Когда христиане взяли свой крест
Ни для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства. А во-вторых, сами-то христиане, насколько мне известно, воспользовались этим символом впервые лишь в IV веке. Причем произошло это "сверху", по указу первого христианского римского императора Константина. Так почему же для современных христиан изображение креста имеет такое значение?
Иван П., Москва
Вы совершенно правы, полагая, что различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение; в самом широком смысле оно, как правило, связывалось с Космосом, символическим значением цифр или противопоставлением неба и земли или пространства и времени. Вместе с тем, только в христианстве крест приобретает принципиально новое, необычное значение, являясь символом Иисуса Христа, свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей.
Как крест стал главным символом христианства
Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью "Сим победиши!" До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал.
Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм I-III вв. Датировка на сайте Британского музея — III-IV вв., хотя есть аргументы в пользу более ранней даты — II-III вв. Местонахождение — Британский музей.
Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.
Что нужно знать о кресте. 10 тезисов митрополита Илариона. Цикл «Молитва, храм и богослужение»
По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.
Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.
Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал. 6 :14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.
Карикатура на первых христиан, сделанная кем-то из римских воинов-язычников (найдена на Палатинском холме). Рисунок служит явным подтверждением использования в раннем христианстве символа креста
* * *
Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою "знамение
креста" на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да
изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда.
Святитель Кирилл Иерусалимский, IV век
Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением.
Святитель Иоанн Златоуст, IV век
Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава.
Святитель Григорий Богослов, IV век
Крест: главный символ христианства
Табличка с Креста Господня в Риме: святыня или подделка?
Нательный крест. Инфографика
На заставке: Распятие Христа. Евангелие Рабулы, 586 год. Одно из самых ранних изображений сцены Распятия.
ИсточникЗначение Креста в жизни православных верующих
В христианстве, крест — это главный символ христианской веры, символ страданий Иисуса Христа и орудие, через которое Господь спас все человечество, омыв своей святой кровью все грехи человеческие, и, конечно же, это символ победы добра над злом. Православный крест – это величайшая христианская святыня, через которую совершается Божия помощь. В России православный крест имеет большое значение, его почитают все верующие христиане, им украшают купола церквей и вершины колоколен, свои дома, во время церковной службы, крест всегда находится в руках православных священников, его мы видим на алтарях, в росписях храмов, как внутренних, так и наружных.
До страданий Иисуса Христа, крест считался страшным орудием позора и презрения. Но, Господь наш нес свой крест на себе, к месту своей казни, где принял смерть на нем в муках и страданиях, после чего, крест стал символом напоминающий нам о победе жизни над смертью. Господь освятил крест своей кровью, сделав его проводником своей благодати. Слово «крещение» происходит от слова «крест». Символический смысл креста в данном случае имеет глубоко значение, состоящее: в признании Воли Бога, смирении перед ним, готовности идти за Ним («Да будет Воля Твоя!») и выполнять Его волю, переносить все тягости и страдания земной жизни ради Веры истинной, потому как страданиями, как огнем, «выжигается» греховность наша и страсти, делая нас чище и открывая путь в Царствие Небесное.
В настоящее время, принято, что православные носят крест на шеи. Кто-то считает крест украшением, другие следуют модным тенденциям, кому-то он приносит удачу и является талисманом. Не смотря на это, если человек носит крест, он имеет на это свои личные, сакральные причины, потому как однажды он принял важное решение в жизни – принять веру Христову, хоть он может и забыть уже об этом. Крест на шеи – символ бесконечной веры, оружие спасения христианина, постоянная защита Божия. В далеком прошлом русский старец Савва говорил: « — Христианин без креста, — словно солдат без оружия, поэтому любой неприятель может легко одолеть его», а ношение нательного креста, обеспечивает постоянную защиту Божию,
Крест так глубоко вошел в нашу повседневную жизнь православных, что помимо ношения его на шеи, крест можно увидеть уже в доме, на работе, машине. Очень много крестов можно увидеть в церковной утвари и предметах храмового убранства, имеются подсвечники в форме крестов, Иерейские кресты и даже иконы (иконостасы) в форме крестов.
Многие задаются вопросом о приобретении православного креста для себя, для дома. Размеры, оформление, материал, из которого делаются кресты, могут быть разными. Кроме того, в настоящее время можно купить крест – подставку, который удобно будет поставить в красный угол, на тумбочку или рабочий стол.
С давних пор существовала традиция размещать крест над входной дверью, дабы оберегать дом и домочадцев от злых помыслов приходящих, от разного рода нечисти, сохранять в нем благополучие и гармонию.
На любом православном кресте – распятие Иисуса Христа. В распятии заложено таинство, там пребывает жизнь, словно в пшеничном зерне пребывают будущие колосья. Православный крест – это живоносное древо дающее жизнь, в котором действует Благодать Господа нашего Иисуса Христа, ведь без распятия не было бы главного чуда Воскресения Господня и не было бы Спасения.
ИсточникПочему именно крест стал символом христианства?
Это парадоксально, но ведь крест — не только орудие мучительной смерти, но и символ Спасения [всех людей от власти греха благодаря искупительной жертве Иисуса Христа].
Фактически крест приобрёл своё значение благодаря императору Константину.
В первые века христианства главными символами были аллегорические изображения — рыба (это аббр. от греч. ICHTYS — Иисус Христос Бога Сын Спаситель), или Добрый Пастырь (пастушок с овцой на плечах), или агнец (барашек, подготовленный на жертвоприношение). Если правильно помню, крест стал чаще появляться во второй половине II века. Христиане ведь жили в подполье, их религия была вне закона и её исповедание каралось мучительной казнью, поэтому они уже особо не афишировали себя как учеников Христа (эпоха "слетавшихся как пчёл на мёд" христиан на мученичество уже миновала).
По легенде, императору Константину перед решающим сражением было видение креста в небе и голос ему сказал "Сделай это своим знаком и им победишь". Он послушался и победил; затем его мать Елена нашла в Иерусалиме три креста и определила из них тот, на котором распяли Христа, и с того времени почитание креста стало превалировать над другими христианскими символами.
ИсточникКак крест стал символом христианства?
Так уж повелось, что крест неразрывно ассоциируется с христианством. Однако прежде чем стать сакральным символом последователей Иисуса Христа, он был связан с массой других, более древних религий. Да и у самих христиан его разновидностей насчитывается более десятка…
Первая цивилизация, использовавшая крест, — цивилизация Древнего Египта. Его внешний вид на берегах Нила отличался от современного и копировал иероглиф ☥ (анх), символизируя жизнь, бессмертие, мудрость. Анх изображали на стенах, памятниках, утвари и даже сандалиях, а также клали в гробницы фараонов, чтобы их души продолжили жизнь в загробном мире.
До появления Иисуса
Наряду с египтянами крест имелся у древних шумеров, живших в Междуречье — в Вавилонском царстве. Здесь он символизировал главного бога небес — Ану. В бывшей колонии шумеров Ассирии крест, заключённый в круг, являлся символом их главного божества — бога войны и солнца Ашшура.
В древней Индии крест изображали над мифическим существом, убивавшим детей, а также — в руках Кришны. Представители южноамериканской цивилизации чибча верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него грудных детей. У древних тюрок, являвшихся прародителями многих азиатских народов, в их изначальной религии — тенгрианстве — знак «аджи», выражавший покорность, тоже имел форму креста.
Отчасти он напоминал христианский крест, что дало повод советскому публицисту Мураду Анжи утверждать, что христиане просто заимствовали символ «аджи» у тюрок в IV веке.
Однако к тому времени крест уже имелся в символике христианства. Вот что пишет византийский историк Сократ Схоластик, живший в начале V века: «При разрушении и очищении Серапи-сова храма (Серапис — египетский бог, — прим, авт.) найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников».
Историк пишет, что христианам удалось убедить язычников в том, что открытие таких знаков является доказательством того, что Серапис уступает место Христу. Так они убедили поклонников Сераписа креститься в новую для них веру. Эта молодая на тот момент религия ещё не устоялась и считалась новомодной. Её распространение в античном мире произошло после восшествия на римский престол императора Константина в 306 году. Именно он не только сам принял христианство и перенёс столицу в Константинополь, но и сделал веру в Христа официальной религией всей империи.
Казнь распятием
В христианстве крест рассматривается как символ, указывающий на искупительную жертву Иисуса Христа. По Библии, сын Божий позволил предать Себя мученической смерти, чтобы те, кто верует в Него, смогли спастись.
К мучительной и жестокой казни — распятию на кресте — римляне приговаривали только особо опасных преступников: убийц, предводителей банд, изменников. Известно, что после поражения Спартака остатки его войска — 6 тысяч воинов — были приговорены к распятию. Их тела висели на крестах многие километры Аппиевой дороги, от Капуи до Рима. Победитель Спартака, Марк Лициний Красе, приказал оставить трупы на крестах до полного истлевания в назидание другим, помышлявшим о бунте.
Жестокий способ казни римляне заимствовали у своих заклятых врагов — жителей Карфагена. А те — у своих предков, финикийцев. Во времена Нерона к распятию приговаривали первых христиан, которых римляне считали опасными сектантами.
Известно, что кроме Иисуса Христа распятию также подвёргся апостол Пётр. По преданию, он упросил судей, чтобы его распяли головой вниз, так как считал, что, предав Иисуса, он недостоин такой же казни, что и учитель. Другой апостол — Андрей Первозванный — принял мученическую смерть на косом кресте, впоследствии ставшем символом русского военно-морского флота.
Надо отметить, что для казней римляне использовали кресты не совсем такой формы, что почитаются в христианстве. Их крест для распятия был Т-образным (Crux Commissa), реже использовали другие его формы: Crux Simplex (обычный столб) и Crux Decussata (крест в форме X). У Т-образного креста вертикальный столб назывался staticulum, а съемная горизонтальная часть — patibulum. Именно последнюю (а не весь крест) несли на себе к месту казни приговорённые. Впрочем, и он был нелёгок (30-50 килограмм), и для измождённого в тюрьме человека это было тяжким испытанием.
За взятку палач мог прибить на вертикальной стойке небольшой выступ, на который казнённый опирался ногами. В самом худшем случае, ноги прибивали гвоздями к столбу. Перед распятием бедолагу раздевали и, уложив его на горизонтальную часть, растягивали руки и прибивали их гвоздями (реже — деревянными кольями). Если гвозди забивали в ладони, то запястья дополнительно приматывали верёвками к балке, чтобы пленник не спрыгнул вниз, порвав мышцы. После распятия балку с пленником водружали на вертикальный столб и крепили.
В отдельных случаях, чтобы продлить страдания пленника, горизонтальную балку снимали вместе с ним на ночь, а утром опять водружали на вертикальный столб. Неудивительно, что распятие в античном мире считалось самой мучительной казнью, и его боялись абсолютно все.
У каждого — свой
Впервые «узаконенные» изображения креста как христианского символа появились на золотых монетах — солидах, выпущенных императором Тиберием II (VI век). На аверсе монеты есть изображение креста.
Поклонение кресту не прекратилось даже в эпоху византийского иконоборчества. В 726 и 730 годах византийский император Лев III Исавр, под натиском богословов, ссылавшихся на Ветхий Завет, где указывалось «Не сотвори себе кумира…», запретил почитание икон. Тысячи икон, фресок и мозаик были уничтожены, но кресты не тронули. Более того, крест стал главным украшением христианских храмов той поры. Уже Седьмой Вселенский собор в 787 году на основе поклонения кресту вернул в церковь иконопочитание.
В русском православии, унаследовавшем традиции византийской церкви, распространена восьмиконечная форма креста, с верхней и нижней перекладинами. На древних иконах изображён семиконечный крест, где столб не превышает верхнюю перекладину. Часто на самой верхней горизонтальной перекладине имеется надпись INRI (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).
Интересно, что в православии есть понятие «несение своего креста», то есть безропотное выполнение христианских заповедей в течение всей жизни. Указанное понятие основано на фразе Христа: «Кто не возьмёт креста своего… тот недостоин Меня». Также в русском языке популярно словосочетание «поставить крест», подразумевающее «похоронить какое-либо дело или идею». Вероятно, сочетание происходит от традиции ставить крест на могиле христиан.
В католицизме крест имеет аскетичную четырёхконечную форму с удлинением нижней части. В отличие от православного креста, ступни Иисуса здесь скрещены и прибиты одним гвоздём. В Средневековье кресты брали своим символом тысячи рыцарей, образовывая ордены и неся смерть жителям Ближнего Востока в своих «крестовых походах». Ношение нательного креста имеет место в большинстве христианских обрядов.
Вместе с тем, ряд христианских сект, в том числе крупные (свидетели Иеговы, мормоны) отрицают поклонение кресту. Причины здесь различны. Например, свидетели Иеговы полагают, что орудием казни Иисуса был не крест, а вертикальный столб. Потому почитание креста у них считается идолопоклонством. Однако большинство христианских богословов не согласны с такой трактовкой, настаивая на том, что сектанты не сумели точно перевести древнегреческие тексты Библии.