Облачение священнослужителей, зачастую загадка за семью замками даже для людей , ходящих в храм регулярно. Кажется все очень странным, непонятным. А называется все мудрёно- не пойми. Что для чего — целая загадка.
Сегодня поговорим о таком элементе облачения, название которого, может вызвать недоумение. Это палица.
Нет, не металлическая для вразумления неверных. Вполне себе тряпичная.
Выбери свою
Палица – часть богослужебного облачения Епископа, архимандрита или священника. Священникам этот элемент облачения дается в качестве награды,
Палица представляющая собой вышитый матерчатый ромб, привешиваемый за один из острых углов и носимый на ленте у правого бедра.
Для архимандритов, как и для архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения.
Когда в награду за усердную службу право носить палицу получают протоиереи, то они носят ее с правой стороны литургического облачения.
Символическое значение палицы — духовный меч слова Божия (ромбовидная, четырехграннная форма палицы означает Четвероевангелие).
Закрыта выдача виз россиянам I Встреча министров ЕС I Рижская регата
Понравилось? Было полезно? Не скупитесь поднять палец вверх)
Автору будет приятно
Есть ошибки? не стесняйтесь, пишите в комментариях!
Источник: dzen.ru
Палица
Палица – это часть богослужебного облачения протоиереев и высшего духовенства. Так называют ромбовидный отрез ткани с лентой на верхнем остром угле для удобного ношения поверх облачения. В центральной части изделия помещено вышитое или накладное изображение равностороннего креста , реже – иконография праздника, ангельских чинов, образов чтимых святых. Используемые материалы – парча, шелк, атлас и другие ткани, применяемые для пошива основных элементов церковных облачений. Цвет палицы подбирается в тон фелони с учетом дня недели, праздника или периода поста .
История
До настоящего времени точное происхождение палицы неизвестно. Некоторые историки полагают, что в прошлые века небольшой отрез ткани поверх основного облачения использовался для отирания рук перед совершением священнодействий. Вначале его носили только епископы, с XVI века это право было присвоено протопресвитерам и архимандритам, а с XVIII столетия палица получила статус награды игуменам и протоиереям за длительное служение.
Кто имеет право носить палицу
Палица является обязательной частью облачения архимандритов , епископов и архиереев. Для протоиереев этот элемент носит наградной статус и вручается по указу Святейшего Патриарха за пятнадцать лет служения и более, но не ранее пяти лет с момента возложения наперсного креста .
Символическое значение
Палица олицетворяет духовный меч Слова Божиего, которым вооружается пастырь или архипастырь для назидания и обличения верующих. Четырехгранная форма означает Четвероевангелие, на котором строится проповедь. Кроме того, палица является прообразом полотенца (лентиона), которым Господь Иисус Христос отирал ноги апостолам во время Тайной Вечери.
Ваши пальцы — доступ к разным измерениям жизни
Особенности ношения
Палица, как и набедренник , носится под литургическим поясом и надевается перед опоясыванием. При одновременном ношении сразу двух наград священник при облачении надевает набедренник первым и переносит его с правой на левую сторону, а на его место помещает палицу. При полном облачении в обязательном порядке носятся обе награды , тогда как архиереи надевают только одну палицу.
Источник: ortox.ru
Награды Русской Православной Церкви
Наградную систему Русской Православной Церкви составляют две группы наград – богослужебно-иерархические награды и ордена, медали и грамоты. О системе богослужебно-иерархических наград нашей Церкви и идет речь в справке портала «Правмир».
11 апреля, 2011
11 апреля, 2011. Василий Жуков
Наградную систему Русской Православной Церкви составляют две группы наград – богослужебно-иерархические награды и ордена, медали и грамоты. О системе богослужебно-иерархических наград нашей Церкви и идет речь в справке портала «Правмир».
Наградную систему Русской Православной Церкви составляют две группы наград – богослужебно-иерархические награды и ордена, медали и грамоты. Награждение богослужебно-иерархическими наградами регулируется «Положением о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви», принятым на Архиерейском соборе 4 февраля 2011 года. «Положение об орденах, медалях и грамотах Русской Православной Церкви» в настоящий момент находится в разработке.
Богослужебно-иерархические награды, согласно регламентирующему их положению, — это «форма поощрения духовенства и монашествующих за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах». К ним относятся:
- повышение в сане;
- особые элементы литургического облачения;
- отличия при совершении богослужения.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ
1. Награды диаконов:
- двойной орарь (не ранее чем через пять лет после хиротонии, правом награждения обладает епархиальный архиерей) – носится на левом плече поверх стихаря. Также двойным орарем может быть награжден диакон, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по богословию;
- сан протодиакона (для белого духовенства; не ранее чем через пять лет после награждения двойным орарем; производится указом Патриарха Московского и всея Руси);
- камилавка (не ранее чем через пять лет после возведения в сан протодиакона; производится указом Патриарха Московского и всея Руси) – носится за богослужением, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Цвет камилавки, установленный Положением – фиолетовый. Награжденный камилавкой протодиакон имеет право носить фиолетовую скуфью.
В сан архидиакона по должности возводят указом Патриарха старших иеродиаконов мужских монастырей (не ранее, чем через десять лет служения), а также протодиакона, возглавляющего диаконов при патриаршем служении.
2. Награды пресвитеров:
- набедренник (не ранее чем через три года после хиротонии, правом награждения обладает епархиальный архиерей) — навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро. Также набедренником может быть награжден выпускник духовной семинарии или получивший степень бакалавра богословия при условии успешного окончания курса;
- камилавка (для белого духовенства; не ранее чем через три года после награждения набедренником, правом награждения обладает епархиальный архиерей) — носится за богослужением, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Цвет камилавки, установленный Положением – фиолетовый. Награжденный камилавкой священник имеет право носить фиолетовую скуфью. Также камилавкой может быть награжден выпускник духовной академии или получивший степень магистра богословия при условии успешного окончания курса;
- наперсный крест (не ранее чем через три года после награждения камилавкой (монашествующих — набедренником, правом награждения обладает епархиальный архиерей). Наперсным крестом также может быть награжден священник, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по богословию;
- сан протоиерея (для белого духовенства; не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом или – в исключительных случаях – по должности и не ранее чем через десять лет после пресвитерской хиротонии). Эта и все последующие награды производятся указом Патриарха Московского и всея Руси;
- палица (не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея или через пять лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через десять лет служения в сане пресвитера) — навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник — слева;
- крест с украшениями (не ранее чем через пять лет после награждения палицей протоиереев или через семь лет — иеромонахов);
- митра для протоиереев или сан архимандрита для монашествующих (не ранее чем через пять лет после награждения крестом с украшениями; при возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра) — носится исключительно во время богослужения;
- право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (не ранее чем через пять лет после награждения митрой;
- право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни). По указу Святейшего Патриарха храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;
- патриарший наперсный крест (награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги по воле и указом Патриарха независимо от выслуги лет и предшествующих наград) — может носиться в качестве второго креста (в том числе и архиереями, награжденные патриаршим крестом до хиротонии). Награжденные патриаршим крестом имеют первенство чести перед клириками, не имеющими этой награды;
- сан протопресвитера (награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги по воле и указом Патриарха).
Пресвитерской богослужебно-иерархической наградой, не входящей в последовательность награждения, является особый крест доктора богословия. Право ношения докторского креста предоставляется Святейшим Патриархом пресвитерам, защитившим диссертацию на соискание степени доктора богословия, а также докторов богословия, принимающим иерейский сан. Данный крест не может быть использован в качестве второго креста.
3. Награды епископата:
- возведение в сан архиепископа (отличие – крест на клобуке);
- возведение в сан митрополита (отличие – белый клобук с крестом).
Кроме того, существует ряд епископских наград, не входящих в последовательность награждения. Такими наградами являются:
- право ношения второй панагии в пределах своего канонического удела (правом ношения двух панагий обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины);
- патриаршая панагия (независимо от выслуги лет и предшествующих наград);
- право преднесения креста за богослужениями (для митрополитов, имеющи право ношения двух панагий; правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах своего удела).
Все награды епископата возлагаются на награжденных по инициативе и решению Патриарха.
Особенностью действующего положения о наградах является исключение из последовательной наградной системы пресвитеров возведения в сан игумена. В настоящее время чин поставления во игумена совершается над иеромонахами, архимандритами и архиереями, назначенными Священным Синодом на должности настоятелей или наместников монастырей. При поставлении во игумена вручается посох. После оставления должности звание игумена сохранятеся в память о понесенных трудах.
Указанное положение также регламентирует награды для насельниц и настоятельниц женских монастырей:
- возведение монахини в игуменское достоинство сразу после назначения Священным Синодом на должность настоятельницы монастыря (сопровождается возложением наперсного креста и вручением посоха). В случае оставления должости игуменское достоинство в память о понесенных трудах оставляется, но теряется право ношения наперсного креста и посоха;
- для монахинь или игумений: возложение наперсного креста или креста с украшениями в качестве пресональной награды (за особые заслуги указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; право ношения сохраняется за монахиней или игуменией пожизненно);
- для игумений: патриарший крест (в исключительных случаях, по инициативе и указом Патриарха независимо от выслуги лет и предшествующих наград).
В своей речи на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в феврале 2011 года в Москве, Патриарх Кирилл сказал: «нам следует уйти от механического подхода, когда каждые пять лет клирику дается очередная иерархическая награда. Само понятие награждения профанируется, когда присвоение степени является автоматическим. А в иных епархиях в промежутке между иерархическими наградами еще умудряются клирика наградить каким-нибудь орденом или медалью «к круглой дате». Присвоение очередной награды должно осуществляться не по выслуге лет, а на основании реально осуществляемой клириком работы. В порядке исключения богослужебно-иерархические награды могут присваиваться и в силу занимаемой клириком должности, что исторически ближе к понятию иерархических степеней».
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru