Почему на православном кресте несколько перекладин и почему одна из них косая?
Восьмиконечный крест — символ, объединяющий всех православных христиан планеты.
Пытливые умы наверняка задавались вопросом, почему католические и православные кресты так сильно отличаются?
Как в византийском кресте появились дополнительные элементы?
Что символизирует косая перекладина?
Как появился православный символ?
Восьмиконечный крест начал использоваться в византийской фресковой живописи с VI века , задолго до официального разделения Церкви на православных и католиков.
Согласно греческому церковному деятелю VIII века Феодору Студиту, ввиду того, что никто точно не знает, как выглядело распятие, на котором казнили Иисуса Христа, истинный крест мог изображаться в любой форме и не имел конкретных очертаний.
Так, на Западе большую популярность получил символ с изображением страдающего Христа, с предельно натуралистичными ранами и кровью, в терновом венце и повисшими от тяжести руками. Акцент был направлен на центральную фигуру религиозного символа. В свою очередь распятию придавали второстепенное значение, упростив элемент до одной перекладины.
Что на православном кресте делает перекладина снизу?
На Востоке до X века оказалось более популярным распятие с воскресшим и торжествующим Спасителем, где детальное внимание уделялось каждому элементу символа.
Существовало, как минимум, еще 14 вариантов изображения распятия с четырех, шести, семи и восьми концами, с добавлением дополнительных деталей или их полным отсутствием.
Что олицетворяют две дополнительные перекладины на православном распятии?
Верхняя перекладина, расположенная над самим распятием, представляет собой табличку, на которой, по преданию, солдаты оставили саркастическую надпись: «Иисус, Царь Иудеи».
Нижняя косая балка символизирует жердь, на которую прибили ноги мессии. При этом, наклон перекладины олицетворяет «праведное мерило», где одна сторона указывает на добрые поступки, а другая — на грехи.
По легенде, вместе с Иисусом Христом рядом оказались распяты два разбойника. Один из них ехидничал над мессией, требуя от самозваного сына Бога явить чудо и избежать страданий. Другой разбойник раскаялся в своих грехах и попросил Спасителя вспомнить о нём в Царствии Небесном. В итоге первый оказался в Аду, а второго Иисус удостоил Рая.
Согласно Евангелию от Луки, раскаявшийся преступник находился справа от Христа, а богохульник — слева. Таким образом, правый конец перекладины указывает на то, что честные люди попадут в Рай, а левый опущенный конец намекает на Ад.
После раскола Церкви такой восьмиконечный крест стал олицетворять византийскую Церковь, а упрощенный четырехконечный — Римскую. В XVII веке московский патриарх Никон предложил собственный русский шестиконечный православный крест, в котором верхняя перекладина упразднялась.
ИсточникО значении косой перекладины креста
Просто крест
Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.
С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.
Фото Азбука.ру На фотографии – фрагмент погребального саркофага христианки 4-го века.Обратим внимание на монограмму ХР, находящуюся слева от женщины. Это так называемый, Константиновский крест. Этот тип изображения Креста Господня получил на Западе распространение во времена св. равноап. Константина Великого (4 век).
Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг… В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили. (Впрочем были и исключения. В актах 7-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум.
303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).). После легализации христианства в 4 веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.
Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.
Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в 5-м – 7-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.
Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трульского Собора.
В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями.
Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.
Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го – 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.
Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.
Источник фото: Свободная энциклопедия «Википедия»
Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го – 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.
Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.
«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.
Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», – замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.
Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с 7-го по 16-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей – Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках – только с 17-го века.
Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия – безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.
Что такое распятие на кресте?
Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь.
В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.
Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы.
Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты.
Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход – надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны.
Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.
Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.
Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.
На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.
…Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.
Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с 15-го – 17-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.
Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз – на разбойника, хулящего Господа.
Дополнительные изображения на кресте
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.
Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.
Часто у Христа на Распятии – пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.
В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.
Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.
По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.
На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.
ИсточникНадписи на православном кресте
Крест — очень важный символ в христианстве, в православии в частности. Он сопровождает человека с момента таинства крещения или приобщения к вере и до самой смерти. Если рассмотреть православный крестик, то можно заметить многочисленные надписи. Они связаны с историей и несут глубокий смысл. Попробуем разобраться в его истории, отличиях и рассмотрим расшифровку надписей на кресте.
История креста как символа веры
Известно, что изображения креста почитались еще задолго до нашей эры у язычников. К примеру, у египтян, крест символизировал жизнь и изображался на мумиях, его называли Анх. Правда, изображение креста несколько отличалось – сверху было еще и своеобразное кольцо. Подобные важные значения вкладывались и другими народами на разных континентах.
В Римской империи, откуда и пошло распространение христианства, крест был орудием казни. Поэтому носил больше негативную эмоциональную окраску. Все изменилось после принесения Иисусом Христос искупительной жертвы на кресте. Первых христиан называли крестопоклонниками, они были гонимы и много страдали за свою веру, их символика была запрещена. Раннехристианские кресты лишь отдаленно напоминают современное начертание, а могут быть вообще зашифрованными.
Некоторое единство в начертании креста появилось после Вселенских соборов, после того, как религиозное течение было официально признано государственными деятелями, и гонения прекратились.
Православие же, как самостоятельная ветвь христианства, появилось в середине XI века после окончательного раскола с западной церковью в 1054 году. Разногласия касались и изображения распятия.
Отличия православного креста от католического
- Восьмиконечная или шестиконечная форма. В католичестве общеупотребимым является четырехконечный крест. В православии же, кроме большой горизонтальной перекладины, есть еще две – одна внизу и одна вверху. Верхняя для таблички с надписью IHЦI (что она означает, рассмотрим ниже). Нижняя косая перекладина на православном кресте – это дощечка, которую прибили после казни для ног Христа, чтобы хоть как-то облегчить его страдания. Есть мнение, что она символизирует «мерило праведное» или, проще говоря, весы для оценки всего доброго и злого в людях.
- Изображение Спасителя воскресшим, с раскрытыми ладонями, а не страдающим как в католичестве.
- Расположение ног Иисуса Христа и количество гвоздей, которыми они прибиты. В православии – 4 гвоздя, в католичестве – 3.
Различается и то, что написано на кресте. Об этом поговорим подробнее.
Надписи на православном кресте и их значение
Рассматривая православный крест, можно заметить следующие надписи, многие из них написаны в сокращении:
IC XC – христограмма, символизирующая имя Иисуса Христа.
ЦРЬ СЛВЫ – сокращение от «Царь Славы». Надпись можно увидеть сверху над распятием. Иисус Христос воспринимается как податель Божьей Славы для мирян.
IHЦI — Иисус Назорей Царь Иудейский. Расположена сверху на кресте, где обычно во времена Римской империи указывали вину распятого. Именно такую надпись велел написать Понтий Пилат над головой Спасителя. Ставить себя наравне с императором и противопоставлять себя ему воспринималось как тяжкая вина, достойная сурового наказания.
Иисус Христос же говорил о себе не как о земном правителе, а как о царе духовном или небесном. На католическом кресте есть такая же надпись, только на латинском – INRI.
НИКА — переводится с греческого как «победа». Знаменует торжество над смертью, Воскресение Спасителя. По преданию, именно надпись «IC XC НИКА» велел разместить византийский император Константин в честь победы над римским императором Марком Аврелием, который был язычником. Это означало торжество новой христианской веры. Обычно эта надпись расположена под средней перекладиной.
СНЪ БЖIЙ – сокращенное сын Божий.
К и Т – первые буквы слов «копье сотника» и «трость с губкой», с помощью которых стражники пытали Спасителя. Еще одно напоминание о жертве во имя людей. Вместо воды, которой должна была быть смочена губка на трости, оказался уксус. А копьем пронзили ребро мученика.
ГГ – напоминание о горе Голгофе, на которой произошла казнь Иисуса Христа, надпись обычно находится под распятием. В переводе с иврита название горы переводится как «лобное место».
ГА – расшифровывается «Глава Адама», эту надпись также можно увидеть в нижней части креста рядом с черепом и костями первого человека, сотворенного Богом. Останки Адама стали изображать в XI веке Своей кровью Иисус Христос очистил землю и род человеческий от греха. Считается, что первый грешник был погребен на здесь же на Голгофе.
ГГГА – иногда соединяют предыдущие две аббревиатуры и пишут «Гора Голгофа Голова Адама».
МЛРБ – дословно «Место лобное рай бысть». Если вспомнить о переводе названия Голгофа (Лобное место), то данная фраза означает, что своей жертвой Спаситель претворил место казни в врата Рая, закрытые после грехопадения первых людей Адама и Евы.
СПАСИ И СОХРАНИ – эта надпись обычно встречается на оборотной стороне креста, которая одевается к телу.
Не нужно думать, что все эти надписи должны вместиться одновременно на православный нательный крестик. Здесь собраны примеры того, что пишут на крестах по традиции.
Может ли православный крест быть без надписей?
Священники отвечают на этот распространённый вопрос однозначно – да. Среди разнообразия ювелирных изделий встречаются и совсем гладкие кресты, по своему символизму они ничем не отличаются от православного креста с буквами. Более того, для крещения подойдет и простой деревянный крест без фигуры Христа. Материал и ювелирное исполнение не имеют значение, важен символ и вера, которую вкладывает человек в этот символ.
Вопросы и ответы
Можно ли носить православному католический крест?
Крест почитается в обеих ветвях христианства, и некоторые священники не видят ничего предосудительного в этом. В первую очередь, стоит определиться, почему есть такое желание выбрать именно католическое распятие. Если это связано исключительно с визуальным изображением и модой, то стоит задуматься о более глубоких смыслах религиозной символики.
Что делать с крестильным крестиком, если купили новый?
Конечно, иногда можно услышать, что крестильный крестик обладает особым значением, и именно его и стоит носить, не снимая. Однако в России часто крестят младенцев, которые в более зрелом возрасте могут захотеть поменять крест, данный крестными родителями при таинстве. В таком случае есть несколько советов: нательный крестик можно передать по наследству, подарить близкому человеку, отдать в храм, хранить как реликвию. Если есть сомнения, то всегда можно сходить в церковь и посоветоваться на этот счет.
Что делать, если крестик потерялся? Это плохая примета?
Начнем с того, что православие не признает суеверий. Поэтому не стоит слишком много значения придавать этому факту. Мы все живем в неидеальных условиях, поэтому такое может случиться. Если вы потеряли крестик, нужно пойти в церковную лавку, так как там продаются уже освященные ювелирные изделия, и купить новый. Если вы приобрели крестик в ювелирном магазине, то прежде, чем его надеть, сходите в храм и попросите его освятить.
Если у вас есть вопросы, касающиеся ритуальной сферы, сотрудники городской похоронной службы Ritual.ru готовы оказать помощь и содействие. Звоните по круглосуточному телефону +7 (495) 100-3-100.
ИсточникПочему на православном Кресте косая перекладина?
«Почему православный Крест имеет наклоненную перекладину? Откуда она взялась? Что означает?» – этими вопросами нередко задаются христиане независимо от времени пребывания в Церкви. Потому, дабы расставить все точки над «і», давайте разберемся, что к чему.
Общие замечания
Существует довольно большое число вариаций внешнего вида Креста, и все они имеют свою историю происхождения и свое смысловое наполнение. В данном случае чаще всего люди задают вопрос: почему на православном Кресте внизу косая перекладина? Действительно, в восточнохристианской традиции самым распространенным является восьмиконечный Крест.
И если в отношении двух верхних перекладин нам все понятно, то в отношении нижней (косой) есть ряд разногласий. Точнее, их и разногласиями особо не назовешь (за исключением откровенно оккультных), просто немного разнящееся толкование символики. Как правило, кто где что-то услышал, то и принял. Однако в данном случае у нас есть возможность опереться не просто на мнение, а на авторитетные источники.
Итак, можно выделить три основных значения нижней перекладины восьмиконечного Креста:
1. Историческое;
2. Сотериологическое;
3. Жертвенное.
Рассмотрим каждое из них.
Историческое значение
Уже у таких ранних отцов Церкви и церковных писателей, как свт. Ириней Лионский, мч. Иустин Философ и Тертуллиан, можно встретить описание восьмиконечного Креста как наиболее исторически достоверного. Вслед за ними и свт.
Димитрий Ростовский в своем обличительном «Розыске» утверждает, что нижняя косая перекладина указывает на дощечку, которую прибивали под ногами распинаемого человека в качестве опоры. С одной стороны, она помогала немного упереться ногами, дабы распятый, повиснув на руках, не задохнулся. С другой стороны, ее делали наклоненной, чтоб опора была неполноценной и мучения растягивались во времени.
Сотериологическое значение
В тропарях девятого часа, которые могут читаться в случае отсутствия кондака праздника или святого, раскрывается символический смысл затронутого вопроса. Здесь акцентируется внимание на том, как сориентирована косая перекладина. Верхняя ее часть указывает на разбойника, распятого по правую сторону от Христа, нижняя – соответственно, на левую сторону. Здесь стоит уточнить, куда именно нижняя перекладина наклонена: ориентация наклона делается не относительно наблюдателя, стоящего лицом к Спасителю, а относительно Самого Спасителя. Тропарь нам говорит, что Крест между двумя разбойниками оказался весами правосудия, где одного преступника тяжесть хулы увлекала в вечные муки, а другой – через боговедение – обретал облегчений от своих грехов.
Можно сказать, что в разбойниках мы видим как бы судьбу всего человечества. Это напоминание нам о том, что через принятие Христа люди обретают спасение, а через Его отвержение – погибель.
Жертвенное значение
Данное понимание по смыслу связано с предыдущим. Для начала здесь нужно обратиться к Ветхому Завету. Во Второй книге Паралипоменон мы встречаем описание устройства Иерусалимского храма царем Соломоном. Престол был сделан из слоновой кости и обложен золотом, к нему вели шесть ступеней, оканчивавшиеся также золотым подножием (2 Пар. 9:17–18).
Именно на этом подножии стояли священники, когда приносили жертвы.
Ни для кого не секрет, что многие ветхозаветные смыслы не просто были перенесены, а обрели свое раскрытие с воплощением Сына Божия. Христа мы почитаем и Первосвященником, и Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Поэтому подножие Креста – это подножие новозаветного Жертвенника. Нижняя перекладина – символ, указывающий на священническое достоинство Спасителя, добровольно принесшего Себя в жертву за чужие преступления.
Учитывая все сказанное, надеюсь, что теперь прикладываться к ногам Спасителя мы будем еще с большим благоговением и пониманием значения Его Искупительного подвига.
Источник