Ювелирные изделия: правила обмена и возврата в магазин
Некоторые покупатели сталкиваются с ситуацией, когда продавцы отказываются принимать назад ювелирные изделия, которые по определенным причинам не устраивают их нового владельца. В ряде случаев такое поведение действительно правомерно, однако тут есть свои особенности, характерные именно для этой категории товаров.
Настоящая статья поможет разобраться в вопросе, связанном с возвратом драгоценных украшений.
Причины, по которым можно вернуть украшение
Подлежит ли ювелирное украшение из золота возврату и возможен ли его обмен, зависит от причины. Тут возможны два основных варианта:
-
Изделие не подошло по размеру, дизайну, цвету и т.д. – в данном случае речь идет о причинах, которые не связаны с каким-либо дефектом. Согласно п. 1 ст. 25 Закона РФ «О ЗПП» не каждый товар надлежащего качества можно обменять на другой или вернуть за него деньги. При этом Постановлением Правительства от 19.01.1998 года № 55 утвержден конкретный перечень таких изделий.
О том, какие товары не подлежат обмену и возврату, а какие подлежат, читайте тут.
Обзор новинок: золотые кольца и комплекты
Так, если покупатель придя домой обнаружил, что купленное ювелирное изделие содержит брак, то он имеет право:
- на обмен золотого украшения на аналогичный или другой товар в магазине;
- потребовать скидку от магазина;
- попросить продавца бесплатно исправить недостаток;
- потребовать возврата уплаченных денег.
Сроки обращения в магазин
Конкретные сроки для предъявления требований по некачественным ювелирным изделиям прописаны в рамках ст. 19 Закона РФ «О ЗПП». Стоит иметь в виду, что тут есть некоторые особенности, которые проявляются в зависимости от наличия/отсутствия гарантийного срока на изделие.
Гарантийный срок установлен
Итак, в соответствии с п. 1 ст. 19 упомянутого выше нормативного акта покупатель имеет право направить в адрес магазина претензию по поводу некачественного украшения в течение всего гарантийного срока.
Срок годности (службы) того или иного товара начинает исчисляться с момента его передачи потребителю. При этом, если эту дату определить невозможно, то отсчет идет со дня изготовления (п. 2 ст. 19 Закона РФ «О ЗПП»).
Так, согласно п. 6.2 раздела 6 ОСТ 117-3-002-95 для ювелирных изделий срок выявления скрытых дефектов составляет 6 месяцев. Данный период времени начинается исчисляться со дня продажи украшения магазином.
Кроме того, потребитель может предъявить требования продавцу по поводу низкого качества товара даже в том случае, если его гарантийных срок истек. Однако тут должны быть соблюдены следующие два условия:
- недостаток должен быть выявлен в период не позднее 2 лет с момента покупки;
- покупатель должен будет доказать, что выявленный дефект возник еще до приобретения изделия.
Не установлен
Следует отметить, что далеко не на все ювелирные изделия устанавливают гарантийный срок. В связи с этим у многих покупателей, столкнувшихся с проблемой низкого качества, возникает вопрос – как быть в этом случае и когда предъявлять требование к продавцу?
Фальшивые золотые кольца. Как обнаружить подделку?
Подобная ситуация предусмотрена в абц. 2 п. 1 ст. 19 Закона РФ «О ЗПП», в соответствии с которым в случае отсутствия гарантийного срока покупатель может вернуть некачественное изделие назад в магазин в течение 2 лет с момента его покупки.
Кроме того, в отдельных случаях потребитель может требовать от продавца бесплатного устранения дефектов товара, даже если они были выявлены спустя 2 года после его приобретения (п. 6 ст. 19 Закона РФ «О ЗПП»). Однако тут также есть ряд условий:
- недостаток должен быть существенным;
- покупателю придется доказать, что брак возник еще до момента покупки;
- предъявить требование можно в рамках срока службы или же не позднее 10 лет (в случае, если период службы изделия не установлен).
О нюансах и порядке возврата товара в течении гарантийного срока и без гарантии рассказано тут.
Как по закону вернуть золотое украшение ненадлежащего качества?
Для того чтобы произвести возврат некачественного ювелирного изделия потребителю следует предпринять следующие шаги:
-
Первым делом надо аккуратно упаковать изделие, а также найти чек или квитанцию об его оплате.
В большинстве случаев покупатели пытаются уладить проблему в устном порядке. Однако порой этого бывает недостаточно и приходится направлять официальную претензию.
- реквизиты заявителя (ФИО, адрес проживания и телефон) и адресата (название магазина, ФИО руководителя);
- общие сведения о сделанной покупке (дата заключения сделки, характеристика изделия, сумма, реквизиты квитанции или чека, гарантийный срок);
- описание выявленного брака;
- требование к магазину (замена, возврат денег и т.д.).
- личный визит – в этом случае необходимо настоять на том, чтобы продавец или менеджер, принимающий документ, проставил свою подпись и дату на втором экземпляре;
- заказное письмо с уведомлением о вручении;
- электронная почта (не самый удачный способ, так как в дальнейшем будет сложно доказать, что магазину действительно пришло это письмо).
Судебная практика
Судебная практика по делам, связанным с защитой интересов покупателей ювелирных изделий, весьма широка и разнообразна. Так, в качестве примера можно привести нескольких реальных случаев:
-
В 2015 году рассматривалось гражданское дело по иску Репина С.Л. к ООО «Анабель». Основанием послужила покупка золотого изделия, которое в период эксплуатации покраснело.
В завершение вышесказанному можно отметить, что ювелирные изделия можно вернуть назад в магазин только при условии, что в них есть недостаток. Во всех иных ситуациях (не подошёл цвет, размер, модель и т.д.) продавец имеет полное право отклонить требования покупателя.
Источник: pravovoi.center