У христиан символ веры — крест, у а мусульман полумесяц. Почему?
О том,почему у христан символ веры крест понятно.На кресте распяли Иисуса Христа. А что с полумесяцем? Почему он символ мусульманской веры?
У медицины — КРАСНЫЙ крест..
Полумесяц потом добавили — типа толерантность..
В СССР даже было общество красного креста и красного полумесяца.. — 9 лет назад
Полумесяц пришел в ислам много позже зарождения самой религии и строго говоря не является аналогом креста в христианстве. Нигде в Коране вы не найдете упоминания этого символа как символа веры. Зато полумесяц своим символом, приносящим удачу сделали правители Османской Империи.
Как все помнят из школьного курса истории это государство в средние века завоевала огромные по площади территории в Азии, северной Африке и даже в Европе. Основатель империи — Осман как-то увидел во сне полумесяц занимавший всю Землю и решил, что это символизирует его военные успехи. Он сделал полумесяц символом династии. Еще позже, после завоевания Константинополя, турки переняли полумесяц со звездой, служившие символом Византии, как свой символ победы. А из-за огромных размеров империи Османа, его символы стали ассоциироваться с символами всего ислама, хотя по происхождению полумесяц — языческий символ.
Что означает полумесяц на куполах многих храмов в основании креста?
Приведу иную точку зрения. Не настаиваю, что это истина, ни чьих чувств оскорбить не хочу. Просто существует академическая точка зрения, что в ходе формирования монотеистических религий они так или иначе включали в себя элементы более ранних языческих традиций.
Так вот есть мнение, что в ранних(самых ранних) версиях ислама у Аллаха было три дочери, а сам Аллах до появления ислама был богом луны. Что олицетворяли три дочери — не знаю, но, в принципе, есть мнение, что они олицетворяли три вида пустынного ветра, которые играли важную роль у арабов-кочевников.
Но это мнение одного моего дальнего знакомого, которое тоже на истинность не претендует. В иудаизме, кстати, подобная история тоже есть. Ибо «Элохим» переводится не как «Бог», а как «боги». Явный намёк на политеизм у древних евреев. Ну и у ранних арабов история похожа. Те же джинны до ислама были либо богами, либо старшими духами.
Однако, джинны в исламе остались, но начали выступать в иной роли. Отсюда и полумесяц. Влияние ранних арабских культов на становление ислама.
ИсточникПолумесяц на православном кресте. Что он означает?
«Откуда взялся полумесяц на православном кресте?» – этот вопрос возникает у многих людей, обративших внимание на накупольные кресты некоторых храмов. Есть несколько вариантов ответа. Давайте их и рассмотрим.
Христианство и ислам
У большинства людей полумесяц ассоциируется в первую очередь с исламом. Хотя на самом деле изначально данный символ не имел такого значения в мусульманстве, как сегодня. В ранние эпохи последователи Мухаммеда во время битв использовали лишь одноцветные полотна. Полумесяц же был символом некоторых народов Азии еще до возникновения ислама.
Мусульмане носят полумесяц, как христиане крестик? Спросите имама
Только после арабского завоевания халифы позаимствовали его, сделав знаком мусульманской власти. После столь длительной и стойкой ассоциации и возникает недоумение: «Почему на православном кресте внизу полумесяц? Что он делает на вершине православного храма?».
Уточним еще кое-что. В связи с тем, что полумесяц как символ появился до возникновения ислама и не был им сразу присвоен, нельзя рассматривать его положение в основании креста в качестве указания на превосходство христианства над мусульманством. Более того, на Руси, еще задолго до того как там вообще появились какие-либо сведения об исламе, христиане уже активно использовали этот «христианский полумесяц» внизу накупольных крестов. Примерами тому служат первоначальный вид храма Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире – оба основаны в XII веке. Вообще, изображение креста с полумесяцем снизу довольно типично для домонгольского периода истории Русской Православной Церкви.
Понимание символики «полумесяца»
Перейдем теперь к прямому ответу на вопрос: «Что означает полумесяц на православном кресте?». Итак, можно выделить три основных толкования:
1. мессианское;
2. сотериологическое;
3. царское.
Рассмотрим каждое из них.
Мессианское толкование
Если мы обратимся к Откровению апостола Иоанна Богослова, то можем увидеть там описание великого знамения: явление облеченной в солнце жены, под ногами которой была луна (Откр. 12:1). В зависимости от понимания образа жены меняется и понимание луны.
Такие отцы, как Мефодий Патарский и Ипполит Римский, утверждают, что под образом жены подразумевается Церковь. Именно Церковь сохраняет в себе все Откровение, содержит истинное познание Бога. Луна при этом – символ всего изменчивого и непостоянного.
Отсюда исходит и соответствующе изображение, когда под православным крестом помещается полумесяц, символизирующий превосходство Церкви над всем земным и преходящим. У свт. Мефодия есть свое, оригинальное толкование луны. Так как от спутника Земли зависят приливы и отливы, т. е. как бы управление влажным естеством, то в его образе святитель усматривал веру, очищаемую от всякого тления, подобно тому, как вода очищает от грязи и обновляет.
Другой вариант понимания образа жены и луны раскрывает нам свт. Андрей Кесарийский, указывая, что ряд толковников до него под женой понимали Богородицу. При этом луна знаменует Вифлеемские ясли. На основании этих образов возникли и другие понимания рассматриваемого символа. Так, полумесяц в основании креста стал восприниматься и в качестве символа Иордана, и в качестве символа Евхаристической Чаши.
Сотериологическое толкование
С ранних времен Церковь воспринималась как корабль спасения в бушующем житейском море. Отсюда возник и довольно древний христианский образ якоря. Получается, что здесь вообще отсутствует намек на какую-либо «лунную» тематику и вопрос: «Зачем на кресте изображен месяц?» – отпадает сам собой. Это не месяц, а «рога» якоря.
В Послании к евреям апостол Павел говорит, что надежда есть крепкий и безопасный якорь для души (Евр. 6:18–19). В I-II веках Климент Александрийский уже однозначно относил якорь к числу христианских символов. Что, как не крест, для христиан является надеждой, надеждой на избавление от власти греха, надеждой на победу над смертью? Лишь «ухватившись» за Крест Христов, мы можем достойно понести свой жизненный крест, преодолеть все скорби и достигнуть блаженной вечности.
Царское толкование
На некоторых иконах можно увидеть украшение в виде перевернутого полумесяца. Это цата, символ святительского или царского достоинства. Мы помним, что одним из даров волхвов Христу было золото, указывавшее на то, что Богомладенец является Царем. В Священном Писании есть еще множество указаний на Его царское достоинство. Спаситель назван:
Царем славы (Пс. 23:7–10; Мф. 19:28);
Царем, сидящем на престоле Божием (Евр. 1:3);
Царем царей (Пс. 88:28; 1 Им. 5:15);
Царем царства правды (Ис. 32:1; Иер. 23:5);
Царем царства вечного (Лк. 1:33; Откр. 11:25).
Все эти ссылки говорят, что цата в основании креста, особенно накупольного, ясно свидетельствует о том, Кто является истинным Царем мира.
Выводы
Отвечая на вопрос: «Почему на православных крестах полумесяц?» – мы увидели три различных толкования. Все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Если кому больше нравится один из вариантов, можно его так и воспринимать. Ну а вообще, разность понимания символики говорит лишь о богатстве христианской мысли.
ИсточникРелигия Креста и религия Полумесяца: в чем отличия
Конечно, в общих чертах все мы понимаем в чем разница между двумя распространенными религиями мира — христианством и исламом, но стоит разобраться поподробнее в этом вопросе. Начнем с того, что христианство — это вера в Бога третьей части населения нашей планеты, в основе веры лежит учение о том, что Иисус Христос — Спаситель мира, также о единстве Святой Троицы и Искуплении. А все христианское богослужение построено на том, что написано в Священном Писании и Священном Предании.
Что же касается ислама, то эта религия, к которой себя относится внушительная часть населения Земли, означает «покорность Богу», если переводить. Основал религию пророк Мухаммед, а главные ее принципы содержатся в Коране. В основе ислама — поклонение Аллаху и пророку Мухаммеду.
Итак, первое — вера в единого Бога, это общая черта христианства и ислама. Но дело в том, что если в христианстве Бог — Всесовершенный и Неограниченный, природа Его нетварна, то в исламе не так. Ислам говорит о том, что Аллах наделен тварными качествами, поэтому к нему не применяют понятие духовности. То есть — сказать, что боги одинаковы, нельзя.
Столпы веры — то, на чем основывается вера. В христианстве это Символ Веры, в исламе есть пять столпов — объявление, ежедневная пятиразовая молитва, помощь нуждающихся в виде пожертвования, ежегодный пост и паломничество в Мекку.
Если в христианстве вера в Бога подтверждается учением о Святой Троице, а Бог имеет три неделимые ипостаси, то в исламе все не так. В исламе остается нераскрытой внутренняя природа Аллаха — духовная.
Идем дальше, если в христианстве для совершения Таинств нужен священник, то в исламе каждый человек может самостоятельно совершать намаз, также это можно делать коллективно, руководит тогда тот, кто лучше знает Коран. Если обратить внимание на посты, то у христиан их 4 в течение года, а у мусульман каждая среда и пятница — это пост. В месяц Рамадан они от рассвета до заката ничего не едят, то же самое касается и супружеских обязанностей. Что касается благотворительности, если христиане делают это добровольно, то у мусульман такой жест является необходимым, мы уже говорили о столпах ислама.
Ну, про различие между домами Божьими мы все знаем — у христиан — храм, у мусульман — мечеть. Что же касается божьих созданий, то в христианстве есть ангелы и люди, а в исламе еще и джины. Также в христианстве человеку от Бога дана свободная воля, а вот у мусульман не равны перед Богом мужчина и женщина.
То есть — взять хотя бы то, что по Корану муж имеет право наказать жену, телесно ее наказать. Также мужчина имеет право иметь до четырех жен, а женщина ничего такого не может, это явно неравенство. Что касается джинов, то это в исламе такие создания Аллаха, которые могут принимать любое обличие.
Если в христианстве человек создан по образу и подобие Божьему, то в исламе человек не является таким же, как Аллах. В исламе прародители человека были смертными сразу, мир после грехопадения никак не изменился. А вот когда Адам и Ева совершили грех, они перестали быть бессмертными, история человечества изменилась с этого момента по Библии.
Что касается Иисуса, для христиан он является Богом-сыном, который пришел на Землю и спас всех людей. В исламе же Иисус тоже присутствует, но он всего лишь пророк, Пресвятая Богородица в исламе также почитается, но тоже в качестве пророчицы. Если говорить о заступничестве святых, то в христианстве это присутствует, а в исламе нет. Также разные и орудия защиты от сатаны, у христиан — крест, у мусульман — черный камень в Мекке. Мусульмане не признают образом, икон у них не существует, стены в мечетях пусты.
Источник