Почему на иконе три руки

Икона Богородицы «Троеручица» считается чудотворной. Рассказываем, какое значение она в себе несет, в чем помогает верующим и как молиться образу. История обретения святыни.

Троеручица: странная икона

Празд­но­ва­ние в честь чу­до­твор­ной ико­ны «Тро­е­ру­чи­ца» со­вер­ша­ет­ся в июле два­жды – 11-го и 25-го чис­ла (по но­во­му сти­лю). С этим об­ра­зом свя­за­но мно­же­ство пре­да­ний, рас­ска­зы­ва­ю­щих о том, от­ку­да на изо­бра­же­нии Бо­го­ма­те­ри по­яви­лась тре­тья ру­ка, и о том, как ико­на ока­за­лась на Свя­той го­ре Афон. О по­чи­та­нии необыч­ной бо­го­ро­дич­ной ико­ны рас­ска­зы­ва­ет ис­кус­ство­вед Свет­ла­на ЛИПАТОВА.

Усе­чен­ная дес­ни­ца

В ос­но­ве ико­но­гра­фии Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы ле­жит тра­ди­ци­он­ное по­яс­ное изо­бра­же­ние Де­вы Ма­рии в ти­пе Оди­гит­рии. При этом Мла­де­нец Хри­стос пред­став­лен вос­се­да­ю­щим на ее пра­вой ру­ке. Ле­вая же ру­ка Ма­рии под­ня­та к гру­ди в ука­зу­ю­щем на Сы­на же­сте. По­яв­ле­ние в ниж­ней ча­сти ико­ны «тре­тьей» ру­ки, дав­шей на­зва­ние та­ко­го ро­да об­ра­зам, на­хо­ди­ло объ­яс­не­ние в двух пре­да­ни­ях.

Наи­бо­лее по­пуляр­ным бы­ло ска­за­ние, свя­зы­вав­шее ис­то­рию Тро­е­ру­чи­цы с пре­по­доб­ным Иоан­ном Да­мас­ки­ным. В неко­то­рых спис­ках жи­тия свя­то­го по­вест­ву­ет­ся о нена­ви­сти к нему как к за­щит­ни­ку по­чи­та­ния икон ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра, при­ка­зы­вав­ше­го уни­что­жать ико­ны и мо­за­и­ки в хра­мах. Чтобы окле­ве­тать Иоан­на пе­ред его гос­по­ди­ном — мо­гу­ще­ствен­ным ха­ли­фом из ди­на­стии Омей­я­дов, Лев Ис­авр со­ста­вил под­дель­ное пись­мо с при­зы­ва­ми к войне. По­лу­чив под­лож­ное по­сла­ние, на­пи­сан­ное по­чер­ком Иоан­на, раз­гне­ван­ный ха­лиф по­ве­лел от­сечь пре­по­доб­но­му пра­вую ру­ку. Свя­той, ис­те­кая кро­вью, стал мо­лить­ся пе­ред ико­ной Бо­го­ма­те­ри об ис­це­ле­нии дес­ни­цы — ру­ки, ко­то­рой бы­ли за­пи­са­ны сло­ва в за­щи­ту пра­во­слав­ной ве­ры и икон. По его мо­лит­ве от­руб­лен­ная ру­ка бы­ла ис­це­ле­на. В па­мять об этом чу­де пре­по­доб­ный Иоанн при­кре­пил к ниж­ней ча­сти ико­ны Бо­го­ма­те­ри изо­бра­же­ние ки­сти пра­вой ру­ки, от­ли­той из се­реб­ра. В этом, по всей ви­ди­мо­сти, про­яви­лась древ­няя тра­ди­ция под­но­ше­ния «во­тив­ных» пред­ме­тов свя­тыне в бла­го­дар­ность об ис­пол­не­нии прось­бы или обе­та (от ла­тин­ско­го votivus — «по­свя­щен­ный бо­гам»). Обет, дан­ный Иоан­ном Да­мас­ки­ным, был про­стым — слу­жить Хри­сту и Бо­го­ро­ди­це, про­слав­ляя их. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский, опи­сы­вая ра­дость свя­то­го об ис­це­ле­нии ру­ки, вкла­ды­ва­ет в его уста сло­ва, об­ра­щен­ные к Гос­по­ду: «Дес­ная Твоя ру­ка ис­це­ли­ла мою усе­чен­ную дес­ни­цу и со­кру­шит вра­гов, непо­чи­та­ю­щих Тво­е­го и Тво­ей Пре­чи­стой Ма­те­ри об­ра­зы, и уни­что­жит ею для воз­ве­ли­че­ния сла­вы Тво­ей вра­гов, по­пи­ра­ю­щих ико­ны».

Почему на иконе у БОГОРОДИЦЫ три руки

Афон­ская игу­ме­нья

Ска­за­ние об ис­це­ле­нии Иоан­на Да­мас­ки­на бы­ло рас­про­стра­не­но на Свя­той го­ре Афон на­ря­ду с дру­гим, бо­лее древним ска­за­ни­ем о чу­де с неким ико­но­пис­цем серб­ско­го мо­на­сты­ря Хи­лан­дар. Ико­но­пи­сец пи­сал ико­ну Бо­го­ма­те­ри и два­жды сти­рал с нее изо­бра­же­ние тре­тьей ру­ки, ко­то­рое са­мо неиз­вест­но ка­ким об­ра­зом про­яв­ля­лась на дос­ке. По­сле это­го во сне ему яви­лась Пре­свя­тая и по­ве­ле­ла оста­вить об­раз без из­ме­не­ний, «чу­до­тво­ре­ния ра­ди, а не по есте­ству». При­ме­ча­тель­но, что в Хи­лан­да­ре дей­стви­тель­но из­дав­на на­хо­дил­ся (и на­хо­дит­ся до сих пор) чу­до­твор­ный об­раз Тро­е­ру­чи­цы, од­на­ко не с изо­бра­жен­ной на иконе ру­кой, а имен­но с се­реб­ря­ной де­та­лью, при­креп­лен­ной к окла­ду. Этот об­раз мно­ги­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми да­ти­ру­ет­ся XIV сто­ле­ти­ем и счи­та­ет­ся при­ве­зен­ным из Сер­бии. Точ­ных ис­то­ри­че­ских све­де­ний об этом не име­ет­ся, но это пред­по­ло­же­ние от­ча­сти со­гла­су­ет­ся с пре­да­ни­ем. Прав­да, ва­ри­ан­ты это­го пре­да­ния сно­ва раз­ли­ча­ют­ся: по од­ной из вер­сий, ико­на ока­за­лась при­вя­зан­ной к спине ос­ла, од­на­жды при­шед­ше­го к во­ро­там мо­на­сты­ря Хи­лан­дар из Сер­бии, где власть за­хва­ти­ли му­суль­мане. Ме­сто­на­хож­де­ние этой ико­ны во Вве­ден­ской церк­ви Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря свя­за­но с еще од­ним чу­дом: во вре­мя спо­ров бра­тии при вы­бо­ре но­во­го игу­ме­на об­раз Тро­е­ру­чи­цы са­мо­сто­я­тель­но пе­ре­ме­стил­ся из ал­та­ря на игу­мен­ское ме­сто, ука­зы­вая, что са­ма Бо­го­ма­терь яв­ля­ет­ся на­сто­я­тель­ни­цей мо­на­сты­ря. Сле­ды по­чи­та­ния Тро­е­ру­чи­цы в сред­не­ве­ко­вых па­мят­ни­ках на тер­ри­то­рии Сер­бии и со­сед­ней Ма­ке­до­нии немно­го­чис­лен­ны. Сре­ди них от­ме­тим уни­каль­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри в рос­пи­си Бе­лой церк­ви се­ла Ка­ран (1340-1342). Здесь Ма­рия пред­став­ле­на в рост, в длин­ной го­лу­бой ту­ни­ке. Пра­вой ру­кой она дер­жит Хри­ста, а дву­мя ле­вы­ми (имен­но так!) об­ра­ща­ет­ся к Нему. Позд­ний спи­сок с хи­лан­дар­ской ико­ны стал глав­ной ре­лик­ви­ей бол­гар­ско­го Тро­ян­ско­го мо­на­сты­ря, при­чем осо­бен­но­стью это­го об­ра­за яв­ля­ет­ся на­ли­чие не од­но­го, а трех се­реб­ря­ных при­ве­сов в фор­ме ру­ки, за­кры­ва­ю­щих изо­бра­же­ния рук Бо­го­ма­те­ри на иконе.

Читайте также:
К чему снится дождь из золота

Свя­ты­ня с таб­лич­кой

По­чи­та­ние ико­ны Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы в Рос­сии на­ча­лось до­воль­но позд­но и не сра­зу по­лу­чи­ло ши­ро­кую из­вест­ность. Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка пат­ри­арх Ни­кон, стре­мясь утвер­дить Рос­сию как центр пра­во­слав­но­го ми­ра, пе­ре­но­сит в Моск­ву мно­гие гре­че­ские свя­ты­ни и ре­лик­вии. Сре­ди них, к при­ме­ру, бы­ла Ивер­ская ико­на, ко­то­рая впо­след­ствии ста­ла од­ной из са­мых чти­мых в Рос­сии. По прось­бе пат­ри­ар­ха из Хи­лан­да­ра до­став­ля­ют­ся и несколь­ко спис­ков Тро­е­ру­чи­цы. Один из них был за­ка­зан для ца­ри­цы Ма­рии Ильи­нич­ны, дру­гой, при­ве­зен­ный в 1661 го­ду, был по­ме­щен Ни­ко­ном в Вос­кре­сен­ский храм Но­во­и­е­ру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря. Из­вест­но, что необыч­ный об­раз Тро­е­ру­чи­цы сму­щал мо­ля­щих­ся. В на­ча­ле XVIII ве­ка ря­дом с ико­ной бы­ла по­ве­ше­на таб­лич­ка с по­дроб­ным объ­яс­не­ни­ем ее про­ис­хож­де­ния. В ней со­об­ща­лось о чу­дес­ном по­яв­ле­нии на иконе тре­тьей ру­ки у Бо­го­ро­ди­цы в ма­стер­ской ико­но­пис­ца и не упо­ми­на­лось о пре­да­нии, свя­зан­ном с име­нем Иоан­на Да­мас­ки­на. По всей ви­ди­мо­сти, в это вре­мя об­раз и спис­ки с него бы­ли рас­про­стра­не­ны в ос­нов­ном в Москве. Од­на из икон Тро­е­ру­чи­цы на­хо­ди­лась в Свя­то-Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре, дру­гая, на­пи­сан­ная в 1718 го­ду мос­ков­ски­ми ма­сте­ра­ми Ар­те­ми­ем Фе­до­ро­вым и Афа­на­си­ем Ива­но­вым, бы­ла пе­ре­не­се­на в Бе­ло­бе­реж­скую пу­стынь Брян­ской об­ла­сти. Бе­ло­бе­реж­ская ико­на Тро­е­ру­чи­цы на про­тя­же­нии XVIII-XIX ве­ков сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми, и к ней еже­год­но при­ез­жа­ло несколь­ко ты­сяч па­лом­ни­ков. Тре­тья ру­ка на этой иконе бы­ла пред­став­ле­на не как се­реб­ря­ное до­пол­не­ние, а как еще од­на ре­аль­ная ру­ка Бо­го­ма­те­ри, вы­сту­па­ю­щая из-под ма­фо­рия в ниж­ней ча­сти ико­ны в цен­тре. Та­ко­го же ти­па ико­но­гра­фия за­фик­си­ро­ва­на и на дру­гих ико­нах и гра­вю­рах ХVIII-XIX ве­ков. По всей ви­ди­мо­сти, воз­рас­та­ю­щее рас­про­стра­не­ние этих об­ра­зов вы­зва­ло обес­по­ко­ен­ность Си­но­да, вклю­чив­ше­го Тро­е­ру­чи­цу в спи­сок тех икон, что про­ти­во­ре­чат «есте­ству, ис­то­рии и ис­тине». Раз­ли­чия в ти­пах изо­бра­же­ния тре­тьей ру­ки Бо­го­ма­те­ри опи­ра­лись на раз­ные ис­точ­ни­ки — пре­да­ние об Иоанне Да­мас­кине пред­по­ла­га­ло изо­бра­же­ние от­дель­ной се­реб­ря­ной под­вес­ки или ее ими­та­ции; пре­да­ние об ико­но­пис­це поз­во­ля­ло изо­бра­жать все три ру­ки Бо­го­ма­те­ри со­вер­шен­но оди­на­ко­вы­ми.

Несмот­ря на про­ти­во­ре­чия в раз­роз­нен­ных цер­ков­ных пре­да­ни­ях о воз­ник­но­ве­нии об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы, его даль­ней­шей ис­то­рии и раз­ли­чи­ях в спо­со­бе изо­бра­же­ния «тре­тьей» ру­ки, смысл необыч­ной ико­но­гра­фии рас­кры­ва­ет­ся при об­ра­ще­нии к тек­сту тро­па­ря в честь ико­ны. В нем го­во­рит­ся о том, что дву­мя ру­ка­ми Бо­го­ма­терь дер­жит Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, а еще од­на ру­ка сим­во­ли­зи­ру­ет по­кров и за­щи­ту, ко­то­рые она да­ру­ет мо­ля­щим­ся: «Об­раз бо Свя­тыя Тро­и­цы яв­ля­е­ши трие ру­це: две­ма убо Сы­на Сво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, но­си­ши, тре­ти­ею от на­па­стей и бед вер­но к Те­бе при­бе­га­ю­щих из­бав­ля­е­ши».

На иконе изображено серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку. На полях помещены фигуры ангела и святых Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. © Самарский областной художественный музей. В Болгарии Троеручица – список Афонской – святыня Троянской обители. При этом к иконе прикреплены три, а не одна рука. На образе из с. Каран (Сербия, XVI в.) у Богородицы две левых руки, которыми Она указывает на Сына, восседающего на деснице. Третью руку также рисовали, а не приделывали, многие русские иконописцы. 21.

Икона «Троеручица» — значение, в чем помогает, текст молитвы

Если внимательно присмотреться к иконе «Троеручица», можно увидеть некоторую вольность по отношению к анатомии: на этом образе у Пресвятой Богородицы действительно три руки! Эта особенность чуть было не сослужила Троеручице дурную службу: в XVIII столетии Святейший Синод запретил писать образ Божией Матери с тремя руками, так как это противоречит человеческому естеству.

Однако сейчас иконы «Троеручицы» имеются практически во всех православных храмах, а некоторые образы почитаются как чудотворные. И этому есть вполне логичное объяснение: считается, что третья рука у Божьей Матери появилась не из-за оплошности иконописца, а по воле Господа.

Читайте также:
Бурый железняк для чего используется

История обретения иконы Божией Матери «Троеручица»

Существует несколько версий появления иконы Богородицы «Троеручица». Чтобы познакомиться с первой из них, нам нужно спуститься по лестнице истории глубоко вниз, аж до VIII столетия нашей эры.

То было смутное время. Во многих странах христиане подвергались жестоким гонениям. Мало того, единоверцы выступили против единоверцев: началась эпоха иконоборчества.

Иконоборчество – это движение, развернувшееся в Византии в VIII-IX столетии. Его последователи, ссылаясь на слова из Ветхого Завета «не сотвори себе кумира» приравнивали иконы к языческим идолам. В этот период было безвозвратно утрачено множество христианских святынь.

В то время жил великий философ, богослов и оратор Иоанн Дамаскин (Мансур). Несмотря на то, что Иоанн был убежденным христианином, он занимал видное положение при дворе халифа Дамаска, по сути, являясь его советником – неслыханное дело для иноверца!

Дамаскин остро отреагировал на борьбу с христианскими святынями. Он даже написал несколько писем Льву III Исавру, властителю Византийской империи, поощрявшему иконоборчество.

Гордость царя Византии была уязвлена, и он послал халифу Дамаска письмо. В послании Лев уверил халифа в своей дружбе и оклеветал Иоанна Мансура, утверждая, что он строит козни против своего покровителя. В доказательство своим словам царь переслал халифу письмо, написанное якобы Дамаскиным.

Халиф был уязвлен и разгневан. В то время повелители до трех не считали, и он немедля повелел наказать «предателя». Иоанну Мансуру отрубили руку и повесили ее на площади. Стеная от боли и незаслуженной обиды, он отправился домой. Однако несчастному удалось уговорить бывшего покровителя, чтобы ему вернули отсеченную кисть.

Несмотря на нестерпимую боль, Иоанн начал возносить молитвы Пресвятой Богородице. И Пречистая Дева ниспослала ему облегчение и спокойный сон, а по пробуждении Мансур обнаружил, что отрубленная кисть чудесным образом приросла на положенное природой место!

Халиф сразу же простил оклеветанного: после такого знамения сложно было не уверовать в его невиновность. Властитель попросил Иоанна простить его за несправедливость и занять должность, которой он был лишен.

Считается, что окрыленный чудом Иоанн Дамаскин заказал у мастера копию человеческой кисти из чистого серебра. В знак благодарности за чудо она была закреплена на иконе Пресвятой Богородицы Одигитрия (Путеводительница), которой молился невинно пострадавший от клеветы.

Иоанн Дамаскин отказался от предложения халифа и отправился в отправился в монастырь св. Саввы, дабы принять постриг. Житие утверждает, что Иоанн прожил в обители около полувека (до смерти), прославился кротостью, смирением и усердием в богослужении. А икона с тремя руками так и осталась в монастыре.

Далее версии о судьбе святыни расходятся. Не будем описывать их все, ведь факт остается фактом: в конце концов, в XIV столетии, чудотворный образ очутился в Афоне, в монастыре Хиландар и со временем стал его главнейшим духовным достоянием.

В Хиландаре этот образ Пресвятой Богородицы прославился многочисленными чудесами. Главным из них стало предотвращение смуты среди братии. Пока монахи горячо спорили, кого избрать настоятелем обители, икона невероятным образом переместилась из алтаря на место игумена. Спор был прекращен: с тех пор Божья Матерь Дамаскинская является настоятельницей монастыря, а важные решения иноки принимают коллегиально, под руководством иеромонаха-проигумена.

Интересно то, что в Хиландаре рассказывают о другой версии происхождения образа. Якобы третья рука Богородицы на иконе появилась во время ее создания. Иконописец писал образ «по естеству», но у него почему-то «вырастала» третья рука. Так повторялось несколько раз, пока произошедшее не сочли Божьим знамением.

На Русь Дамаскинский образ Божией Матери попал примерно в XVII столетии. Он был написан по просьбе патриарха Никона и представлял собой список с иконы из Хиландара. К сожалению, этот образ был утрачен в смутные десятилетия безбожия, однако с него успели снять несколько списков, которые исправно творят чудеса и поныне.

Наиболее прославленными считаются образы, помолиться которым можно в:

  • Троицком храме Данилова монастыря (Москва);
  • Болгарском подворье в Гончарах (Москва);
  • Успенском Феклином женском монастыре (Калужская область).

Некоторые списки иконы имеют существенные отличия от оригинала. Например, главная святыня Троянского монастыря в Болгарии имеет не одну, а целых три прикрепленных руки. А на образе из сербского села Каран Богородица указывает на Иисуса Христа двумя левыми руками.

Читайте также:
Почему ручки паркер такие дорогие

В русской православной традиции для этой иконы закрепилось название «Троеручица». Практически на всех списках действительно три руки, причем третья не прикреплена, а просто пририсована под правой рукой Богородицы, положенной по естеству.

Иконография и значение иконы

Из вышесказанного понятно, почему икона называется «Троеручица»: на ней действительно изображена Пресвятая Богородица с тремя руками. В остальном отличий от канонических изображений Божией Матери с Иисусом не наблюдается.

По иконографическому типу «Троеручица» – это классическая Одигитрия, то есть, Путеводительница. Это один из самых распространенных типов иконографии Богородицы, якобы восходящий к самому евангелисту Луке, знавшему Марию при земной жизни.

Как и все Одигитрии, «Троеручица» изображает Пресвятую Богородицу и ребенка-Христа, восседающего не ее руке, словно на престоле. Позы Матери и Сына торжественны и вопрошающи, они словно ведут между собой диалог, недоступный стороннему слушателю.

Богородица указывает рукой на Сына. Этим она будто говорит: вот он, ваш единственный путь к Спасению. Господь открыт для каждого из нас, а она сделает все возможное, чтобы он простил даже закоренелого грешника.

Иисус в образе ребенка восседает на согнутой руке матери. Одна его рука благословляет молящихся, складываясь в хризму, а во второй можно увидеть свиток со Словом Божьим, которое Иисус несет всему миру.

Хризма – это монограмма, складывающаяся из первых букв имени Иисуса Христа. При рассмотрении благословляющей руки Спасителя на Одигитрии с разных позиций можно увидеть перекрещенные литеры «Х» и «Р», ставшие одним из самых узнаваемых символов христианства.

Значение иконы Троеручица понятно даже человеку, далекому от вопросов богословия. Как Одигитрия она указывает каждому из нас путь к Спасению, который визуализирует Иисус Христос. А третья рука на иконе напоминает: возможно самое невероятное чудо, стоит только уверовать в Господа нашего Иисуса Христа.

В чем помогает «Троеручица» и куда ее вешать в доме

В жизни каждого из нас бывают моменты, когда приходится надеяться только на чудо. И икона БМ «Троеручица» подтверждает: чудеса Божии возможны, ведь казалось бы, Иоанн Дамаскин просил Богородицу о немыслимом – вернуть отрубленную руку и восстановить поруганное имя. И если второе можно как-то объяснить с рационалистической точки зрения, то первое – это истинное Чудо с большой буквы.

Искренняя и усердная молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Троеручица» помогает в решении многих проблем, особенно в:

  • исцелении различных заболеваний и травм (особенно опорно-двигательного аппарата);
  • возвращении доброго имени и защите оклеветанных;
  • укреплении веры и избавлении от греха уныния.

Икону Божьей Матери принято размещать рядом с центральным образом Христа в домашнем иконостасе в «красном углу». Впрочем, большую икону можно повесить и отдельно на любой свободной стене, а для личных молений лучше приобрести небольшой карманный образок или медальон с изображением «Троеручицы».

Икона БМ «Троеручица» особенно почитается домохозяйками и рукодельницами. В народе считается, что третья рука Пресвятой Богородицы символизирует усердие и помощь в работе по дому, ведь иногда женщинам, чтобы справиться с домашними делами, действительно не помешала бы еще одна рука!

Текст молитвы перед иконой «Троеручица» на всякую потребу

Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра-вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:
Какие камни измеряются в каратах

Молитва Пресвятой Богородице об исцелении

О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изоб­ражению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Милость Пресвятой Богородицы бесконечна и бескорыстна. Она доступна каждому из нас, нужно лишь искренне верить и усердно молиться – и чудо непременно произойдет. История Иоанна Дамаскина и множество современных чудес, зафиксированных в церковных книгах – зримое тому подтверждение!

Почитание иконы Богоматери Троеручицы в России началось довольно поздно и не сразу получило широкую известность. В ней сообщалось о чудесном появлении на иконе третьей руки у Богородицы в мастерской иконописца и не упоминалось о предании, связанном с именем Иоанна Дамаскина. По всей видимости, в это время образ и списки с него были распространены в основном в Москве. Одна из икон Троеручицы находилась в Свято-Даниловом монастыре, другая, написанная в 1718 году московскими мастерами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым, была перенесена в Белобережскую пустынь Брянской области.

Зачем Богородице третья рука? Икона Богоматери «Троеручица»

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление. Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило?

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление. Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило?

Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.

Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

икона Троеручица, деревенская икона XIX века

Троеручица, деревенская икона XIX века

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

икона Троеручица, монастырь Хиландар, Афон

Троеручица, монастырь Хиландар, Афон

Икона Божией Матери «Троеручица» и её значение

Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого Иоанна Дамаскина.

Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Читайте также:
Камень заостренный человеком с помощью других камней это

Об иконе Троерцчица. На снимке - прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа — хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.

Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой — вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.

За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.

Икона Троеручица современная

Троеручица, современная икона

Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.

Икона Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев

Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Икона Божией Матери Троеручица События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписывались, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой. Дамаск.

"Источники"
  • https://azbyka.ru/days/p-troeruchica-strannaja-ikona
  • https://sunlight.net/wiki/ikona-troeruchitsa-znachenie-v-chem-pomogaet-tekst-molitvy.html
  • https://www.pravmir.ru/zachem-bogorodice-tretya-ruka-1/

Рейтинг
Загрузка ...