Православный крест. История, особенности, отличия от католического Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из
Почему на наших церквях разные кресты.
Это будет продолжением моей первой статьи в которой я объяснил суть цветов куполов на церквях. Статья по ссылке.
Уверен что многие люди прекрасно осознают тот факт, что крест как один из главных элементов внешнего убранства должен нести некую информацию. И это действительно так.
Истоки уходят в далекое прошлое, в язычество. Сама форма двух пересеченных черточек означает суть развития души. Так называемые миры.
Явь — это наш привычный мир, в котором мы живем.
Навь — это мир предков, куда уходят наши души после смерти в мире Яви.
Славь — это мир богов, куда и мы и наши предки стремимся попасть, подсознательно помня, что мы все дети богов.
Правь — это кононы и установления, порубежье между всеми тремя мирами, взаимодействующими между собой таким образом, чтобы потомки воплощались в роду своих предков, чтобы были взаимные переходы душ между мирами Яви и Нави, для следования в мир Слави по пути Прави.
Кресты «католические» и «православные». В чем разница? Почему кресты разных форм? Руслан Калинчук
Ход души из мира в мир в процессе развития обозначался кругом.
Как это работает. Рождается у матери ребенок, то есть он попадает в мир яви. Явился на свет. Он растет, развивается и познает природу, стихии (огонь, вода, земля. воздух), общественные устои и нормы поведения. Набравшись знаний и достигнув определенного уровня развития в физическом мире после смерти тела душа попадает в тонкий мир и там предстает на некий суд или экзамен. Тем кто не сдал экзамен заход на второй круг. На третий, на четвертый и так далее. Пока душа не достигнет совершенства. Та душа, которая достигла совершенства попадает в мир богов (мир слави) и остается там навсегда. Позднее христиане мир слави стали называть раем.
Каждый мир имел свой символ, или масть. Мир яви — пики, мир прави — червы, мир нави — крести, мир слави — буби, Сейчас эти символы к нам дошли в игральных картах. На крестах куполов и росписях внутри старых храмов мы их можем так же увидеть.
Вот крест символа миров с мастями "пики".
К большому сожалению эти знания в большинстве своем утрачены, во всяком случае если вы придете в церковь, то с высокой степенью вероятности батюшка вам скажет что данная роспись на стенах не более чем красивый узор. Десятилетиями и даже столетиями в ходе реставраций банально восстанавливают те росписи которые были изначально уже совершенно не понимая их изначальный смысл.
В крестами на куполах сложнее. Сейчас старого формата крестов на наших церквях осталось очень мало, по пальцам пересчитать. Новые кресты по большей части уже утратили смысловую нагрузку и представляют собой исключительно красивую композицию на основе каких-то старых крестов. В общем винегрет с добавлением ингредиентов по вкусу. Тем не менее я покажу такой пример.
Обратите внимание что на последнем фото на переднем кресте в центре солярный знак. Также мы видим что под крестами шары. Шары тоже означают Солнце и изначально шары под крестами ставились исключительно на храмах посвященных космическим богам. В язычестве был пантеон космических (верховных) богов и пантеон земных богов. Земным богам храмы ставились относительно редко, обычно в их честь просто ставился соответствующий идол в центре зала и рядом с идолом возлагались требы (жертвы). Однако некоторые земные боги в некоторых локациях были достаточно популярны и им так же ставились храмы. В частности Ладе Богородице или Велесу. В таких случаях соотвестувующий знак данного Божества указывался в росписях внутренего убранства храмов или на торцах крестов на куполе. Например знаком Перуна является свастика в круге.
Вообще свастики и свастичных узоров в наших старых церквях очень много. И не только в церквях. Этот символ вообще очень широко распространен. Обычно со свастикой изображается Будда, в первые годы советской власти свастика печаталась на советских купюрах и в армии имела равное распостранение с Красной звездой (тоже языческий символ — знак Яра, Ярилы). В третьем Рейхе также знак свастики в круге был взят не с потолка. Перуна в Германии также очень высоко почитали, собственно Пруссия это и есть Перунова Русь. Наш последний император — Николай II, так же очень высоко почитал Перуна и на капоте своего автомобиля имел знак именно Перуна.
Знак Велеса это пересеченные треугольники. Сейчас этот старый языческий символ у большинства людей ассоциируется исключительно с землей Обетованной в аравийской пустыне. Однако евреи этот символ взяли в обиход относительно недавно. Так что когда увидите этот знак в церкви не думайте что это звезда Давида. Это знак Велеса. Смотрите в центр креста.
Сейчас наша Русская Православная церковь всем старым знакам дала собственное значение. В частности знак Велеса у РПЦ трактуется как Вифлеемская звезда.
Обратите внимание что вокруг знака Велеса свастичный узор.
Церкви староверов естественно имеют именно эту символику более наглядно.
Знаком Бога умирающего осеннего солнца Хорста был крест в круге. Это практически тот самый символ который сейчас используют христиане всех мастей. У скандинавов он известен как крест Одина, у ряда других народов как кельтский крест, знак воина и т.д.. Этот же знак у язычников обозначает и Символ миров, его я показал в начале статьи. Храмы Хорста часто объединялись с богиней смерти и загробной жизни Марой, символом которой был полумесяц. И на торцах крестов храмов Велеса в кружочке был соответственно крест с полумесяцем.
В общем и целом я думаю разъяснил понятно и дальше углубляться в детали нет смысла. Итак статья получается большой. Теперь к главному — форме современного так называемого Православного креста, который ныне в подавляющем большинстве на наших церквях, особенно постройки позднее 1905 года. Развитие так называемый Православный крест начинает конечно же от обычного равноконечного креста. Это который Символ миров, он же знак Хорста, он же знак Одина, Кельтский крест и так далее. Если на этот крест на каждый из его лучей добавить по черточке то мы получим так же древний языческий символ Непобедимости. Это так называемый двенадцатиконечный крест.
Мы его до сих пор можем увидеть кое где в наших старых церквях.
Обратите внимание что в данном случае данный крест уже немного трансформирован. Поперечина нижнего луча оформлена в виде ползучей лианы или вьюна. Это своего рода компиляция знака Непобедимости с знаком Символа Миров и лиана в данном случае отражает развитие души. Помните в начале статьи я показал как душа из мира Яви попадает в мир Прави, Нави по пути к миру Слави. Вот это оно самое и есть.
На заре становления христианство было воинствующим. Верные воины Христа отождествлялись с верными псами и естественно что своим символом они выбрали знак Непобедимости. Сами воины Христа изображались пёсеголовыми.
Руководил пёсеголовым войском Святой Кристофер (Христофор). Он поначалу изображался исключительно с крестом Непобедимости в руке. Вот к примеру одна из византийских икон, датируется официально 13 веком.
Однако чуть позднее этот крест в руках Святого Кристофера (Христофора) модифицировался в привычный нам так называемы Православный крест.
Изначально этот крест отождествлялся исключительно с Святым Кристофером и пёсеглавцами. Позднее он распространился на всю Греческую, читай Византийскуя церковь. Оттуда пришел и на Русь. Первые попытки внедрения этого вида креста на Руси были в эпоху Ивана Грозного. Опричники имели своим символом как раз пёсеглавцев, отсюда и привязанные к сёдлам собачьи хвосты. Народ это новшество воспринял враждебно. Позднее это пытался внедрить Никон, что привело к расколу церкви, а сам Никон лишен сана и сослан в монастырь. Третья попытка массового внедрения этого вида креста началась уже в конце 18 века и продолжалась весь 19 век. Впервые на куполах церквей такого рода кресты стали появляться в Москве на рубеже 18 и 19 веков, достоверно подтверждаемо после 1812 года. В Санкт-Петербурге ни на одной церкви с датой постройки ранее 1905 года такого креста на куполе нет. А сейчас они повсеместно. Вот к примеру очень популярная форма креста на церквях постройки последних лет. Обратите внимание что на лицо компиляция Правосавного креста с древним равносторонним крестом с кружочками на торцах. Это к вопросу винегрета о котором я уже писал выше.
Что еще важно знать. Очень часто на церквях постройки ранее 1905 года под крестом имеется полумесяц.
Это означает то, что в данный храм был разрешен вход магометянам (мусульманам). Например в Санкт-Петербурге первая мечеть построена после 1905 года. Однако магометяне в Санкт-Петербурге естественно были и им конечно же нужно было где-то исполнять культ. Так вот, если на куполе церкви имелся под крестом знак полумесяца, то магометяне свободно заходили в эту церковь и исполняли там свои ритуальные молебны. Вообще надо отметить, что до 1905 года в России большинство церквей были мультиконфессиональны. Туда ходили и христиане всех мастей и мусульмане всех мастей, и иудеи и язычники и вообще все кто хочет. Ограничений и табу не было. А если и были, то как говорится смотри на верх, там все написано, кому можно, а кому нельзя. Отличительной особенностью церквей куда вход был разрешен всем набожным был соответствующий знак в виде математического знака бесконечности.
Ну и последним элементом который нужно понимать и который часто можно видеть на куполах вместо крестов — это знаки солнца. Они бывают объемными, бывают плоскими. Бывают вписанными в крест, бывают самостоятельными элементами. Это конечно же языческое наследие, ставились эти знаки на куполах церквей посвященных богам космического пантеона — Сварогу, Макоши, Коляде, Яру (Яриле) и Хорсту.
Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу Слову, изволившему воплотиться и избрать крест знамением победы над грехом и смертью, примирения и соединения человека с Богом, дарования новой, преображенной благодатью Святого Духа жизни. «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14). « Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников». святитель Иоанн Златоуст. «Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния. Увы, Господь мой!
Православный крест. История, особенности, отличия от католического
Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из церквей в главный христианский символ? Как православному человеку относиться к кресту, который не соответствует православной традиции? Постараемся ответить.
Поделиться статьей с друзьями:
История креста
Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.
Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.
Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.
Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.
В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.
Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой
Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).
Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.
В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.
Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.
Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.
В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось. Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.
Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.
Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.
Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством. Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».
Формы креста
Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.
Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».
Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.
С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.
Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова. Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.
Отличие православного и католического креста
В православии традиционно почитается восьмиконечный крест. Такой крест соответствует форме креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. По свидетельству святых Иринея Лионского и Иустина Философа: «Когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».
Как мы знаем из Евангелия, именно после распятия Христа Пилат распорядился написать надпись и поставить её на кресте. Об этом свидетельствует апостол Матфей, который указывает, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).
Мариотто ди Нардо, Италия XV век. Иисус Христос традиционно для католиков изображен страдающим на кресте с терновым венцом
В этом мы видим принципиальное отличие между почитанием креста православными и католиками. Почитание четырёхконечного креста римской церковью акцентирует внимание на страданиях и смерти Господа. Православный крест ставит во главу угла почитание воскресшего и торжествующего Бога-Слова. Интересно, что до IX века включительно Иисус Христос изображался на кресте исключительно воскресшим и торжествующим. А вот с X века на Западе стали появляться изображения страдающего и даже мертвого Господа. Это связано с отходом римской церкви от истинного христианского вероучения в 1054 году.
С течением времени новшества католиков на кресте-распятии усугублялись. Так, после раскола изображение Бога-Слова на кресте-распятии римская церковь рисовала с тремя гвоздями. А во второй половине XIII века католики продолжили свои эксперименты, изображая Спасителя со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем.
Кроме того, в католицизме Христос часто изображается с сжатыми кулаками, а в Православии — с раскрытыми ладонями, в которые принимает весь мир, беря на себя грехи каждого из нас.
Василий Петрович Верещагин «Распятие». Храм Христа Спасителя, Москва
Сейчас в православных магазинах и свечных лавках продаются различные формы креста. Пугаться не нужно. Вряд ли в Церкви можно найти что-либо «еретическое». Крест сам по себе освящён пребыванием на нём Господа Иисуса Христа. Формы креста отражают исторические эпохи, развитие культуры и традиции местности, где зародилось то или иное изображение. Иногда, например, встречаются в православных лавках кресты, где у Спасителя ноги скрещены. Хотя считается, что ноги Сына Божия должны располагаться рядом друг с другом.
Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров на вопрос, как должны быть расположены ноги Христа на креcте отвечает, что в таких случаях речь идет о разных иконографических традициях, которые не имеют отношения с богословскими догматическими суждениями.
Священник Афанасий Гумеров:
« В католических храмах Рима встречаются Кресты-Распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса. »
К сожалению, из-за незнания истории, культуры и эпохи, в которой зародилось то или иное изображение современные «ревнители православия» могут называть исконно христианские древние символы сатанинскими.
Для православных католики являются отступниками не из-за того, что они изображают Христа по-другому, а из-за отречения Латинской церкви от канонов единой Христианской церкви.
Подробнее о расколе изложено в книге Патриарха Фотия «Антилатинские сочинения».
Крест -якорь и крест -буква в раннем христианстве, распятый осел в поздней Античности, египетский анкх на иконах и монограммы Троицы в крестах раннего Средневековья, национальные кресты Африки и Страны Басков — как и для чего изображали кресты в истории и что значат аббревиатуры и шифры на русских православных распятиях. В первые века существования христианства в Римской империи куда более распространенными были другие символы — агнец или пастух с агнцем — символ Спасителя или Иисуса и его паствы; хлеба и рыба — те, что
Христианский крест — каким он бывает?
Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.
В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.
Крест в церкви
Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.
Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.
Крест за церковной оградой
Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.
Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.
Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.
Нательный крест
Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.
В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.
Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.
О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему
В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.
Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?
Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.
Восьмиконечный крест
Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.
Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.
Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.
Андреевский крест
Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.
Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.
Т-образный крест
Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.
Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.
Арихиепископский и Папский кресты
В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.
Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.
Крест Лалибелы
В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.
Крест-якорь
На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».
На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.
Кельтский крест
До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.
Хризма — намёк на крест
В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.
Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».
Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».
Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.
Если сравнить католический и православный кресты, то будет несложно найти между ними несколько отличий. Первое и главное заключается в том, что у православного креста есть еще две перекладины, одна из которых наклонная. Есть и еще заметные отличия, но их можно списать на художественное… Мастерок.жж.рф. Хочу все знать. Почему православный крест отличается от католического? masterok. September 16th, 2020. Если сравнить католический и православный кресты, то будет несложно найти между ними несколько отличий. Первое и главное заключается в том, что у православного креста есть еще две перекладины, одна из которых – наклонная.
- https://zen.yandex.ru/media/id/5db1f1381ee34f00ae0ff866/pochemu-na-nashih-cerkviah-raznye-kresty-5f5b97d84c4030243833f604
- https://zyorna.ru/news/publications/pravoslavnyj-krest-istorija-osobennosti-otlichija-ot-katolicheskogo.html
- https://pravlife.org/ru/content/hristianskiy-krest-kakim-byvaet