— Эволюция и двигателей, и катализаторов шла постепенно. Выхлопные газы у двигателей, например в Европе и Японии, имеют очень высокие температуры. Платина в катализаторах у автомобилей с бензиновыми двигателями по достижении температур в 600-700 градусов спекается и перестает работать как катализатор. А палладий работает при температурах свыше 1000 градусов, и поэтому он стал все более активно использоваться в бензиновых двигателях.
Платина использовалась в дизельных двигателях. Но дизельные автомобили очень резко стали уходить с рынка, в первую очередь в Европе по экологическим требованиям. За пределами Европы дизельные автомобили никогда не были популярны. Поэтому дизельную отрасль мы потеряли достаточно быстро и резко.
Реклама на Forbes
Стали доминировать бензиновые автомобили, от которых никто не отказывался, а в катализаторах бензиновых автомобилей доминирует палладий. Цена палладия пошла вверх, а платина потеряла значительную часть спроса за счет сокращения дизельного транспорта.
Прогноз по рынку палладия и платины
Поэтому образовалось непривычное соотношение: исторически платина была дороже палладия, а на рынке палладия примерно с 2012-2014 годов образовался дефицит. В предыдущее десятилетие спрос закрывался поставками из запасов. «Норникель» еще в 2015 году создал Global Palladium Fund, организацию, которая занималась скупкой запасов металла у третьих лиц для их последующей поставки ключевым промышленным потребителям с тем, чтобы у них не образовывалось дефицита и чтобы этот металл не шел в руки финансовых спекулянтов, а оказался бы в промышленности. На протяжении всех этих лет автопром не сталкивался с нехваткой металла, которая могла бы ограничить возможности выпускать и продавать автомобили. Этот фонд продолжает работать.
— Каковы перспективы рынков палладия и платины?
— Мы считаем, что спрос на платиноиды будет расти в ближайшее десятилетие. Поэтому «Норникель» будет увеличивать производство, и в том числе производство металлов платиновой группы, платины и палладия. Мы планируем нарастить производство с 90-95 т в нынешнем году до 160-170 т до 2030 года. Такова наша стратегическая цель.
— Могут ли автопроизводители осуществить резкую замену палладия на платину?
— Конечно, если это будет происходить в большом объеме, можно добиться того, что у нас будет профицит палладия и дефицит платины. Но мне кажется, что это не самый вероятный сценарий. Автомобильная промышленность, наверное, понимает, что один металл не может покрыть все потребности, поэтому надо соблюдать определенный баланс. По нашим оценкам, заместить весь палладий невозможно. Речь идет о небольшом объеме, который может быть замещен на платину, что в целом благоприятно для рынка, поскольку таким образом снижается дефицит на рынке палладия и улучшается ситуация на рынке платины, которая в последние несколько лет в профиците.
Во-вторых, есть и некоторые технические ограничения. Обычно в автомобиле сейчас используются два вида катализаторов. Один монтируется около двигателя, в нем используется 90% платиноидов, имеющихся в автомобиле. Оставшиеся 10% — в другом, который монтируется ближе к выходу выхлопной системы.
Платина Палладий при помощи Аммиака.
Во втором катализаторе температура ниже, и там как раз заменить палладий на платину технически проще. В первом — сложнее. Это можно сделать только с двигателями, где температура не превышает 600-700 градусов, как, например в американских, которые отличаются большими объемами при малой мощности. Менять же конструкцию двигателя достаточно сложно. Поэтому мы полагаем, что у автопрома нет причин резко и масштабно отказываться от палладия, разве что рынок столкнется с масштабной нехваткой металла.
Срок жизни модели в зависимости от компании обычно равен пяти-семи годам. Поэтому в середине цикла обычно не делают никаких изменений. Дожидаются, когда происходит смена модели, и тогда уже есть возможность замен, поскольку сертификация так или иначе будет происходить.
Сам процесс сертификации занимает обычно 6-12 месяцев. Например, если производитель в сентябре 2022 года планирует выпуск новой модели, значит, он должен озаботиться сертификацией не позже, чем в январе, а лучше заранее, например за год, и соответственно обсудить с производителями, какие катализаторы будут ставиться на новый модельный ряд, не позже конца 2022 года. Потом нужно сделать опытный автомобиль, отдать его на испытание, получить заключение и пройти сертификацию.
Как находят палладиевые жилы
Вкрапления минерала ищут в первую очередь в местах расположения серебряных, медных и никелевых руд. Изредка встречаются небольшие месторождения с самородками чистого металла.
Спутники палладия
В земных недрах палладий находится исключительно в виде соединений с другими минералами. Часть из них по сегодняшний день мало изучена и не имеет названия. Наиболее известными спутниками драгметалла являются:
- брэггит;
- палладит;
- потарит;
- станнопалладит.
Также нередко его извлекают из золотых и платиновых жил.
Где встречается палладий в природе
В естественных условиях земных недр минерал содержится в виде соединений разных металлов. Подобные жилы встречаются и на территории Европы, и в РФ, и в Америке.
«Это был самый масштабный кризис за всю историю»
— Как вы видите ситуацию на автомобильном рынке, от которого зависит сбыт вашего металла?
— Пандемия в 2022 году довольно болезненно ударила по производству автомобилей. У некоторых компаний месячное производство автомобилей падало на 70%. В нашем понимании это был самый масштабный кризис за всю историю. В 2022 докризисном году в мире производилось 92 млн автомобилей, в 2022 году — только 75 млн.
В 2022 году мы изначально ожидали, что будет восстановление, но, к сожалению, на смену пандемии пришел другой негативный фактор — нехватка электронных комплектующих, чипов. Поэтому прогноз неоднократно пересматривался в сторону понижения. Сейчас консенсус — 76 млн, что мало отличается от прошлого года.
Материал по теме
Сейчас мы рассчитываем, что в 2022 году автомобильный рынок восстановится, хотя, наверное, не до конца, не до уровня 2022 года. Нехватка электронных чипов по сути очень сильно ограничила производство автомобилей. Современный автомобиль напичкан электроникой, и мы видим, что некоторые автомобильные компании даже снижают количество доступных функций для клиентов, чтобы сэкономить на электронных компонентах.
Способы добычи
Работа с палладиевыми месторождениями ведется в двух формах:
- закрытая (шахтная);
- открытая (карьерная).
В первом случае для добычи драгметалла создается система подземных туннелей — шахт. В найденном рудном пласте создаются небольшие по размерам отверстия, в которые затем закладывается взрывчатка. Разрыхленный взрывом грунт обрабатывается механизированным или ручным способом для извлечения частиц палладия. По окончании первичной очистки руда переправляется на поверхность, а затем транспортируется к месту дальнейшей переработки.
Для работы во втором случае привлекается тяжелая землеройная техника и транспорт для перевозки извлеченной руды. С ее помощью разрабатывают грунтовый карьер, из которого затем извлекают палладий. Далее ее перевозят для переработки на соответствующие предприятия.
Сферы применения
Элемент широко использует:
Виды сплавов и пробы
Так как в чистом виде палладий излишне мягок, для изготовления украшений используют сплавы на его основе.
На территории России законодательно утверждено 2 пробы — 500 и 850. В качестве лигатуры выступают никель, серебро и медь. За границей также популярна 950 проба. В этом случае на 95% палладия приходится 5% добавок из меди либо рутения. Изредка их заменяют никелем, чтобы обеспечить большую прочность сплава.
Таблица соответствия проб
Утвержденные в России сплавы палладия прописаны в ГОСТе. Состав и количество лигатуры в каждом из них можно отследить по таблице, представленной здесь.
Проба | Массовая доля компонента, % | |||
Палладий | Серебро | Никель | Медь | |
500 | 50,0 | 44,5 | 5,5 | — |
850 | 85,0 85,0 | 12,5 — | 2,5 — | — 15,0 |
В каких радиодеталях содержится
В радиотехнике палладий чаще есть в составе следующих деталей:
- разъемы;
- конденсаторы;
- резисторы.
В первую очередь это касается приборов, что важны в военной и космической промышленности. В гражданской технике палладий используют лишь в авиации.
Как отличить палладий от платины в радиодеталях
В домашних условиях отличить два драгоценных металла сложно, но возможно. Самый простой способ — бросить небольшой образец в емкость с азотной кислотой. Если металл растворится, перед вами палладий.
Еще один способ предполагает использование пробирного камня, йодистого калия и царской водки. Образцом металла проводят по кромке камня до образования царапины. Затем в нее заливается смесь йодистого калия с царской водкой. При окрашивании царапины в красный цвет с коричневым отливом можно говорить о том, что представленный образец является палладием.
Способы выделить металл
- Электролитическая реакция. Аффинаж предполагает использование серной кислоты, которая отделит соединения палладия, оставив нетронутыми латунные и медные элементы. Извлечь чистый металл по окончании реакции поможет царская водка.
- Выделить палладий также помогает раствор аммиака и соляная кислота. Важную роль в процессе аффинирования играет цвет драгметалла. Например, коричневый подтверждает наличие палладия в сплаве.
Также ниже смотрите видео о том, из чего еще можно получить палладий:
Отзывы
Катерина: «Так уж сложилось, что украшения я люблю, в особенности кольца. Зная эту мою страсть, родные постоянно дарят что-то новенькое. Есть у меня и несколько колечек как из палладия, так и платиновые. И первые мне нравятся гораздо больше. Во-первых, они легче и при носке особо не ощущаются. Во-вторых, мне больше нравится их цвет.
Ну и если покупать самостоятельно, то кольца из палладия гораздо дешевле платины».
Светлана: «Украшения из палладия хороши всем, кроме одного — найти их почти нереально. Мне пришлось не один магазин и интернет-ресурсы перерыть, чтобы найти то, что нужно. В теории, можно было купить то же белое золото на основе палладия, но по факту их делают очень мало. В основном везде обычный золотой сплав с родиевым покрытием. Хотелось бы лучший выбор».
Самые богатые месторождения
Хотя большое количество палладия содержится в кусках упавших на землю метеоритов, основная добыча припадает на рудные месторождения. Именно они обеспечивают около 98% мировых запасов металла.
В мире
Бушвелдский комплекс (ЮАР) — крупнейшее мировое месторождение, где добывают палладий. Здесь старатели находят до 40% мировых запасов драгметалла.
В гораздо меньших объемах его также извлекают в:
- Лак-дез-Иль (Канада);
- Стиллуотер (США);
- Великой Дайке (Зимбабве).
В России
Медно-никелевые месторождения, входящие в состав ОАО «ГМК «Норильский никель», являются крупнейшими в России поставщиками металла:
- Октябрьское;
- Талнахское;
- Норильск-1.
Их суммарная прибыль составляет более 40% от общемировой.
Источник: numizmat-vrn.ru
Платиноиды: преувеличенный пессимизм
Цена платины показала в прошлогоднем июле рекордно низкие за последние девять лет отметки. До сих пор ситуация не сильно изменилась, и даже палладий стал стоить больше.
► смотреть видео
► читать золотой ликбез
► прогноз цен на золото
Причина тому — избыточное предложение платины на фоне уменьшившегося спроса на нее в автомобильном производстве. Палладий, напротив, стабильно востребован автопромом, что формирует растущее предложение. Ценовая динамика платины и палладия является отражением их фундаментальных отличий по свойствам.
Согласно мнению специалистов от Commerzbank, в столь резком падении цен на платину уже заложено потенциальное восстановление ее стоимости. За корректировками прошедших нескольких месяцев ожидается также и подъем палладия. Хотя рекордно максимальные ценовые показатели, наблюдавшиеся по данному активу в начале 2018 года, уже вряд ли будут достигнуты.
Насколько оправданы инвестиции в платину?
- Johnson Matthey (JM) прогнозируют максимальные за семилетний период излишки платины в объеме 316 000 унций;
- для World Platinum Investment Council (WPIC) эта цифра составляет 180 000 унций;
- компания, занимающаяся консалтингом и имеющая специализацию по драгметаллам, Metals Focus, не сможет реализовать 89 000 унций платины.
Примером исключения из правил может стать только корпорация Thomson Reuters GFMS, ожидающая недостаток платины в объеме 380 000 унций.
Спрос на платину стал гораздо меньше ожидаемого ранее. В конце зимы предполагалось его некоторое увеличение благодаря росту инвестиций. Однако уже через пару месяцев востребованность металла упала еще почти на 100 000 унций. При этом общемировой спрос на платину снизился не менее чем на 200 000 унций. Виной тому всё тот же автопром, который испытывает не лучшие времена из-за экологического прессинга на западноевропейских изготовителей дизельных моторов.
Наблюдается снижение расхода и в ювелирной отрасли. Если считать за пятилетний период, то востребованность платиновых украшений снизилась на 500 000 унций. Сегодня ситуация здесь немного выправилась. Что, впрочем, не может остановить уменьшение спроса у автомобильных производителей.
Некоторая стабилизация наблюдается благодаря восстановившейся востребованности золотых ювелирных украшений в Китае. Здесь производители сумели учесть покупательские запросы. Однако к спросу на платину это можно отнести лишь косвенно, и доход от низкого соотношения цены платины к стоимости золота ожидается небольшой. Поскольку из-за длительного понижения стоимости платины все думают, что так и будет продолжаться, купить ювелирные украшения из нее желают сегодня не многие. Специалисты прогнозируют рост спроса на платину для предприятий — производителей топливных элементов, электротехники, нефтепродуктов и нефтехимии.
Прогнозы относительно увеличения инвестиций в платину не столь радужны из-за отсутствия стимулов. Одни эксперты ожидают, что драгметалл стабилизируется на прошлогодних низких отметках, другие пророчат дальнейший спад. Так, спрос на платину в слитках в Японии снизится еще больше.
Из-за того, что он отличается высокой чувствительностью к ценовой динамике, снижение до минимальных отметок за девятилетний период, менее 3 000 йен за 1 грамм, способно подтолкнуть рост востребованности. К примеру, снижение цены платины до 3 500 йен весной стало причиной увеличившегося спроса. Таким образом со стороны инвестиций в платину можно ждать много удивительного.
Неприятностей на платиновом рынке можно ждать от ETF. С января по июль отток из платиновых ETF составил около 100 000 унций. Ожидается слабо положительная динамика спроса на платину. После прошлогоднего прибавления 95 000 унций нас ожидают еще двенадцать позитивных месяцев. Сейчас из-за спада стоимости мало кто стремится купить платину в виде ETF в больших объемах.
Все сходятся во мнении, что стоимость этого драгметалла значительно снизилась. Избыточное рыночное предложение, дисконтные ценовые характеристики относительно стоимости золота и палладия и переизбыток краткосрочных спекулятивных сделок — всё это отражено в современной цене платины.
Низкий спрос на платину со стороны автопрома Европы не вечен. Производители автомобилей на других континентах уже увеличивают ее использование для производства моторов транспорта коммерческой категории в азиатских и североамериканских странах. После многолетнего снижения должен наступить просвет и в ювелирной сфере. Снижение цен отрицательно влияет на предложение, замедляя его рост за счет убыточности добычи разработки месторождений драгоценного металла.
Если спрос, порождаемый инвестициями в платину, продолжит проявлять стабильность, то текущий год должен принести с собой дефицит металла. В последние месяцы года цена платины вполне способна достичь 1 000$ за унцию. И далее может уже исчисляться четырехзначной цифрой. Сыграет здесь свою роль и предполагаемое дальнейшее повышение стоимости золота.
Что происходит с палладием?
Эскалация экономического противостояния между США и КНР с распространением ее на автомобильную промышленность, а также ослабление позиций золота и базовых драгметаллов, оказали свое давление на палладий в середине прошлого лета. Годовой минимум его стоимости был 860$ за одну унцию.
Нестабильность в предложении палладия привела к нестандартной ситуации, когда впервые за предыдущие 18 лет цена платины оказалась меньше стоимости палладия.
Прошедший 2018 год стал седьмым по счету годом дефицита палладия на рынке. Приведем несколько основных оценок:
- 1 200 000 унций по оценке Metals Focus;
- 1 100 000 унций согласно информации от Thomson Reuters GFMS;
- 239 000 унций вместо прошлогодних 801 000 по данным Johnson Matthey.
Автомобилестроение обеспечивает 80% общемирового активного спроса на палладий, являясь главной причиной роста его дефицита. Оставшуюся долю востребованности формируют другие отрасли промышленности. На производство ювелирных изделий идет всего 2% этого драгметалла. Из-за продолжения оттока средств из ETF, спрос порождаемый инвестициями в палладий покажет отрицательные отметки.
В период с января по июль убыль металла из ETF показала объем 350 000 унций. Запасы палладия ETF уменьшились на 70%, достигнув уровня 900 000 унций.
Снижение стоимости палладия в завершающих числах июля 2018-го было вызвано большими объемами спекулятивных продаж. На тот период открытые длинные позиции насчитывали лишь 1 750 контрактов, что соответствовало шестилетнему минимуму. В то время как в январе при стоимости этого драгметалла 1 140$ за унцию их было около 27 000.
Соответственно, за полугодие на срочном рынке было реализовано по объему примерно 2 580 000 унций палладия. Сегодня спекулятивный ажиотаж поутих. Растущий позитивный настрой инвесторов будет стимулировать увеличение цены драгметалла.
Бензиновых двигателей и автомобилей, оснащенных ими, выпускается всё больше. Экологические требования к выхлопным газам при этом становятся всё строже. Поэтому для изготовления катализаторов потребуется еще большее количество палладия, что стимулирует дальнейший рост спроса на этот драгметалл. По ожиданиям экспертов цена палладия может достигнуть уровня вырасти до $1 000 долларов за унцию уже к концу текущего года. Ниже приведена таблица с текущими и прогнозными ценами специалистов Коммерцбанка на 2019 год.
Из-за торговых войн годовой рекорд цен уже недостижим. Драгоценный металл обладает положительной обратной связью с рынками ценных бумаг и при возросших рисках вполне может испытать на себе их влияние.
Еще статьи по теме:
- Какие монеты покупает Сбербанк в 2019?
- Начинающим инвесторам: влияние инфляции на финансовые рынки
- Как отличить подлинный золотой Крюгерранд от подделки
Источник: www.zolotoy-zapas.ru
«Самый масштабный кризис за всю историю»: почему палладий долго будет дороже платины
Производители автомобилей опасаются дефицита палладия. Экологичный металл, который используют в катализаторах, теоретически можно заменить платиной, но сделать это непросто. В чем подводные камни, рассказал в интервью Forbes вице-президент ГМК «Норникель» Антон Берлин
«Исторически платина была дороже палладия»
— И палладий, и платина используются в автомобильных катализаторах для нейтрализации выхлопных газов. В чем разница в их применении?
— Эволюция и двигателей и катализаторов шла постепенно. Выхлопные газы у двигателей, например, в Европе и Японии, имеют очень высокие температуры. Платина в катализаторах у автомобилей с бензиновыми двигателями по достижении температур в 600-700 градусов спекается и перестает работать как катализатор. А палладий работает при температурах свыше 1000 градусов и поэтому он стал все более активно использоваться в бензиновых двигателях.
Платина использовалась в дизельных двигателях. Но дизельные автомобили очень резко стали уходить с рынка, в первую очередь в Европе по экологическим требованиям. За пределами Европы дизельные автомобили никогда не были популярны. Поэтому дизельную отрасль мы потеряли достаточно быстро и резко.
Стали доминировать бензиновые автомобили, от которых никто не отказывался, а в катализаторах бензиновых автомобилей доминирует палладий. Цена палладия пошла вверх, а платина потеряла значительную часть спроса за счет сокращения дизельного транспорта.
Поэтому образовалось непривычное соотношение: исторически платина была дороже палладия, а на рынке палладия примерно с 2012-2014 года образовался дефицит. В предыдущее десятилетие спрос закрывался поставками из запасов. «Норникель» еще в 2015 году создал Global Palladium Fund, организацию, которая занималась скупкой запасов металла у третьих лиц для их последующей поставки ключевым промышленным потребителям с тем, чтобы у них не образовывалось дефицита и чтобы этот металл не шел в руки финансовых спекулянтов, а оказался бы в промышленности. На протяжении всех этих лет автопром не сталкивался с нехваткой металла, которая могла бы ограничить возможности выпускать и продавать автомобили. Этот фонд продолжает работать.
— Каковы перспективы рынков палладия и платины?
— Мы считаем, что спрос на платиноиды будет расти в ближайшее десятилетие. Поэтому «Норникель» будет увеличивать производство и в том числе производство металлов платиновой группы, платины и палладия. Мы планируем нарастить производство с 90-95 т в нынешнем году до 160-170 т до 2030 года. Такова наша стратегическая цель.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Источник: kiozk.ru