Потребители ювелирных изделий составляют не более 8–10% населения Земли, или около полумиллиарда человек. Относительная слабость российской экономики и затяжной кризис привели к тому, что данный рынок в нашей стране был значительно подорван. На сегодня эксперты оценивают объем рынка в 1,5–2 млрд. долларов США. Однако рынок динамично развивается: с 1994 г. его объем увеличился в 10 раз, и в настоящее время продолжает расти такими же темпами — около 30% в год.
Введение
1 Современное состояние рынка ювелирных товаров…………………………3
1.1 Рынок ювелирных товаров в России и за рубежом………………………3
1.2 Тенденции моды в ювелирных изделиях………………………………..13
1.3 Характеристика основных материалов, используемых для производства ювелирных товаров……………………………………………………………. 17
1.4 Требования, предъявляемые к качеству ювелирных товаров. 22
1.5 Маркировка и клеймение ювелирных изделий……………………………28
2 Экспертиза качества ювелирных изделий по дефектам внешнего вида
2.1 Объект и методика исследования…………………………………………..30
Качество ювелирных изделий
2.2 Анализ исследования…………………………………………………. 34
2.3 Исследование соответствия ювелирных изделий показателям «цена – качество»………………………………………………………………………. 41
3 Исследование потребительских предпочтений
3.1 Методика исследования ……………………………………………………52
3.2. Анализ исследования……………………………………………………….56
Заключение
Список используемой литературы …………………………. 60
Приложение «А»
Файлы: 1 файл
Кольца – изготавливают из золота, серебра и сплавов меди. Кольца из металла называют обручальными, а кольца со вставками – декоративными. Для колец установлены размеры, которые определяются по внутреннему диаметру, с 15 до 25 мм, разница между размерами – 0,5 мм.
Бусы – вид женских украшений. Изготавливают из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, из стекла, кости, дерева, пластмассы.
К предметам туалета относят пудреницы, зажимы для галстуков, зеркала в оправе, шкатулки, флаконы для духов и др.
К принадлежностям для курения относят портсигары, сигаретницы, пепельницы, спичечницы, мундштуки.
Предметы сервировки предназначены для оформления стола. К ним относятся посуда и приборы, выполненные из драгоценных и цветных металлов. Изделия выпускаются в виде отдельных предметов, сервизов и приборов.
В ассортимент предметов для украшения интерьера входят скульптуры малых форм, настенные украшения, вазы для цветов, шкатулки, камнерезные изделия и др.
К принадлежностям для часов относят браслеты, бортовые цепочки – ремни для часов и др. бортовые цепочки предназначены для крепления карманных часов к борту жилета. Длина бортовых цепочек – 300мм.
1.5 Маркировка и клеймение ювелирных изделий
Ювелирные изделия из драгоценных металлов, а также ввезенные на территорию России для продажи должны быть заклеймены государственным пробирным клеймом (Постановление Правительства РФ от 18.06.1999г. № 643 «О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов»).
Урок классификация ювелирных изделий
Основные виды проб: золотниковая, метрическая, каратная. Пробой называют количество чистого золота в сплаве.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51152-98 «Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки» предусматривает 27 марок золотых ювелирных сплавов шести проб: 999,9 (1000), 958, 750, 585, 500, 375 [6].
Сплав 958-й пробы называется «червонное золото», имеет высокую химическую стойкость. В нашей стране большинство ювелирных изделий выпускается из сплавов 585-й пробы, которая в последние годы заменила 583-ю. Изделия из сплавов 375-й пробы более дешевые, используются для изготовления обручальных колец и для декоративных покрытий.
Сусальное золото – это листы чистого золота толщиной 0, 0001 мм, размером 120*70 мм. Такие пластины используют для золочения металла, дерева, багетов, мебели.
На золотых импортных изделиях указаны каратные пробы и слово «gold». Если на изделиях маркировка «gold-field», то это означает, что изделие из определенного сплава с золотым напылением; при этом производитель указывает пробу золота и толщину напыления.
Для серебра существует лотовая, метрическая и золотниковая пробы. Маркируются клеймом метрической системы. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51152-98 предусматривается 5 марок серебряных сплавов пяти проб: 960, 925, 875, 830, 800. Наиболее распространены изделия 875-й и 925-й пробы.
Маркировка (клеймение) изделий из драгоценных металлов регулируется нормативными актами. В соответствии с этими документами продажа ювелирных изделий осуществляется только при наличии на них оттисков государственных пробирных клейм РФ и знаков именников изготовителей.
Государственное пробирное клеймо – это знак, чеканящийся на изделиях или накладывающийся немеханическим способом (электроискровым или с помощью лазера) государственными инспекциями пробирного контроля. Он означает, что изделие проверено государственными инспекциями и имеет пробу не нижеуказанной в клейме. Государственное пробирное клеймо состоит из знака удостоверения и знака пробы, которые могут проставляться вместе или отдельно.
Именник – оттиск клейма изготовителя, состоящий из цифр и букв. Первая цифра указывает год клеймения, первая буква – шифр государственной инспекции, которая нанесла клеймо, последующий цифровой код – наименование предприятия – изготовителя. Оттиск российского государственного пробирного клейма проставляется и на ввезенное импортное изделие.
На этикетке изделий из драгоценных металлов указываются:
— масса в граммах;
— товарный знак предприятия – изготовителя;
На этикетках золотых, платиновых и серебряных изделиях обязательно должна быть пломба.
2 Экспертиза качества ювелирных изделий по дефектам внешнего вида
2.1 Объект и методика исследования
Объектом исследования являются ювелирные изделия, реализуемые в ООО «Курант» магазин «Дева», расположенному по адресу: г. Владивосток Океанский проспект 12, поступившей партии ювелирных изделий согласно документам — товарная накладная № 255 от 14.12.2012г.; счет-фактура № 255 от 14.12.2012г.
Экспертиза – это исследование проводимое специалистом, привлеченным по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний.
Основная цель независимой технологической экспертизы ювелирных изделий – защита интересов и прав потребителей, добросовестных производителей и участников торговли, а также повышение доверия к ювелирной индустрии.
Результаты экспертизы оформляются мотивированным заключением эксперта, в котором описывается ход исследования и даются ответы на поставленные вопросы. Практика показывает, что современные методы исследования при проведении технологических и арбитражных экспертиз позволяют отвечать на любые вопросы, поставленные перед экспертом в отношении качественных характеристик и дефектности ювелирных изделий.
Экспертное заключение может являться основанием для разрешения коммерческих и иных споров.
Основные цели и задачи независимой технологической экспертизы ювелирных изделий:
— обоснование качества ювелирного изделия при продаже физическим лицам через розничные торговые сети;
— обоснование причин возникновения дефектов в ювелирном изделии (в случае спора о причинах возникновения таких дефектов или недостатков);
— обоснование качественных и количественных характеристик ювелирного изделия с целью определения рыночной или иной стоимости;
— анализ технологического производственного процесса с целью выявления и дальнейшего устранения причин возникновения брака на производстве;
— иные случаи, когда требуется установление качественных и количественных характеристик ювелирных изделий.
Технологическая экспертиза ювелирного изделия не включает работы по геммологической экспертизе, которая заключается в диагностике и экспертной оценке ювелирных камней.
Исследование ювелирных изделий проводилось по дефектам внешнего вида органолептическим методом исследования.
Органолептический метод оценки качества ювелирных изделий.
Органолептический метод — это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса.
При оценке товара определяли: внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность и другие свойства.
Основной отличительной чертой органолептического исследования является отсутствие объективной регистрации результатов с использованием измерительных приборов или средств фиксации результатов. Этот метод не исключает использование технических средств, улучшающих восприятие или повышающих чувствительность или разрешающую способность или выполняющие вспомогательные функции (увеличительное стекло, микроскоп, стетоскоп, зеркало, фонарь, пинцет и т. п.). Значения показателей определяются путём анализа ощущений эксперта на основании имеющегося у него опыта оценки и как правило выражается в баллах или местах образцов на воображаемой шкале (в страховании как правило оценка заключается в констатации возможности ремонта, восстановления или замены повреждённых фрагментов или же в оценке времени, необходимого для проведения восстановительных работ — на основе опыта или стандартизованных производителем или сервисным центром процедур ремонта).
Органолептический метод исследования по качеству проводился по дефектам внешнего вида.
- просмотр изделия;
- проверка наличия пробирного клейма;
- сохранность пломб и ярлыков;
- размер;
- внешний вид изделия;
- качество закрепки вставок;
- прочность присоединений звеньев шейных украшений и цепочек для рук;
- качество шарнирного соединения, работа замков;
- качество маркировки и упаковки.
Объектом исследования явились семь ювелирных изделий из золота 585 пробы со вставками и без вставок, предназначенных для украшения рук и головы.
Характеристика объектов исследования представлена в таблице 2.1 и в пункте 2.2 .
Таблица 2.1- Характеристика объектов исследования.
Источник: www.yaneuch.ru
Показатели качества ювелирных товаров
Плотность ювелирных камней определяют по массе единиц объёма. Характеристика плотности ювелирного камня весьма важна для суждения о массе готового ювелирного изделия, для расчётов некоторых механических свойств камней (прочности, твёрдости и др.). Плотность ювелирных камней различна. Так, плотность шпинели 3,62г/см3, топаза – 3,56, алмаза – 3,52, аметиста – 2,5г/см3.
Твёрдость – способность ювелирного камня сопротивляться разрушению. Она зависит от природы камня, характера строения, геометрической формы, размеров и расположения атомов, а также от сил взаимодействия отдельных частиц. Твёрдость – один из показателей прочности связей кристаллической решётки. От твёрдости зависит сопротивление камня истиранию при огранке, шлифовке, полировке и в процессе эксплуатации ювелирных изделий.
Спайность – свойство минералов в определённых направлениях оказывать более слабое сопротивление физическим воздействиям, легче раскалываться и давать ровные, гладкие, блестящие поверхности. Чаще всего спайностью обладают минералы кристаллической структуры, т.е. они раскалываются по направлениям спайности (топаз и др.). У минералов зернистого строения спайность характерна для каждого зерна в отдельности.
Излом у разных минералов неодинаков. Минералы обладающие спайностью при расколе, дают ровный излом (кальцит), лишённые спайности – неровный (кварц), а имеющие зернистое строение – зернистый.
Прозрачность – одно из основных свойств самоцветных камней, которое характеризует способность камня пропускать световые лучи. Благодаря прозрачности лучи света отражаются не только от поверхности ювелирного камня, но и преломляются внутри его, а большая часть пропускается ими. В непросвечивающем камне световой поток, измеряемый в люменах, частично отражается, а частично поглощается.
Отражение света – явление, которое возникает на границе двух сред и характеризуется коэффициентом отражения.
Высокая прозрачность присуща большинству самоцветов. В зависимости от величины прозрачности ювелирные камни подразделяют на прозрачные, просвечивающиеся и непрозрачные. Но некоторые непрозрачные цветные ювелирные камни при незначительной толщине становятся полупрозрачными. Так, непрозрачный розовый с чёрными прожилками орлец (родонит) при толщине менее 5 мм становится просвечивающим – полупрозрачным.
Преломление – один из основных показателей эстетических свойств ювелирных камней. Показателем преломления называется отношение скорости света в пустоте к скорости света в данной среде. Этот показатель будет выше в той среде, где сильнее происходит разложение (дисперсия) белого цвета. Показатель преломления воздуха равен единице, воды – 1,33, стекла – 1,5. Из ювелирных камней самый высокий показатель преломления имеет алмаз – 2,4, сапфир – 1,67, а топаз – 1,62. Показатель преломления искусственных камней фианитов равен 2,2. [2, c. 34]
Блеск и игра – свойства, которые характеризуют большинство прозрачных самоцветов и цветных камней. Эти свойства чаще всего обусловлены отражением, преломлением, рассеиванием света, падающего на ювелирный камень (оптические явления), а также огранкой камня (прозрачных самоцветов).
По блеску ювелирные камни делят на две группы: камни с металлическим блеском и камни с неметаллическим блеском.
Камни с металлическим блеском сходны по блеску с поверхностью свежего излома металлов или потускневших от времени металлов. Такие камни, как правило, непрозрачны и тяжелее камней, имеющих металлический блеск (ильменит и др.).
Камни с неметаллическим блеском очень распространены. Их блеск бывает шести разновидностей: стеклянный, алмазный, перламутровый, шелковистый, восковый и матовый.
При определении блеска цвет камня во внимание не принимается. Чем больше преломляется световой луч, проходящий через камень, тем больше будет световая игра, которая зависит от плотности и строения камня. Это означает, что такой ювелирный камень обладает повышенным эстетическими свойствами – более красив и ценен.
Степень блеска сильно выражена у гранёных камней.
Огранкой называется сочетание различных форм и размеров граней, нанесённых на поверхность камня. Огранка значительно усиливает явление преломления, отражения и дисперсии света, которые вызывают игру и блеск огранённого камня. Так, в результате огранки алмаз превращается в сверкающий бриллиант.
Цвет – одно из самых важных характерных свойств камней. Ювелирные камни очень разнообразны по окраске: слегка окрашенные, густо окрашенные, окрашенные полосами (яшмы), пятнистые (амазонит).
Разнообразие цвета часто обуславливается составом минералов или, вернее, наличием хромофоров, т.е. элементов носителей цвета. Хромофорами являются железо, хром, марганец, кобальт, медь, никель и др. Они придают яркость и красоту камням.
Так, все соединения меди дают зелёные или синие цвета (малахит, бирюза и др.), закись железа – зелёно-бурые или зелёно-жёлтые (нефрит, хризолит и др.), а окись железа придаёт камням красный и красно-бурый цвет (гематит, или кровавик, и др.). Ювелирные камни с марганцем окрашены в розовые или красные цвета (родонит, или орлец, розовый кварц и др.). Минералы с хромом имеют фиолетовую, красную или зелёную окраску (рубин, александрит, гранат, изумруд и др.). Интересны полихромные кристаллы турмалина: один конец кристалла, окрашенный железом, – зелёный, а другой, окрашенный марганцем, – розовый. Очевидно, состав примеси в минерале меняется во время роста кристалла.
Химический состав камня имеет большое значение для окраски. Минералы, в которых хромофоры играют важную роль в окраске, имеют обычно яркие, интенсивные и постоянные цвета. Однако окраска камня может быть изменчивой, непостоянной и не связанной непосредственно с химическим составом. Такую окраску называют аллохроматической. Так, окраска сапфира в синий цвет, а изумруда в зелёный вызвана посторонними окрашивающими химическими веществами.
Некоторые камни, особенно содержащие медь (малахит и др.), имеют на поверхности пестро окрашенную тонкую плёнку – голубоватую, красноватую, розоватую и других цветов, что обусловлено процессами химического выветривания. Цвет этой плёнки отличается от цвета самого минерала. Это явление называют побежалостью.
Химическая стойкость, как правило, свойственна всем ювелирным камням, что является одной из причин их долговечности и сохранности. Они почти не растворяются в щелочах и кислотах. На аметист и горный хрусталь действует только плавиковая кислота. Однако ювелирные камни органического происхождения – кораллы, жемчуг, янтарь и перламутр – химически менее стойки.
На них разрушающе действуют кислоты, при этом выделяется углекислый газ. Это свойство камней органического происхождения используют при установлении их подлинной природы.
Ювелирные камни минерального происхождения очень термостойки, органического – менее термостойки. Так, янтарь начинает разрушаться при нагревании до 1500С. торые являются дополнением к вышеуказанному ГОСТу.
В технических описаниях детализируют требования к качеству каждого вида и подвида изделий, т.е. указывают их форму и размер, применяемые для изготовления материалы, пробу драгоценных металлов, массу (вес) и количество ювелирных вставок (камней), тип огранки камня и вид закрепки, толщину защитных и защитно-декоративных покрытий, наносимых на поверхность ювелирных изделий, характер отделки.
Качество материалов для изготовления ювелирных товаров должно соответствовать требованиям действующих стандартов, технических условий (ТУ), а также номенклатуре материалов, разрешённых Госсанинспекцией Министерства здравоохранения России. Сплавы на основе благородных металлов для изготовления ювелирных товаров должны соответствовать ГОСТу Р 51152–98.
Источник: studopedia.su
5.4 Показатели качества ювелирных изделий
Качество ювелирных товаров на предприятиях изготовителях проверяется поштучно, а на торговых предприятиях, как правило, выборочным методом, отбирается по 10% изделий от партии, но не менее 10 штук.
У отобранных изделий определяют внешний вид, правильность оформления этикеток, фактического размера колец и браслетов данным маркировки, а также наличие и качество камней, а также подлинность камней.
Показатели качества металла. Сплавы драгоценных металлов, применяемые для изготовления изделий, должны соответствовать требованиям ГОСТ 30649.
Материалы, применяемые для изготовления изделий, должны удовлетворять требованиям действующих стандартов и технических условий.
Показатели качества вставок. Вставки (кроме янтарных и из драгоценных камней) не должны иметь видимые невооруженным глазом неполированные участки, раковины, штрихи, царапины, нечетко выраженные грани («завал» граней), сколы по рудисту, на гранях и ребрах, искривления площадок, граней и ребер.
Неравномерность высоты рундиста во вставках допускается в пределах 25% наименьшей высоты рудиста. Видимые в изделии рундисты вставок более 5 мм в диаметре должны быть полированными. Во вставках из непрозрачных цветных камней не лицевая сторона должна быть шлифованной.
Покрытие амальгамой допускается только во вставках из стекла и не должно иметь пузырей, отслоений, царапин, пятин и подтеков.
Во вставках из бриллиантов допускаются дефекты природного характера (трещины, точки, полоски, микрошвы, пузырьки, облачка, линии роста, посторонние включения), а так же незначительное смещение каллеты и центра площадки относительно оси. Во вставках из изумрудов природного происхождения допускаются включения органического и неорганического происхождения, выходящие из глубины камня на поверхность в виде следа без скалывания.
Во вставках из природного янтаря допускаются различные включения, участки с окислением, трещины, не угрожающие целостности вставки. Вставки в парных изделиях (кроме реставрированных) должны быть подобранными по размерам, форме, типу органики, характеру рисунка и цвету. Незначительное различие в цветовых оттенках вставок браковочным признаком не являются.
Жемчуг в парных изделиях и изделиях с двумя и более жемчужинами должен быть подобран по цвету, размерам, геометрической форме. Вставки из жемчуга и янтаря в изделиях из сплавов из золота допускается крепить одновременно на клей и на шрифты, имеющие резьбу или насечку, а накладки с эмалевыми покрытиями – на шрифты. Вставки из цветного камня и стекла допускаются крепить в изделиях из серебра на клей и (или) шрифты.
Визуальный контроль качества камней представлен в приложении Б.
Показатели качества готового изделия. Изделия должны быть заклеймены территориальной государственной инспекцией пробирной палаты. По согласованию с заказчиком ювелирные изделия могут комплектоваться в гарнитуры и наборы. Серьги и запонки должны быть подобраны по размерам, форме, виду огранки, рисунку, цвету и обязательно выполнены в зеркальном изображении.
Острые режущие кромки в изделиях (кроме клинков ножей) не допускаются.
Штампованный, чеканный, филигранный, резной и гравированный рисунки в изделиях должны иметь четкое изображение. В изделиях из камня, выполненных в технике мозаики, зазоры между элементами мозаики должны быть тщательно замастичены под цвет и фактуру одного из соприкасающихся элементов.
Предметы сервировки стола и украшения интерьера должны устойчиво стоять на горизонтальной поверхности. Паяные цепочки из драгоценных металлов (кроме кордового плетения) из проволоки диаметром от 0,25 до 0,35мм должны выдерживать груз весом не менее 0,5 кг (при постепенном натяжении), а кордовые – не менее 0,26 кг. Цепочки из проволоки диаметром более 0,35 мм обязаны выдержать груз не менее 1 кг. Нити бус должны выдержать статическое усилие на разрыв не менее 2 кг. На цепочки сечение проволоки менее 0,35 мм не допускается более двух спаев на смежных звеньях.
Кольца должны изготавливаться с внутренними диаметрами от 15 до 22,5 мм с интервалами через каждые 0,5 мм с допуском + 0,5 мм от размера, указанного на этикетке. Размеры браслетов для часов должны выпускаться длиной от 130 до 190 мм через каждые 5 мм с допуском +5 мм. По согласованию с заказчиком чередование размера может быть изменено в зависимости от конструкции браслета.
Сварные и паяные швы в изделиях не должны иметь прожогов. Места сварки и пайки должны быть защищены; цвет припоя – близким к остальному цвету изделия. Замки, применяемые в ювелирных украшениях, должны быть надежными и удобными в пользовании. Конструкция деталей крепления серег должна обеспечивать устойчивое вертикальное положение последних.
В изделиях, имеющих розничную цену выше 5000 руб., конструкция замков должна быть снабжена дополнительными элементами, обеспечивающими невозможность самопроизвольного их открывания.
Булавки в изделиях должны быть упругими, с концами, заостренными на конус, не должны иметь заусенцев и выступать за пределы изделия.
Шарниры в изделиях не должны иметь перекосов. Ручки и планки накладных ручек предметов сервировки стола должны быть плотно соединены с клинками ножей, шейками вилок, черенками ложек. Зазоры и качание деталей в столовых приборах не допускаются.
При крапановой закрепке и закрепке в корнеры крапаны и корнеры должны быть заправлены, т.е. не царапать палец руки, а концы их плотно прижаты к поверхности вставок, не допуская их качания и обеспечивая надежное крепление. При многокрапановой закрепке (свыше четырех крапанов) не допускаются зазоры размером более 0,1 мм между отдельными крапанами и вставкой при условии, что смежные с ними крапаны не должны иметь зазоров. Крапаны должны быть расположены по периметру вставки с одинаковым шагом или симметрично. При глухой закрепке каст должен обжигать вставку плотно без запора, обеспечивая ее неподвижность.
Каст не должен закрывать вставку более чем на одну четвертую часть высоты коронки. Павильон (шип) вставки не должен выступать за пределы каста.
Допуск по массе изделий из драгоценных металлов не должен иметь отклонений более чем на ± 15% номинальной величины, указанной в прейскуранте на данный артикул. Превышение отклонений по весу допускается на эмалево-филигранные изделия, реставрированные украшения и украшения единичного производства, когда цены определены на предприятии по калькуляции.
На лицевых поверхностях изделий (кроме поверхностей, покрытых эмалями) не допускаются трещины, вмятины, следы инструментов, царапины, сыпь, пятна, потертости, следы клея, в также более двух рассредоточенных пор диаметром свыше 0,4 мм. Натиры на изделии, образованные при проверке на приборном камне, браковочным признаком не являются.
На не лицевых поверхностях изделий допускаются незначительные волнистость, раковины, поры, царапины и следы инструмента, не портящие внешнего вида изделия.
Эмалевые покрытия в изделиях из драгоценных металлов должны быть равномерными, без сколов, трещин, царапин, пузырей и волнистости. На эмалевых покрытиях предметов сервировки стола и украшения интерьера не допускаются сколы, трещины, а также более трех царапин длиной свыше 0,2 мм каждая и более двух пузырей или посторонних включений в виде точки. Незначительная волнистость и разнотонность эмалевого покрытия браковочным признаком не являются.
Источник: studfile.net