Нательный крестик: почему его носят только католики и православные
Ношение нательного креста среди православных христиан — это устоявшаяся традиция, которую большинство верующих считает обязанностью. Многие из них также отождествляют крестик с мощным амулетом, который защищает от возможного сглаза. Несмотря на популярность данной тенденции среди православных христиан, нательный крестик носят далеко не все представители христианской конфессии. В эту группу входят православные греки, баптисты, адвентисты, кальвинисты.
По каким причинам православные греки не носят нательные кресты
В отличие от Руси, христианство пришло в Грецию намного раньше. Распространение новой религии не поощрялось местными властями. Практически все греческие христиане испытывали ужасы гонений: их пытали, а также выжигали кресты на груди за отказ поклоняться идолам. Есть мнение, что исповедуя веру в те времена, некоторые мученики носили кресты на шее.
Например, Орести и Прокопий (IV век). Однако это было скорее исключением, чем правилом. Через время, в знак солидарности с мучениками, местные христиане начали делать татуировки в виде креста на груди. Необходимо отметить, что христиане-копты до сих пор набивают крест в области запястья правой руки. В мусульманском мире в случае неожиданной смерти это позволяет быть погребенным по христианским обычаям.
Почему протестанты не крестятся? Интервью пастора Юрия Стогниенко. Протестантская церковь, Украина.
Немного позже греки-христиане начали использовать медальоны с изображением распятия. Однако со временем они полностью отказались носить крест или отображать его на теле каким-либо образом. По их мнению, при крещении человек и так получает крестообразное помазание. С этого момента он обретает "печать дара Духа святого", получая духовный крест или подвиг праведной жизни. По мнению греческих христиан, верующие не нуждаются в дополнительной символической атрибутике.
Почему баптисты не носят нательный крест
Как известно, все баптисты повинуются заповеди, в которой говорится о том, что необходимо бежать от идолопоклонства. По их мнению, крест стал идолом для большинства верующих людей, относящихся к христианской вере. Верующие этой конфессии считают Иисуса Христа частью Бога.
Библия, в свою очередь учит, что Иисус не Бог, а богоподобный. "Он сын Бога Отца, первородный (Колосс.1:15), а значит имеет начало. Бог не имеет начала." Кроме того, для баптистов является весомым аргументом еще и тот факт, что в Библии нет указаний относительно того, что нательный крест нужно носить в обязательном порядке. Баптисты утверждают, что крест — это не более чем орудие пытки. Как известно, именно на нем римские легионеры казнили Иисуса Христа.
ИсточникПочему нательный крестик носят только католики и православные
Почему баптисты не носят колец. МСЦ ЕХБ
Традиция ношения нательного крестика зародилась еще на заре православного христианства. Большинство верующих считает ношение нательного креста обязательным. Также многие православные отождествляют крестик с мощным амулетом, который защитит от сглаза и зависти.
Казалось бы – вот она налицо сила креста Господня, но далеко не все представители христианской конфессии придают значение этому факту. Так, например, не признают обязательным ношение нательного креста православные греки, баптисты, адвентисты, кальвинисты.
По каким причинам не носят нательные кресты православные греки
Христианство пришло в Грецию намного раньше, чем на Руси, где сначала было язычество.
До наших времен дошла информация о том, что распространение новой религии не поощрялось местными греческими властями. Как и пор всему земному шару, но в разные времена, греческие христиане подвергались гонению со стороны неверующих.
Их подвергали пыткам, выжигали кресты у них на груди за отказ поклоняться идолам. Предположительно вероисповедующие греки по тем временам носили кресты на шее. Как например – великомученики Орест и Прокопий в IV веке нашей эры. Но это скорее было исключением, чем правилом. Массовым это явление не стало.
Через некоторое время (четких временных границ не указано), в знак солидарности с мучениками, местные христиане взялись за нанесение татуировок в виде креста на груди. Что характерно — христиане-копты до сих пор наносят крест в области запястья правой руки. В мусульманском мире в случае неожиданной смерти это дает право быть погребенным по христианским обычаям.
Еще через определенный период времени греки-христиане начали использовать медальоны, на которых изображалось распятие.
Но прошли и эти времена, и греки полностью отказались носить крест, либо наносить татуировки с его отображением на теле.
По мнению греков, при крещении человек и так получает крестообразное помазание, после чего он обретает «печать дара Духа святого». И именно по этой причине по мнению греческих христиан, верующим не нужна дополнительная символическая атрибутика.
Почему баптисты не носят нательный крест
Баптисты также склонны к тому, что носить крест на груди нельзя, ведь именно на кресте римские легионеры распинали Иисуса Христа.
По большому счету баптисты повинуются заповеди, в которойпрописано, что необходимо бежать от идолопоклонства. Именно в кресте они узрели идола для большинства верующих людей, относящихся к христианской вере. Верующие баптисты считают Иисуса Христа частью Бога. Библия в свою очередь учит, что Иисус не есть Бог, а всего лишь богоподобный. Он сын Бога Отца, первородный.
Из этого вытекает, что Иисус имеет начало. А Всевышний начала не имеет.
И еще одним весомым аргументом руководствуются баптисты: в Библии нет указаний относительно того, что нательный крест нужно в обязательном порядке носить на груди. Это равносильно тому, что верующие носят на себе орудие пытки, коим римские легионеры казнили Иисуса Христа.
ИсточникПочтение, почитание или поклонение
Юрий Кириллович,
Как баптисту следует относиться к крестному знамению и почитанию креста?
С какого времени и почему появилась эти традиции?
Правильно ли считать их грехом?
Если "да", то в чем грех?
Если "нет", то почему у некоторых баптистских авторов (например: Рогозин, Пушков) такое резко-негативное отношение к этому?
С уважением
Евгений
Мир и благодать Вам уважаемый Евгений!
Традиция осенять себя крестным знамением возникла очень давно. Почитание креста в христианстве также очень древняя традиция. Точной даты никто не знает.
Думаю, что установление точной даты не имеет смысла, ибо суть вопроса в значении такого почитания.
Почитание креста связано с евангельской вестью о прощении всех верующих в Иисуса Христа. Вот как о Спасении данном нам по вере в Иисуса Христа пишет святой апостол Павел в послании церкви в Колоссах: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».
Крест стал символом христианства, и поскольку на кресте совершено спасение рода человеческого, его и стали почитать.
Сему почитанию способствует и слова апостола Павла в послании церкви в Филиппах. «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». Очевидно, что для святого апостола Павла крест символически содержит евангельскую спасительную весть.
Есть ли грех в почитании креста? Думаю, что скорее не грех, если это уважение креста.
Поэтому в домах молитвы евангельских христиан-баптистов Вы можете видеть крест и на стене здания, и на кафедре. Крест настольный, крест на Библии, крест на Доме молитвы – всё это свидетельствует о том, что евангельские христиане-баптисты с должным уважением относятся к кресту, как символу своей христианской веры. Но существует опасность подмены живого, воскресшего Иисуса Христа, подмены Бога, Который есть Дух, и поклоняться Которому мы призваны в Духе и истине, на почитание материального образа.
Почтение креста, уважение креста, не грех. Но почитание как некоей духовной силы, поклонение кресту, уже грех. Ведь заповедь Бога: «не делай себе никакого изображения, не поклоняйся им и не служи» остаётся в силе.
Крестное знамение есть то же почитание креста, но с добавлением защитной функции. Осеняющий себя крестным знамением, т.е. крестом, изображённым движением руки, как бы покрывает себя крестом, укрывается благословением Христа распятого, и защищает себя от воздействия злых сил.
В таких манипуляциях нет греха. Но с другой стороны такие манипуляции, ведут к подмене молитвенного единства с Богом, на некое суеверное исполнение определённых движений. Конечно, и словесная молитва, может оказаться простой формой, суеверием. Ведь Иисус Христос укорял фарисеев именно в суеверии таких молитв, которые были и многословны, и публичны, но не отображали внутренней веры и смирения пред Богом.
Можно вспомнить Его пример, когда в храме молился фарисей и мытарь. Нужно вспомнить его молитву Отче наш! Где и когда Иисус показал пример молитвы в движении или обращении к предметам?
Можно ли почитание креста и крестное знамение назвать и считать "поклонением Богу в Духе и истине"? Очевидно, что нет. Я знаю, что немалое число людей в православии очень искренно и глубоко веруют в Господа Иисуса Христа, и свою веру осуществляют в трепетном отношении к кресту, как в поклонах перед крестами, в целовании креста, так и в крестном знамении. Кто я, чтобы судить их.
Их так научили. Однако я понимаю, что единственное правильное откровение о Боге и нашем восстановлении в Нём, даёт нам Библия. Евангелие Иисуса Христа не даёт даже и намёка на какое бы то ни было замещение Бога Духа предметами, даже если они связаны с очень важными людьми. Даже если в моём сердце трепетное отношение к предметам, и если я имею бесспорные доказательства, что они принадлежат Господу Иисусу Христу, и тогда я не имею никаких оснований, чтобы поклоняться предметам.
Почему некоторые авторы выступают с резкими осуждениями их? Очевидно, ответ можно получить от самих авторов. Но я могу сказать, что основное неприятие почитания креста есть реакция на преследование. На практике почитание стало поклонением. И внутри православной церкви во все времена возникали вопросы о соответствии тех или иных установлений учению Господу.
И как ни горько признать, но реакцией на такие искания было жестокое преследование. Так случилось и с теми православными, которые получили возможность читать Евангелие на Русском языке, и ставших жить по Писанию. И попытка ввести в практику веры поклонение живому Богу, без привычных атрибутов, без целования креста, без крестного знамения вызвало жестокую ненависть.
Таких христиан, называли "православные, живущие по Евангелию", и их выгнали из церкви. Главной причиной стало то, что они позволили себе молиться Богу вне храма, без икон, без целования креста, без целования рук священника. И орудием насилия против таких христиан, был крест.
Крестом били, заставляли крест целовать, насильно заставляли поклоняться кресту, и естественно вызвали ещё большее неприятие таких обрядов. Была издана брошюра "Баптисты — как самая зловредная секта". Даже и сегодня эта брошюра где-то в ходу, и главным обвинением баптистам остаётся утверждение о том, что «они закопали крест». Баптисты ответили тем же.
И затем уже возникла отповедь вообще всем обрядам, которые не являются заповеданными Учителем. К сожалению, как нередко бывает, зло породило зло. Христианство есть любовь. Бог есть любовь. Когда мы и православные, и баптисты утрачиваем любовь, мы остаёмся без Бога.
Но с другой стороны, позвольте задать вопрос Вам, уважаемый Евгений. На чём основана наша (Ваша) вера? Каждый человек имеет от Господа свободу. Вот почему реализация религиозной потребности на земле так многообразна. Но мы христиане, и веру свою основываем на откровении Бога.
Мы свою веру осуществляем по правилам, данным нам Богом.
Мы познаём Бога из Библии. Мы познаём Иисуса Христа и суть Его спасительной миссии из Библии, Нового Завета.
Не мы придумали, как нам угодить Богу, чтобы спастись, но Бог даёт нам спасение и предписывает свои правила для нас.
Есть ли в Его правилах, обязанность для нас, почитать крест, осенять себя крестным знамением?
Можно продолжить список обязанностей, которые христиане сами на себя взяли. Не всегда они греховны, но могут привести и ко греху, и будьте уверены уводят от простоты во Христе! Ибо вместо Христа, единственной причины нашего спасения, мы поклоняемся чему угодно и кому угодно! Вот почему названные Вами авторы столь резко выступают против такой замены Христа, ничего не значащими вещами.
К сожалению, такие обвинения взаимны, и одинаково унижают Христа, ибо не являют любви. А кто не любит, тот Бога не познал.
ИсточникПочему баптисты не носят крест
Баптисты утверждают, что нательный крест не надо носить.
Роман , Detroit, USA
14/06/2003
Благословите, батюшка Олег.
У меня появился следующий вопрос:
Какая история ношения нательного креста? Носили ли нательный крест первые христиане? Вопрос появился при разговоре с баптистами, которые утверждают, что они несут крест в сердце, поэтому нательный крест вовсе не надо носить.
С уважением Роман.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит!
Вне всякого сомнения то, что первые христиане носили на себе кресты и осеняли себя крестным знамением. Об этом свидетельствует не только Церковное Предание и святые отцы Церкви, но и исторические документы первых трех веков бытия Церкви Христовой. Эти документы не вызывают сомнения, ибо принадлежат римскому языческому государству.
Поскольку многие христиане судились по законам того государства (по римскому праву), то их допросы и судопроизводство тщательно, точно и скрупулезно записывались чиновниками. После обращения римской империи в христианство при императоре Константине Великом эти документы стали доступны церковным историкам и летописцам.
Именно на их основании составлялись жизнеописания многих святых Христовых мучеников. Среди этих житий встречаются и такие, где обвинитель со стороны языческого Рима употреблял для доказательства принадлежности судимого воина или офицера римской армии к Церкви Христовой ссылку на факт, подтверждаемый свидетелями, что подсудимый носил нательный крестик, который во время тренировочных упражнений вышел из-под одежды наружу и был замечен окружающими.
Именно по этому факту составлялся донос вышестоящему руководству и после допроса и подтверждения владельцем креста, что он христианин, он арестовывался и передавался судебным органам. Так что баптисты лгут на истину и на историческую правду.
Что касается ношения креста на груди, то и здесь баптисты глубоко заблуждаются и не богоугодно поступают.
Господь наш Иисус Христос был распят на конкретном Кресте из конкретного трехсоставного мореного дерева, от которого впоследствии проистекало множество чудес, а не распинался лишь в сердце Своем. Пресвятой Его Матери оружие – т.е. сильнейшая скорбь – прошло сердце. Вот почему конкретное материальное изображение Креста Господня и его ношение на своем теле весьма похвально, мудро, богоугодно и спасительно. Человек состоит не только из души, но и из тела. И весь человек должен освящаться и охраняться, включая тело.
Апостол Павел говорит нам:
1Кор 6:
13 Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (а вещественные храмы принято возглавлять вещественными крестами) , Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою (Крестной смертью и кровью Спасителя!) . Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (Прямая заповедь прославлять Бога и в телах наших!) .
В другом месте он говорит о кресте Господнем, восхваляя Его:
Гал.6:
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, (ношение креста служит внешним признаком принадлежности к Церкви Христовой, как обрезание крайней плоти для иудея – принадлежностью к его вере)
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем (а не в сердце) .
Как нельзя креститься только воображаемо в сердце своем (а раньше – обрезываться), но непременно должно погружаться троекратно в купель с водой всем телом, так нельзя только в сердце "носить" крест, иметь веру и т.д. Вера без дел мертва. Крест, без его ношения на теле и по жизни (в совокупности скорбей Христа ради) тоже бездейственен.
Источник