Нательные кресты в традиции русского благочестия Фото Андрея Гутынина Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего
Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным
По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным, и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека.
Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик, стал восприниматься как грех, и даже отступничество от веры.
Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря [90: 10]: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».
Почему православные носят крест на груди?
Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19) является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка [8: 34], произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».
Крест – это символ принадлежности к Православной Церкви
Впервые о людях, которые носили на своей груди символы Креста Господня, упоминает богослов Иоанн Златоуст (347-407 гг.) в 3-ей части своего труда «Против аномеев». Но у него речь шла об энколпионах-медальонах. Изначально это были деревянные четырехсторонние ящички с реликвиями. На ранней стадии внутри могли находиться частицы мощей, щепки с Голгофского древа, части списков священных книг, другие святыни. На наружной стороне энколпиона (в переводе с греческого – «нагрудный») изображалась монограмма имени Иисуса Христа. Непосредственно нательные крестики в широком обиходе появляются в IX-XI веках.
На Руси начало традиции ношения нательного крестика относится к XVII веку. Тогда он стал обязательной частью во время процедуры крещения. Взрослые люди носили его поверх одежды, напоказ, как ясный и недвусмысленный показатель христианского крещения. Наперсный – большой нагрудный крест, какой носят русские православные священники согласно сану – появился еще позже, в XVIII веке.
Сила креста
О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»
В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать своё распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека.
Однако, Сергий Шалберов, предупреждает, о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведёт аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность, и уж тем более не будет греховным.
Как правильно носить крестик
Считается в народе, что нательный крестик нельзя носить на цепочке, но церковь по этому поводу не дает никаких запретов, так как это дело самого человека, как ему удобнее. Если так удобно и так нравится человеку, тогда он может носить крестик и на цепочке. Стоит помнить, что церковь этого не запрещает. В этом случае совсем неважно то, на чем держится крестик, ведь главное, чтобы он не потерялся.
Лариса Гузеева доверились парикмахеру, а теперь шутит над своей новой стрижкой
Новые правила для работников скорой помощи: сон и чтение отменяются
Как выглядеть стильно при минимальном гардеробе: равняемся на скандинавок
Но зато церковь категорична в том, чтобы такой крестик не носили поверх одежды. Считается, что крестик – это символ защиты и веры, поэтому нельзя делать эту веру показной. Кроме того, во время освящения нательный крест получает еще тепло и благословение, которое должно передаваться только одному человеку.
Экстренные ситуации
Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой.
Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.
Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом, не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зелёнкой.
При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освещённый в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.
К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.
Символика креста в религии
Православные нательные кресты утверждены Трульским собором в 692 году. Они имели чаще восьмиугольную форму. Христос изображен с выражением спокойствия, достоинства, согласия. Руки раскинуты, будто приглашая всех страждущих под защиту от зла.
Крестик – символ христианской веры, означающий выбор дороги, пути, пересечение двух противоположностей, слияние в месте пересечения. Представляет собой меч и скипетр Бога одновременно.
Нуждаетесь в помощи магических сил?
Получите ответ на волнующий вопрос от мага и целителя. Напишите о проблеме прямо сейчас, и в онлайн-режиме эксперт подскажет решение!
Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы
«Спаси и сохрани», начертано на оборотной стороне. Во время освящения реликвии православный церковник читает две молитвы. Одна о спасении души, другая – тела. Восьмиугольное нательное изображение охраняет человека от невзгод, тягот жизни. Спаситель прибит четырьмя гвоздями. Над головой на кресте — табличка, на которой написано имя. Внизу — планка для ног.
Католики изменили распятие, изобразив Иисуса, являющего собой страдания человека: на голове терновый венок, ноги прибиты одним гвоздем, на ребрах кровь, локти провисли. Крест чаще четырехсторонний.
У православного и католического распятия достаточно много различий.
В чем различие | Православный | Католический |
Форма креста | Может иметь разное количество сторон – 4, 6, 8. | Только четыре стороны. |
Гравировка на поверхности таблички | Написана по-славянски: І.Н.Ц.І. — Иисус Назарянин, Царь Иудейский. | По латыни – I.N.R.I. |
Расположение Христа | Выражает достоинство и победу над злом. | Испытывает простые человеческие мучения, забывая о божественном. |
Количество гвоздей | Ноги Христа прибиты двумя гвоздями. | Ноги прибиты одним гвоздем и скрещены. |
Символ имеет древнюю историю, доподлинно неизвестно, когда он появился. Некоторые историки считают, что в 312 году, после явления знака императору Константину в видении перед одним из сражений. На кресте была надпись, гласившая: «С этим знаком ты победишь». После этого знак стали изображать на знаменах, доспехах армии.
Потеря нательного креста
Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его.
Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.
Можно ли носить кресты с католическим распятием
Главное условие в православной иконографии — фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. Художником выполняется задача изображения Христа в Человеческой и Божественной ипостасях, показывая одновременно смерть и победу Спасителя.
Католики в средние века отказались от символического духовного изображения Иисуса. Концентрируют внимание на муках и смерти, тем скрывая торжество Господа, победившего смерть и открывающего жизнь вечную. Преобладают черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: Тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках. Глава, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем. Анатомические подробности, которые передают правдивость казни. Православие требует ношение креста православного, а не католического. Это происходит из-за разных взглядов на основы и догмы христианской веры.
История символа
Ошибочно предполагать, что крест — это сугубо христианский символ. Он встречается во многих верованиях, хотя для последователей Христа имеет особое значение: на кресте распяли Сына Божьего, чем он искупил все грехи человеческие.
С тех пор православные кресты считаются мощнейшим охранным и защитным знаком. На Руси человек с нательным крестиком всегда мог получить помощь даже от незнакомых людей, а без такого украшения мог подозреваться в ереси.
Кресты украшают иконы, церковную утварь, купола церквей, предметы обихода верующих людей.
Какой формы бывают
Нательные украшения в виде крестика популярны, бывают различных видов и размеров:
- Церковный восьмиугольный. Его изображают на атрибутах, церквях, соборах, ювелирных изделиях, как нательный.
- Изображенный в виде икон, сложенных в форме крестика, имеет множество вариантов сочетания образов.
- Старинный восьмиконечный. Используется православными церквями многих стран мира. На дощечке сверху Пилатом написано имя Спасителя: Иисус Назарянин – царь Иудейский. Косая дощечка означает мерило справедливости. Поднятый край – рай, нижний – ад.
- Андреевский. Косой четырехугольный, в виде буквы Х. По Библии, так распяли ученика Иисуса — Андрея Первозванного. Он изображен на флаге Черноморского флота, морских атрибутах. Такой крестик считается защитником моряков.
- Нательный с изображением Богородицы или другого святого вместо распятия. Миниатюрный иконостас может быть шести- или четырехугольным.
- В форме буквы Т. Такую фигуру часто использовали римляне. Разновидность связывают со святым христианином, преподобным Антонием, основателем монашества в IV веке.
- Стоящий на серповидном основании. Религия и церковь были для человека кораблем спасения. Нательный крестик, напоминающий якорь, поможет преодолеть море страстей человеческих.
- Георгиевский. Учрежден Екатериной Великой в качестве награды военным и священникам.
- Кельтский соединяет два символа – крест и солнце. До обращения в веру кельты поклонялись дневному светилу.
Символ связан с историей христианства, распространившегося по всем материкам Земли. Прежде чем выбирать нательное украшение, обладающее силой и верой, которые помогут идти по жизни, нужно ознакомиться с предысторией каждого вида.
Если кто-то и носит крестик с распятым Иисусом, то это как раз тот случай, когда он хвалится победой и подчеркивает, что и он со распят миру, как Иисус. Быть со распятым, значит провозгласить, что грех уже не имеет в нашей плоти никакой власти, мы Христовы.Не могло быть воскресения без распятия. Совершая грех или радуясь, нам всегда надо помнить то, что сделал Иисус на кресте. 3. Крест — символ Любви Божьей.
Нательные кресты в традиции русского благочестия
Фото Андрея Гутынина
Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего вида весьма интересно вплетается в ткань отечественной истории. О том, что такое крест-энколпион, как выглядели первые кресты с изображением Распятия и почему некоторые старинные кресты совмещены с полумесяцем, рассказывает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерей Михаил Воробьев.
Первые киевские кресты
Крещение Руси имело следствием широкое приобщение ее населения к христианской культуре Византии. «Повесть временных лет» сообщает о большом количестве предметов церковной утвари, вывезенных князем Владимиром из Херсонеса в Киев. Среди них были, несомненно, и первые нательные кресты, ставшие образцом для изготовления их уже на русской земле.
Первое упоминание о нательных крестах содержится в Новгородской летописи и относится к 1071 году. Документ середины XII века «Вопрошания Кирика» позволяет с уверенностью говорить о том, что к этому времени ношение крестов уже было распространено.
Нательные кресты домонгольской Руси были весьма многообразными, притом все эти многочисленные формы укладываются в несколько типологических рядов. Основная масса крестов этого периода, найденных на территории России, изготовлена в Среднем Поднепровье. Художественная восприимчивость и духовная чуткость русских мастеров позволили им в считаные десятилетия освоить искусство работы с металлом и создавать подлинные миниатюрные шедевры. Ученые отмечают, что умельцы Руси, овладевая новыми технологиями, создавали и новую иконографию своих изделий.
Вероятно, самыми первыми крестами-тельниками, появившимися в Киеве, были равносторонние каменные крестики, зачастую обрамленные серебряными обоймицами, именуемые корсунчиками. Их находят на территории всех древнерусских княжеств. Были обнаружены они и при раскопках золотоордынского Увека — на территории современного Саратова.
При всем разнообразии типов русских нательных крестов XI–XIII столетий все они по форме являются четвероконечными и равносторонними. Именно такие кресты воздвигались и на куполах храмов домонгольской эпохи. Шести- и восьмиконечные нательные кресты появляются в Прибалтике — не ранее XIV века. А формирование классического русского восьмиконечного креста, который не очень сведущие люди, вслед за старообрядцами, считают единственно правильной формой православного креста, завершается только к началу XVII столетия.
Что было до князя Владимира?
Археологические раскопки в Старой Ладоге и других поселениях, связанных с Великим Новгородом, позволили обнаружить большое количество христианских древностей, в том числе и нательных крестов, которые могут быть отнесены к IX и X столетиям — времени до Крещения Руси. Заметим, уже Е. Е. Голубинский допускал, что первое приобщение славян к христианской вере могло быть связано с появлением в Новгороде Рюрика и его дружины, в которой могли быть люди, служившие прежде в Константинополе и принявшие там христианство. Кроме того, существует гипотеза, согласно которой Рюрик — это не кто иной, как Рерик Ютландский, который вместе со своим другом Харальдом Вороном в 826 году принял крещение в Ингельгейме. Это предположение позволяет объяснить появление в Новгородской и Киевской Руси значительного числа крестов так называемого скандинавского типа.
Первыми изделиями такого рода стали крестовидные подвески, изготовленные из листового серебра, а точнее, из расплющенных арабских дирхемов. Несколько десятков таких находок было обнаружено в окрестностях столицы Рюрика — города Старая Ладога. Они естественным образом перемежаются с литыми медными крестами, которые могли быть предметом европейского импорта, но, скорее всего, отливались в русских мастерских в подражание скандинавским образцам. Интересно, что именно такая форма креста — с расширяющимися концами — присутствует в граффити, процарапанных на стенах Софийского собора в Новгороде в середине XI столетия.
Наследие святых Кирилла и Мефодия
К крестам скандинавского типа примыкает группа крестов с изображением Распятия. Древнейшие из них имеют слегка расширяющиеся лопасти, фигура Христа облачена в коллобиум — длинное одеяние с большим количеством складок, а маленький четвероконечный крестик, изображаемый над головой Спасителя, вероятнее всего является редуцированным изображением таблички Понтия Пилата. Эти кресты, которые, по мнению А. Е. Мусина, происходят из Новгорода и датируются рубежом X–XI веков, очень близки к изделиям, найденным на территории Северной и Средней Европы.
Известный исследователь новгородских древностей В. В. Седов связывал происхождение этой группы крестов с мастерскими Среднего и Нижнего Подунавья. Опираясь на данное предположение, А. Е. Мусин высказывает версию, что эта форма пришла в древнерусские земли из Великой Моравии и связана с наследием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. По его мнению, после падения Великой Моравии «кирилло-мефодиевские» кресты, бывшие там крещальными символами местного населения, через посредство Священной Римской империи распространились в Северной Европе, а оттуда вместе с варягами появились на Руси.
Солнце и Луна
Кресты Успенского собора во Владимире. XII век
Становление христианской культуры Руси было процессом, растянувшимся на столетия. Среди археологического материала нередко встречаются ожерелья, элементами которых являются как нательные кресты, так и разнообразные языческие подвески. Это является свидетельством о существовании некоторого переходного периода в распространении в русских землях христианской веры, для которого характерен был своеобразный сплав языческого и христианского мировоззрения.
Этот синкретический комплекс языческих верований и начатков христианского мировоззрения особенно ярко проявился в предметах с двойственной символикой, каковыми, в первую очередь, являются солярные подвески и лунницы.
Нательные кресты. XI–XIII века
Нательные кресты. XI–XIII века
Нательные кресты. XI–XIII века
Нательный крест. XI–XIII века
Историки советского времени говорили о двоеверии человека Древней Руси, о «контрабанде» язычества в христианство, о непримиримом антагонизме Церкви и народного самосознания. Безусловно, Церковь боролась с двоеверием, однако эта борьба сочеталась со стремлением к освоению языческого культурного наследия, поскольку христианская проповедь должна была стать понятной языческому миру. Церковь не боялась язычества: использовала для выражения своего богословия терминологию и методологию языческих философов, а в бытовом плане допускала совмещение привычных языческих праздников с новыми христианскими для отвращения недавних язычников от привычных для них разнузданных игрищ. В этом отношении судьба Масленицы и Святок в древнерусском церковном календаре аналогична судьбе римских сатурналий, совмещенных с Рождеством в календаре Древней Церкви. Этот процесс постепенного вытеснения привел к тому, что, как отмечали выдающиеся исследователи новгородских древностей В. Л. Янин и А. А. Зализняк, «не ученые книжники, а сами сельские жители в берестяных грамотах начинают называть себя “хрестианами”, крестьянами».
Кресты-энколпионы
Наиболее интересной и разнообразной группой нательных крестов домонгольской эпохи является группа крестов-энколпионов, получившая широкое распространение в Киевской Руси.
Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века
В Византии энколпионом (в переводе с греческого — «коробочкой») называли любой носимый на груди предмет, в который помещалась частица мощей или какой-либо иной святыни. Частным случаем энколпиона являлась панагия, предназначенная для переноса частицы богородичной просфоры. В ставрографии энколпионом называют нательный или наперсный полый двустворчатый крест, предназначенный для хранения святынь.
Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века
Кресты-энколпионы впервые появились на рубеже IV–V столетий как символ причастности верующего человека Церкви. Мощи, частицы которых находились в таких крестах, символизировали единство Церкви земной и Небесной. Христиане со всей отчетливостью осознавали, что в совершении Евхаристии принимает участие не только община, находящаяся в храме, но и вся Небесная Церковь, присутствие которой обозначалось могилой мученика, лежащей в основании престола, на котором совершалось таинство. Это единство и соборность Церкви, состоящей не только из живущих на земле людей, но и из прославленных Богом святых, впоследствии воплотилось в антиминсе с вложенной в него частицей мощей, без которого невозможно служение Литургии.
Появление первых крестов-энколпионов было вызвано также обретением в 326 году подлинного Честного и Животворящего Креста Господня. Первыми вложениями в энколпионы были малые, иногда микроскопические частицы Честного Древа. В это время в Палестине и Сирии началось производство литых энколпионов для многочисленных паломников, которое к VI–VII столетию достигло промышленных масштабов. Традиция сохранения и передачи этих святынь существовала и в домонгольской Руси. В одной из новгородских берестяных грамот, датированной рубежом XI–XII столетий, прямо говорится о «честном древе» стоимостью «полупяты гривны».
Цена — «полупяты гривны» — показывает, что в домонгольскую эпоху, особенно после Четвертого Крестового похода, разорившего Константинополь, приобрести энколпион с подлинной или выдаваемой за подлинную частицей Креста Господня мог не только соборный храм или монастырь, но и просто зажиточный новгородец. Однако большое количество древнерусских энколпионов заставляет предположить, что внутри них чаще всего находились «вторичные святыни» — предметы, всего лишь соприкасавшиеся с подлинными святынями. Это могли быть частицы ткани, намоченные маслом из лампады, возжигаемой перед Крестом, кусочки покровов, лежавших на мощах святых, и т. д. Как считает А. А. Пескова, «на Руси, когда фонд мощей собственных святых еще не сложился, а мощи святых Вселенской Церкви были малодоступны, такие “соотнесенные” с источником культа реликвии должны были быть особенно актуальными».
Древнерусские энколпионы изготавливались из медных сплавов. Исключение составляют лишь два серебряных энколпиона, найденных при раскопках древнего Владимира, однако и они являются переливками начала XIII века более древних медных святынь. Это связано не только с дороговизной серебра, которое было привозным, но и с определенной аскетичностью Церкви и глубоким осознанием ценности самого содержимого энколпионов. Еще одну версию того, почему русские нательные кресты изготавливались преимущественно из меди, представляет известный специалист по древнерусскому искусству С. В. Гнутова: «Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал “медного змия” и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на него, оставался жив (см.: Числ. 21, 8)».
Нательный крест прибалтийского происхождения. XIV век
Крестовидная привеска «скандинавского типа». IX век
Древнейший крест «скандинавского типа» с Распятием
Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века
Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века
Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века
Катастрофа монгольского нашествия не прервала, но в большой степени замедлила духовное и культурное развитие русского этноса. Упадок искусств и ремесел в XIV–XV веках проявился и в медной пластике. Исчезли крупные мастерские с развитыми технологиями литья, инкрустирования и эмалирования изделий. Но поскольку без нательного креста русский человек и в эту эпоху не мыслил своей жизни, появилось множество мастеров-одиночек, отливавших кресты по своему собственному вкусу. Помимо того что эти изделия XIV–XV столетий зачастую оказывались технологически несовершенными, с плохо пролитыми и неясными изображениями, их стилистика настолько невнятна, что говорить о какой-то типологии просто невозможно. К тому же при большом количестве иконографических форм этого времени каждая из них, изобретенная кустарным литейщиком, сохранилась в весьма малом числе экземпляров.
Солярные подвески с крестами
Лунницы с крестами
Впрочем, непокоренным оставался Великий Новгород, где даже в самую темную эпоху продолжалось изготовление великолепно проработанных нательных крестов и энколпионов. Производились разнообразные нательные кресты и в Тверском княжестве, издавна тяготевшем к Новгороду. Недалека была эпоха Русского Возрождения, начавшаяся в искусстве и духовной жизни Руси уже во времена преподобного Сергия Радонежского, задолго до обретения политической независимости и государственного суверенитета…
Зачем нужен нательный крест? Крест является грозным оружием против сил зла. Диавол был побежден Христом, когда Спаситель добровольно отдал себя на позорную и мучительную казнь. — Носить крест вместе с образком, ладанкой и прочими православными святыньками можно. А вот к знакам зодиака не следует прибегать в принципе – потому что это чуждый Православной вере амулет. К тому же, всевозможные гороскопы – часть языческой системы верований. Нательный крестик деревянный с распятием из мельхиора в серебрении, 2,1х3,2 см. 179 руб. / шт. Арт 41-0014.
Почему Христиане носят Крестик? Ответ.
Иногда, можно услышать вопрос, а стоит ли на себе носить крестик, ведь на нем распятый Иисус Христос и получается, что люди вешает на шею орудие убийства?! Тем не менее, мы можем найти ответ в Библии по этому вопросу.
1.Ношения креста имеет свою историю.
В свое время Иисус сказал:
В первые века, на христиан было сильное гонение. Зная их честность и преданность Господу, представители власти подходили и спрашивали людей: "Вы христианин?". И христиане, зная что их могут убить, но не желая отречься от Христа (Мат.10,32), говорили утвердительно. Наиболее смелые, желающие подчеркнуть, что со Христом они как бы уже умерли, а значит с Ним и воскреснут, на шею вешали крестик. Это было демонстрация веры и пренебрежение смерти в лице гонителей.
Поэтому, для христиан первых веков, символ креста имел 2-е значение. В прямом смысле этого слова, они готовы были принять свой крест и быть убитыми во имя Иисуса Христа. Апостол Петр, не желаю быть уподобленным Христу, попросил, чтобы его распяли вниз головой.
Иносказательно, символ креста означал для христиан принять от Бога тот дар и то служение, которое Господь приготовил для каждого из нас, как это сделал в свое время Иисус Христос. Он, на кресте, телом Своим прибил грехи всего мира.
2. Крест — Слава Божья
Кроме того, Апостол Павел писал
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. (Гал.6:14)
Хвалиться крестом возможно только, если ты веришь в воскресенье. Это еще один вызов смерти: смерть где твое жало? и провозглашение победы жизни.
Около 2000 лет назад, крест стал ареной битвы между смертью и жизнью. Сатана зная, что Бог находится во-плоти и ограничен физическим телом, конечно же мечтал, через смерть обладать Иисусом Христом. Но Иисус победил смерть и так получилось, что крест из символа смерти, стал символом Победы. Когда сатана смотрит на крест, он видит свое поражение, свой позор. Крест для него напоминание о том, что он не имеет власти над верующими в Иисуса Христа.
Если кто-то и носит крестик с распятым Иисусом, то это как раз тот случай, когда он хвалится победой и подчеркивает, что и он со распят миру, как Иисус. Быть со распятым, значит провозгласить, что грех уже не имеет в нашей плоти никакой власти, мы Христовы.Не могло быть воскресения без распятия.
Совершая грех или радуясь, нам всегда надо помнить то, что сделал Иисус на кресте.
3. Крест — символ Любви Божьей
Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1Пет.2:24)
Когда кто-то думает, что он не достоин прощения, когда кажется, что в жизненной ситуации нет выхода, то пусть посмотрит на Крест. Когда человек думает, что Бог его не любит, то пусть так-же посмотрит на крест.
Иисус Христос был распят на Кресте за наши грехи и этого Он не сделал бы, если бы не любил нас. Но Он сделал. Он — любит. Он желает, чтобы мы освободились от грехов и были свободными в Нем. Поэтому, Он и пошел на Крест, чтобы мы жили. В свою очередь, каждый раз, когда и Он смотрит на нас, Иисус смотри на нас с позиции Креста, на котором был распят и смотрит на нас с любовью.
Иоанн сравнивает распятого Иисуса Христа с медным змеем Нехуштан(ом). Иоанн пишет:
Когда народ Израиля шел по пустыне и их кусали змеи, они должны были посмотреть на медного Змея. И тот, кто смотрел на него — выздоравливал. Нехуштан — прообраз Иисуса Христа и пусть никого не смущает Его идентичность со змеем. Иисус взял на Себя грехи всего мира и многие Его современники смотрели на него с пренебрежением. Образ Змея — это Образ Христа покрытого нашими грехами!
4. Крест символ исполнения пророчеств
Апостол Паве Пишет:
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
Павел дважды написал по Писанию. Это значит, что подтверждение истории Иисуса Христа мы можем увидеть в книгах Ветхого Завета.
Приведу несколько таких пророчеств:
Пророчество: "Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мои, поднял на меня пяту" (Пс. 40:10; см. также Пс. 54:13-15).
Исполнение: ". Иуда Искариот, который и предал Его" (Матф. 10:4;см. также Матф. 26:49-50; Иоан. 13:21).
Выражение из Псалма 40:10 буквально переводится как"человек мира моего", тот, который приветствовал меня поцелуем мира, как Иуда Искариот (Матф. 26:49; ср. Иер. 20:10).
- ПРОДАН ЗА ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ
Пророчество: "И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою;
если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. " (Зах. 11:12).
Исполнение: "И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников" (Матф. 26:15; ср. 27:3).
- ОБВИНЕНИЯ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЕЙ
Пророчество: "Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня" (Пс. 34:11).
Исполнение: "Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля. " (Мтф. 26:59^).
- МОЛЧАНИЕ ПЕРЕД ОБВИНИТЕЛЯМИ
Пророчество: "Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих. " (Ис. 53:7).
Исполнение: "И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал" (Матф. 27:12).
- РАНЫ И КРОВОПОДТЕКИ
Пророчество: "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5; см. Зах. 13:6).
Исполнение: "Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие" (Матф. 27:26).
Речь идет о телесной ране, а не просто о скорби; слово "мехолал" происходит от "халал", буквально "пронизывать" — все это в мельчайших подробностях приложимо к Мессии, чьи руки, ноги и ребра были пронзены (Пс. 21:17).
". Но от Его головы, увенчанной терновым венцом, до ступней, прибитых к кресту, не было видно ничего, кроме ран и кровоподтеков" (М. Хенри).
- МЕССИЯ БУДЕТ ИЗБИТ И ОПЛЕВАН
Пророчество: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания" (Ис. 50:6; см. также Мих. 5:1).
Исполнение: "Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам. " (Матф. 26:67).
В древнееврейском "Таргуме Исаии" содержится следующий вариант Ис. 50:6: "Я не прятал своей спины от истязателей и своих щек от тех, что выдирали волосы, Я не прятал лица Своего от поругании и оплевания".
Для христиан хочу напомнить, что у нас есть Символ воскресения — это прежде всего радость во Христе Иисусе.
5. Чем крестик не является
Крестик, с какого бы материала он не был сделан, не является оберегом. Нас хранит Господь.
Крестик, пусть даже и имеющий символы, что были приведены выше — не повод делать себе наколки. Бог говорит, чтобы не делали на теле надрезы.
Он умер и воскрес, чтобы мы не грешили
Для продвижения канала ПОДПИШИСЬ и нажми, пожалуйста, на пальчик, что указывает вверх! Не забудьте оставить свой комментарий!
Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего вида весьма интересно вплетается в ткань отечественной истории. О том, что такое крест -энколпион, как выглядели первые кресты с изображением Распятия и почему некоторые старинные кресты совмещены с полумесяцем, рассказывает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерей Михаил Воробьев.
- https://ozhegova-slovar.ru/molitvoslov/pochemu-hristiane-nosyat-krest.html
- https://pravoslavie.ru/119707.html
- https://zen.yandex.ru/media/id/5d67a2c53d008800acb2ef96/pochemu-hristiane-nosiat-krestik-otvet-5e293afc92414d00b154413a