По каким принципам работодатели выбирают (и не выбирают) кандидатов
Обидно получить отказ после собеседования. Особенно когда есть уверенность, что подходишь для этой должности, есть нужные опыт и навыки. Да и кажется, что вряд ли рекрутер способен оценить вас как профессионала, если он сам не специалист в вашей сфере. Рассказываем, почему даже очень хороший специалист может получить отказ и по каким критериям обычно проводят оценку.
Особенно обидно, когда даже не дошло до встречи с руководителем, который ищет сотрудника в свою команду, и вам отказали после первой встречи с рекрутером, хотя беседа строилась в ключе: «Расскажите о себе», «Назовите свои сильные и слабые стороны», «Вспомните случай из вашей практики». Разве можно так оценить профессионала?
Давайте разберемся, по каким критериям работодатели оценивают кандидатов и зачем рекрутеры задают такие пространные вопросы. Скажем сразу: концепция «Если у человека есть профильное образование и опыт по специальности, перечисленные в вакансии навыки — значит, он точно подходит» не соответствует действительности. Всё сложнее.
По каким критериям можно судить что ваши отношения нормальные
Важен не только профессиональный опыт
При подборе сотрудника оценивают не только чисто профессиональные знания, навыки, умения и опыт (сейчас их часто называют «хард скиллами» от английского hard skills — твердые навыки), но и личностные качества, важные для работы (их еще называют «софт скиллами» от английского soft skills — мягкие, или гибкие, навыки).
Что такое «софт скиллы»
Например, у бухгалтера знание бухучета и владение профессиональными компьютерными программами для учета, опыт ведения учета при определенном наборе условий (бухгалтерское сопровождение холдинговых структур или бухгалтерское сопровождение стартапов) — это «хард скиллы». А умение выстраивать хорошие отношения с коллегами (в том числе из других отделов), работать в условиях многозадачности, сохранять спокойствие во время стрессовых налоговых проверок и проявлять гибкий подход к рабочим задачам (ориентироваться не только на то, как должно быть по закону и стандартам учета, а в первую очередь на то, что нужно бизнесу, и искать решения, как этого достичь в рамках закона) — это «софт скиллы». Для работы одинаково важно и то и другое — всё должно быть в «комплекте».
Служба исследований hh.ru в 2019 году выяснила у работодателей, каких навыков им чаще всего не хватает у кандидатов. Оказалось, что у кандидатов любого уровня в дефиците развитое чувство ответственности и мотивированность, а, например, квалифицированным специалистам, кроме этого, часто не хватает исполнительности, добросовестности и дисциплинированности, линейным менеджерам (руководителям среднего звена) — лидерских качеств, умения работать с людьми, неконфликтности, предприимчивости и креативности. Разумеется, при подборе новых сотрудников обращают большое внимание на эти качества.
Кроме того, работодателю еще очень важно, какая у вас основная мотивация для работы и сможете ли вы вписаться в сложившийся коллектив, в корпоративную культуру.
B2B продажи: по каким критериям можно оценить эффективность отдела продаж
Как всё это оценивают
Вот как раз оценка «софт скиллов», мотивации и того, насколько кандидат и уже сложившаяся команда подходят друг другу, — задача рекрутера. Именно этому посвящены многие вопросы, которые порой кажутся вам не имеющими прямого отношения к работе. На самом деле, как правило, за ними стоит определенная методика собеседований либо личный опыт HR-специалиста.
Иногда такая оценка проводится на той же встрече, где присутствует и будущий руководитель, и он тоже задает свои вопросы — про профессиональный опыт (оценивает «хард скиллы»). В некоторых компаниях принято разводить оценку «софт скиллов» и «хард скиллов» по разным встречам: сначала с кандидатом общается рекрутер, и если видит, что с нужными для должности «софт скиллами», мотивацией и культурой общения всё хорошо, то переводит кандидата на следующие этапы — назначает ему встречу с руководителем, дает тестовое задание.
Если вам отказали, даже не дойдя толком до оценки ваших чисто профессиональных знаний и навыков, значит, сочли, что какие-то из ключевых для этой должности «софт скиллов» у вас развиты слабо, либо что вам будет слишком сложно прижиться в атмосфере компании, или наоборот — коллегам будет трудновато с вами. Иногда это повод прокачать какие-то свои навыки, а иногда — просто признак того, что конкретно эта позиция вам не подходит, хотя вы сильный профессионал и легко найдете работу в другой компании.
Пожалуй, каждый специалист может вспомнить примеры, как в какой-то компании он чувствовал себя на своем месте и отлично справлялся с работой, а где-то (при тех же опыте и знаниях) так и не смог вписаться. Задача рекрутера — исключить второй вариант еще на стадии подбора.
Почему важны личностные качества
Одна и та же профессия на разных должностях и в разных компаниях может предполагать разные по характеру задачи и разные роли. Кроме того, разным людям подходят разные типы карьеры в рамках их профессии.
Так, бывают «результатники», а бывают «процессники» — первые ориентированы на достижение конкретных целей, на стратегию, вторые сосредоточены на качественном выполнении повседневных функций, им кажется обидным, когда их работу оценивают только за результат, который на самом деле зависит много от чего, и не считают ценным качество их повседневных стараний.
Если завалить «результатника» рутинной работой, а «процессника» озадачить наладкой нового проекта, то первый быстро заскучает, а второй придет в ужас. И в том и в другом случае эффективной работы не получится.
Кто-то по натуре хороший исполнитель, а кто-то — стратег и методолог, любит сам прокладывать путь. Первый страдает в отсутствие четких инструкций и отстроенных рабочих процессов, второго они, наоборот, душат, он нуждается в полной свободе действий.
Анастасия Воропаева, эксперт сервисов hh.ru «Готовое резюме» и «Карьерный консультант», рассказала пример из жизни. Бухгалтер с многолетним опытом работы в одной компании перешла на работу в другую компанию. Ее привлекли условия вакансии, а работодатель по достоинству оценил знания бухгалтера — они даже превышали изначальные требования вакансии. Но никто не учел важной детали: на прежнем месте работы преобладал авторитарный стиль управления, а здесь он был более демократичный и свободный, и новая сотрудница не смогла к нему приспособиться. Без постоянного контроля со стороны начальника она оказалась не успешна в работе и не прошла испытательный срок.
Кто-то умеет воспринимать конструктивную критику как сигнал для своего развития, а кто-то смертельно обижается на малейшие замечания и не сможет работать в культуре, где принято публично и откровенно обсуждать решения коллег и даже руководителей. Кто-то способен выдержать жесткий стиль общения начальника, да и сам умеет в необходимых случаях проявить жесткость, а для кого-то это категорически неприемлемо.
Словом, разным людям подходят задачи и условия работы разного типа.
Какое значение имеют ценности и интересы
Кажется, что работодателя не должны волновать ваши сфера интересов и ценности — главное, какой вы специалист. Но ведь работать вам предстоит не в вакууме, а среди людей. Не стоит лукавить: мы проводим с коллегами, пожалуй, больше времени, чем с семьей. Поэтому очень важно оказаться в среде, комфортной для общения.
Почему важны ценности
От того, насколько хорошо вы вольетесь в существующий коллектив, может зависеть не только ваша личная продуктивность, но и эффективность всей команды. У каждого коллектива, как правило, есть свои традиции, свой привычный стиль общения, свои сложившиеся социальные правила.
Например, если вы предпочитаете демократичный стиль общения, скорее всего, вам будет трудно там, где не принято спорить с начальником и проявлять инициативу, — может случиться конфликт. Человеку из маленькой компании с открытыми и дружескими отношениями между коллегами может быть неуютно, если на новом месте все общаются с подчеркнутым соблюдением субординации, обращаясь друг к другу на вы и по имени-отчеству.
Если новичок не срабатывается с коллегами, не вписывается в атмосферу, он очень скоро задумывается о смене места работы на более комфортное. Для работодателя это плохо: рабочие процессы пострадают, снова придется тратить время и средства на подбор нового сотрудника, а коллективу — привыкать к очередному новичку. Поэтому изначально стараются выбирать наиболее подходящих.
Почему важны интересы
Если это стартап или маленькая семейная фирма, то там, как правило, очень много значит и общность интересов — эти установки идут от основателей бизнеса. А в крупных компаниях сейчас принято целенаправленно развивать свою корпоративную культуру. Словом, везде стараются подбирать в команду не просто хороших специалистов, а таких, кто еще и близок по духу.
Общность интересов рабочей команды приносит пользу бизнес-результатам, поэтому современные работодатели уделяют этой стороне так много внимания. Всё просто: люди, объединенные общими интересами и ценностями, — больше чем просто коллеги. Чем дружнее (сплоченнее) команда, тем продуктивнее она работает — не формально, а с душой.
Каждый искренне старается не подвести и не огорчить любимых коллег. А значит, и результаты работы получаются отличными. Кроме того, дружные команды, как правило, очень стабильные, из них редко уходят ценные специалисты.
Общность интересов и культуры, как правило, означает определенные совместные активности коллег в нерабочее время. Например, где-то принято определенным образом отмечать общие праздники, где-то очень приветствуется любовь к спорту — и коллеги всей командой даже регулярно участвуют вместе в спортивных соревнованиях. Где-то поддерживают волонтерское движение.
Это не значит, что в коллектив, где, например, принято пару раз в месяц всем отделом ходить в кино или в боулинг, категорически не возьмут того, кто к такому досугу равнодушен. Но при равном выборе между двумя кандидатами предпочтение отдадут тому, кто идею такого досуга воспринимает с энтузиазмом. Потому что этот человек быстрее и легче станет здесь своим.
Почему работодателям так важна ваша мотивация
Мотивацию выясняют как прямыми вопросами: «Кем вы видите себя через 5 лет?» и «Что для вас самое главное в работе?», так и наводящими: «Как вы выбирали прошлую работу?», «Как вы считаете, в каком случае стоит менять работу?».
Рекрутеру важно разобраться, что для вас является главной движущей силой в работе и каким вы видите свое дальнейшее карьерное развитие. Это дает понимание:
- насколько вы увлечены профессией (а значит, насколько глубоко готовы погружаться в работу);
- в каком случае можно ожидать, что вы бросите текущий проект ради более интересного предложения (чем вас можно привлечь);
- какие у вас карьерные мечты и совпадают ли они с тем, что может предложить работодатель на текущем месте.
Например, вы отвечаете, что через 5 лет надеетесь занимать должность повыше и получать больше. Если в компании есть возможности для карьерного и зарплатного роста, то такой ответ рекрутера устроит. Но если возможностей для карьерного и зарплатного развития нет, то вам эта работа не подходит: убедившись в отсутствии перспектив, вы быстро уволитесь.
Поэтому вам предпочтут менее амбициозного сотрудника, для которого в приоритете стабильность и отсутствие авралов, пусть даже работа не занимает важное место среди его ценностей. Так что не стоит приписывать себе амбициозные планы, если на самом деле их у вас нет. Они не всегда рассматриваются как преимущество кандидата.
Разумеется, для всех нас большое значение имеет зарплата. Но есть те, у кого деньги — единственная мотивация, а есть те, у кого это лишь один из равноценно важных мотивов (любовь к своей профессии, стремление к саморазвитию, карьерные амбиции, стремление быть причастным к большому и социально важному делу, возможность для общения с интересными людьми).
Анастасия Воропаева предупреждает, что рекрутеры не очень хорошо относятся к кандидатам, у которых исключительно денежная мотивация и нет никакой другой. У работодателей в таком случае возникают вполне обоснованные опасения, что такой человек в любой момент может уйти (в том числе бросить важнейший проект в самый ответственный момент) даже ради незначительной прибавки к зарплате.
Поэтому даже если вы претендуете на позицию менеджера по продажам, у которой хороший заработок — явно главный мотиватор, и это нормально, постарайтесь найти что-то еще, что для вас важно в работе.
И помните: собеседование — не экзамен, не оценка вас как человека вообще, в целом, а деловые переговоры, во время которых вы с потенциальным работодателем оцениваете, насколько подходите друг другу. Точная оценка, насколько легко или сложно, комфортно и некомфортно вам будет на этой позиции и в этой компании, важна не только рекрутеру, но и вам. Если, конечно, вы не хотите оказаться на месте, которое вам не подходит, с кругом задач, с которыми вы не справитесь, в среде, которая вам чужда, и совсем скоро опять вернуться к поиску работы. Может быть, поиск будет более долгим, зато в результате вы окажетесь на том месте, где с удовольствием останетесь на много лет.
Имеет ли значение личная симпатия?
Конечно, да. Нравится нам это или нет, но при подборе сотрудников порой срабатывает и чисто субъективный фактор — личная симпатия либо антипатия при первой встрече. Можно долго спорить насчет того, насколько это оправданно с точки зрения пользы для рабочих процессов, но факт остается фактом: иногда даже блестящему профессионалу отказывают только потому, что чисто по-человечески он не понравился.
Кстати, не стоит думать, что «грешат» такой предвзятостью только рекрутеры. Как раз им это невыгодно — потому что им важно как можно быстрее закрыть вакансию. Но последнее слово всегда за руководителем, которому нужен новый сотрудник в команду, ведь им вместе работать. В профессиональных HR-сообществах рекрутеры часто жалуются на ситуации, когда им с трудом удается найти идеального по профессиональным навыкам и опыту кандидата, а руководитель, в чью команду ведется подбор, легкомысленно отвергает кандидатуру, потому что «не возникло химии», «не мой человек». Иногда рекрутерам удается переубедить заказчика подбора сотрудника, иногда нет.
Так что поиск работы, как и всё в жизни, в какой-то степени зависит еще и от удачи. Пусть вам повезет!
ИсточникКритерии отбора персонала: как не допустить ошибку и выбрать лучшего кандидата
Задумывались ли вы, почему, находясь в равных условиях, одна компания становится лидером, а вторая — аутсайдером? Все дело в кадровой политике.
Еще лет 20 назад конкурентоспособность предприятия определялась в первую очередь наличием современного оборудования и обладанием новейшими технологиями. Сегодня эффективность и результативность бизнес-процессов напрямую зависит от людей, которые работают в организации. Чтобы не упустить ценные кадры, HR-специалисты должны знать, какие существуют критерии отбора персонала.
Какими должны быть критерии
Есть общие, обязательные требования к выбору характеристик, на основании которых будет приниматься решение о «судьбе» кандидата.
Если у кадровика возникают проблемы при попытке формирования принципов и критериев отбора персонала, можно обратиться за помощью к квалифицированным сотрудникам, работающим в компании.
После коллективного обсуждения у рекрутера на руках будут максимально объективные требования к вакантной должности, что ведет к сокращению рисков принять в команду «не того» человека.
При выборе критериев и методов отбора персонала необходимо учитывать культурные особенности государства, в котором находится организация.
Экспертами установлено, что оценка важности каждого показателя происходит у всех по-разному. Это наглядно продемонстрировано в таблице на примере трех европейских стран – Италии, Франции и Англии.
Критерии отбора персонала в Европе
Великобритания Италия Франция
Знание иностранного языка | Результат тестирования | Знание иностранного языка |
Результат тестирования | Знание иностранного языка | Умение вести малый и средний бизнес, рекомендации |
Выпускной ранг | Культура, национальная принадлежность | Результат тестирования |
Рекомендации | Международный опыт работы | Общее образования |
Российские работодатели в приоритетном порядке оценивают возраст кандидата, наличие специальных (профессиональных) навыков, уровень образования, владение иностранными языками, а также рекомендации. В этот перечень также входят и другие параметры: уровень развития коммуникативных навыков, международный опыт работы и результаты тестирования.
Исследования показали, что тесты на определение интеллектуальных способностей (числовой, вербальный) обладают валидностью в широком спектре условий. Именно поэтому 80% мировых компаний на протяжении нескольких десятилетий успешно используют их для отбора работников.
Дистанционное тестирование существенно экономит время кадровой службы, а детальный отчет позволяет быстро сделать выводы о том, насколько кандидат подходит для работы на предприятии.
Традиционные критерии отбора персонала
Образование
Ценность диплома как подтверждающей «бумажки» уходит в прошлое. Работодателей сегодня интересует не столько факт наличия документа об образовании, сколько то, как человек с момента его получения профессионально развивался.
В зачет идут личные проекты, блоги, курсовая подготовка, участие в семинарах и конференциях, публикации в СМИ.
Опыт работы
Случается так, что все перечисленное выше у претендента есть, а вот профильное образование отсутствует. При равных условиях эйчары скорее выберут практика без диплома, чем человека с образованием, но без опыта работы.
Поступление на работу второго соискателя неминуемо ведет к дополнительным временным затратам, ведь его придется учить применять теоретические знания на практике. Первый кандидат может продемонстрировать свои навыки уже во время отбора, поэтому принять его будет целесообразнее, особенно в авральных условиях.
Знания иностранного языка
Это требование предъявляет при размещении вакансии каждый пятый работодатель. Чаще всего речь идет об английском языке, но также в приоритете знания немецкого, французского и китайского.
Даже если должность не предполагает владение иностранным языком, упоминание об этом в резюме должно заинтересовать менеджера по персоналу.
Некоторые зарубежные компании предпочитают нанимать человека, отлично владеющего иностранным языком, и обучить его специализации работы в организации, чем наоборот.
Деловые качества и профессионализм
Оценка будущего работника по данным критериям происходит во время собеседования, но некоторое представление о кандидате можно составить уже на этапе рассмотрения резюме.
Например, стоит обратить внимание, насколько лаконично и емко изложена информация, как человек презентует себя и свой опыт. На очной встрече соискателям, как правило, предлагается решить профессиональные кейсы. Здесь важна позиция людей, их умение сопоставлять достоинства и недостатки различных вариантов развития событий, ход и логика рассуждений, а также скорость принятия решения.
Физическая подготовка
Для ряда должностей и структур эти критерии оправданы. Так, при подборе в государственные органы системы МВД и МЧС претендентам предлагается сдать несколько обязательных нормативов.
Физически неподготовленные кандидаты не могут нести службу, поэтому не проходят на следующий этап отбора. Помимо этого работодателей интересует психическое здоровье соискателей.
Это требование является главным, например, для охранных агентств и образовательных учреждений.
Уровень развития soft skills
Сегодня «гибким» навыкам уделяется большое внимание. Оценка личных качеств позволяет спрогнозировать потенциал будущего сотрудника. Но надо понимать, что перечень soft skills для разных должностей не подлежит унификации.
Так, бухгалтер и экономист могут и не быть коммуникабельными, но для представителя турфирмы, администратора гостиницы и работника фаст-фуда – это важный навык.
Трудовая деятельность предполагает решение профессиональных задач, но в одной и той же ситуации люди могут действовать по-разному. Именно поэтому во время отбора следует учитывать доминирующий способ мышления кандидата и то, как человек реагирует на сложившиеся обстоятельства.
Есть 3 возможных способа действий:
- Приложение (процедура решения четко определена, есть знания – есть заученный алгоритм применения).
- Адаптация (знания приспосабливаются к меняющимся условиям).
- Производство (непосредственное исполнение действий).
Определить ведущий способ мышления можно на этапе собеседования. Для этого стоит попросить кандидата рассказать о хобби или ярких ситуациях из жизни, которые принесли ему положительные эмоции, либо написать эссе на данную тему.
Формирование методов отбора, бьющие по карману
Как показала практика, из-за стереотипного мышления руководители кадровых служб упускают шанс нанять высококлассного специалиста. По данным портала HeadHunter, 41% работодателей основной причиной отказа в приеме называют возраст кандидата, еще столько же предъявляют высокие требования к внешнему виду соискателей.
Нормативно-правовая база
Согласно ст. 3 и 64 ТК РФ, пол, возраст, национальность, семейное положение соискателя, наличие у него детей (с полным списком можно ознакомиться здесь) не могут быть причиной отказа в приеме на работу.
Федеральный закон от 02.07.2013 №162-ФЗ также запрещает работодателям распространять информацию о вакансиях, которые содержат сведения дискриминационного характера. За нарушение законодательства предусмотрена административная ответственность по ст. 13.11.1 КоАП РФ (штраф от 500 руб. до 15 000 руб.)
Сложнее всего трудоустроиться представительницам прекрасного пола: на собеседовании им чаще, чем мужчинам задают «неудобные» вопросы (о семейном положении, наличии детей и планах на личную жизнь).
Работодатели считают рискованным брать молодую замужнюю женщину на вакантное место, ведь она может в скором времени уйти в декрет, и нужно будет искать ей замену. Но и наличие детей порой является причиной отказа.
Если выбор будет стоять между мужчиной с образованием, но без опыта работы и квалифицированным специалистом-практиком женского пола, у которой есть маленькие дети, предпочтение, скорее всего, будет отдано первому кандидату.
Между тем, данные консалтинговой компании McKinsey показали, что разнообразие в коллективе положительно сказывается на развитии бизнеса. У таких организаций высокий уровень конкурентного преимущества на рынке, и они значительно быстрее добиваются хороших финансовых показателей.
Обзор современных трендов в рекрутменте
Мир меняется, поэтому и критерии к отбору персонала должны периодически пересматриваться.
Сегодня можно выделить 7 главных трендов:
- Акцент не только на IQ (коэффициент интеллекта), но и на EQ (коэффициент эмоционального интеллекта).
- Алгоритмизация критериев отбора персонала при приеме на работу, в частности при массовом найме, с целью автоматизации некоторых его этапов.
- Оценка кандидатов не столько по образованию, сколько по наличию потенциала, умению учиться и наличию способности к самосовершенствованию.
- Учет уровня развития soft skills у претендентов при подборе на вакантное место.
- Соответствие ценностей и жизненных установок соискателя корпоративной культуре, принятой в компании.
- Использование соцсетей как альтернативного источника сведений о кандидате. Важность цифровой репутации.
- Разработка критериев и методик отбора персонала, которые помогают выявить наличие инновационного мышления у соискателей и предоставляют кандидатам возможность продемонстрировать нестандартные подходы к решению кейсов.
Рекрутмент – важный процесс в работе компании, ведь грамотные специалисты – залог процветания бизнеса. Поэтому к выбору методов и критериев отбора персонала надо подходить с большой долей ответственности.
Система оценивания должна разрабатываться с учетом специфики деятельности предприятия, особенностей конкретной должности, а также трендов, которые на данный момент существуют в рекрутменте. Только при таком комплексном подходе HR-специалист сможет собрать сильную и эффективную команду профессионалов.
Источник