Многие фотографы, в том числе и начинающие, очень хотят попробовать свои силы в студийной работе над портретом. И среди множества вопросов, связанных со съемкой портретов в условиях профессиональной студии, у них возникает и вопрос выбора модификатора света. Какой же модификатор из множества существующих сегодня выбрать для достижения того или иного результата?
Вот об этом мы и решили сегодня с вами поговорить. Наша статья основана на советах фотографа из Франции Феликса Баржу (Felix Barjou). В ней мы расскажем вам о том, какие различия существуют между основными типами модификаторов света, и как же вам, в конце концов, сделать правильный выбор.
Софтбоксы, стритбоксы, портретные тарелки, рефлекторы, кольцевая вспышка, зонтики самых разных размеров и цветов – фотографу тут есть из чего выбрать. Предложений на рынке сегодня великое множество. Это – как выбор нового фотоаппарата. Но какое же из предложений будет для вас оптимальным? Какой же модификатор света наиболее подойдет конкретно для вас?
Как снять крутой портрет с портретной тарелкой | #ProСвет
Давайте поговорим о каждом виде модификаторов отдельно. Итак,
Портретная тарелка
Этот вид модификатора света очень хорошо помогает фотографу подчеркнуть текстуру кожи модели и детали ее лица. Портретную тарелку лучше всего применять при съемке макияжа или моды.
Существует два вида портретных тарелок: с белой поверхностью и с серебряной. Первая дает более мягкий свет, вторая – более жесткий и контрастный. Эти аксессуары фотографа различаются так же и по размерам. Классическими, то есть стандартными, считаются портретные тарелки диаметром 40, 56 и 70 сантиметров.
Небольшого размера диск, который укреплен внутри портретной тарелки, отражает поток света обратно к ее внутренней поверхности, что позволяет сделать свет не прямым, направленным, а немного рассеянным. Плюс ко всему, при работе с портретной тарелкой на снимках в глазах портретируемого можно добиться красивого отражения.
Чашеобразный рефлектор
Обычно подобными рефлекторами комплектуются студийные вспышки. Чашеобразные рефлекторы, точно так же как и портретные тарелки, и другие виды модификаторов света, бывают самых разных размеров. Размеры чашеобразных рефлекторов могут изменяться не только по своему диаметру, но и по своей глубине. Этот вид модификаторов позволяет фотографу получить прямой и жесткий световой поток.
При съемке с чашеобразными рефлекторами светотеневой рисунок на лице портретируемого получается очень контрастным, с глубокими черными тенями. Если вы поставили перед собой цель создать портрет с мягким освещением – то чашеобразный рефлектор не будет вам в этом деле помощником.
Портретные тарелки Hensel, Elinchrom, Profoto и Fotokvant. Сравнительный тест
Обычно такой модификатор используют для того, чтобы, что называется, «поиграть с тенями». Если же вы направите чашеобразный рефлектор на большую белую поверхность, ну, например, на стену в студии, то эта стена выступит в роли большого отражателя, и вы получите ровное рассеянное освещение.
Фотозонт
Фотозонты также бывают самых разных размеров и форм. Этот вид модификаторов света имеет как минимум два великолепных преимущества перед другими своими собратьями. Первое преимущество – фотозонты в сложенном виде не занимают много места в багаже фотографа и могут легко переноситься с места на место, то есть, проще говоря, их без особых проблем можно использовать даже вне фотостудии. Второе преимущество фотозонтиков – их очень легко настраивать.
Фотозонтик с покрытием белого цвета, если его расположить между портретируемым и вспышкой, рассеивает и смягчает световой поток, наполняет фотостудию мягким, близким к естественному, освещением. Серебряный же фотозонтик дает более жесткое и более контрастное освещение.
Существуют так же и серебряные фотозонтики с диффундирующей тканью. Этот вид зонтиков – что-то среднее между серебряным и белым зонтиками. Серебряная их поверхность позволяет получить контрастный световой поток, а рассеивающая диффундирующая ткань несколько смягчает его.
Кольцевая вспышка
Этот вид модификатора света создает на лице и фигуре вашей модели достаточно ровное освещение, лишенное видимых теней, а так же позволяет получить красивое отражение в ее глазах и чуть уловимый ореол на портрете, который вы создаете. Кольцевую вспышку возможно использовать так же и в сочетании с другими модификаторами света и его источниками.
Софтбокс
Софтбокс можно, пожалуй, смело назвать классическим модификатором света. Софтобоксы, точно так же как и все другие модификаторы, бывают самых разных конфигураций и размеров: восьмиугольные, прямоугольные, квадратные и так далее. Так же софтбокы могут иметь различный цвет рабочей поверхности. Чаще всего их поверхность бывает белой или серебряной. Необходимо усвоить одно простое правило: чем софтбокс больше, тем более рассеянный свет он будет давать.
Стрипбокс
Стрипбокс – это, в принципе, точно такой же софтбокс, но длинный и прямоугольный. Стрипбокс дает намного меньшие тени на модели, нежели квадратный софтбокс.
Бывают так же и очень длинные стрипбоксы. Они дают световой поток на узкую и длинную зону съемки. Их хорошо использовать, например, для съемки модели в полный рост. Вот почему такие длинные стрипбоксы в своей работе чаще всего используют фотографы, снимающие для модных журналов модели одежды.
Ну вот, пожалуй, и всё, о чем мы хотели сегодня вам рассказать. Осталось лишь добавить в заключение, что нет плохих модификаторов света, так же как нет и правильного или неправильного их выбора. Все модификаторы разные. Лучшим для вас будет тот, который позволит вам получить на портрете такой эффект, который вы и задумали получить.
Источник: www.takefoto.ru
Снимаем в студии только с портретной тарелкой [#ProСвет №3]
Рад снова приветствовать читателей Photar.ru! В этом выпуске мы продолжаем наш цикл цикл #ProСвет, в котором делимся с вами полезной информацией по съемке в студии с использованием всего одного прибора и одной светоформирущей насадки. И в сегодня речь пойдет о съемке с применением портретной тарелки на примере Profoto White Beauty Dish (с белым напылением на внутренней части).
Чаще всего эта насадка используется для съемки портретов и средних планов, однако, использовать ее иначе никто не запрещает. Портретные тарелки достаточно распространены в студиях, но работа с ними имеет ряд особенностей. Самой главной особенностью является “инвертированная” неравномерность светового поля. То есть в центре мы имеем более темное пятно, а в средней части более светлое поле.
Еще одной важной особенностью является то, что портретная тарелка не зуммируется по голове прибора, как другие насадки Profoto (более подробно об этом можете почитать/посмотреть в наших предыдущих выпусках — №1 и №2).
Для начала давайте проанализируем, какой характер освещения дает нам этот рефлектор.
Поскольку портретный рефлектор не зуммируется по голове вспышки, то для сравнения я покажу кадры, снятые с рассеивателем (дифьюзером) и без него.
Первое фото сделано без рассеивателя, а второе с рассеивателем. Как видно по снимкам, рассеиватель слегка меняет интенсивность света (менее 1/3 ступени), снижает контраст, пятно света становится более однородным, кроме этого, свет становится чуть мягче (это заметно по более растушёванным теням). Также можно заметить, что рассеиватель слегка меняет цветовую температуру, сдвигая оттенок в розовый цвет (эта характеристика зависит от материала рассеивателя).
Основные характеристики портретной тарелки:
- Тип освещения (при стандартных условиях использования): средней жесткости, довольно контрастный
- Интенсивность (по сравнению со стандартным рефлектором zoom reflector): порядка 2/3 ступени
- Изменение баланса белого (по сравнению со стандартным рефлектором zoom reflector): чуть в более теплую сторону, при надетом дифьюзере оттенок слегка сдвигается в розовый
- Акцентированность пятна в центре: средне выраженное темное пятно в центре кадра (от дефлектора), при использовании дифьюзера становится слабовыраженным, но не пропадает
Очень важно! Необходимо учитывать окружение (в нашем случае студию), в которой ведется съемка. Правая стена циклорамы большая и белая, расположена достаточно близко к объекту, что вносит весьма существенные коррективы в контраст. Так что если стены в студии ближе/дальше, светлее/темнее или имеют окрас, то все это будет влиять на светотеневой рисунок. Пренебрегать этим совсем не стоит, а гораздо лучше использовать это себе во благо.
А теперь посмотрите, как Profoto White Beauty Dish ведет себя в портретной съемке.
Схема постановки света для этого снимка:
Как видите, использование портретной тарелки позволяет получить контрастную объемную картинку как на крупном, так и на более общем плане. Подобный характер света отлично подойдет для портретных и бьюти-съемок, так как прекрасно подчеркнет и объем и все детали на модели. Очень важно следить за тем, чтобы свет от открытого источника не попадал на участки модели, расположенные в кадре. Иначе это приведет к сильно выраженной разнице характеров освещения. Если брать еще более общие планы, то стоит немного отодвинуть вспышку от модели для более однородного ее освещения.
Здесь применялась следующая схема постановки света:
При использовании рассеивателя добиться желаемого, более однородного освещения, будет проще. Старайтесь не использовать углы более 45 градусов, так как, скорее всего, вы получите излишне контрастное освещение (что подойдет далеко не всем людям), а также появится риск попадания на модель жесткого света вспышки не через дефлектор. Основной луч света, как и с большинством других насадок, лучше направлять на середину модели. Это поможет избежать сильных бликов на лбу.
Эти снимки сделаны с рассеивателем, схема света осталась прежней.
Для съемки модели в рост уже придется более внимательно располагать источник света. Первое, что нужно сделать, это отодвинуть прибор на такое расстояние, чтобы скрыть модель в тени дефлектора, и только потом искать угол, при котором контраст будет оптимальным (используя собственную тень модели). При изменении расстояния не забывайте корректировать угол наклона вспышки и высоту стойки. При правильном расположении вспышки свет прекрасно можно использовать в фэшн-фотографии, так как он красиво подчеркнет контрастом все детали одежды и аксессуаров.
Используя рассеиватель, работать с контрастом становится проще за счет того, что темное пятно от дефлектора становится менее заметным, и это позволяет придвинуть прибор ближе. Не забывайте, что любое изменение расстояния от вспышки до объекта съемки влияет на интенсивность освещения (и на контраст тоже), что необходимо компенсировать мощностью прибора или настройками камеры.
Схема осталась той же, но добавился рассеиватель.
Частые ошибки при работе с портретной тарелкой
- Ошибка 1
Угол поворота вспышки направлен так, что модель полностью освещена прямым светом, а не через дефлектор.
- Ошибка 2
Верхняя часть модели освещена через дефлектор, а нижняя прямым светом (наоборот будет выглядеть также нехорошо). Такая постановка вряд ли подойдет для ростовой съемки.
- Ошибка 3
Свет установлен под очень большим углом, что, с учетом контрастного и относительно жесткого типа освещения, может привести к некрасивому и грубому освещению лица модели. Смещение источника света ближе к камере, но под тем же углом, приведет к ошибке, описанной в начале.
Портретная тарелка это инструмент не самый простой в использовании, но он позволяет добиться красивого контрастного, мягкого (при близком расположении) и объемного освещения на фото. Обусловлено это конструктивом и размерами, позволяющими расположить насадку очень близко к лицу модели, но при этом не закрыть его от камеры. Этот рефлектор по достоинству оценят не только фотографы снимающие бьюти и фэшн, но и работающие в более общих портретных жанрах.
Дополнительно модифицировать характер света помогут рассеиватели и соты. Используя их, можно менять угол освещения насадки и растушеванность теней. В будущем выпуске мы поговорим о работе с портретной тарелкой и сотами, поэтому не забудьте подписаться на наш канал. Кроме White Beauty Dish у компании Profoto есть еще Silver Beauty Dish (без белого покрытия внутренней части рефлектора), который отличается большим контрастом и жесткостью теней.
Примеры с других моих съемок с использованием портретной тарелки:
Источник: photar.ru
Что такое портретная тарелка и как ею пользоваться?
Софтрефлектор, который часто называют портретной тарелкой — одни из главных инструментов фотографа в художественной и fashion-съемке. Он похож на обычный рефлектор, но диаметр его больше, плюс есть дополнительные детали.
Портретная тарелка (beauty dish) нужна, если вы хотите сделать свет мягким, но при этом достаточно сконцентрированным и контрастным. Софтрефлектор отлично выравнивает освещение. Он создает большое, равномерное пятно света, которому несложно придать нужную форму. С его помощью фотограф добавляет на снимок выразительные детали — блик в глазах модели или красивую подсветку волос. Все это можно сделать, зная, как пользоваться портретной тарелкой.
Что такое софтрефлектор
Софтрефлектор представляет из себя светоформирующую насадку достаточно большого диаметра. По центру со внутренней стороны устанавливается специальный дефлектор, распределяющий лучи, напрямую отходящие от источчника. Это позволяет добиться равномерного отражения луча от поверхности beauty dish, а чашеобразная форма делает его направленным. На крае «чаши» есть специальная кайма для закрепления сотовых насадок. Они еще больше повышают точность светораспределения.
Портретные тарелки выпускают практически все производители осветительного фотооборудования — от Falcon Eyes, Bowens и Hensel до Elinchrom. Качественные софтрефлекторы легкие, их нетрудно перевозить и переносить, можно упаковать их в багажник для выезда на натурные съемки. Удобные сменные байонеты или переходники позволяют использовать насадку со вспышками разных производителей.
Использование портретной тарелки в студийной съемке
Чтобы правильно пользоваться портретной тарелкой, нужно разобраться в ее двух основных характеристиках — размере и типу внутренней отражающей поверхности. Также важно знать об особенностях сот, рассеивателей и байонетов насадки.
Софтрефлекторы выпускаются в нескольких стандартных модификациях — с диаметром 40-41 см, 55-56 см, 68-70 см. У некоторых производителей встречаются очень большие тарелки на 85 см, но их еще нужно поискать. Стандартная beauty dish — насадка диаметром 55-56 см, для студийных портретов ее используют чаще всего.
Основное правило работы с тарелками разного размера — чем больше софтрефлектор, тем мягче будет свет. Как правило, он рисующий, используемый в схеме «бабочка» для придания коже красивого вида и ровности. Кроме увеличения размера насадки есть и другой способ смягчить свет — приблизить портретную тарелку к модели.
Выбор диаметра зависит и от площади студии:
- для небольших помещений размером до трех метров в длину и два метра в ширину достаточно тарелки до 41 см — с ней можно снимать красивые погрудные портреты, например, на популярный объектив 50 мм;
- в студиях 3х5 метров можно использовать стандартные насадки 55-56 см;
- для большой студии, где можно фотографировать группы людей в полный рост, удобна тарелка 68-70 см;
- для специальных проектов, где освещается большая сцена, используются мощные источники света, понадобится насадка 85 см.
Внутренняя сторона портретной тарелки бывает серебристой или бело-матовой. В первом случае освещение будет жестче из-за металлического отблеска и фактурного материала. Серебристый софтрефлектор подходит для драматичных, даже пафосных снимков.
Портретная тарелка с белой поверхностью дает более мягкий, но столь же направленный свет и служит отличной альтернативой стандартному софтбоксу. Такие насадки отлично подходят для предметной, архитектурной съемки и создания фэшн-портретов на выезде.
Другие особенности beauty dish
Если нужно сузить луч света, направленный от портретной тарелки, на нее устанавливают соты. Так можно добиться яркого эффекта — как будто модель освещает кинематографический прожектор. Сотовая насадка — недешевый аксессуар, но можно на ней сэкономить, приобретя ее в комплекте с портретной тарелкой. Такой набор поможет сформировать более направленное и «управляемое» световое пятно. Также освещенность можно изменить, используя рассеиватели.
Выбирая beauty dish, не забудьте проверить байонетное соединение. Оно должно быть таким же, как на осветительном приборе. Чтобы упростить работу, можно купить софтрефлектор со сменным байонетом или адаптер.
В качестве заключения
Портретная тарелка полезна не только для фотографа, занимающегося фэшн-съемкой красивых моделей. Это отличный художественный инструмент для творческого самовыражения. Сочетая его с сотами, тканевыми рассеивателями и другими аксессуарами, можно добиться эффектного светового рисунка и сделать снимки индивидуальными, необычными и запоминающимися.
Источник: photogora.ru