Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
преподобный
Толковый словарь
Эпитет, прибавляемый к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми.
Толковый словарь Ушакова
ПРЕПОДО́БНЫЙ, преподобная, преподобное (церк.). В православной церкви — эпитет т.н. святых из монашествующих, в знач. праведный, святой.
Толковый словарь Ожегова
ПРЕПОДО́БНЫЙ, -ая, -ое. Определение, прибавляемое к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми. П. Сергий Радонежский. П. Серафим Саровский.
Отделывайся этим, это пригодится на всю жизнь. Преподобный Иосиф Оптинский.
Толковый словарь Даля
ПРЕПОДОБНЫЙ, весьма подобный, схожий, похожий на что;
| твер., курск. о вещи, весьма хороший, бесподобный, превосходный, годный, угожий. Преподобный топор, долото.
| О человеке, святой, праведный, угодник.
| Кому усвоен почет преподобия, монах, иногда священник, из черного духовенства. Высокопреподобный иеромонах, настоятель.
| Преподобие или преподобность, преподобство, святость; праведность человека; встарь говорят ваше преподобство или преподобствие, ныне ваше преподобие. Служба преподобническая, Мин. 4 февраля, преподобному. Преподобнолепно, прилично преподобству. -мудрый, исполненный мудрости и святости. -мученик, -ница, инок, монах или инокиня, пострадавшие смертью за Христа.
Энциклопедический словарь
ПРЕПОДО́БНЫЙ -ая, -ое. У христиан: почитаемый святым угодником, праведником (определение, прибавляемое обычно к именам монахов и пустынников). Преподобный Сергий Радонежский.
ПРЕПОДО́БНЫЙ -ого; м. В христианстве: святой угодник, праведник, который, отказавшись от всех жизненных благ, достиг нравственной чистоты и совершенства. Причислить к лику преподобных. Обитель преподобного.
◁ Преподо́бная, -ой; ж.
Академический словарь
В православной церкви — эпитет „святых» из монахов, обозначающий: праведный, святой.
В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменною церковью, воздвигнутой во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Тургенев, Малиновая вода.
Орфографический словарь
Формы слов для слова преподобный
преподо́бный, преподо́бная, преподо́бное, преподо́бные, преподо́бного, преподо́бной, преподо́бных, преподо́бному, преподо́бным, преподо́бную, преподо́бною, преподо́бными, преподо́бном, преподо́бен, преподо́бна, преподо́бно, преподо́бны, преподо́бнее, попреподо́бнее, преподо́бней, попреподо́бней
ПРЕПОДОБНЫЕ
Синонимы к слову преподобный
прил., кол-во синонимов: 4
Источник: sanstv.ru
ПРЕПОДОБНЫЙ
Преподо́бный (гр. õσιος, лат. sanctus), сонм святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве.
Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: “И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф.
19. 29). Понимание аскетического подвига как пути богопознания и жизни в Боге складывается еще в предхристианскую эпоху (у стоиков среди язычников, у ессеев в иудаизме) и преемственно воспринимается христианской общиной. Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св.
Анна, дочь Фануилова, “достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2, 36-37).
Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада развиваются уже в эпоху гонений. Уже св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) в послании св. Поликарпу говорит о тех, кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как условие этого подвига.
Свидетельства о подвижничестве этого типа находим у Афинагора, Оригена, Тертуллиана. Однако особое почитание такого рода подвижников как святых в этот период неизвестно: в тех случаях, когда мы находим такое почитание, оно всегда связано с мученичеством (ср. апокрифические Деяния Павла и Феклы: Фекла отвергает брак и избирает девство как подвиг следования Христу, будучи образцом этого подвига, она тем не менее почитается как мученица, хотя в Деяниях и говорится о ее чудесном избавлении от мученической смерти).
Почитание преподобных как отдельного лика святых начинается практически сразу же после конца гонений и совпадает по времени с начальными этапами развития института монашества. Отшельничество как форма монашеской жизни берет свое начало в Египте, где на рубеже III-IV вв. подвизается св. Антоний Великий (ок. 251-356); св.
Антоний проводит в полном отшельничестве 20 лет, затем, в 305 г., выходит из пустыни и организует пустынножительскую общину своих учеников; почитание св. Антония начинается уже при его жизни; его житие, написанное св. Афанасием Великим, служит наставлением для его многочисленных последователей и подражателей как в восточной, так и в западной церкви.
Почитание его как святого задает образец для почитания монашествующих подвижников как класса святых. Несколько позднее появляется и общежительное монашество, первый общежительный монастырь был основан св. Пахомием Великим (ок. 290-346) в Фиваиде; св.
Пахомий может рассматриваться как образец, на который ориентировалось все последующее почитание в качестве святых основателей монастырей. В возникавших больших монашеских общин, обширных поселениях отшельников и аскетов создаются образцы святой жизни и умудренного богоделания, запечатлевшиеся в различных патериках.
Развитие почитание святых подвижников следует рассматривать на фоне той существенной роли, которую играли в византийской религиозной жизни “Божии люди” – пророчествовавшие, обличавшие неправедность властей, собиравшие толпы почитателей и последователей. Они выступали как постоянный противовес секуляризованным тенденциям в социальной жизни, могли призываться как судьи и наставники.
Поэтому во многих случаях они почитаются еще при жизни. Так, император Маркиан (450-457) строит храм в честь преп. Вассиана еще при жизни подвижника. Несколько храмов было построено при его жизни и в честь преп. Маркиана Кирского.
Церковное почитание во многих случаях следовало здесь за народным культом.
В России такие формы религиозной жизни имели меньшее распространение (ср., однако, роль богомольцев и странников), и аналогичные явления связываются в основном лишь с почитанием юродивых. Большее распространение получает здесь представления о монашестве как ангельском образе и о святости как полном осуществлении монашеского призвания, также идущие из Византии и связанные с устроением крупных монашеских центров (таких как Студийский монастырь или монастыри Афона).
Эти представления отразились, видимо, в самом наименовании “преподобных”. Преподобие в древних славянских переводах может означать святость и соответствовать гр. òσιότης святость понимается при этом как высшее осуществление того образа и подобия Божиего, которые даны человеку в творении. Монах, получая в постриге новое рождение, обновление для возрожденной жизни во Христе, своей святой жизнью и раскрывает в себе Божие подобие, становясь преподобным Божиим. Поэтому особое почитание получают в России устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей – такие как Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий и др.
В православном богослужении преподобные особо вспоминаются на проскомидии. Для них вынимается шестая частица из “девятичинной” просфоры. В русских служебниках здесь содержится поминовение “преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, и всех преподобных отец. И преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех святых преподобных матерей”.
Молитвословия
Тропарь преподобному единому, общий
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие [имя рек], дух твой.
Тропарь преподобным, общий
Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не остави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш.
Тропарь преподобной жене, общий
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: / при́имши бо кре́ст, после́довала еси́ Христу́, / и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо; / прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней; / те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бная [имя рек], ду́х тво́й.
Тропарь преподобным женам, общий
Истинному желанию уневестившася, христославныя, / и временного обручника отвергшася совокупления, / и добродетельными подвигами возрастша, / на высоту востекосте нетления, / краснодушныя и многобогатыя, / столпи монашествующих жен и правило: / темже о нас молите непрестанно, / любовию вашу память празднующих.
Преподобный в церковнославянском языке
- благочестивый, чистый (греч. õσιος):
- «воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» — воздевая чистые руки (в молитве) без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8);
- благоприятный, счастливый (греч. αισιος):
- «достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными» — и во все времена подобает воспевать Тебя прекрасными голосами (вечерня, Господи воззвах, Слава и Ныне);
- «преподобно взывал еси Вседержителю» — и блаженно воспевал ты Вседержителю (4 июля, канон 1, 8-2);
- святой, обыкн. о монашествующих (агиол.):
- «преподобных и богоносных отец наших» (вечерня, молитва 1 на литии)
Использованные материалы
- Живов В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:
- http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Trop/tr30.htm
Редакция текста от: 08.03.2015 07:15:00
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«ПРЕПОДОБНЫЙ» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google
Источник: drevo-info.ru
Кто такой преподобный и кто такие святые?
Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана — то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.
Самые известные преподобные в Русской Церкви:
- преподобный Серафим Саровский
- преподобный Амвросий Оптинский
- преподобный Сергий Радонежский
Самые известные преподобные Русской и зарубежных Церквей, жившие в XX веке:
- преподобный Силуан Афонский
- преподобный Паисий Святогорец
- преподобный Серафим Вырицкий
Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Монах, который сподобился созерцать Нетварный Свет уже на земле.
Преподобный — означает, что жизнь этого святого в первую очередь символизирует собой глубокий молитвенный путь — подобный ангельскому. Их подвиг — молитва, и соприкосновение с внешним миром происходило лишь по течению жизни, а не по «обязанности», которую подразумевает любое священство или архиерейство (архиепископы и митрополиты могли бы святейшими людьми и иметь дар к самой глубокой молитве и подвигу, но в силу своего сана они так или иначе участвовали в мирской и управленческой стороне Церкви, поскольку несли ответственность за целый город, митрополию или — как в случае с Патриархом — целую Церковь).
Это не значит, что все преподобные были затворниками и не выходили целыми днями из храма. Жизнь живая, и многие из них, если духовно наставляли многих приходящих в монастырь мирян и живущих в миру духовных чад. Некоторые из преподобных именно что получили почитание в народе за самоотверженное пастырство — как преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, к которым стекались тысячи паломников. И получали от них духовное или физическое исцеление…
Кто такие святые?
Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?
Святой это не только и не столько подвижник — то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.
Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.
(Иногда понимание, что человек был святым, приходит уже после его смерти, а иногда уже во время жизни человека всем очевидно, что канонизация — то есть, признание его святым всей Церковью, — это вопрос времени)
Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями — даром прозорливости или умением исцелять — хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.
Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:
- отдать дань святому;
- показать пример пути к святости, чтобы каждый живущий на земле мог найти вдохновляющий или ободряющий для себя пример.
Сонм святых — это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека — а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.
Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому
Какие бывают святые
Вот некоторые из самых известных ликов святых.
Апостолы это:
Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…
Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.
Благоверные это:
Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.
Блаженные (они же — юродивые) это:
Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но — Призванием…
Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой — многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например — блаженная Ксения Петербургская.
Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.
Мученики это:
- Отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
- Великомученики — те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
- Священномученики — это убиенные за веру священники (монахи или не-монахи).
- Преподобномученики — убиенные преподобные.
- Новомученики — павшие в гонениях на Церковь в XX веке. В основном, речь о послереволюционной России и Сталинских репрессиях.
Преподобные это:
Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные — это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.
Равноапостольные это:
Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей — то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев — абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.
Святители это:
Святые, которые были при жизни священниками или монахами-архиереями.
Страстотерпцы это:
Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.
Чудотворцы это:
Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой — чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.
В России особо почитаем, например, святитель Николай Чудотворец.
Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.
Святые: какие приняты сокращения
Церковью принята система сокращений, которая сейчас активно используется в духовной литературе. Не все эти слова означают святость, но они употребляются в написании имен тех или иных святых.
- ап. — апостол
- бесср. — бессребреник, бессребреники
- блгв. — благоверный (благоверная)
- блж. (блаж.) — блаженная, блаженный
- вмц. (влкмц.) — великомученица
- вмч. (влкмч.) — великомученик
- ев. — евангелист
- исп. (испов.) — исповедник, исповедница
- кн. — князь
- кнг. — княгиня
- кнж. — княжна
- мч. — мученик
- мц. — мученица
- новмч. (новомуч.) — новомученик
- новосвщмч. — новосвященномученик
- прав. — праведный
- прор. — пророк
- просвет. — просветитель, просветительница
- прмч. — преподобномученик
- прмц. — преподобномученица
- прп. — преподобный
- прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
- равноап. — равноапостольный, равноапостольная
- св. — святой, святая
- свт. — святитель
- сщисп. — священноисповедник
- сщмч. — священномученик
- столпн. — столпник
- страст. — страстотерпец
- чудотв. — чудотворец
- юрод. — юродивый
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Источник: uznavay.pro