Кадетъ
- Участник форума
- 259 сообщений
Отправлено 25 Июнь 2005 — 01:14
Помните, у Шолохова в «Тихом Дону»:
. Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть
ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости
на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную
полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе
доходил до беспамятства и , как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую,
а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.
Вот, такая серьга батарейца 6-й Донской казачьей батареи Панфилова Константина Михайловича.
История появления казачества: Зачем казаки носили чубы и серьги
Мотив серьги полумесяцем в виде змея, попираемого крестом, появился после последней
турецкой войны. До этого, носили в левом ухе единственные сыновья в роду простые мамкины
дукачи.
Источник: www.sammler.ru
Символика казаков
Казачьи символы и знаки принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного атамана или в атаманском правлении. У донских казаков в древности — красный или парчовый кафтан, черная шапка на половину выше обычной папахи. Печать на рукояти или на перстне вручалась атаману при выборах и служила символом хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы, принадлежала она общине и передавалась от атамана к атаману.
Знак Астраханского казачьего войска имел в основе геральдический синий щит, наложенный на скрещенные пики и ружья. На середине щитка круглый медальон, верхкоторого светло — синий, а низ зеленый, сизображением скачущего по полю всадника в краснорй одежде.
Знамя — символ полкового, войскового объединений, святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков было символом договора на выполнение каких-либо обязательств с иностранными государями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, выполнявших роль музея.
Сабля — обычно украшенная, старинная — тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.
Бунчук — знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению, в походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам как подтверждение его значимости и присутствия атамана. В армии часть функции бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.
Почему пираты носили в ухе серьгу?
Булава, пернач — символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев — гетман).
Насека — посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекой. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.
Медаль — личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука, и выпускалась на кафтан между его бортами. На лицевой стороне бывали надписи: «Атаман станицы. », впоследствии портрет государя. На оборотной стороне гравировались имя и фамилия атамана и годы его правления. После окончания срока атаманства отдавалась бывшему атаману на память.
В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные, в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.
Чернильница — знак писаря. Медная с ушками, носилась привязанной к поясу. В XIX в., когда писарей стали нанимать, исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла книга.
Казна — железный ящичек, ларец с казною — знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.
Книга — тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы Круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т.н. атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.
Нагайка — знак есаула и приставов на Кругу. В повседневной жизни — знак власти полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке двери в спальню.
Как знак полной покорности и уважения, могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.
Шапка шилась по специальному образцу. Первоначально — «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак получения казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем — фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке.
Иногородние и гости — не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
Шашка (первоначально сабля) — символ всей полноты прав казака, также означала, что он обладает паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.
В церкви, в момент слушания евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда старик терял силы и менял шашку на посох. На Кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел.
По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.
Погоны — неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
Башлык — у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Завязанный на груди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает.
Посох — символ старости и мудрости. Члены совета стариков сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Крута к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение.
Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету — к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.
У астраханского казачества — желтые лампасы. Почему? На этот счет есть множество легенд. Самая распространенная: желтыми лампасами казаков наградили в наказание.
Серьги (у мужчины) означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального языческого древнего оберега, играли и утилитарную роль.
Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Мужчины — казаки, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье. На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза — камень тоски).
Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил, иногда носил в ладанке).
Источник: komarkelov.ru
«Одинец»: почему некоторые казаки носили серьги
Образ казака в народной памяти имеет интересную особенность — часто лихих удальцов изображают с серьгой в ухе. Зачем казаки украшали себя таким образом? Ведь дело не только во внешней привлекательности.
Происхождение казаков
Казаки — специфическая этно-социальная общность или особый субэтнос, сформировавшийся на основе служилого вольного народа, проживавшего на окраинных территориях восточной Европы. Некоторые казацкие историки считают, что происхождение данного военизированного народа имеет отношение к хазарам, которые в X веке практически «растворились» во многих других этносах, прежде всего в тюркоязычных.
Соответственно появление казачества они относят к XI — XII векам. Русские исследователи, такие как археолог, востоковед и этнограф Лев Гумилев, а также специалист по средневековой истории стран Кавказа и Закавказья, Ирана и Древней Руси Анатолий Новосельцев, указывали на 1395 год. Им был датирован документ, в котором впервые было упомянуто слово «козак», по отношению к некоему батраку, очевидно говорившему на смеси тюркских и славянских слов. Культурные традиции, которые и сегодня хранят казацкие семьи, действительно имеют корни тюркских, а также кавказских народов. Одной из них является прокалывание и ношение серег.
Родовой смысл серьги
Среди некоторых современных казаков существует легенда, что ношение серег имеет определенный родовой смысл. Украшение в левом ухе означает, что казак – единственный сын у своих родителей. Если он вешает серьгу в правое, то это символизирует, что он – последний мужчина в своем роду, и у него нет ни братьев, ни племянников, ни кузенов. Серьги в обоих ушах свидетельствуют, что казак – вовсе единственный ребенок в семье, и у него нет даже сестер. К таким мужчинам было особое отношение казачьих командиров.
Однако в книге «История казачества России», русского и советского писателя, публициста-историка, Михаила Астапенко, говорится, что во многих архивных документах дореволюционного времени, в описании казаков всегда присутствует серьга, даже в том случае если мужчина не помнит ни отца, ни матери и понятия не имеет, есть ли у него родня. Традиция ношения серьги в ухе действительно имеет древнее, родовое, но совсем другое значение.
Обряд инициации
Византийский писатель и историк X века Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича, отмечал, что «…В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным…»
Современные историки указывают, что до XII века многие славянские и азиатские князья и ханы прокалывали себе одно ухо и такая серьга на Руси называлась «одинец». Порой она украшалась изображениями тотемных животных, несла на себе некоторые фамильные знаки или являлась простым полукольцом, но ее дужка всегда была выполнена в форме иголки и именно ею прокалывали ухо. Но кто это делал и зачем?
У потомственного донского казака, офицера русской и белой армий, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн и поэта, Николая Туроверова, есть стихотворение «Серьга казака». Оно начинается так:
«Был мальчиком. И тетка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль…»
Фактически автор обрисовывает обряд инициации, когда старший из племени, заставляя мальчика вытерпеть боль (своего рода гибель и возрождение), рассказывает ему об истории происхождения рода, и при этом оставляет ему знак, символизирующий, что он – теперь мужчина, охотник и боец. В древней Азии и Восточной Европе носить в ухе серьгу мог только сильный и удалой воин, который уже встречал в своей жизни смерть. Казаки сохранили этот обычай, как и многие другие, ранее являвшиеся элементами культуры других народов.
Источник: 103news.com