Главная мысль «Тупейного художника» в том, что Николай Лесков, используя эпиграф на церковно славянском языку, «Души их во благих водворятся», подчеркивает, что души среди праведников будут. Тем самым он красной нитью проводит главную мысль произведения.
Глава 1
Читатель понимает, что в России «художник» — это живописец или скульптор. Но в конце главы разъясняется, что «художник» — это умелец, который придает приятное выражение на лицах усопших. Оказывается, где- то в Росси жил один такой.
Глава 2
У Николая Лескова был младший брат. У братца была няня – бывшая актриса орловского театра. Она любила трагедию в жизни и от осознания этого она иногда запивала. Часто няня водила братьев Лесковых гулять на кладбище, они всегда останавливались у одной простой могилки, и нянюшка ведала им историю тупейного художника (на современный манер парикмахера.).
Глава 3
Тупейного художника звали Аркадий. Он служил в театре вместе с нянею Лесковых. О нем отзывались, как о мастере своего дела.
Не вступайте в брак, пока не узнаете своих будущих родственников. #COSTV_свободный_художник
Хозяевами театра были братья Каменские. Их было трое. О них говорили, как о тиранах своих крепостных. Точно не названо при каком из братьев происходило описываемое в рассказе. Няня же всегда смотрела на развалины графской усадьбы со страхом и ненавистью.
Глава 4
Аркадий – это искусный парикмахер с гордым и независимым характером. Несмотря на такие черты характера, хозяин-граф ценил своего подчиненного. Чтобы его не переманил кто-нибудь, Аркадия держали взаперти, даже в церковь ходить не разрешали.
Аркадий полюбил Любу (няню Лесковых). Чувство было взаимно. Но молодые не имели возможности встречаться и быть вместе, потому что все актрисы содержались под жестким надзором.
Глава 5
В Орле сам государь. Каменский по этому поводу собирает все высшее сословие города в театре. Главная актриса получила травму от упавшей кулисы и не может играть роль. Тогда на замену представляют Любу. Граф не против рокировки и приказывает отнести новой исполнительнице главной роли камариновые серьги.
Камариновые серьги от графо означали, что девушка должна отдать свою девственность графу. Аркадий убирал актрис к выступлению. Ему приказали красиво убрать Любу. Люба же, увидев камариновые сережки, лишь горько заплакала.
Глава 6
По случаю визита государя в Орел приехал брат графа. Он был нескладной наружности. Ему было стыдно выходить к важным господам.
Глава 7
Когда брат графа жил в деревне, то он не брился и не следил за своей внешностью. В Орле он собрал всех цирюльников и сказал, что заплатит два золотых тому, кто его хорошо подстрижет или же убьет того, кто подстрижет его плохо. Из цирюльников города Орла на такие условия никто не согласился. Тогда брат графа уговорил родственника, чтобы он разрешил провести манипуляции с его внешностью Аркадию.
Глава 8
Граф пригласил к себе Аркадия и приказал тому постричь когти у пуделя брата. После же этого он должен был убрать Любу как Цецилию. Услышав это заявление Аркадий побледнел, ведбь он любил Любу.
Что такое лягушачья перспектива? Рассказывает художник Лена Крымина (отрывок из курса).
Глава 9
Пришел Аркадий к графу, постриг его не совершив ни одного пореза. Тогда пошел Аркадий прибирать Любушку. И тихонько шептал ей на ухо, что увезет ее.
Глава 10
Спектакль закончился с успехом. Графу Каменскому видимо пересказали слова Аркадия. Брат графа советовал бояться Аркадия, когда он бритвой бреет. Граф же только ухмылялся.
Глава 11
После спектакля с Любы сняли сценический костюм и нарядили Цецилией. Аркадий пришел, чтобы придать ей вид невинный и девственный.
Возле комнаты, где Аркадий прихорашивал Любу, стояло уже шесть человек, чтобы схватить ее и отволочь к графу на издевательства.
Но Аркадий, как только вошел к Любушке, так стол схватил, разбил окно и с девушкой на руках выскочил в него.
Люба в себя пришла, когда уже на тройке скакали, убегали от погони. Перескакали речку, в село попали. Аркадий уверил Любу, что в этом селе живет священник, венчающий «отчаянные свадьбы». Пошли они к такому священнику.
Глава 12
Дверь им открыл священник. Аркадий поведал ему о своих злоключениях. Сговорились из-за жадности священника переночевать за шесть червонцев и серьги камариновые. Только сговорились, как стук в дверь.
Глава 13
Поп спрятал беглецов: Аркадия под перину, а Любу в футляр из под часов. А у футляра передняя стенка была немного выпилена, чтобы видеть можно было.
В комнату вошло 8 человек из людей Каменского. Священник сначала растерялся, стал говорить, что беглецов не видел. Но жестами показывал, где находятся беглецы. Сначала из футляра вытащили Любу, а уж Аркадий сам вылез из убежища. Он взял вину на себя и плюнул в лицо графским приспешникам.
Аркадия связали, а Любу в сани и назад к графу.
Глава 14
Любу привели к графу. Он лишил ее девственности. После она вернулась в свою каморочку и услышала крики и стоны – то пытали Аркадия. Люба хотела повеситься на собственной косе, да сознание потеряла. Когда девушка пришла в себя почувствовала, что телятки ее лижут, а рядом женщина ласковая.
Выяснилось, что Любу разжаловали из актрис и выгнали в телятник.
Глава 15
Люба узнала, что добрую женщину зовут Дросида. Она поведала Любе свою непростую историю. Поведала она, что выпивает от такой жизни. Люба обратила внимание, что Дросида седая.
Аркадия же граф отправил в армию в качестве полкового сержанта.
Люба с телятками жила три года. А каждую ночь снился ей Аркадий. Привыкла она к такой жизни. Однажды вечером в окно кто-то бросил камень в бумажку завернутый.
Глава 16
Оказалось, что записка эта от Аркадия.
Глава 17
Аркадий писал, что на войне кровью доказал статус офицера. Сейчас в отпуск приехал для лечения. Что ему дали 500 рублей за ранения, и он хочет на эти деньги выкупить Любу из крепостных у графа.
Глава 18
Утро наступило. Люба видит, что толпа бежит куда-то. Стала расспрашивать, что случилось. Ей рассказали, что в слободе дворник сонного офицера зарезал и 500 рублей у него украл. Люба как это услышала, так и чувств лишилась. Похоронили Аркадия.
Это и есть та самая могила, куда она братьев Лесковых на прогулку водила.
Глава 19
На похоронах Аркадия был даже сам губернатор. Убийцу же высекли кнутом на площади. Когда Люба пришла с похорон, то Дросида велела ей проплакаться. Также дала ей выпить. С той поры Люба стала к рюмочке прикладываться.
Читать «Тупейный художник» в кратком содержании
Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.
Аркадий
— парикмахер и гримировщик — причесывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами,
художник
, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через свое всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поет в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.
По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды.
Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не дает. Она же сообщает, что Аркадия граф отдает в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.
К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завернутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесет к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться.
Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином».
А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.
Лесков. Краткие содержания произведений
- Жемчужное ожерелье
- Запечатлённый ангел
- Зверь
- Кадетский монастырь
- Лев старца Герасима
- Левша кратко и по главам
- Леди Макбет Мценского уезда
- На краю света
- Несмертельный голован
- Обман
- Однодум
- Очарованный странник
- Приведение в инженерном замке
- Пугало
- Старый гений
- Тупейный художник
- Христос в гостях у мужика
- Человек на часах
Город Орёл, 19 век. 25-летний Аркадий крепостной и служит парикмахером в театре барина Каменского. В те времена таких как он называли «тупейными художниками». Хозяин держит слугу взаперти, отпуская лишь на часы работы. Аркадий влюблён в актрису театра по имени Любовь.
Она отвечает ему взаимностью, но вместе быть паре не суждено. Барин запрещает актрисам заводить отношения.
Когда Аркадий узнаёт, что граф Каменский положил глаз на его возлюбленную, он решается на побег из имения. В соседней деревне влюблённые надеются найти защиту и тайно обвенчаться. Их укрывает священник, но к нему приезжают люди барина и требуют выдать беглецов. Поп испугавшись за свою шкуру сдаёт своих гостей. По приказу графа Аркадия пытают и отсылают на войну, а Любовь становится скотницей и выполняет грязную работу.
Спустя много лет, Любовь получает весточку от Аркадия. Он пишет, что приехал в соседнюю деревню. Он дослужился до офицерского звания и теперь желает выкупить свою возлюбленную, даже если придётся отдать всё нажитое. На следующий день приходит дурная новость — Аркадия ограбили и убили. Любовь убита горем.
До самой смерти она не может забыть любимого и часто ходит на его могилку.
Вывод:
Это грустная история о любви, но она учит читателя верить в возможность счастья и бороться за него. Вера и любовь всегда поддерживают человека в трудные минуты жизни.
Сюжет рассказа «Тупейный художник» по главам
Рассказчик вспоминает, что его младшего брата нянчила «высокая, сухая, но очень стройная старушка» из «прежних актрис бывшего орловского театра графа Каменского» – Любовь Онисимовна. Женщина водила гулять рассказчика и его брата на кладбище, «садилась здесь всегда на одну простую могилку». Тут рассказчик и услышал от нее историю о «тупейном художнике».
Тупейный художник Аркадий «рисовал и причесывал» всех крепостных артисток графа. Он «был человек с идеями», очень талантливый.
Аркадий был стройный, с «ангельскими, добрыми» глазами красавец и «всем нравился» – его любил и Каменский, «но содержал в самой большой строгости». Аркадию запрещалось стричь кого-то из мужчин, кроме графа. Каменский, по словам Любовь Онисимовны, был тиран, «страшно нехорош» и «на всех зверей сразу походил».
На тот момент Аркадию было «лет за двадцать пять, а Любови Онисимовне девятнадцатый год». Они полюбили друг друга, но не могли быть вместе, так как актрис сильно берегли, а «завет целомудрия» мог нарушать только граф.
Как-то через Орел проезжал государь и вечером его ожидали в театре у графа. Во время репетиции исполнительница главной роли повредила ногу, и сыграть за нее вызвалась Люба. В благодарность граф передал девушке «камариновые серьги» – «подарок и лестный, и противный».
Источник: kniganectar.ru
Образ графа каменского кратко тупейный художник
Аркадий является крепостным крестьянином графа Каменского, живущего в Орле. Аркадий — тупейщик, «тупейный художник», то есть парикмахер и гример. Он делает грим и прически крепостным артисткам в театре графа:
Аркадий — талантливый мастер, наподражаемый артист в сфере причесок и грима. Он умеет придавать лицам самые тонкие выражения:
«Главная особенность гримировального туше этого художника состояла в идейности, благодаря которой он мог придавать лицам самые тонкие и разнообразные выражения.»
Граф Каменский ценит талант Аркадия и не хочет, чтобы тот стриг кого-то еще. Поэтому помещик держит молодого человека взаперти и не выпускает его никуда, кроме театра:
«. я клятву дал, что Аркашка, пока я жив, никого, кроме меня, убирать не будет.»(здесь «убирать» — причесывать, гримировать и т.д.)
Аркадий влюбляется в крепостную актрису Любовь, и та отвечает ему взаимностью. Влюбленные пытаются сбежать из имения графа, однако их побег не удается. Беглецов возвращают в имение и наказывают:
«Они, разумеется, были знакомы, и у них образовалось то, что в таковые годы случается, то есть они друг друга полюбили. Но говорить они о своей любви не могли иначе, как далекими намеками при всех, во время гримировки. Свидания с глаза на глаз были совершенно невозможны и даже немыслимы. «
После неудачного побега граф отправляет Аркадия солдатом на войну. В армии тупейный художник получает офицерский чин и дворянский титул. Он приезжает в отпуск в родное имение, чтобы выкупить Любовь из крепостничества и обвенчаться с ней:
«Верная моя Люба! Сражался я и служил государю и проливал свою кровь не однажды, и вышел мне за то офицерский чин и благородное звание. Теперь я приехал на свободе в отпуск для излечения ран и остановился в Пушкарской слободе на постоялом дворе у дворника, а завтра ордена и кресты надену и к графу явлюсь и принесу все свои деньги, которые мне на леченье даны, пятьсот рублей, и буду просить мне тебя выкупить, и в надежде, что, обвенчаемся перед престолом всевышнего создателя. »
Однако Аркадию и Любови так и не удается воссоединиться, потому что в ту же ночь тупейного художника убивают на постоялом дворе:
«Это, — говорит, — они идут смотреть, как в Пушкарской слободе постоялый дворник ночью сонного офицера зарезал. Совсем, — говорит, — горло перехватил и пятьсот рублей денег с него снял.»
«. и похоронили его вот тут, в этой самой могилке, на которой сидим. Да, тут он и сейчас под нами, под этой земелькой лежит. А то ты думал, отчего же я все сюда гулять-то с вами хожу. »
Это был цитатный образ и характеристика Аркадия в рассказе «Тупейный художник» Лескова: описание внешности, характера и судьбы героя.
В одной из первых глав Лесков отмечает, что в истории города Орла известно три графа Каменских, причем по воспоминаниям сторожил, всех их отличали такие черты характера, как крутой нрав и жестокость. если говорить точнее, они были самыми настоящими тиранами.
Михаил Федотович Каменский – старший из графов, отец Николая и Сергея, образы которых рисует автор на страницах своего рассказа.
Итак, Николай Каменский – граф, в имении которого процветал театр с крепостными актерами и актрисами. Внешность графа мы представляем, опираясь на слова рассказчицы, няни Любови Онисимовны, в прошлом артистки того самого театра. Может быть, молодой девушке так казалось, а может и на самом деле граф был очень не красив, если не сказать, что дурен собой.
К тому же он был злой, поэтому обликом походил сразу на всех зверей. Правда, тупейный художник Аркадий был таким мастером, что и этому звероподобному человеку мог придать приличный и важный облик.
За мастерство граф любил Аркадия, отличал его от других, красиво одевал, но никуда не выпускал, не разрешал причесывать никого, кроме крепостных актрис и самого себя. Любовь к парикмахеру никак не влияла на строгость его содержания. Молодой человек не мог никуда ходить, только в театр. Граф не отпускал гримера даже в церковь.
Такое поведение можно объяснить не только нежеланием выпускать Аркадия из поля своего зрения, но и отсутствием веры в Бога. Каменский терпеть не мог духовых. Известен даже поражающий своей жестокостью случай, когда граф затравил борзыми собаками священников. Вот такой крутой нрав имел этот человек. И Бога не боялся и ни во что не веровал.
В созданном им театре процветал закон целомудрия, правда, самому графу разрешалось его нарушать. Понравившаяся мужчине актриса получала лестный подарок – камариновые серьги. Этот презент свидетельствовал о желании графа обладать девушкой. Актрису причесывали и одевали наподобие Цецилии, а потом отводили в графскую половину. Так девушка становилась наложницей Каменского.
Однажды подобная участь постигла и Любовь Онисимовну, Аркадий пытался спасти ее, организовав побег. Немного раньше он еще и нарушил запрет графа, причесав его брата. Беглецов вернули в имение. Аркадий же был заперт в подвале, в котором учинялись настоящие пытки. Люди могли сидеть там годами.
Зная жестокость графа, даже удивительно было узнать, что он отправил Аркадия на войну и дал с собой сопроводительное письмо. Таким образом, он сослужил молодому человеку добрую службу: Аркадий получил офицерский чин и дворянский титул. Правда, жизнь парикмахера Каменского закончилась трагично. Но все же этот поступок графа на фоне его жестокости немного меняет наше мнение о нем.
Персонажи рассказа имеют исторические прототипы: Любовь Онисимовна — Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, а Николай Каменский — Николай Шереметьев. В качестве повествователя истории Н. С. Лесков выбирает Любовь Онисимовну – няньку и бывшую актрису, влюблённую в тупейщика — рассказав вполне типичную для тех времён историю любви двух крепостных, находящихся в руках тирана-помещика.
Место и время действия
События рассказа происходят в начале XIX века в Российской империи: в Орле и в селе Сухая Орлица.
Источник: obrazovanie-gid.ru
Анализ рассказа «Тупейный художник» (Н. С. Лесков)
Рассказ Николая Семёновича известен каждому школьнику. В основе его лежит грустная история любви крепостной актрисы и парикмахера – «тупейного художника».
История создания
Данный рассказ был впервые опубликован в 1883 году во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Рассказ имеет посвящение: «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 г.», (то есть дня отмены крепостного права и субботы «поминовения усопших»), а также подзаголовок – «рассказ на могиле».
В качестве эпиграфа Н. С. Лесковым были выбраны слова погребальной песни «Души их во благих водворяются». Этим приемом автор показывает нам, что произведение посвящено жертвам крепостного права, прошедшим через мучительную судьбу и погибшим от рук тиранов-господ.
Рассказ «Тупейный художник» связан с тяжелой судьбой простого народа в эпоху крепостного права (что подтверждается и в процессе чтения:
Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели.
Прототипами героев произведения – Любови Онисимовны и Николая Каменского — стали реально существовавшие личности – Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова и Николай Шереметьев. Также в рассказе фигурирует брат графа – Сергей Каменский (вероятно, прототип внука графа Шереметьева).
Жанр, направление
Произведение представляет собой «рассказ на могиле» и является чем-то вроде поминальной речи по усопшему. Данное произведение может быть причислено к исповедальной и агиографической литературе, о чем говорит, в частности, исследователь Л. И. Вигерина.
Рассказ «Тупейный художник» можно отнести к литературному направлению реализма. История, о «художнике, который «работал над мертвыми» можно счесть вставной мини-новеллой, хотя по сути своей она лишь показывает, как может пострадать человек из-за своего мастерства и только за то, что он выполняет волю своих господ (хотя они и жестоки с теми, кто находится у них в подчинении).
Суть
Повествование в рассказе «Тупейный художник» начинается издалека, с упоминания особой категории «художников», которые достигли величайшего мастерства в самых разных сферах деятельности (в шитье, живописи, чеканке монет и т. д.). На Руси, по утверждению рассказчика, тоже был мастер «в таком же необычайном художественном роде». Умельца звали Аркадий Ильич, и был он парикмахером и гримером («тупейным художником») при графе Каменском. О нем ведет свой рассказ няня повествователя и его брата, Любовь Онисимовна, служившая в молодости крепостной актрисой при том же графе. Вот, о чем говорится в рассказе.
Монолог пожилой женщины представляет собой историю любви между ней самой и «тупейным художником». Это было запретное чувство, так как оба героя были крепостными, и в результате им приходилось всячески скрывать это. Однажды юной талантливой Любви Онисимовне довелось заменять на сцене больную актрису, и граф, зная, что «Люба роль не испортит», велел передать девушке «камариновые серьги», что было знаком особой милости графа по отношению к девушке. Но в этом было мало приятного – таким образом, девушек возводили в «одалиски», то есть наложницы владыки.
Параллельно с этим брат графа Каменского, Сергей Каменский, просит прислать парикмахера побрить его. Однако граф Каменский не сразу соглашается. Убедив брата, что ему нужно остричь пуделя, Сергей Каменский дожидается Аркадия у себя. У него наготове пистолет, заряженный черкесскими пулями, и десять золотых монет на случай выигрыша.
Тем не менее, Аркадий не боится погибнуть, так как знает о том, что ждет его любимую. Он не боится дерзить, сказав, что даже если бы граф посмел потянуться за пистолетом, то он бы перерезал бы ему горло бритвой. А далее Аркадий решается на отчаянный поступок. Он решает увезти Любовь Онисимовну в соседнюю деревню, чтобы тайно обвенчаться с ней, а после того отправиться в турецкий Хрущук, куда бежали многие люди от графа Каменского.
К сожалению, побег завершился провалом. Едва успев добраться до дома священника и заплатив за то, чтобы их тайно обвенчали, молодые люди услышали звук дверного кольца, и осознали, что погоня нагнала их. Хотя они и спрятались, поп выдал их местонахождение, в результате чего Аркадия и Любовь Онисимовну рассадили по саням и повезли обратно к графу Каменскому.
В итоге Аркадия стали мучить прямо под комнатой Любови Онисимовны, а когда она попробовала задушиться собственной косой, то упала в обморок, и очнулась уже на скотном дворе. Там ее взяла под свое покровительство тетушка Дросида, у которой Любовь Онисимовна жила три года. Все это время Аркадий воевал на фронте, куда его отправил граф.
Но к тому моменту, когда «тупейный художник» вернулся в чине офицера и готовился выкупить Любу из крепостных, случилось несчастье – ночью Аркадия зарезал постоялый дворник. После похорон возлюбленного героиня начинает пить, и впоследствии это превращается в привычку. Могила, на которую она постоянно приводит своих воспитанников, и есть та самая могила «тупейного художника» Аркадия, чья судьба сложилась весьма несчастливо, заодно сделав несчастной и его любимую девушку. Более подробно основные события описаны в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.
- Любовь Онисимовна – «художник», как и Аркадий, но только в актерском мастерстве. Это талантливая и красивая девушка, которая могла бы многого добиться в жизни. Судьбы тетушки Дросиды и Любви Онисимовны – схожи (обе пострадали из-за несчастной любви). Жизнь героини чем–то напоминает житие святой. Многое испытав и познав горе, она так и не смогла обрести счастье с любимым, но зато сохранила удивительную красоту, подобную святой: «Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки».
- Имя Аркадий в переводе означает «житель страны Аркадии», то есть исторической области Греции, где преобладало скотоводство; в переносном значении переводится как «пастух». Таким образом, получаем отсылку к буколикам, идиллическим произведениям. Имя Любовь означает светлое, искреннее чувство любви. Аркадий жертвует собой ради любимой, а это большая цена за счастье. Ко всему прочему Аркадий – смельчак (не боится смерти от пуль графа Сергея, поскольку жизнь его возлюбленной в опасности, и ему самому не страшно умереть). Быть может, если бы Аркадий и Любовь признались в своей любви графу, все вышло бы иначе, и их бы помиловали? Увы, мы этого не можем знать. Действия Аркадия с точки зрения графа бессмысленны и противозаконны, но с точки зрения фольклорной традиции «умыкания невесты» в краже девушки «тупейным художником» нет ничего предосудительного.
- Роль автора также немаловажна, но оценить ее мы можем только после прочтения всего произведения целиком. Повествователь говорит нам, что не всех мастеров в свое время признавали, и особенно не любили тех, кто совершал нечто нечестное (такова история «художника, который «работал над мертвыми»), хотя придание лицу банкира «выражения блаженного собеседования с богом» было совершено без злого умысла, а лишь по приказанию его «осчастливленных наследников». Он страдает от рук народа, так как пошел вразрез с их интересами и не учел, что банкир «обобрал весь город». Мы видим, что, украв Любу, Аркадий также нарушил устоявшийся закон жизни и вышел из подчинения. Его действия можно понять и оправдать, но в то же время очевидно, что, избрав для себя собственное благополучие, он мог тем самым возмутить своих братьев по несчастью, таких же крепостных, которые и хотели бы сбежать, но не могли (вспомним несчастных, посаженных на цепи в подвале вместе с медведями), и поэтому он невольно обрекает себя и свою возлюбленную на страдания.
- Графы Николай и Сергей Каменские – представители знати и, соответственно, власти в рассказе. Из роль в произведении далеко не последняя. Оба они жестоки и любят держать людей в страхе (Николай держит крестьян в подвалах, а Сергей пугает их пистолетами, которые явно свидетельствуют о том, что в случае чего граф может вызвать нечаянного обидчика на дуэль).
- Тетушка Дросида, вероятно, тоже прожила несчастливую жизнь, раз пристрастилась к «плакону» с водкой. О ней нам мало что известно, она сама не хочет говорить о былом: «Я тебе, девушка, все открою. Будь что будет, если ты меня выскажешь, а я тоже такая, как и ты, и не весь свой век эту пестрядь носила, а тоже другую жизнь видела, но только не дай бог о том вспомнить, а тебе скажу: не сокрушайся, что в ссыл на скотный двор попала, — на ссылу лучше, но только вот этого ужасного плакона берегись…». Она добрая женщина, поскольку старалась как можно дольше уберегать Любовь Онисимовну от злого зелья, поддерживала ее, но как только выяснилось, что Аркадий убит, то после его похорон Дросида позволила девушке «облить уголь».
Темы и проблемы
- Основная тема данного рассказа — тяжелая участь крепостных до отмены крепостного права. Их жизнь можно сравнить с рабством: за людей их никто не считал.
- Проблематика основана на безволии русских крестьян, находящихся под властью помещика. Из-за этого возникают проблемы сексуального рабства русской женщины, жестокости вышестоящих лиц по отношению к нижестоящим людям, продажности священников и социальной несправедливости.
- Также остро стоит тема творчества. Не все и не всегда могут по достоинству оценить талант «художников» своего дела, зато, напротив, очень легко можно осудить, не зная истинного положения вещей (Люба и Аркадий пострадали ни за что). Рассказ не случайно начинается историей о том, как относятся к «художникам» за рубежом и на Руси. Судьба творческих талантливых людей всегда тяжела и несчастна, и мало кто может по достоинству оценить старания таких умельцев, а также их творчество.
- Еще одна важная тема – это неправильные приоритеты наших предков. Человека во времена Н. С. Лескова ценили не по его качествам, а по его принадлежности к тому или иному сословию, и это совершенно несправедливое отношение.
- И еще одна не менее значимая тема – любовь. Любовь Онисимовна и Аркадий не могли жить друг без друга, но их побег, а стало быть, бунт против устоявшихся правил, не мог быть не замечен графом и окружающими людьми. Любовь как великое и благородное чувство оправдывает их действия, но, так или иначе, обрекает героев на страдание. Общество не принимает людей, решивших действовать по воле любви, не хочет быть на их стороне. Поэтому идея ограничения твоего личного счастья так остро встает в данном произведении.
Главная мысль
Смысл рассказа «Тупейный художник» — это необходимость равенства в обществе и протест против социальной несправедливости, которая развращает и рабов, и господ. Расслоение общества ведет к деградации всех сословий. Дворяне становятся жестокими, эгоистичными и бессовестными рабовладельцами, невежество и порочность которых негативно отражается на жизни страны. Крестьяне спиваются под гнетом ужасной и безрадостной участи.
Еще одна важная идея текста – даже если ты мастер своего дела, всегда найдутся люди, которые будут тебя использовать и ограничивать твою свободу, разрушая тем самым твое право на счастье. В такой ситуации существует лишь два пути – либо путь смирения, либо бунт. При этом оправдать любое действие, любой даже, казалось бы, неправильный поступок может только искренняя любовь к человеку или делу. Художник, который «работал над мертвыми», работал ради работы, он был мастером своего дела, он прилежно трудился, но в итоге, так как пошел вразрез с представлениями о морали и придал «выражение блаженного собеседования с богом» фальшивому банкиру, то пострадал и стал жертвой народного гнева. Но он любил свое дело, исполнял его с усердием, как и всякий человек, который искренне любит свою работу, так в чем же он виноват?!
Чему учит?
Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.
Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.
Источник: literaguru.ru