Значение символа пирамида с глазом, ее роль в религии
Человек не обладает достаточным разумом и интуицией, чтобы познать всю сущность вещей. Для его взора доступна лишь внешняя суть мира, а самые заветные и необъяснимые явления остаются в тени.
Стремясь познать тайны мироздания, он обращается к науке, религии или эзотерическим учениям, ищет ответы в древних пророчествах.
Что означает Всевидящее око?
Благодаря зрению, человек получает информацию об окружающем мире. Открытые глаза – символ жизни, света и знаний. Немудрено, что изображение глаза в равностороннем треугольнике носит название «Всевидящее око».
В Древнем Египте и Античной Греции, в буддизме и христианстве – во многих культах и религиях этот древний знак имеет общий сакральный смысл. Всевидящее око – это символ постижения истины, божественного видения, познания сущности Бытия и Вселенной.
Что значит пирамида на долларе. Всевидящее око?
Всевидящее око в православии
История этого символа в России делится на несколько периодов:
- В петровские времена (конец 17 в.) русская культура подверглась сильному влиянию Запада. В архитектуре храмов и церквей стал преобладать стиль барокко. Из католического христианства был заимствован символ – «Всевидящее око».
- В 18 в. Всевидящее око в православных храмах изображалось на портале, под куполом и над алтарем, как напоминание каждому смертному о том, что все его мысли и деяния, тайные и явные, известны Богу.
- В конце 18 в. Екатерина II, желая ограничить проникновение в архитектуру иноземного знака, повелела заменить изображение Глаза на надпись БГЪ (Бог Ягве). Однако после ее смерти Всевидящее око вернуло себе былое могущество.
- В период царствования Николая I (1825 – 1855), когда в Российской империи утвердилась идеология «официальной народности», чужеродный символ был вытеснен естественным образом и остался в храмах лишь в качестве архитектурного и живописного декора. Немногочисленные иконы с изображением Ока были объявлены неканоническими.
Всевидящее око в Библии
Чтобы узнать, что означает Всевидящее око в треугольнике, нужно рассмотреть значение каждого знака, составляющего этот символ:
- Глаз – это недремлющее и всеведущее Провидение.
- Треугольник – божественная Троица (Отец, Сын и Святой Дух).
Таким образом, Всевидящее око в христианстве – это Бог. Идеологическим обоснованием данному изображению послужил Псалом 32:18 из Ветхого Завета, в котором говорится об оке Господнем, равно наблюдающем за молящимися и боящимися.
Однако в христианстве никогда не существовало традиции поклонения этому символу, и православные иконописцы изображали его крайне редко.
Всевидящее око в буддизме
В отличие от христианства, где Глаз символизирует высшую силу и означает наблюдение извне, в буддизме знак Всевидящее око интерпретируется иначе. Он знаменует направленность внутрь, самопознание, обращение человека к своему внутреннему миру.
Что означает Глаз в Пирамиде
Буддистское философско-религиозное учение проповедует, что избавление от жизненных страданий возможно только при достижении внутреннего просветления и духовной мудрости (нирваны).
Каждый человек может открыть, так называемый, «третий глаз», проникнуть в суть вещей и событий и обрести душевное спокойствие.
Всевидящее око — иллюминаты
Одна из мировых политических загадок – таинственное общество иллюминатов. Для тех, кто жаждет власти над миром, нет необходимости в признании и известности. Для них важнее обрести реальное могущество. Они создают тайные организации, существование которых подтверждает наличие определенной символики.
Всевидящее око – масонский символ, который иначе называется «Лучезарная Дельта», часто располагается над усеченной пирамидой и имеет определенное значение:
- Глаз – это творец, но не Бог, а Великий Архитектор Вселенной.
- Треугольник – это число 3, число духа, возвысившегося над чувствами и разумом.
- Пирамида – иерархия, существующая в мире, где вершина означает средоточие власти. Усеченная пирамида с Лучезарной Дельтой символизирует общество иллюминатов в качестве единого мирового правительства.
- Нимб и лучи – могущество и мировое влияние.
Что обозначает Всевидящее око на долларе?
Некоторые исследователи считают, что американская однодолларовая купюра переполнена масонской и дьявольской символикой:
- Глаз в треугольнике – не Всевидящее око Божие, а Лучезарная Дельта.
- 13 рядов в пирамиде – не 13 штатов, а 13 ступеней обряда посвящения в масоны или чертова дюжина.
- Надпись вокруг Ока «Annuit Cœptis» значит «благословляет деяния», хотя подразумевается «покровительствует заговору».
- Надпись в основании пирамиды «Novus Ordo Seclorum», которая переводится как «новый порядок на века», можно трактовать в угоду любой версии.
Всевидящее око на долларе появилось в 1935 г. Изменить мировой порядок можно, лишь изменив сознание людей. Воздействие на подсознание человека является эффективным методом трансформации установок и внутренних убеждений.
Вот почему на долларе Всевидящее око изображается открыто. Мировая валюта и банкноты самого доступного номинала – наилучший способ оказать одновременное влияние на граждан совершенно разных стран и континентов.
ИсточникО ГЕНЕЗИСЕ "ВСЕВИДЯЩЕГО ОКА"
"Всевидящее око, или лучезарная дельта, — масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник. . Первое официальное упоминание лучезарной дельты как масонского символа относится к 1772 году и встречается в работе Уильяма Престона (1742—1818) «Иллюстрации масонства»"."
Образ "Всевидящего ока" на фронтоне северного фасада церкви Варвары Великомученицы в Москве (кликабельно). Источник.
Итак, в представленной информации утверждается, что "Всевидящее око" (ВО) является масонским символом и впервые упоминается во второй половине 18 века. Абсурдность этих утверждений очевидна любому, знакомому с христианской иконографией. В качестве примера приведём картину Якопо Понтормо "Ужин в Эммаусе", написанную в 1525 году:
"Ужин в Эммаусе", Якопо Понтормо, 1525г. (кликабельно). Источник.
Фрагмент:
Возникновение масонства относится к рубежу XVI-XVIIвв., поэтому Якопо Понтормо не мог знать о масонах и их символике. Некоторые свидетельства говорят о том, что ВО относится к более древней сакральной символике, доказательством чего служит изображение ВО на храме монастыря Ватопед, построенного в X веке:
"Всевидящее око" на фронтоне главной церкви монастыря Ватопед. Источник.
У священников есть своё мнение относительно ВО:
"Всевидящее Око – аллегорическое изображение, символизирующее Всеведение Божие. Идея его восходит к словам Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18). Оно вошло в употребление в Христианстве относительно недавно — с 17 века."
Святой отец вполне ожидаемо оказался далёк от фактуры, а лакуны в своих познаниях заполнил собственными измышлениями.
Ещё один пример подобных заблуждений найден на другом православном образовательном сайте:
"Око, нарисованное в треугольнике, одной стороной вверх, обозначает Святую Троицу. То есть, Бог, в трех лицах, имеет свойство всевидения, так как прозирает глубины сердец человеческих."
Ранее мы отмечали, что треугольник восходит к символике богини Танит, чьё имя происходит от эвфимистического имени бога солнца Атона вместо имени "Ра". Данное обстоятельство явилось основанием для для утверждения о связи треугольника с символикой солнца. В свою очередь, к символике Троицы относится восьмиконечный православный крест, о чём богословы также не ведают.
Любопытно, что в западной литературе доминирует мнение, что ВО является символом бога Осириса:
"Всевидящее око — важный символ Верховного Существа, заимствованный масонами от древних народов . По тому же принципу египтяне представляли Осириса, своё главное божество, в виде символа открытого глаза, который изображали во всех их храмах". (Энциклопедия масонства Макки, The Masonic History Company, 1946, стр. 52-53, цитата из вторичного источника «Великая печать Соединённых Штатов: это оккультный смысл» Дэвида Каррико 1997, с. 28". Источник.
В древнеегипетских храмах и гробницах чаще всего изображали глаза Хора, называемые Уаджет, причём не всегда оба сразу — очень часто по одному в зависимости от контекста:
Правый глаз Хора — это солнце, левый — луна, из чего следует, что глаза Уаджет относятся к солярной символике, но не к Осирису. Однако в интернет-источниках и массовой литературе данное заблуждение получило широкое распространение. При этом необходимо отметить, что предположение о глазе Осириса является верным, но без раскрытия связи глаза с Осирисом его можно считать случайным "попаданием в цель". Далее мы и займёмся обоснованием.
Иероглифически имя Осириса записывается следующим образом:
Фрагмент фрески в гробнице Нефертари. Источник (стр. 84).
Его семантика академической наукой до сих пор не раскрыта. Два символа — глаз и трон — задают фонетику в виде "ist-irt", фигурка человека с бородкой — детерминатив, придающий значение "бог". Особенность данной иероглифической записи в том, что глаз и трон задают не только вокализацию, но и служат идеограммами.
Глаз как бы восседает на троне, но без мифологического контекста понять эту конструкцию практически невозможно. Контекст же заключается в том, что в религии Древнего Египта существовало представление о посмертном суде Осириса, в ходе которого сам Осирис принимал решение либо о принятии новопреставленного в своё небесное царство, либо о передаче оного на съедение чудовищу Аммут. Мистерия суда во всех подробностях описана в корпусе палеографических текстов под общим названием "Книга мёртвых". Рассмотрим пример одной из них:
Суд Осириса над писцом Хунефером. Источник.
Справа в наосе на троне восседает бог Осирис. В первую очередь он наблюдает за процедурой взвешивания сердца усопшего, которого ведёт за руку Анубис (слева). Аммут сидит под весами, открыв пасть, и готово съесть сердце Хунефера, что равносильно его окончательной смерти. Сердце положено на левую чашу весов, а на правой — перо богини истины и справедливости Маат.
Сердце не должно перевешивать. Именно отсюда берёт начало библейская идиома "блаженны нищие духом", ибо сердце считалось вместилищем духа человека, грехи которого утяжеляли орган (соответствует современному выражению "камень на сердце"). Фраза "нищие духом" — результат неверной интерпретации и должна звучать иначе: "блаженны лёгкие сердцем".
Когда сердце выдержало экзамен взвешивания, наступает второй этап, и Хунефер (весь в белом в центре) держит слово перед Осирисом, зачитывая ему оправдательную речь, получившую в египтологии название "глава 125 "Книги мёртвых" (текст). По сути это была исповедь, во время которой Осирис пристально оценивал как сказанное, так и самого испытуемого, являясь таким образом воплощением всевидящего ока. Если же иметь в виду, что в древности придерживались экстромиссионистских представлений, согласно которым глаза испускают лучи, то Осирис, выходит, "просвечивал" испытуемого. Эта теория была очень популярной среди античных философов. Так, например, У Альбина, одного из учеников Платона, говорится:
"Установив на лице светоносные глаза, боги заставили их сдерживать заключённый в них огненный свет, гладкость и плотность которого роднила его, по их мнению, с дневным светом. Этот внутренний свет, чистейший и прозрачнейший, легко изливается через глаза в целом, но особенно легко — через их середину. Сталкиваясь, как подобное с подобным, со светом извне, он создаёт зрительные ощущения". Источник.
Теория экстромиссии просуществовала около 2000 лет:
Иллюстрация из «Системы визуального восприятия человека» (1687 г.), описывающая теорию излучения. Источник.
17 век, когда была написана работа — это эпоха расцвета масонства, среди которого нас более всего интересуют иллюминаты, использовавшие символику ВО:
Символ иллюминатов на долларовой купюре. Источник.
Смысл символа пирамиды в том, что тогда считали пирамиду носителем великих тайн и знаний древних. Это обстоятельство обусловило неуёмную страсть первых исследователей-европейцев к всестороннему изучению пирамид (см. Питер Томпкинс "Тайны Великой пирамиды Хеопса").
Пирамидион с глазом — отсылка к символике бога-отца Саваофа, имя которого означает "светящее солнце", да и сам треугольник, как мы знаем, относится к солярному символу. При этом иллюминаты закладывали иной смысл: пирамида несёт свет знаний — в точном соответствии с теорией экстрамиссии. В русском языке это отразилось в словах "проСВЕЩЕНИЕ" и проСВЕТлять.
1. Появление символики ВО не связано с масонами, а самый ранний случай его создания фиксируется X веком.
2. ВО не имеет отношения к Троице, его символика восходит к солярному символу в виде треугольника, который, в свою очередь, является редуцированной формой богини Танит.
3. Символ ВО заимствован из иероглифической записи имени Осириса, представленной в виде глаза, восседающего на троне.
4. Глаз олицетворят бога Осириса, вершащего посмертный суд.
5. Иллюминаты заимствовали ВО, а также символ пирамиды, будучи уверенными в пирамиде, как источнике древних знаний, получив таким образом символ просвещения.
Всевидящее Око
Всевидящее Око (Лучезарная Дельта, Глаз в Треугольнике) — универсальный христианский символ, изображающий открытый глаз, часто заключенный в треугольник и окруженный лучами света или Славы, либо облаками, олицетворяющий присутствие Божественного провидения, посредством которого око Бога наблюдает за мыслями и трудами людей. Используется в масонской традиции, а также в Телеме.
«Всевидящее Око» в мифологии
Исторически «Всевидящее Око», очевидно, связано с Оком Ра и Оком Хора, (также называемым Уаджет) в мифологии древнего Египта. Плутарх в своём трактате «Об Исиде и Осирисе» сообщает, что египетские жрецы «не только луну, но и солнце считают оком и светом Гора».
Ранним иероглифом Гора была точка в центре окружности, позже — два глаза; а празднество на тридцатый день месяца Епифи, когда, как предполагалось, Солнце и Луна находятся с Землей на прямой линии, называлось в переводе «День рождения глаз Гора»[1].
В древнем Египте око Уаджет символизировало благополучие, исцеление, защиту и изображалось на амулетах. В индийской мифологии солнечный глаз выступает в образе божества Сурьи, в зороастризме как глаз Митры. У буддистов глаз символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды, «пылающая жемчужина», — это духовное сознание и трансцендентная мудрость.
«Всевидящее Око» в христианстве
Использование «Всевидящего Ока» как христианского символа основано на библейских стихах: из Книги Притч «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притчи 15:3) и из Первого послания апостола Петра «очи Господа обращены к праведным» (1 Петра 3:12). На древних христианских надгробиях встречаются изображения треугольников, которые, очевидно, были символами Троицы.
В европейской иконографии позднего Возрождения «Всевидящее Око», вписанное в треугольник, также являлось образом христианской Троицы. Например, оно нарисовано поверх изображения трех лиц на картине «Ужин в Эммаусе» (1525) Якопо да Понтормо. На изображениях XVII века «Всевидящее Око» чаще представлено в окружении облаков или солнечных лучей. Око в треугольнике до сих пор используется в церковной архитектуре и христианском искусстве, символизируя Троицу, вездесущность Бога и божественное провидение.
Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный рай» (1667) пишет:
Кто может обмануть Всевидящее Око? И сейчас Он, с высоты, провидит нас насквозь, Над жалкими стремленьями смеясь, Настолько всемогущий, чтоб разбить Противников, настолько же премудрый, Чтоб замыслы развеять хитрецов.
«Всевидящее Око» в масонстве
Из христианства образ «Всевидящее Око» было заимствовано масонской традицией, где оно стало символом Бога как Великого Архитектора Вселенной, а также символом солнца, света, жизни и Логоса. Его изображение располагается над креслом Досточтимого Мастера и является напоминанием о проникающей во все тайны мудрости и силе Творца.
Это — символ неусыпной бдительности Провидения, «чье око не дремлет и не спит» или, как сказано в одном из масонских учебников, «которому подчиняется Солнце, Луна и звезды, и под чьей внимательной опекой даже кометы свершают свое поразительное вращение». Однако это то же самое Око, «что достигает глубочайших уголков нашего сердца и воздает каждому по его заслугам». Важно, что за знакомыми образами существуют и более сокровенные корни этого символа[2].
Впервые «Всевидящее Око» в масонской традиции появилось в 1797 году в книге Томаса Смита Уэбба «Руководство вольного каменщика, или Иллюстрации масонства» («Freemason’s Monitor or Illustrations of Masonry»). В масонской традиции «Всевидящее Око» также называют «Лучезарной Дельтой» из-за его сходства с греческой буквой дельта (Δ), которая также отождествляется с образом Великого Архитектора Вселенной. По словам Альберта Пайка: «Имя Господа (Deus, Dieu) часто отображается в виде одной буквы — греческой «дельты» (Δ), имеющей форму треугольника. По этой причине люди и в древности, и в наше время почитают треугольник священным символом, чьи три стороны символизируют три царства Природы, или Господа <. >Треугольник также воплощает три первопринципа — Соль, Серу и Ртуть, — порожденные смешением четырех стихий»[3].
В масонских ложах, в зависимости от устава, этот символ располагается в верхней и центральной части восточной стены храма, между солнцем и луной. «Всевидящее Око» также присутствует на масонских документах и на ритуальном облачении.
Источник