Причастился ли Иуда на Тайной Вечери? (Ин. 13) 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором
Глава 5. Тайная вечеря / Был ли Иуда участником Евхаристии?
В связи с повествованиями четырех Евангелистов о Тайной вечере возникает вопрос: до какого момента на ней присутствовал Иуда? Был ли он среди учеников в тот момент, когда Иисус преподал им Свои тело и кровь под видом хлеба и вина? Иными словами, был ли Иуда участником Евхаристии?
Ответ на этот вопрос не очевиден. Если следовать Евангелию от Иоанна, Иуда удалился с вечери сразу же после того, как Иисус предсказал, что один из учеников предаст Его, а затем, обмакнув кусок хлеба в соус, подал его Иуде (Ин. 13:21–30). У Матфея и Марка рассказ о Евхаристии следует сразу же за этим эпизодом (Мф. 26:20–29; Мр. 14:18–25), и можно предположить, что Иуда при Евхаристии уже не присутствует.
Однако в Евангелии от Луки, как мы видели, события представлены в обратной последовательности: сначала Иисус преподает ученикам хлеб и вино, а затем предсказывает, что один из них предаст Его (Лк. 22:14–23). Следовательно, согласно Луке, Иуда был среди участников Евхаристии. Более того, у Луки в повествование о Евхаристии вкраплен рассказ о споре между учениками, «кто из них должен почитаться бóльшим». Ответом на этот спор служит наставление Иисуса о служащем и возлежащем (Лк. 22:25– 30), тематически и вербально перекликающееся с наставлением из Евангелия от Иоанна об учителе и ученике (Ин. 13:12–16). А омовение ног, согласно Иоанну, происходит до ухода Иуды.
Причащался ли Иуда на Тайной Вечери?
Итак, мы имеем три версии развития событий: 1) предсказание о предательстве Иуды, Евхаристия (Матфей и Марк); 2) Евхаристия, предсказание о предательстве Иуды, спор о первенстве, наставление Иисуса о возлежащем и служащем (Лука); 3) омовение ног, наставление Иисуса об учителе и учениках, предсказание о предательстве Иуды, уход Иуды (Иоанн). Блаженный Августин предлагает такой вариант синхронизации событий: сначала Иисус предсказывает предательство Иуды (это предсказание упомянуто у Матфея и Марка, а у Луки опущено), затем совершает Евхаристию, потом вторично предсказывает предательство Иуды (это предсказание упомянуто у Луки и Иоанна, а у Матфея и Марка опущено) 1 Августин. О согласии Евангелистов 3, 3..
Августин, следовательно, подразумевает, что Иуда участвовал в Евхаристии. Такого же мнения придерживается Иоанн Златоуст:
О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Лука, когда говорит, что после этого вошел в него сатана, не потому, что пренебрегал телом Господним, но издеваясь над бесстыдством предателя 2 Златоуст ссылается на Луку, но в действительности имеет в виду Ин. 13:27.. Грех его велик был в двояком отношении: и потому, что он с таким расположением приступил к тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился ни страхом, ни благодеянием, ни честью 3 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 82, 1..
По словам Златоуста, «Христос не препятствовал ему, хотя и знал все, чтобы ты познал, что Он не оставляет ничего, что служит к исправлению. Поэтому и прежде, и после этого непрестанно вразумлял и удерживал предателя и словами, и делами, и страхом, и угрозами, и честью, и услугами. Но ничто не предохранило его от жестокого недуга» 4 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 82, 1..
Подобное толкование мы встречаем в богослужебных текстах Страстной седмицы:
Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: еще бо брашну сущу во
Иуда — поистине порождение тех ехидн, которые вкусили манну в пустыне и роптали против
устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии: и сей злочестивый небесный хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. 5 Триодь постная. Великий четверг. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».
Питавшего; ибо, когда еще пища была в их устах, клеветали они на Бога, неблагодарные. И этот нечестивец, держа в устах небесный хлеб, совершил предательство Спасителя.
Здесь под небесным хлебом понимается хлеб евхаристический. Таким образом, согласно авторам литургических текстов, Иуда вместе с другими учениками принимал из рук Иисуса хлеб, ставший Его телом, и пил из одной с ними чаши вино, ставшее Его кровью. И несмотря на то, что, как и они, он принял внутрь себя Бога, это не изменило его планов, не остановило его от преступления, не стало для него поводом к покаянию.
Тело и кровь Христа, принимаемые внутрь, не воздействуют на человека автоматически или магически. Бог готов вселиться в человека и соединиться с ним физически и духовно, но от человека требуется готовность открыть свое сердце навстречу Богу. «Человек с двоящимися мыслями» (Иак. 1:8) не может достойно принять внутрь себя Бога. Напротив, о том, кто открывает себя навстречу Христу, Он говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).
Причащался ли Иуда? Согласно Евангелию, в тот последний пасхальный вечер Иисус омыл ноги Апостолов, сказал, что один из них предаст Его, установил Таинство Евхаристии. а значит Иуда причастился Святых Тайн на Тайной Вечери. Но исходя из того, что Иоанн писал свое Евангелию с целью в т.ч. и дополнить предыдущие уже существующие, и написал, что Господь на тайной Вечери стал говорить лишь после того как Иуда ушел: «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
Причастился ли Иуда на Тайной Вечери?
(Ин. 13) 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что — нибудь нищим.
30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
Иоанн Златоуст считает, что причастился.
1. О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Лука (Ин. 13:27), когда говорит, что после этого вошел в него сатана, не потому, что пренебрегал телом Господним, но издеваясь над бесстыдством предателя. Грех его велик был в двояком отношении: и потому, что он с таким расположением приступил к тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился ни страхом, ни благодеянием, ни честью. Христос не препятствовал ему, хотя и знал все, чтобы ты познал, что Он не оставляет ничего, что служит к исправлению. Поэтому и прежде, и после этого непрестанно вразумлял и удерживал предателя и словами, и делами, и страхом, и угрозами, и честью, и услугами. Но ничто не предохранило его от жестокого недуга.
БЕСЕДА 82
И вот об этом слышании/неслышании и говорит и предупреждает апостол в своём послании:
" 20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду." (1Кор.11)
Кто пришел в храм просто покушать без потребности воспоминания о Христе и Церкви Его (недостойно), тот не имеет части с Ним (Ин. 13:8)
Теперь мы можем понять почему после куска хлеба вошел в Иуду сатана, потому, что он не слышит истинного смысла Слова Божия, хотя и находится рядом со Христом.
А это закон такой в духовной жизни, либо Бог в человеке царствует, либо диавол. Совместного проживания не может быть. А коли так, то никакого причастия у Иуды со Христом не было. Он съел кусок обычного хлеба, а апостолы ели хлеб небесный — учение о спасении.
Об этом же и здесь: "31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда." (Ин. 6)
Вопрос-то в чем ваш? Причастился ли Иуда, или нет? — Если мы будем рассуждать о этом серьезном вопросе, то сразу надо сказать, что однозначного ответа нет. И это связано с тем, что евангелисты сами между собой разноголосят. Гностики стали кичиться своими особыми учениями и тайнами, которые они имеют в своих книгах, и которые предназначены только для посвященных. Тут именно Церковь Христова усвоила этому термину, понятию апокрифа отрицательное значение. Им стали обозначаться книги, которые не являются выражением православного учения о спасении, которое Церковь Христова содержит.
И все-таки, причастился ли Иуда?
Архиепископ Аверкий (Таушев) также, как и профессор А.П.Лопухин считал, что Иуда не причастился. Иуда вкусил ветхозаветную пасху- пасхального ягненка и горькие травы, а Таинство Евхаристии было установлено сразу после ухода Иуды.
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие — архиепископ Аверкий (Таушев) — читать, скачать
Труд архиепископа Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.
azbyka.ru
26, Толкование на Евангелие от Матфея — профессор Александр Павлович Лопухин
«Толкование на Евангелие от Матфея» — часть книги «Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета» под редакцией профессора Александра Павловича Лопухина. В произведении дается подробное, обстоятельное толкование данной книги Священного Писания. Труд можно.
azbyka.ru
Очень подробно разбирается этот вопрос у Б. И. Гладкова, известного православного толкователя Евангелия начала прошлого века:
Толкование Евангелия — Борис Ильич Гладков — читать, скачать
Борис Ильич Гладков в книге «Толкование Евангелия» последовательно изложил и пространно прокомментировал учение о жизни и Благовестии Господа Иисуса Христа. Труд можно скачать в форматах epub, fb2, pdf.
azbyka.ru
Блаженный Феофилакт Болгарский склонялся больше к мнению, что Иуда все-таки причастился.
Профессор Осипов так же в стане сторонников того, что Иуда есть первый причастившийся себе во осуждение.
В общем, всякое слово борется со словом.
Дмитрий Болотовъ
Хм, продолжу сам с собой.
Вот что пишет святитель Иоанн Златоуст, причем делает это значительно раньше вышеприведенных толкователей, имея видимо значительно меньше соблазнов для разномнений:
"Тогда, говорит (Евангелие), когда они ели и пили, Иисус, взяв хлеб в святые и пречистые Свои руки, возблагодарив и преломив, сказал ученикам Своим: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас и за многих ломимое во оставление грехов. Потом, взяв чашу, дал им, говоря: сия есть кровь Моя, яже за вас изливаема во оставление грехов (Мф. XXVI, 26, 27, 28). Был тут и Иуда, когда Господь говорил эти слова. Сия есть кровь, о, Иуда, которую ты продал за тридцать сребренников! Сия есть кровь, о которой ты не задолго пред тем бесстыдно сторговался с неблагодарными фарисеями. О, великое милосердие Христа! О, неблагодарность Иуды! Владыка питал, а раб продавал. Этот продал Его, взяв тридцать сребренников, а Христос дал выкупом за нас собственную кровь, да и продавшему дал бы, если бы конечно пожелал тот, потому что до предательства был тут и Иуда, был участником святой трапезы и вкушал тайную вечерю. Как Господь омыл ноги ученикам, так и в священной трапезе Иуда принимал участие (вместе со всеми), чтобы он не имел никакого оправдания, а получил свой суд. Он остался упорен в нечестивом решении и, удалившись, вместо поцелуя совершил предательство, не вспомнив благодеяний Господа, а после предательства бросил тридцать сребренников, говоря: согреших, предав кровь неповинную. О, слепота! Ты был участником вечери, и предал Благодетеля? Но Господь добровольно исполнил написанное, а горе тому, имже соблазн приходит (Мф. XVIII, 7).
.
Тогда Иуда недостойно был участником тайной вечери и, выйдя, предал Господа. (Это случилось так для того) чтобы ты знал, что кто недостойно участвует в таинствах, на тех особенно всегда нападает дьявол, и что они подвергаются большему наказанию. Говорю это не с целью устрашить вас, а чтобы сделать вас более внимательными к себе. Как телесная пища, попавши в худосочный желудок, усиливает болезнь, так и пища духовная, когда она принимается недостойно, навлекает большое осуждение. Итак, убеждаю, пусть никто (не приступает), имея в душе нечистые помыслы, но очистим наше сердце. Мы храмы Бога, если пребываем чисты. Сделаем чистой душу нашу."
валерий-7
Иуда конечно причастился. И мы причащаемся, а кто осудит его, если в наше время с нас больше спроситься, если мы также предаем Господа нашего?
Валерий-2010
Члены Синедриона, который кричали из толпы народа, шантажируя Пилата доносом кесарю, были ничем не лучше Иуды. Вопрос не в том, чтобы нам осуждать Иуду, а в том, зачем Господь принял его в число учеников, зная все наперед. Я думаю, что смысл в том, чтобы человек, читающий или слышавший историю об Иуде, не думал оправдаться близостью к какому-то святому. И не роптал на Бога, что рядом нет святого человека. Ибо Лоту не помешал и Содом, а Иуде не помогла близость ко Христу. А вообще-то святые отцы пишут, что мы каждый раз предаем Господа (т.е. уподобляемся Иуде), когда будучи христианами, предаемся греху.
Но так ли это на самом деле? Если причастился, то почему предал? Ведь на нем в таком случае благодать Духа Святаго, а Дух Святой Христа предать не может. Да и возможно ли причаститься тому, кого Господь сравнивает с диаволом? "Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол". [Ин.6:70] Христос избрал диавола себе в ученики? Я полагаю, что ответ в словах апостола: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия."
Причащался ли Иуда на Тайной Вечере?
Причащался ли Иуда на Тайной Вечере? ⇐ Спросите у батюшки
Информация
Уважаемые форумчане!
1. В этом разделе дискуссии не предусмотрены: один вопрос — один ответ
2. Если ваш вопрос касается сложившейся жизненной ситуации, для более полного и конкретного ответа священника просим указывать информацию о себе: возраст, профессия, как давно ходите в храм, как часто бываете на богослужениях, исповедуетесь ли и причащаетесь и как часто, сколько лет в браке, давно ли венчаны, сколько имеете детей.
При отсутствии этих данных ответ священника не сможет быть полным и касаться именно вашей ситуации, а будет иметь общий, теоретический характер.
Сообщение Volfram » 12 июн 2013, 02:05
Здравствуйте батюшка, в 3 раз перечитывая Библию появились вопросы*
1) Причащался ли Иуда на
Тайной Вечере? Знаю, что есть
два мнения. Иоанн Златоуст
говорит, что Иуда причастился
себе в осуждение. После
недостойного причащения в
Иуду вошел дьявол. Согласно
же другому мнению, Иуда ушел
раньше всех с Тайной Вечери и
не причащался, а дьявол
вошел в него раньше.
Подскажите, на словах каких
святых отцов основано второе
мнение?
2) Почему в Библии приведены
только 4 Евангелия, ведь
апостолов было больше?
Два других вопроса:
1. В одном из рассказов «Юрий
и Кира» пятой части книги
«Отец Арсений» старец,
обращаясь к своей духовной
дочери, говорит следующее:
« …ты исповедовалась у о.
Петра много раз, просила
прощения, он дал отпущение
грехов, но твой грех –
смертный, и Господь на суде
Своем спросит еще тебя».
Объясните, батюшка, как это
понимать? Для прощения греха
нужно раскаяние и покаяние,
если Господь видит искреннее
раскаяние и намерение
кающегося человека изменить
свою грешную жизнь, то Он
прощает грех и на Суде о нем
не вспомнит. Если бы это было
не так, тогда не было бы
смысла в исповеди. Христос
кровью на кресте омыл грехи
всех кающихся грешников.
2. Можно ли говорить
малознакомым бабушкам о
том, что они заблуждаются,
когда те обращаясь к молодым
делают несправедливые
замечания. На самом деле – это
ересь, никакого отношения к
православию не имеет. Или
лучше промолчать и успокоить
молодых, которые только
пришли в храм? Для них всё
новое, а тут ещё такие грубые
еретические упрёки. Конечно, я
не осуждаю бабушек, они
очень много времени и сил
тратят на помощь по уборке
храма, вносят пожертвования
и т.п. Советы они дают из
лучших побуждений, но
сколько во многих из нас
ереси, прости, Господи!
Сообщение священник Николай » 12 июн 2013, 20:12
Христос Воскресе! Момент, когда сатана вошёл в Иуду опысывается в самом Евангелии: ". Иисус отвечает: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. " (от Иоанна, гл. 13, стихи 26-27). Что же касается причастия Иуды на Тайной Вечери, то здесь два противоположных мнения, хотя более вероятно, по сопоставлению текста всех четырёх евангелистов то, что Иуда ушёл с вечери раньше, чем Иисус установил Таинство. Но если честно сказать, то меня, как священника, данный момент не много беспокоит- ведь от того, причастился Иуда или нет, спасение наших душ ну никак не зависят.
Относительно вопроса про Четвероевангелие- почитайте здесь: Веды, не хочу повторяться.
Относительно прощения грехов. Любой грех прощается на исповеди, если кающийся этот грех осознал и имеет твёрдое намерение отступить от этого греха и творить благодетели, противопоставимые данному греху. Это же касается и смертных грехов. Давайте вспомним житие Марии Египетской. Кто была эта женщина в начале повествования? Блудницей. И, как видно из жития, в этот смертельный грех она впадала повсюду и по многу раз. А что мы читаем в конце жития? То, что она, осознав всю мерзость своего поведения, покаялась и смогла угодить Богу своим дальнейшем непорочным жительством. Вот вам яркий пример.
Что же касается вашего последнего вопроса, то это головная боль практически всех настоятелей. Да, к великому сожалению, сей неприятный момент присутствует в большинстве наших церквей. Вообще, нам с вами необходимо помнить одно- при посещении храма мы приходим чтобы помолиться Богу, поучаствовать в Таинствах, а не считать себя неведомо кем и делать замечания налево и направо. В вашем случае можно успокоить тех молодых людей, которые были удостоины резкого упрёка, а насчёт тех прихожанок можно очень тактично поговорить с настоятелем церкви, избегая гнева и осуждения. Сделать им замечание имеет право только настоятель. Помощи Божией!
". Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. " Иоанна 3, 16.
Иуда вкусил ветхозаветную пасху- пасхального ягненка и горькие травы, а Таинство Евхаристии было установлено сразу после ухода Иуды. Иоанн Златоуст считает что Иуда причастился, того же мнения придерживается и проф А.И Осипов говоря что Иуда есть первый причастившийся себе во осуждение. 31 OCT 2017. 0.
- https://jesus-portal.ru/truth/mitropolit-ilarion-alfeev-iisus-khristos-zhizn-i-uchenie/kniga-6-smert-i-voskresenie/glava-5-taynaya-vecherya/byl-li-iuda-uchastnikom-evkharistii-/
- https://proza.ru/2016/10/23/907
- https://azbyka.ru/forum/threads/i-vse-taki-prichastilsja-li-iuda.5826/
- https://batushki.ru/viewtopic.php?t=1148