Почему запорожские казаки серьги носили

А зачем казакам нужен был оселедец?

Зачем же запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? Дело тут в очень давних (если не древних!) традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков. Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» — сын неба).

В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего полководца Древней Руси Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включенное в «Историю Льва Диакона» со слов очевидца: «. Он (Святослав) приплыл на скифской ладье. был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода. в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами. «. Итак, либо древнерусский воин Святослав предвосхитил события и стал зачинателем моды и традиций для запорожских казаков 16 века, либо беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым нам способом узнали и по каким-то неведомым нам причинам решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности. Ведь описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков — висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казацкой традиции должен был (или мог) носить такую серьгу.

Чем Отличаются Казаки в Истории?

Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Читайте также:
Серьга рессоры ГАЗ 3110 размеры

Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Исходя из религиозных и жизненных мотивов: в военных походах да и при той жизни, в волосах очень любила заводится всякая живность типа вшей, блох и т.д. А по религии ходить лысым было нельзя. И потому они нашли вот такой вот интересный выход из этой ситуации.

КУПИЛ САЖЕНЦЫ И ЛОХАНУЛСЯ, ТЕПЕРЬ ВЫРАЩИВАЮ САМ

  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • Ансамбль «ДОЛИНА»
  • Ансамбль «КАЗАЧАТА»
  • Ансамбль «ЗЁРНЫШКО»
  • Ансамбль «ВЫКРУТАСИКИ»
  • Ансамбль «ОТРАДА»
  • Видеоматериалы
  • Наша гордость
  • Наши достижения
  • Выпускники
  • СМИ о нас
  • Документы
  • Это интересно

Источник: kazachata.ru

uCrazy.ru

Зачем запорожским казакам нужны были чубы на голове? Рассказываю о разных версиях

В коллективном сознании сложился хрестоматийный образ запорожского казака: шаровары, свисающие усы, трубка-люлька, сабля, серьга в ухе. И свисающая прядь на бритой голове – чуб или оселедец. Точных объяснений происхождения этой традиции не найдено. Но в среде запорожского казачества обычай ношения такой прически был широко распространен.

Зачем казакам был нужен чуб? И почему исследователи выделяют сразу 4 версии происхождения этой прически?

Зачем запорожским казакам нужны были чубы на голове? Рассказываю о разных версиях

Славянская версия

Есть гипотеза, объясняющая появление оселедца у казаков стремлением подражать древним славянским князьям-воинам. Согласно ей, во времена Киевской Руси чуб на бритой голове, длинные усы и серьга с камнем служили признаком знатности и воинского мастерства одновременно.

Читайте также:
Сколько стоят крючки для сережек

Подтверждений этой версии нет. Но именно таким изображали Святослава Игоревича. Осиротевшего сына княгиня Ольга посадила в седло еще в малолетнем возрасте и дала ему копье, чтобы повести дружину мстить за отца.

С тех пор Святослав практически всю жизнь воевал, укрепляя и расширяя свое княжество. Легендарного воина изображают с усами, чубом и серьгой с жемчугом и крупным драгоценным камнем.

По этой версии, казаки подражали Святославу и воинственной аристократии Киевской Руси. Противоречит этой гипотезе тот факт, что между событиями огромный временной промежуток, у казаков не могло быть достоверных сведений о князе-воине.

Зачем запорожским казакам нужны были чубы на голове? Рассказываю о разных версиях

Святослав Игоревич

Польская версия

Вторая гипотеза оправдана с точки зрения исторической эпохи. Согласно ей, казаки подражали аристократии Польши – шляхте. В тот период у дворянства в этой стране сложилась легенда об их происхождении от сарматов. Этот родственный скифам кочевой народ вышел из Ирана и расселился по всему югу Восточной Европы.

Шляхтичи заявляли, что они не имеют ничего общего со славянским простонародьем, так как являются истинными потомками этого древнего народа. Якобы сарматы носили чуб и серьгу. Дворяне стали им подражать – выбривать голову, оставляя одну прядь.

По этой гипотезе казаки подражали уже польской аристократии. Возможно, ради того, чтобы подчеркнуть, что казаки – люди вольные, независимые, как и аристократия.

Зачем запорожским казакам нужны были чубы на голове? Рассказываю о разных версиях

Контакты со шляхтой у них были: ещё в XVI веке поляки создали реестровое казачество и взяли вольных людей Дикого Поля на государственную службу. Противоречит этой версии то, что сами казаки ее не разделяли.

Казацкие версии

В среде казачества считалось, что чуб – особая причёска, отличающая вольных людей Дикого Поля от турок и татар. Его можно было завести только после первого боя. Те, кто не воевал – не имели на него права.

Далее голова оставалась постоянно бритой, а чуб продолжал расти. Так было видно, как давно казак участвует в битвах. Длинный чуб – значит, это опытный и очень умелый воин. Много лет участвует в битвах, но выживает за счет своего мастерства.

Читайте также:
Настойка на березовых сережках на самогоне польза и вред

Зачем запорожским казакам нужны были чубы на голове? Рассказываю о разных версиях

В мифологии казачества есть и эзотерические объяснения. Считалось, что свисающий налево чуб сгоняет беса с плеча казака. А после смерти святой покровитель за оселедец вытащит душу воина из ада – в благодарность за битвы с иноверцами. Но эти мифы сложились позже – как объяснение уже существующей традиции ношения чуба.

Гигиеническая версия

Самая простая версия бытовала у народов, проживающих рядом с казаками. Местные считали, что головы воины брили из гигиенических соображений – иначе было трудно бороться со вшами и другими паразитами. А чуб оставляли для идентификации – чтобы отличать своих от чужих.

Польская шляхта и часть казаков следовали моде, сложенной из легенд и мифов далёкого прошлого. Для других это была дань военным традициям. Но в любом случае, этот образ вошёл в историю и стал широко известен.

Источник: ucrazy.ru

komitetzaprava



Зачем казаку длинный чуб-оселедец?
Чуб-оселедец, он же чупрына, он же хохол — в сочетании с длинными вислыми усами самый однозначный, пожалуй, маркер-определитель запорожского казака. Серьга в ухе, шаровары, люлька с табаком и гоноровая сабля идут уже вторым порядком. ))

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин
А вот почему — оселедец? Откуда вообще «есть пошла» такая довольно оригинальная стрижка, и зачем она нужна?

Однозначного ответа на сей вопрос нет. В том смысле, что ни в одном документе времен существования Запорожской Сечи не прописано четко: чуб — для того-то и потому-то. Но есть ряд версий и небезынтересных слухов. )

Она гласит, что подобная прическа издавна была знаком власти, принятым в роду как минимум киевских князей. Считается, что Святослав, знаменитый князь-воин, обликом был чрезвычайно подобен запорожскому казаку, с которым его разделяло пол-тысячелетия. Эта версия базируется на описании Святослава, которое сделал Лев Диакон, присутствовавший на встрече князя с императором Цимисхием:

. Он (Святослав) приплыл на скифской ладье. был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода. в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами.
(с) История Льва Диакона
Здесь мы имеем вообще типичного казака-запорожца — и вислые усы, и оселедец, и даже серьга в ухе. Поэтому данная теория гласит, что в регионе сохранилась некая преемственность традиций, сохранившая такую прическу.

Читайте также:
Серьги с агатом это

Но есть и другая версия. Поляки, например, упорно считали оселедец «сарматской» прической. ))

Альбрехт Радзивилл, литовский магнат. Портрет 1635 года
Альбрехт Радзивилл, литовский магнат. Портрет 1635 года
В Речи Посполитой XVI-XVII веков чубы-оселедцы на выбритой голове считались наследством. Древних сарматов, с которыми любили отождествлять себя шляхтичи. Сарматов, если что, в ту пору полагали народом германского происхождения. Польско-литовская шляхта предпочитала возводить свой род именно к ним, отмежевываясь таким образом от простолюдинов славянских кровей.

Тогда в Польше и Литве возникла целая «сарматская мода», которая, кроме оселедцев, выразилась в особом стиле в одежде, в изобразительном искусстве, в доспехах «сарматского стиля», и т.п. О сарматах в то время знали очень мало, гораздо меньше, чем мы сейчас, поэтому польский «сарматизм» — он очень такой. Условный. Фэнтезийный ))

В этом отношении польский «сарматский» оселедец не имеет никакого отношения к прическе князя Святослава. А поскольку хронологически между периодом жизни князя-воина и периодом распространения «сарматской» моды в Речи Посполитой манеры носить оселедец у жителей Украины как-то не отмечается, можно сформулировать так:

казачий оселедец — зеркальное отражение польской шляхетской прически, существовавшей в это время и в этом месте. Польский же чубчик символизирует происхождение его хозяина от легендарных властителей степей — сарматов. Такие дела. )

Казацкая старшина, к слову говоря, на Запорожье больше всего мечтала как раз о том, чтоб ее уравняли в правах со шляхтой и позволили иметь крепостных.

Мнение казаков
Сами же казаки (точнее, их современные идеологические наследники, традиционно иного мнения. В Интернете, во многих статьях, часто встречается утверждение, что оселедец имел право носить только опытный казак, побывавший хоть раз в реальном бою. Исторический подтверждений этому лично я не нашел, так что хотите — верьте, хотите — нет. )

Читайте также:
Серьги с цирконом большим

Теоретически в качестве знака отличия бывалого воина от салаги чуб вполне подходит. Мне встречались и утверждения, что по длине чуба определялся статус казака: чем длиннее, тем круче. А «некомбатанты», например писари, вообще не имели права на такое украшение. В принципе, знаменитая картина Репина дает этому подтверждение: там у писаря типичная для данной эпохи прическа «под горшок».

Еще одна версия (тоже ничем не подтвержденная) гласит: казаки якобы верили, что за чуб Бог вытащит их после смерти из адского котла, куда каждый казак всенепременно попадет за все хорошее, что он в жизни сотворил. А он много чего творил, одни походы за зипунами чего стоят. )) В связи с этой версией, кстати, часто рассказывают, что-де оселедец должен свисать непременно на левую сторону — «смахивать» оттуда беса. Не знам, не знам. )) У банкомета на картине Репина чубчик именно на правую сторону свисает. Банкомет — это казак без рубашки, он потому и полуголый, что ответственен за раздачу карт. Вон они, рядом с ним лежат.

Такому человеку не стоит давать возможность спрятать что-либо в рукав — доверяй, но проверяй. )

Третья «народная» гипотеза гласит, что казак брил голову в целях борьбы со вшами, а оселедец оставлял просто как опознавательный знак для своих. В принципе, она коррелирует с предположением о том, что «чупрына» была знаком отличия полноправных, бывавших в бою казаков.

*Задумчиво* Вы знаете, воля ваша — но лично мне как-то в моду, пришедшую от польских магнатов, верится как-то больше, чем во все остальное.

Источник: komitetzaprava.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...