Почему носили одну серьгу казаки

Фотография

Кадетъ

  • Участник форума
  • 259 сообщений

Отправлено 25 Июнь 2005 — 01:14

Помните, у Шолохова в «Тихом Дону»:

. Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть
ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости
на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную
полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе
доходил до беспамятства и , как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую,
а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Вот, такая серьга батарейца 6-й Донской казачьей батареи Панфилова Константина Михайловича.

История появления казачества: Зачем казаки носили чубы и серьги


Мотив серьги полумесяцем в виде змея, попираемого крестом, появился после последней
турецкой войны. До этого, носили в левом ухе единственные сыновья в роду простые мамкины
дукачи.

Источник: www.sammler.ru

Символика казаков

Казачьи символы и знаки принадлежали казачьей общине, пере­давались вме­сте с символа­ми атаманства. Храни­лись у очередного ата­мана или в атаманском правлении. У донских каза­ков в древнос­ти — красный или парчовый кафтан, чер­ная шапка на половину выше обыч­ной папахи. Печать на ру­кояти или на перстне вру­чалась атама­ну при выбо­рах и служила символом хозяйственной и дипломати­ческой функ­ций атамана. Ею скрепля­лись все доку­менты, при­надлежала она общине и передавалась от атамана к атаману.

Знак Астраханского казачьего войска имел в основе геральдический синий щит, наложенный на скрещенные пики и ружья. На середине щитка круглый медальон, верхкоторого светло — синий, а низ зеленый, сизображением скачущего по полю всадника в краснорй одежде.

Знамя — символ полкового, войскового объединений, святы­ня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допус­кая его оскорбления или осквер­нения. Первоначально у казаков было символом договора на вы­полнение каких-либо обяза­тельств с иностранными госуда­рями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, выполняв­ших роль музея.

Читайте также:
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста рассказчику и закадычному другу сережке

Сабля — обычно укра­шенная, ста­ринная — тоже один из символов атаманства. Лич­но ему не при­надлежала, а была у него на хранении на вре­мя правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.

Бунчук — знак ставки, символ атамана в походе, при­надлежал войс­ковому соеди­нению, в походе и в бою следо­вал за командующим. В мир­ное время хра­нился в церкви, выносился толь­ко по праздни­кам как под­тверждение его значимости и присутствия атамана. В ар­мии часть функ­ции бунчука унаследовали пол­ковые и именные штандарты.

Почему пираты носили в ухе серьгу?

Булава, пернач — символ во­енной власти, которой наделяет­ся атаман (у запорожцев — гетман).

Насека — посох с металли­ческим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших на­секой. Символ гражданской вла­сти атаманов всех степеней.

Медаль — личный знак атамана, носи­лась на шее, поверх галсту­ка, и выпуска­лась на каф­тан между его бортами. На лицевой сто­роне бывали надписи: «Атаман ста­ницы. », впоследствии портрет государя. На оборотной стороне гравировались имя и фамилия атамана и годы его правления. После окончания срока атаманства отдавалась бывшему атама­ну на память.

В случае вторично­го избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные, в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил това­рищ атамана.

Чернильница — знак писаря. Медная с ушками, носилась при­вязанной к поясу. В XIX в., когда писарей стали нанимать, исчез­ла из обихода. На смену этому знаку пришла книга.

Казна — железный ящичек, ларец с казною — знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

Книга — тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы Круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тет­радь. Главная тетрадь, т.н. ата­манское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыс­кать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.

Читайте также:
Сережки для мужа что это

Нагайка — знак есаула и приставов на Кругу. В повсед­невной жизни — знак власти полноправного строевого каза­ка. В некоторых станицах нагай­ку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке двери в спальню.

Как знак полной покорности и уважения, могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или ста­рика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцело­вать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что по­корность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.

Шапка шилась по специаль­ному образцу. Первоначально — «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак получе­ния казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем — фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке.

Иногородние и гости — не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Шашка (первоначально сабля) — символ всей полноты прав казака, также означала, что он обладает паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

В церкви, в момент слушания евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готов­ность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в се­мье на видном месте. Передавалась от деда к вну­ку, когда старик терял силы и ме­нял шашку на по­сох. На Кругу голо­совали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел.

По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определённый срок. Следую­щим наказани­ем было исклю­чение из станицы и казаче­ства.

Читайте также:
Вторая серьги дырка в ухе какие

Погоны — неотъемлемая часть одежды казака стро­евого возраста. Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офи­церские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизнен­но.

Башлык — у большинства каза­ков тоже был наделен символи­ческим значением. В зависимо­сти от того, как повязывался башлык, можно было узнать воз­раст казака. Завязанный на гру­ди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещен­ный на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает.

Посох — символ старости и мудрости. Члены совета стариков сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по де­лам церковной общины, палом­ники. Поднятый посох означал призыв Крута к молчанию. Шап­ка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение.

Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи при­крывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение при­надлежности к казачьему сосло­вию, а по цвету — к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных плате­жей, символом казачьей незави­симости и национальной обособленности.

У астраханского казачества — желтые лампасы. Почему? На этот счет есть множество легенд. Самая распространенная: желтыми лампасами казаков наградили в наказание.

Серьги (у мужчины) означали его роль и место в роду. Так, един­ственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. После­дний в роду, где нет кроме него на­следников по мужской линии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символичес­кого, сакрального языческого древнего оберега, играли и ути­литарную роль.

Командир при равнении налево и направо ви­дел, кого следует в бою поберечь. Мужчины — казаки, как прави­ло, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье. На правой — просва­тана. Кольцо с бирюзой — же­них служит (бирюза — камень тоски).

Золотое кольцо на пра­вой руке — замужняя, на левой — разведенная (развод у каза­ков существовал всегда). Два зо­лотых кольца на одном пальце левой руки — вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив коль­цо при венчании, он на руке его не носил, иногда носил в ладан­ке).

Читайте также:
Серьги как у юнги

Источник: komarkelov.ru

«Одинец»: почему некоторые казаки носили серьги

Образ казака в народной памяти имеет интересную особенность — часто лихих удальцов изображают с серьгой в ухе. Зачем казаки украшали себя таким образом? Ведь дело не только во внешней привлекательности.

Происхождение казаков

Казаки — специфическая этно-социальная общность или особый субэтнос, сформировавшийся на основе служилого вольного народа, проживавшего на окраинных территориях восточной Европы. Некоторые казацкие историки считают, что происхождение данного военизированного народа имеет отношение к хазарам, которые в X веке практически «растворились» во многих других этносах, прежде всего в тюркоязычных.

Соответственно появление казачества они относят к XI — XII векам. Русские исследователи, такие как археолог, востоковед и этнограф Лев Гумилев, а также специалист по средневековой истории стран Кавказа и Закавказья, Ирана и Древней Руси Анатолий Новосельцев, указывали на 1395 год. Им был датирован документ, в котором впервые было упомянуто слово «козак», по отношению к некоему батраку, очевидно говорившему на смеси тюркских и славянских слов. Культурные традиции, которые и сегодня хранят казацкие семьи, действительно имеют корни тюркских, а также кавказских народов. Одной из них является прокалывание и ношение серег.

Родовой смысл серьги

Среди некоторых современных казаков существует легенда, что ношение серег имеет определенный родовой смысл. Украшение в левом ухе означает, что казак – единственный сын у своих родителей. Если он вешает серьгу в правое, то это символизирует, что он – последний мужчина в своем роду, и у него нет ни братьев, ни племянников, ни кузенов. Серьги в обоих ушах свидетельствуют, что казак – вовсе единственный ребенок в семье, и у него нет даже сестер. К таким мужчинам было особое отношение казачьих командиров.

Однако в книге «История казачества России», русского и советского писателя, публициста-историка, Михаила Астапенко, говорится, что во многих архивных документах дореволюционного времени, в описании казаков всегда присутствует серьга, даже в том случае если мужчина не помнит ни отца, ни матери и понятия не имеет, есть ли у него родня. Традиция ношения серьги в ухе действительно имеет древнее, родовое, но совсем другое значение.

Читайте также:
Серьги из латуни отзывы

Обряд инициации

Византийский писатель и историк X века Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича, отмечал, что «…В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным…»

Современные историки указывают, что до XII века многие славянские и азиатские князья и ханы прокалывали себе одно ухо и такая серьга на Руси называлась «одинец». Порой она украшалась изображениями тотемных животных, несла на себе некоторые фамильные знаки или являлась простым полукольцом, но ее дужка всегда была выполнена в форме иголки и именно ею прокалывали ухо. Но кто это делал и зачем?

У потомственного донского казака, офицера русской и белой армий, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн и поэта, Николая Туроверова, есть стихотворение «Серьга казака». Оно начинается так:

«Был мальчиком. И тетка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль…»

Фактически автор обрисовывает обряд инициации, когда старший из племени, заставляя мальчика вытерпеть боль (своего рода гибель и возрождение), рассказывает ему об истории происхождения рода, и при этом оставляет ему знак, символизирующий, что он – теперь мужчина, охотник и боец. В древней Азии и Восточной Европе носить в ухе серьгу мог только сильный и удалой воин, который уже встречал в своей жизни смерть. Казаки сохранили этот обычай, как и многие другие, ранее являвшиеся элементами культуры других народов.

Источник: 103news.com

Рейтинг
Загрузка ...