Порядок совершения операции с драгоценными камнями

Содержание

Порядок совершения операции с драгоценными камнями

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов — не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Ко мпания основана в 1996 году

НОВОСТИ финансового мониторинга, ПОД/ФТ/ФРОМУ и корпоративного права

Январь 05, 2023

Новая редакция закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях

Федеральный закон от 29.12.2022 №607-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес многочисленные изменения в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

ОН ПОМОГАТ ИСКАТЬ ДОЧЬ | МОЯ ЧУЖАЯ ДОЧКА

Изменениями уточняются такие понятия, как, «специальный учет», «лом и отходы драгоценных металлов», «обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов» и другие. Определяются новые термины, например, «скупка у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий», «заготовка лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы», «инвестиционные драгоценные металлы», «художник-ювелир» и другие.

Установлен порядок получения статуса «художник-ювелир».

Так, физическое лицо, претендующее на получение статуса художника-ювелира, должно соответствовать следующим требованиям:

— продолжать традиции и развивать новые направления ювелирного мастерства;

— иметь опыт участия в конкурсах, выставках, смотрах, других культурных мероприятиях в ювелирной отрасли;

— иметь не менее трех ювелирных изделий, которые прошли опробование и клеймение государственным пробирным клеймом, изготовлены физическим лицом с использованием техники исполнения, включающей ручной труд на этапах изготовления и художественной обработки изделия, обладают оригинальной авторской идеей и высоким профессиональным, художественным и техническим уровнем исполнения и в которых реализован художественный замысел.

Признание физического лица художником-ювелиром осуществляется специальной комиссией.

Уточнены положения, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Так, деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Трансфертное ценнообразование (ТЦО) 2013

Изменениями запрещается совершение сделок между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями или художниками-ювелирами, с драгоценными металлами и драгоценными камнями, за исключением находящихся в собственности указанных физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненных драгоценных камней и инвестиционных драгоценных металлов, имеющих сертификаты или паспорта.

В закон внесены и иные многочисленные изменения, которые будут постепенно вступать в силу на протяжении 2023-2024 гг.

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Источник: www.smyslovy.ru

Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и камнями

Правовое регулирование вынесенных в подзаголовок операций входит в совместную компетенцию Правительства и Центрального банка, а также Президента Российской Федерации. Важнейшая составляющая рынка драгметаллов — макроэкономический показатель величины золотого запаса государства. У царской России к 1917 г. он составлял 1684 т золота; к середине 50-х годов Советский Союз имел 2049 т. К концу 1995 г. золотой запас России был равен 116 т, а к середине 2002-го он увеличился примерно до 500 т.

Список ведущих мировых производителей золота возглавляют ЮАР, США, Канада, Австралия и Китай. В борьбе за 6-е место Россия испытывает жесткую конкуренцию со стороны Бразилии и Аргентины.

Существенная перестройка системы управления золотодобывающей и алмазодобывающей отраслями со стороны государства, выразившаяся в ликвидации Роскомдрагмета как самостоятельного государственного органа управления в этой области и в передаче его функций Минфину в лице Госхрана России и Минэкономразвития, привела к необходимости принятия законодательных мер по либерализации российского рынка драгметаллов и драгкамней. Принятые в этом направлении нормативно-правовые акты, во-первых, расширили круг валютных операций с драгметаллами, совершаемых коммерческими банками, а во-вторых, разрешили допуск на рынок физическим лицам.

Читайте также:
Что такое драгоценный камень топаз

Однако прежде чем рассмотреть данные новеллы подробнее, оговоримся: операции с драгметаллами и драгкамнями могут совершать только банки, имеющие генеральную лицензию на совершение банковских операций или лицензию на совершение операций с драгметаллами (так называемую металлическую лицензию). Лицензии выдаются в соответствии с требованиями инструкции Банка России «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

Основным документом, регулирующим правовой режим совершения рассматриваемых операций, выступает Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Этот Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в частности:

устанавливает область действия государственной монополии;

устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;

устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ;

определяет статус федерального пробирного надзора, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации;

определяет основные виды и основные формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.

Не является предметом регулирования названного Закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).

Ввоз в Российскую Федерацию драгоценных металлов осуществляется организациями и физическими лицами без количественных ограничений и лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли. Вывоз из России в таможенном режиме экспорта необработанных драгоценных металлов осуществляется на основании лицензий в пределах установленных квот.

Экспорт необработанных золота и серебра, природных драгоценных камней (необработанных и обработанных), монет и природного жемчуга осуществляется на основании лицензий без количественных ограничений (п.4), а экспорт драгоценных металлов в виде продукции и изделий, изделий из драгоценных камней и природного жемчуга осуществляется без количественных ограничений и лицензий. Не подлежат вывозу из России отходы и лом драгоценных металлов, их руды и концентраты, а также необработанные драгоценные металлы. Квоты на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров устанавливает Правительство на индивидуальной основе ежегодно, не позднее декабря, на основании представления Минфина России, согласованного с Минэкономразвития. В исключительных случаях Правительство может устанавливать индивидуальные долгосрочные квоты (на срок не более пяти лет) с разбивкой по годам. Выделенные индивидуальные квоты переуступке не подлежат.

Квоты на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров в первоочередном порядке распределяются среди субъектов добычи и производства экспортируемых драгоценных металлов и сырьевых товаров пропорционально объемам их добычи и производства. Лицензии на экспорт выдаются Минэкономразвития России в срок не позднее одного месяца со дня регистрации заявления на получение лицензии в порядке, определяемом Правительством РФ.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут вывозить из России:

ранее ввезенные ими же драгоценные металлы и драгоценные камни с представлением оформленных таможенными органами документов, подтверждающих факт ввоза;

не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности драгоценные металлы и драгоценные камни в числе иных вывозимых товаров, порядок вывоза которых регулируется российским законодательством. При этом общая стоимость вывозимых товаров не должна превышать эквивалент 10 тыс. долл. В общую стоимость не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами драгоценных металлов и драгоценных камней, а также товаров, временно вывозимых из России.

Денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в российской валюте.

Сделки купли-продажи драгоценных металлов осуществляются с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам. Такие сделки могут осуществляться на следующих условиях:

с немедленной поставкой (наличные сделки), когда дата валютирования (поставки денежных средств и драгоценных металлов) устанавливается в пределах двух рабочих дней от даты заключения сделки;

срочные — когда сроки расчетов составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки.

Банки могут совершать другие сделки с драгоценными металлами (опционы, свопы, фьючерсы и т.п.) в соответствии с российским законодательством и международной банковской практикой. Все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между резидентами Российской Федерации, должны быть выражены и оплачены в российской валюте.

Российские банки проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов. Металлические счета открываются для физических и юридических лиц, включая банки. Для хранения драгоценных металлов банки открывают металлические счета ответственного хранения.

Драгоценные металлы, принятые от клиента на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет. Для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов банки открывают обезличенные металлические счета. Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет — количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку.

Читайте также:
Как правильно носить браслет на ноге

В договоре обезличенного металлического счета определяются операции, проводимые по данному счету, условия зачисления на счет и возврата с него драгоценных металлов, а также размер и порядок выплаты вознаграждений, связанных с ведением счета, изменением индивидуальных характеристик драгоценных металлов при их зачислении и выдачи со счета. Банки открывают следующие виды обезличенных металлических счетов: счета клиентов (срочные и до востребования), в том числе корреспондентские счета банков, а также счета учета займов в драгоценных металлах, выданных клиентам.

Займы в драгоценных металлах предоставляются путем поставки металлов клиенту в физической форме или на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство поставки драгоценных металлов по истечении установленного договором срока. Погашение суммы займа осуществляется в форме физической поставки драгоценных металлов пли путем их перечисления с обезличенных металлических счетов заемщика. Проценты, начисляемые на обезличенные металлические счета, комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов, исчисляются и выплачиваются в российской валюте. Проценты по обезличенным металлическим счетам могут быть выплачены в драгоценных металлах, что должно быть оговорено в соглашении между банком и владельцем счета.

Источник: vuzlit.com

Нормативные и внутрибанковские документы, регламентирующие порядок проведения в операционной кассе операций с драгоценными металлами

Банковские операции с драгоценными металлами совершаются на основании Положения о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами, введенного в действие ЦБ РФ с 1 ноября 1996 г. В соответствии с этим Положением Банк России регулирует величины лимитов открытой позиции по операциям с драгоценными металлами, устанавливает официальные котировки цен на них, покупает золото у банков по заранее определенной товарной цене.

Операции с драгоценными металлами в физической форме вправе совершать кредитные организации, имеющие лицензию или разрешение Банка России на осуществление операций с ними.

В последнее время набирает все большую популярность такой вид вложения денежных средств в драгоценные металлы, как открытие так называемого «металлического» счета. Суть этой операции заключается в следующем: вносятся на специальный обезличенный металлический счет (ОМС) денежные средства, соответствующие стоимости приобретенного драгоценного металла, а вот на счету приобретение отображается в весе приобретенного металла, а не в денежных единицах.

При помощи ОМС можно покупать и продавать драгоценные металлы во всех формах, переводить их в пользу третьих сторон (за исключением ОМС с признаком «локо* Москва»), а также получить или внести на счет драгоценный металл в физическом виде.

Сбербанк России предоставляет следующие услуги физическим лицам:

  • 1. открытие и ведение обезличенных металлических счетов (золото, серебро, платина и палладий);
  • 2. покупка — продажа мерных слитков драгоценных металлов (в т.ч. золотых — массой от 1 до 1000 граммов, серебряных — массой 100, 250, 500 и 1000 граммов, платиновых — массой 10, 50 граммов), изготовленных аффинажными предприятиями и соответствующих российским государственным и международным стандартам;
  • 3. продажа и покупка российских и иностранных монет из драгоценных металлов (золото, серебро, платина и палладий)
  • 4. хранение слитков драгоценных металлов.

Операции с монетами из драгоценных металлов.

Сбербанк России является крупнейшим оператором на рынке монет из драгоценных металлов. За 2003 год банком было реализовано свыше 455 тыс. монет из драгоценных металлов. Общий вес проданных драгоценных металлов в монете составил 10,5 тонн, в т.ч. серебра 9,5 тонны; золота 1,01 тонны; платины 5,7 кг; палладия 20,9 кг.

Банк осуществляет продажу и покупку:

  • 1. российских монет, выпущенных с 1980 года в СССР и Российской Федерации из серебра, золота, платины и палладия;
  • 2. ряда иностранных монет (перечень монет приведен на странице с действующими ценами на монеты).

Операции осуществляются как с памятными, так и с инвестиционными монетами.

Правовое регулирование порядка совершения операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, входящее в компетенцию Правительства России и Центрального банка, нашло выражение в следующих документах нормативно-правового характера:

  • 1. Инструкции по учету сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями, утвержденной приказом Министерства финансов от 4 октября 2001 г. №81н (в ред. от 22 июля 2003 г.);
  • 2. Положении «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства России от 30 июня 1994 г. №756 (в ред. от 24 августа 2004 г.);
  • 3. Положении «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», утвержденном письмом Центробанка от 1 ноября 1996 г. №50 (в ред. от 11 апреля 2000 г.);
  • 4. Указании Центрального банка от 7 октября 1998 г. №376-У «О порядке совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. от 30 ноября 2000 г.).

Основным документом, регулирующим правовой режим совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выступает Федеральный закон от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в редакции от 9 мая 2005 г.

Читайте также:
Как выглядит кварц в природе

Источник: studwood.net

Статья 192 УК РФ. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (новая редакция с комментариями)

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Утратило силу.

Комментарий к ст. 192 УК РФ

1. О понятии драгоценных металлов, драгоценных камней см. комментарий к ст. 191. В ст.

1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» даются определения добычи драгоценных металлов, добычи драгоценных камней, производства драгоценных металлов, а также тех терминов, с помощью которых раскрыто в этом Законе понятие добычи и производства этих ценностей (сортировка, первичная классификация, первичная оценка драгоценных камней, рекуперация). Драгоценные камни и металлы, полученные из вторичного сырья, это, как можно заключить из Приказа Гохрана РФ от 18.02.1997 N 44 «Об утверждении типового договора на поставку аффинированных драгоценных металлов, полученных в результате переработки за рубежом лома и отходов, содержащих драгоценные металлы» и Порядка переработки лома и отходов драгоценных металлов Госфонда России, утв. Приказом Минфина России от 09.09.2004 N 77н, содержащие драгоценные камни и металлы, лом и отходы переработки минерального сырья.
———————————
Нормативные акты России по драгоценным металлам и драгоценным камням. М., 1997.

2. Аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам.

3. Обязательная сдача на аффинаж установлена ст. 20 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которой добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утв. Правительством РФ.

Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми указанным Законом и договорами. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа установлен Пост. Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419. Согласно п. 8 данного Порядка минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.

4. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются: 1) специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; 2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.

Перечисленные в указанных подпунктах органы и организации пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам.

Образованное при Минфине России Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран РФ) ведет учет ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, отвечает за их сохранность, самостоятельно осуществляет расчеты за отпускаемые и поступающие в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ ценности. Финансирование закупки драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, для формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета (Пост. Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378).

Российской Федерации и субъектам РФ принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.

Читайте также:
Является ли лазурит драгоценным камнем

Порядок обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении устанавливается Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утв. Пост. Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, которые распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежат специальному учету .
———————————
См.: Пост. Правительства РФ от 01.10.2015 N 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»; Приказ Минфина России от 01.02.2016 N 5н «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями».

5. Таким образом, продажа собственником ценностей, которые он добыл, суть обязательное звено в цепи его предпринимательской деятельности, без которого он не сможет извлечь прибыль. Закон ограничивает его право, предоставляя государству преимущественную возможность заключить с собственником ценностей сделку об их покупке. И если государство выразит соответствующее желание, собственник будет обязан добытые ценности ему продать.

С учетом приведенных нормативных требований об установлении приоритетного порядка предложения ценностей для продажи государству это означает наличие в законодательстве правила обязательной продажи данных ценностей государству. Отказ государства от реализации своего права преимущественного приобретения ценностей в конкретном случае не означает отсутствия в законодательстве требования обязательной продажи собственником указанных ценностей при наличии установленных в законе обстоятельств (согласия государства эти ценности купить).

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, состоит в неисполнении приведенных требований об обязательной сдаче минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, на аффинаж, а также об обязательной продаже драгоценных металлов или драгоценных камней в крупном размере, который определяется по стоимости указанных ценностей.

7. Размер преступления определяется стоимостью ценностей, по которой была бы заключена сделка об их обязательной продаже.

8. Субъект преступления — специальный. Им является лицо, на которое возложена соответствующая обязанность об обязательной продаже.

9. Субъективная сторона — прямой умысел.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 192 УК РФ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
  • Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2017 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2016 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
  • Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2019 г. N 18 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
  • Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
  • Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2017 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2020 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
  • Решение Верховного суда: Определение N 38-АПУ17-2 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №38-АПУ17-2 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 марта 2017 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда…

Источник: ukodrf.ru

Юридическая социальная сеть

РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг2.8М

Подписаться
Публикации
Юридическая публикация
Вопрос дня
Астрология
Государство
Жалоба на действия или бездействие
Мнение о специалистах и организациях
Образ жизни
Образование

Отзывы о товарах и услугах
Светская жизнь
Технологии
Курьёзные вопросы
Социальные сети

14 070 780
Актуальные темы
Законы и кодексы
Сообщества
Автор публикации

Педагог-организатор Елена Владимировна Подписчиков: 6363

РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг2.8М

Обязательный контроль по ФЗ №115: какие операции проходят обязательную банковскую проверку на легальность денежных средств, это лучше знать заранее

82 просмотрa
19 дочитываний
3 комментария
На сегодня эта публикация уже заработала 0,75 рублей за дочитывания Зарабатывать

  • Какие расчеты проверяются по ФЗ №115
  • Операции по снятию и зачислению денежных средств
  • Операции с цифровой валютой
  • Сделки с недвижимостью
  • Движения по банковским счетам и вкладам
  • Поступления средств от иностранных государств
  • Операции с прочим движимым имуществом
  • Обсуждение
Читайте также:
Какие бывают огранки камней драгоценных

Банки обязаны следить за операциями клиентов, согласно Федеральному закону от 07.08.2001 №115-ФЗ. При совершении подозрительных операций, которые похожи на легализацию преступных доходов, активы могут быть заблокированы до проведения проверки и выяснения причин.

Но нередко оказывается, что блокировка произошла по ошибке контролирующих органов. Чтобы не стать случайной жертвой недосмотра, лучше заранее знать, какие операции проходят обязательную банковскую проверку на легальность источника денежных средств.

Какие расчеты проверяются по ФЗ №115

Закон предписывает в обязательном порядке проверять все операции, попадающие под установленные критерии по сумме либо по субъектам платежей. Алгоритм контроля прост: проверяется законность источника средств и правомерность сделки.

Финансовая организация на свое усмотрение решает, имеет или нет подозрительная операция признаки отмывания преступных доходов. Банк вправе применить различные меры: от простого отказа в проведении платежа до полной блокировки расчетного счета.

Самое радикальное правило установлено в отношении юридических или физических лиц, которые подозреваются в причастности к преступной или террористической деятельности. Их причастность к нелегальным группам должна быть доказана в официальном порядке в соответствии с п. 2.1 ст. 6 ФЗ №115. В этом случае обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или имуществом, которые совершаются указанными лицами.

Если организации и граждане не входят в перечень причастных к терроризму и экстремистской деятельности, их денежные расчеты контролируются только в случаях, указанных в ст. 6 ФЗ №115.

Операции по снятию и зачислению денежных средств

Под обязательный контроль попадают денежные расчеты, сумма которых превышает 1 млн рублей или его эквивалент в иностранной валюте. Закон имеет ввиду следующие операции:

снятие или зачисление на счет юрлиц наличных денежных средств;

операции физлиц с наличной иностранной валютой;

покупка физлицами ценных бумаг за наличный расчет;

получение частным лицом денег по документам от нерезидентов РФ;

внесение от имени частного лица наличных средств в уставный капитал юрлиц.

Дополнительно к операциям с наличными деньгами, под особый контроль попадают также безналичные переводы:

Поступление на счет организации денежных или кредитных (заемных) средств, если источником перевода выступают лица, зарегистрированные на территориях, не соблюдающих требования по финансовой борьбе с отмыванием денег, и входящих в перечень, установленный правительством РФ.

Движения денег на банковских счетах, обслуживающих операции по выполнению государственных оборонных заказов, если сумма одной операции равна или превышает 600 000 рублей, а также ее эквивалент в иностранной валюте.

Денежные расчеты по договорам финансовой аренды (лизинга), если сумма операции равна или превышает 1 млн рублей либо ее валютный эквивалент.

Почтовые переводы на сумму свыше 100 000 рублей либо на сумму в валюте, эквивалентную ей.

Возврат неиспользованных денежных средств, перечисленных по договору за услуги связи, если его сумма превышает 100 000 рублей либо ее аналог в иностранной валюте.

Операции с цифровой валютой

Операции с цифровыми активами (криптовалютой) попадают под обязательный контроль, если их сумма равна или превышает 1 млн рублей.

Сделки с недвижимостью

Сделки с недвижимостью при любой форме денежных расчетов подлежат обязательной проверке в том случае, если сумма совершаемой покупки равна или превышает 5 млн рублей.

Движения по банковским счетам и вкладам

Если открывается банковский вклад (депозит) на имя третьего лица и на нем размещаются наличные средства в размере более 1 млн рублей, то такая операция подлежит обязательной проверке.

Также проверятся зачисление или списание денег со счетов юрлиц или иностранных структур в том случае, если имеют место одновременно такие условия:

сумма операции превышает 1 млн рублей или его аналог в иностранной валюте;

организация существует не более трех месяцев на момент совершения указанной операции;

по банковскому счету организации не проводилось никаких операций с момента ее открытия.

Поступления средств от иностранных государств

Безусловной проверке должны подвергаться любые поступления денежных средств на счета российских физических или юридических лиц от плательщиков, расположенных на зарубежных территориях. Сюда же относятся и перечисления денежных средств из-за границы в пользу иностранных лиц на территории РФ.

Если физическое лицо получает наличные деньги с помощью карты, выпущенной иностранным банком, то данное действие также попадает под обязательный контроль финансовой организации.

Операции с прочим движимым имуществом

Закон определяет, что действия с различными видами имущества подлежат проверке, если сумма операции с ними равна или превышает 1 млн рублей. Это правило применяется к сделкам с такими видами имущества:

внесение изделий из драгоценных металлов в качестве залога в ломбард;

некоторые виды страховых выплат в пользу физических и юридических лиц;

купля-продажа драгоценных металлов и ювелирных изделий;

финансы, полученные в целях участия в азартных играх, а также выигрыши, полученные в результате азартных игр и проведения лотерей;

займы денег между лицами, не имеющими статуса кредитной организации.

Органом, осуществляющим контроль, являются не только банки, но и страховые компании, ломбарды, микрокредитные организации. Помимо мер, которые они могут принять самостоятельно, закон обязывает передавать информацию, собранную в процессе проводимых проверок, специальному контролирующему органу – Росфинмониторингу.

Источник: www.9111.ru

Рейтинг
Загрузка ...