Почему цыгане носят серьгу в ухе

Позолоти ручку! Как устроены жизнь и бизнес цыган

Только в России, по его словам, живут больше миллиона представителей этой нации – в 5 раз больше, чем выявляет перепись населения.

Этнографы рассказывают, что большинство нынешних русских цыган – это потомки выходцев из Польши, которые появились на русских землях ещё при Петре I, в первой половине XVIII века. Вторая большая группа – котляры, прибывшие уже в конце XIX века. Отдельная группа – крымские цыгане, они единственные из цыган на территории России исповедуют ислам (остальные – христианство).

Мнение о цыганах сложилось противоречивое. Большинство россиян восхищаются их свободолюбием, богатыми традициями и яркой культурой, считают, что среди них много талантов. В то же время многие опасаются и презирают цыган. Социологи заключили, что люди знают о них очень мало – в основном мифы и легенды, не связанные с современной реальностью.

Мы решили восполнить пробелы, чтобы понять, как же всё-таки относиться к этой загадочной нации.

Почему нормальный мужик НЕ ДОЛЖЕН носить серьгу. Стереотипы мышления

1. Табор

Цветные шатры, удалые кибитки, песни под гитару, звон монисто, гулянья до утра – всё это киношная романтика, мало похожая на будни современного табора. Как правило, это клан из нескольких семей, которым проще жить и обеспечивать себя сообща. Но, в принципе, у цыган давно нет общинного строя, так что немало семей живут самостоятельно и отдельно.

Поселение цыган-котляров в Иркутске

Одна из котлярских семей

Несмотря на легендарное гостеприимство, цыгане – люди закрытые и подпускают к себе далеко не всех. Они чётко делят мир на «своих» и «чужих», то есть цыган (рома́) и нецыган (гадже́). Последние могут заслужить их доверие и уважение, а могут и не заслужить. К тому же цыгане далеко не всегда имеют документы и официальную прописку, поэтому в любом незнакомце поначалу подозревают недоброжелателя, готового выдать их как нелегалов.

Цыганский лагерь вдоль заброшенной ж/д колеи в Париже

Испанские цыгане на пороге своей лачуги под Миланом

2. Кочевая жизнь

Сегодня это скорее миф, чем реальность. По некоторым данным, лишь 1% российских цыган кочует, и то в тёплое время года, а на зиму они снимают жильё. Перемещаются они не бесцельно, а по продуманному маршруту, на котором точно смогут заработать. Так было со времён Средневековья, когда рома прокладывали путь через населённые пункты, рынки и ярмарки, где сбывали свою продукцию. Теперь же цыгане в основном оседлые и снимаются с места, только если заставляет нужда, например, если против них ожесточилось местное население.

В квартире русской цыганки в Самарской области

Хозяйка квартиры цыганка Ольга

Во многих странах есть постоянные цыганские посёлки или кварталы, чаще бедные, но в Восточной Европе, например, немало зажиточных семей, которые строят себе вычурные дворцы.

Цыганский дворец в Трансильвании, Румыния

Цыганский особняк в Македонии

Цыганский «теремок» в Новгородской области России

3. Цыганский барон

На самом деле никаких баронов и прочей «знати» у цыган нет, как и нет предводителя в таборе. У каждой семьи свой глава – муж и отец, в таборе есть уважаемые старейшины, да и вообще цыгане свято почитают старших.

Понятие «цыганский барон» распространилось после выхода одноимённой фантазийной оперетты Штрауса, завоевавшей в конце XIX века огромную популярность. Титул был выбран благодаря созвучию с цыганским словом «баро» («старший»). В реальности классическому образу «цыганского барона» скорее соответствует переговорщик – представительный, богато одетый цыган, который отвечает за связь табора с внешним миром. Но он не является вожаком, хотя и обладает определённым авторитетом.

4. Серьга в ухе

Многие в России и за рубежом убеждены, что мужчины-цыгане носят в ухе золотую серьгу. Википедия пишет, что серьгу продевали мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье. А в одном иностранном источнике встречается версия, что цыганёнку при рождении вставляют золотые серьги в оба уха, а когда он вырастает и женится, то одну серьгу отдаёт жене.

Яшка-цыган из «Неуловимых мстителей»

Однако российский цыгановед, научный сотрудник РАН Кирилл Кожановзаявляет, что это ещё один миф: «Какие-то цыгане мне рассказывали, что у них старики будто бы носили большие серьги на счастье, будто это называлось „цыганская подкова“. Но я сам ни разу не видел в России цыгана с серьгой. Для них, как и для многих непродвинутых русских, серьга – это часть женского образа. Мужчина не может это носить – и всё! Просто неприлично».

5. Кража детей

У цыган существует культ материнства и детства: статус женщины низок, пока она не обзаведётся мужем и детьми. Тогда её начинают ценить как мать, а если она вырастила сыновей, то пользуется особым уважением, практически наравне со старейшинами. Поэтому бездетные или потерявшие ребёнка цыганские пары берут детей из неблагополучных и неполных семей, нередко отдают за них деньги. А цыганки, у которых рождаются только дочери, стараются усыновить мальчиков.

Читайте также:
Если вы нашли драгоценный камень

46-летняя румынская цыганка – мать 6 детей и бабушка 11 внуков

Дети в таборе молдавских цыган в Тюмени

Цыганский ребёнок в Боснии и Герцеговине

Однако это породило дремучую «страшилку», будто цыгане крадут чужих детей. Причём в неё верят органы опеки. Так, в 2013 году они отняли у цыганской пары в Греции светловолосую приёмную дочку, заподозрив, что та была похищена. Хотя в ходе расследования подтвердилось, что биологическая мать – цыганка из Болгарии – отдала её добровольно, суд не вернул ребёнка приёмным родителям, поместив вместо этого в приют.

Девочка-цыганка, отнятая у приёмных родителей

И потом, цыганские дети не всегда рождаются черноволосыми, встречаются блондины, шатены и рыжие. Ниже на фото – трое других родных детей той самой болгарской цыганки, отдавшей дочь соплеменникам-грекам.

6. Криминал

Во многих странах цыган воспринимают как воров и мошенников, неспособных на честный заработок, а в России главным цыганским бизнесом считают наркоторговлю. Но этнографы и правозащитники оспаривают резко-негативный имидж, обвиняя силовиков и журналистов в преувеличении и искажении фактов. Например, утверждают, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, а в статистике МВД – на последнем. Также, по их словам, реальное число «цыганских наркобаронов» сильно раздуто.

Цыганский наркосбытчик в Калужской области, оперативная съёмка 2004 года

В 2006 году сообщалось, что почти 90% цыган в той или иной форме занимаются наркобизнесом. Сегодня исследователи говорят, что зло обернулось против самих цыган, чья молодёжь неизбежно стала подсаживаться на иглу, так что в ряде общин теперь существует табу на наркотики и прочую криминальную деятельность.

«Честный бизнес» цыган – это традиционные ремёсла на современный лад: русские рома когда-то торговали лошадьми, а теперь торгуют машинами, котляры были кузнецами и лудильщиками, а сейчас скупают-перепродают металл, собирают металлолом.

Конечно, одной из главных статей заработка для русских цыган остаётся фольклор: ярчайший тому пример – знаменитый во всём мире московский театр «Ромэн».

Артистка театра Татьяна Чёрная

7. «Нищая мафия»

Просить милостыню было историческим занятием цыганок: когда кочевой табор разбивал лагерь, мужчины отправлялись на ярмарку, а женщины ходили по ближайшим селениям, выпрашивая еду. А сегодня вместо кибитки цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с „лексусом“ у ворот и пойти босой на базар попрошайничать, говорит этнограф, создатель Музея кочевой культуры, член Русского географического общества Константин Куксин. «Ох, как они попрошайничают! Вообще, это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить».

В свою очередь «Новая газета» выяснила, что цыгане, преимущественно на Украине и в Молдавии, занимаются вербовкой «рабов»-попрошаек, которых обманом отправляют в Москву, якобы для нормальной работы. Здешние хозяева отбирают у этих людей документы и заставляют клянчить деньги на улицах и в транспорте. С каждого «рабовладельцы» получают до 15 тысяч рублей в день, а самые разнесчастные приносят до 50 тысяч.

8. Цыганки-гадалки

Многие искренне верят в мистический пророческий дар цыганок. Но вот вам факт: своим они не гадают, потому что цыганам нельзя обманывать друг друга. А облапошить нецыган – совсем не грех. Гадание – это заработок, и чем эффектнее товар, тем больше выручка.

«Цыганки – суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто нет, к кому подойти, к кому не нужно, — рассказывает Константин Куксин. — Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс.

Есть метод вопросов: ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: „Всё о тебе знаю!“ И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить».

Гадалка на ярмарке в Бухаресте

9. Цыганская грамота

Даже в XXI веке мало кто из цыган заканчивает школу, максимум – начальную, чтобы научиться считать и писать. В России цыганские дети, в основном только мальчики, учатся в отдельных классах либо отдельных цыганских школах, но часто не попадают и туда, получая базовые навыки от грамотных взрослых на дому.

Ученики цыганской школы Новгородской области

Цыгане не видят большого смысла в том, чтобы их дети пошли учиться дальше, для них важнее иметь дом, чем бороться с администрацией школы и местными жителями за права своих детей на общее образование, объясняет цыгановед Кирилл Кожанов.

Цыганская девочка в Сараево

Случаев, когда цыгане учатся в вузе, – вообще единицы. Хотя это не редкость среди «цивилизованных» русских, украинских и европейских цыган. У них даже появилась прослойка интеллигенции.

10. Цыганская свадьба

Пожалуй, ни у кого не распространены такие ранние браки, как у цыган. В некоторых этнических группах невесту спешат сосватать ещё в раннем детстве, чтобы выдать замуж уже в 11-12 лет. Жених может быть даже младше. Как поясняют исследователи, цыгане повёрнуты на целомудрии, а «детский брак» – гарантия того, что невеста не опорочила себя до свадьбы. Неудивительно, что именно цыганка стала самой молодой в мире бабушкой – она обзавелась внуком в 23 года.

Читайте также:
Ангелы в почаеве что это

Цыганская свадьба в Румынии: 15-летний жених и 12-летняя невеста

Свадьба – один из важнейших праздников цыган. У котляров она считается внутренним событием, официально брак не регистрируют. В целом цыгане женятся внутри своей этногруппы (но не табора), «чужим» цыганам своих женщин не отдают. Также запрещено создавать семью с нецыганами, хотя у русских рома этот запрет всё чаще нарушается.

Малолетняя цыганская невеста в России

За невесту платится выкуп – живыми деньгами или традиционными цыганскими золотыми монетами (одна примерно равна тысяче долларов). Котляры обычно отдают 12 монет, но семья жениха также оплачивает праздничный стол и покупает подарки, так что в сумме выходит на 2-3 монеты больше.

Впрочем, этот обычай чисто символический: родня невесты потом возвращает монеты «в знак уважения» одному из членов семьи жениха. А вот если выкуп реальный, то за невестой отдают приданое, равное ему по стоимости.

На цыганской свадьбе в Новгородской области

В России ранние браки (в 14-15 лет) также встречаются у кавказских народов, причём, в отличие от цыган, совсем юную невесту могут выдать за мужчину на десятки лет старше.

Источник

Мифы и правда о цыганах

Продолжим серию постов про разнообразные мифы и заблужнения. На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.

Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов.

Давайте попробуем разобраться, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.

Цыгане — кочевой народ

Мифы и правда о цыганах

Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами.

Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.

В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).

У цыган есть барон

Мифы и правда о цыганах

Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Цыгане умеют гипнотизировать и гадать

Мифы и правда о цыганах

Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.

Цыгане — единый народ

Мифы и правда о цыганах

Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.

Читайте также:
Как плести из кожаного шнура

Мужчины-цыгане носят серьги

Мифы и правда о цыганах

В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.

Цыгане не работают и не учатся

Мифы и правда о цыганах

Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.

Цыгане никогда не служили в армии

Мифы и правда о цыганах

Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.

Цыганки — вольнолюбивые

Мифы и правда о цыганах

Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила.

Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.

Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.

А.Козакевич. «Украденное дитя». Х., м. 1880-е годы.

Украденные дети

«Лежи тихо — а то тебя цыганка украдёт!» Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета?

Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди «Прекрасная египтянка», или «Цыганку» Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века «Невинная египтянка» Жана-Пьера Камю. Но пьеса «Проделки Скапена», созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1

Вспомним также «Цыганочку» Сервантеса. Героиня этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит, что Эсмеральда в романе Гюго — украденная дочь французской горожанки?

И кому не знакома развязка «Женитьбы Фигаро»? Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями помог выяснить истину.

Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие атрибуты, необходимые для узнавания через много лет — настолько стандартный литературный приём, что порой становится просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских пьесах.2 А потом подключилось кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма — снова не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде окутано туманом незаконной сделки.

Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же «часто», как таборное людоедство.

Читайте также:
Порвалась цепочка с крестиком к чему примета для женщины

Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии. Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала, что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с собой. «Похитители» были немедленно арестованы, началось следствие — и что же? Оказалось, что наглая девчонка сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась, судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён денежный сбор..

Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?

Не будем забывать, что цыгане — такие же люди, как все остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких случаях люди обычно идут на усыновление…

Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре?

Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.

Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как «лишний рот». После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной.

И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.

Миф о пресловутой лени таборных мужчин

Про это почитать можно тут в статье Лилит Мазикиной «Роль мужчины в традиционном цыганском обществе»

Источник

Почему цыгане носят серьгу в ухе

Что означает серьга в ухе казака, цыгана, пирата, вора? ухо вор серьга цыган казак пират

Серьги, как украшение, начали носить первыми мужчины. Серьги могли показывать определенный социальный статус человека.

В Древнем Египте и Ассирии серьга в ухе мужчины означала его высокое положение.
А вот в Древнем Риме серьга была отметкой рабов.
В Древней Греции украшали себя серьгами люди, способом заработка на жизнь которых, являлась проституция.
Воины Цезаря носили серьги, прикрепленные к соскам груди, показывающие храбрость данного воина.
Богатые римлянки и гречанки могли похвастаться жемчужными серьгами, в знак доказательства своего высокого положения в обществе. Более знатные дамы и матроны предпочитали серьги с камнями ярких окрасок.
В Средние века большое значение в Европе оказывала католическая церковь, которая запретила нарушать общий облик тела, созданный по образу и подобию бога. И послушные прихожане перестали прокалывать уши и носить серьги. Исключением были цыгане, пираты и воры. Каждая группа предъявляла свои причины ношения серьги в ухе.

Цыгане «награждали» серьгой, только что родившегося мальчика, если он был единственным сыном, или родился вслед за умершим ребенком.
Воры выражали пренебрежение к церковному суду и кичились таким образом принадлежностью к самому дну общества.
Пираты могли продеть серьгу в ухо в том случае, когда обогнул мыс Доброй Надежды, либо же открывал счет захваченным кораблям.
В эпоху Возрождения церковный запрет на прокалывание ушей фактически был снят. Даже французские короли носили серьги. На Руси были распространены золотые и серебряные серьги. Серьги помогали определить состояние хозяина сережек и его социальное положение.

Простые люди украшали себя серьгами из меди или дерева, более зажиточные купцы и торговцы предпочитали серебро, а титулованные особы носили серьги с рубинами и изумрудами. До 12-го века воины прокалывали для серьги одно ухо. В эпоху Петра I серьги перестают носить, скорее всего это было связано с тем, что в то время носили длинные парики, которые полностью закрывали уши.

В это время серьги носили только холопы, как знак принадлежности хозяину. Когда на престол взошла Елизавета парики стали носить короткие и мода на серьги возродилась. А во время правления Павла серьги стали носить и военные, к тому же это были женские сережки, которые рассматривались как оберег воина от шальной пули, злого духа.

Обычай ношения серьги среди казаков напрямую был связан с воинской службой. Продетая в правое ухо казака серьга, указывала на последнего мужчину в роду (либо на единственного сына у родителей). Серьга в левом ухе, подразумевала, что он у матери единственный кормилец.

В конце двадцатого века серьга в правом ухе была отличительным знаком представителей сексуальных меньшинств. В настоящее время это уже потеряло свое значение.

В средневековой Европе мужским серьгам свойственны периоды взлетов и падений. В XIII в. католическая церковь запретила изменять тело, сотворенное «по образу и подобию». Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Но в то время как законопослушные переставали носить серьги, не боявшиеся гнева божьего пираты, воры и цыгане, не спешили отказываться от этого украшения.

Причины для ношения серег у этих категорий граждан были разные. Цыгане, например, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры демонстрировали серьгой бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». Каждая серьга у пирата означала взятый корабль.

Читайте также:
Как завести часы наручные механические

Но и обычные мореходы носили серьги — в этом случае кольцо в ухо продевалось после пересечения экватора. Такой моряк имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол.

Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын у матери-одиночки, в правом — единственный сын у родителей, в обоих ушах — последний в семье, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, превыше всего почитающей семью, атаман или есаул должен был оберегать такого человека. Даже в самую лихую годину войны его не имели права подвергать смертельной опасности, посылая в пекло битвы.

Цыгане, например, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры демонстрировали серьгой бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». Каждая серьга у пирата означала взятый корабль.

У казаков в левом ухе ее носил единственный сын у матери-одиночки, в правом — единственный сын у родителей, в обоих ушах — последний в семье, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, превыше всего почитающей семью, атаман или есаул должен был оберегать такого человека. Даже в самую лихую годину войны его не имели права подвергать смертельной опасности, посылая в пекло битвы.

Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду или единственный сын у родителей. В обоих ушах — последний в роду, кормилец и продолжатель рода. Цыгане продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пиратов серьга означала захваченный им корабль.

цыгане, продевали в ухо серьгу мальчику, который появился на свет в случае смерти предыдущего ребенка. Или же в том случае, если он был единственным ребенком в семье. Но цыганская община предусматривала множество потомков у одной и той же пары.
Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед судом и принадлежность к социальному «дну».
У пиратов она означала захваченный им корабль. Чем больше украшений носил тот или иной пират, тем больше кораблей он захватил.

насколько я знаю, если серьга у казака серьга в ухе, то это означает, что он единственный сын в семье, скорее знак для атамана, что данного казака надо посылать в бой в последних рядах, чтобы семья не потеряла кормильца. У вора — принадлежность к дну общества и пренебрежение законами церкви и общества, а у цыган — если предыдуший ребенок умер, но могу и ошибаться. У прирата — при абордаже ценного корабля..

Казаки носили серьги в ушах,для того что бы в бою могли оберегать того,кто носил например обе серьги в ушах-это означало что он единственный в семье.У цыгана в принципе то же самое,еще есть различия в каком ухе.У пиратов серьги обозначали сколько кораблей он взял на абордаж,а вот у вора я не видела никогда серег:)

Цыгане, пираты и воры выработали целый язык и придали серьгам большое символическое значение. Моряк вставлял серьгу в ухо, когда пересекал экватор, пират каждой серьгой ознаменовывал новый взятый корабль. Цыганскому мальчику прокалывали ухо в том случае, если предыдущий ребенок в семье умер.

Цыгане, например, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры демонстрировали серьгой бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». Каждая серьга у пирата означала взятый корабль.

Цыгане, например, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры демонстрировали серьгой бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». Каждая серьга у пирата означала взятый корабль.

серьгу в правом ухе у казаков носил последний сын в семье, в левом — единственный сын у матери,у цыгана- единственный сын в семье, у пирата -талисман, спасающий от утопления, либо средство оплаты за услуги, у вора — бесстрашие перед всевышним судом.

Цыгане, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пиратов серьга означала захваченный им корабль.

Цыгане, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пиратов серьга означала захваченный им корабль.

зависит от тог в каком ухе или в обоих, и у всех по разному, у казака, к примеру — единственный сын, у пирата могло быть — был в королевском флоте или наоборот отбывал каторгу на галерах. Так что вариантов там много

Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду.
Если же казак носил по серьге и в правом и левом ухе это означало, что он один ребенок у родителей.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...