Метонимия – троп, широко используемый в повседневной речи и в литературе. Но, как для Мольеровского героя господина Журдена явилось открытием то, что он всю жизнь говорит прозой, так для наших современников становится сюрпризом использование ими выразительного средства с загадочным названием. Чтобы не уподобляться недалёкому Журдену, стоит разобраться и устранить эту загадочность.
Что такое метонимия
Основы литературоведения были заложены в Древней Греции, из греческого языка пришли и базовые термины. Значение слова μετονυμία (метонимия)– переименование , буквальный перевод – « над именем ».
Метонимией называется замена наименования предмета употреблённым в переносном значении названием другого объекта, имеющего с первым определённую связь. Образование тропа происходит в результате эллипсиса , то есть стяжения словосочетания в одно слово.
- Бабушка разволновалась и пошла принимать пустырник . ( настойку пустырника )
- Класс внимательно слушал учителя. ( ученики в классе )
- Утром её разбудило солнце . ( солнечный свет )
Метонимию характеризуют следующие признаки:
10 класс — Русский язык — Изобразительно-выразительные средства языка
- переносное лексическое значение слова (прямое значение слова Солнце – небесное тело, переносное – солнечный свет );
- очевидная связь между названием и называемым объектом (растение пустырник и успокоительная настойка из него связаны как предмет и результат его обработки);
- отсутствие сходства между называемым предметом и носителем прямого значения употреблённого наименования ( класс как помещение и находящихся в классе учеников во внешнем сходстве не заподозрить).
Виды метонимии
Виды тропа определяются областью использования.
Вид | Пример |
Общая характеризуется употреблением в повседневной речи. | Алевтина Григорьевна коллекционирует мейсенский фарфор. |
Общелитературная отличается частотным использованием в художественной литературе, в частности, в поэзии. | Горные вершины уходили в прозрачную лазурь. |
Общемедийная применима в публицистических текстах. | Журналист ведёт новостную колонку в газете. |
Индивидуально-авторская принадлежит перу конкретного писателя. | …Духи в гранёном хрустале. (А.С. Пушкин) |
Сарказм в литературе: что такое, признаки, примеры
Типы метонимии
По вариантам связи между названным объектом и источником названия выделяются следующие типы метонимии:
Тип | Варианты переноса | Примеры |
Пространственная | С содержащего на содержимое: | |
Ёмкость и то, что в ней находится. | Кастрюля закипает ( содержимое кастрюли ). | |
Помещение и занимающая его организация. | Театр объявил о премьере ( труппа театра ). | |
Орган и его заболевание. | Лекарство от головы ( от головной боли ). | |
С места на людей: | ||
Помещение и те, кто в нём находится. | Зал стих и прислушался ( люди в зале ). | |
Мероприятие и его участники. | Собрание постановило ( участники собрания ) | |
Географический объект и его жители. | Вся деревня обсуждает ( жители деревни ) | |
Временная | С действия на его признаки: | |
Действие и результат. | Выучить определение глагола ( признаки, по которым определяется ). | |
Действие и место действия. | Подземный переход ( место для перехода улицы ). | |
Логическая | С признака на предмет: | |
Характеристика и её носитель. | Вороные остановились у крыльца ( вороные кони ). | |
С материала на продукт: | ||
Материал и изделие из него. | Носила жемчуг ( украшения из жемчуга ). | |
Растение и продукт обработки. | Добавь в макароны томат ( соус из плодов томата ). | |
С человека на неодушевлённый предмет: | ||
Автор и произведения. | Слушать Моцарта ( музыку, написанную Моцартом ). | |
С неодушевлённого предмета на одушевлённый: | ||
Орудие и использующий его. | Отряд в двести сабель ( воинов, вооружённых саблями ). |
Примеры метонимии в художественной литературе
Авторы художественных произведений используют метонимию наряду с остальными тропами для придания выразительности описаниям и точности характеристикам.
Разнообразие метонимических переносов у А.С. Пушкина захватывает читателя, помогает ярче представить себе героев и события. В частности, роман «Евгений Онегин» насыщен тропами.
« Партер и кресла – всё кипит», – говорит поэт о театральной публике, заполняющей зал перед началом представления. Здесь и движение зрителей, занимающих места, и приветственные поклоны знакомым, и оглядывание в лорнет нарядных дам в ложах, и разнообразие туалетов и украшений, и приподнятое настроение – всё уместилось в одну строку благодаря точному выбору выразительных средств.
Мать сестёр Лариных «была сама от Ричардсона без ума». Фамилия автора, употреблённая вместо названий его романов, здесь не просто обобщение. Из следующих строк читатель узнаёт, что Ларина с «любимыми» книгами и их героями знакома лишь по рассказам своей кузины. Получается, имя автора – почти единственное, что женщине о произведениях известно.
Метонимия обнаруживается и в баснях И.А. Крылова. Язык басни близок к разговорному, поэтому для басенного жанра подходят выразительные средства, уместные в повседневной речи.
«Ну, скушай же еще тарелочку , мой милый!» – уговаривает сосед соседа. Поскольку порция далеко не первая, содержимое «тарелочки» для угощаемого Фоки, героя «Демьяновой ухи», давно безразлично.
В поэзии Ф.И. Тютчева, далёкой от басенной разговорной стилистики, выразительному тропу также нашлось место. Осенние поля, по которым прежде «бодрый серп гулял», по контрасту выглядят ещё более пустыми и холодными.
Детские стихи, например, Б.В. Заходера, не становятся исключением из правила. Одно из стихотворений так и называется: « Мордочка, хвост и четыре ноги ». Та же строчка, представляющая собой целиком метонимию и обозначающая собаку, завершает каждую строфу.
Область применения тропа не ограничивается поэтическими текстами. «Эй, борода !» – обращается Гоголевский Чичиков к проходящему крестьянину. В обращении звучит и обозначение принадлежности к низшему сословию, и пренебрежение.
Обширные возможности выразительного средства привлекали и привлекают литераторов.
Отличие метонимии от метафоры
Метонимический перенос отличен от метафорического. Оба тропа используют переносное значение слова, но метафора основана на сходстве, а метонимия – это перенос по смежности. Наглядный пример позволяет понять разницу.
- Серебро относится к благородным металлам.
Слово употреблено в прямом значении: название металла с характерными свойствами.
- Дед лукаво ухмылялся, поглаживая серебро густой бороды.
Аллитерация
Седая борода деда цветом сходна с серебром, на этом сходстве основано переносное значение. В предложении использована метафора .
- Столовое серебро с годами потускнело.
Речь идёт о смежности понятий. Сходства между столовыми приборами и куском металла, серебряной рудой или отвлечённым символом периодической таблицы химических элементов нет. Название перенесено с материала на изготовленные из этого материала предметы. Связь очевидна, как и принцип переноса. В предложении употреблена метонимия .
Метонимия и синекдоха: в чём разница
Говорить о кардинальных различиях между этими двумя понятиями неверно, так как сине́кдоха – разновидность метонимии. Она представляет собой употребление:
- название целого вместо части (состоялся матч между Бразилией и Аргентиной – в значении « между командами этих стран »);
- части вместо целого (я сегодня за рулём – то есть « в автомобиле »);
- замену множественного числа единственным ( немец порядок любит – не один человек, а вся нация).
Частным случаем синекдохи считается употребление собственных имён в роли нарицательных:
- Иуд , готовых продать ближнего, ещё много по земле ходит.
Различия между двумя тропами столь незначительны, что не всегда удаётся их разграничить.
Метонимия – эффективное средство словесного воздействия на читателя или слушателя. Обогащённая ею речь выдаёт человека с образным и логичным мышлением.
Источник: russkijyazyk.ru
В каких предложениях использована анафора?
4) Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.
4. В каком варианте ответов использована градация?
1) Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьётся ввысь…
2) И тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.
3) Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым.
4) Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.
1) А,Б,В 2) Б,В,Г 3) А,В,Г 4) А,Б,Г
5. Отметьте примеры, содержащие метафору.
1) У меня в душе ни одного седого волоса.
2) Ты вел мечи на пир обильный.
3) Как чайка, парус там белеет в вышине.
4) Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр.
6. Отметьте примеры, содержащие олицетворение.
1) Улыбнулись сонные берёзки.
2) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
3) И дряхл, и сед закат осенний.
4) Плачет дождь, воет вьюга.
7. Отметьте примеры, содержащие метонимию.
1) Чашка из серебра.
2) Золото и серебро на столе.
3) Это старинное серебро.
4) Цепочка из серебра.
8. Отметьте примеры, содержащие эпитет.
1) Золотое изделие.
2) Золотой характер.
9. Отметьте примеры, содержащие синекдоху.
1) Студент нынче пошёл не тот.
2) Часок! Я сейчас освобожусь.
3) И раб судьбу благословил.
4) В сумерки луга похожи на море.
10. Отметьте примеры, содержащие сравнение.
1) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2) Красною кистью рябина зажглась.
3) Как чайка, парус там белеет в вышине.
4) Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
11. Отметьте примеры, содержащие гиперболу.
1) Напугал до смерти!
2) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
3) Василий принёс тысячу извинений.
4) Тысячи людей в мире голодают.
12. Отметьте примеры, содержащие литоту.
1) Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём…
2) Стоит избушка на курьих ножках.
3) От горшка два вершка.
4) Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.
13. Отметьте примеры, содержащие парцелляцию.
1) А на крутом пригорке,
Там, где спрятался жёлудь в норке,
Дуб стоял. Бородатый, бурый.
Очень жилистый. Очень хмурый.
2) Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
3) Я быстро шла. Почти бежала. Не догнать меня.
4) …где их сейчас найдёшь, этих мальчишек? Они уж небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят. А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось.
14. Отметьте примеры, содержащие оксюморон.
1) Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен…
3) Оптимистическая трагедия.
4) К нему и птица не летит, и тигр нейдет.
15. Отметьте примеры, содержащие градацию.
1) Ах, няня, няня! Я тоскую.
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова.
2. Скоро стал просачиваться рассвет. Он ширился, расплывался, смывал бесцветную муть.
3. Прямо под моим окошком крестьянская усадьба. Домишко весь покосился, обветшал, вот-вот развалится.
4. И вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда кристальная.
16. Определите средства выразительности (метонимия, аллитерация, литота, эпифора, оксюморон)
1) Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
2) Мужичок с ноготок.
3) Ступеням и дорогам не кончен счёт,
Камням и порогам не найден счёт.
4) Из ненавидящей любви.
5) Село было обрадовано произошедшим событием.
17. Определите средства выразительности (аллегория, перифраз, олицетворение, гипербола, метонимия)
1) И дряхл, и сед закат осенний.
2) Пустых небес прозрачное стекло.
3) А у милого лицо занимает всё крыльцо.
4) Приветствую тебя, пустынный уголок.
5) Нас было много на челне:
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
Вглубь мощны вёслы.
18. Определите средства выразительности (градация, сравнение, эпитет, синекдоха, метафора)
1) Под ним струя светлей лазури.
2) Буйная головушка поникла на его широкую грудь.
3) И весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне.
4) Лёд в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощёлкивает.
5) Студент нынче пошёл не тот.
19. Определите средства выразительности (инверсия, риторический вопрос, перифраз, метонимия, антитеза)
1) Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
2) Дожить до седин.
3) Ты красив – я страшен.
4) Тучки грозовые по небу плывут.
5) Лёгкая атлетика – королева спорта.
20. Определите средства выразительности (метонимия, метафора, градация, олицетворение, риторический вопрос)
1) День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
2) Завыл, запел, взлетел под небо камень.
3) Улыбнулись сонные берёзки.
4) Зато читал Адама Смита.
5) Когда же ты перестанешь опаздывать?
21. Определите средства выразительности (ирония, эпитет, метонимия, сравнение, метафора)
1) Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку.
2) Великий город гудел, как сказочный улей.
3) С ночи не унявшаяся, постоянная пурга, весь вечер перетрясшая, что-то ещё находила в сугробах, выбивала из них горсть-другую белого буса и тянула белые нитки наискось, через взлётную полосу, через лог, через дорогу, растягивала, пряла, сучила их на острое веретено зимы.
4) Отговорила роща золотая.
5) Откуда, умная, бредёшь ты, голова?
22. Определите средства выразительности (гипербола, метафора, метонимия, аллегория, параллелизм)
1) Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр.
2) Не то на серебре – на золоте едал.
3) В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.
4) Ты сер, а я, приятель, сед.
5) В час по чайной ложке.
Тема № 9:
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
Источник: cyberpedia.su