Главная мысль «Тупейного художника» в том, что Николай Лесков, используя эпиграф на церковно славянском языку, «Души их во благих водворятся», подчеркивает, что души среди праведников будут. Тем самым он красной нитью проводит главную мысль произведения.
Глава 1
Читатель понимает, что в России «художник» — это живописец или скульптор. Но в конце главы разъясняется, что «художник» — это умелец, который придает приятное выражение на лицах усопших. Оказывается, где- то в Росси жил один такой.
Глава 2
У Николая Лескова был младший брат. У братца была няня – бывшая актриса орловского театра. Она любила трагедию в жизни и от осознания этого она иногда запивала. Часто няня водила братьев Лесковых гулять на кладбище, они всегда останавливались у одной простой могилки, и нянюшка ведала им историю тупейного художника (на современный манер парикмахера.).
Глава 3
Тупейного художника звали Аркадий. Он служил в театре вместе с нянею Лесковых. О нем отзывались, как о мастере своего дела.
Н.С.Лесков. Тупейный художник. Читает Наталья Гундарева (1981)
Хозяевами театра были братья Каменские. Их было трое. О них говорили, как о тиранах своих крепостных. Точно не названо при каком из братьев происходило описываемое в рассказе. Няня же всегда смотрела на развалины графской усадьбы со страхом и ненавистью.
Глава 4
Аркадий – это искусный парикмахер с гордым и независимым характером. Несмотря на такие черты характера, хозяин-граф ценил своего подчиненного. Чтобы его не переманил кто-нибудь, Аркадия держали взаперти, даже в церковь ходить не разрешали.
Аркадий полюбил Любу (няню Лесковых). Чувство было взаимно. Но молодые не имели возможности встречаться и быть вместе, потому что все актрисы содержались под жестким надзором.
Глава 5
В Орле сам государь. Каменский по этому поводу собирает все высшее сословие города в театре. Главная актриса получила травму от упавшей кулисы и не может играть роль. Тогда на замену представляют Любу. Граф не против рокировки и приказывает отнести новой исполнительнице главной роли камариновые серьги.
Камариновые серьги от графо означали, что девушка должна отдать свою девственность графу. Аркадий убирал актрис к выступлению. Ему приказали красиво убрать Любу. Люба же, увидев камариновые сережки, лишь горько заплакала.
Глава 6
По случаю визита государя в Орел приехал брат графа. Он был нескладной наружности. Ему было стыдно выходить к важным господам.
Глава 7
Когда брат графа жил в деревне, то он не брился и не следил за своей внешностью. В Орле он собрал всех цирюльников и сказал, что заплатит два золотых тому, кто его хорошо подстрижет или же убьет того, кто подстрижет его плохо. Из цирюльников города Орла на такие условия никто не согласился. Тогда брат графа уговорил родственника, чтобы он разрешил провести манипуляции с его внешностью Аркадию.
Глава 8
Граф пригласил к себе Аркадия и приказал тому постричь когти у пуделя брата. После же этого он должен был убрать Любу как Цецилию. Услышав это заявление Аркадий побледнел, ведбь он любил Любу.
Что Такое Равновесие Нэша? — Алексей Савватеев
Глава 9
Пришел Аркадий к графу, постриг его не совершив ни одного пореза. Тогда пошел Аркадий прибирать Любушку. И тихонько шептал ей на ухо, что увезет ее.
Глава 10
Спектакль закончился с успехом. Графу Каменскому видимо пересказали слова Аркадия. Брат графа советовал бояться Аркадия, когда он бритвой бреет. Граф же только ухмылялся.
Глава 11
После спектакля с Любы сняли сценический костюм и нарядили Цецилией. Аркадий пришел, чтобы придать ей вид невинный и девственный.
Возле комнаты, где Аркадий прихорашивал Любу, стояло уже шесть человек, чтобы схватить ее и отволочь к графу на издевательства.
Но Аркадий, как только вошел к Любушке, так стол схватил, разбил окно и с девушкой на руках выскочил в него.
Люба в себя пришла, когда уже на тройке скакали, убегали от погони. Перескакали речку, в село попали. Аркадий уверил Любу, что в этом селе живет священник, венчающий «отчаянные свадьбы». Пошли они к такому священнику.
Глава 12
Дверь им открыл священник. Аркадий поведал ему о своих злоключениях. Сговорились из-за жадности священника переночевать за шесть червонцев и серьги камариновые. Только сговорились, как стук в дверь.
Глава 13
Поп спрятал беглецов: Аркадия под перину, а Любу в футляр из под часов. А у футляра передняя стенка была немного выпилена, чтобы видеть можно было.
В комнату вошло 8 человек из людей Каменского. Священник сначала растерялся, стал говорить, что беглецов не видел. Но жестами показывал, где находятся беглецы. Сначала из футляра вытащили Любу, а уж Аркадий сам вылез из убежища. Он взял вину на себя и плюнул в лицо графским приспешникам.
Аркадия связали, а Любу в сани и назад к графу.
Глава 14
Любу привели к графу. Он лишил ее девственности. После она вернулась в свою каморочку и услышала крики и стоны – то пытали Аркадия. Люба хотела повеситься на собственной косе, да сознание потеряла. Когда девушка пришла в себя почувствовала, что телятки ее лижут, а рядом женщина ласковая.
Выяснилось, что Любу разжаловали из актрис и выгнали в телятник.
Глава 15
Люба узнала, что добрую женщину зовут Дросида. Она поведала Любе свою непростую историю. Поведала она, что выпивает от такой жизни. Люба обратила внимание, что Дросида седая.
Аркадия же граф отправил в армию в качестве полкового сержанта.
Люба с телятками жила три года. А каждую ночь снился ей Аркадий. Привыкла она к такой жизни. Однажды вечером в окно кто-то бросил камень в бумажку завернутый.
Глава 16
Оказалось, что записка эта от Аркадия.
Глава 17
Аркадий писал, что на войне кровью доказал статус офицера. Сейчас в отпуск приехал для лечения. Что ему дали 500 рублей за ранения, и он хочет на эти деньги выкупить Любу из крепостных у графа.
Глава 18
Утро наступило. Люба видит, что толпа бежит куда-то. Стала расспрашивать, что случилось. Ей рассказали, что в слободе дворник сонного офицера зарезал и 500 рублей у него украл. Люба как это услышала, так и чувств лишилась. Похоронили Аркадия.
Это и есть та самая могила, куда она братьев Лесковых на прогулку водила.
Глава 19
На похоронах Аркадия был даже сам губернатор. Убийцу же высекли кнутом на площади. Когда Люба пришла с похорон, то Дросида велела ей проплакаться. Также дала ей выпить. С той поры Люба стала к рюмочке прикладываться.
Глава первая
В России настоящими художниками считают людей, получивших специальное образование. В других странах, особенно в Америке, «художественная область» распространяется гораздо шире. Например, художником почитали человека, который придавал лицам умерших «утешительные выражения». Этого мастера, к сожалению, убили, когда он придал «выражение блаженного собеседования с богом» лицу одного умершего проворовавшегося банкира.
Такого рода художник жил некогда в России.
Глава вторая
Нянькой младшего брата рассказчика была бывшая актриса крепостного театра графа Каменского Любовь Онисимовна. Седая старушка до сих пор сохраняла следы былой красоты.
Любовь Онисимовна нередко выпивала. Девятилетнего рассказчика и его двухлетнего брата она часто водила гулять на кладбище, где подолгу сидела у одной невзрачной могилы. Во время этих прогулок Любовь Онисимовна и поведала историю «тупейного художника».
Глава третья
«Тупейный художник» (парикмахер и гример) Аркадий работал вместе с Любовью Онисимовной в крепостном театре. Сохранившееся здание театра до сих пор вызывало страх у старушки.
Глава четвертая
Аркадий был настоящим мастером своего дела. Он мог с помощью грима придать лицам актрис любое необходимое выражение. Граф Каменский высоко ценил искусство Аркадия. Он опасался лишиться профессионала и никуда его не отпускал и не давал денег.
Общаясь во время работы, Аркадий и Любовь Онисимовна полюбили друг друга, но были вынуждены скрывать это от окружающих и особенно от жестокого графа.
Глава пятая
Красавице Любови Онисимовне было в то время девятнадцать лет.
Однажды через Орел проезжал император, изъявивший желание посетить театр графа Каменского. К несчастью, на последней репетиции исполнительница главной роли повредила ногу. Любовь Онисимовна вызвалась ее заменить.
Каменский обрадовался и в знак благодарности послал девушке «камариновые серьги». Это также означало, что после спектакля Любовь Онисимовна должна будет провести с графом ночь.
Девушка заливалась слезами и думала об Аркадии.
Глава шестая
В это же время к графу Каменскому приехал брат, у которого была крайне отталкивающая внешность: все лицо в «буграх». По этой причине он специально не брился.
Перед императором нужно было предстать в самом лучшем виде. Один Аркадий мог «преобразить» лицо брата Каменского.
Глава седьмая
Брат Каменского сначала отправился в Орел. Взглянув на его «бугристое» и прыщавое лицо, местные цирюльники наотрез отказались его брить, опасаясь поранить. Они сказали, что это под силу только Аркадию.
Каменский дал слово, что Аркадий будет брить только его одного. Он ни за что не хотел отправить «тупейного художника» к брату. Лишь после долгих уговоров он согласился отпустить Аркадия подстричь «пуделя».
Глава восьмая
Каменский вызвал Аркадия и приказал ему ехать к брату для стрижки собаки. Он также добавил, что сегодня ждет в спальне актрису Любовь в образе «святой Цецилии». Для Аркадия это был страшный удар.
Глава девятая
Когда Аркадий приехал к брату графа, тот заявил, что никакого «пуделя» нет; нужно подстричь и побрить его самого. Он показал мастеру золотые монеты и два заряженных пистолета. В случае малейшего пореза Аркадия ждала смерть.
«Тупейный художник» «преобразил» брата Каменского, забрал деньги и возвратился в театр. Готовя Любовь Онисимовну к спектаклю, он сказал, что обязательно увезет ее отсюда.
Глава десятая
Аркадий понимал, что его ждет суровое наказание за ослушание. Во время спектакля Каменский сидел вместе с братом. По лицу графа было видно, что скоро произойдет вспышка гнева.
Глава одиннадцатая
После спектакля Аркадий пришел к Любови Онисимовне, чтобы «подготовить» ее для графа. У дверей стояло несколько человек, которые должны были схватить художника после работы.
Аркадий выбил окно и сбежал вместе с любимой. Девушка очнулась в санях. Были слышны звуки погони. Влюбленные спрыгнули с саней возле какого-то села. Аркадий сказал, что здесь они смогут обвенчаться.
Глава двенадцатая
Молодые люди нашли дом священника и рассказали о своей беде. Тот согласился сохранить их тайну и совершить обряд венчания за шесть золотых монет. Священник уже собирался спрятать беглецов в церкви, но в это время раздался стук в дверь.
Глава тринадцатая
Священник велел Аркадию и Любови спрятаться. Он очень испугался вошедших в дом вооруженных графских людей и знаками указал им, где прячется девушка. Аркадий вылез из-под кровати сам и заявил, что силой увез актрису. Влюбленных под охраной повезли обратно к графу.
Глава четырнадцатая
После строгого допроса Любовь Онисимовну заперли в комнате на втором этаже. Она слышала, как внизу любимого подвергали страшным пыткам. В отчаянии девушка попыталась задушить себя собственной косой.
Любовь Онисимовна пришла в себя в сарае для телят.
Глава пятнадцатая
Девушка стала жить на скотном дворе вместе с пожилой работницей Дросидой. Она узнала, что Аркадий после жестокого наказания был отправлен графом в солдаты. Дросида постоянно пила водку для «забвения», но запрещала Любови следовать ее примеру.
Прошло три года. Однажды вечером в окно, возле которого сидела девушка за работой, кто-то кинул завернутый в бумажку камень.
Глава шестнадцатая
Любовь сперва подумала, что послание попало к ней по ошибке. Однако девушка не смогла сдержать любопытства, развернула бумажку и прочитала ее.
Глава семнадцатая
Послание было от Аркадия. Он сообщал, что за заслуги на войне был произведен в офицерский чин и получил несколько наград. Аркадий собирался на следующий день прийти к графу, отдать ему все имеющиеся деньги и просить руки любимой девушки.
Глава восемнадцатая
На следующее утро, выйдя на двор, Любовь Онисимовна увидела бегущих взволнованных людей. От одного из работников она узнала, что ночью на постоялом дворе был убит и ограблен какой-то офицер. Это был Аркадий. Именно он похоронен в скромной могилке.
Лесков. Краткие содержания произведений
- Жемчужное ожерелье
- Запечатлённый ангел
- Зверь
- Кадетский монастырь
- Лев старца Герасима
- Левша кратко и по главам
- Леди Макбет Мценского уезда
- На краю света
- Несмертельный голован
- Обман
- Однодум
- Очарованный странник
- Приведение в инженерном замке
- Пугало
- Старый гений
- Тупейный художник
- Христос в гостях у мужика
- Человек на часах
Главные герои
Любовь Онисимовна – старая женщина, бывшая актриса крепостного театра. Красота девушки поблекла после неудачного побега с любимым человеком (Аркадием) и попытки самоубийства. Узнав о смерти Аркадия, Любовь Онисимовна стала «заливать горе» водкой и поставила крест на своей жизни.
Аркадий Ильич – «тупейный художник», талантливый парикмахер и гример крепостного театра; возлюбленный Любови Онисимовны, совершивший неудачную попытку увезти ее от хозяина. Аркадий был отправлен в солдаты и смог отличиться на войне. Вернувшись, он собирался выкупить любимую, но был зарезан и ограблен.
Краткая история создания
«Тупейный художник» был впервые напечатан в 1883 году в «Художественном журнале с приложением художественного альбома» – малозначительном издании, предназначенном в большей степени для любителей живописи, нежели для поклонников литературы. Публикация сопровождалась пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота “поминовения усопших”». В произведении есть автобиографические моменты, связанные с детством Лескова. При этом сын писателя отмечал, что повествовательница в «Тупейном художнике» – Любовь Онисимовна – могла и не иметь никакого отношения к семейству Лесковых.
Источник: ball13.ru
«Сочинение по рассказу Лескова «Тупейный художник»»
«Необычайность судеб и обстоятельств в рассказе «Тупейный художник».
Цель: проследить необычайность судеб и обстоятельств в рассказе.
- Проанализировать эпоху,
- Проанализировать сюжет и композицию.
- Дать понятие крепостное право.
Вступительное слово. На сегодняшнем уроке мы проанализируем рассказ Лескова «Тупейный художник» и проследим нравственный смысл рассказа.
Записывают тему урока.
Какое название подобрал Лесков?
Чему посвящен рассказ ?
Что произошло в этот день? Почему этот день назван благословенный?
Рассказ на могиле.
Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861года
В этот день отменили крепостное право в России.
Наверное, это был очень долгожданный день.
Что вы знаете о крепостном праве?
Прочитав рассказ , вы увидели те мерзости крепостного права.
– Почему мы, читатели, верим всему, что написано в произведении?
От чьего лица ведётся повествование?
От лица мальчика, слушавшего рассказ няни., Любови Онисимовны.
Чем притягивает читателя эта героиня?
Почему так трагично сложилась её судьба? Почему она не смогла её изменить?
– найдите описание жизни крепостных актрис.
Почему, во фразе «…но случилось. Что через Орел проезжал государь( не могу сказать , Александр Павлович или Николай Павлович)…не уточняется , какой император проезжал?
Почему актрисы так не любили «камариновые серьги»?
Какая деталь показывает читателю. Что таких , как Люба, беглых, пойманных, сошедших с ума актрис , было много?
Рассказать её судьбу., используя для описания текст рассказа.
Она была крепостной актрисой.
При этих государях, без разницы, творилось всё описываемое в рассказе.
Знак признания таланта и лишение невинности «хозяином».
Скотница Дросида, которая должна была «наблюдать психозы»
Как вы думаете, был ли предел терпению крепостных людей , или они могли терпеть до бесконечности?
Стр. 275. «А она ещё помнила, как старого графа наши люди зарезали, и сам главный камердинер ,- потому что никак уж не могли его адской лютости терпеть.
Какие были придуманы наказания для крепостных?
Отвечают по тектсу.
А как вы думаете, рассказчик- мальчик, ему рассказала обо всём няня,. А рассказ называется «Тупейный художник» Почему?
– кто такой художник?
-Какое определение даёт лесков этому слову?
-Как звали этого мастера? Аркадий.
-Как жилось Аркадию в господском доме?
-Какие же черты характера проявил Аркадий. Когда стриг старшего брата графа Каменского?
Как «пожалел» Аркадия крепостник Каменский?
Как вы думаете , была у Аркадия надежда изменить жизнь?
– не было ли у вас ощущения, когда вы дочитывали рассказ, что хорошего финала не будет?
Почему всё закончилось так?
ХУДОЖНИК (англ. artist; фр. artiste; нем. Kuenstler) — в широком смысле творческая личность, мастер, человек, наделенный художественным и творческим воображением. В более узком смысле слова мастер, ведущий творческую работу в области живописи.
Мастер в необычайном художественном роде. роде
Рассказывают о жизни.
Он отправил Аркадия не просто в армию, а на войну, где его могли сразу же убить.
Конечно, была, он не испугался сражаться, добился высокого чина, приехал выкупить Любу.
Граф не мог позволить. Чтобы бывший крепостной победил, сам стал свободным. Да ещё и любовь свою выкупил и отпустил на свободу. Тогда все крепостные будут так поступать. А этого Каменский допустить не мог.
Он должен был сломить этих двух сильных людей.
Поэтому. вероятно, и был подговорён сторож на убийство.
Почему же рассказ называется «Тупейный художник»
В честь главного героя, который смог выступить против крепостного права, не побоялся проявить свою любовь и бороться за неё.
Подумайте. За счет какого приёма Лескову удаётся удерживать внимание читателя.?
Дополните композиционно- сюжетную схему:
Особое построение композиции:
1.рассказ в рассказе.
Особенная схема построения сюжета.
Домашнее задание:1. Вспомнить биографию Чехова, прочитать по учебнику.
2. индивидуально подготовить сообщение- анализ рассказов:
А)»Дом с мезонином»
В)»Дама с собачкой»
Г) «Случай из практики»,
3 все читают «Человек в футляре». Определяют , почему Чехов выбрал такое название. Какие детали показывают, как человек изменяется во время любви.
Письменно ответьте на вопрос: «Почему же главный герой умер?
Источник: xn—-8sbeml0byan4g.xn--p1ai
Причина, почему актеры не любят вспоминать съемки «Жестокого романcа»
Во время съемок актер Андрей Мягков, игравший Карандышева, чуть не погиб.
Прошло уже 36 лет с того момента, когда на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Зрителям фильм понравился, а вот кинокритики почему-то разнесли его в пух и прах.
Курс по когнитивной психологии
Ты узнаешь, почему мозг нас обманывает. Избавишься от установок, которые портят тебе жизнь. Поймешь, как повысить самооценку, распознать депрессию и справиться с тревогой.
Мы вспомнили несколько интересных моментов, связанных со съемками «Жесткого романса», и развенчали пару мифов, которые до сих пор гуляют вокруг этой картины.
«Нина Ульяновна пожелала нам успеха»
Мало кто знает, что снимать фильм по пьесе Александра Островского «Бесприданница» (а именно она легла в основу сценария «Жестокого романса) Эльдар Рязанов совсем не планировал. Правда, после «Вокзала для двоих» ему захотелось отступить от комедийного жанра и снять что-нибудь более драматическое.
«В этот момент мне в руки попала пьеса Людмилы Разумовской “Дорогая Елена Сергеевна” — смелая и откровенная. И я уже должен был делать по ней фильм. Но в ноябре 1982 года умер генсек Брежнев. Никто не знал, что дальше и как будет при Андропове. И съемки “Дорогой Елены Сергеевны” в Госкино решили отложить», — вспоминал Рязанов.
Но сидеть без работы Рязанов не привык и стал подыскивать другой материал. И тут супруга режиссера, как бы между прочим, посоветовала ему прочесть «Бесприданницу». Рязанов прочел и понял, что хочет снять по мотивам пьесы фильм.
Правда, была одна загвоздка — фильм «Бесприданница» уже был снят еще в 1936 году. Но руководство Госкино пошло Рязанову навстречу и дало добро на новую экранизацию. Но при этом настоятельно рекомендовало сменить название. Так и появился «Жестокий романс».
Самое интересное, что оператором новой картины должен был стать Вадим Алисов, сын актрисы Нины Алисовой, сыгравшей Ларису в старом фильме.
«Я позвонил Нине Ульяновне и спросил, не возражает ли она, что мы примемся за новую версию… Нина Ульяновна пожелала нам успеха и сказала, что будет с нетерпением ждать нашу картину…», — вспоминал Рязанов.
Кстати, когда после выхода «Жестокого романса» критики разнесли его в пух и прах, Нина Алисова почти единственная встала на защиту картины.
«Я курила «Беломор», смачно сплевывала сквозь зубы и через слово сквернословила»
Еще только прочитав пьесу, Рязанов уже знал, что играть Паратова будет Никита Михалков, а Карандышева — Андрей Мягков.
На остальные роли режиссер утвердил тоже известных артистов — Алексея Петренко, Виктора Проскурина, Георгия Буркова и Алису Фрейндлих.
Зато на роль Ларисы Огудаловой Рязанов решил взять дебютантку, чтобы, по его словам, открыть новое имя в кино. Ровно то же произошло с Людмилой Гурченко после «Карнавальной ночи» или с Ларисой Голубкиной после «Гусарской баллады».
На кастинг пригласили несколько начинающих актрис, в том числе и вчерашнюю студентку Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Ларису Гузееву.
По словам Гузеевой, она в то время хипповала, поэтому на пробы явилась в соответствующем виде — рваных заношенных джинсах и стоптанных сандалиях, с длинными ногтями, раскрашенными в разные цвета и вплетенными в распущенные волосы денежными купюрами.
«В довершение всего я курила «Беломор», смачно сплевывала сквозь зубы и через слово сквернословила», — вспоминала Гузеева.
Неудивительно, что поначалу Рязанов и вся съемочная группа впали в ступор. И только, когда актрису переодели и причесали, все вздохнули с облегчением — вот она, Лариса Огудалова.
Правда, была еще одна проблема: у Гузеевой, уроженки Оренбургской области, сохранился специфический для тех мест говорок, который никак не подходил для жительницы города на Волге.
Поэтому озвучивание роли Ларисы Огудаловой Рязанов доверил другой актрисе — Анне Каменковой, которая отлично с этим справилась.
«Для Пономаревой это был не совсем обычный опыт»
В пьесе Островского Лариса Огудалова исполняла старинный романс «Не искушай меня без нужды», а в фильме 1936 года — «Нет, не любил он». Рязанов же решил пойти дальше и доверить своей героине спеть несколько романсов. Но только, как это сделать, если у Гузеевой нет голоса?
Режиссер обратился в музыкальную редакцию «Мосфильма», где ему посоветовали пригласить цыганскую певицу Валентину Пономареву.
Рязанов так и поступил, хотя уговаривать Пономареву ему пришлось довольно долго.
«Для нее это был не совсем обычный опыт. До этого она пела в трио “Ромэн”, исполняла джаз, где слов не так много. А тут ей приходилось петь серьезные тексты», — вспоминал режиссер.
Тем не менее, справилась со своей задачей Валентина просто великолепно. Романсы в ее исполнении «Под лаской плюшевого пледа», «Любовь — волшебная страна» и в особенности «А напоследок я скажу» стали настоящими шедеврами.
К сожалению, «Жестокий романс» остался единственным совместным проектом Рязанова и Пономаревой — после выхода картины на экраны они разругались. Дело в том, что Пономарева была уверена, что режиссер в титрах укажет, что романсы исполняла она, а не Гузеева. А когда этого не произошло, певица высказала свою обиду Рязанову, после чего они много лет даже не здоровались друг с другом.
«Смотрите, смотрите, а дядька-то лысый!»
По воспоминаниям Эльдара Рязанова, на съемочной площадке «Жестокого романса» царила спокойная доброжелательная обстановка. Правда, не обошлось и без драматических моментов. Например, Андрей Мягков, исполнявший роль Карандышева, однажды чуть не утонул.
Произошло это во время съемок эпизода, когда Карандышев, узнав что Лариса с Паратовым уехали на «Ласточке», нанимает лодку и пускается вдогонку.
Чтобы сцена выглядела более выразительной, Рязанов придумал пустить на заднем фоне колесный буксир «Самара». Но первый дубль показался режиссеру невыразительным: лодка и буксир находились слишком далеко друг от друга. Поэтому во втором дубле Мягкова попросили подгрести как можно ближе к «Самаре».
При этом киношники не учли, что артист сидел спиной и не мог видеть, что происходит сзади. Поэтому и подплыл к вращающемуся пароходному колесу слишком близко. Чугунная лопасть ударила по лодке и в одно мгновение размозжила ее на мелкие щепки.
Все, кто находились на берегу, просто оцепенели от ужаса. Никто даже не сомневался, что Мягков погиб. А оператор Вадим Алисов впоследствии признался, что специально не выключил камеру, подумав:
«Господи, неужели я снимаю последние кадры из жизни великого актера?»
Через несколько минут из воды выплыли обломки лодки, затем сломанное весло. А вслед за ними показалась… голова Андрея Мягкова. Первыми его увидели мальчишки на берегу, закричавшие:
«Смотрите, смотрите, а дядька-то лысый!»
И действительно, в воде с Мягкова слез парик, а сам он не получил ни царапинки.
С тех пор этот день, 20 сентября, Мягков стал считать своим вторым днем рождения.
Стакан разорвался практически на голове Михалкова
Кстати, Никита Михалков, исполнивший роль Паратова, на съемках «Жестокого романса» тоже попал в переплет, хотя и не такой опасный, как Мягков.
По сюжету фильма Паратов предлагает Ивану Петровичу Семеновскому (его сыграл Александр Панкратов-Черный) пари — попасть с 12 шагов в стакан, который стоит на его голове. Понятно, что никакого выстрела на съемках не было — как только Панкратов-Черный нажимал на курок, пиротехники должны были взорвать стакан. Так и произошло, но только с небольшой поправкой.
Дело в том, что пиротехник, отвечающий за этот трюк, забыл положить в шляпу специальную прокладку. Поэтому стакан разорвался практически на голове ни в чем не подозревающего Михалкова.
И хотя сцена благодаря этому получилась как нельзя более правдоподобной, нерадивого пиротехника все же уволили.
«Мы успели снять финал в настоящем тумане»
У зрителей «Жестокий романс» имел (да и имеет до сих пор) колоссальный успех. Зато кинокритики сразу же после премьеры разнесли картину в пух и прах. По их мнению, Рязанов с неслыханной дерзостью отнесся к произведению классической литературы, превратив ее в «пошленькую историю с песнями и танцами».
Кроме того, появились статьи о том, что жители Костромы (а именно в этом городе снимался фильм) до сих пор с содроганием вспоминают время съемок. Особенно те неприятности, которые доставил местным искусственный туман, который создавали по указанию Рязанова при помощи специальных дым-машин.
По словам журналистов, тяжелый дым вместо того, чтобы опуститься на Волгу, поднялся по крутому берегу и распространился по всему городу. Жители ругали московских артистов и даже стали писать жалобы в администрацию, после чего Рязанову пришлось идти в городской совет извиняться.
А вот что было на самом деле. Действительно, для съемок финальных сцен режиссеру понадобился туман. По воспоминаниям Эльдара Рязанова, такое решение позволило уйти от ненужных реалий, создать своеобразную непроницаемую среду, некий вакуум, в котором происходили последние трагические события.
Вот только туман в картине не создан дым-машинами, а самый что ни на есть натуральный.
«В один из дней на Волгу опустился как раз такой туман, какой нам был нужен. Несмотря на то, что в производственном плане в тот день значилась съемка других сцен, я все переиграл, и мы успели снять финал в настоящем тумане. Уверяю вас: так красиво у нас не получилось бы, даже если бы использовали самую современную и совершенную дым-машину», — написал в своих воспоминаниях Эльдар Рязанов.
«Костромичи до сих пор благодарны Рязанову за «пиар-компанию» нашего города»
Что же касается «содрогания жителей Костромы», то это тоже не что иное, как выдумки недоброжелателей.
Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать в соцсетях воспоминания самих костромичей:
«Я живу в Костроме 50 лет и помню съемки этого фильма. Многие костромичи снимались в массовке и поверьте, съемочная труппа Рязанова и прекрасный актерский состав оставили только положительные воспоминания»
«Прекрасно помню то время, когда снимался фильм. Никакого недовольства жителей не было, все были рады видеть такое созвездие актеров в родном городе! Костромичи до сих пор благодарны съемочной группе и Рязанову за такую «пиар-компанию» нашего города, Кострома в фильме просто обворожительна…»
«Спасибо Рязанову. И сегодня, спустя много лет, гиды рассказывают туристам о съемках и показывают ту знаменитую пристань, теперь там ресторан, оформленный по мотивам «Жестокого романса».
Источник: femmie.ru