К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса (только в окрестностях Каира их 67),— пирамиды строили и в других древних культурах, например у майя. Но там пирамиды были частью религиозного культа и лишь изредка служили усыпальницами правителей. В Египте же пирамида — всегда усыпальница, а главное — символ власти и государственного устройства, который сливался с основными культами. Таким образом, пирамида для египтян — это образ жизни и смерти. “Все на свете боится времени, но время боится пирамид”,— гласит старинная поговорка.
Пирамиды Египта — воплощение вечности, дарованной богам и фараонам. Пирамида отражает безграничность власти, это “дорога в небо”, “путь к солнцу”, который совершает одна из душ фараона после смерти. Недаром же одна из ранних пирамид (XXVIII век до н. э.) — пирамида фараона Джосера (ок. 2780—2760 до н.э.), основателя III династии, завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта, построенная его верховным сановником, мудрецом и врачевателем Имхотепом (впоследствии обожествленным),— была ступенчатой и служила огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небо.
Скрытая правда о Египетских Пирамидах. Что нам не рассказывают?
Рассматривая схематически египетское государство, мы заметим, что на вершине пирамиды восседает фараон, сын Солнца, перед которым целовали землю. Особой милостью для приближенного, даже для царского сановника, было разрешение целовать ноги фараона. Фараону мало было считаться просто “богом”, во времена Древнего царства его называли “большим богом”.
Ему принадлежали “земля и народ; он даровал все посты, выслушивал все жалобы, предводительствовал всеми войсками и был верховным жрецом каждого бога” [194, с. 146]. Но он не мог заниматься различными делами одновременно и потому доверял свои религиозные функции жрецам, а управление государством — министру и целой когорте чиновников. Первым лицом после царя был верховный сановник, который одновременно исполнял обязанности верховного судьи, ведал местным управлением, разного рода хранилищами, государственными мастерскими и руководил всеми работами в стране.
Следующую ступень в государственной пирамиде занимали все прочие сановники, а также жрецы — носители знаний и обычаев, посредники между людьми и богами, при этом они “пользовались дарами, которые приносили богам; они как бы кормились вместе с богами: считалось, что ежедневные мелкие заботы не должны отвлекать от служения богу” [61, с. 36]. О том, как воспринимали приближенных к особе правителя людей, свидетельствуют титулы, которыми их наделяли: “первенствующий”, “истинный знакомец царя”, “спутник” (царя).
Высокое место отводилось писцам, зодчим и художникам. И это понятно: писцы вели полный учет и контроль всех богатств царя или вельможи, знали способы организации производства, умели планировать и осуществлять крупные технические задачи, такие, как строительство каналов, водохранилищ, храмов и пирамид. Они находились под защитой бога письменности и счета — Тота и считались его жрецами. Один писец в наставлении своему сыну, сравнивая работу писца с другими видами деятельности, говорит:
Исследования показывают, как на самом деле были построены пирамиды Египта
“О, если б я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.
Лучше это всех других.должностей. Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его.
Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, оружие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.
Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.
Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом. Не спокойное это занятие перед тобой. Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы.
Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник» [314, с. 51—53].
Таким образом, мы имеем дело с самыми древними менеджерами в истории общества, так же, как и с древними бухгалтерами, ведущими самые настоящие приходно-расходные книги.
Зодчие обслуживали основные виды строительных работ: ирригационные сооружения, храмы и пирамиды. Обычное жилье, вплоть до дворца фараона, считалось временным перед лицом загробной вечности, которая была уготована каждому после смерти, и поэтому строилось из непрочных материалов: хижины простонародья — из тростника, осоки и глины; более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Если жилище разрушалось по какой-либо причине, на его месте возводилось новое, и холм, на котором стояло здание, становился все выше. Для такого рода сооружений было довольно и простых ремесленников, зодчие же выполняли более ответственную миссию: они сооружали жилища богов и обиталища вечности для фараонов. С этого времени появляется должность человека, способного рассчитать и организовать строительство (перевод с египетского, обозначающий эту должность, звучит привычно и для нашего уха — инженер).
Рядом с вечностью находились и художники: они создавали росписи, рельефы и скульптуры, связанные с заупокойным культом, и потому занимали более высокое положение по сравнению даже с военными и знатью, занимавшими следующие ступени государственной пирамиды.
Ближе к подножию этой пирамиды располагались ремесленники, торговцы и, наконец, крестьяне. Рабы были собственностью преимущественно знати и фараонов, поскольку основные работы в государстве выполняли по указанию правителя особые “рабочие отряды”, состоявшие из ремесленников и свободных земледельцев. Степень свободы последних была относительна: вельможи старались обеспечить себя трудом крестьянина или ремесленника. Знать требовала, чтобы они признали над собой опеку и власть, отдавали своему властителю часть дохода, за что им гарантировались охрана от всякого нападения, суд в случае ссор и тяжб и помощь при неурожае или других бедствиях.
В Египте с ранних времен существовали специализация и разделение труда. Надписи в пирамидах и на папирусах упоминают о “домах оружия”, “домах ткачих”, “домах писцов”, где выполнялись различные работы для хозяйств вельмож, знати и фараонов.
Ремесленники объединялись в общую мастерскую — “палату мастеров”, там работали одновременно медники, золотых дел мастера, каменотесы, изготовители посуды, плотники и другие. При этом были и отдельные мастерские со своими начальниками. Разделение труда позволяло некоторым изделиям проходить через руки различных мастеров, например, бусы изготовлялись одними, а нанизывались в ожерелья и подвески другими людьми. Таким образом, в организации хозяйств знати тоже лежит “принцип пирамиды”.
Источник: studopedia.ru
§ 2 Пирамида как символ египетской культуры
К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса (только в окрестностях Каира их 67),— пирамиды строили и в других древних культурах, например у майя. Но там пирамиды были частью религиозного культа и лишь изредка служили усыпальницами правителей. В Египте же пирамида — всегда усыпальница, а главное — символ власти и государственного устройства, который сливался с основными культами. Таким образом, пирамида для египтян — это образ жизни и смерти. “Все на свете боится времени, но время боится пирамид”,— гласит старинная поговорка.
Пирамиды Египта — воплощение вечности, дарованной богам и фараонам. Пирамида отражает безграничность власти, это“дорога в небо”, “путь к солнцу”, который совершает одна из душ фараона после смерти. Недаром же одна из ранних пирамид (XXVIII век до н. э.) — пирамида фараона Джосера (ок. 2780—2760 до н.э.), основателя III династии, завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта, построенная его верховным сановником, мудрецом и врачевателем Имхотепом (впоследствии обожествленным),— была ступенчатой и служила огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небо.
Середина III тыс. до н. э.
ассматривая схематически египетское государство, мы заметим, что на вершине пирамиды восседает фараон, сын Солнца, перед которым целовали землю. Особой милостью для приближенного, даже для царского сановника, было разрешение целовать ноги фараона. Фараону мало было считаться просто“богом”, во времена Древнего царства его называли “большим богом”.
Ему принадлежали “земля и народ; он даровал все посты, выслушивал все жалобы, предводительствовал всеми войсками и был верховным жрецом каждого бога” [194, с. 146]. Но он не мог заниматься различными делами одновременно и потому доверял свои религиозные функции жрецам, а управление государством — министру и целой когорте чиновников. Первым лицом после царя был верховный сановник, который одновременно исполнял обязанности верховного судьи, ведал местным управлением, разного рода хранилищами, государственными мастерскими и руководил всеми работами в стране.
Следующую ступень в государственной пирамиде занимали все прочие сановники, а также жрецы — носители знаний и обычаев, посредники между людьми и богами, при этом они “пользовались дарами, которые приносили богам; они как бы кормились вместе с богами: считалось, что ежедневные мелкие заботы не должны отвлекать от служения богу” [61, с. 36]. О том, как воспринимали приближенных к особе правителя людей, свидетельствуют титулы, которыми их наделяли: “первенствующий”, “истинный знакомец царя”, “спутник” (царя).
ысокое место отводилось писцам, зодчим и художникам. И это понятно: писцы вели полный учет и контроль всех богатств царя или вельможи, знали способы организации производства, умели планировать и осуществлять крупные технические задачи, такие, как строительство каналов, водохранилищ, храмов и пирамид. Они находились под защитой бога письменности и счета — Тота и считались его жрецами. Один писец в наставлении своему сыну, сравнивая работу писца с другими видами деятельности, говорит:
“О, если б я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.
Лучше это всех других.должностей. Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его.
Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, оружие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.
Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.
Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом. Не спокойное это занятие перед тобой. Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы.
Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник» [314, с. 51—53].
Таким образом, мы имеем дело с самыми древними менеджерами в истории общества, так же, как и с древними бухгалтерами, ведущими самые настоящие приходно-расходные книги.
Начало III тыс. до н. э.
одчие обслуживали основные виды строительных работ: ирригационные сооружения, храмы и пирамиды. Обычное жилье, вплоть до дворца фараона, считалось временным перед лицом загробной вечности, которая была уготована каждому после смерти, и поэтому строилось из непрочных материалов: хижины простонародья — из тростника, осоки и глины; более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Если жилище разрушалось по какой-либо причине, на его месте возводилось новое, и холм, на котором стояло здание, становился все выше. Для такого рода сооружений было довольно и простых ремесленников, зодчие же выполняли более ответственную миссию: они сооружали жилища богов и обиталища вечности для фараонов. С этого времени появляется должность человека, способного рассчитать и организовать строительство (перевод с египетского, обозначающий эту должность, звучит привычно и для нашего уха — инженер).
Рядом с вечностью находились и художники: они создавали росписи, рельефы и скульптуры, связанные с заупокойным культом, и потому занимали более высокое положение по сравнению даже с военными и знатью, занимавшими следующие ступени государственной пирамиды.
лиже к подножию этой пирамиды располагались ремесленники, торговцы и, наконец, крестьяне. Рабы были собственностью преимущественно знати и фараонов, поскольку основные работы в государстве выполняли по указанию правителя особые“рабочие отряды”, состоявшие из ремесленников и свободных земледельцев. Степень свободы последних была относительна: вельможи старались обеспечить себя трудом крестьянина или ремесленника. Знать требовала, чтобы они признали над собой опеку и власть, отдавали своему властителю часть дохода, за что им гарантировались охрана от всякого нападения, суд в случае ссор и тяжб и помощь при неурожае или других бедствиях.
В Египте с ранних времен существовали специализация и разделение труда. Надписи в пирамидах и на папирусах упоминают о “домах оружия”, “домах ткачих”, “домах писцов”, где выполнялись различные работы для хозяйств вельмож, знати и фараонов.
Ремесленники объединялись в общую мастерскую — “палату мастеров”, там работали одновременно медники, золотых дел мастера, каменотесы, изготовители посуды, плотники и другие. При этом были и отдельные мастерские со своими начальниками. Разделение труда позволяло некоторым изделиям проходить через руки различных мастеров, например, бусы изготовлялись одними, а нанизывались в ожерелья и подвески другими людьми. Таким образом, в организации хозяйств знати тоже лежит “принцип пирамиды”.
Источник: studfile.net
Символика и назначение египетских пирамид
Невозможно дать какого-то единого объяснения пирамидам, поскольку их форма возникает в весьма сложном контексте погребального обряда. В действительности пирамиды были усыпальницами, символизировавшими представление о вечности.
Первое заключение о символическом значении пирамид было разработано в XIX в. выдающимся египтологом Эрнесто Скьяпарелли (1856-1928). В противоположность позитивистским теориям, которые делали упор исключительно на наивысшем моменте технического процесса, по мнению Скьяпарелли, пирамида символизировала собой жизненную энергию Солнца, которая передавалась фараону в его усыпальнице. Все четыре стороны пирамиды обращены в точности в направлении всех четырех стран света, что также интерпретировали как символическую связь с числом четыре, которое наделялось божественными и космическими характеристиками.
Квадратный фундамент, на котором возвышается пирамида, должен был выражать отношение между пирамидой и космосом, а потому — между земной жизнью и жизнью божественной. С другой стороны, назначение пирамид можно понять лишь в контексте религиозного характера, которым пронизана жизнь египтян. Необходимые для его строительства коллективные усилия иллюстрируют дисциплинированность и организованность всего народа.
Что касается назначения и символики пирамид, то показательными и типичными являются слова египтолога Джеймса Генри Бристида (1865-1935), который о Великой Пирамиде писал: «Вероятно, не много было каменотесов или просто людей, которые бы владели техникой строительства из камня в те времена, когда Хуфу-онек совершал свои первые обходы по пустынному плоскогорью, замышляя фундаментальный план строительства Великой Пирамиды. Так, мы можем понять бесстрашную энергию человека, который распорядился разметить квадратное основание со стороной в 230 м. Он знал, что ему требовалось 2$ миллиона глыб по 2$ тонны каждая, чтобы покрыть этот квадрат в 53 га пирамидальной горой высотой 147 м. Поэтому Великая Пирамида в Гизэ представляет собой документ из истории человеческого разума. Вместе с нею отчетливо проявляется человеческий смысл суверенной власти. Инженеру удалось обессмертить себя и своего фараона благодаря своему совершенному владению материальными силами».
Грандиозная пирамида Хеопса. Первоначально покрытый красным гранитом из Асуана, погребальный склеп в ходе строительства трижды менял местоположение: искали адекватную формулу для его эффективного сохранения.
Читайте далее:
- Керамика, рельефы и гробницы
- Храмы Солнца
- Скульптура Среднего Царства
- Стела Мернепта
- Стилизация мотивов
- Храмы Амона
- Изменения в изобразительном искусстве
- Изображение деталей: внимательное созерцание действительности
- Первые рельефы
- Храм в Карнаке
- Малые изваяния повседневных сцен
- Живопись и рельеф
- Гробницы
- Храм в Луксоре
- Скульптура Нового Царства
- Новое Царство
- Искусство на заре исторического этапа
- Городская архитектура
Источник: www.burana.ru