kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Как из алмазов делают бриллианты. aslan wrote in kak_eto_sdelano April 7th, 2012
Сегодня поговорим о прекрасном — об алмазах. Посмотрим, как они обрабатываются, научимся различать камни по различным факторам и немного поговорим о ценах на них. Оказывается, Амстердам уже более 400 лет считается городом алмазов. Качество огранки камней здесь безупречно, именно поэтому амстердамские ювелирные фирмы широко известны по всему миру.
Одна из них — фабрика Гассан Даймондс (Gassan Diamonds), на которой мне удалось побывать и подробнее познакомиться с самыми твёрдыми минералами на Земле. 2 Расскажу коротко о процессе их обработки. Сырой камень обычно находится в форме двойной пирамиды (верхний слева на фото ниже). 3 Чтобы из сырого алмаза получить бриллиант необходимо провести три стадии обработки.
Сначала камень пилится на две части, одна из которых получается побольше, другая — поменьше (верхний ряд в центре на фото сверху). Распиливается он с помощью машины с фосфорно-бронзовой шайбой, пропитанной оливковым маслом и посыпанной алмазной пудрой. На втором этапе алмазам придаётся округлая форма. Достигается это в процессе трения камней друг об друга.
Бриллиант — это драгоценный камень Венеры.
Для того чтобы камень заиграл светом, необходимо нанести грани и отполировать его, что и делается на третьем этапе обработки. Нанесение граней производится с помощью чугунной шайбы. 4 Шлифовщик закрепляет алмаз на специальном держателе 5 и в процессе надавливания на шайбу наносит грани. Кстати шайба также пропитана оливковым маслом и посыпана алмазной пудрой.
Крутится она со скоростью примерно 3600 оборотов в минуту. 6 Шлифовщик начинает с 9 граней (5 на верхней стороне и 4 на нижней). Потом он увеличивает количество граней до 17. Эта форма используется также для очень маленьких алмазов. Чтобы получить форму бриллианта необходимо нанести в общей сложности 57 граней (33 на верхней и 24 на нижней стороне).
7 В процесе обработки теряется более 70% веса камня. 8 9 Несколько лет назад на фабрике была разработана новая форма Gassan 121. Название говорит само за себя — камень имеет 121 грань. 10 С обработкой разобрались. Теперь поговорим о характеристиках.
Алмазы различаются по четырём факторам, так называемым 4С: Carat Colour Clarity Cut (вес, цвет, чистота, форма). 11 Пойдём по порядку. Вес измеряется в каратах (1 карат = 0,2 граммам), в кругах ювелиров используют пункты (1 карат = 100 пунктам). Ну и, естественно, чем больше алмаз, тем больше и цена. Вес сам по себе не является основополагающим фактором, очень важным является цвет камня.
Различают цвета от белых с голубоватым оттенком (Ривер, River), насыщенно белых (Топ весселтон, Top Wesselton), белых (Весселтон, Wesselton) до камней с желтоватым оттенком (Топ кристал, Top Crystal) до жёлтых (Кристал кейп еллоу, Crystal Cape Yellow). Есть и другие цвета, которые называются Фэнси-колорс или фантазийные цвета. Они градации не подвергаются. Самым дорогим и самым редким является Ривер.
Главный минус черного бриллианта. Чем он отличается от бесцветного, кроме цвета.
Третьим фактором является чистота. Так как алмаз — это кристаллизированный углерод, то в процессе кристаллизации в камне могут возникать различные включения, что в конечном итоге сильно сказывается на цене. Градация по чистоте: Perfect, V.V.S. (very very small inclusions), V.S. (very small inclusions), S.I.
1 (small inclusions 1), S.I 2 (small inclusions 2), PIQUE 1, PIQUE 2, PIQUE 3. Если при чистоте V.V.S. c помощью лупы с трудом можно обнаружить включения, то при PIQUE 3 включения видны уже невооружённым глазом. Ну и наконец, форма. Здесь нужно для себя чётко уяснить, что бриллиантом называется только гранёный алмаз круглой формы.
Камни других форм, а их достаточно много, уже называются своими собственными именами: принцесса, груша, овал, маркиз, сердечко и т. д. Итак, алмаз — это общее понятие, а бриллиант — это форма огранки алмаза. 12 А теперь о ценах. 13 Бриллиант в 17 пунктов цвета Топ кристал и чистотой Пика 1 будет стоить около 250 евро.
14 Если несколько таких камней посадить в оправу получится колечко с ценой чуть более 1000 евро. 15 Рэдиант (4х угольный камень со срезанными уголками) в 104 пункта, то есть чуть больше одного карата, цвета фэнси-еллоу будет стоит уже 15000 евро. А камень в полтора карата, принцесса (квадратной формы) с цветом Ривер — 21000 евро.
16 17 18 При фабрике есть свой ювелирный магазинчик, где можно приобрести украшения на любой вкус. 19 20 21 Вот так мы побывали на алмазной фабрике. 22 Взят у gavailer в 6-7 февраля 2010. Амстердам. Часть 3. Алмазная фабрика Читайте наше сообщество также вконтакте, где огромный выбор видеосюжетов по тематике «как это сделано» и в фейсбуке.
промо kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 47
Информация об этом сообществе
- Цена размещения 150 жетонов
- Социальный капитал 328
- Количество читателей
- Длительность 24 часа
- Минимальная ставка 150 жетонов
- Правила
- Посмотреть все предложения по Промо
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…
Источник: kak-eto-sdelano.livejournal.com
«Сгусток солнца, охлажденный временем»: почему бриллианты из Якутии так высоко ценятся
Красота – понятие субъективное и очень хрупкое. Тем не менее есть люди, которые не только утверждают, что красота может быть вечной, но и сами создают ее из угловатых и неприметных на первый взгляд материалов: это ювелиры. О вечной красоте украшений и о короле драгоценных камней – бриллианте – мы говорили сегодня с нашей гостьей – сотрудником компании «ЭПЛ Даймонд» Татьяной Родионовой.
– Татьяна, почему алмазы всегда особенно ценились? Что это за камень такой «чудодейственный»?
– Алмаз – это самый драгоценный камень, самый твердый и блестящий природный минерал. Он не подвержен времени вообще и остается невредим в огне. Древние говорили, что это сгусток солнца, охлажденный временем. Как они писали, «он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно капля воды». Первый алмаз был найден в Индии в третьем тысячелетии до нашей эры.
Он имеет величайшую цену между всеми человеческими вещами – не только между драгоценными камнями. Долгое время он был доступен только царям.
Стоит отметить, что красота и сверкание алмаза в полной мере раскрывается только после его огранки. Граненый алмаз – это бриллиант. То, что лежит на наших витринах, продается и радует глаз девушек, – это, конечно, уже бриллианты.
– Вы сказали, что раскрывается алмаз в полной мере благодаря огранке. Знаю, что ваша компания занимается в том числе и огранкой. Как давно «ЭПЛ Даймонд» занимается гранильным производством и с чего, собственно, все началось?
– 25 июня 1994 года Федоровым Петром Степановичем – основателем нашей фирмы – была создана компания «ЭПЛ Даймонд». Все начиналось с маленькой комнатки и огромной сплоченной команды огранщиков и ювелиров, объединенных общей целью – развиваться, не стоять на месте и приводить команду к такому результату, который есть сейчас.
Сегодня мы являемся компанией полного цикла: в нашей команде и огранщики, и ювелиры, и продавцы, и менеджеры. В 2006 году был создан первый салон в Якутске, а сегодня по России у нас уже 100 салонов, последний из которых был открыт в Барнауле. Также у нас есть салоны в Монголии, в Бишкеке, в Казахстане, в Америке, на Кипре…
– Конкуренция в Америке и на Кипре, наверное, большая?
– Думаю, что якутские бриллианты знают во всем мире, так что на рынке мы весьма конкурентоспособны.
– Что это за аббревиатура – ЭПЛ?
– ЭПЛ – это аббревиатура, которая расшифровывается как энергия пылающего льда, а «Даймонд» в переводе с английского – это бриллиант. «Пылающий лед» – это идеальная огранка бриллиантов по международному стандарту: всего 10% алмазов пригодны для получения такой огранки, и лишь три-пять огранщиков из тысячи способны огранить такой камень. Если посмотреть на камень огранки «пылающий лед» в идеалоскоп (специальную лупу), то сверху будет видно восемь стрел, а с другой стороны камня, снизу, восемь сердец.
Это максимальное отражение света в камне: 98% света возвращается назад. Красота неописуемая. Такие камни мы продаем. Они есть как в изделиях, так и отдельно.
– А куда идут остальные камни, непригодные для получения такой огранки?
– Остальные алмазы идут на другую обработку – категорий А, В, С, D. Наша компания производит «пылающий лед», огранку категорий А и В – это очень хорошая огранка.
– А камни отдельно тоже покупают?
– Да, конечно. Каждый камень у нас сертифицирован и идет в определенном футляре, а в прилагаемом к нему сертификате указано, где и когда он добыт, а также какие у него характеристики. Любой человек может заказать в нашей фирме касты – колечки или серьги без камушка: сертифицированный бриллиант будет вставлен в ту модель колечка или другого изделия, которую вы выберете.
– Чем же якутские бриллианты отличаются от всех остальных?
– Якутские алмазы очень белые, с серебристым сиянием: их нельзя ни с чем спутать – за это они и ценятся столь высоко. Такой цвет – из-за морозостойкости их добычи и из-за того, что находятся они глубоко под землей.
– Получается, ваша головная компания находится в Якутске, верно?
– Да, мы добываем алмазы в Якутии, являясь партнерами компании «Алроса» (российская группа алмазодобывающих компаний, – прим. ред.). У нас есть свой гранильный завод и свои ювелиры, изготавливающие прекраснейшие изделия, которые затем раскупаются прекраснейшими женщинами. У нас собственное производство: мы сами добываем, граним, производим и продаем.
– А насколько большой коллектив у вас сейчас?
– Он просто огромный: у нас 100 салонов в 100 городах России, и все они заполнены изделиями – представляете, сколько огранщиков и ювелиров над этим трудятся! А главное, делают это с душой: каждое изделие неповторимо, в нем видна душа и энергия.
– Где вы берете столько специалистов?
– В «ЭПЛ Даймонд» можно пройти курсы подготовки огранщиков и ювелиров: заявки на обучение можно отправить на электронную почту.
– Ваши технологии продолжают развиваться. Есть ли у вас какая-то своя школа?
– Компания «ЭПЛ Даймонд» постоянно развивается, осваивает новые технологии. У нас самое современное оборудование, но главное богатство – это наши огранщики и ювелиры: без них мы просто никуда. Их душа и энергия – вот наше главное богатство.
– Интересно, а какими качествами должен обладать настоящий ювелир?
– Самое главное качество ювелира – это, как я уже сказала, его душа. Также важны видение прекрасного, золотые руки и любовь к своему делу. Изготовить красивое изделие не так просто: нужно, чтобы человек, который пришел в салон, захотел купить эту вещь.
– А когда ювелир приступает к работе, есть ли у него какие-то пожелания от руководства, что должно быть, или полная свобода творчества?
– Когда изделия эксклюзивные, ювелир садится, рисует макет и ваяет то красивое, что он захочет. Он как художник: это же художники на самом деле. А есть изделия стандартного качества, например, колечки с «однокаменниками» (т.е. когда камень один, – прим. ред.), на таких изделиях ювелиры обычно набивают руку.
– Все следят за тенденциями моды. А есть ли какая-то мода на изделия из бриллиантов?
– Да, конечно, такая мода существует, но во все времена ценился более крупный камень. Многие приходят в салон и просят показать однокаменные изделия с крупным камушком: этот сегмент у нас называется «горячие пирожки», потому что их разбирают очень быстро.
– Получается, цена изделия с бриллиантом зависит от размера?
– Цена изделия с бриллиантом зависит от четырех характеристик камня: его каратности (1 карат равен 0,2 грамма камня), цвета (бесцветные алмазы – это редкость: практически у всех камней есть оттенки разных цветов и интенсивности), чистоты (это внутренние несовершенства, включения) и качества огранки. В нашем салоне представлено только высшее качество огранки – это категории А и В и, конечно же, «пылающий лед» – он вне конкуренции.
Также цена зависит и от золота. К примеру, в нашей компании не применяется никель, и в белом золоте у нас только палладий в лигатуре (примесь недрагоценных металлов, добавляемая в сплав, – прим. ред.). К примеру, 585 проба означает, что в сплаве 58,5% золота, а остальное – примеси. Серебро у нас тоже есть – 925 пробы, оно родированное, не темнеет, и тоже с бриллиантами. Причем хочу отметить, что цены на все изделия у нас в салонах весьма доступные, демократичные.
– Какие гарантии качества, кроме сертификата, вы предоставляете покупателям?
– Сертификат изделия – это его бирка, где написан код, который вы можете ввести в интернет-магазине и там вам все «расскажут» об изделии. На бирке также указаны чистота, цветность, каратность камня.
Мы даем гарантию два года на любое изделие, купленное в нашем салоне, и пожизненное обслуживание. В любом салоне «ЭПЛ» вы можете прийти и почистить украшение, при этом не имеет значения, где вы находитесь: вы можете купить кольцо в Барнауле, прийти в салон в Москве, и там вам без проблем его почистят.
– А как вас вообще найти – в нашем городе и в интернете?
– В Барнауле мы располагаемся на первом этаже ТРЦ «Арена» (Павловский тракт, 188). Работаем мы с 10:00 до 21:00 каждый день без выходных – будем всегда рады вас видеть. В «Инстаграме» мы также рады новым подписчикам: там у нас всегда новинки, акции, розыгрыши.
– Как часто у вас проводятся акции и предоставляются скидки?
– У нас есть специальная «народная» серия must have* – когда завод сразу дает большую скидку, и наценка совсем небольшая. Наша компания всегда говорит, что каждая женщина должна позволить себе иметь бриллианты, и это как раз про эту серию: на нее цены самые демократичные. Есть также серия, где скидки до 60%. Также у нас есть бонусные карты, действительные во всех салонах «ЭПЛ» на территории России. На карте можно копить деньги и затем получать скидку при последующих покупках.
Каждые две недели у нас происходит обновление ассортимента, а акции и скидки можно найти постоянно. Что касается цен, то изделия из золота – кулончики – начинаются от 2190 рублей, кольца и серьги – от 9 тыс. рублей. Также представлен большой ассортимент серебряных украшений – от 870 рублей. Приходите: мы всегда рады новым гостям!
Ювелирный салон «ЭПЛ Даймонд»
г. Барнаул, Павловский тракт, 188 (ТРЦ «Арена», 1 этаж)
Режим работы: с 10.00 до 21.00 без выходных
Тел.: 8 983-383-7909
Сайт
Инстаграм
Источник: www.amic.ru
Почему ваши бриллианты не так ценны, как вам кажется?
Когда кто-то объявляет о помолвке, первое, что вы делаете, это просите продемонстрировать кольцо. Причем больше всего людей интересует даже не само кольцо, а камень в нем. Эксперты согласны с тем, что любой бриллиант свыше двух-трех карат можно назвать «большим». Итак, чем больше камень, тем более ценным является и кольцо – не так ли?
Вообще-то, нет. И вот настоящая причина, почему бриллианты – независимо от размера – на самом деле не так ценны, как вам кажется.
Они не так уж и редки…
Когда вы в последний раз видели обручальное кольцо, в котором не было бы бриллианта? Они есть в каждом ювелирном магазине. Алмаз является самым популярным драгоценным камнем. Тем не менее по-прежнему бытует миф, что бриллианты очень редки.
Технически все драгоценные материалы являются редкими, потому что они натуральные, а земные запасы их ограничены. Так что алмазы можно назвать одними из наименее редких драгоценных камней. На самом же деле они настолько популярны, что с 1982 года по настоящее время их носили более 100 миллионов женщин, а еще миллионы хранили в сейфах. Словом, редкими эти камни вряд ли являются.
…И не так уж дороги
Мало того что бриллианты весьма распространены, так нам еще приходится платить за них гораздо больше, чем они того стоят. Конечно, процесс обработки и огранки чистого алмаза очень сложен. Но тем не менее наценки производителей иногда доходят до возмутительных пределов.
Так, цена за ювелирное изделие вместе с обработанным камнем может составлять на 100-200% больше, чем изначальная стоимость самого камня. Например, наценка Tiffany & Co составляет в среднем 253%, а ювелирной компании Harry Winston – 336%.
Одна компания решила урвать кусочек прибыли от этого рынка и начала продавать кольца в стиле Тиффани по более разумной цене. Их ошибка заключалась в использовании слова «Тиффани» в описании продукта. Оригинальная компания Tiffany & Co. подала на незадачливых предпринимателей в суд, предъявив иск на 19,4 миллиона долларов. И выиграла дело, подавив конкурентов на корню.
В них не стоит инвестировать
Можно ли считать украшение с бриллиантом хорошей инвестицией? Мнение экспертов однозначно – нет. Бриллианты – это даже не инвестиция в смысле получения прибыли, ведь вы никогда не получите назад то, что в них вложили. Кроме того, розничные магазины устанавливают на ювелирные изделия такие высокие наценки, что они обесцениваются буквально сразу, как только вы выходите из магазина.
В этом отношении бриллианты можно сравнить с автомобилями или мобильными телефонами – их цена тоже падает практически вдвое сразу же после начала эксплуатации.
Бриллианты – это не навсегда
В конце 1940-х годов копирайтер одного рекламного агентства придумал слоган для одного из своих клиентов, который кое-где можно встретить и сегодня: «Бриллианты – это навсегда». Эта надпись затем украсила фотографию молодоженов во время медового месяца и стала своеобразным символом вечной любви. Это правда, что бриллианты могут выдерживать любые испытания временем, поскольку они являются самыми твердыми из драгоценных камней. Но действительно ли они вечны?
Не совсем. Несмотря на свою твердость, бриллианты могут обесцветиться, поцарапаться и даже разломаться на кусочки. Однако об этом рекламные агентства, естественно, умолчали. Производители решили не просто укрепить традиции обручального кольца с бриллиантом, а сделать его настоящей психологической необходимостью. Надо сказать, им это удалось.
В 1940-х годах производители знали: нужно заставить молодых людей, покупающих кольца с бриллиантами для своих возлюбленных, поверить в то, что именно бриллиант символизирует силу любви. Чем он больше, тем, соответственно, крепче любовь. Психологическая атака коснулась и женщин – впрочем, их не пришлось долго убеждать в том, что бриллианты являются неотъемлемой частью романтических отношений.
Бриллианты – лучшие друзья мужчин
Еще до появления концепции «Бриллианты – это навсегда» еще один фактор способствовал их успеху. В 1930-е годы, если мужчина бросал свою невесту у алтаря, или же в любой момент во время их помолвки, она могла подать в суд на него за то, что он нарушил свое обещание и навредил ее репутации. Правда, действовал этот закон недолго и вскоре его заменило кольцо с бриллиантом – именно оно стало нерушимым символом верности невесте.
Это звучит не так уж и плохо, однако на практике потеря возможности засудить жениха, нарушившего обет, перестала защищать женщин от перспективы быть соблазненной и брошенной. Чем стали пользоваться многие проходимцы, лишая девушек невинности и впоследствии просто забывая обо всех своих обещаниях. Проще говоря, девственность женщины была более или менее равной цене обручального кольца с бриллиантом.
Искусственные бриллианты
Хотя у добычи алмазов есть надежные и долговечные перспективы, сегодня существуют и другие способы получения этих драгоценных камней. Бриллианты, выращиваемые в лабораториях, или синтетические алмазы, становятся все более популярными, хотя по факту они существуют довольно давно – еще с 1950-х годов. Такие камни на 15-30% дешевле настоящих.
Правда, теперь, когда мы знаем, как высока наценка на натуральные бриллианты, 15% кажется не такой уж большой разницей. Кроме того, процесс искусственного производства алмазов довольно сложен – едва ли не более сложен, чем их добыча из шахт, — поэтому высокая цена оправдана. Вполне вероятно, что по мере роста популярности альтернативного производства алмазов горнодобывающим компаниям необходимо будет усовершенствовать свою маркетинговую стратегию, чтобы остаться на рынке. Чем некоторые из них и занимаются.
Однако большинство крупных производителей натуральных бриллиантов, похоже, не слишком боятся конкурентов. В результате опроса тысяч женщин они выяснили, что для 89% при покупке предметов роскоши, таких как ювелирные украшения с бриллиантами, главное – их подлинность. А 94% женщин предпочли бы купить один подлинный дорогой предмет, чем несколько более дешевых искусственных.
Их обожают знаменитости
Даже если рынок вскоре заполонят бриллианты, выращиваемые в лабораториях, все же трудно себе представить, что настоящие алмазы когда-нибудь исчезнут из нашей жизни. Особенно учитывая, что многие известные личности их просто обожают. Судите сами: обручальные кольца знаменитостей и другие их яркие украшения обычно дополнены самыми настоящими бриллиантами.
Взять хотя бы кольцо Меган Маркл, которое еще недавно было на слуху у всех людей и в истории всех браузеров. А также кольцо Мэрайи Кери, подаренное миллиардером Джеймсом Пэкером, с бриллиантом в 35 карат. То и дело мелькая на пальцах богатых и знаменитых, бриллианты фактически продают себя сами.
В будущем они могут подорожать
Словом, бриллианты вовсе не так ценны, как вам кажется. Но так будет не всегда. По прогнозам экспертов, эти драгоценные камни однажды могут значительно подняться в цене. Ведь с каждым годом остается все меньше и меньше природных источников для их добычи. Самые богатые и легкодоступные месторождения уже открыты и понемногу истощаются.
Источники добычи крупных и известных производителей рано или поздно будут закрыты – в них просто нечего будет больше добывать.
Таким образом, хотя сегодня бриллиантов в мире хоть пруд пруди, скоро ситуация медленно начнет меняться. Пока сказать с уверенностью невозможно, однако вполне может наступить день, когда бриллианты будут действительно редкими и чрезвычайно ценными – гораздо ценнее, чем сейчас.
Источник: www.syl.ru
Блестящее падение Почему богачи перестали покупать бриллианты, а драгоценности стремительно дешевеют
Цикл Отскок неизбежен
Мировой рынок алмазов ушел в пике — лидеры отрасли друг за другом отчитываются о снижении прибыли, в то время как близкий к отрасли рынок золота возвращает утраченные позиции. Причина проста — рынок завален небольшими и дешевыми алмазами. Избыток сырья потянул за собой даже уникальные камни, которые также начали дешеветь. Кризис перепроизводства серьезно ударил по всей индустрии — компании вынуждены пересматривать собственные стратегии, подстраиваться под рынок и закрывать целые рудники. Типичные проблемы для уникальной отрасли — в материале «Ленты.ру».
Поманило на дно
Лидеры алмазной индустрии один за одним отчитываются о снижении прибыли и объемов продаж. Продажи южноафриканской компании De Beers по итогам полугода рухнули на 500 миллионов долларов, а средняя цена за карат упала на 7 процентов. Перепроизводство уже внесло серьезные коррективы в работу мирового гиганта — компания намерена снизить производство, дабы сократить присутствие камней на рынке.
По итогам 2018 года компания продала в общей сложности 35 миллионов каратов, за половину 2019 года — всего лишь 15,6 миллиона, а цель на текущий год — 31 миллион каратов. В компании признают, что проблема в переизбытке алмазов на рынке, высоких остатках непроданных бриллиантов, а также торговой войне, которая создает риски неопределенности в экономике и не дает возможности богачам лишний раз раскошелиться на люксовые подарки.
Еще хуже дела у российской госмонополии «Алроса», продажи которой по итогам второго квартала упали на 22 процента. Невзирая на текущий кризис перепроизводства глава госкомпании Сергей Иванов-младший (сын бывшего главы администрации президента Сергея Иванова) мыслит десятилеткой — по его мнению, в ближайшие 7-10 лет нас ждет дефицит алмазов и, как следствие, дефицит бриллиантов.
Материалы по теме:
На грани Россия добывает миллиарды алмазов, но денег нет
4 апреля 2018
«В течение семи лет рынок потеряет около 15 миллионов каратов алмазов, то есть более 10 процентов», — сказал он. Иванов связывает это с истощением действующих месторождений, а также сложностями с разработкой новых. Не прошел Иванов и мимо торговой войны, в которой он также видит риски снижения спроса на бриллианты. Вносить серьезные коррективы в работу компании не придется, так как крупнейший рудник «Алросы» — «Мир» — не работает в связи с трагическим затоплением в 2017 году, а компания во многом опирается на запасы, подбрасывая на рынок уникальные камни.
Падение прибыли зафиксировали и в австралийско-британском концерне Rio Tinto Group. Чистая прибыль компании в первом полугодии упала на 6 процентов — до 4,13 миллиарда долларов. Причина падения аналогичная — низкие цены на сырье и камни. Некоторые партнеры компании даже приостановили закупку сырья, ожидая, что цены на первичное сырье продолжат падение. Компания уже объявила о внесении значительных корректив в свою работу, главное из которых — закрытие крупнейшего в мире алмазного рудника Argyle в западной Австралии.
Ботсванский клуб покупателей
Избыток камней уже ударил по производству сырья, только по итогам первого полугодия 2019 года добыча алмазов упала на 4 процента. Закрытие крупнейшего рудника в мире однозначно увеличит объемы сокращения производства, да и конкуренты Rio Tinto не будут стоять в стороне, пытаясь нарастить эффективность.
De Beers, например, уже идет на уступки своим партнерам, причем настолько, что параллельно умудрилась развалить вековой «алмазный синдикат» крупнейших ювелирных домов, среди которых Signet Jewelers, Graff и Tiffany & Co. Долгосрочные контракты между компаниями предполагали, что De Beers продает им свои камни чуть ниже рыночной стоимости, делая таким образом этот картель выгодным для всех. Закрытые аукционы среди приближенных компаний проводились в Ботсване.
Однако обвал цен на алмазы привел к тому, что De Beers больше не смогла удерживать партнеров привлекательными ценами, наоборот, мировой алмазный гигант предлагал ювелирным домам камни по завышенным ценам. Это логично разозлило старых партнеров, и синдикат, который проводил закрытые торги камнями с 1890 года, просто развалился — рынок победил.
Уникальные среди избранных
Стоимость каждого алмаза зависит от его уникальности. Самые распространенные камни имеют белый и желтоватый оттенки, они же считаются и самыми доступными в плане цены, если в них нет ничего уникального. Самыми редкими и, соответственно, дорогими считаются камни красного, синего, зеленого и фиолетового оттенков. Под «особенностями» могут пониматься различные вкрапления в камень, которые сами по себе уникальны, а также наличие определенных свойств, таких как насыщенность цвета и флуоресцентность и, конечно, каратность. Для бриллиантов к этим характеристикам добавляется сложность огранки.
Флуоресценция бриллианта — это видимое свечение, проявляющееся под влиянием облучения ультрафиолетом. В некоторых случаях она может наблюдаться даже под лучами дневного света.
Один карат приравнивается к 0,2 грамма. Применяется в ювелирном деле для выражения массы драгоценных камней.
Уникальные камни компании зачастую придерживают, чтобы создать искусственный ажиотаж и, как следствие, продать подороже. Многие фирмы даже ведут тайные переговоры и договариваются о том, когда проводить аукционы своих камней, чтобы получить максимальную выгоду. Однако подобные меры хорошо работают с реально уникальными камнями, в то время как основное производство — это небольшие алмазы. Самый мелкий сегмент (до 0,3 карата), согласно данным одной из крупнейших торговых площадок RapNet, только за последние полгода рухнул в цене на 12 процентов, а если сравнивать с аналогичным показателем на июль 2018 года, то падение составило и вовсе 20 процентов.
Причем мелкие камни тянут за собой и крупные. Наглядно это стало видно по итогам майских торгов аукционных домов Sotheby’s и Christie’s в Женеве. Бриллиант весом 12,5 карата удалось продать всего за 68 тысяч долларов за карат, что оказалось почти на треть (27,5 процента) ниже ожидаемой цены. Один из брокеров на условиях анонимности рассказал, что некоторые покупатели не торопятся заключать сделки, ожидая дальнейшего падения цен.
Свободное падение
Переизбыток сырья, который называют причиной падения цен на алмазы и бриллианты, не до конца отражает реальное положение дел — есть еще несколько причин, почему рынок крупных алмазов сейчас находится в свободном падении. Развитие технологий позволяет компаниям находить крупные алмазы гораздо чаще, чем раньше, — они перестают быть редкими, что и делало их нереально дорогими.
Еще одна причина — изменение структуры потребления состоятельных граждан. Во-первых, у бриллиантов сильные конкуренты в люксовом сегменте — от сумочек до спорткаров и яхт. Во-вторых, сами состоятельные люди уже не стремятся подчеркивать собственную успешность подобными показными атрибутами. Наконец, кризис 2008 года многих научил быть менее расточительными, а в условиях экономической неопределенности люди не планируют делать столь дорогих трат — отсюда и падение спроса.
«Единственные американцы, кто демонстрирует дорогие вещи, — это рэперы или звезды телешоу, а состоятельные люди им подражать не хотят. Обеспеченные люди отказываются выставлять свое состояние напоказ», — отмечает Элизабет Остин из Diamond Runway, которая выступает посредником между продавцами бриллиантов и покупателями. Из-за возникшей в обществе неопределенности у поставщиков на руках остается много камней.
Спасательный круг
Поддержать цены и сократить предложение на рынке должны как раз такие меры, как закрытие Argyle, — аналитики уверены, что это поддержит рынок. Помимо массы малозаметных коричневых и желтых алмазов, этот рудник известен редкими розовыми камнями, именно на Argyle добывается 90 процентов розово-пурпурных камней, представленных на рынке.
Например, в 2017 году бриллиант, вырезанный из необработанного алмаза этой категории, – Pink Star — был продан за рекордные 71,2 миллиона долларов, эксперты признали его самым дорогим драгоценным камнем, когда-либо проданным на аукционе в Азии.
Материалы по теме:
Кровавые самоцветы На смену алмазам пришли новые камни. Ими лечатся знаменитости, от них страдают дети
25 июля 2019
В 2018-м был установлен мировой рекорд по цене за карат для розовых бриллиантов: камень Pink Legacy продали за 50 миллионов долларов (средняя цена за карат составила порядка 2,6 миллиона долларов). Предыдущий ценовой рекорд на розовые бриллианты был поставлен в ноябре 2017 года на аукционе в Гонконге. Тогда гораздо меньший камень в 8,41 карата был продан почти за 18 миллионов долларов.
Rio Tinto не будет закрывать рудник навсегда, наоборот, из него планируют выкачать все, но позже. На текущий момент его запасы оцениваются в 150 крупных камней, которые можно выгодно продать. Как и в «Алроса», в Rio Tinto не видят больших проблем, гендиректор компании Арно Суара настаивает, что за последние 20 лет уникальные розовые камни выросли в цене на 500 процентов и продолжают расти. Тем не менее на Argyle приходится и значительная доля тех самых небольших, невостребованных рынком алмазов, стоимость которых не превышает 25 долларов за карат.
Действия крупных игроков на рынке алмазов напоминают меры по сокращению добычи нефти, на которые вынуждены были пойти члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Напуганные обвалом мировых цен на нефть, они пошли на беспрецедентные меры по сокращению производства, что помогает удерживать цены от обвала уже несколько лет. Причем союз был настолько беспрецедентным, что к нему присоединились даже страны, которые никогда не входили в ОПЕК, например, Россия. Тем не менее члены соглашения уже теряют свою долю рынка во многом благодаря наращиванию мощностей странами, которые не брали на себя никаких обязательств, в первую очередь США. Рынок алмазов может постигнуть примерно та же участь.
Скрытая угроза
Избыток алмазов бьет не только по добытчикам и продавцам, но и по огранщикам. Более 90 процентов рынка огранки приходится на Индию, из-за перепроизводства мелких алмазов маржа местных мастеров огранки резко упала. В итоге многие мануфактуры и заводы просто отказались принимать мелкие камни, сократив рабочее время сотрудников, — обработка подобных камней рухнула на 50 процентов. В общей сложности индийские мастера проигнорировали сырья примерно на 4,3 миллиона долларов.
Материалы по теме:
Дорого и фальшиво Почему искусственные алмазы скоро заменят настоящие
18 июня 2018
Ситуацию усугубили новые правила, которые усложняют провоз алмазов в страну. Теперь таможенники требуют от компаний-импортеров предоставлять информацию о стране происхождения, цвете, размере, массе, форме и типе каждого ввозимого камня. Подготовка необходимых документов, занимающая много времени, в начале года привела к конфликту между фирмами-импортерами и таможенниками, который не разрешен до сих пор.
Президент Бриллиантовой ассоциации Сурата Бабу Гуджарати винит в сложившейся ситуации на бриллиантовом рынке торговую войну между США и Китаем и бум на рынке искусственных камней, которые доступнее натуральных и в низких ценовых сегментах начинают создавать природным серьезную конкуренцию.
Аналитики полагают, что в ближайшем будущем рынок, вероятно, будет ждать передел — выращенные в лаборатории камни займут собственную нишу, скорее всего, вынудив крупные компании снизить цены на свои натуральные камни. Тем не менее ждать резкого скачка от индустрии искусственных алмазов в ближайшее время не стоит — ей не хватает финансирования и производственных мощностей.
Источник: lenta.ru