Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями
8.8. Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями
• Виды операций и сделок, совершаемых кредитными организациями с драгоценными металлами и драгоценными камнями Драгоценные металлы — это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Драгоценные камни — это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Участие в международных экономических отношениях ставит перед каждой страной проблему платежеспособности, ее возможностей осуществлять свои платежи по внешним обязательствам международными ликвидными средствами. В структуру международных ликвидных ресурсов входят: золото, иностранная валюта, резервная позиция Международного валютного фонда и СДР (специальные права заимствования).
Операции подлежащие обязательному контролю с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Значительную роль в структуре международных ликвидных средств продолжает сохранять за собой золото в качестве золотых запасов государства (в форме слитков и монет). Источником предложения золота на международных рынках является разработка имеющихся и новых месторождений. Основными золотодобывающими державами являются: ЮАР, США, Канада, государства СНГ, Австралия.
Существенное значение для функционирования рынка драгоценных металлов имеет биржа, как организация, исполняющая роль посредника в торговых операциях, способствующая установлению контактов между продавцами и покупателями и формированию рыночных цен за золото. Торговля золотом между странами мира осуществляется на рынках золота в специальных центрах, где осуществляется регулярная купля-продажа по рыночной цене для промышленного и бытового потребления, тезаврации, проведения спекулятивных операций, страхования риска, приобретения валюты для международных расчетов. В настоящее время функционирует более 50 рынков золота. В зависимости от степени государственного регулирования рынки золота делятся на четыре основные категории: • мировые — в Лондоне, Цюрихе, Франкфурте, Чикаго, Гонконге и др.;
Рекомендуемые материалы
ДЗ№1 (1 вариант)
Домашнее задание «Планирование инновационного процесса»
Бизнес-план «Еда на колесах» со сметой
Вариант 3 — ДЗ — Предприятие «Химия» решает освоить выпуск стирального порошка с использованием своего технологического оборудования
Задачи по кредитам, процентным ставкам
Деньги и кредит
Вариант 3 — ДЗ №1
Контролируемые операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
• внутренние свободные — в Милане, Париже, Рио-де-Жанейро; • местные контролируемые — в Афинах, Каире; • «черные» рынки — в Бомбее. Российская Федерация является одним из крупнейших производителей золота в мире. Она входит в пятерку крупнейших золотодобывающих стран мира и продолжает оставаться одним из основных поставщиков золота на мировой рынок.
В Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок. К операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относятся: • действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога; • изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании; • перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; • ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.
Банк России может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Покупка слитков золота и серебра производится на основании договоров купли-продажи, заключаемых с пользователями недр, с предварительным авансированием.
Проведение банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежит лицензированию. В соответствии с федеральными законами лицензирование операций банков и иных кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляет Банк России.
Специально уполномоченные банки на основании лицензии вправе: • совершать сделки купли-продажи драгоценных металлов, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, Банком России, промышленными потребителями, инвесторами; • совершать операции со слитками драгоценных металлов по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой; • совершать залоговые операции со слитками драгоценных металлов при условии реализации предмета залога через специально уполномоченные банки; • принимать драгоценные металлы на ответственное хранение (при наличии сертифицированного хранилища) и выдавать из хранилища, переводить принятые металлы с одних счетов на другие; • оказывать услуги перевозки драгоценных металлов (при наличии технических возможностей). Сделки купли-продажи слитков золота и серебра, заключаемые пользователями недр с Банком России и специально уполномоченными им (по согласованию с Минфином России) коммерческими банками, подлежат обязательной регистрации.
Банк России и специально уполномоченные им банки имеют право приобретать слитки золота и серебра у пользователей недр за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения). Инвесторы и промышленные потребители имеют право покупать (продавать) слитки золота и серебра только у Банка России и специально уполномоченных банков, заключать со специально уполномоченными банками договоры комиссии или поручения по их приобретению или отчуждению, а также совершать операции со слитками по специальным счетам, открываемым в этих банках.
Они могут закладывать, принимать в качестве залога (заклада) слитки золота и серебра с условием реализации предмета залога через специально уполномоченные банки. Хранение (за исключением хранения в уполномоченных банках) и транспортировка слитков и монет осуществляются только специализированными организациями, обладающими техническими возможностями для их хранения и перевозки.
Не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям. Все операции (сделки) банков с драгоценными металлами можно условно подразделить на собственно банковские и прочие операции (сделки) с драгоценными металлами.
Собственно банковские операции — это: • привлечение в депозиты драгоценных металлов во вклады (до востребования и срочные); • размещение драгоценных металлов (до востребования и на определенный срок) по действующим на рынке процентным ставкам; • выдача кредитов в драгоценных металлах. К прочим операциям относятся все остальные операции с драгоценными металлами (и драгоценными камнями).
Сделки купли-продажи драгоценных металлов заключаются на следующих условиях: • наличные сделки — сделки купли-продажи с немедленной поставкой товара, т.е. с поставкой в течение двух рабочих дней от даты заключения сделки, чаще на условиях спот (поставка на второй рабочий день от даты заключения сделки); • срочные сделки — сделки купли-продажи, когда сроки расчетов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки, т.е. на условиях сделки «форвард» Производными являются сделки «своп» и опционы. Сделки «своп» — это сделки покупки (продажи) с одновременной продажей (покупкой) одного и того же количества металла.
Они различаются: • по качеству металла; • по местонахождению металла; • по времени (финансовый своп). Сделки «своп» по качеству металла — это покупка (продажа) металла одного качества (по содержанию чистого металла или по типу слитков) и одновременно продажа (покупка) металла другого качества.
Сделки «своп» по местонахождению металла — это покупка (продажа) металла с изменением его местонахождения путем перевода металла по счетам и (или) путем физической его поставки. Сделки «своп» по времени — это покупка (продажа) металла на условиях обратной продажи (покупки) того же количества металла другой датой валютирования.
Опционы — это сделки, по которым одна сторона предоставляет другой за определенное вознаграждение (премию) право покупки (продажи) определенного количества металла по заранее согласованной цене исполнения на заранее оговоренную дату истечения опциона. Сторона, получившая право купить (продать) металл и уплатившая другой стороне премию, может воспользоваться этим правом в оговоренный срок истечения опциона или же отказаться от него.
При этом премия не возвращается независимо от того, воспользовался покупатель своим правом или нет. Сделки купли-продажи металлов при исполнении опционов совершаются, как правило, на условиях спот. Операции (сделки) с металлами могут различаться также по способу работы с контрагентами и подразделяться: • на торговые; • клиентские; • арбитражные.
Торговые операции представляют собой покупку у пользователей недр на основе ежегодно заключаемых договоров купли-продажи или продажу драгоценных металлов (драгоценных камней), купленных у пользователей недр. Клиентские операции — это операции, проводимые в соответствии с поручениями клиентов в рамках заключенных договоров комиссии.
За выполнение клиентских поручений банк получает вознаграждение в соответствии с условиями договора комиссии. Поручение клиента банк выполняет либо путем заключения соответствующей сделки непосредственно с клиентом, либо через посредническую организацию, с которой банк заключает договор комиссии.
Арбитражные операции — это операции, осуществляемые банками от своего имени и за свой счет на международном и российском рынке, с целью получения дополнительной прибыли и постоянного присутствия на указанных рынках. Арбитражные операции предусматривают покупку (продажу) определенного количества металла или производного от металла финансового инструмента (форвардного или опционного контракта) с последующей продажей (покупкой) того же количества металла или финансового инструмента.
Операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоценными камнями в зависимости от конкретных обстоятельств могут осуществлять различные подразделения банков. Соответствующее подразделение банка должно взять на себя все функции, связанные с данным направлением деятельности банка, включая установление оптовых и розничных цен банка на драгоценные металлы и камни, расчеты с клиентами, а при необходимости — организацию транспортировки, страхования, хранения, экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней.
Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности, в том числе регулярное представление осуществляющими производство драгоценных металлов организациями сведений об объемах произведенных ими драгоценных металлов в органы государственной статистики, в указанных областях деятельности устанавливается Правительством РФ.
Стоимость драгоценных металлов определяется путем умножения соответствующих единиц количественного учета драгоценных металлов на значение цены соответствующего драгоценного металла в рублях за один грамм. Если по условиям договора стоимость драгоценных металлов выражена в долларах США за тройскую унцию (31,1035 г), то сначала надо найти массу слитка в граммах, затем умножить на цену в долларах, а потом полученную величину умножить на текущий официальный курс доллара США к рублю.
В целях учета драгоценных камней один карат принимается равным 0,2 г. При осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка, оплата драгоценных камней производится по ценам, определенным экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день продажи. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней устанавливается соответствующими договорами.
В целях стимулирования инвестиций в развитие добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней по решению Правительства РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах в обращение могут выпускаться государственные ценные бумаги, номинированные в массе драгоценных металлов. Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством РФ.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — Гальванические элементы и их классификация. Процессы, протекающие при работе ГЭ. Расчет ЭДС и работы ГЭ. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятий «драгоценные камни», «драгоценные металлы». 2. Каким образом осуществляют специальный учет?
3. Как осуществляют наличные сделки, срочные сделки? 4. Охарактеризуйте сделки «своп», сделки «своп» по качеству металла. 5. Дайте характеристику понятий «опцион», «клиентские операции», «арбитражные операции».
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- Гальванические элементы и их классификация. Процессы, протекающие при работе ГЭ. Расчет ЭДС и работы ГЭ
- 5. Особенности менеджмента в малом бизнесе
- 8 Учетно-отчетная документация
- 9 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 35 Основные задачи материально-технического обеспечения
Источник: studizba.com
Постановление Совета Министров РБ
№ 1838 от 25.11.1999. Об утверждении Правил совершения сделок с драгоценными металлами и камнями
1. Утвердить прилагаемые Правила совершения сделок с драгоценными металлами и камнями.
2. Признать утратившими силу:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 1992 г. N 464 (СП Республики Беларусь, 1992 г., N 22, ст. 404);
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1994 г. N 128 (СП Республики Беларусь, 1994 г., N 7, ст. 106).
Премьер-министр Республики Беларусь С.ЛИНГ
УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25.11.1999 N 1838
1. К драгоценным металлам и камням, сделки с которыми запрещены между физическими лицами, относятся:
драгоценные металлы в любом виде и состоянии — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы: иридий, родий, палладий, рутений, осмий, в том числе в виде продукции технического назначения (сырья, полуфабрикатов, деталей, изделий) из них, за исключением ювелирных и бытовых изделий, монет из драгоценных металлов, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь, мерных слитков из драгоценных металлов, зубопротезных дисков из драгоценных металлов, сусального золота и серебра, а также лома указанных изделий;
драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также жемчуг (за исключением пресноводного) в сыром и обработанном виде.
2. Согласно настоящим Правилам необходимо считать:
2.1. банковскими слитками — слитки золота, серебра и платины, соответствующие стандартам на золото, серебро и платину в слитках, действующим в Республике Беларусь, либо соответствующие международному стандарту «London Good Delivery» (при условии, что производитель включен в список Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов);
2.2. мерными слитками — слитки золота, серебра и платины массой от 1 до 1000 граммов включительно (проба 999,9 для золота и серебра, проба не ниже 999,5 для платины), изготовленные в соответствии со стандартами, действующими в государстве — производителе слитка, с обязательным наличием на них наименования драгоценного металла, знака предприятия-изготовителя, пробирного клейма и массы;
2.3. ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов, в том числе со вставками из драгоценных и недрагоценных камней, — изделия с обязательным наличием на них государственного клейма Республики Беларусь или пробирных клейм государственных инспекций пробирного надзора бывшего СССР, а зубопротезными дисками из драгоценных металлов — диски, имеющие пробирное клеймо (товарный знак) завода-изготовителя или государственное пробирное клеймо Республики Беларусь.
3. Право совершения на территории Республики Беларусь операций по покупке у физических лиц и по продаже им драгоценных металлов в виде банковских и мерных слитков золота, серебра и платины, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины) старой и современной чеканки принадлежит Национальному банку, а также уполномоченным банкам и юридическим лицам, имеющим на это соответствующие разрешения (лицензии) уполномоченных государственных органов.
4. Право совершения на территории Республики Беларусь покупки у физических лиц и продажи им ограненных драгоценных камней, предназначенных для ювелирных изделий, принадлежит юридическим лицам, имеющим соответствующие разрешения (лицензии) Государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов.
5. Физические лица вправе в установленном порядке совершать иные сделки с юридическими лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) уполномоченных государственных органов, драгоценными металлами и драгоценными камнями.
6. Заключение сделок с драгоценными металлами и камнями между физическими лицами, находящимися на территории Республики Беларусь, не допускается, кроме случаев:
их дарения, пожертвования;
завещания и приобретения их по праву наследования;
купли-продажи и обмена в целях коллекционирования и тезаврации единичных экземпляров монет из драгоценных металлов.
Источник: belzakon.net
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК). Закон устанавливает уголовную ответственность за совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно за незаконные хранение, перевозку или пересылку драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.
Квалифицирующими признаками являются совершение деяния лицом, ранее судимым за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; в крупном размере; организованной группой.
При этом деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, в отношении которых совершен незаконный оборот, превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Рассматриваемая статья содержит ряд основных (альтернативных) составов преступления, различающихся по признакам объективной стороны и предмета преступления. Субъект и субъективная сторона являются общими для всех составов. В каждом случае преступление считается оконченным в момент совершения сделки либо в момент нарушения правил хранения, перевозки или пересылки указанных в статье объектов.
Социально-поведенчески эти деяния являются распространенными, но очень сильно различаются между собой по мотивам совершения, размерам, повторяемости и проч. Они могут представлять собой один из видов деятельности преступных групп либо профессиональных преступников, выступая как способ получения незаконной прибыли или отмывания денег. В то же время нередко эти деяния являются случайными, разовыми и направлены на получение средств для обычной жизни, особенно в условиях невыплаты зарплаты многим категориям работников. К тому же сфера оборота, признаваемого незаконным, в тенденции сужается.
Общественная опасность преступления состоит в подрыве порядка оборота ценностей, имеющих важнейшее стратегическое значение и могущих влиять на состояние финансовой системы в целом и валютного рынка в частности, нарушении государственной монополии в данной сфере.
Объективная сторона состава совершения сделки в нарушение правил, установленных законодательством РФ, состоит в действиях, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении указанных в статье предметов лицом, не имеющим на то законного основания и разрешения (лицензии), если оно необходимо для совершения любой подобной сделки или сделки с конкретным объектом, являющимся драгоценным металлом, природным драгоценным камнем или жемчугом, либо с нарушением порядка расчетов по данной сделке, либо в совершении иной недействительной сделки.
Нарушением правил сделки, в частности, указанным в статье, является также совершение действий в отношении объекта, который не может быть и не является собственностью лица, либо в отношении этого объекта с контрагентом, не правомочным совершать такие сделки.
По смыслу данной статьи нарушение правил, установленных нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, не влечет ответственности по данной статье.
Понятия «драгоценные металлы» и «природные драгоценные камни» (предмет преступления) определены в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» * .
* С3 РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.
Так, драгоценные металлы — это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), которые могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Правила совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом и исключения из них устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, в частности упомянутым Федеральным законом, а также Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», постановлениями Правительства РФ, письмами и инструкциями Центрального банка РФ, иных ведомств, уполномоченных осуществлять валютные операции или валютный контроль. Статья 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. регулирует право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни, а также общие условия сделок с ними.
Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на них в соответствии с данным Федеральным законом, ГК РФ, Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», а на драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий и используемые как продукция производственно-технического назначения, — в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством без ограничений, установленных Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Российской Федерации и ее субъектам принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и субъектов РФ, золотого запаса РФ. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке, в том числе покупателям, отказавшимся от приобретения уникальных самородков драгоценных металлов, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, действующие в РФ, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены с территории РФ для реализации на внешнем рынке в порядке, установленном Президентом РФ (ст. 20 Закона о драгметаллах).
Во всех случаях основания и порядок совершения валютных операций определяются в нормативно-правовом или разрешительном порядке.
Объективная сторона незаконных хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и их лома, включает действия, осуществляемые соответственно для обеспечения владения этими предметами, их удержания при себе и (или) для себя либо другого лица; перемещения предметов в пространстве; перемещения их путем отправки без непосредственного контроля отправителя.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом,. Виновный знает, что он нарушает правила совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом либо незаконно хранит, перевозит или пересылает указанные ценности.
Смотрите также:
Уголовное право Уголовное право. Вопросы и ответы
Источник: bibliotekar.ru
Правовое регулирование
Основным документом, регулирующим правовой режим совершения операций с драгметаллами и драгкамнями, выступает Федеральный закон от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в редакции от 10 января 2002 г. Этот закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:
- — устанавливает область действия государственной монополии;
- — принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц; полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ; статус федерального пробирного надзора, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ; основные виды и формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.
Не является предметом регулирования настоящего закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. N742 утверждено Положение «О ввозе в РФ и вывозе из РФ драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы». Хотя данное Положение имеет ключевое значение для экспорта и импорта драгоценных металлов и драгоценных камней, оно не распространяется на ввоз и вывоз необработанных природных алмазов и бриллиантов, а также на ввоз и вывоз содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни культурных ценностей и ряд других объектов. Положением установлены следующие ключевые правила.
Ввоз в РФ драгоценных металлов осуществляется организациями и физическими лицами без количественных ограничений и лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли РФ (п. 2). Вывоз из РФ в таможенном режиме экспорта необработанных драгоценных металлов осуществляется на основании лицензий в пределах установленных квот (п. 3).
Экспорт из РФ необработанных золота и серебра, природных драгоценных камней (необработанных и обработанных), монет и природного жемчуга осуществляется на основании лицензий без количественных ограничений (п. 4).
Экспорт из РФ драгоценных металлов в виде продукции и изделий, изделий из драгоценных камней и природного жемчуга осуществляется без количественных ограничений и лицензий (п. 5). Не подлежат вывозу из РФ отходы и лом драгоценных металлов, их руды и концентраты, а также необработанные драгоценные металлы (п. 6).
Квоты на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров устанавливаются Правительством РФ на индивидуальной основе ежегодно, не позднее декабря, на основании представления Министерства финансов РФ, согласованного с Министерством экономического развития и торговли РФ. В исключительных случаях Правительством РФ могут устанавливаться индивидуальные долгосрочные квоты (на срок не более пяти лет) с разбивкой по годам. Выделенные индивидуальные квоты переуступке не подлежат (п. 7) * (13).
Квоты на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров в первоочередном порядке распределяются среди субъектов добычи и производства экспортируемых драгоценных металлов и сырьевых товаров пропорционально объемам их добычи и производства. Лицензии на экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ в срок не позднее одного месяца со дня регистрации заявления на получение лицензии в порядке, определяемом Правительством РФ.
Под аффинированным золотом и серебром в виде слитков понимаются:
- — слитки российского производства, соответствующие установленным в РФ стандартам;
- — слитки иностранного производства, изготовленные, клейменные и сертифицированные в соответствии с законодательством страны происхождения и удовлетворяющие требованиям международного стандарта качества, принятого Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов.
Под аффинированными золотом и серебром в виде порошка и гранул понимаются порошок и гранулы российского производства, соответствующие установленным в РФ стандартам.
Экспорт из РФ аффинированных золота и серебра в виде слитков, порошка и гранул имеют право непосредственно осуществлять:
- а) Центральный банк РФ;
- б) кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка РФ на совершение операций с драгоценными металлами (в отношении указанных драгоценных металлов, находящихся в их собственности, а также реализуемых ими на внешнем рынке по договорам комиссии, заключенным с собственниками этих драгоценных металлов);
- в) субъекты добычи и производства драгоценных металлов (в отношении указанных драгоценных металлов, находящихся в их собственности в связи с осуществлением ими добычи и производства драгоценных металлов);
- г) организации, имеющие лицензии на оптовую торговлю драгоценными металлами (п. 14-15).
Под аффинированными платиной и металлами платиновой группы в виде слитков и пластин понимаются:
- — слитки и пластины платины и металлов платиновой группы российского производства, соответствующие установленным в РФ стандартам;
- — слитки и пластины платины и металлов платиновой группы иностранного производства, изготовленные, клейменные и сертифицированные в соответствии с законодательством страны происхождения и удовлетворяющие требованиям международного стандарта качества, принятого Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов.
Под аффинированными платиной и металлами платиновой группы в виде порошка и гранул понимаются порошок и гранулы российского производства, соответствующие установленным в РФ стандартам.
Правом на получение квоты на экспорт аффинированных платины и металлов платиновой группы в виде слитков, пластин, порошка и гранул обладают:
- а) Центральный банк РФ (в отношении указанных драгоценных металлов, находящихся в его активах или приобретаемых им);
- б) кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ на совершение операций с драгоценными металлами (в отношении указанных драгоценных металлов, находящихся в их собственности);
- в) субъекты добычи драгоценных металлов (в отношении указанных драгоценных металлов, находящихся в их собственности в связи с осуществлением ими добычи драгоценных металлов);
- г) субъекты производства драгоценных металлов (в отношении указанных драгоценных металлов, находящихся в их собственности в связи с осуществлением ими производства драгоценных металлов);
- д) организации, осуществляющие на территории РФ операции с указанными драгоценными металлами на основании соответствующих лицензий (в отношении указанных драгоценных металлов, находящихся в их собственности в результате осуществления лицензируемого вида деятельности с драгоценными металлами).
Экспорт аффинированных платины и металлов платиновой группы в виде слитков, пластин, порошка и гранул осуществляется государственным унитарным предприятием «Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт»» по договорам комиссии, заключаемым с организациями, указанными выше (п. 19-21).
Право непосредственно осуществлять экспорт из необработанных и обработанных природных драгоценных камней имеют субъекты их добычи и производства (в отношении продукции собственного производства) и организации, имеющие лицензии на оптовую торговлю драгоценными камнями (п. 23).
Экспорт из РФ уникальных драгоценных камней осуществляется по отдельным решениям Правительства РФ (п. 26).
Право непосредственно осуществлять экспорт из РФ самородков драгоценных металлов, не подлежащих аффинажу (за исключением самородков платины), имеют субъекты их добычи, а также организации, имеющие лицензии на оптовую торговлю драгоценными металлами. Экспорт не подлежащих аффинажу самородков платины осуществляется ВО «Алмазювелирэкспорт» по договорам комиссии, заключаемым с субъектами их добычи, а также организациями, имеющими лицензии на оптовую торговлю драгоценными металлами.
Экспорт из РФ самородков драгоценных металлов осуществляется в пределах квот, устанавливаемых Правительством РФ субъектам их добычи, а также организациям, имеющим лицензии на оптовую торговлю драгоценными металлами (п. 26-28); уникальных самородков драгоценных металлов — по индивидуальным решениям правительства РФ (п. 31); монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством платежа, — Центральным банком РФ и кредитными организациями (п. 34).
Экспорт драгоценных металлов (за исключением золота) и драгоценных камней из Госфонда России осуществляется в пределах, установленных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством РФ. Экспорт золота из Госфонда России и экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России сверх объемов, установленных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством РФ, осуществляются по решению Президента РФ ВО «Алмазювелирэкспорт» (п. 37).
Экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ осуществляется государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями, которые уполномочены органами государственной власти субъектов РФ по решениям органов государственной власти субъектов РФ, принимаемым в порядке, установленном законодательством субъектов РФ (п. 38).
Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут вывозить из РФ:
- а) ранее ввезенные в РФ этими лицами драгоценные металлы и драгоценные камни с представлением оформленных таможенными органами документов, подтверждающих факт их ввоза;
- б) не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности драгоценные металлы и драгоценные камни в числе иных вывозимых товаров, порядок вывоза которых регулируется законодательством РФ. При этом общая стоимость вывозимых товаров не должна превышать эквивалент 10000 долларов США. В общую стоимость не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в РФ драгоценных металлов и драгоценных камней, а также товаров, временно вывозимых из РФ (п. 48).
Экспорт с территории РФ частично обработанных природных алмазов не допускается. Вывоз необработанных природных алмазов с территории РФ осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством торговли РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Добывающие организации могут реализовать необработанные природные алмазы на внутреннем рынке только российским обрабатывающим организациям, иным промышленным потребителям необработанных природных алмазов, субъектам РФ, на территориях которых добываются природные алмазы, а также в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ. Ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ бриллиантов осуществляются через специализированные таможенные посты без количественных ограничений исключительно организациями, имеющими разрешение на проведение операций с указанными ценностями. Ввоз на территорию РФ необработанных природных алмазов осуществляется беспошлинно.
Важным шагом на пути либерализации рынка драгметаллов в России явился допуск к нему физических лиц — резидентов и нерезидентов. Этот вопрос регулируется постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N772 «Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами».
Объектом сделок купли-продажи являются соответствующие стандартам РФ мерные слитки из золота, платины и серебра. Все операции, связанные с куплей-продажей слитков, должны производиться в присутствии гражданина, покупающего (продающего) слитки.
Расположение весов должно обеспечивать гражданам, покупающим (продающим) слитки, возможность визуального контроля за результатами взвешивания. Взвешивание слитков из серебра производится с точностью до 0,1 г, из золота и платины — с точностью до 0,01 г. При купле-продаже слитков к ним прилагаются документы, подтверждающие происхождение слитков.
Купля-продажа слитков осуществляется с оформлением кассовых документов. В кассовых документах на проданные (купленные) слитки по каждому типу слитков указываются наименование металла, масса, чистота, номер, цена слитка, общее количество слитков, а также дата заключения сделки и общая сумма, уплаченная гражданином либо подлежащая выплате гражданину. Банки обеспечивают правильность оформления документов. Мерные слитки могут перемещаться физическими лицами через границу РФ с соблюдением таможенных правил.
Правовое регулирование порядка совершения валютных операций с драгметаллами и драгкамнями, входящее в компетенцию Правительства РФ и ЦБ РФ, нашло выражение в соответствующих документах нормативно-правового характера:
- — Положении «О совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ», утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N759 в редакции от 8 мая 2002 г.;
- — Положении «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ», утвержденном постановлением Правительства РФ N756 от 30 июня 1994 г. в редакции от 26 сентября 2000 г.;
- — Положении «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», утвержденном письмом ЦБ РФ от 1 ноября 1996 г. N50 в ред. от 11 апреля 2000 г. * (14).
Положение от 27 июня 1996 г. устанавливает порядок совершения на территории РФ сделок с природными драгоценными камнями (алмазами, рубинами, изумрудами, сапфирами, александритами, природным жемчугом и уникальными янтарными образованиями, приравненными к драгоценным камням) следующих видов:
- — сырые сортированные и оцененные;
- — обработанные-ограненные вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения;
- — рекуперированные (извлеченные из инструмента).
Источник: vuzlit.com