Культовый роман Булгакова сочетает в себе умелое переплетение сюжетных линий. Тема любви между творцом и самоотверженной женщиной, библейские события в иносказательной форме, главы о Москве 30-х годов и проделках нечистой силы во главе с самим антихристом виртуозно объединены автором в единое произведение, в котором далеко не последнюю роль играют второстепенные персонажи. Начальник тайной службы Понтия Пилата Афраний в романе «Мастер и Маргарита» — один из таких героев.
Исторический прообраз
Летописание помнит нескольких известных Афраниев. Энциклопедии, к примеру, дают перевод слова afranius (с латинского — «родовое имя») и повествует о трех его знаменитых носителях.
Мастер и Маргарита 81
Согласно одной из официальных точек зрения прототипом руководителя секретной стражи в произведении Михаила Афанасьевича стал Афраний Бурр, являвшийся Секстом при императоре Нероне в Риме, его назидателем, префектом и мастером военного дела. Среди записей писателя были обнаружены заметки из труда Эрнеста Ренара «Антихрист», где исследователь-француз дает достаточно развернутое описание личности и характеру государственного деятеля и его взаимоотношениям с находящимся в заточении апостолом Павлом. Именно благосклонность этого человека к невольнику, находящемуся под его надсмотром, впоследствии станет причиной безвременной кончины Бурра — Нерон отравит верного подданного. Доброта префекта преторианцев лишила его жизни не только по версии римского народа и Ренара. Похожего мнения об этом историческом моменте придерживался и хронист Тацит в своих «Анналах».
Исследователи видят интересную параллель между самим Понтием Пилатом и Бурром. Сходство между книжным персонажем Булгакова и реальной исторической персоной состоит в том, что их благодетельные порывы в отношении заключенных, вверенных к ним под стражу, никак не могли отделиться от темной стороны душ обоих надзирателей.
- лояльность к заключенному;
- преданное служение;
- интерес к святому лицу.
Характеристика персонажа
Писателем в романе дается подробное описание личностных качеств и внешних данных героя, хоть его присутствие в произведении ограничено по времени. Тем самым автор дает понять, что этот, казалось бы, незначительный персонаж имеет огромное значение для целостного понимания замысла книги и несет в себе важную историческую символику.
Визуально начальник тайной службы прокуратора Пилата производит располагающее впечатление. Булгаков вырисовывает его имеющим «приятное округлое бритое лицо с мясистым носом и вежливой улыбкой», «гладкие волосы». В отношении Афрания несколько раз употребляется эпитет «добродушный», но даже в таком невинном описании облика видна мастерски внедренная писателем дисгармония. Волосы персонажа «были какого-то неопределенного цвета», «высыхая, они светлели».
С точки зрения художественных литературных образов, подобная характеристика наводит на мысли о символике двойственности натуры героя и дает отсылку к главному действующему лицу романа — Воланду, у которого глаза были разного цвета и при всем внешнем лоске улавливалось нечто странное. Светлый оттенок волос, который появляется постепенно, стал символом самой доброй стороны души, открывшейся у служителя Пилата по отношению к Иешуа Га-Ноцри.
Особого внимания заслуживает описание взгляда персонажа: «глаза держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками. Тогда в щелочках этих глаз светилось незлобное лукавство. Надо полагать, что гость прокуратора был склонен к юмору». Эта неуловимая деталь вновь роднит второстепенный образ в романе с основным его фигурантом, ведь профессор Воланд имел тонкое чувство юмора и умение пошутить над теми, кто этого заслуживает. В поведении, речи и поступках героя ершалаимских глав прослеживаются следующие качества его личности:
- слепая преданность прокуратору;
- скромность;
- верность делу (служба более 15 лет);
- профессионализм;
- исполнительность;
- настороженность;
- хорошее знание города.
Афраний и Воланд
Идея отождествления начальника секретной стражи прокуратора и олицетворения сил зла в булгаковском детище берет свое начало в экранизации книги Владимиром Бортко, вышедшей в свет в 2005 году. Дискуссии на тему того, тождественны ли эти образы в романе, строятся на нескольких взаимосвязанных фактах:
- Воланд и Афраний в сериале озвучиваются голосом одного и того же актера.
- Иуда был убит по приказу Афрания двумя неустановленными лицами, а Азазелло признается Маргарите, что самостоятельно зарезал предателя.
- В телевизионной версии романа присутствует отличный от книги эпизод с перстнем, подаренным Пилатом своему верному служащему.
Мнения полемизирующих сторон в вопросе о том, является ли Воланд начальником ершалаимской конспиративной охраны, имеют доказательную базу, равно как и противоположная точка зрения. Некоторые описательные характеристики в романе наводят на предположение о связи образов Афрания и Воланда. Так, руководитель тайной службы в Ершалаиме обладает «приятным голосом» и способностью «внезапно и в упор взглянуть».
Располагающая манера речи, мелодичный ее тон и особый испепеляющий взгляд присущи и воплощению Сатаны в произведении. Слова «лукавый ум», относящиеся в тексте иудейских глав к служителю Пилата, применимы и к главному герою романа.
Но перстень у Воланда остается в московских главах книги, а факт услужения иудейскому императору в течение целых пятнадцати лет плохо соотносится со статусом всемогущего царя тьмы. Сторонники теории о разделении образов Сатаны и Афрания парируют тем, что одинаковый голос в экранизации «Мастера и Маргариты» — это не символика тождества персонажей, а просто вынужденная техническая замена в связи с иностранным акцентом актера, исполняющего роль приспешника Пилата.
Несмотря на логичность доводов как сторонников, так и противников идеи единства персонажей, точка зрения первых имеет больше оснований для подтверждения в сериальной трактовке романа.
Роль в романе
Если задуматься о том, какой службой в произведении Михаила Афанасьевича руководит Афраний, то в качестве ассоциаций в голову сразу приходит «тайная канцелярия» императорских времен или современная ФСБ. Существует предположение, что Булгаков неспроста включил в сюжет книги не просто представителя, а должностное лицо подобных структур, сделав тем самым попытку угодить современникам в рядах этой профессии, чтобы сгладить тернистый путь своему литературному творению в условиях тогдашней власти.
Подобная точка зрения имеет право на жизнь. И хотя в действительности писатель сам часто выступал жертвой государственной власти, образ «силовика» подан в романе в качестве антагонизма бунтарству Иешуа и выглядит положительно. Исследователи и неравнодушные поклонники романа все же сходятся на том, что главная суть появления в сюжетной линии «Мастера и Маргариты» начальника тайной стражи игемона и приватная беседа между ним и прокуратором сводится к единению с фигурой Воланда.
В пользу такой версии, бесспорно, выступает одеяние Афрания, облачавшее его после убийства Иуды, которое впоследствии перекочевывает к мастеру темных сил с некоторой незначительной разницей в деталях: «Теперь на лошадь вскочил человек в военной хламиде и с коротким мечом на бедре» и «Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре».
Если обратиться к черновикам произведения Булгакова, то всплывает интересная информация о совпадении цвета двух перстней в разных главах романа — того, что носит предводитель нечистой силы, и того, что Пилат презентовал верному слуге за убийство предателя. В книге, в отличие от сериала, кольцо не было выброшено, а значит, это вполне могло быть одно и то же ювелирное изделие, почему бы и нет.
Связь с Библией
Роль сатаны в Ершалаиме во время суда над Га-Ноцри имеет символическое значение не только у Булгакова. Новозаветные тексты Священного Писания повествуют о присутствии князя тьмы в Иерусалиме на закате жизненных дней Мессии. Дьявольская сущность, согласно Евангелию от Луки, проникает в предателя: «Вошел Сатана в Иуду». В Евангелии от Матфея указано, что «Петр начал прекословить Ему», на что Христос ответил: «Отойди от Меня, Сатана! Ты Мне соблазн».
Некая демоническая сущность является Иисусу в последние дни его земного пути и пытается переманить на темную сторону. Как гласит Евангелие от Матфея: «Всё это я дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».
Догадка о связи воплощений дьявола в Афрании и Воланде принадлежит также литератору-исследователю Михаилу Гаспарову. В своих трудах литературовед делает акцент на художественном образе комнаты «с тёмными шторами», выбранной Михаилом Афанасьевичем в качестве места переговоров между прокуратором Иудеи и начальником ее секретной службы.
Таким образом, колоссальное смысловое и символическое значение в проблематике произведения и его трактовке имеет такой незначительный на первый взгляд персонаж, как Афраний из «Мастера и Маргариты». Роман всегда был окружен спорами о том, являются ли Воланд и Афраний одним и тем же лицом в книге. Точного ответа до сих пор нет.
Источник: nauka.club
LiveInternetLiveInternet
Фотосет 25.09.16. 19:31 21.11.2016 Фотографий: 13
Селфишапка 21.02. перед репетицией(боевой настрой) 19:40 22.02.2016 Фотографий: 2
Фотосет 05.02.16. 18:24 18.02.2016 Фотографий: 5
Создан: 18.02.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 6671
Окультуриваюсь
В срочном порядке знакомлюсь с произведением «Мастер и Маргарита». Да, каюсь, я не читала роман и даже не смотрела фильм, оставив «на потом». Как всегда случилось все «вдруг»! В это воскресенье иду на экскурсию по местам сего произведения. Трехчасовая, с посещением «нехорошей квартиры».
Попытки найти места, куда можно сходить на этих выходных, и главное, чтобы минимум по деньгам, привели меня к Булгакову. А иду я с ценителем этого произведения, так что чисто уши развесить у меня не выйдет, а то будет нечего обсудить.
Сижу второй день смотрю фильм, читаю характеристики героев параллельно и разбираюсь в причинах тех или иных поступков каждого из героев. Конечно у меня возникают всяческие вопросы. Периодически испытываю восхищение: как четко расставлены детали! Все эти мелочи очень важны мне кажется. Иногда мыслей становится очень много, что даже боюсь открывать рот поделиться.
Мысли не додуманы, по ходу кино записываю интересующие вопросы.
Почему Воланд приехал в Москву? Почему именно в это время? Поднимается тема «квартирного вопроса», то есть он начался именно в этот период? Раньше то есть проблем не было?
Кто такой Воланд? То, что он Сатана, — спорный вопрос. Почему свита состоит всего из четырех персонажей?
Почему была выбрана именно Маргарита? Почему она проходит именно через такие испытания?
Понтий Пилат понимает, что убийство Иуды не успокоит его? Он будет и дальше винить себя в своем решении. Какое-то размытое прощение от философа он получил, правда. Тем более после убийства другого человека.
Почему Мастер заслужил покой? Откуда этот покой взялся? Это что-то среднее между раем и адом?
Фиолетовый рыцарь – это Фагот? Почему неудачная шутка вызвала такие последствия? Люди говорят и делают вещи гораздо страшнее. И почему такое суровое наказание?
Рубрики: | SEASON/осень 2016 |
Метки: литература
- Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Комментировать | обратиться по имени Пятница, 14 Октября 2016 г. 19:28 (ссылка)
Я рада, что ты вникать в МиМ ах как мне жаль, что в США нет этой нехорошей квартиры. Кстати я что то не поняла ты думаешь что Пилат убил Иуду? Пятница, 14 Октября 2016 г. 19:46ссылка Emily_Sears, ну пришлось сделать быстрый экскурс, а то обидно, что не в теме))) Тот его понял и уточнил, сказав, что за такое короткое время трудно сделать все, что тот хочет. И там успеть и тут. Всадник повторил и приказал явиться для доклада этой же ночью. YanaYork 0% —> обратиться по имени Пятница, 14 Октября 2016 г. 19:38 (ссылка) Надо пересмотреть, меня кстати тоже интересует как рыцари пошутили, за что им такое наказание. Мистика же! Пятница, 14 Октября 2016 г. 19:54ссылка Emily_Sears, в кино шутка не озвучивается, но порыскав в интернете нашла ее (ну вроде как, я ж книгу не читала): выписываю:
YanaYork 0% —> обратиться по имени Пятница, 14 Октября 2016 г. 20:04 (ссылка) короче Пилат же попросил наоборот Иуду уберечь, чтобы увидеть его. А как ты думаешь почему начальник выкинул кольцо и почему он говорит голосом Воланда? Nyuma 1 0 0% —> обратиться по имени Пятница, 14 Октября 2016 г. 21:04 (ссылка) Emily_Sears, у меня тоже возникли этим вопросы, но. Пятница, 14 Октября 2016 г. 21:09ссылка Nyuma, пересматриваю уже)) я так думаю что начальник и есть Воланд в другом обличии! Пятница, 14 Октября 2016 г. 21:16ссылка Emily_Sears, ну походу так оно и есть 🙂 Пятница, 14 Октября 2016 г. 21:22ссылка Nyuma, мне мастер не понравился, а понравились Римский, Коровьев, ну бегемот это понятно, Гелла и конечно Иван Бездомный! Пятница, 14 Октября 2016 г. 21:27ссылка Emily_Sears, Бездомный вообще шик 🙂
Пятница, 14 Октября 2016 г. 21:32ссылка А как ещё должна выглядеть Гелла, покойница-вампиресса 80 уровня обольстительности? Если бы, конечно, ишшо не портил ея причудливый шрам на шее. 😎
Вторник, 18 Октября 2016 г. 13:25ссылка эээ. как-то я без таких философских вопросов эту книгу прочла)) да и фильм их как-то не вызвал)) ты чего в такие дебри решила окунуться? Воскресенье, 16 Октября 2016 г. 22:55ссылка Чёртёнка, надо же с материалом же ходить на такие экскурсии. Так что решила быстро ознакомиться)))
YanaYork 0% —> обратиться по имени Пятница, 14 Октября 2016 г. 21:48 (ссылка) Nyuma, ты права: Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своем доме арестовать Иешуа Га-Ноцри. Вскоре молодая женщина по ени Низа якобы случайно встречает в городе Иуду и назначает ему свидание за городом в Гефсанском саду, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами. Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами — тридцать тетрадрахм — подброшен в дом первосвященника. YanaYork 0% —> обратиться по имени Суббота, 15 Октября 2016 г. 07:55 (ссылка) Nyuma, тут вообще очень много вопросов: Интересно, что именно Азазелло зарезал Иуду из Кириафа. Совершенно логично, что сделал он это по приказу Воланда. Но, как мы знаем из последнего, и, соответственно, главного варианта романа, убили Иуду двое неизвестных по приказу Афрания, начальника тайной службы при прокураторе. Может ли это означать, что Афраний — не кто иной, как Воланд? Здесь может возникнуть вопрос: а зачем всесильному Воланду 15 лет быть на службе у прокуратора Иудеи? Однако вспомним, что он- сатана. Что для него каких-то полтора десятка лет, если его боль в колене »лет через триста пройдет?» Источник: www.liveinternet.ru Седло и Серый жеребецНашла время на собственный дневник, только когда пришлось ехать на работу и сидеть весь день в офисе Руководство велело, чтобы каждый день между майскими в каждом отделе находился хотя бы один сотрудник. Сегодня мой день дежурить. Очень досадно, потому что классная погода, а я пропустила тренировку, сидючи на работе Чтение Фета на время отпуска и майских приостановлено, зато я заново посмотрела Мастера и Маргариту Бортко. Мне очень нравится этот фильм. Некоторые сцены просто потрясающе сыграны, музыка крышесрывательная и душепроникательная. И вот какой момент меня заинтересовал. Все, наверное, помнят сцену разговора Пилата с Афранием, начальником тайной службы? Вернее, там были две сцены, в первой Пилат даёт задание Афранию убить Иуду, причём выражаясь иносказательно, как бы поручая его защищать, а во второй Афраний докладывает, что защитить Иуду не удалось, и просит Пилата отдать его, Афрания, под суд. Вместо этого Пилат снимает с руки кольцо с огромным камнем (рубином?) и отдаёт Афранию в благодарность за службу. И вот что интересно, когда Афраний покидает покои прокуратора, он достаёт это кольцо, разглядывает его внимательно, поднимает глаза к небу и затем выбрасывает кольцо. Вернее, выпускает из рук и оно катиться, подпрыгивая, по лестнице и остаётся там лежать. Я ещё в первый раз обратила внимание на этот эпизод и он был мне не понятен. Почему Афраний выбрасывает подарок прокуратора, да ещё делает это в его дворце, на парадной лестнице, где его почти наверняка найдут? Некоторые вспомнили слова Воланда, что он присутствовал при разговоре Понтия Пилата с Христом, хотя и был там тайно, и решили, что Афраний Воланд и есть. Тем более, что озвучивал его Басилашвили, то есть Афраний говорит голосом Воланда (хотя, скорее всего, дело тут в акценте Лауцявичюса). Самое разумное объяснение, на мой взгляд, это то, что начальник тайной службы не хочет оставлять у себя улики, способной связать смерть Иуды с поручением Пилата. Вместе с тем, Лауцявичюс так великолепно играл, его лицо выражало за маской сдержанности такие сложные эмоции, которые вместе с тем было трудно прочитать, презрение там тоже промелькнуло, имхо. Поэтому какие-то личные мотивы были в этом поступке И на сладкое — милый Жорик ЗюлейкаProДа, если он — начальник тайной службы, то ему убивать привычно. Почему он не захотел взять плату? Трактовать можно по-разному. Но я прохладно отношусь к «Мастеру и Маргарите», поэтому не могу вникнуть. Швед-нибенимедаProВот, я как раз поняла, почему осталось мало активных дневников! Слишком многие перешли работать на удалёнку, а дома, если выдаётся свободное время, то можно не только за компьютером сидеть и поневоле читать и писать. Да и вообще, лето скоро, чего дома сидеть? ЗюлейкаProДа, я вот сейчас дежурю при папе (всё нормально, как всегда) и знаю, что, если займусь каким-то делом, которое требует времени, отдачи, то он тут же меня «дёрнет». Вот и сижу за компом. За это я тоже получаю — «слишком много за ним сижу». Ну, не умею я шить, вязать носки. Швед-нибенимедаProЕду сейчас в метро с работы и тут в вагон заходят Сталин и Ленин Ну ясно, подрабатывают мужики на фоне праздников. На работу едут. Или с работы. В памяти всплыла строка из Урока географии Сплина — пива после немецкого литра в бар заползают Гёте и Гитлер Швед-нибенимедаProА я всё никак не успокоюсь по поводу Афрания и кольца Понтия Пилата. Кажется, версия о том, что Афраний это Воланд, то есть сам Сатана, имеет право на существование. Я нашла очень интересный комент от женщины, которая шарит в теме. А именно, изучала все редакции романа и может делать сравнение. Вот отрывок из её комментария: «Вот, после убийства Иуды (окончательный текст, пятая редакция романа): «Теперь на лошадь вскочил человек в военной хламиде и с коротким мечом на бедре». А вот и Воланд в его торжественном выходе на балу: «Тогда произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре». А что было в предшествующей тетради (в четвертой редакции)? «И тогда произошла метаморфоза. Фрак Воланда исчез. Воланд оказался не то в черном плаще, не то в сутане». И шпаги здесь не было. До метаморфозы: «Воланд был во фраке и двигался чуть прихрамывая и опираясь на трость». После убийства Иуды: «Теперь на лошадь вскочил человек в хламиде, с коротким мечом». Тут очень важно восстановить порядок возникновения строк — под пером Булгакова и далее, под его диктовку. И мы увидим, что сначала, в редакции четвертой, возникает описание Воланда на балу: на нем сутана, и он опирается на трость. Потом пишется текст об убийстве Иуды: на лошадь вскакивает «человек в хламиде, с коротким мечом». Совпадения легкие — как доказательство они не пройдут, хотя в поэтическом слухе Евгению Австриху не откажешь. Но тут, оттесняя историю с хламидой и мечом на бедре, в моем мозгу тревожной лампочкой вспыхивают неизвестные Австриху строки из четвертой редакции романа. Здесь Воланд просматривал рукопись мастера: «- Ну, теперь все ясно, — сказал Воланд и постучал длинным пальцем с черным камнем на нем по рукописи». В окончательном тексте этого камня на пальце Воланда не будет — он появится в другом месте, в диалоге Пилата с Афранием: «- Но, во всяком случае, — озабоченно заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх. » И в третий раз возникает загадочный перстень, по-видимому, этот самый: «Благодарю вас за все, что сделано по этому делу», — благодарит Пилат Афрания за достойное погребение Иешуа, но главным образом, конечно, за убийство Иуды. «. Тут прокуратор вынул из кармана пояса, лежащего на столе, перстень и подал его начальнику тайной службы, — прошу принять это на память». Драгоценный перстень, подаренный Пилатом Афранию, носит Воланд. Не потому ли, что Воланд (в личине Афрания!) его и получил — за убийство Иуды? У «человека в капюшоне» в этом убийстве двое подручных. Один из них не описан. Другой помечен так: «мужская коренастая фигура». А в одной из ранних редакций романа, точнее, в редакции второй, в главе «Ночь», была выразительная строка: «А Иуду я собственноручно зарезал в Гефсиманском саду, — прогнусил Азазелло». Коренастая фигура. Азазелло. В последней редакции романа именно Азазелло повторяет ритуал. Правда, Майгеля он убивает не ножом, а выстрелом из пистолета. Другая эпоха — другое оружие. » ну интересно же! Cathie 🙂ProОчень интересно, хорошая складная версия! Швед-нибенимедаProС трудом зашла на сайт. Пришлось искать пароль. «Ваш пароль в списке украденных, срочно измените.» Это чо? NastenkaProДумаю, лучше написать в теме обсуждения форума. Швед-нибенимедаProДумаю, лучше написать в теме обсуждения форума. Да, так и сделаю ) Погоды нынче стоят замечательные Вчера ездила в Подольск, в ожидании приёма у стоматолога решила посидеть на скамейке, на солнышке на берегу Пахры. И залюбовалась По виду здание историческое, но на самом деле — новодел. И долгострой! почему его никак не введут в эксплуатацию, непонятно На Пахре вообще виды замечательные Если присмотреться, можно разглядеть церковь OurmanProХм, церковка старая? старше новодела-термитника сзади? Помнится, было такое правило урбанизма, запрещающее стоить здания, превышающие по высоте старые, чтобы не терять архитектурную целостность. Сейчас, похоже, за деньги можно все. Швед-нибенимедаProХм, церковка старая? старше новодела-термитника сзади? Помнится, было такое правило урбанизма, запрещающее стоить здания, превышающие по высоте старые, чтобы не терять архитектурную целостность. Сейчас, похоже, за деньги можно все. Мне тоже глаз царапнуло, но про возраст церкви сказать ничего не могу. Можно будет узнать в инете Ржавая ДикаяProХм, церковка старая? старше новодела-термитника сзади? Помнится, было такое правило урбанизма, запрещающее стоить здания, превышающие по высоте старые, чтобы не терять архитектурную целостность. Сейчас, похоже, за деньги можно все. О чём Вы говорите?! Посмотрите на Питер! Ещё утверждают, что так и надо. А кто против — тот ханжа. Швед-нибенимедаProНашла Вконтакте ПонЯProOurmanProа мне вот понравилось: Швед-нибенимедаProДавайте я вам смешную историю расскажу. О том, как Наташа решила стать красивой)) Кто не в теме, это такие укольчики в кожу лица и шеи. Для её питания. Состав уколов бываем разный. И вот отложилась у меня в голове, что эта штука у нас дешевле, поэтому когда начался мой отпуск в последнюю неделю апреля, я решила сделать себя красивШе и записалась на эту самую мезотерапию. Ну, во-первых, уже лёжа на столе с анестезирующим кремом на лице, я узнала, что эта история не на один раз. А как минимум на 4 раза, а лучше на 7-8 И в-третьих, кожа на моём лице намного тоньше, чем кожа моей подруги и после процедуры я выгляжу как покусанная — лицо и шея покрыта мелкими дрыздочками. Но в целом первая процедура прошла успешно. В общем, причину её охов и ахов я поняла, увидев себя в зеркале спустя полчаса По её лицу сразу всё стало ясно Источник: www.prokoni.ru
Загрузка ...
|