Символика иконы
Символика богослужебных цветов
Облачения Престола, жертвенника, богослужебные одеяния духовенства и даже аналойники могут быть того или иного цвета, в зависимости от празднуемого Святой Православной Церковью дня памяти святого или священного события. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику. То же самое относится к настенным росписям и вообще к православным иконам.
Праздники Православной Церкви, которым соотнесены определенные цвета (белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный) одеяний, можно объединить в шесть групп.
1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа (прежде всего воскресные дни), а также особых помазанников Божиих – пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений – золотой (желтый), являющийся цветом славы, величия и достоинства.
2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, Бесплотных Сил, дев и девственников. Цвет облачений – голубой и белый, цвет неба, таинственно-символически выражающий учение Церкви о Божией Матери, вместившей Христа-Небожителя в Своей Пречистой утробе.
Значение цвета на иконах 2 часть Синий цвет
3. Группа праздников и дней памяти Креста Господня. Цвет облачений – фиолетовый или темно-красный. В фиолетовом цвете соединены два цвета – красный (цвет крови Христовой и Воскресения) и синий (символически выражающий ту мысль, что Крестом открывается дорога в небо).
4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений – красный, являющийся символом неизреченной, пламенной любви Божией к человеку. Но так как это и цвет крови, то в красных облачениях проходят службы в честь мучеников.
5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых, а также День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святого Духа. Цвет облачений – зеленый, соединяющий в себе два цвета: желтый и голубой. Он свидетельствует о том, что монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) и возводит его на небо.
6. В период постов цвет облачений – темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный и черный, который употребляется во дни Великого поста, являясь символом отречения от пышности мирской суеты, цветом плача и покаяния. В воскресные и праздничные дни Великого поста употребляются облачения фиолетового цвета.
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, является символом Божественного нетварного света. В белых облачениях совершают богослужения Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Кроме того, они используются для совершения крещений и погребений.
В иконописи Божественный свет символизировался не только белым, но и золотым цветом, символизирующим сияние вечной жизни и чистоты в противоположность черному цвету ада, смерти и духовной тьмы. В связи с такой символикой черного цвета, иконописцы старались избегать его употребления и там, где изображаемый предмет имел естественно черный цвет, заменяли его на другой темный цвет спектра. По той же причине в древней иконописи избегали коричневого цвета, являющегося цветом земли и грязи.
Существует деление цветов, составляющих спектр радуги на две группы:
1. Непроизводные ( красный, желтый, голубой).
2. Производные ( зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий).
При наличии обычных красителей трех непроизводных цветов художник может получить путем их сочетания остальные производные цвета.
Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядок небесного и земного тварного существования. Они символизируют Троицу и Четвероевангелие; семь Таинств Церкви; семь светильников в небесном храме и т. д.
Вторая часть «Справочника православного человека» будет посвящена Священному Писанию: истории его создания, составу Ветхозаветных и Новозаветных книг, классификации библейских манускриптов (папирусов, унциалов, минускулов и лекционариев), современному состоянию дел в библейской археологии, толкованиям священных текстов и т. д.
Читатель в этой части сможет почерпнуть сведения о древних технологиях создания материалов для письма; хранении и использовании в богослужении зафиксированных на пергаменте или папирусе библейских текстов. В книге будут представлены сведения об известных Синайском, Ватиканском и Александрийском кодексах, Папирусах Бодмера, Честера Битти и многих других известных библейской науке древних рукописях. Будут рассмотрены самые важные археологические находки, совершенные в прошлом и позапрошлом веках: Кумранские рукописи, манускрипты монастыря св. Екатерины (на Синае), свитки Каирской генизы. Во второй части Справочника будет сохраняться принцип систематизации и структуризации общедоступного материала на эти темы и доступность его изложения.
Источник: Справочник православного человека / [ред.-сост. Пономарев В.]. — Москва: Даниловский благовестник, 2006-2009. / Ч. 1: Православный храм. — 2006. — 126 с. ISBN 5-89101-176-7
Почему основные цвета одежд на изображениях Христа и Богородицы — голубой, красный и пурпурный? Почему именно они? Голубой — цвет неба, он символизирует Царствие Небесное и всё божественное. Красный — цвет плоти, земли, крови Христа, пролитой за человечество во оставление наших грехов, а, значит и цвет Божественной любви. Пурпурный (соединение голубого и красного) — цвет воплотившегося Бога, Небесного и земного, таинственного единения Бога и человека. Неслучайно III Вселенский собор (Эфес, 431 г.) постановил изображать Богоматерь в пурпурных одеждах "в знак наивысшего почитания". Мария, как земная дева, приняла в себя Бога, соединив в себе земное и небесное.
Почему цвет богородицы синий
Библиотека | Искусство
Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре.
Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания:
— вывести сознание человека в мир духовный,
— возбудить ощущение реальности идеального мира,
— помочь человеку найти свой путь преображения.
Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб.
Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени.
Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем.
Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней.
Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.
Каждый предмет в иконе — символ:
Дуб – древо жизни.
Дом – символ домостроения, созидания.
Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.
Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Посох у ангела – символ небесного вестника, посланника.
Юноша с трубой – ветер.
Пеликан – символ чадолюбия.
Золотой венец – символ духовной победы.
Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.
Два-три дерева — символизируют лес.
Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.
Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:
Золотой крест, якорь и сердце — означают веру, надежду и любовь.
Книга – дух премудрости.
Золотой подсвечник – дух разума.
Евангелие – дух совета.
Семь золотых рогов – дух крепости.
Семь золотых звезд – дух ведения.
Громовые стрелы – дух страха Божия.
Лавровый венок – дух радости.
Голубь, держащий в клюве ветвь – дух милосердия.
На иконах могут быть изображены церковные таинства:
Сосуд с водой – таинство крещения.
Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.
Чаша и дискос – таинство причащения.
Два глаза – таинство покаяния (исповеди).
Рука благословляющая – таинство священства.
Рука, держащая руку – таинство венчания.
Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в своём месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Серый — цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией.
Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор – одеяние, носимое на плечах, и синий или темно-синий хитон. Хитон – греческое название нижней одежды, платья, одежды вообще у древних народов.
Образу Спасителя присущи темно-коричнево-красный хитон и темно-синий гиматий (плащ, накидка). И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий — это Небесный цвет (символ Неба).
У Спасителя синий гиматий — символ Его Божественности, а темно-красный хитон — символ Его человеческой природы.
Темно-красный цвет одежд Богородицы — символ Богоматеринства.
Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована. Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень.
Особо важное значение в иконописи придается золочению. Фон икон для иконописца — это «Свет», знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь (инакопь, ассист — графическое выражение световых бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии. Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение.
До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон — это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир.
Техника ассиста используется во втором этапе, когда образ уже написан.
Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться все уже, пока не исчезнет на горизонте.
В иконе наоборот: все линии сходятся к человеку и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью.
В иконописи это называется обратной перспективой.
Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном «из мира горнего в мир дольний».
Во многом впечатление об иконе, как об окне связано с применением обратной перспективы.
Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь.
Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы наплывая на него.
Использование обратной перспективы или однородного непроницаемого фона как бы приближало зрителя к изображенному образу, пространство иконы словно выдвигалось навстречу вместе с помещенными на нем святыми.
Небо и земля в иконе
Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии. Например, в иконе XII в. «О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и ангелы, окружающие трон Богоматери.
Круг в иконописи
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.
Типы изображения Богородицы
Один из основных типов изображения Богоматери – Оранта.
Он представляет собой Богородицу, с приподнятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих иконографических типов изображения Богородицы, Оранту отличает величественность и монументальность.
Также основным типом изображения Богородицы является Одигитрия – путеводительница.
Изображается с Младенцем Иисусом Христом. И сама Божия Матерь, и Младенец обращены прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно Божество Иисуса Христа.
Существует еще один тип изображения Богородицы – Умиление, где изображается взаимная нежность Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность.
Иконы Богородицы. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту. Владимирская икона Божией Матери.
Голубой с белым — цвет Богородицы: значение и смысл каждого цвета в Православии
Задумывались ли вы о том, что означает расцветка церковных атрибутов? Почему купола и стены в церквях, одеяния священнослужителей окрашены в различные тона? Что означает разноцветье святых икон? В чем смысл цветовой символики православия?
Проявления Божественного
Языческий и христианский периоды цветовой символики существенно отличаются. С приходом христианства цвет и свет уже больше не трактуются как божества, мистические силы, а превращаются в их атрибуты, качества и знаки.
По христианской легенде, весь мир сотворен Господом, в том числе цвет и свет. Однако сам Бог с ними не отождествляется. В своих восхвалениях света и цвета средневековые богословы указывают, на то, что цвета могут иметь обманную сущность (от дьявола) и отождествление их с Господом считается грехом.
Белый: его значение в христианстве
Белый в православии символизирует святость и духовность. Традиционно этим цветом подчеркивают чистоту и непорочность. В белых одеждах изображают ангелов, святых, воскресшего Христа. Белыми были одеяния новообращенных христиан. Белый цвет является цветом крещения и причастия, празднования Рождества, Воскресения и Вознесения Христа. Его используют во всех богослужениях от Пасхи до Троицы. Святого Духа принято изображать в образе белого голубя. Белая лилия считается символом чистоты, она присутствует на изображениях Божьей Матери. В христианстве у белого нет никаких отрицательных значений.
О символике желтого и золотого
В раннем христианстве желтый трактовали исключительно положительно — как цвет просветления, Божественного откровения, Святого Духа и т.д. Однако в более поздний период в трактовке желтого появился отрицательный смысл. В Средние века его стали считать цветом лживости и предательства. В церковном искусстве братоубийца Каин и предатель Иуда Искариот часто изображались с бородами желтого цвета.
Золотой в христианской живописи символизировал Божественное откровение. В золотом сиянии многие видели воплощение вечного Божественного света. На иконах золотом пишут: фон, лики и нимбы Троицы, святых и ангелов, подножие Христа и ангелов. Золотыми штрихами прописывают одеяния Спасителя.
Что значит красный
Церковь трактует красный как символ крови Христа, пролитой ради спасения людей, а значит, и его любви к людям. Этот цвет символизирует веру, мученичество и страсти Господни, а также царственное торжество справедливости и победы над силами зла. Красные одеяния Богородицы символизируют предначертанность удела святой. Красный используется на богослужениях во время празднования Святого Духа, в Вербное воскресенье, в течение Страстной недели, в дни почитания памяти мучеников, пострадавших за веру. В иконописи используется образ красной розы, символизирующей раны Христа и кровь, пролитую Сыном Божьим, а также его чудесное воскресение. Красным стали отмечать праздничные даты в календаре.
Синий: что он означает
Синий считается цветом неба, символизирует смирение, бессмертие, целомудрие, благочестие, крещение и гармонию. Им выражается идея кротости и самопожертвования. Синим цветом опосредуется связь между земным и небесным, между миром и его Создателем. Воздушный синий выражает готовность людей принимать для себя присутствие в их жизни Бога, символизирующего веру, стремление к чему-то чудесному и таинственному. Синий является цветом Богоматери, на иконах ее изображают в плаще, окрашенном в синий или его оттенки. Святая Дева Мария — Царица Небесная, которая своим плащом покрывает, защищает и спасает верующих. В росписи храмов, возведенных в честь Богоматери, преобладающим является цвет синевы небес. В темно-синий окрашены одежды херувимов, постоянно пребывающих в размышлениях о святой жизни.
Зеленый: что он значит в учении христианства
Зеленый цвет более земной, нежели синий. Он означает весну, жизнь, цветение в природе, юность. Именно зеленый считают цветом Христа, а также волшебного Грааля (выточенного из цельного изумруда).
Зеленый отождествляют со Святой Троицей — праздником, в который традиционно квартиры и храмы украшают букетами из молодых веток. Вместе с тем зеленому приписывается и негативный смысл — искушение, коварство, дьявольский соблазн (по преданиям, у Сатаны зеленые глаза).
Черный: что он символизирует
Традиционно к черному верующие относятся негативно. Его считают цветом греховности, зла, ада, дьявола, смерти. Черный считается также цветом монашества. У христиан он означает беду.
Черный цвет в православии символизирует не только трагедию, у него есть и позитивный смысл. В некоторых религиозных сюжетах черный означает непостижимость глубины Вселенной, Божественную тайну. Так, на иконе Сошествия Святого Духа космос изображается в образе старца на черном фоне.
Серый и коричневый: в чем их смысл
Эти цвета традиционно символизируют судьбу простолюдинов. В течение веков они трактуются сугубо негативно, означая убогость, безнадежность, мерзость. Коричневый является цветом грусти, земли, смирения, отказа от мирской жизни. В сером, который получается путем смешения черного с белым, христиане традиционно видят смешение добра со злом. Цвет является символом пустоты, пепла.
Что в христианстве означает фиолетовый
Этот загадочный цвет в искусстве христиан символизирует тишину, сокровенные знания, тишину и духовность. Фиолетовый получается в результате смешения синего (голубого) с красным. Таким образом, в фиолетовом объединены начало и окончание спектра света. В искусстве раннего христианства фиолетовый означал привязанность и печаль. Этот цвет используется на великопостных службах, посвященных страданиям Иисуса Христа и его распятию во имя спасения человечества.
В фиолетовый окрашена архиерейская мантия, знаменуя высшую духовность и крестный подвиг Спасителя.
O символизме других радужных цветов в одеждах священнослужителей
В одеяниях служителей церкви используются все цвета радуги (исключается черный и белый). Символический смысл радуги: представив ее Ною, Бог ознаменовал окончание потопа. Радуга символизирует:
- любовь Бога ко всем живущим на земле;
- славу Божию;
- вечный завет между Богом и всем сущим на земле;
- связь между Старым и Новым Заветами.
По традиции, в воскресные дни, в дни почитания памяти святых священники облачаются в желтый и золотистый цвета. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова, Введения Пресвятой Богородицы во храм, Успения, в время Успенского поста цвет их одежд должен быть голубым. В периоды постов священники облачаются в темно-синие, фиолетовые, темно-зеленые, темно-красные, черные одежды. Черный цвет облачений используется в дни Великого поста В дни почитания памяти мучеников, во время венчания на священнике должны быть надеты одежды красного цвета. В зеленом одеянии священники проводят службы в день Святой Троицы, Святого Духа, а также в Вербное воскресенье. В белых – во время рождественской службы, в дни празднования Богоявления, Сретения, Вознесения, Преображения. На Пасху богослужения в храмах традиционно начинаются священнослужителями в белых одеяниях, символизирующих Божественный свет. Но уже во время пасхальной литургии и всей седмицы (нередко до самой Троицы) на них надеты уже красные ризы.
О цвете храмов и куполов
Строгих правил выбора цвета стен или куполов в церквях не предусмотрено. При возведении храмов архитекторы раскрашивают их на свое усмотрение. Обязательным требованием является соответствие выбора традициям христианской цветовой символики.
Голубой цвет считается цветом Богородицы, так как символизирует небесную чистоту. Голубым также как золотом и охрой делались фоны икон, неся тот же смысл небесного света и чистоты. Но голубой пигмент был дороже, чем пигмент охры, так как его было сложнее достать. До сих пор лазуриты и голубые минеральные пигменты не дешевы в цене. Фоны росписей во многих храмах, посвященных Богородице, выполнены синими и голубыми цветами. Синий цвет в соединении с пурпурным даёт вишнёвый которым также пишутся одежды Богоматери. Соединение синего и вишнёвого цветов символизируют соединение земного и небесного.
Цвета Богородицы
Admin Admin
Сообщения: 129
Очки: 264
Репутация: 0
Дата регистрации: 2010-02-05
Возраст: 45
- Сообщение 1
Цвета Богородицы
Admin Пн Апр 25, 2011 10:25 pm
Голубой, или синий — цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это — цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — и в Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.
Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.
В Библии не упоминается о цвете одежд Богородицы. Мария не могла себе позволить дорогие одежды. Только в начале 5-го века Третий Вселенский собор в Эфесе (431 год) Марию стали почитать как Богородицу. Тогда и были канонизированы цвета Её облачений. Вначале, похожие на цвета римской матроны, — пурпурные. Так Она представлена на ранних мозаиках и иконах. Так как Мария почиталась как Царица Небесная, ей отнесли два главных монарших цвета — красный и синий. В западнохристианском искусстве нижнее облачение Марии было преимущественно красным, а верхнее – синим, в знак того, что человеческая суть Девы Марии укрыта Небесной, божественной синевой.
В восточнохристианской традиции выбор цветов противоположен — нижний, синий, символизирует Божественную сущность Богородицы, тогда как верхний, красный, — Её человеческое начало.
В художественной практике встречаются совмещения, когда верхний цвет плаща (покров Богоматери) был красным, а нижний подбой синий ("Роудницкая мадонна" 1385 год, Нац. галерея Прага, "Распятие" на титульном листе Служебника Зигмунда Кнаба, 1380 г. Гор. архив, Брно).
Западнохристианский, католический принцип окраски одежд Богоматери выражен в диптихе Уилтона (ок.1400 г.,НГ, Лондон), у Герарда Давида "Отдых на пути в Египет" (ок. 1510 г.),, в витражах Шартрского собора (ок. 1200 г.), даже у Павла Филонова в картине "Бегство в Египет" (1918 г.). Синий цвет Богородицы напоминает о горних высях Духа Святого, олицетворяет высшую духовную силу, а красный или пурпурный — царский цвет, цвет власти, напоминает, что перед нами Царица небесная. Также и красный пурпур и синий напоминают о страданиях Марии и о её вселенское сострадании.
Но были местные исключения. Так, в Голландии предпочитали верхний цвет красный (см. Робер Кампен «Благовещенье», 1427-28 гг.). В этом случае красный цвет в протестантской Голландии подчеркивал исключительность Девы Марии.
Кроме того, с синим цветом связана традиция защищающего цвета, небесного покровительства и избранничества. Мария в защищающем облачении стала Матерью сострадающей – Mater misericordiae.
Кроме того, цветовая гамма отвечала принципам плоской цветовой перспективы, которая активно применялась в средневековых фресках.
Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета синий воздействует ”сдерживающе” и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.
Голубой или синий — цвета неба, бесплотных сил, дев и девственников. Голубой цвет неба соответствует ипостаси Духа Святого. Невещественная область небесного бытия – Небо духовное является отображением неба вещественного. Дух Святой называется Царем Небесным.
Голубой, или синий — цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это — цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — и в Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.
- https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-1-pravoslavnyj-hram/4
- http://www.rgo-sib.ru/book/arts/54.htm
- https://fb.ru/post/christianity/2021/11/26/337838
- https://zolotnitsa.forum2x2.ru/t32-topic