Почему у мусульман нет икон

Содержание

Мусульмане против икон. Почему?

Хочу всем спорщикам сразу сказать, Утверждаю что вы не правы! Эта статья НИ «ЗА», и НИ «ПРОТИВ» изображений. Это желание разобраться в запрете.

Итак начнем.

Когда кто-то из мусульман видит икону, его сразу одолевает злость. Начинает во всю доказывать неправильность икон и говорить о запрете прочих изображений. У некоторых, чуть пена изо рта не идет.

Ребята посмотрите на себя со стороны. Это глупо. Не ищите зло вокруг вас, посмотрите внутрь себя. Добрый человек не способен искать зло. Он способен замечать Милость Аллаха — ДОБРО!

Для начала вспомните что говорил пророк (С.А.С.). Он утверждал что спорщики о религии будут гореть в аду, наряду с заблудшими. Об этом можно прочесть в статье » Мусульманам посвящается » просто нажав на название. А Коран говорит что Вся истина только у Аллаха.

Ещё Коран говорит وَمِنَ النَّاسِ مَن يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِى الْحَيَوةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَى مَا فِى قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ « Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком ». Так же Коран говорит « Кого Аллах ввел в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь.

Почему мусульмане не следуют за Иисусом, если Коран им велит это?!

Он бросает их скитаться вслепую в их собственном беззаконии » (Коран 7:186), « Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток » (Коран 7:178).

Хочу всем, кто мне что-то пытается доказать, ответить : « Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою! ». Аналогично этому Аллах сказал: ( وَإِنْ كَذَّبُوكَ فَقُلْ لِي عَمَلِي وَلَكُمْ عَمَلُكُمْ أَنْتُمْ بَرِيئُونَ مِمَّا أَعْمَلُ وَأَنَا بَرِيءٌ مِمَّا تَعْمَلُونَ ) « Если тебя сочтут лжецом, то скажи: « Мне достанутся мои деяния, а вам – ваши деяния. Вы не причастны к тому, что я совершаю, а я не причастен к тому, что совершаете вы » (10:41), а также: ( لَنَا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ ) » Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши «» (28:55). « Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой » (62:78).

Неужели вы хотите наставить на прямой путь того, кого ввел в заблуждение Аллах ? Если вы доказываете что икона зло, то вы же сами в первую очередь признаете ИКОНЫ ! Про это будет довод ниже. Может лучше это решение оставить Аллаху? Подумайте о своем поведении и своих нравоучениях.

К чему они? Или вы решили что вы выше Аллаха. Тогда напомню вам хадис. Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным.

Мусульманам об иконах

И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей огня и войдёт в (огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадёт в (рай)” » (Этот хадис передали аль-Бухари 3208, Муслим 2643).

Многие сейчас скажут что не только иконы запрещены, но и изображения. Давайте разбираться (не спорить) дальше.

Основной довод , заметил многие любят это слово, против изображений это хадисы на основании которых сделаны выводы что изображения нужно запрещать :

Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: « Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) условился с Джибрилем о том, что тот придёт к нему, но он не пришёл вовремя, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал тревожиться. Он вышел из дома, и его встретил Джибриль. Он пожаловался ему, а [Джибриль] сказал:Поистине, мы не входим в дом, в котором есть собака или изображение ”» [Бухари].

Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: « Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) условился с Джибрилем о том, что тот придёт к нему в определённое время, но он не пришёл в назначенный час ». Она сказала: « А в руке его была палка, и он бросил её со словами : “ Поистине, Аллах не нарушает Своих обещаний, и Его посланники тоже !” Затем он огляделся и увидел щенка под своей кроватью. Тогда он спросил: “ Когда зашла эта собака ?” Я ответила: “ Клянусь Аллахом, я и не знала о ней ”. И по его велению щенка выгнали.

Тогда к нему пришёл Джибриль (мир ему), и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: “ Ты обещал, и я ждал тебя, но ты не явился ”. Он же сказал: “ Мне помешала собака, которая была в твоём доме. Поистине, мы не входим в дом, в котором есть собака или изображение ”» [Муслим].

Есть и другие хадисы подобные этим. Причем есть из них считающиеся достоверными и недостоверными. Приведенные здесь являются достоверными.

Вам не кажется что слишком много ходисов, которые несут как бы один смысл, но по сути пересказываются по разному? Осмелюсь сказать что всё зависит от переводчиков и пересказчиков.

Насколько мне известно в первоисточниках в одном арабском варианте достоверного хадиса говорится: « Ангелы не заходят в помещения, где находятся тамасиль, тасавир ».

Слово « тамасиль » переводится с арабского языка как « статуи , статуэтки , памятники », то есть художественно-скульптурные изваяния животных или людей, которые способны отбрасывать тень . Но обычно оно переводится как « идолы ». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994.

Т. 4. С. 473; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 146.

Слово « тасавир » в богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых называла статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте, — словом «сура» (через «сод») См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов].

Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 277, 278.

Что самое интересное, так это то что речь не идет о изображении как о портрете (картинке) или фото.

Иногда в хадисах на арабском встречается немного другая интерпретация. «Ангел не заходят в помещения, где находится сура» Употребленное здесь слово «сура» (пишется через букву «сод») переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура». Вполне можно сказать что речь идет о портрете. Но не будем забывать что это Хадисы, и их относят к богословским трудам.

Читайте также:
Правое ухо проколото у мужчин что значит

В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» ( форма, образ, фигура ) и « ат-тимсаль аль-муджассам » ( статуя, монумент, памятник ). Раньше большая часть ученых называла статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте, — словом « сура » (через «сод») См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 277, 278.

Опять же речь идет про идолов, а не про изображение как о Портрете.

Еще встречаем: « Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или тасавир » и « Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или сура ». Снова Сура и Тасавир. Их мы уже рассмотрели.

При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль Хаттаби: « Ангелы (проявления милости Господа) не входят в те дома, где находятся статуэтки (или изображения), запретные с точки зрения религии. Но, например, те статуэтки (или изображения), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения, не препятствуют присутствию ангелов ».

Заметьте интересные слова : «…….те статуэтки (или изображения), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения, не препятствуют присутствию ангелов ». В таком случае может не нужно с пеной изо рта говорить что иконы это зло. Вы сами предаете этим картинкам значение « ИКОНЫ ». Тем самым выражая им особое отношение.

Давайте рассматривать хадисы дальше:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: « Я приходил вчера к тебе туда, где ты был, но не смог зайти. В том помещении были статуэтка мужчины, занавеска с изображениями, а также щенок ». Пророк попросил изменить контуры головы у идола ( откуда вообще взялся идол у Прока ?) так, чтобы он стал подобен дереву, из занавески сделали две подушки, на которые садились ( занавески были переделаны на подушки, всё с теми же изображение осталось на подушках.

Может дело в занавесках, а не в изображении ), а щенка вывели на улицу ( на счёт собаки не поспоришь ни где ). За щенком присматривали внуки Пророка Хасан и Хусейн. См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан.

Т. 13. С. 165, хадис № 5854; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати).

В своде хадисов имама Абу Дауда хадис звучит немного по-другому: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: «Я приходил вчера к тебе, но не смог зайти. У входа стояла статуэтка идола (уже не статуэтка мужчины, а идола, что значит какого-то божка с которым боролся Пророк. Так зачем тогда идол пророку ), в помещении была занавеска с изображениями, а также щенок.

Попроси, чтобы идола сделали подобным дереву, изменив контуры головы ( даже речь не идет о теле, речь идет о голове ). Пусть из занавески сделают две подушки, на которых вы сможете сидеть, а собаку пусть выведут из дома». Все было сделано, как просил ангел. Щенка вывели на улицу.

За ним стали присматривать внуки Пророка Хасан и Хусейн». Также этот хадис приведен в св. х. ат-Тирмизи и ан-Насаи. Имам ат-Тирмизи говорил о его достоверности «хасан сахих». См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950 (1369 г. по хиджре).

Т. 4. С. 103, хадис № 4158; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995.

Т. 2. Ч. 4. С. 191, хадис № 1493; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 277, 278, хадис № 4501.

Если слепо не повторять, кем то сказанную глупость о запрете изображений, как это часто все делают не обдумав смысл и не прочитав источники хадисов. То исходя из всех приведенных хадисов делаем вывод, что не всё уж так плачевно в изображениях. Лишь некоторые Ангелы не могут войти туда где есть идолы, то есть изображения искусственно созданных людьми Богов.

В доказательство своих выводов приведу доводы:

Ангелы-хранители и ангелы-писари, фиксирующие все поступки людей, никогда не покидают человека . См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 579.

Также для ангелов, забирающих души людей, художественные изображения живого или статуи, памятники не являются препятствием . См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992.

Т. 8. С. 265.

Кара в исламе, за создание ИДОЛОВ.

Продолжим рассмотривать хадисы. В частности рассмотрим те которые говорят о наказании за так называемые изображения.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, те, кто изображает, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: « Оживите то, что вы творили ». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1885, хадис № 5951, а также с. 1887, хадисы № 5961 и № 5963

Обратите внимание что речь идет о творении . То есть творение как попытка создать что-то живое, с целью посоперничать в этом с Богом. Значит если вы, к примеру сделали фото, не пытаясь переплюнуть Аллаха, то вы не являетесь пытающимся стать Творцом в одном ряду с Аллахом.

В Своде хадисов имама аль-Бухари есть хадис 5950. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1885.

В котором говорится, что Пророк предупреждал: «Воистину, наихудшее наказание в Судный День ожидает художников [изображавших людей или животных]. не могу утверждать о правильности перевода и передачи данного хадиса. Но если этот хадис считать достоверным, то он противоречит Корану.

Который четко говорит « Заводите в Ад, на его наихудшие уровни, род фараонов [да и всех, подобных им, язычников и безбожников]». Это же подтверждают многие авторитетные исламские богословы.

Которые действительно подчеркивали, что понимать буквально эти слова будет неверным , так как в Священном Коране четко говорится о том, что наихудшее наказание ожидает фараонов и им подобных за упрямство — упорствование в неверии и жестокости. Но если вы будите считаеть этот Хадис правильным и достоверным. То вы тем самым подтверждаете что Пророк противоречил Корану.

А пророк ни как не мог противоречить Корану. Делаем вывод о том, что этот хадис вымысел, или передан неверно.

Далее Имам аль-Хаттаби , комментируя текст хадиса, сказал: «Велико наказание за то, что в былые времена люди поклонялись изображениям (живого в виде статуй или картин), забывая о Боге . И в первую очередь в этих хадисах подразумеваются скульптурные изображения идолов ». Если этот хадис имеет такое значение, тогда его можно принимать в такой форме. Тогда он должен быть записан совсем по другому.

Получается что все противоречия в религии, достоверность и недостоверность хадисов, неправильная передача истинного знания и слов Пророка (С.А.С.), рождены неправильностью понимания слов последователей Пророка (С.А.С.). В доказательство могу привезти еще один достоверный Хадис. Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим.

С. 408, 409, хадис № 1365. Мы его упоминали немного выше. Абу Талха Зейд ибн Сахль передал: «Пророк Мухаммад (С.А.С.) говорил: «Ангелы не заходят в помещения, где находится сура ».

Смотрим дальше: «Когда Зейд заболел, мы направились его проведать. И, придя, увидели рядом со входом занавеску с изображением (с сурой )», — рассказывает Буср ибн Са‘ид.

Я удивленно спросил своего спутника ‘Убейдуллу аль-Хавляни: « А разве совсем недавно Зейд не цитировал нам слова Пророка ?!» ‘Убейдулла ответил: « А ты разве не слышал слова «илля ракман фи савб » (кроме изображений на одежде, на ткани)?!». аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997.

Читайте также:
Камни водолея женщины по гороскопу и дате рождения

Т. 4. С. 1886, хадис № 5958; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 589, хадис № 5958; Абу Дауд.

Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 102, хадис № 4155 и Т.Д.

Хадисов на тему наказания за изображения, а точнее за идолов, можно приводить множество. Но во всех одна суть. НЕЛЬЗЯ ИХ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ ИМ . То есть нельзя поклоняться ни кому кроме Аллаха.

Так же есть достоверный Хадис подтвеждающий мои выводы о том что не грех иметь изображение, а грех поклонятся ему, помимо Аллаха. Аиша передала о том, что в их жилище была занавеска с изображением птицы. Эта занавеска сразу бросалась в глаза входящему в дом.

Пророк Мухаммад (С.А.С.) сказал однажды: « Поверни эту занавеску другой стороной. Входя в дом, я всегда вижу ее, и она напоминает мне о мирском ». Аль-кутуб ас-ситта. Т. 5. С. 1666, глава № 37, раздел № 26, хадис № 88; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17.

С. 285, хадис № 175.

Хочу обратить внимание, согласно этому Хадису, Пророк (С.А.С.) неоднократно входил в дом с изображениями и присутствовал в нём. И лишь однажды сказал что нужно развернуть занавески, лишь по тому что это его отвлекает от Бога. Отвлекает и напоминает о мирском.

Тогда хочу спросить всех мусульман, а правильно ли то что вы запрещаете играть детям в куклы? Правильно ли вы делаете слушая спорщиков и крикунов о правильности и неправильности каких либо действий в исламе? Правильно ли вы делаете когда сами не изучив первоисточники начинаете принимать на веру различные запреты и ограничения?

В дальнейшем мы еще будем рассматривать и запреты о музыке, и достоверность хадисов и многое другое. Кстати ранее мы уже рассмотрели запрет о винопитии в статье » Бухать или нет! Каков ваш ответ ?».

И запрет о чтении Корана на могилах в статье » Кладбищенские дела. Посещение кладбища это Сунна «.

Самый последний хадис хочу посвятить тем, кто запрещает играть детям с куклами.

Аиша, когда была еще маленькой, играла с куклами, называя их дочками. Однажды у нее появилась игрушка в форме коня с двумя крыльями.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), указывая на кукол, спросил: «А что это?» ‘Аиша ответила: «Это мои дочки». — «А это что?» — спросил Пророк, указывая на коня. «Конь», — ответила ‘Аиша. «А почему у него два крыла?» — поинтересовался посланник Всевышнего. ‘Аиша в недоумении воскликнула: «А разве ты не знаешь о том, что у Сулеймана, сына Дауда (Соломона, сына Давида), был конь с крыльями?!» Пророк Мухаммад, услышав это, от души рассмеялся. См. в св. х. аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 94, 95

ИМЕННО РАССМЕЯЛСЯ, А НЕ ЗАПРЕЩАЛ!

Теперь хочу призвать всех Мусульман читать и изучать религию. Оставить споры. Принять мусульман всех течений как братьев по вере. Не кричать на каждом углу что это правильно, а это нет. Ведь перед вами может оказаться более сведущий человек. Не будьте посмешищем.

Если вы чего еще не знаете, то это не значит что вы имеете право указывать что будет правильным. Это не значит что вам разрешено выносить решение. Аллах всех рассудит.

А ВЫ НЕ АЛЛАХ.

А если кто до сих пор как деревянный идол, не понял суть всего сказанного, суть хадисов, будет продолжать учить и запрещать, тому Бог судья. Оставайтесь глупым бревном. Уподобляйтесь идолам. Которые сами себе и другим не могут помочь. И тогда не забудьте вырвать фото из паспорта.

А то по вашему же получается запрет есть, но его не соблюдаете.

Источник

Почему в исламе нет икон?

Почему в исламе нет икон?

Не так давно был скандал мирового уровня, когда карикатуристы изобразили мусульманских пророков. Везде шли дебаты на эту тему. Давайте и мы сейчас попытаемся разобраться почему же в исламе нет изображений человека и нет икон, как в христианстве?

Ведь в исламе поощряется развитие наук и культуры.

Негативное отношение к мусульманам

Взрывы слышны в долине Бамиан. Талибы уничтожают статую Будды, которой более полутора тысяч лет. Они подложили взрывчатку под основание и взорвали её за какой-то миг.

Великий Будда распался на мелкие кусочки. В воздух поднялось красное облако из песка и глины. Земля содрогнулась от рухнувшего на неё щебня и камней.

Люди столкнулись с величайшим варварством исламистов. Этот поступок у многих людей в мире сформировал негативное отношение к мусульманам. Когда прошли протесты против карикатуристов, это ещё больше усилило такое впечатление.

Но в то же время существуют изображения в мире мусульман. Они даже есть в ортодоксальной Саудовской Аравии.

Противоречия в исламском мире

Запрет изображения людей и животных вызывает противоречия даже в самом исламском мире. Специалист по исламу и его искусству Сильвия Наеф старается прояснить эту проблему. И это является очень проблематичной темой.

Интересно, что обложка исламской книги немецкого издания украшена миниатюрой. На ней изображён силуэт мужчины.

Он одет в зелёные одежды и тюрбан. Его руки сложены на груди. Он стоит на цветочном ковре. Но вместо лица у него вуаль. За мужчиной горит золотое пламя. Оно является его венцом. И этот рисунок не является необычным для исламского мира.

У мусульман всегда присутствовала фигуративная живопись. Имеются и картины с изображением Пророка. Поэтому и становиться трудно понять, почему изображения в исламе запрещены?

В исламе считается, что творцом может быть только Аллах, поэтому человек не может быть скульптором или художником. Люди могут украшать только домашний интерьер и архитектуру. Создавая современные технические устройства, человек не может воссоздать подобное себе. Изображения в домашнем обиходе не должны отвлекать мусульманина от молитвы.

Он должен открыть в себе границы вечности. Человек не должен любить изображения.

Возврат к религиозным корням

Наеф пытается тщательным образом разобраться в этом вопросе. Для этого её приходится вернуться к своим религиозным корням. Тщательно изучив Коран, ей становится ясно, что в нём нет прямого запрета на изображения. Такая позиция лишь озвучена в хадисах, пророческих высказываниях. Это некоторые указания на ограничения.

Это объясняется боязнью идолопоклонства во времена Мухаммеда. Во многих религиях во время молений совершаются ритуалы вокруг идолов.

Люди поклоняются животным и божествам в человеческом облике. На запреты нужно смотреть разных ракурсов, задавая вопросы. Для чего были изображены животное или человек? Для чего это будет использоваться? С какой целью живописец сделал это изображение?

Если такие изображения находятся в доме, то они мешают проникновению ангелов. В доме можно только держать небольшие скульптуры или изображения человека, если на них чётко не обозначено лицо. Такое отношение называется аниконизмом.

Почему в исламе нет икон?

Наеф изучила множество трудов учёных по этому вопросу. Она пришла к выводу, что нет таких записей, где прямо указывалось на запрет изображений в исламе. С развитием средств массовой информации: телевидения, радио, интернета, где постоянно мелькают изображения животных и людей, то вызывает настоящее недоумение, почему в современном исламе запрещена портретная живопись.

Наеф разделила мусульман на категории: «реформаторы», «фундаменталисты», «революционные исламисты». Если посмотреть на мнение фундаменталистов, то вырисовывается картина, что некоторые изображения разрешены мусульманам, а другие находятся под строжайшим запретом. Таким образом, даже среди них не существует абсолютный запрет на изображения.

Но её продолжает волновать причина таких радикальных мер. Ей интересно, направлен ли запрет на сам портрет или на мысль, которую он несёт. Для фундаменталистов очень важен современный мир и изображаемые в нём образы.

В давние времена изображение образов присутствовало в исламской культуре. Но они не играли той роли, что исполняют иконы в христианстве. Животных и людей можно было изображать на коврах, одеялах, подушках, монетах. Христианские же образы крепко связаны со Священным Царством и массами.

Читайте также:
Какое кольцо для предложения

Наеф пришла к выводу, что распространённое мнение о том, что в исламе никогда не было священных образов, сформировалось в соответствии с христианским взглядом на этот вопрос.

Фотография в исламе

В исламе образы несут другую нагрузку, чем в христианстве. Например, в Саудовской Аравии, где живут ваххабиты, фотографии и портреты правителей не являются редкостью. Они изображены на бумажных государственных банкнотах.

Конечно, в прежние времена такого не было. Но развитие технологий делает революцию в социальной среде. Первым в исламском мире, кто начал делать фотографии, был иранец Насер ад-Дин Шах.

Он снял на фотоаппарат женщин своего гарема, которых держали подальше от посторонних глаз. Он сделал фото матери, жён и некоторых наложниц. Не отстал от него и турецкий султан Абдул-Хамид II. У него имелась огромная коллекция фотографий, собранная в альбомы. Он делал снимки Османской империи, которые стали важными историческими документами.

У него были придворные фотографы армянского происхождения братья Абдуллахян. Они считались лучшими фотографами османской империи.

О своих исследованиях Наеф написала книгу. В ней она подвергает сомнению многие сложившиеся мнения о запрете изображений в исламском мире. Она помогает людям преодолеть интеллектуальные запреты и глубже проникнуть в понимание ислама.

Источник

Почему мусульмане не используют икон и свеч?

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Руслан Горностаев перепечатал из religoved.ya.ru 22 июня 2010, 16:18
2 оценок, 1394 просмотра Обсудить (6)

Как известно, христиане во время молитвы используют свечи и иконы, и многие из них удивляются, как мусульмане обходятся без них. У последних же на этот счёт собственное мнение.

«Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Библия, Ветхий Завет, Второзаконие 4:16)

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Второзаконие 5:8-9; Исход 20:4-5)

Дело в том, что мусульмане, молясь Богу, обращаются к Нему без всякого посредства, без священника, без икон и каких-либо других атрибутов богослужения. Объяснение этому просто – Бог не нуждается в посредниках, чтобы услышать молитву Своего раба и ответить на неё.

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (Коран 2:186)

Христианские богословы утверждают, что икона помогает человеку сосредоточиться в молитве, и изображение – всего лишь формальность. Дмитрий Таланцев в своей статье «Ересь иконопечатания» об этом сказал так:
«Молитва — это мысленно-словесное обращение к Богу. Бог — это Личность. Когда мы мысленно обращаемся к какому-нибудь человеку, — нам, что, обязательно надо представлять его лицо? Например, когда мы пишем письмо, нам, что, легче его писать, если мы обязательно будем представлять лицо адресата?

Это же глупость».

Стало быть, разговор о сосредоточении внимания даже как-то не к месту.

На это можно ответить также по-другому. На свете есть огромное множество икон с изображением Иисуса (мир ему!), Марии, и даже троицы! Но эти иконы не были срисованы с натуры, и не были написаны с описания в Библии (такого описания не существует). В вышеупомянутой статье об этом сказано очень точно:
«Все дело, однако, в том, что реально-то никто не знает истинного изображения Иисуса Христа. Во времена, когда жил и проповедовал Христос, еще не изобрели фотографию. [. ] Давайте посмотрим на иконы, где изображен Иисус.

Как правило, лицо Христа на разных иконах совершенно разное (за исключением копий одной и той же иконы). [. ] Теперь представьте, что после вашей смерти кто-то будет показывать или продавать рисунок, с изображением лица совершенно неизвестного человека и утверждать всем, что это вы. Вам это понравится? Вот также вряд ли и Христу нравятся эти портреты совершенно незнакомых ему людей, про каждого из которых говорят, что, мол, это Христос».

В подтверждение достоверности икон часто приводят легенду о царе Авгаре, который якобы получил от самого Христа (мир ему!) полотенце с изображением своего лица. Однако если это было бы так, то иконы имели бы хоть какую-то схожесть, но этого нет. И вообще, это только легенда, которую не подтверждает ни один историк.

Проследим становление иконы в церковном богослужении с исторической точки зрения.

VIII век, начало – духовенство борется с иконопоклонством, понимая, что это явное попрание второй заповеди.

726 г. – византийский император Лев III созвал собор, на котором было принято решение убрать из церквей иконы и вообще все изображения Христа и девы Марии.

754 г. – сын и преемник Льва III-го созвал собор из 300 епископов, на котором поклонение иконам было объявлено «мерзостью», и было вынесено постановление, что через иконы сатана пытается утвердить в Церкви идолопоклонство.

787 г. – Седьмой Вселенский Собор (2-й Никейский) – большинством голосов присутствующих было узаконено почитание икон.

Борьба с иконопоклонством была проиграна. Причём интересно, что против икон выступало высшее духовенство, интеллигенция, знающие Писание. За иконы же выступала неграмотная толпа, низшее духовенство и монашество.

Что же происходит с верующими? Почему они поклоняются тому, о чём ничего не сказано в Святом Писании, а их поклонение не подчиняется здравому смыслу и логике? Сегодня люди толпами идут на поклонение иконам, верят, что эти иконы исцеляют, приносят благословение, чувствуют, и т.д. Я прошу Всевышнего защитить нас всех от подобных поступков, и в завершение привожу цитатой строки из Псалтыря:

«Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них» (Псалом 134:15-18)

В последнее время мне несколько раз доводилось услышать подобный вопрос: «Почему мусульмане молятся без свеч?» Тема не из лёгких, поэтому начну с самого начала.

Религия – будь то иудаизм, христианство или Ислам, приходит к народу через определённого человека, пророка. Говоря, что мы исповедуем Ислам или христианство, мы должны выполнять то, что делал и велел делать Мухаммад или Иисус (мир им обоим!), и воздерживаться от того, чего они не делали и запрещали делать.

Если мы принесём в религию что-либо новое, что в эту религию не приносил её пророк, это будет уже не ниспосланная религия, а придуманная нами же. В Исламе это явление называется «новшество» (бид).

Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил: «Худшее из дел – это новшество». «Всякое новшество – заблуждение, всякое заблуждение – в огне».

Обращался ли к свечам Иисус?

«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине» (Библия, Новый Завет, евангелие от Матфея 14:23)

«Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился» (Матфей 19:13)

«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Матфей 26:39)

«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марк 1:35)

«И, отпустив их, пошел на гору помолиться» (Марк 6:46)

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился» (Лука 3:21)

«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лука 6:12)

«В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним» (Лука 9:18)

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лука 9:28)

«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лука 22:41)

Вот десять примеров из Нового Завета молитвы Иисуса, пророка, принёсшего христианство. Ни в одном из них даже мельком не указано про свечи. Он просто поднимал руки к небу и молился, и между ним и Богом не было никаких посредников, хотя бы в виде свечи.

Читайте также:
Что за камень в титанике

Почему же и нам не молиться так, как делал это Иисус, или кто-либо другой из пророков (мир им!), о которых рассказывает нам Священное Писание? Почему же миллионы христиан идут в церковь, чтобы зажечь свечу? Неужто от этого Бог скорее примет их молитвы? Конечно же, нет.

Но христиане говорят просто: «Так делали до нас, так делаем и мы», и продолжают делать новшества.

Но откуда же пришёл этот обряд?

Задолго до пришествия Ислама, и даже христианства свечи зажигали люди, которые не поклонялись Богу. Они поклонялись огню. Чтобы помолиться, огнепоклонники вызывали своего «бога» – огонь. Как легче всего вызвать огонь? Зажечь свечу.

Вот они и зажигали свечи для молитвы, а впоследствии этот обряд перешёл в христианство.

Источник

Почему мусульмане не используют икон и свеч?

Как известно, христиане во время молитвы используют свечи и иконы, и многие из них удивляются, как мусульмане обходятся без них. У последних же на этот счёт собственное мнение, которое попытается выразить в этой статье верный раб Божий, с Его соизволения.

Иконы

«Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Библия, Ветхий Завет, Второзаконие 4:16)

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Второзаконие 5:8-9; Исход 20:4-5)

Дело в том, что мусульмане, молясь Богу, обращаются к Нему без всякого посредства, без священника, без икон и каких-либо других атрибутов богослужения. Объяснение этому просто – Бог не нуждается в посредниках, чтобы услышать молитву Своего раба и ответить на неё.

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (Коран 2:186)

Христианские богословы утверждают, что икона помогает человеку сосредоточиться в молитве, и изображение – всего лишь формальность. Дмитрий Таланцев в своей статье «Ересь иконопечатания» об этом сказал так: «Молитва — это мысленно-словесное обращение к Богу. Бог — это Личность.

Когда мы мысленно обращаемся к какому-нибудь человеку, — нам, что, обязательно надо представлять его лицо? Например, когда мы пишем письмо, нам, что, легче его писать, если мы обязательно будем представлять лицо адресата? Это же глупость».

Стало быть, разговор о сосредоточении внимания даже как-то не к месту.

На это можно ответить также по-другому. На свете есть огромное множество икон с изображением Иисуса (мир ему!), Марии, и даже троицы! Но эти иконы не были срисованы с натуры, и не были написаны с описания в Библии (такого описания не существует).

В вышеупомянутой статье об этом сказано очень точно: «Все дело, однако, в том, что реально-то никто не знает истинного изображения Иисуса Христа. Во времена, когда жил и проповедовал Христос, еще не изобрели фотографию. [. ] Давайте посмотрим на иконы, где изображен Иисус.

Как правило, лицо Христа на разных иконах совершенно разное (за исключением копий одной и той же иконы). [. ] Теперь представьте, что после вашей смерти кто-то будет показывать или продавать рисунок, с изображением лица совершенно неизвестного человека и утверждать всем, что это вы. Вам это понравится? Вот также вряд ли и Христу нравятся эти портреты совершенно незнакомых ему людей, про каждого из которых говорят, что, мол, это Христос».

В подтверждение достоверности икон часто приводят легенду о царе Авгаре, который якобы получил от самого Христа (мир ему!) полотенце с изображением своего лица. Однако если это было бы так, то иконы имели бы хоть какую-то схожесть, но этого нет. И вообще, это только легенда, которую не подтверждает ни один историк.

Проследим становление иконы в церковном богослужении с исторической точки зрения.

VIII век, начало – духовенство борется с иконопоклонством, понимая, что это явное попрание второй заповеди.

726 г. – византийский император Лев III созвал собор, на котором было принято решение убрать из церквей иконы и вообще все изображения Христа и девы Марии.

754 г. – сын и преемник Льва III-го созвал собор из 300 епископов, на котором поклонение иконам было объявлено «мерзостью», и было вынесено постановление, что через иконы сатана пытается утвердить в Церкви идолопоклонство.

787 г. – Седьмой Вселенский Собор (2-й Никейский) – большинством голосов присутствующих было узаконено почитание икон.

Борьба с иконопоклонством была проиграна. Причём интересно, что против икон выступало высшее духовенство, интеллигенция, знающие Писание. За иконы же выступала неграмотная толпа, низшее духовенство и монашество.

Что же происходит с верующими? Почему они поклоняются тому, о чём ничего не сказано в Святом Писании, а их поклонение не подчиняется здравому смыслу и логике? Сегодня люди толпами идут на поклонение иконам, верят, что эти иконы исцеляют, приносят благословение, чувствуют, и т.д. Я прошу Всевышнего защитить нас всех от подобных поступков, и в завершение привожу цитатой строки из Псалтыря:

«Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них» (Псалом 134:15-18)

Свечи

В последнее время мне несколько раз доводилось услышать подобный вопрос: «Почему мусульмане молятся без свеч?» Тема не из лёгких, поэтому начну с самого начала.

Религия – будь то иудаизм, христианство или Ислам, приходит к народу через определённого человека, пророка. Говоря, что мы исповедуем Ислам или христианство, мы должны выполнять то, что делал и велел делать Мухаммад или Иисус (мир им обоим!), и воздерживаться от того, чего они не делали и запрещали делать.

Если мы принесём в религию что-либо новое, что в эту религию не приносил её пророк, это будет уже не ниспосланная религия, а придуманная нами же. В Исламе это явление называется «новшество» (бид).

Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил: «Худшее из дел – это новшество». «Всякое новшество – заблуждение, всякое заблуждение – в огне».

Обращался ли к свечам Иисус?

«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине» (Библия, Новый Завет, евангелие от Матфея 14:23)

«Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился» (Матфей 19:13)

«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Матфей 26:39)

«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марк 1:35)

«И, отпустив их, пошел на гору помолиться» (Марк 6:46)

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился» (Лука 3:21)

«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лука 6:12)

«В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним» (Лука 9:18)

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лука 9:28)

«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лука 22:41)

Вот десять примеров из Нового Завета молитвы Иисуса, пророка, принёсшего христианство. Ни в одном из них даже мельком не указано про свечи. Он просто поднимал руки к небу и молился, и между ним и Богом не было никаких посредников, хотя бы в виде свечи.

Почему же и нам не молиться так, как делал это Иисус, или кто-либо другой из пророков (мир им!), о которых рассказывает нам Священное Писание? Почему же миллионы христиан идут в церковь, чтобы зажечь свечу? Неужто от этого Бог скорее примет их молитвы?

Конечно же, нет. Но христиане говорят просто: «Так делали до нас, так делаем и мы», и продолжают делать новшества.

Но откуда же пришёл этот обряд?

Задолго до пришествия Ислама, и даже христианства свечи зажигали люди, которые не поклонялись Богу. Они поклонялись огню. Чтобы помолиться, огнепоклонники вызывали своего «бога» – огонь.

Читайте также:
Мужчина подарил обручальное кольцо во сне к чему

Как легче всего вызвать огонь? Зажечь свечу. Вот они и зажигали свечи для молитвы, а впоследствии этот обряд перешёл в христианство.

То есть, свечи – обряд, придуманный огнепоклонниками. Да упасёт Аллах всех нас от этого! Аминь.

Автор: Иса Солахутдин

Комментарии ( 15 )

Геннадий 02.10.2010 в 00:27 #1283
Кумир – это объект поклонения.
На иконах изоражается образы тех кого Господь Бог отметил святостью за праведную жизнь. Церковь только фиксирует этот факт.
В церкви Христовой все живы и живущие на земле, и те кто закончил земной путь. Не раскаянные грешники не могут, а праведники имеют возможность молится Богу за живущих на земле, молитвы их очень сильные и они находятся ближе к нам.
И в своих молитвах(мольбе) к святым нашим мы просим донести до Бога наши просьбы. Мы не кланиемся им (хотя нужно и поклонится им из уважения и признательности что сами нашли правильный путь в Царство Небесное и нас грешных научили как), а почитаем их.
Если человек ИСКРЕННЕ помолится святому изображенному на иконе, то святой обязательно донест его молитву до Господа Нашего и у Бога просьба эта без внимания не останется.
Вы скажите – Почему нельзя помолится самому Богу? Можно и нужно, и мы православные молимся Единому Богу Всевышнему – Пресвятой Троице! Но через святых наши молитвы доходят быстрее, а следовательно быстрее и исполняются.

Что разве Иисус Христос не оставлял разве свой лик на материи человеку хотевшему написать его портрет по просьбе своего Господина? Или Апостол Лука не писал богородицу? Тогда в чем разногласие?

И не меняйте слов в сказаном, тогда не будет повода обвенять в не истине.

P.s. Даже иноверцы получали просимое по молитвам у православных икон. «- Ставь Табыня свечка – хорошо будет.» – говорили китайцы. Это относится к Табынской иконе Божией Матери каторя после революции временно находилась в Китае.
Сегодня по первой программе была передача Малахова о молитве у православных сватынь – мощах, иконах и т.д. ( в данном случае речь шла о мощах Сперидона Тремифунского которые прибыли в Москву и люди рассказывали о чудесах, которые проиходили по молитвам у мощей ).Вам бы это было полезно посмотреть.
К блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской стоят очереди из верующих и не верующих, христиан и иноверцев и им все равно какие догмы истинны, а какие нет – им нужна помощь, и они верят что получат ее, и получают просимое по молитвам своим.

Кстати мусульманский Каран при дикуссиях с христианами в основном сравнивают Ветхим Заветом. Ветхий Завет многое поясняет, но основной учебник жизни христиан – Евангелие.

Ян 03.10.2010 в 08:29 #1327
Согласен с Геннадием, Автор этой статьи по-моему не разбирается в деле, и слишком упрощает историю связанную с иконами, и искажает её тенденциозно в свою пользу. Есть правда, что в упомянутой периоде истории не были единомыслия в вопросе икон, но большинство церковных значительных личностей поддерживало правильное почитание икон, т.е. почитание относится ко Христу или святым изображенным иконами. Они полезные, т.к. служат напоминанием, катехизисом многих не знающих читать, содействуют создать священную среду в церквах и т.п.

Поэтому знатные личности в Церкви на востоке и западе согласовались в мнении, что было очень вредное вмешательство византийских царей в дела Церкви и её жизни, даже её1 учения в вопросах веры и т.п. В конце концов на официальном соборе (787 г.) церковном всё решилось правильно.

Это угнетение Церкви со стороны византийских царей длилось с перерывом почти 150 лет, и совершило очень много культурного вреда, уничтожило множество ценных икон. Первый раз праздновалось торжество православия в 843 г. и это осталось праздником до сих пор в ПЦ. Тоже римский папа поддерживал борьбу святых восточных церковных личностей за освобождение от преследования и признавал правильную практику почитания икон.

Но самая жизнь нас учит с временем, что иконы, крест, Священное Писание, священные сосуды, статуи и всё, что каким-то образом может способствовать тому, чтобы человек больше почувствовал священную среду в храмах (даже дома), не могут быть вредны. Подобным образом это относится к свечам, т.к. они тоже символически выражают Христа, который «свет мира», который Даритель истинного света.

Я удивляюсь мусульманам, что они вмешиваются постоянно в наши христианские дела и по своему толкуют то, что мы намного больше раз размышляли на протяжении всей всё, что связано с Священными Писанием и Преданием, их толкованием и т.д. Жаль, они не только не понимают, но намеренно не хотят понимать наши церковные дела, а стремятся навязывать (по-моему некультурным и демагогическим образом. ) свои мнения.

Михаил 21.10.2010 в 01:05 #1559
Иисус есть Бог! а не пророк! ( Я и Отец одно!) Это очень большая проблема всех мусульман!
У молитвы нет скорости, так как скорость ее не нужна. Бог рядом Он везде! Следовательно посредники не нужны.
Облизывание мощей тотально повсеместно. Неужели истинно божий праведник, желал бы что бы счастью его тела люди носились по стране. Вы можете представить себе, что испытывает душа святого человека который с небес наблюдает картину, как огромные массы выпрашивают у его ноги земные блага. Кто в этом заинтересован ? Бог и дьявол? ( Кто Павел? кто Аполлос?

Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий.(1Кор.3:5-7)
Люди энергично работая локтями, бойко набирают святую воду в углу храма, а на Божий алтарь ни кто не обращает внимание.Ни кого не осуждаю . Сам нуждаюсь в Божьей милости.
Ребята все нормально! Господь грядет! Скоро все будут в курсе. И получат своё!

Кому Царство Небесное кому тьму внешнюю где плачь и скрежет зубов. С БОГОМ!

Геннадий 23.10.2010 в 20:03 #1621
Облизывание мощей тотально повсеместно. Неужели истинно божий праведник, желал бы что бы счастью его тела люди носились по стране. Вы можете представить себе, что испытывает душа святого человека который с небес наблюдает картину, как огромные массы выпрашивают у его ноги земные блага.

Истинные Божие праведники к своим телам — плоти относились с безразличием. Читали деяния святых? — Не читали. Обнимают и целуют родственники умешего — обнимают.

Догмата на эту тему нету, а уважение и почетание того святость кого Бог отметил нетлением мощей у людей есть. Обратите внимание многие начинают смердить уже через несколько часов. А некоторые и на третй день без обкалываня сохраняются.

Это конечно ни чего не даказывает.

«Люди энергично работая локтями, бойко набирают святую воду в углу храма, а на Божий алтарь ни кто не обращает внимание.» — было такое,
тяжелое наследие атеистического воспитания и духовной безграмотности, но зато сейчас и очереди в несколько раз больше и люди понимают, что за святыней пришли — стоят смиренно и терпеливо.

Владислав 16.11.2010 в 22:11 #2243
Иконы, свечи, какие-то специальные по-особому написанные молитвы — всё это походит на колдовство. Вместо обращения непосредственно к Господу, жизни по Его Воле, следованию тем примерам духовности, которые были очерчены пророками — человек цепляет на себя кресты, ходит причащается, молится, милостыню подаёт, посыпает солью порог — делает всё, что бы его не постигла кара за содеянные грехи.

Нет неприятности, горя, беды или счастья — без позволения Всевышнего. А если праведного и постигает беда — для его же пользы, — так Господь указывает на ошибки, когда «по-хорошему» до человека не доходит.

александр 12.02.2011 в 11:47 #5686
Здраствуйте! Я из Украины,г. Тернополя.Я считаю что вся католическая и православная религия-это ужасный сатанизм!свечи,иконопоклонство,свиноедство,алкоголизм и многое другое-это греховная атрибутика католической и православной религии.У Бога нет религий, есть только писания-библия и коран.Человек принимающий Бога через писания имеет жизнь вечную, а человек принимающий религию- имеет разрушение и смерть.

Геннадий 13.04.2011 в 18:20 #7550
Александр, что то не заметно что вы ее(истину) поняли. Да ичитали вообще ли Писание?

Источник
Рейтинг
Загрузка ...