Почему нельзя продавать ювелирные изделия через интернет

Вопрос о возможности торговли ювелирными изделиями в сети интернет до сих пор является очень актуальным для участников соответствующего рынка и продолжает обсуждаться и изучаться на различных отраслевых форумах и иных площадках.

В одном из кейсов нам удалось на практике столкнуться и помериться силами с надзорным органом в вопросе допустимости реализации ювелирных изделий с помощью интернет-сайта.

Всё началось с того, что несколько московских ювелирных компаний столкнулись с ситуацией, когда их сайты, через которые распространялась информация о товаре, были заблокированы органом Роскомнадзора.

В ходе определения причин блокировки выяснилось, что основанием послужило решение Альменевского районного суда Курганской области. Одним судебным актом были заблокированы сайты сразу двух компаний.

*** Альменево – небольшое село в Альменевском районе Курганской области, чье население, судя по данным «Википедии», составляет чуть менее 4 000 человек.

Как следовало из текста решения, который удалось получить только через 4 месяца после его вынесения, прокурор Альменевского района Курганской области обратился в Альменевский районный суд с иском, в котором просил

Интернет продажи ювелирных изделий и камней

признать информацию о способах совершения публичных оферт изделий из драгоценных камней дистанционным способом, размещенной на сайтах в сети интернет, информацией, размещение которой запрещено.

Правовое обоснование данного требования было следующим:

— Пунктом 5 «Правил продажи товаров дистанционным способом» (Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом») запрещена продажа дистанционным способом товаров, чья реализация ограничена законодательством РФ.

— Указом Президента РФ от 22.02.1992 N 179 (ред. от 30.12.2000) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», драгоценные камни и изделия из них относятся к товару, который запрещен к свободной реализации.

— драгоценные камни, согласно Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», — это [перечисление] широкий перечень конкретных видов камней.

По логике прокуратуры, через сайты ювелирных компаний, которые находятся в г. Москве и торгуют на территории всей России, осуществляется реализация драгоценных камней, которые ограничены в обороте и не могут быть предметом свободной продажи.

Суд первой инстанции, особо не разбираясь в подробностях, требование прокуратуры удовлетворяет и в мотивировочную часть судебного акта слово в слово копирует позицию прокуратуры.

Интересную деталь мы обнаружили, когда ознакомились с протоколом судебного заседания. Суд интересовался у прокурора, «есть ли у спорных сайтов собственник». На что прокурор ответил, что такой информации не имеется. Суд не стал спорить и разбираться.

Читайте также:
Как обработать янтарь в домашних условиях сырец

Собственно, первая инстанция даже не сочла нужным разобраться в том, могут ли чьи-то права быть затронуты блокировкой интернет ресурсов…, а надзорный орган даже в апелляции продолжал настаивать на том, что блокировка сайта не может повлиять на права компании, которая этим сайтом пользуется.

Покупка золота и серебра через интернет | Шейх ‘Адиль ибн Ахмад

Итак, мы подошли к ситуации, когда судебный акт, вступивший в законную силу 4 месяца назад, лишал нашего доверителя возможности рекламировать свои изделия в сети интернет. Самым страшным в этой ситуации была даже не одиночная блокировка сайта, а то, что данный судебный акт стал бы серьёзным прецедентом, чтобы ограничить возможность любой рекламы (и иного продвижения) ювелирных изделий для любой ювелирной компании.

*** Когда мне довелось представлять интересы доверителей в Альменевском районном суде, я от скуки решил изучить информационный стенд со сведениями о делах, которые находятся в производстве. В течение недели, суд предполагал рассмотреть ещё несколько дел, которые, судя по описанию, были аналогичны описанному спору.

Восстановив пропущенные на подачу апелляционной жалобы сроки, мы решили сфокусировать внимание суда апелляционной инстанции на следующих моментах.

*** Сроки восстанавливались также не без проблем. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока в первый раз было отклонено судом первой инстанции, который счел, что права апеллянта, в чьем пользовании находится интернет сайт, не нарушаются. Только после подачи частной жалобы нашими коллегами, областной суд восстановил срок на подачу апелляционной жалобы.

Отличие правового режима «ювелирных изделий» от правового режима драгоценных камней /металлов и изделий из них.

Ювелирные изделия отличаются от драгоценных камней и изделий из драгоценных камней. Ювелирные изделия – конечный продукт, в производстве которого используются драгоценные камни и металлы, предназначенный для дальнейшей реализации потребителю.

Правовым обоснованием данного довода послужило следующее:

— Приказ Роскомдрагмета от 30.10.1996 N 146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным»

— Диспозиция ст. 191 УК РФ (Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга);

— Всероссийский классификатор продукции разделяет ювелирные изделия (группа ОКП –964000) и изделия из драгоценных металлов (ОКП-199500);

— Официальная позиция Российской Пробирной палаты, которая на своём официальном сайте указывает на то, что ювелирные изделия не являются ограниченным в обороте товаром.

— Заключение «гильдии ювелиров России».

Как следствие, драгоценные камни и ювелирные изделия не являются тождественным объектом и подпадают под разное правовое регулирование.

Дополнительно мы представили доводы об отсутствии прямого запрета на реализацию и распространение информации о ювелирных изделиях, а также описание пороков в доказательствах, которые были представлены надзорным органом.

Что касается доказательств. В материалах дела имелись ненадлежащим образом заверенные распечатки с сайтов, на которых якобы распространяется информация, а также распечатки с сайта Роскомнадзора, из которой следует, что спорные сайты не занесены в реестр запрещенных.

Читайте также:
Патчи черный жемчуг для чего

В апелляционной инстанции прокуратура попыталась усилить позицию по доказательствам, приобщив различные рапорты, протоколы осмотра, подписанные неизвестными лицами без вызова заинтересованных компаний и т.д.

Рассмотрение апелляционной жалобы в Курганском областном суде длилось 3 судебных заседания, при этом суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.

Несмотря на мой личный скепсис, который подкреплялся лояльностью судов к надзорному органу, судебное решение Альменевского районного суда было отменено в полном объёме.

Суд пришел к следующим выводам:

— «…понятия драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них и ювелирных изделий законодательно разграничены и имеют четкие определения»

Таким образом, суд соглашается с позицией о разном правовом статусе и режиме ювелирных изделий и драгоценных камней / металлов, а также изделий из них. Полагаю, что это касается и режима реализации и рекламы с использованием интернет-сайтов.

— «прокурором не представлено доказательств того, какие именно изделия предлагаются к реализации на интернет-сайтах с сетевыми адресами <. >, а также того, что эти изделия изготовлены исключительно из драгоценных камней, как то указано в заявлении прокурора».

Вполне логично, так как таким доказательством могла служить лишь товароведческая экспертиза…

— «Доводы заинтересованных лиц о том, что на указанных сайтах предлагаются к реализации ювелирные изделия, а также о том, что ювелирные изделия не ограничены в обороте, прокурором в установленном законом порядке также не опровергнуты».

В продолжение о различии правовых статусов.

— «Из буквального толкования приведенных норм права следует, что законодательный запрет установлен в отношении деятельности по свободной реализации драгоценных и редкоземельных металлов и изделий из них, драгоценных камней и изделий из них».

Нельзя не отметить, что надзорный орган, на мой взгляд, был плохо готов к процессу, выбрал ненадлежащий способ защиты права, а также не представил достаточных доказательств. Однако сам прецедент, когда суд анализирует возможность продажи / рекламы ювелирных изделий с использованием сети интернет, может помочь в существующей на сегодняшний день дискуссии о том, можно ли торговать / рекламировать ювелирные изделия с помощью интернет ресурсов.

Ничто в данной статье не может служить доказательством в рамках судебного или иного разбирательства. Опубликованный материал является личным мнением автора, подкрепленным данными, взятыми из открытых источников.

Источник: zakon.ru

Запреты, ограничения и ответственность в торговле через интернет-магазин

Электронная коммерция «e-commerce» набирает колоссальные обороты, переводя привычное взаимоотношения в электронной формат, когда реализация и приобретение товаров, работ или услуг, а также, правоотношения сторон, связанных с заключением, прекращением и изменением таких договоров, осуществляются посредством сети интернет «internet».

Возможности, которые предлагает интернет «internet» безграничны, что предполагает необходимость регулирования взаимоотношений сторон в данной отрасли, ограничивая продажу определенной группы продукции, что, по мнению законодателя, является необходимой мерой.

Читайте также:
Часы Айфон наручные женские все модели

Это наиболее актуальная и часто запрашиваемая информация при оказании юридического сопровождения интернет-магазинов и иных площадок по реализации различного рода товаров, поскольку ранее имеющиеся запреты постепенно ослабляются или снимаются (полностью и / или частично).

Это касается, например, частичного снятия запретов на розничную реализацию лекарственных средств и препаратов рецептурного назначения, а также, не содержащих в своем составе наркотических и психотропных веществ. Принятие такого решения было ускорено и вызвано внешними обстоятельствами (коронавирусная пандемия «covid 2019»).

Также, такой запрет был снят с продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов / или драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней, которые также можно реализовывать дистанционным способом, но с учетом особенностей, установленных действующим законодательством РФ.

Настоящий обзор коснется запретов, ограничений и ответственности, установленных нормативно правовыми актами законодателя при обороте товаров в электронной торговле, как отдельный способ их реализации, минимизируя возможность возникновение каких-либо арбитражных споров.

Чем регулируется интернет торговля

Действующее законодательство только находится на стадии становления в области регулирования электронной торговли «e-trade», но, несмотря на это, законодатель проводит сбалансированное регулирование в области дистанционной торговли, что является важным для дальнейшего развития удаленной коммерческой деятельности, основной целью которого является извлечение прибыли.

В основной своей массе, электронной торговля представлена интернет-магазинами «online shop», различными сервисами, приложениями и иными площадками, которые предполагают коммуникацию продавца с покупателями в онлайн «online» режиме, когда выбор товара и его приобретение осуществляется без реального ознакомления с ним.

Это ключевое отличие от офлайн «offline» торговли, которому присущ иной порядок приобретения товара, непосредственно в месте его продажи, где осуществляется ознакомление и его приобретение.

Основной рынок электронной коммерции направлен на сегмент «d2c», то есть, на конечного потребителя, который использует приобретенные товары для личных и семейных нужд, но и один из самых рисковых, связан с финансовыми притязаниями, сопровождающиеся юридическими услугами по защите прав потребителей.

На территории российской федерации действуют следующие нормативно правовые акты, регулирующие оборот товаров, осуществляемых посредством дистанционного способа реализации, потребителями которых могут выступать юридические и физические лица:

  • гражданским кодексом (ст. 497)
  • о защите прав потребителей (ст. 26.1)
  • о рекламе (ФЗ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ)
  • правилами продажи товаров дистанционным способом (ПП РФ от 27.09.2007 года № 612)
  • об информации, информационных технологиях и о защите информации (ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ)
  • о средствах массовой информации (ФЗ от 27.12.1991 года № 2421-1)
  • об административных правонарушениях
  • о применении ККТ при осуществлении расчетов на территории РФ (ФЗ от 22.05.2003 года № 54-ФЗ)
  • правилами продажи отдельных видов товаров (ПП РФ от 19.01.1998 года № 55)
  • иное
Читайте также:
Пропадают чайные ложки из дома что значит

Означенный перечень нормативно правовых актов не является исчерпывающим, применяется в зависимости от перечня реализуемых товаров, способа проводимой рекламной компании и иных не мене важных нюансов.

Ограничения и запреты

Это ключевой вопрос, запрашиваемый компаниями при сопровождении бизнеса, поскольку несоблюдение запретительных мер на реализацию товаров посредством сети интернет, может повлечь негативные последствия для бизнеса в целом.

Указом Президента РФ от 22.02.1992 года № 179 определен перечень товаров, свободная продажа которых находится под запретом, являясь исчерпывающим, находится в открытом доступе.

Кроме того, законодатель выделяет следующий их перечень, оборот которых свободен, но реализация с помощью сети интернет, запрещена:

основание:

ПП РФ от 05.06.2018 года № 651

основание:

ФЗ от 12.04.2010 года № 61-ФЗ

основание:

СанПиН 2.3.2.1290-03, письмо ФАС России от 22.03.2016 года № АК/1858/16

С 2021 года данные требования могут быть отменены

основание:

ФЗ от 23.02.2013 года № 15-ФЗ

основание:

ФЗ от 19.07.1997 года № 109-ФЗ, ПП РФ от 19.01.1998 года № 55

основание:

ФЗ от 26.03.1998 года № 41-ФЗ

основание:

ФЗ от 13.12.1996 года № 150-ФЗ

основание:

ФЗ от 08.01.1998 года № 3-ФЗ

основание:

ФЗ от 22.03.2003 года № 34-ФЗ

Указанный перечень товаров, не подлежащих свободному обращению, является исчерпывающим, со временем может быть дополнен или упразднен, в зависимости от решения государства в данном вопросе.

Ответственность субъектов предпринимательской деятельности

В случае выявления факта продажи поименованных выше товарных позиций, посредством дистанционного способа, компания, ее должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности, при условии установления и выявления такого факта, выражаются в предупреждении, штрафе, приостановлении деятельности, конфискации, лишения свободы и т.п.

Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.

Узнавайте по телефону +7 (495) 741-84-78 или заполнив форму обратной связи.

Источник: www.nobele-business.ru

В России могут легализовать продажу ювелирных изделий через Интернет

Председатель Союза ювелиров Северо-Западного федерального округа Александр Горыня Тут я бы сказал двойное мнение. Дешевые украшения, то есть ювелирная бижутерия онлайн продается во всем мире, а украшения с драгоценными камнями, природные бриллианты первой группы, изумруды, сапфиры и так далее, их, на мой взгляд, продавать нельзя, потому что здесь масса вопросов по камням.

Когда заказываешь онлайн, тебе приносит курьер, показывает, берешь-не берешь. Характеристику камня в таких условиях практически определить невозможно. На рынке фактически произойдет следующее: розничную ювелирную сеть это подорвет. Магазины ювелирные, которые сейчас существуют, вынуждены будут просто-напросто закрыться.

Онлайн-продажи ювелирных изделий в Интернете ограничены в связи с указом президента от 22 февраля 1992 года, который запрещает свободную реализацию драгоценных материалов и камней. Фактически онлайн-продажи существуют, поэтому нововведение не отразится на рынке.

Читайте также:
Как отличить жадеит

Генеральный директор сети «Ювелирторг» Сергей Богомолов Существует ассоциация онлайн продаж. То, что де-факто де-юре будет, здесь вопрос не совсем ювелирный, это вопрос привязки платежной системы к сайту, к интернет-магазину.

Если продажа осуществляется в пункте выдачи и там происходит оплата, а человек нашел изделие, предположим, в интернет-магазине, то это не онлайн продажа, это продажа в пункте выдачи. Вопрос лишь в том, насколько будет покупатель доверять магазину, где он осуществляет реальную онлайн покупку, то есть платит с карты за еще недоставленную вещь.

Остальные продажи – к вам приезжает продавец-курьер с терминалом. Это онлайн продажа? В моем понимании это не онлайн продажа, это продажа с доставкой курьером, и покупкой и осмотром изделия по месту доставки. Если оплата не дистанционно, это мало чем отличается от розничной торговли.

Отвечая на вопрос о легализации интернет-продаж ювелирных изделий, Алексей Моисеев отметил — цитата — «Там целый ряд вопросов, связанных с Росфинмониторингом и прочими. Я считаю, что российские компании в этом смысле проигрывают, поэтому почему бы этого не сделать».

Генеральный директор компании «Русские самоцветы» Сергей Докучаев Оцениваем это положительно. Нужно было сделать еще давным-давно. Продажи через интернет во всем мире растут, в том числе и в ювелирном сегменте. Несмотря на то, что рынок падает в России, я имею ввиду ювелирный, идет сокращение продаж, использовать этот канал всегда хорошо.

Основной вопрос – всегда человек хочет померить. Первое – человек может прийти померить в магазине, потом найти в интернете дешевле и купить в интернете, но предварительно померив это изделие. Второй вариант – человек может найти в интернете, посмотреть где это есть в офлайновом магазине, приехать, посмотреть и может быть купить в магазине, если цена такая же.

Поэтому здесь онлайн поддержка офлайновых продаж существует. У нас по закону обмен и возврат ювелирного украшения не предусмотрен, поэтому человек опасается купить не увидев изделия, привезут кота в мешке. С точки зрения криминала даже если рассмотрим вариант.

Если ты заказываешь ювелирное украшение на дом и не оплатил его, то риски достаточно высокие, что это может быть мошенническая схема, или просто грабеж. Это на сегодняшний день несколько рисковая тематика. Когда это все будет легализовано, появятся и доставки, и страховые компании будут страховать тех людей, которые будут осуществлять доставки.

Как передает RT со ссылкой на пресс-службу Роскомнадзора, в настоящее время заблокировано пять сайтов онлайн-магазинов, где дистанционно реализовывали ювелирную продукцию. По данным «Известий», рынок онлайн-продаж ювелирных изделий в прошлом году вырос в три раза – до 12 млрд. рублей.

Источник: bfmspb.ru

Рейтинг
Загрузка ...