§ 70. Оратору, выступающему с воздействующей речью, совершенно недостаточно, чтобы его только понимали. Надо, чтобы его слушали с увлечением, чтобы сказанное запечатлелось в памяти людей, чтобы оно подчинило их себе. Как добиться того, чтобы слушателей захватила выдвигаемая вами идея? Важную роль здесь играет степень выразительности речи оратора.
Образно выраженная мысль воспринимается осязаемо, зримо, вследствие этого мысли, содержащиеся в речи, делаются для слушателей более убедительными, легче ими усваиваются и тверже запоминаются. Образ воздействует не только на разум, но и на сердце слушателей.
Другими словами, благодаря образу «мысль входит в сознание вратами чувств.» (Гельвеций) «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, — это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению.» (Р. Гаррис) [Цит. по: 96,49]
Риторика 07. Украшение речи
Разумеется, выразительность речи не сводится только к образности. Иной выступающий за всю речь не употребит ни одного образа, а его слушают, затаив дыхание. Однако это возможно только у очень опытных и талантливых ораторов. С другой стороны, даже начинающий оратор может добиться хороших успехов, если будет применять в своей речи тропы и фигуры.
Практически в каждом пособии по риторике (а иногда и по стилистике) можно найти более или менее длинный перечень тропов и фигур с указанием на их выразительные возможности и с примерами из художественной литературы, которые совершенно не дают представления об особенностях использования этих приемов в ораторской практике. Традиция сводить этап Выражения к рассмотрению только тропов и фигур восходит к римской риторике и стала особенно активной в 19 веке, когда не только Выражение, но подчас и всю риторику сводили к искусству украшения речи. Тенденция эта видна и в наше время. См., например: «Содержанием риторического раздела «Выражение», — пишет Т.М. Зыбина, — как уже говорилось, являются тропы и фигуры, которые в современной научной и учебной литературе называют образными средствами (изобразительно-выразительными средствами, средствами художественной выразительности, стилистическими приемами, стилистическими фигурами и др.).»[63, 71]
Вместе с тем время разделило некогда единый ряд риторических фигур и указало их место в риторике, причем далеко не каждая нашла его именно в Выражении. Как мы уже говорили, многие традиционные тропы и фигуры имеют гораздо более важное риторическое значение, чем простое украшение речи.
Указания на это имеются во многих старых и новых риториках, в особенности написанных не теоретиками, а практиками, теми, кто сам активно выступал с публичными речами, умел воздействовать на аудиторию. Самой характерной в этом отношении является, пожалуй, книга П.С. Пороховщикова «Искусство речи на суде», уже цитированная нами, в которой автор пишет: «Риторические украшения, как и прочие элементы судебной речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не как источник эстетического наслаждения. Цветы красноречия — это курсив в печати, красные чернила в рукописи.»[96, 46] Традиционные метафора, градация, концессия и т. п. рассматриваются автором не столько как приемы украшения слога, сколько как средства аргументации или построения воздействующей речи.
Нелишне также заметить, что у современного человека украшения в ораторской речи не вызывают, как правило, ни умиления, ни восхищения. Гораздо больше ценится простота слога при глубине и выразительности мысли. Поэтому оратор должен в основном заботиться о воздействующей силе доводов и правильности их расположения, а не о цветах красноречия.
Впрочем, это пожелание было актуально для убеждающей речи во все времена, ср., например, как писал о Демосфене Г.Д. Давыдов: «Не ищите у него украшений: там имеются только доводы. Аргументы и доказательства скрещиваются, подталкивают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами, выбрасывая на ходу восхитительные блестки антитез.» [Цит. по: 70, 15] Во все времена хорошие ораторы использовали тропы и фигуры не как самостоятельную ценность, а как средство воздействия. «Риторическая фигура не существует вне текста, тем более вопреки ему. Ритор не имеет права на самозамкнутую структуру эмоций: он воздействует не «взвизгиваниями», а фактами и аргументацией, обращенными к конкретной аудитории, в конкретный момент, для реализации конкретной цели. Излишняя эмоциональность вредна не менее, чем ее полное отсутствие: лектор делает попытку воздействия на аудиторию своими эмоциями, и видны только они, а не материал лекции; остается впечатление, что лектор прикрывает своей аффектированностью незнание материала.»[74, 168]
Теперь, после такого напоминания, можно переходить к рассмотрению выразительных возможностей тропов и фигур речи.
§71. Теория риторики об изобразительных средствах
§ 71. Начало особого интереса к украшению речи было положено, как уже говорилось, в Древнем Риме во времена Цицерона. Именно римляне стали уделять внимание не только содержанию, но и форме речи. Поэтому Цицерон в трактате «Об ораторе.»[106, 89–90] приводит чрезвычайно обширный список фигур речи, причем они еще никак не классифицируются, а приводятся вполне однородным, хотя и весьма обширным списком (около 70). Среди них такие, который считаются тропами и фигурами до сих пор (ирония, предвосхищение, олицетворение, повторение), и такие, которые современной наукой к этой категории не относятся (извинение, самооправдание, поддразнивание, пожелание, проклятие).
В дальнейшем однако средства выразительности не только упорядочили и подвергли тщательной классификации, но и сильно сократили. Практически в любой риторике можно найти указание на неравнозначность для ораторской практики разных тропов и фигур.
Так, Н.Н. Ивакина [34] считает наиболее важными для судебной речи риторический вопрос, метафору, сравнение, парономазию, инверсию, повторы, антонимию, градацию, парцелляцию, анафору; И.А. Стернин [100] обращает внимание на риторический вопрос, повтор, анафору, градацию, антитезу, перечислительный ряд, аналогию, гиперболу, инверсию; Н.Н. Кохтев [46] называет тропы (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение) средствами создания наглядности речи и перечисляет в одном месте, но фигуры распределены по назначению в других разделах: синтаксические средства контакта (обращение, риторический вопрос, вопросительное единство), способы связи речи (повтор и анафора) и т. д. Другие авторы предлагают иные подходы к определению роли тропов и фигур в ораторской практике.
В целом можно сказать, что в современной риторике роль и состав тропов и фигур точно не определены, несмотря на то, что в античности именно риторика положила начало их описанию и классификации. Однако и мы не станем предлагать какую-либо классификацию тропов и фигур, поскольку подробное их описание, возможно, и имеет теоретический смысл в риторике, однако для практических нужд знакомство с ними и тем более тщательное их изучение совершенно излишне. Это объясняется, во-первых, тем, что большинство фигур не обладает такой степенью выразительности, чтобы придать речи какую-то окраску, а во-вторых, если в художественном тексте их употребление «не свидетельствует о его художественности» [13], то тем более не свидетельствует о выразительности их употребление в риторическом тексте. Главное: тропы и фигуры для риторики — не средства украшения речи, не цветы красноречия, а средство воздействия на аудиторию.
Источник: sharlib.com
Как сделать классную презентацию: от идеи до выступления. Часть 2
Продолжаем цикл статей с классными лайфхаками – как сделать сильную и стильную презентацию и подготовиться к блестящему выступлению. В новой статье команда ЦИТ РТ рассказывает про инструменты украшения речи, для чего нужно их использовать и какие для этого есть инструменты.
44 просмотров
В первой части здесь можете прочитать, как создать презентацию — от чистого слайда до вёрстки.
Итак, что же такое украшение речи и для чего оно нужно?
Если представить, что наше выступление – это процесс строительства дома, то создание структуры (об этом мы как раз рассказали в первой части) – это пол, потолок, стены, крыша. А вот украшение речи – это всё то, что делает наш дом особенным и запоминающимся – обои, ламинат, окна, интерьер и т. д.
Наша цель – замотивировать слушателя выполнить какие-то действия, а украшение речи очень поможет нам в достижении этой цели.
Расскажем об инструментах (приёмах) украшения речи.Обычно выделяют следующие:
- Примеры и кейсы
- Истории
- Метафоры
- Сравнения и аналогии
- Добавление персонажей
- Комплименты слушателям
- Демонстрация
- Цитаты и т. д.
Расскажем подробнее про 2 самых популярных приёма. Именно они придают больше всего наглядности и понимания нашим слушателям.
Первый приём – это примеры и кейсы.
Мы уверены, что вы точно знаете, что такое «пример». Это конкретный случай или проявление какого-то большого процесса или явления.
Где и когда применяется: для объяснения сложных концепций, непонятных терминов, пользы продукта, раскрытия абстракции. В общем, когда нужно наглядно рассказать о чём-то сложном так, чтобы слушатели поняли суть.
Что важно: конкретика, близость аудитории. Важно, чтобы пример был конкретным и близким аудитории.
Если вы рассказываете про неэффективность работы на удалёнке, то само по себе понятие «неэффективность работы на удалёнке» звучит достаточно абстрактно. Но если вы скажете, что на удалёнке сотрудники слишком часто ходят пить чай, отвлекаются на соцсети и просто много времени проводят в положении лёжа на диване – это будут конкретные и реальные примеры. Слушатели смогут понять и даже представить себе такие примеры неэффективности.
В качестве примера, в котором можно увидеть приём «пример», предлагаем вам посмотреть выступление Михаила Токовинина «Как создавалась amoCRM? Ошибки, победы, выводы».
Второй популярный приём украшения речи – это метафора.
Все мы ещё со времен школьной скамьи помним, что метафора – это перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании сходства.
Где и когда применяется: для объяснения сложного явления, принципа работы, усиления свойства продукта.
Что важно: наглядность, понятность. Очень важно, чтобы метафора была легко представимой.
Вы рассказываете своей команде, почему важно объединяться в комьюнити. Чтобы усилить важность объединения, можно привести аналогию из живой природы. Например, есть такой вид красных муравьёв, которые во время наводнения цепляются друг за друга, образуя форму в виде большого шара. И во время наводнения они в такой форме просто плывут по воде – такое явление называется «муравьиный плот». И когда плот находит какую-то сушу, муравьи «высаживаются» на новой земле и начинают создание дома.
В качестве наглядного примера, предлагаем посмотреть видео выступления Андрея Себранта, в котором он приводит классную метафору: говорит о том, что его выступление построено по принципу «рассыпанного пазла», то есть он будет выдавать информацию частями, а в конце выступления у слушателя сформируется единое представление.
Наверняка, у вас сейчас возник вопрос: а как же выбирать эти приёмы украшения речи?
В качестве ориентира просто ответьте себе на вопрос:
Источник: vc.ru
Приемы ораторского искусства
Важно научиться этому мастерству как можно раньше. В школах не учат профессии оратора. Но риторика, как наука присутствует в некоторых учебных заведениях. Чтобы овладеть этим навыком обычно уходят годы. Нужно научиться структурировать информацию, знать приемы и техники ораторского выступления.
Конечно, не обойтись без практики. Все полученные знания нужно внедрять в жизнь.
Где и кому пригодится ораторское искусство
“Красноречие складывается из многих знаний и стараний” — писал Цицерон. Еще в древности оно играло важную роль, особенно в воинской профессии. Навык убеждения, умения повести за собой массы, вселял в людей уверенность и помогал армии одерживать победы.
Знание основ и умение владеть ораторским искусством не ограничивается только публичными выступлениями . Правильно излагать свои мысли и доносить нужную информацию до собеседника должен уметь каждый.
Чаще всего такие знания нужны при ведении переговоров, на деловых и личных встречах, при прохождении собеседований. Руководители компаний, имеющие в своем подчинении других сотрудников, просто обязаны уметь повести за собой коллектив. Это способствует сплоченности команды и приводит к лучшим результатам в работе всей фирмы. Менеджеры, занятые в сфере обслуживания клиентов, также должны знать приемы ораторского искусства. Наладить общение, повысить продажи, удержать покупателя — все это возможно с применением разговорных техник.
В личных отношениях умение общаться стоит чуть ли не на первом месте. Женщина должна уметь поддержать мужчину, вдохновлять его на подвиги. В свою очередь партнер, зная как преподнести информацию, сможет заинтересовать и привлечь к себе внимание противоположного пола.
Успех в любовных и деловых отношениях, а также возможность находить новых друзей, придет к вам со знанием техник и приемов ораторского искусства.
Как развивать ораторское мастерство
Новички часто испытывают неловкость и дискомфорт при публичных выступлениях. Это говорит о недостатке знаний и неуверенности в себе. Но ораторское мастерство можно развить, как и любой другой навык. Только его нужно регулярно практиковать и совершенствовать.
Основные правила риторики, которые влияют на постановку речи и ее качество:
- ясность — это понимание публики, о чем говорит выступающий, т.е. умение излагать вещи простым языком;
- объективность — информация должна быть правдивой и непредвзятой;
- коммуникативная целесообразность — использование средств языка в конкретных условиях беседы в соответствии с ее целями;
- образность — живость, наглядность, красочность в речи, которую можно привнести путем приведения примеров из жизни и сравнений;
- лаконичность — краткость подаваемой информации, но при этом она должна оставаться информативной и содержательной;
- комический эффект — использование в выступлении элементов шуток, сарказма, иронии, гротеска, сатиры;
- неожиданность — “оживляющий эффект” в речи, новая оригинальная информация для слушателя;
- стиль — должен подбираться под вид выступления, но всегда стоит избегать пафосных высокомерных речей, общение не должно быть вульгарным и пошлым;
- насыщенность — умение чередовать в выступлении простые вещи со сложными терминами и формулировками.
Советы и рекомендации
Если у вас небольшой словарный запас, ограниченный лексикон, то нужно просто начать разговаривать. Можно вести диалог самим с собой, или взять предмет и описать его словами на протяжении 5 минут. Постепенно увеличивать время и рассказывать обо всем, что видите вокруг.
Много людей в своей речи употребляют “слова-паразиты”. Как правило, это возникает от того, что они взволнованы, им нечего сказать, они задумываются. Поэтому, научитесь контролировать свою речь, не спешите, подумайте, о чем будет следующая фраза.
Обратите внимание на темп речи. Слишком быстрый разговор не даст уловить смысла, а слишком медленный — заставит слушателя заскучать.
Речь не должна быть сухой, такого оратора слушать не интересно. Добавляйте цитаты, поговорки, шутки, если это позволяет обстановка. Уместный юмор поможет снять накопившееся напряжение .
Хороший оратор должен быть начитанным. Чтобы иметь большой словарный запас, быть эрудированным, уметь анализировать информацию нужно больше читать: информационные статьи, фантастику, научную литературу, книг по бизнесу и т.д.
Движение тела, мимика, жесты также участвуют в разговоре. В совокупности с речью, они дают представление об ораторе, его способностях.
Со временем и постоянными тренировками, вы заметите как изменилась ваша постановка речи. К вам станут прислушиваться и следить за вашими высказываниями.
Обратите внимание, какие ошибки допускают новички, и старайтесь избегать их в своей речи:
- слишком быстрая и медленная речь ;
- извинения и оправдания ;
- суетливость, волнение ;
- монотонность, нет желания разговаривать ;
- монолог, чаще всего необходимо задействовать собеседника
Основные приемы ораторского искусства
Есть люди, которые от рождения могут повести за собой массы. Они с легкостью вещают на большие аудитории и могут настроить любого человека под свои убеждения. Но ораторскому искусству можно научиться. Нужно только освоить некоторые приемы.
Условно приемы разделяют на несколько видов:
- Тропы — это своего рода сравнения, которые помогают избавить речь от повторов. Начинают изучение ораторского искусства, как правило, с эпитетов и метафор. Сравнения являются базовыми приемами, используемыми в риторике для убеждающей силы. Они формируют у слушателя образное или ассоциативное мышление, в зависимости от того, как используется инструмент. Такой прием часто применяют лекторы, чтобы учащиеся лучше запомнили числовую информацию.
- Софизм — ложное высказывание под видом аксиомы. Применяется в случаях, когда хотят запутать оппонента. Бывает логическое и терминологическое, открытое и скрытное. Использование софизмов может подорвать доверие аудитории, поэтому употреблять их в речи нужно аккуратно.
- Повторы — противоположность первому пункту. Позволяет сконцентрировать внимание публики на конкретном факте. Использовать надо осторожно, чтобы речь не была перенасыщенной и сохранялся баланс.
- Фокусировка — один из методов подстройки материала под слушателя. Она подразумевает оценку аудитории, что для нее важно в вашем выступлении. К данному виду приемов относится фрейминг — умение преподнести информацию так, чтобы человек подумал, что это его собственная идея. Это довольно тонкая наука, включающая в себя свои собственные приемы.
- Другие приемы, в которых используется украшение речи. Например, аллегория, позволяющая выразить свои мысли более красноречиво. Сюда относят и призывы, как мотивационный элемент.
Чтобы ваше выступление было успешным , нужно заранее к нему подготовиться. Не стоит при этом заучивать целые предложения, ведь потом ваш монолог получится сухим и безжизненным. Нужно уметь структурировать мысль, разложить ее “по полочкам”. Очертите в голове цель, последовательность изложения, не будет лишним изучить аудиторию и ее потребности.
Продуманная качественная речь включает:
- заданную тему;
- важные подтемы, которые раскрывают суть выступления;
- четкая структура: вступление, основная часть и заключение;
- цитаты, афоризмы, шутки, поговорки;
- ответы на запрос аудитории;
- подтверждение тезисов, отсылки к источникам, проведенным исследованиям;
- заранее спланированные приемы по взаимодействию с аудиторией.
Если вы хорошо подготовитесь к выступлению, то можно сказать, что успех наполовину в вашем кармане. Уверенность и импровизация завершат начатое.
Риторика наука не из легких, но зная основные приемы ораторского мастерства, можно развить в себе навыки успешного оратора.
- Пауза. С нее должно начинаться любое публичное выступление. Неважно, это доклад в течение часа или короткая речь о представлении следующего докладчика. Оратор должен добиться тишины в зале, осмотреть публику и зафиксировать взгляд на отдельном человеке. Затем мысленно произнести первую фразу и уже после этого начать речь. Паузы делать необходимо и по ходу всего выступления. Они делают речь легкой, эмоционально вовлекающей, дают докладчику возможность сфокусироваться над следующей фразой. Паузы поднимают вашу значимость в глазах аудитории.
- Первое предложение. Это главная фраза, которая должна вовлечь аудиторию, вызвать положительный отклик. Этому моменту стоит уделить особое место, т.к. начало выступления всегда концентрирует на себе всеобщее внимание. После первой фразы аудитория принимает решение, слушать вас дальше или можно заняться своими делами.
- Яркое начало. Оно вытекает из предыдущего пункта. Если вы смогли заинтересовать слушателя, то теперь нужно удержать его внимание. Здесь можно начать выступление историей из жизни, афоризмом, важным сообщением. Аудитория должна понять, кто тут лидер и продолжать следить за вашей речью.
Основная мысль. Она должна быть емкой и ее нужно заранее продумать. Это ключевой момент всего выступления, ради чего все собрались. Перед началом нужно ответить себе на два вопроса:
- Принесет ли мое выступление пользу?
- Что даст мне моя речь?
Пустословие и общие фразы , окруженные “водой”, не вызывают уважения и не принесут никому пользы .
- Цитаты, поговорки, афоризмы. Здесь должны соблюдаться некоторые правила. Смысл высказывания должен быть вами понятен и близок. Если это цитата, то она должна быть короткой, а ее автор известным. Если вы не уверены, что точно запомнили текст, то лучше его заранее записать на карточку и достать в нужный момент. Обстановка для цитирования тоже играет свою роль: можно одеть очки или дополнительно устроить паузу.
- Остроумие. Юмор должен быть уместным. Не стоит использовать шутку ради шутки, чтобы привлечь внимание. Если в середине речи напрашивается какая-то интересная история, то можно о ней рассказать. Никогда не зачитывайте анекдот с бумажки.
- Чтение. Если планируется долгое выступление, то подразумевается заранее написанный текст. Но не все слушатели относятся к этому с пониманием. Поэтому нужно уметь правильно читать. Техника СОС ( смотреть, остановиться, сказать) вам поможет. Не нужно произносить слова с опущенной головой.
- Ораторские приемы. Нужно разделять текст на короткие смысловые абзацы. Черчилль в своих выступлениях использовал “стихотворную” технику: заканчивая фразы на созвучные слова. Лучше выразить в рифме ключевую мысль выступления.
- Вопросы. Выступление будет гораздо успешнее, если в нем будет присутствовать взаимодействие с аудиторией. Диалог со слушателем намного эффективнее, чем бесконечный монолог выступающего. Можно задавать вопросы, устраивать интерактив, вызвать добровольцев на сцену. Вопрос может быть и риторический, но вы обязательно должны знать на него ответ. Предугадав реакцию публики, можно извлечь выгоду для себя.
- Финал. Заключительная речь может исправить не совсем удачное выступление. На помощь придут ваши чувства и эмоции, которые нужно передать слушателю. Опять можно использовать цитаты и шутки, но не заканчивать речь монотонным голосом.
- Держите зрителя в напряжении, удивляйте или заставайте врасплох. Иногда очень хорошо работает импровизация. Уметь заинтересовать аудиторию своим выступлением, удержать внимание до самого последнего слова — основной навык хорошего оратора.
В статье мы рассказали об основных приемах, которые помогут запомниться аудитории и стать увереннее. Но главным пунктом, при котором оратор завоевывает своего слушателя, остается его умение быть самим собой и говорить искренне. Неважно, один у вас собеседник или многотысячная толпа, секреты и приемы ораторского искусства будут способствовать вашей уникальности.
Источник: yourspeech.ru