Какой сакральный смысл несут жесты? За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. В каждом жесте есть свой смысл. / Полезное — Полезные статьи на Tobolsk72.ru
О чем говорят жесты на иконах?
Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный.
Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный.
Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Правмир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах.
Что нужно знать об иконах. 12 фактов от митрополита Илариона. Цикл «Молитва, храм и богослужение»
За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.
Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
Ладонь праведника. Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. Такими были, например, святые князья Борис и Глеб. Как известно, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить такое бесчестное дело.
С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.
Две ладони, раскрытые на груди. Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.
Рука, приложенная к сердцу, – жест, означающий, что святой высоко преуспел в сердечной молитве. Так иногда пишут преподобного Серафима Саровского. Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.
Руки, скрещенные на груди. С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».
Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.
Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.
Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).
Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.
Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».
Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».
По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере.
Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.
Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами.
У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.
Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига.
Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.
Необычный предмет в руках у праведного Симеона Верхотурского – удочка. Казалось бы, может ли быть особенно угодным Богу такое занятие, как рыбная ловля? Однако именно во время рыбной ловли, в глубоком уединении святой Симеон усердно молился Господу – «выну (то есть всегда, постоянно) мысль к Богу имел еси… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего», как говорится в службе ему.
Вот только одна деталь иконы – жест, – но как много она говорит о святом! По ней мы можем узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Труд иконописца. Свято -Троицкая Сергиева Лавра, 1995. — 224с. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1996. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Б/м, Изд-во Зап.-Европ. Экзархата Моск. Почему же Митрополит дал такое предсказание? Потому, как говорится в Степенной книге, что инок держал на голове свою руку согбенну, якоже благословляше ею». Отсюда можно заключить, что при Митрополите Фотии, в начале 15-го века, у нас для благословения употреблялось сложение перстов не то, какое употреблялось для крестного знамения. Иначе замечание, записанное в книге Митрополита Фотия об Ионе, было бы неуместно.
Что означают жесты руками в иконах
Икона — не портрет, она наполнена смыслом и значением. "Зачем?" и "О чем?" икона, помогут понять другие символы. Среди которых существеннейшее место занимают жесты.
За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. В каждом жесте есть свой смысл.
Рука на сердце
Рука, приложенная к сердцу, означает дар сердечной молитвы. Этот святой много пребывал в Иисусовой молитве, и его можно приравнять к древним пустынникам.
Руки, скрещенные на груди
Это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы.
Две раскрытые ладони
Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.
Благословляющая десница
Так благословляет сейчас любой епископ и священник. Рука складывается так, что получаются греческие буквы: IC XC- первые и последние буквы имени "Иисус Христос". Указательный — I, средний — C, большой скрещивается с безымянным — получается буква X, и мизинец — C. Знак называют ещё "Малакса" по фамилии грека, который в 16 веке описал этот жест.
Я говорю
Указательный и средний подняты вверх, а мизинец и безымянный согнуты или прижаты к ладони. Большой палец или просто поднят вверх, или прижат к безымянному (да, у ораторов это разные знаки, но значения близкие, мы не будем их разводить).
Символ означает прямую речь, момент речи. Это второй вид жеста у архангела на иконах "Благовещение Пресвятой Богородицы". Правы и те, кто говорит: это жест благословения! Произнесённое доброе слово и есть благословение
Начало речи
А также знак порицания. Это античный знак ораторов. Безымянный палец соединяется с большим. Остальные — прямо. Самый популярный знак в то время. Означает: "Вот я начинаю свою речь". На иконах правильней читать: "Начинаю благовестие!" Так изображают архангела Гавриила, когда он сообщает Деве Марии, что от неё родится Мессия. Так часто выглядит рука Господа, когда Он "благословляет" на иконе из облака.
Если речь продолжается, знак усиливает нагрузку и означает порицание. С таким жестом Христос подходит к уснувшим в саду ученикам.
Особое внимание!
Вот этот самый знак, который присвоили некоторые музыкальные направления, называя его "коза". Для античных ораторов он всегда означал "Обратите особое внимание!". Этим знаком на иконах Христос указывает на Евангелие в Своей руке, призывая внимать Благой вести. Кто знает, может быть в первые века священник перед чтением Евангелия на Литургии показывал именно такой знак? Но в наше время мы слышим только громкое: "Премудрость, вонмем!". Рука может быть повёрнута и ладонью к нам. Когда так держат руки апостолы, это можно истолковать как отстаивание истины христианской веры, настойчивая проповедь.
Знак обличения
Когда только указательный палец поднят вверх, а остальные прижаты к ладони — это знак указания и порицания. Так иногда изображают пророков, которые пришли обличать народ, а также обвинителей Христа. Ещё так Пётр указывает на свою голову на иконе "Омовение ног" со значением: "Не только голову и но и ноги".
Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
Нередко святые на иконах как бы указывают на то, к чему они хотели бы привлечь взоры молящихся. Пресвятая Богородица обращает руку к Богомладенцу Христу, сидящему на другой Ее руке; угодники Божии указующим жестом акцентируют внимание на свитке с наставлением. Предметы в руках святых. Почему? – Ответ кроется в житии этой святой и той роли, которую уделяет ей народная вера. Почти непременный атрибут икон мучеников – крест, который они держат в руках: знак того, что страдания всех христиан – а тем паче, понесенные ими в запечатление своей веры, есть подражание Страстям Христовым, подъятым Спасителем ради избавления человечества от вечной погибели.
Что означает положение рук на иконах?
Сегодня на иконах мы видим жесты, большинство из которых появились еще в древнем Риме и Древней Греции, задолго до того, как сформировалось христианство. Они понятны людям того времени, так как интенсивно использовались ораторами. Но современному человеку так же несложно будет их понять, немного разобравшись. Выделяют следующие виды жестов святых:
Благословляющая десница
Жест, который встречается на иконах чаще остальных. Сложение пальцев правой руки (десницы) образует буквы I и X, что означает Иисус Христос. Это Благословение именем Господним, которое и в наше время священники используют для благословения. Часто с этим жестом изображают самого Христа или святых епископов, митрополитов патриархов, а также праведных и преподобных, которые имели священный сан. Эти люди при жизни благословляли огромное количество людей. Так изображают, святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, святителя Спиридона Тримифунтского.
Икона Господа Иисуса Христа (венчальная пара), посеребрённый оклад с камнями
Скрещенные на груди руки
Это знак благоговения, смирения, покаяния, он утверждает принадлежность человека ко Христу. Святые, которые изображены с таким положением рук, еще при жизни принесли подвиг покаяния. Этот жест знаком всем, ведь с ним верующие подходят к Чаше, чтобы Причаститься. Обычно так изображают Преподобную Марию Египетскую, которая, раскаявшись, приняла на себя подвиг пустынной жизни и святого преподобного Алексея Человека Божьего.
Икона. Святой преподобный Алексей, человек Божий (Ушаков)
Рука на сердце
Если святой на иконе изображен с рукой у сердца, значит, что он провел много времени в непрестанной сердечной молитве. Такими были преподобный Серафим Саровский, святой благоверный князь Александр Невский, Пантелеймон Целитель.
Икона Святой Пантелеимон, посеребрённый оклад
Икона Святой Серафим Саровский, посеребрённый оклад
Две ладони раскрытые на груди
Согласно различным трактовкам, ладони, раскрытые на груди, означают приятие Божьей благодати или молитвенное обращение к Господу. Так пишут мученицу Анастасию Римляныню, праведную Анну, мать Пресвятой Богородицы, праведного Симеона Верхотурского, иногда Серафима Саровского.
Икона. Святой преподобный Серафим Саровский. 20 век
Открытая ладонь
В миру открытая ладонь, обращенная к собеседнику, означает честность и добродушие. На иконах с таким жестом изображают праведников, святых, которые жили праведной жизнью, не имели лукавых помыслов и чувств. Такими были святая блаженная Матрона Московская, святые князья Борис и Глеб, святой Федор Ушаков.
Икона в рамке "Святая Матрона"
Часто Святого изображают с предметом в руках, по которому можно понять его главный подвиг.
Как и в жизни, мы можем предположить о чем думает и что чувствует человек по его жестам, так и на иконах по положению рук Святых можем многое узнать об их мыслях и житии.
Разработано в
На иконах святых можно увидеть несколько жестов, которые часто повторяются, все они также имеют духовное значение и толкуются в контексте всего образа. Так, например, мы можем увидеть, что на образе Серафима Саровского преподобный часто изображается с прижатой к груди ладонью. Этот жест указывает на сердечное переживание и сокрушение святого. Вся его жизнь была наполнена молитвою и несением строгой подвижнической жизни, которая невозможна без глубокого сердечного сокрушения. На иконе благовещения Пресвятой Богородицы можно увидеть взаимосвязь жестов между Девой Марией и архангелом Гавриилом. Божий вестник начинает возвещать благую весть и протягивает руку в сторону Богородицы.
12 говорящих жестов на иконах. Забытый смысл знаков
Собрал для вас с икон самый полный набор жестов, которые имеют значение. Перерыл море статей. Можно уже назвать эти знаки тайными, потому что всё меньше людей знают их значение. А ведь это целый язык!
Имясложение
Или ещё десница благословляющая. Так благословляет сейчас любой епископ и священник. Рука складывается так, что получаются греческие буквы: IC XC- первые и последние буквы имени "Иисус Христос". Указательный — I, средний — C, большой скрещивается с безымянным — получается буква X, и мизинец — C. Знак называют ещё "Малакса" по фамилии грека, который в 16 веке описал этот жест.
Моление о помощи
Руки на иконе сложены вместе, ладошками друг к другу. Этот жест символизирует молитву и просьбу.
Руки протянуты вперёд
Этот жест также означает просьбу, молитву. Например, иногда так изображается преподобная Мария Египетская. Прочитав до конца, вы узнаете, что означает рука приложенная к сердцу и жест руки с Неба.
Знак кротости
Руки сложены на груди буквой Х, правая поверх левой. Это знак смирения, благоговения, а также покаяния. Например, с таким жестом изображают опять же преподобную Марию Египетскую и ангела, который встречает воскресшего Христа. Так в храме подходят к Чаше причастники.
Ладонь праведника
В иконописи это означает, что изображён праведник. На простом языке жестов — это символ значит "искренность и доверие". Можно толковать знак, как чистоту помыслов и честность, отсутствие лукавства.
Две раскрытые ладони
Этот жест толкуют двумя способами. 1) знак принятия благодати 2) молитвенное обращение к Богу. Так изображают, например, мать Пресвятой Богородицы праведную Анну и праотца Авраама.
Рука на сердце
Рука, приложенная к сердцу, означает дар сердечной молитвы. Этот святой много пребывал в Иисусовой молитве, и его можно приравнять к древним пустынникам. К примеру, так изображают преподобного Серафима Саровского и праведного Симеона Верхотурского.
Начало речи
А также знак порицания. Это античный знак ораторов. Безымянный палец соединяется с большим. Остальные — прямо. Самый популярный знак в то время. Означает: "Вот я начинаю свою речь". На иконах правильней читать: "Начинаю благовестие!" Так изображают архангела Гавриила, когда он сообщает Деве Марии, что от неё родится Мессия. Так часто выглядит рука Господа, когда Он "благословляет" на иконе из облака.
Если речь продолжается, знак усиливает нагрузку и означает порицание. С таким жестом Христос подходит к уснувшим в саду ученикам.
Особое внимание!
Вот этот самый знак, который присвоили некоторые музыкальные направления, называя его "коза". Для античных ораторов он всегда означал " Обратите особое внимание !". Этим знаком на иконах Христос указывает на Евангелие в Своей руке, призывая внимать Благой вести. Кто знает, может быть в первые века священник перед чтением Евангелия на Литургии показывал именно такой знак? Но в наше время мы слышим только громкое: " Премудрость, вонмем! ". Рука может быть повёрнута и ладонью к нам. Когда так держат руки апостолы, это можно истолковать как отстаивание истины христианской веры, настойчивая проповедь.
Знак обличения
Когда только указательный палец поднят вверх, а остальные прижаты к ладони — это знак указания и порицания. Так иногда изображают пророков, которые пришли обличать народ, а также обвинителей Христа. Ещё так Пётр указывает на свою голову на иконе "Омовение ног" со значением: "Не только голову и но и ноги".
Вот я говорю
Указательный и средний подняты вверх, а мизинец и безымянный согнуты или прижаты к ладони. Большой палец или просто поднят вверх, или прижат к безымянному (да, у ораторов это разные знаки, но значения близкие, мы не будем их разводить).
Символ означает прямую речь, момент речи. Это второй вид жеста у архангела на иконах "Благовещение Пресвятой Богородицы". Правы и те, кто говорит: это жест благословения! Произнесённое доброе слово и есть благословение.
Ещё один жест благословения
Два пальца подняты вверх (указательный и средний), большой, безымянный и мизинец образуют троеперстие. Так сейчас крестятся старообрядцы. Так начали креститься, когда появились ереси, отрицающие божественную природу Христа или отрицающие Святую Троицу. Как Вы поняли, два пальца вместе говорят нам о двух природах Мессии, что Он Бог и человек. А три пальца символизируют Отца, Сына и Святого Духа. Со временем этот жест превратился в привычное нам Крестное знамение, когда к ладони прижаты мизинец и безымянный, а остальные три — в щепотку. Значение осталось то же.
Мне кажется, символ похож на имясложение. Возможно, сами иконописцы хотели, чтобы жест содержал в себе несколько значений. Как думаете?
Выводы
На самом деле есть ещё жесты, когда Христос протягивает ладони Адаму и Еве, доставая их их ада, или указывает ладонью на Чашу, приглашая причаститься. Некоторые жесты похожи и если ладонь нам не видна, трудно понять, как точно выглядит знак. Можно большинство жестов объединить таким значением " вот, внимайте, я говорю благое слово ", то есть " благословляю ".
Например, на иконе Казанской Божьей Матери младенец держит два перста. Одна из самых почитаемых икон, много чудес сотворила. И на многих, если не на всех, православных иконах святые держат два пальца. А в свое время в Российской империи всех крестящихся двумя перстами стали преследовать и сейчас не жалуют. Чисто борьба за власть? типа, церковный переворот? или дело в другом?
- https://www.pravmir.ru/o-chem-govoryat-zhesty-na-ikonax/
- https://tobolsk72.ru/life/poleznoe/osobyy-yazyk-zhestov-v-ikonopisi/
- https://www.sofija.ru/blog/chto-oznachaet-polozhenie-ruk-na-ikonakh/
- https://zen.yandex.ru/media/popbloger/12-govoriascih-jestov-na-ikonah-zabytyi-smysl-znakov-5dc72bcc902e62533e35ae0d