Изготовление тесьмы в технике fingerloop («дёрганье»)
Приглашаю всех, кому увлекательны древние виды рукоделия, на мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах. В британском варианте этот вид рукоделия именуется «fingerloop», в российском — «дёрганье». К огорчению, в графе «виды творчества», он не указан, потому пришлось избрать схожий — макраме:)
Реальный мастер-класс был составлен мной в 2009 году, специально к выставке исторического костюмчика, проходившей в Музейно-выставочном центре городка Серпухова. И на данный момент я рада способности поделиться им тут, на Ярмарке Мастеров:) Начнём!
Изготовление тесьмы в технике fingerloop («дёрганье»)
До того как освоить истинное ткачество, население земли, по-видимому, в совершенстве освоило различного рода плетение. Девченки младших классов школ до сего времени забавляются на переменах игрой «в ниточки». Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего метода плетения, либо «дёрганья» тесьмы.
Техника вязания на пальцах I Knitting technique on the fingers
Техника «дёрганья» очень старый метод производства тесьмы. Ещё в период ранешнего средневековья славяне и финно-угры, жившие на местности нашего края, плели такие узкие крепкие тесёмки для обшивки понёв, на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесёмки из толстых шерстяных нитей использовались для производства браслетов.
Учёные-этнографы отмечают, что схожий метод плетения был обширно распространён в древности, так как им воспользовались не только лишь представители славянского народа (этноса), но также финского. Это подтверждают данные археологии: при раскопках находили куски таких шнурков и тесёмок.
Тесьма и шнуры, сделанные в технике «дёрганья» (fingerloop), были достаточно обширно всераспространены в Европе в средневековый период, к примеру, в Лондоне при раскопках найдено 24 эталона (культурные слои с конца 12-го до начала 15-го веков). Тесьма использовалась для отделки края плетёных сеточек для волос, в качестве затягивающего шнура для кошелька, также, для застёгивания и шнурования одежки.
Этот старый вид плетения с течением времени не был забыт, он благополучно дожил до наших дней: до самого начала XX века в российских деревнях таким методом изготавливали тесьму и пояса. На данный момент в неких воспитательных и образовательных центрах (в Москве и других городках) в рамках программки возрождения ремёсел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дёрганой» тесьмы. В Рф и за рубежом организуются спец мастер-классы, причём в европейских странах это очень пользующийся популярностью вид рукоделья. Освоить технику «дерганье» нетрудно. Кстати, она отлично развивает упругость и подвижность пальцев.
Существует огромное количество методов производства «дёрганой» тесьмы, они отличаются друг от друга количеством рабочих петель и вариациями перекидывания нитей. Сейчас мы с вами научимся плести тесьму потому что это делали дамы в средневековой Великобритании. Освоив этот легкий метод, вы при желании можете научиться всем остальным.
Техника
1-ый шаг производства шнура формирование петель схожей длины. Для производства однотонного шнура идеальнее всего использовать неразрезанную нить, натягивая ее меж 2-мя штырьками (закрепленными палками, колышками и т.п.), до получения подходящего числа петель. Разноцветные шнуры требуют достаточного количества нити каждого цвета для получения подходящего общего числа петель.
Для облегчения плетения очень принципиально, чтоб все петли были равной длины, потому хорошо при сновании нити задерживать получаемые петли с 1-го конца рукою, немного натягивая, чтоб петли лучше выравнивались по длине. На другом конце пучка петель все нити можно завязать обычным узлом «через руку», оставив на этом конце маленькую петельку для закрепления, к примеру, на палке, колышке, либо на большенном пальце ноги.
Крепко закрепив эту маленькую петельку на каком-нибудь предмете, потом все длинноватые нитяные петли разместите на пальцах обеих рук, начиная с указательных, каждую петлю помещая на отдельный палец.
Для основной схемы с внедрением 7 петель, в этом случае четыре петли будут расположены на одной руке и три на другой.
Во время плетения петли должны быть немного натянуты. Последующие иллюстрации показывают процесс, для примера правая рука вначале держит три петли:
Сперва петли «переводят» вниз по пальцам руки, используя ловкость пальцев, начиная с самой нижней петли. В данном случае, петля с безымянного пальца переносится на мизинец, затем петля со среднего пальца переносится на безымянный палец. Наконец, верхняя петля подцепляется средним пальцем, так что она обхватывает одновременно указательный и средний пальцы. Это должно выглядеть так:
Руки сводятся вместе, и указательный палец правой руки вводится в нижнюю петлю на другой руке (которая с четырьмя петлями):
Это важный момент для начинающих. Действуя осторожно, указательный палец подцепляет самую нижнюю петлю на другой руке и, придерживая ее большим пальцем, снимает эту петлю с другой руки и протягивает ее сквозь большую петлю на «рабочей» руке, создавая «переплетение».
Общий результат перенос одной петли с одной руки на другую.
После этой стадии руки широко разводятся, чтобы «переплетение» передвинулось на дальний конец шнура. Это также помогает уплотнить предыдущие «переплетения».
Это завершает половину цикла. Число петель на каждой руке переменилось, и теперь на левой руке три петли, а на правой четыре. Теперь процесс следует повторить в зеркальном отображении, «переведя» вниз петли на левой руке, подцепив нижнюю петлю с правой руки, и уплотнив шнур разведением рук в стороны.
Шнур можно продолжать до тех пор, пока не будет достигнута желаемая длина, либо пока петли не станут слишком короткими для работы.
Шнуры из чётного количества петель плести не труднее, однако важно запоминать, какая рука идет следующей, поскольку наглядное правило «перенести петлю на руку, на которой петель меньше» возникает только при работе с нечётным числом петель.
Практическое значение
В современной жизни «дёрганым» шнурам и тесёмкам можно найти применение не только в рамках реконструкции исторического костюма. Шнуры, сплетённые из прочных и ярких синтетических нитей можно использовать в качестве шнурков для летней обуви и одежды. Разноцветная шерстяная тесьма хорошо подходит для отделки одежды из плотных натуральных тканей: шерсти, джинса, а также замши. Можно сделать эксклюзивный чехол для мобильного телефона и фотоаппарата, или же наплести фенечек. Смело фантазируйте, и вы найдёте много интересных, оригинальных решений для применения продуктов этого старинного вида рукоделья!
ИсточникСтаринная техника плетения на пальцах
Уже давно доказано учеными и докторами, что рукоделие — это не только увлекательное и интересное, но и очень полезное занятие. Особенно это касается вязания и различного рода техник плетения.
Этот вид творчества пользуется большой любовью женщин как антистрессовое средство. Занятия творчеством способны нормализовать работу многих систем нашего организма.
КАК ПЛЕСТИ НА ПАЛЬЦАХ
В народе эту технику плетения на пальцах называют «дерганье». Плетение это традиционное, русское. И зародилось оно очень давно. Наши предки плели в этой технике пояса, всевозможные шнурки и украшения.
Прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество, по-видимому, в совершенстве освоило разного рода плетение. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой «в ниточки». Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок старинного способа плетения, или «дерганья» тесьмы.
Еще в период раннего Средневековья славяне и финно-угры, жившие на территории наших краев, плели такие узенькие прочные тесемки для обшивки понёв (элемент русского народного костюма), в качестве петель для пуговиц, «гашников» (завязок для штанов) и «обор». Тесемки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов.
Ученые-этнографы отмечают, что подобный способ плетения был широко распространен в древности, поскольку им пользовались не только представители славянского народа (этноса), но также финского. Это подтверждают археологи: при раскопках находят фрагменты таких шнурков и тесемок.
На сегодняшний день в моду всё больше входят вещи ручной работы, а особенно ценится одежда или аксессуары в стиле этно. Это, кстати, одна из причин, почему данная техника плетения переживает сейчас свое второе рождение!
Во время плетения можно использовать от 5 до 9 ниток любой толщины. Важно, чтобы ниток было нечетное количество! Перед началом работы нитки нужно сложить вдвое и привязать к чему-либо неподвижному. Например, к стулу, повернутому спинкой вперед.
Концы ниток должны остаться петлями. Чтобы начать плести надевай петли на пальцы так, как показано на фото ниже, соблюдая в точности последовательность пальцев.
Мизинцем правой руки, заводя его под правую сторону надетой на пальцы петли, начни захватывать дальнюю нитку.
Нитку пропусти через петли. Таким образом на правой руке у тебя получится уже три петли, а на левой — две.
Далее перемещай петли на правой руке последовательно так, чтобы мизинец оставался свободным. Повторяй действие зеркально, при этом мизинец левой руки заводи под вторую ниточку петли, как показано на фото.
В итоге у тебя получится стильный ажурный шнурок. Узор может быть самым разным, это дело творческое, тут всё зависит только от твоего настроя и желания.
Чтобы более подробно ознакомиться с этой техникой, посмотри видео.
А в этом видео ты узнаешь, как сплести пояс в технике «дерганье».
Как видишь, способ плетения совсем не сложный, а значит, с ним вполне справятся и взрослые, и дети. Кроме того «дерганье» не требует специального оборудования! Всё, что тебе понадобится, — это несколько мотков ниток, твои умелые руки и желание творить.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ИсточникМастер-класс Поделка изделие Плетение Мастер-класс по технике «ДЁРГАНЬЕ» 1 «ГАЛОЧКИ» Пряжа
Рада сообщить, что начинается эпопея под названием «ДЁРГАНЦЫ». Надеюсь, после моих мастер-классов у вас уже не будет желания покупать готовые шнурки и тесёмки, а будете охотно плести их сами)))
Это очень многообразная и красивая техника. В Европе она известна как Fingerloop.
Вариантов плетения очень много, но главное, что их объединяет — это плетение из петель, которые располагаются на пальцах. Начнём!
Рекомендую сделать себе вот такие «ладошки». Когда плетение не закончено, а вам нужно отойти, расположите петли на шаблонах аналогично тому, как они располагаются на пальцах. Если вы этого не сделаете, то рискуете потом неправильно расположить петли на пальцах и тем самым можете испортить всю свою работу.
Кому-то может моя дотошность быть не совсем понятной, но я очень люблю плести тесьму с определённым рисунком, а для этого необходимо в самом начале плетения расположить петли определённого цвета на нужные пальцы. Пальцы я буду обозначать вот так:
Указательный палец — №1
Средний палец — №2
Безымянный палец — №3
Мезинец — №4
Буква «Л» будет означать — левая рука
Буква «П» будет обозначать — правая рука
Выглядть это будет так:
Л №1 — синий П №1 — оранжевый
Л №2 — синий П №2 — оранжевый
Л №3 — синий
Или:
Л №1 — зелёный П №1 — зелёный
Л №2 — зелёный П №2 — красный
Л №3 — красный
Подготовка к плетению.
Нарежем нитки нужной длины, например: конечная длина тесьмы — 1,5м, значит 1,5м*2,3=3,45м. Этот вариант расчёт длины годиться не для всех вариантов плетения, где-то расход ниток будет больше, особенно если тесьма будет широкой, это уже выявляется опытным путём.
Затем нарезанные нитки складываем пополам и аккуратно их раскладываем, чтобы кажда петля была самостоятельной и не переплеталась с другими петлями.
Выравниваем петельки, чтобы все они были на одном уровне, поправляем нитки по всей длине и завязываем весь пучок ниток в узел.
Крепим пучок за неподвижную опору: трубу, батарею, крюк, дверную ручку. Если тесьма короткая, то можно просто зажать конец между коленками))) Можно плести в паре, то есть один плетет, а второй одной рукой держит пучок ниток, а второй подбивает нитк.
Располагаем петли в соответствии с выбранным рисунком:
Л №1 — синий П №1 — оранжевый
Л №2 — синий П №2 — оранжевый
Л №3 — синий
В данном варианте плетения рабочим пальцем у нас будет безымяный палец.
Безымянным пальцем правой руки снимаем петлю с указательного пальца левой руки — нитка идет поверх двух других ниток. Я это поясняю для того, что в дальнейшем знакомстве с этой техникой ход нитки будет другой.
Чтобы закрепить нитки, разводим руки в разные стороны. Если вы работаете в паре, то помощник, держащий концы ниток, помогает в закреплении, подбив петлю пальцем.
Так как рабочий палец у нас безымянный, его необходимо освободить от петли, для этого последовательно перекидываем петли на левой руке со среднего пальца на указательный и с безымянного на средний. Должно получиться как на фото, теперь у нас безымяный палец левой руки свободен.
Теперь безымянным пальцем левой руки снимаем петлю с указательного пальца правой руки. Закрепляем нитки. Перекидываем петли на правой руке со среднего пальца на указательный, с безымянного на средний.
Далее все повторяется с первого шага.
Сразу же буду приучать вас к тому, как это будет выглядить на схемах, так как после знакомства с несколькими вариантами плетения, я буду публиковать уже только схемы, так как при более сложных методах плетения с больших кол-вом шагов нужно либо воочию показывать, либо вот так вот на схеме.
Ну а теперь самое главное!
Ради чего затевался весь мастер-класс!
У меня вышел целый рассказ)
Жила была тесёмочка) Однажды её пригласили на весенний бал! А тесёмочка наша была та ещё модница! Нарядов у неё было не с честь!
Долго разглядывала тесёмочка свой гардероб, решила выбрать золотой и хелёный цвета в честь праздника весны.
Схема:
Л №1 — жёлтый (или зелёный) П №1 — белый
Л №2 — белый П №2 — белый
Л №3 — белый
Т.к. здесь у нас только одна цветная нитка, то её расположение в принципе значение не имеет.
Примеряет тесёмочка зелёный наряд:
«Может так?» (слева)
Л №1 — зелёный П №1 — зелёный
Л №2 — белый П №2 — белый
Л №3 — белый
«А может быть вот так?» (справа)
Л №1 — белый П №1 — зелёный
Л №2 — белый П №2 — зелёный
Л №3 — белый
Наша модница решила поэкспериментировать и взяла два цвета. Но и тут не всё просто! Их же по разному можно прикладывать!
Можно вот так (слева)
Л №1 — золотой П №1 — зелёный
Л №2 — белый П №2 — белый
Л №3 — белый
А можно и так (справа)
Л №1 — белый П №1 — зелёный
Л №2 — белый П №2 — золотой
Л №3 — белый
А ещё так (1):
Л №1 — белый П №1 — зелёный
Л №2 — зелёный П №2 — золотой
Л №3 — золотой
И вот так (2)
Л №1 — зелёный П №1 — зелёный
Л №2 — золотой П №2 — белый
Л №3 — зелёный
И вот так (3)
Л №1 — зелёный П №1 — золотой
Л №2 — белый П №2 — золотой
Л №3 — зелёный
И даже так (4)!
Л №1 — белый П №1 — золотой
Л №2 — зелёный П №2 — золотой
Л №3 — зелёный
Потом дёрнуло её оранжевую одёжку добавить.
Л №1 — зелёный П №1 — зелёный
Л №2 — золотой П №2 — белый
Л №3 — оранжевый
Боясь дальше экспереминтировать с этими цветами, достала розовый и сиреневый наряд. (снизу)
Л №1 — розовый П №1 — сиреневый
Л №2 — белый П №2 — белый
Л №3 — белый
Потом пришла к выводу, что во всем виновата причёска и перекрасилась.
(верхний)
Л №1 — сиреневый П №1 — малиновый
Л №2 — сиреневый П №2 — голубой
Л №3 — сиреневый
Л №1 — золотой П №1 — синий
Л №2 — красный П №2 — синий
Л №3 — золотой
В общем, как вы понимаете, на бал наша модница так и не попала, а до сих пор выбирает из множества нарядов наиболее подходящий для себя) Когда-нибудь, может быть она поймёт что-то очень важное и это уже не будет её так увлекат, но пока.
Мне очень хотелось показать вам своим рассказиком, как меняется рисунок от расположения ниток и цветов. Для меня это было самое главное в МК. Мне очень хотелось показать вам эту красоту и многообразие, которые меня когда-то увлекли и увлекают до сих пор. В дальнейшем, я уже не буду такой дотошной с примерами))) Но их всё равно будет не мало)))
ИсточникВязание на пальцах: 5 полезных вещей, которые можно связать без спиц и крючка
Удовольствие от вязания на пальцах начинается ещё на стадии выбора пряжи. Если ещё не пробовали модный вид рукоделия, очень советуем!
Вязание на пальцах, пожалуй, один из лучших способов поднять себе настроение и стать немного счастливее. Сам процесс успокаивает нервную систему, а готовая, тёплая, красивая и уютная вязанная вещь, сделанная своими руками, приносит одно удовольствие. Сегодня мы собрали несколько идей для ручного вязания, которые вам обязательно понравятся. Вдохновляйтесь!
Вязать на пальцах можно даже в том случае, если вы совсем не умеете вязать и раньше никогда не пробовали. Вам и не нужно уметь. Техника вязания без спиц очень проста. Вам потребуется только пряжа или нити для вязания руками и собственные руки. Процесс идет очень быстро, так что шарф можно будет связать буквально за 30 минут, а на большой плед потратите не больше двух часов.
Вязать руками можно разными способами, но самых популярных — три.
Первый способ: вязание одинарной цепочки, из которой потом можно изготавливать разные вещи, например, прихватки или подставки под горячее. Чем толще будет нитка, тем более плотным и объёмным получится конечное изделие.
Второй способ: вязание на четырёх пальцах. При таком способе получаются толстые шнуры, которые можно даже носить в качестве аксессуара, вместо шарфа и шейного платка, например.
Третий способ: вязание с помощью деревянной башенки, катушки с углублениями, вокруг которой обвиваются нити и получается толстый шнур. Из такого шнура можно связать прикроватные или придверные коврики или подстановочные салфетки под тарелки.
Саму технику вязания руками без спиц и крючка проще показать, чем описывать, поэтому мы собрали несколько наглядных примеров.
Изначально вязание было только мужским занятием. Первое вязальное сообщество было основано в Париже в 1527 году, и женщинам было запрещено в нем состоять.
Как связать снуд на руках?
Чтобы связать тёплый шарф-снуд, вам понадобится примерно 300 грамм пряжи толщиной 100 мм. Из такого количества пряжи получится шарф шириной 30 и длиной в 150 сантиметров.
Как связать уютный плед без спиц и крючка?
Изготовить плед можно из специальной крупной пряжи для пледов из 100% шерсти мериноса. Чтобы связать плед размером 150*180 см, понадобится около 3 кг шерсти, щетка для валяния.
А если вязать из пряжи Alize Puffy, которая сейчас очень популярна и используется многими вязальщицами, то для огромного пледа 2*2 метра понадобится около 22 клубков пряжи. Такой плед можно использовать и в качестве покрывала на кровать.
Главной отличительной особенностью пряжи Ализе Паффи является нить, представляющая собой ряд пушистых петель одинакового размера, из которых легко складываются разные узоры. Не нужно ни спиц, ни крючка.
Как связать коврик под ноги?
Такой коврик состоит из двух слоёв: верхний связан петельками, а нижний ровным кругом. Не нужны ни спицы, ни крючки. Для коврика диаметром 63 см понадобится около 5 мотков пряжи на верхнюю и 4 мотка на нижнюю часть коврика.
Как связать тёплые «таптугги»?
Способ всё тот же: одну петлю нужно протянуть в другую, чтобы получить ряд. Всё настолько просто, что получится даже у новичков.
Как связать подушку-пончик?
Декоративную подушку-пончик тоже вяжется руками. Понадобится пара мотков пряжи, руки и пару часов свободного времени.
ИсточникУчимся вязать на пальцах
Вязание на пальцах, в отличие от вязания на спицах — безопасный вид рукоделия, которое вполне подходит детям, развивает мелкую моторику и успокаивает нервы. И этому вполне можно обучить не только девочек, но и мальчиков!
Если у меня есть свободная минутка, первым делом я тянусь к вороху шерсти начатого вязания, или к недошитой кукле, или к стопочке тканей, порезанной для будущего одеяла.
Но когда рядом постоянно находится парочка детей, любимым делом заняться не всегда возможно. Всех надо накормить, приласкать, обучить, каждому почитать, одного переодеть, другого помыть.
А если все эти дела сделаны, то тогда дети, вполне закономерно, хотят делать «как мама» или «вместе с мамой.» И тогда, лучшее, что можно придумать — это заняться каким-то рукоделием всей компанией. Только вот каким? Хочется, чтобы было и красиво, и полезно, а заодно чтобы и я могла сосредоточится на моем собственном проекте.
Сын давно просил меня научить его вязать, но, хотя вязание это прекрасное занятие, полезное как для моторики, так и для нервной системы, по возрасту ему было все еще рановато. К счастью, в качестве детской альтернативы обычному вязанию, наши прадеды придумали такое замечательное занятие, как вязание на пальцах. Вот этому-то прекрасному (и безопасному, в отличии от вязания на спицах) виду рукоделия я и начала обучать сына.
Зачем обучать мальчика вязанию, спросите вы?
Ну, во-первых, вопреки общепринятому мнению, вязание не всегда было чисто женским ремеслом. Более того, некоторые историки утверждают, что вязание было придумано мужчинами (арабскими рыбаками) и ими же распространено сначала в Средиземноморских странах, а потом и в прочих уголках Европы.
Во время Второй Мировой Войны, чтобы снабдить Британскую армию теплыми вещами (одеялами, носками, свитерами), вязали все − женщины, мужчины и дети обоих полов. Так что и сейчас не должно быть ничего необычного в вяжущем мальчике.
Во-вторых, во времена скачущих картинок, синдрома дефицита внимания, вечного бега, бесконечной спешки и кроссовок на липучках — то есть именно в наши времена полезно обратить внимание на занятия, которые задействуют мелкую моторику, развивают ловкость рук и требует концентрации. Ручная работа тренирует терпение, внимание к деталям. Когда вещь постепенно рождается в руках ребенка, это неизменно вызывает бурю восторга, ведь в современной жизни, со всей ее технологичностью, так мало возможностей ощутить уверенность в себе, в собственной созидательной силе.
Кроме того, рукоделие, если знакомить с ним, начиная с очень юного возраста, открывает глаза на процессы, через которые проходит вещь, прежде чем попасть в магазин, тем самым помогая воспитывать бережливость и уважение к человеческому труду.
Финский нейрофизиолог Матти Бергстром напоминает нам, что «мозг узнает то, что исследуют пальцы.» Количество нервных окончаний на кончиках пальцев невероятно велико, поэтому если детям не давать возможность исследовать мир посредством пальцев, ко взрослому возрасту их пальцы становятся «слепы,» тем самым обедняя мозг и лишая его важного органа необходимого для дальнейшего познания окружающей среды. Еще каких-то 50 лет назад дети много помогали по дому, перебирали крупу, стирали и мыли посуду, благодаря чему с раннего детства руки ребенка были «открыты» самым различным ощущениям, спектр которых был намного шире доступного нашим детям сегодня.
Теперь большая часть этих домашних задач выполняется машинами (а это означает, что взрослым больше почти не нужна помощь по дому), и у детей все меньше возможностей испытать шершавость гречки, холод высохшей на морозе ткани. И несмотря на бесконечное число «развивашек», многие дети приходят к школьному возрасту с моторными отставаниями и порой с проблемами речи.
Возвращаясь к сыну, скажу, что после совместных рукодельных посиделок на диване он становится спокойней, уравновешенней. Свою работу он продолжает, обычно, еще долго после того, как я отправляюсь дальше по своим делам. Веревки, которые сын вяжет, бесконечны, и каждая, силой его воображения, превращается в какого-нибудь героя его будущей такой же бесконечной игровой саги.
Источник