Успенский собор, как и вся Москва, сильно пострадал во время войны 1812 года. Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября, в самый день вступления французов в Москву, и продолжавшийся целую неделю, истребил почти три четверти московских зданий. Кремль чудом уцелел от пожара, однако лишился многих ценностей и святынь. К счастью, часть святынь была вывезена из Москвы еще до нашествия Наполеона. Вместе с патриаршей ризницей были вывезены основные святыни Успенского собора: иконы Владимирской Божией Матери, Риза Господня, Корсунские кресты и ряд других предметов.
Однако в Успенском соборе оставалось еще много ценностей. Некоторые из икон были украшены золотыми ризами с драгоценными камнями и жемчугом. Раки святителей московских Петра, Ионы и Филиппа были покрыты серебряными досками. Все это было похищено.
После ухода французов из Москвы оказалось, что в Успенском соборе практически все драгоценные оклады с икон расхищены, покой св. мощей нарушен, мощи святителя Филиппа лежали вне раки, на помосте; рака святителя Петра вскрыта. Бесценные для каждого русского человека святыни и реликвии были поруганы или уничтожены.
Архитектура Московского Кремля
Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли золотые и серебряные ризы с икон и пережигали священные парчовые облачения. Сбросив драгоценное паникадило, они повесили на крюк огромные весы, на которых взвешивали выплавленное золото и серебро из награбленных церковных сокровищ, риз, окладов, чаш и проч. После ухода французов на одном из столпов собора была найдена надпись, повествующая, что в Успенском соборе ими было переплавлено 325 пудов серебра и 18 пудов золота.
В главном соборе Руси, на том самом месте, где к небесному престолу неслась усердная молитва, неприятелем была устроена гвардейская конюшня. Художник В. В. Верещагин изобразил этот трагический момент.
Вошедшие в Кремль русские войска нашли в соборе кучи навоза и гниющих овощей, заколоченные досками царские врата, расцарапанные и лишенные глаз лики священных образов, в иконы были вбиты гвозди, для того чтобы крепить на них снасти и сбруи. Иконы в большинстве случаев оказались осквернены и исцарапаны, так что впоследствии пришлось реставрировать около 400 икон. Вся стенопись собора была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, и летевшей от переплавки гарью. И, главное, святые мощи патриарха Гермогена оказались выброшенными из его гробницы.
В записках очевидца князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. «Все было ограблено и разрушено: рака святого митрополита Петра не существовала, и мы, собрав обнаженные от одежды и самого тела остатки его, положили на голый престол придела; гробница над бывшими еще под спудом мощами митрополита Филиппа была совершенно ободрана, крышка сорвана; от самого купола до пола, кроме принадлежавшего к раке св. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены».
Как почистить бронзу и латунь. Лучший метод ! Икона,пряга,знак.
В. В. Верещагин. В Успенском соборе
В результате все, что можно было ограбить, было ограблено. Разрушено и осквернено. Согласно легенде, покидая Кремль, император Наполеон повелел взорвать Успенский собор, но подожженные фитили погасил чудесно хлынувший дождь.
Интересные факты
В начале войны с Наполеоном император Александр I, приложившись к мощам святителей в Успенском соборе, дал священный обет отразить нашествие непобедимого корсиканца. А через два года, 23 апреля 1814 года, здесь же, в главном соборе Российской державы, была воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона. К этому времени собор был отремонтирован и принял в себя сохраненные от врагов святыни.
Вскоре после долгожданной победы из трофейного серебра, отбитого у французов русскими казаками, было выковано гигантское паникадило «Урожай», которое сейчас висит в центре собора. Его название преисполнено сакрального смысла: сноп пшеничных колосьев увивают гирлянды винограда – символы святого причастия. Кроме того, пятьдесят два фунта серебра, отбитого М. И. Кутузовым и И. Ф. Кампиони, пошли на возобновление раки митрополита Филиппа.
В жажде обогащения большевики мало чем отличались от французских мародеров, осквернивших захоронения святых угодников и национальные святыни. Успенский собор, как и другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле. В главный купол Успенского собора попал снаряд, пробив его. Барабан купола покрылся трещинами.
Вся алтарная стена собора снаружи была испещрена выбоинами от пуль и осколков снарядов. Кроме того, с раки патриарха Гермогена исчезли драгоценные украшения, затем была конфискована и сама серебряная рака, бесследно исчез Гроб Господень. Однако вскоре после революционных событий началась и новая эпоха в жизни знаменитого собора.
Именно здесь, в Успенском соборе, осенью 1917 года открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший решение о восстановлении патриаршества. Однако большевики не позволили провести выборы патриарха в кремлевском Успенском соборе. Впервые в истории выборы первосвятителя состоялись вне его стен, в храме Христа Спасителя.
По традиции, пред Владимирской иконой, которую большевики разрешили на один день принести из Успенского собора, состоялась процедура «Божьего выбора» – был вытащен жребий, и патриархом суждено было стать московскому святителю Тихону (в миру Василию Ивановичу Белавину), впоследствии причисленному Церковью к лику святых. 21 ноября 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его священная интронизация.
После переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, но по особому разрешению Ленина на Пасху, 22 апреля (5 мая), служба в Успенском соборе все-таки прошла. Это была последняя перед закрытием храма служба. Момент окончания этой пасхальной литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая».
В 1989 году патриарх Пимен отслужил в Успенском соборе молебен новопрославленным святителям Тихону и Иову, это стало знаковым событием в жизни кремлевских соборов, богослужения в которых не совершались более 70 лет. Ныне богослужения в соборе совершаются эпизодически, в дни престольных и великих праздников, а также в дни прославления святителей московских.
Источник: www.livelib.ru
Успенский собор Московского Кремля: история и архитектура
Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.
Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло. Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно. Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.
Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.
Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских
С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).
Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:
- 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
- 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
- 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
- 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
- 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
- 1896 год – последняя Коронация Императора.
Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны
Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.
Захоронения Патриархов
Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи.
Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.
Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.
Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.
Война 1812 года
Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.
Паникадило «Урожай». 1817 год.
После окончания войны, из серебра, которое удалось отбить казакам у наполеоновских войск, было отлито паникадило «Урожай», помещенное в Успенском Соборе. Изображение пшеничных снов, увитых виноградными лозами, символизируют Святое Причастие.
Революция и Советская власть
Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.
В 1918 в Храме прошло последнее Пасхальное служение. Святую Литургию Дмитровский Епископ Трифон. Сам Ленин вышел смотреть на Крестный ход. Говорят, что в этот момент Вождь Пролетариата произнес слова «Последний раз идут». В этом же году Богослужения были запрещены во всех российских храмах.
В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.
Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.
Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.
Как работать над сочинением?
Изучая какое-то сооружение, его особенности, стиль, в котором оно построено, ученикам важно понять, какое место здание занимало в истории, какие события связаны с ним. Можно поспрашивать своих родителей о том, что они знают и помнят об этом месте, поискать информацию в интернете или посетить библиотеку.
Конечно, проще всего воспользоваться Всемирной сетью, но даже там не всегда есть нужные сведения. В сочинении на тему «Памятник архитектуры» важно выразить своё личное отношение к зданию, описание которого школьник выбрал для своей работы.
12 стр., 5764 слов
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию …
… или неприступный особняк, а собор Василия Блаженного, Россия не потеряет надежду. Описание памятника архитектуры: сочинение (8 класс). Сочинение на тему “Описание памятника архитектуры: Храм Василия Блаженного”В … Лазарь Каганович, воплощавший планы Сталина по созданию идеальной коммунистической столицы. При утверждении плана реконструкции центра Москвы он убрал макет собора, желая показать, как …
Архитектура Собора
Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.
Храм был выложен из белокаменных блоков и смотрелся единым, монолитным целым. Как говорили современники: «Як один камень».
Внутреннее убранство
Первоначальную роспись храма выполнили еще в пятнадцатом столетии. Однако со временем фрески и стенописные иконы истерлись, и при Никоне было решено заново расписать стены. В работах принимали участие 150 художников под началом придворных царских живописцев Сидора Паспеева и Паисеиных Бориса и Ивана. Потолочное пространство расписывалось под небесный свод, на верхних частях стен изображены Евангельские сцены, с западной стороны – «Страшный суд», а на круглых столпах – Лики Великомучеников.
В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.
Иконостас занимает всю ширину Собора. Рядом с иконостасом находится царское молитвенное место, примечательно, что место это использовал только Цесаревич Павел Петрович. В Храме также храниться посох Святителя Петра и Мономахов престол, украшенный пластинами с изображением получения князем Владимиром Шапки Мономаха.
Что можно добавить в сочинение?
В сочинение на тему «Памятник архитектуры» можно добавить информацию о том, какие учреждения размещались в здании в разное время. Если это храм, возможно, с него снимали кресты и сносили купола, превращая их во что-то другое. Это мог быть спортивный зал, склад, мастерская. Важно упомянуть о том, было ли затем восстановлено первоначальное предназначение этого места.
А также нужно описать исторические события, сопутствующие кардинальным изменениям в предназначении внутренних помещений. Возможно, в здании проводилась реконструкция, сильно изменившая его внешний или внутренний облик. В сочинение на тему «Памятник архитектуры» можно включить своё отношение к этим изменениям.
Сочинение катаев белеет парус одинокий
… исподволь, росли и развивались в маленьком рыбаке”,- пишет о Гаврике В. Катаев. Эта мысль подтверждается и тем, что мальчик принимал участие в распространении листовок, …
Например, в тех же храмах во время реставрации не всегда бережно относятся к древним росписям, размещённым внутри и снаружи сооружения. Иногда полностью теряется исторический облик здания. Возможно, строение переживало какие-то катаклизмы, после которых его восстанавливали. Можно добавить информацию об этом в свою работу. В сочинение на тему «Памятник архитектуры» не нужно включать фотографии, так как здесь достаточно словесного описания внешнего вида сооружения.
Фотографии
Успенский Собор – главный Храм Москвы. В нем происходили важнейшие государственные события. Поэтому можно увидеть фотографии, а также живописные изображения Храма в книгах по истории Москвы, путеводителях по Москве и Кремлю, в исторических изданиях.
На снимках и картинах представлен как внешний облик Храма, так и его внутреннее убранство: роспись, иконостас, важные достопримечательности и реликвии.
Чем важно сочинение по литературе об архитектурных памятниках?
В сочинение на тему «Памятники архитектуры» можно включить множество исторических справок, если подойти к этому заданию ответственно. Главное, выбрать в своём городе объект, который будет описываться в работе, и найти о нём как можно больше информации. Это очень серьёзное занятие, которое приносит много пользы.
Нередко бывает так, что, написав сочинение на тему «Архитектурный памятник», школьники начинают больше интересоваться историей своего родного края и города. Они учатся собирать информацию, систематизировать её и выделять главные и второстепенные события в цепочке исторических фактов.
Источник: altlimuzin.ru
Русские хоросы и паникадила XV — XVII веков
Круговые паникадила-хоросы, сделанные в технике ажурного литья, создавались в Киеве еще в XII веке. Их форма, в виде подвешенной на цепях круглой площадки с чашевидным, полусфероидальным или слегка заостренным углублением в средней части (для лампады) сохранилась до XVI века включительно, видоизменяясь со временем лишь в отношении орнаментации.
Площадка хороса обводилась по краю решетчатым ограждением, свечники со шпилями для насадки свечей выносились на небольших ответвлениях. Во всех последующих вариантах хоросы оставались ажурными. Плоскостная композиция хоросов с крупными слабо рельефными поверхностями удачно гармонировала с плоскорельефной отделкой деревянных резных иконостасов XIV — XV вв. Хоросы монтировались из отдельно отливавшихся деталей (свыше шестидесяти), отливка осуществлялась в жестких формах.
Серебряное паникадило 1568 года.
Хоросы и позднейшие паникадила-люстры — яркие примеры развития художественной обработки металлов в Древней Руси, на основе которых можно проследить не только эволюцию приемов металлобоработки, но и эволюцию вкусов их создателей. Орнаментация ранних киевских хоросов XI — XIII вв., примыкавших по форме к византийским образцам, имела простой геометрический характер и состояла из перекрестных стержней и дужек. Кроме того, были более массивные хоросы, в которых бронзовая плетенка, составляющая ажурную поверхность, образовывалась переплетениями широких лент, а подвесные цепи заменялись ажурно-пластинчатыми звеньями с круглыми расширениями на концах. Свечники в таких хоросах вынесены по окружности на ветках-отрогах и декорированы плоскими изображениями стилизованных птиц. Сходными с киевскими по общей форме изготовлялись хоросы в XV — XVI вв. в Новгороде, Пскове и др.
Та же традиционная плетенка трактовалась в них несколько по другому: составляющие плетенку «ремни» изобиловали ответвлениями, усложнявшими декорировку. Новгородские хоросы украшали крылатыми кентаврами, коронами, драконами ,фигурами апостолов и ангелов – такое сочетание христианских и языческих образов типично для длительного периода двоеверия средних веков.
В хоросах XVI века плетеный орнамент уступает ведущее место изобразительным элементам. Мотив плетния ограничивается только орнаментацией пластинчатых звеньев подвесных цепей. Круговая решетка площадки составлена из чередующихся крупных изображений херувимов и из пластин с фигурами святых.
Кроме того, уже в середине XVI века наметился новый тип паникадил, объемных, а не плоскостных, и шарообразных по форме. Такие паникадила склепывали из железных дуг, охваченных срединным поясом, по которому располагались свечники на лилиевидных отрогах.
В XVI веке замкнутая сфероидальная форма хороса, по-видимому, более удовлетворяла зрение, чем плоский, несколько жесткий и тяжеловесный облик хоросов новгородского типа. Новая форма хоросов получила особое развитие в серебряных изделиях. Так, например, очень изящное шаровидное паникадило было сделано в 1568 году в качестве вклада Ивана IV в Троице-Сергиев монастырь.
Оно состояло из гладкого, слегка сплющенного серебряного шара диаметром 25 см, оправленного золотом. Четыре пера-свечника в виде золотых змеек, прилегающих к шару, несли на шейках трубки для свечей, а из пастей змеек свисали на цепочках небольшие золотые щитки с дарственными черневыми надписями на одной стороне, и изображениями двуглавых орлов и коней-единорогов – на другой. На вершине и на основании шара располагалось по накладному маскарону в виде головы льва с кольцом в пасти.
Развитие новой формы паникадила продолжалось на протяжении всего XVII века. Серебряные с позолотой паникадила с шарами несколько вытянутой по вертикали формы покрывались чеканкой с излюбленной русской «травной» орнаментацией конца XVI – начала XVII века. Свечники в таких паникадилах поддерживались S -образно изогнутыми ветвями-«перьями», горизонтально накрепленными на среднем пояске с вкладной надписью. На вершинах шара располагались маленькие шары с голубками или с луковичной главкой и двуглавым орлом. Паникадила бывали и двухъярусными, а также с ажурным шаром, чеканенным «на проем», сложным переплетением растительных мотивов и изображений херувимов.
На протяжении XVII века паникадила становятся все более узорчатыми и ажурными, преобладает растительная орнаментация. В это время происходит становление нового типа осветительных приборов – они становятся более расчлененными и строятся по общей схеме: ствол-«веретено» с раскидистыми ветвями-«перьями», несущими свечники.
Благодаря привозу еще в середине XVI века меднолитых паникадил-люстр фламандского и голландского типа, русские мастера познакомились с образцами осветительной арматуры, имевшей распространение по всей Западной Европе XVI — XVII вв., как в церковном, так и в светском быту. Эти образцы утвердились в русском производстве и продолжали вырабатываться до середины XVIII века в литой желтой меди-латуни, а во второй половине XVIII века в кованом железе.
Ствол-«веретено» у таких светильников делался в форме балясины и состоял из нескольких частей, нанизанных на несущий железный штырь, завершавшийся внизу крупным шаром из гладкой меди. Ветви-«перья» со свечниками отливались отдельно, их хвостовые части были отогнуты прямоугольно и вставлялись в соответствующие гнезда в выступах ствола-«веретена».
Подобные ветвистые паникадила делались многоярусными и достигали огромных размеров, приводивших в изумление приезжавших в Россию иностранцев. Русские мастера второй половины XVII века успешно изощрялись в умении обогащать основной кракас паникадил дополительными завитками, изломами и отрогами ветвей, растительными мотивами, фигурками птиц.
В конце XVII века, когда в русское изобразительное искусство все больше стали внедряться скульптурыне мотивы, на ветвях паникадил стали появляться литые фигурки святых и ангелов. Еще в XVII веке в орнамент ветвей вкомпоновывались плоскостно трактованные цветы и профильные головы людей и животных.
В отличие от иноземных моитвов такого рода, где головы обычно только завершали завитки «перьев», в русских паникадилах XVII века голов органично связана с «пером», его ствол выходил изо рта личины, что напоминает некоторые формы русской книжной буквенной орнаментации. В конце XVII века появляются еще более смело решенные скульптурные фигуры, завершающие дополнительные декоративные дужки на стволах паникадила.
Иногда в композицию включены женские полуфигуры с обнаженным торсом. Насыщенность паникадил скульптурынми деталями казалась, по-видимому, недостаточной для вкусов XVII века. Стремление украсить как можно эффектнее источник света выражалось в обогащении паникадил шаровидными подвесками с серебряными, расчеканеннымии «травными» узорами и иногда снабженными малыми свечниками.
Кроме того, использовались подвески из скорлупы стаусовых яиц, оправленных серебром, золотом и драгоценными камнями; к ним подвешивали длинные шелковые кисти, иногда обнизанные жемчугом. Использовались также стеклянные шары, шары с часовыми механизмами и проч. Самая нижняя рельефная часть ствола паникадила делалась в конце XVII века прорезной, уступчатой, с рельефными изображениями и накладками.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Источник: www.rusarch.ru