Понятие и виды драгоценных металлов и драгоценных камней рф

Всем выйти из тени: как изменить российское законодательство в сфере оборота драгоценных камней и металлов

(«Деловой Петербург») — Зарегулированность в сфере оборота драгоценных камней и металлов привела к тому, что часть ювелирного рынка находится «в тени», а небольшие мастерские балансируют на грани разорения. При этом добывающая промышленность продолжает бороться с «черными копателями» — конкурентами и требует еще большего ужесточения законодательства. Помимо бизнеса, в проигрыше и государство, недополучающее налогов, и простые потребители. Необходимость перемен назрела давно, но как соблюсти интересы всех сторон?

Конфликт интересов: ювелиры VS промышленники

Российское законодательство в части оборота драгоценных и полудрагоценных металлов и камней – одна из сфер, требующая последовательного и вдумчивого изменения. При существующем положении вещей страдают все – и зарегулированные от макушки до пяток «белые» ювелиры, и бизнес, занимающийся добычей и обработкой драгоценных и полудрагоценных камней, и государство, недополучающее налогов, т.к. многочисленные и бессмысленные запреты всегда приводят к уходу в «тень». Не говоря уже о потребителях, которые из-за вероятности приобретения поддельных украшений все чаще предпочитают изделиям из настоящих камней и металлов красивую, но безопасную бижутерию.

Благородные металлы, свойства. Noble metals

Необходимость законодательных изменений в теме оборота драгоценных и полудрагоценных камней назрела давно, однако «продвинуть» внесение нужных поправок к существующим законам и подзаконным актам – задача сложная, слишком много интересов, зачастую взаимоисключающих, тут переплелись. Ситуацию усугубляет позиция исполнительных властей, которые привыкли «стричь» отрасль тем или иным способом, и не хотят ничего менять, опасаясь снижения бюджетных – а в некоторых случаях и личных – доходов. И, к сожалению, государство в большинстве случаев предпочитает не либерализацию процесса, что приведет к расцвету ювелирной отрасли, и, соответственно, росту доходов в бюджет, а запретительные меры, увеличение контроля и штрафов.

Позицию властей в сфере оборота драгоценных камней и металлов наглядно демонстрирует скандал, случившийся в Костромской области. На фоне кризиса, а по оценкам Гильдии ювелиров России, с 2014 по 2016 продажи по стране упали на 16%, с 245,4 до 205,5 млрд руб., развитие регионального бренда «Кострома – ювелирная столица России» затормозилось.

И действительно, сложно ожидать, что при общем снижении доходов населения Кострома останется в стороне. Когда небольшие ювелирные мастерские начали массово закрываться или диверсифицировать бизнес, а налоговые поступления уменьшились, местные власти решили действовать силовыми методами и инициировали проверки на местах.

Ювелирам, показавшим в отчетах снижение доходов, устроили веселую жизнь: «маски-шоу» в офисах, обыски на предприятиях и массовые уголовные дела по факту уклонения от налогов. Несколько отбившихся от рук «черных» ювелиров обезвредили. Принесли 27 млн руб. недоплаченных налогов. Но никто так и не посчитал, какое количество ювелиров после этих мероприятий окончательно решили отказаться от ведения бизнеса.

Интересно знать. Применение драгоценных металлов

В то время как российское ювелирное сообщество последние полтора десятка лет бьется за либерализацию 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а в глубине души каждый ювелир и дизайнер мечтает о его отмене и приведению классификации минералов к общемировым стандартам, промышленники, разрабатывающие месторождения полудрагоценных камней, настаивают на принятии совершенно других законов. В частности, в кулуарах обсуждается расширение перечня драгоценных минералов. Речь идет о том же нефрите, который сейчас к драгкамням не относится. Спрос на него огромен, особенно в Китае, у нас его воруют с месторождений, перепродают, даже термин такой появился: нефритовые войны.

ИА Rough&Polished часто общается на эту тему с экспертами, и можно заметить: несмотря на актуальность, многие предпочитают говорить анонимно. Вот, к примеру, высказывание источника, близкого к администрации Иркутской области: «Владельцы месторождений активно лоббируют включение нефрита в перечень минералов, подлежащих госконтролю, что позволит им стать монополистами.

А это прецедент, и следом туда же могут попасть и другие полудрагоценные камни. При самом плохом раскладе «закрутят» все минералы в этот закон». А это, по мнению экспертов, «отбросит отечественную ювелирную отрасль в средневековье». «Ошибочно полагать, что либерализация законодательства приведет к снижению объемов продаж: чем прозрачнее рынок – тем выше доходы. Они просто рубят сук, на котором сидят!», — удивлялся в беседе с Rough&Polished Эдуард Уткин, генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России».

Кстати, попытки признать нефрит драгоценным камнем, добыча которого подлежит строгому контролю со стороны государства, предпринимались не единожды. В апреле 2014 года Минприроды даже разработало соответствующий законопроект, ход которому так и не был дан, что наводит на размышления о конфликте интересов и среди самих лоббистов, часть которых явно заинтересована в том, чтобы нефрит и дальше оставался «в тени». А пока стороны пытаются прийти к компромиссу, государство продолжает закручивать гайки. В частности, в начале этого года Минфин подготовил поправки в КоАП, по которым штрафы за нарушение правил добычи, использования и хранения драгоценных металлов и камней могут вырасти в пять раз — до 250 тыс. рублей.

Итак, суть проблемы понятна: законодательство все же необходимо менять, ибо в противном случае победят сторонники силовых методов. У ювелирного сообщества есть четкий план действий, в апреле ассоциация «Гильдия ювелиров России» приняла два принципиально важных документа: «Стратегию регулирования ювелирной отрасли России» и «Хартию добросовестного налогоплательщика». Главное предложение ювелиров в том, чтобы принять меры по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих оборот драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий. «Чтобы наше обращение не осталось набором очевидных и никому не нужных лозунгов, мы подготовили проект плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли», — отмечал председатель совета ассоциации Гагик Геворкян.

Большинство вопросов у специалистов вызывает вышеупомянутый ФЗ-41. Первое, за что бьются ювелиры, – это изменение классификации. Как ранее рассказывал Rough&Polished директор отраслевого отделения по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам «Деловой России» Владимир Збойков, в России практически запрещен гражданский оборот драгоценных камней, т.к. ограненные драгоценные камни имеют гражданский оборот лишь в сертифицированном виде, а оборот необработанных драгоценных камней в виде коллекционных образцов в России и вовсе не предусмотрен.

Читайте также:
Нательный крестик во сне видеть к чему

Ювелиры предлагают сделать классификацию аналогичной международной, приближенной к номенклатуре CIBJO («Синих книгах»/Blue Books). Там описаны камни более 120 наименований природных образований, включая наименования минералов и их разновидностей, а также органические вещества, используемые в ювелирном деле. «В этом отношении, мы, как и во многом другом, отличаемся от мирового ювелирного сообщества. Из всего списка в России действительно добываются только алмазы, и в интересах государства было бы логично именно за ними и оставить контроль. А в остальном необходимо приблизить нашу классификацию к общемировой, что будет способствовать развитию отечественной ювелирной отрасли и либерализации оборота камней», — объяснял Эдуард Уткин.

И логика в этом предложении, безусловно, есть. Как отметил в разговоре с Rough&Polished один из членов Союза дизайнеров России, пожелавший остаться неназванным, ювелирную отрасль все же двигают художники, которые придумывают украшения, и дизайнеры, которые знают технологические процессы. «Это локомотив «ювелирки» любой страны. Но так как у нас запрещено свободное обращение драгкамней, то художники должны получить разрешения, потратить массу сил, чем они зачастую пренебрегают. Отсюда вывод: рынок либо уходит «в тень», либо художники переключаются бижутерию из других материалов, что плохо сказывается на отрасли в целом и тормозит ее развитие», — считает он.

По словам Анастасии Прибельской, художника-ювелира, создательницы «Академии Стекла», действительно, у многих частных ювелиров стоит выбор между временем на творчество и оформлением бумаг, и, конечно, многие выбирают творчество и работу с недрагоценными камнями. «В этом, как ни странно, есть смысл, ведь до финиша, то есть работы с драгоценными камнями и металлами, доходят самые стойкие и упорные. Но, опять же, наши небольшие ювелирные мастерские делают действительно уникальные вещи, в России много талантливых мастеров. Когда изделие гениально – неважно, какие в нем материалы. Впрочем, если законодательные препятствия будут смягчены, то вероятно на международный рынок «драгоценных» украшений выйдет еще больше российских звёзд», — уверенна Анастасия Прибельская.

По словам Эдуарда Уткина, по 41-ФЗ у ювелиров много предложений. В частности, сейчас существует льгота для производителей, по которой изделия из серебра весом до 3 грамм клеймятся в добровольном порядке. «Мы предлагаем увеличить вес до 100 грамм, так как никакого смысла в столь строгом контроле нет. Это довольно дешевый, по современным меркам, материал, а отмена обязательного клеймения позволит увеличить долю серебряных изделий на рынке, в том числе и поставляемых на экспорт, и серьезно подвинуть бижутерию», — рассказывает он.

Еще один важный момент – система маркировки. По мере внедрения инновационных технологий, в частности нанесения на изделия специальных бирок с QR-кодом, ювелиры надеются поставить вопрос об отмене обязательного клеймения, клеймо на изделие будет ставиться производителем в добровольном порядке. С 1 июня в стране стартовал эксперимент по маркировке драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них QR-кодами, а уже с 1 января следующего года планируется сделать маркировку ювелирных изделий обязательной. «Это современные технологии, за ними будущее», — уверен Эдуард Уткин.

Особенно важна, по его мнению, отмена клеймения ювелирных изделий, идущих на экспорт: «В некоторых странах наше клеймо, наоборот, считается недостатком, что отрицательно сказывается на спросе и, соответственно, цене ювелирных украшений. И, опять же, это обесценивает саму систему клеймения, которая была внедрена государством, чтобы обезопасить от подделок отечественного потребителя. Так зачем нам защищать иностранного покупателя, которому это абсолютно не нужно, да еще и за собственный счет?»

Любое излишнее регулирование снижает продажи, инвестиционную привлекательность, уменьшает количество игроков на рынке. Если государство начнет контролировать и оборот полудрагоценных камней, то последствия для отрасли будут катастрофичны. «Принятие поправок к 41-ФЗ, которые сейчас находятся в процессе обсуждения, приведут к тому, что под контроль будут поставлены, например, фианиты. Такого еще в мире не было никогда! Более того, у существующих сегодня госструктур для организации контроля и учета и полудрагоценных камней не хватит ни сил, ни ресурсов», — предостерегает законодателей от поспешных шагов Эдуард Уткин.

Но все же, основная законодательная проблема, тормозящая ювелирную отрасль, – это ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Почему власти решили, что ювелирные изделия могут быть использованы для этих целей – непонятно, но вот то, что этот закон серьезно увеличивает издержки ювелиров, и в итоге закладывается в конечную цену продукта – абсолютно точно. «Необходимость предоставлять строгий отчет в Росфинмониторинг по каждой операции, а отчеты составляют люди, которым свойственно ошибаться, и это нормально, жесточайшие штрафы – от 50 тыс. руб. до 1 млн руб. – все это в итоге оказывается в ценнике товара на прилавке. Именно этот закон в итоге снижает привлекательность инвестиций в отрасль и сдерживает ее развитие», — отмечает Эдуард Уткин.

Он обращает внимание на то, что готовые ювелирные изделия перепродать можно только с серьезной потерей в цене, покупатель относится к ним не как к средствам накопления, а как к художественным украшениям. Поэтому регулирование их оборота этим законом нецелесообразно, если следовать этому принципу, то «легализовать средства» можно через любой товар – бытовую технику, телефоны или мебель. Кроме того, уровень госконтроля в отрасли и так чрезвычайно высок, по ФЗ-41 учет и контроль ведется на всех стадиях – от оборота сырья, драгоценных металлов и камней до создания украшений. Для облегчения ситуации ювелиры предлагают оставить под контролем продажи ювелирных изделий за наличный расчет, при этом подняв планку «идентификации покупателя» с 15 тыс. руб. до 150-180 тыс. руб., и полностью отменить контроль при оплате по безналичному расчету. «Это абсолютно излишняя мера, ведь клиент уже был проверен банком при выдаче ему карты. В противном случае часть оборота будет продолжать уходить «в тень».

Читайте также:
Можно ли расширить золотое кольцо в домашних условиях

Источник: www.rough-polished.com

Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней как элементы финансового рынка

В современной экономике роль драгоценных металлов (далее—ДМ) и драгоценных камней (далее — ДК) существенно изменилась — золото больше не является «мировыми деньгами» в связи с демонетизацией, но благодаря своим уникальным физико-химическим свойствам ДМ и ДК все шире входят в сферу промышленного производства, особенно в отраслях, использующих новейшие технологии. Высокая удельная ценность (редкость, компактность, возможность неоднократного потребления и длительного использования), ликвидность (развитая сеть сбыта и постоянный спрос) определяют использование драгоценных металлов и камней в качестве финансовых активов. Таким образом, в условиях произошедшей демонетизации драгоценные металлы и драгоценные камни выполняют двойную функцию. Слитки и монеты из драгоценных металлов и драгоценные камни являются объектом банковского и биржевого оборотов, входят в состав государственных и международных золотовалютных резервов и тезаврационных фондов, выступают важнейшим ресурсом, способным обеспечить экономический и финансовый потенциал государства-продуцента, гарантировать стабильность банка, а также благосостояние отдельного человека.

Стратегическая роль ДМ и ДК в мировой экономике определяется стабильностью спроса на эти ценности. Высокая ликвидность золотых активов на мировом рынке обеспечивается паритетом между тремя основными сферами вложения капитала:

  • — добыча и производство ДМ и ДК;
  • — производство ювелирных изделий и торговля ими;
  • — финансовое обращение слитков из драгоценных металлов и камней.

Основой этого паритета является исторически сложившаяся культура обращения ДМ и ДК на мировом рынке, предоставляющая всем участникам юридически корректные процедуры сделок, большой набор финансовых инструментов для диверсификации вложений и снижения рисков, практически неограниченный набор сервисных услуг.

В отечественной и зарубежной экономической литературе периодически поднимается вопрос определения статуса и функций драгоценных металлов и камней. По мнению Т.Е.

Паушевой, драгоценные металлы на данном этапе экономического развития необходимо рассматривать в качестве объекта частной тезаврации и сырьевого товара: «Последняя функция золота как индустриального потребления является единственной функцией, сохранившей актуальность в настоящее время» 1 . «Связь цен товаров с золотом порвана, и золото ни по официальной, ни по рыночной ценам не является мерой стоимости товаров и всеобщим эквивалентом. Ни один предприниматель, устанавливая цены на новые или старые товары, не связывает их с ценой золота», — так описывает утрату золотом функций средства обращения Г.П.

Солюс [1] . Исследователь мировых золотых рынков С.М. Борисов говорит о специфике драгоценных металлов на примере двух важнейших форм их использования — хранения в государственных резервах и накопления в тезаврационных фондах. Таким образом, подчеркивается, что монетарные функции драгоценных металлов продолжают определять их сущность и особенности обращения. Несмотря на факт утраты драгоценными металлами особой роли денег, не следует их рассматривать в качестве традиционного товара. Таким образом, «двойная сущность» ДМ и ДК — объектов финансового и товарно-сырьевого рынков одновременно — определяет специфические особенности функционирования рынков ДМ и ДК — государственного регулирования сферы добычи, производства, использования и обращения ДМ и ДК.

Понятие «рынок драгоценных металлов и драгоценных камней» впервые появилось в отечественной практике в 1993 г. в связи с выходом Указа Президента РФ от 16.12.1993 № 2148 «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации». Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней определяется И.Т.

Балабановым как сфера экономических отношений между участниками сделок с драгоценными металлами, драгоценными камнями и ценными бумагами, котируемыми в драгоценных металлах и драгоценных камнях. К последним относятся золотые сертификаты, облигации, фьючерсы и т.п. И.Т.

Балабанов рассматривает рынок драгоценных металлов и драгоценных камней в качестве сегмента финансового рынка: «Современный финансовый рынок Российской Федерации представляет собой семиблочную систему относительно самостоятельных звеньев». К таким звеньям автор относит денежный (т.е. рублевый) рынок, рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, страховой рынок, рынок недвижимости, валютный рынок, рынок драгоценных металлов и драгоценных камней [2] . По мнению С.М. Борисова, Т.Е. Паушевой, рынок драгоценных металлов представляет собой механизм, являющийся важнейшей составной частью производства, распределения и потребления данных активов, обеспечивающий и регулирующий потребности путем реализации продуктов добычи и перераспределения высвобожденных запасов [3] .

Рынок драгоценных металлов и камней делится на три сегмента:

  • — производстводственно-технический;
  • — товарно-сырьевой;
  • — финансовый.

Как системное явление рынок драгоценных металлов можно рассматривать с двух точек зрения: с функциональной и институциональной. С функциональной точки зрения рынок драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой торгово-финансовый центр, в котором сосредоточены торговля ими и другие коммерческие и имущественные сделки с этими активами.

С этой позиции функционирование рынка драгоценных металлов должно обеспечить промышленное и ювелирное потребление драгоценных металлов и драгоценных камней, создание золотого запаса государства, страхование от валютных рисков, получение прибыли за счет арбитражных сделок и свопинга. С институциональной точки зрения рынок драгоценных металлов представляет собой совокупность специально уполномоченных банков, бирж драгоценных металлов. Рынок драгоценных металлов как система состоит из отдельных секторов. Под сектором понимается рынок только одного финансового актива.

Согласно Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям кроме иностранной валюты и ценных бумаг, котируемых в валюте, относятся также следующие драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, лома таких изделий, а также природные драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты, а также жемчуг.

Таким образом, рынок драгоценных металлов состоит из следующих секторов:

  • — рынок золота;
  • — рынок серебра;
  • — рынок платины;
  • — рынок палладия;
  • — рынок изделий из драгоценных металлов;
  • — рынок ценных бумаг, котируемых в золоте.

Фактически рынок золота был неотличим от валютного рынка до 1968 г., когда курсы валют стали плавающими, а сами валюты стали продаваться независимо от золота. Существенной особенностью рынка золота является торговля, которая привязана к месту нахождения металла (location). Центрами торговли являются: Локо Лондон, Локо Цюрих, Локо Нью-Йорк, Локо Токио.

Читайте также:
Зачем люди носят красную нитку на запястье

Крупнейший мировой центр по торговле золотом — Лондон. Это место оплаты стандартных золотых контрактов, т.е. место осуществления поставки золота независимо от того, где была заключена сделка. Такие сделки носят название «Локо Лондон», т.е. с поставкой в Лондоне.

  • [1] Солюс Г.П. Кризис и эволюция международной валютной системы капитализма :материалы международного симпозиума. Ленинград, 1974. Ч. II. С. 42—43.
  • [2] Балабанов И. Т. Драгоценные металлы и драгоценные камни: операции на российском рынке. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 5.
  • [3] Борисов С.М. Золото в экономике современного капитализма. М.: Финансы и статистика, 1984.С. 17.

Источник: bstudy.net

8.8. Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Драгоценные металлы — это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышлен-ных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценные камни — это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Участие в международных экономических отношениях ставит перед каждой страной проблему платежеспособности, ее возможностей осуществлять свои платежи по внешним обязательствам международными ликвидными средствами. В структуру международных ликвидных ресурсов входят: золото, иностранная валюта, резервная позиция Международного валютного фонда и СДР (специальные права заимствования). Значительную роль в структуре международных ликвидных средств продолжает сохранять за собой золото в качестве золотых запасов государства (в форме слитков и монет).

Источником предложения золота на международных рынках является разработка имеющихся и новых месторождений. Основными золотодобывающими державами являются: ЮАР, США, Канада, государства СНГ, Австралия.

Существенное значение для функционирования рынка драгоценных металлов имеет биржа, как организация, исполняющая роль посредника в торговых операциях, способствующая установ-лению контактов между продавцами и покупателями и формированию рыночных цен за золото.

Торговля золотом между странами мира осуществляется на рынках золота в специальных центрах, где осуществляется регулярная купля-продажа по рыночной цене для промышленного и бытового потребления, тезаврации, проведения спекулятивных операций, страхования риска, приобретения валюты для международных расчетов.

В настоящее время функционирует более 50 рынков золота.

В зависимости от степени государственного регулирования рынки золота делятся на четыре основные категории:

мировые — в Лондоне, Цюрихе, Франкфурте, Чикаго, Гонконге и др.;

внутренние свободные — в Милане, Париже, Рио-де-Жанейро;

местные контролируемые — в Афинах, Каире;

«черные» рынки — в Бомбее.

Российская Федерация является одним из крупнейших производителей золота в мире. Она входит в пятерку крупнейших золотодобывающих стран мира и продолжает оставаться одним из основных поставщиков золота на мировой рынок. В Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок.

К операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относятся:

» действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней) , в том числе их использование в качестве залога;

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и ис-пользовании;

»перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.

Банк России может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Покупка слитков золота и серебра производится на основании договоров купли-продажи, заключаемых с пользователями недр, с предварительным авансированием.

Проведение банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежит лицензированию.

В соответствии с федеральными законами лицензирование операций банков и иных кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляет Банк России.

Специально уполномоченные банки на основании лицензии вправе:

совершать сделки купли-продажи драгоценных металлов, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, Банком России, промышленными потребителями, инвесторами;

совершать операции со слитками драгоценных металлов по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой;

совершать залоговые операции со слитками драгоценных металлов при условии реализации предмета залога через специально уполномоченные банки;

принимать драгоценные металлы на ответственное хранение (при наличии сертифицированного хранилища) и выдавать из хранилища, переводить принятые металлы с одних счетов на другие;

оказывать услуги перевозки драгоценных металлов (при наличии технических возможностей).

Сделки купли-продажи слитков золота и серебра, заключаемые пользователями недр с Банком России и специально уполномоченными им (по согласованию с Минфином России) коммерческими банками, подлежат обязательной регистрации.

Банк России и специально уполномоченные им банки имеют право приобретать слитки золота и серебра у пользователей недр за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения).

Инвесторы и промышленные потребители имеют право покупать (продавать) слитки золота и серебра только у Банка России и специально уполномоченных банков, заключать со специально уполномоченными банками договоры комиссии или поручения по их приобретению или отчуждению, а также совершать операции со слитками по специальным счетам, открываемым в этих банках. Они могут закладывать, принимать в качестве залога (заклада) слитки золота и серебра с условием реализации предмета залога через специально уполномоченные банки.

Читайте также:
Горный хрусталь камень магические свойства для козерога

Хранение (за исключением хранения в уполномоченных банках) и транспортировка слитков и монет осуществляются только специализированными организациями, обладающими техническими возможностями для их хранения и перевозки.

Не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномо ченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям.

Все операции (сделки) банков с драгоценными металлами можно условно подразделить на собственно банковские и прочие операции (сделки) с драгоценными металлами.

Собственно банковские операции — это:

привлечение в депозиты драгоценных металлов во вклады (до востребования и срочные);

размещение драгоценных металлов (до востребования и на определенный срок) по действующим на рынке процентным ставкам;

выдача кредитов в драгоценных металлах.

К прочим операциям относятся все остальные операции с дра гоценными металлами (и драгоценными камнями).

Сделки купли-продажи драгоценных металлов заключаются на следующих условиях:

наличные сделки — сделки купли-продажи с немедленной по ставкой товара, т.е. с поставкой в течение двух рабочих дней от даты заключения сделки, чаще на условиях спот (поставка на иго рой рабочий день от даты заключения сделки);

срочные сделки — сделки купли-продажи, когда сроки расче тов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заклю чения сделки, т.

е. на условиях сделки «форвард».

Производными являются сделки «своп» и опционы.

Сделки «своп» — это сделки покупки (продажи) с одновременной продажей (покупкой) одного и того же количества металла. Они различаются:

по качеству металла;

по местонахождению металла;

по времени (финансовый своп).

Сделки «своп» по качеству металла — это покупка (продажа) металла одного качества (по содержанию чистого металла или по типу слитков) и одновременно продажа (покупка) металла другого качества.

Сделки «своп» по местонахождению металла — это покупка (продажа) металла с изменением его местонахождения путем перевода металла по счетам и (или) путем физической его поставки.

Сделки «своп» по времени — это покупка (продажа) металла на условиях обратной продажи (покупки) того же количества металла другой датой валютирования.

Опционы — это сделки, по которым одна сторона предоставляет другой за определенное вознаграждение (премию) право покупки (продажи) определенного количества металла по заранее согласованной цене исполнения на заранее оговоренную дату истечения опциона.

Сторона, получившая право купить (продать) металл и уплатившая другой стороне премию, может воспользоваться этим правом в оговоренный срок истечения опциона или же отказаться от него. При этом премия не возвращается независимо от того, вое- i юльзовался покупатель своим правом или нет. Сделки купли-про- дажи металлов при исполнении опционов совершаются, как правило, на условиях спот.

Операции (сделки) с металлами могут различаться также по способу работы с контрагентами и подразделяться:

Торговые операции представляют собой покупку у пользователей недр на основе ежегодно заключаемых договоров купли-про- дажи или продажу драгоценных металлов (драгоценных камней), купленных у пользователей недр.

Клиентские операции — это операции, проводимые в соответствии с поручениями клиентов в рамках заключенных договоров комиссии. За выполнение клиентских поручений банк получает вознаграждение в соответствии с условиями договора комиссии. Поручение клиента банк выполняет либо путем заключения соответствующей сделки непосредственно с клиентом, либо через посредническую организацию, с которой банк заключает договор комиссии.

Арбитражные операции — это операции, осуществляемые банками от своего имени и за свой счет на международном и российском рынке, с целью получения дополнительной прибыли и постоянного присутствия на указанных рынках. Арбитражные операции предусматривают покупку (продажу) определенного количества металла или производного от металла финансового инструмента (форвардного или опционного контракта) с последующей продажей (покупкой) того же количества металла или финансового инструмента.

Операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоценными камнями в зависимости от конкретных обстоятельств могут осуществлять различные подразделения банков. Соответствующее подразделение банка должно взять на себя все функции, связанные с данным направлением деятельности банка, включая установление оптовых и розничных цен банка на драгоценные металлы и камни, расчеты с клиентами, а при необходимости — организацию транспортировки, страхования, хранения, экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней.

Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности, в том числе регулярное представление осуществляющими производство драгоценных металлов организациями сведений об объемах произведенных ими драгоценных металлов в органы государственной статистики, в указанных областях деятельности устанавливается Правительством РФ.

Стоимость драгоценных металлов определяется путем умножения соответствующих единиц количественного учета драгоценных металлов на значение цены соответствующего драгоценного металла в рублях за один грамм. Если по условиям договора стоимость драгоценных металлов выражена в долларах США за тройскую унцию (31,1035 г), то сначала надо найти массу слитка в граммах, затем умножить на цену в долларах, а потом полученную величину умножить на текущий официальный курс доллара США к рублю. В целях учета драгоценных камней один карат принимается равным 0,2 г.

При осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка, оплата драгоценных камней производится по ценам, определенным экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день продажи. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней устанавливается соответствующими договорами.

В целях стимулирования инвестиций в развитие добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней по peine — нию Правительства РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах в обращение могут выпускаться государственные ценные бумаги, номинированные в массе драгоценных металлов.

Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством РФ.

Дайте определение понятий «драгоценные камни», «драгоценные металлы».

Каким образом осуществляют специальный учет?

Как осуществляют наличные сделки, срочные сделки?

Охарактеризуйте сделки «своп», сделки «своп» по качеству металла.

Читайте также:
Перидот камень свойства кому подходит по знаку зодиака

Дайте характеристику понятий «опцион», «клиентские операции», «арбитражные операции».

Источник: economics.studio

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:

устанавливает область действия государственной монополии;

устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;

устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации;

определяет статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи.

Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).

  • Глава I. Общие положения
  • Статья 1. Основные понятия
  • Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни
  • Статья 3. Утратила силу. — Федеральный закон от 02.05.2015 N 111-ФЗ.
  • Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней
  • Глава II. Государственные фонды и запасы драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 5. Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 6. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации
  • Статья 7. Алмазный фонд Российской Федерации
  • Статья 8. Золотой запас Российской Федерации
  • Статья 9. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации
  • Глава III. Государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
  • Статья 10. Цели и способы государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
  • Статья 11. Полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
  • Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
  • Статья 12.1. Опробование, анализ и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
  • Статья 12.2. Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота
  • Статья 13. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору)
  • Статья 14. Подтверждение соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них
  • Глава IV. Государственная разрешительная система
  • Статья 15. Лицензирование в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи
  • Статья 15.1. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий
  • Статья 16. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.
  • Статья 17. Организационное обеспечение системы лицензирования
  • Статья 18. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.
  • Статья 19. Основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии
  • Глава V. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходами
  • Статья 21. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 22. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 23. Отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации
  • Глава VI. Международная и внешнеэкономическая деятельность российской федерации в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 24. Международные договоры Российской Федерации, соглашения субъектов Российской Федерации в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 25. Договоры (соглашения) о разделе продукции при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней с участием российских и иностранных инвесторов
  • Глава VII. Государственный контроль (надзор) за драгоценными металлами и драгоценными камнями
  • Статья 26. Утратила силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.
  • Статья 26.1. Федеральный государственный пробирный надзор
  • Статья 26.2. Государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы
  • Статья 27 — 28. Утратили силу. — Федеральный закон от 02.05.2015 N 111-ФЗ.
  • Глава VIII. Ответственность организаций и должностных лиц
  • Статья 29. Обеспечение охраны драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них
  • Статья 30. Ответственность за нарушение порядка геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
  • Статья 31. Обжалование действий органов, осуществляющих государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, и их уполномоченных должностных лиц
  • Глава IX. Заключительные положения
  • Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

Источник: www.zakonrf.info

Рейтинг
Загрузка ...