) большое шоколадное яйцо с орехами внутри Б) кошелек в виде золотого яйца на цепочке

В)музыкальную шкатулку с изображением Христа

Г) книгу — Библию в золотом переплете

6. Что можно было есть в пост перед Рождеством?

А) рыбу Б) молоко В)яйца Г)только овощи

Читайте также:
Припой для меди с серебром

7. Откуда кажется герою — рассказчику идет особенный «серебряный звон»?

А) от колокола Кремля Б)от посуды на кухне В) от звезд Г) от ветра и мороза

8. За что Кощей схватил царя Берендея?

А) за руку Б) за бороду В) за нос Г) за рукав кафтана

9. Что обещал отдать Берендей Кощею?

А) самое дорогое Б)то, что не нужно

В) то, чего царь не знает Г)младшего сына

10. В виде кого царевичу впервые встретились дочери Кощея?

А) кукушек Б) лебедушек В) голубок Г) уточек

11. Жанр произведения А.С.Пушк ина «Руслан и Людмила»:

А) сказка Б) баллада В)поэма Г) рассказ

12. Не является героем произведения «Руслан и Людмила»:

А) Наина Б)Черномор В) Садко Г) Финн

13. Почему Черномор отрубил голову своему брату?

А) позавидовал росту и силе брата Б) брат предал Черномора

В) брат хотел жениться на возлюбленной Черномора

Г) хотел получить таким образом силу брата — великана

14. Как Руслан лишил Черномора его волшебной силы7

А) проткнул Черномора мечом Б) отрубил ему руки

В) отрубил ему бороду Г) отдал брату — великану

15. какие волшебные предметы используют герои произведе ния «Руслан и Людмила»?

А) зеркальце Б) яблоки В) кольцо Г) меч Д) шапка — невидимка

Е) живая вода Ж) ковёр — самолет

16. Произведение «Руслан и Людмила» состоит из:

А) 4 песен Б) 5 песен В) 6 песен Г)7 песен

17. Как А.Толстой изобразил Илью Муромца?

А) едущим вдоль реки Б) бредущим по полю В) ед ущим бором Г) сидящим на пиру

18. На каким инструменте играл Садко?

А) на гуслях Б) на балалайке В) на гитаре Г) на арфе

19. В каком лесу косили «дальние» косцы в одноименном рассказе И.Бунина?

А) в молодом березовом лесу Б) в молодом сосновом лесу

В) в молодом дубовом лесу Г) в молодом еловом лесу

20. Как развлекали себя «дальние» косцы?

А) играли в города Б) рассказывали страшные истории

В) рассказывали смешные истории Г) пели песни

21.Кто переложил на музыку стихотворение Дельвига «Соловей»?

А) Глинка Б) Алябьев В) Чайковский Г) Мусоргский

22. Соловей в поэзии Дельвига – это символ:

А) воли Б) радости В) безнравственности Г) поэта и поэзии

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Литература — еще материалы к урокам:

  • Промежуточная аттестация по литературе (по программе В.Я. Коровиной) 7 класс
  • Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса
  • Тест «Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва»
  • Стартовая проверочная работа по литературе 5 класс (с ответами)
  • Итоговая контрольная работа по литературе (8 классе) блок (тестовые задания)
  • Диагностическая работа по литературе за 1 полугодие 10 класс
Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 14-07-2020, 12:57 Рабочая программа по русской родной литературе для 9 класса на
  • 3-04-2020, 15:00 Контрольная работа по устранению академической задолженности по
  • 1-11-2019, 13:02 Контрольная работа по родной русской литературе в 7 классе за I
  • 29-10-2019, 15:53 Итоговый тест по русской литературе за курс 9 класса
  • 7-09-2019, 11:46 Итоговый тест по русской литературе XVIII века (разделы
  • 5-08-2019, 11:18 Рабочая программа по родной (русской) литературе 5-9 классы ФГОС ООО
  • 2-05-2016, 20:28 Итоговый тест по русской литературе 5 класс
  • 6-04-2016, 09:52 Итоговый тест по русской литературе за 9 класс

Источник: uchitelya.com

Рейтинг
Загрузка ...