Название талисмана любви “Обь” — дань старинной легенде о возникновении реки Оби, родившейся от любви юного Бия и ханской дочери Катуни: «. Полюбили друг друга ханская дочь Катунь и бедный пастух Бий. Узнал про это жестокий хан и повелел разлучить влюбленных.Тогда решили Бий и Катунь убежать. Бегут по горам, от ханских слуг скрываются. Но вот остались позади горы, впереди — равнина.
Негде влюбленным теперь спрятаться, а погоня уже близко. Обнялись влюбленные, наклонились к земле, превратились в реки, соединились навеки и побежали дальше полноводной могучей сибирской рекой Обью”. Вслушайтесь: “Обь — оба — объятия — общность. » По мнению некоторых этнографов, название реки “Обь” переводится с языка коренных жителей низовья Оби как “поцелуй”.
Любовь — всегда добровольный союз, поэтому женская и мужская фигурки связаны тонкой нитью духовной связи, а не цепью принужденности. Две бусины — две индивидуальности. Расщеп (а не распил!) кедрового полешка — самый важный и определяющий этап при создании талисмана любви. Ведь расщеп всегда непредсказуем, и теперь только эти две половинки смогут идеально сложиться в одно целое.
AltaiKai (АлтайКай) — «Kezer Tash»
Отсюда и строго соблюдаемый ритуал изготовления талисмана любви. Любовь высветит ту недостающую и единственную половину. Отсюда и жестко соблюдаемый ритуал изготовления талисмана. По традиции, мастер, отыскав нужный блок дерева, расщепляет его на две части, и только после тщательного изучения расщепа приступает к резьбе. Расщеп кедра неповторим.
Теперь только эти две фигурки могут прильнуть друг к другу.
Фото представлено для примера. Каждое изделие из кедровой щепы уникально.
Источник: kezer.ru
Марс на Алтае, Марсианские пейзажи Кызыл-Чина
864 км Чуйского тракта
Административный район: Кош-Агачский
Туристический район: Чуйские белки
Марс на Алтае, Марсианские пейзажи Кызыл-Чина : Фотографии
3D : Марс на Алтае
Марс на Алтае, Марсианские пейзажи Кызыл-Чина на карте Алтая
«Марс» на Алтае находится недалеко от села Чаган-Узун в Кош-Агачском районе. Это замечательно место для фотографов, для любителей геологии и для любителей красоты. Приезжайте, восхититесь! Горы как-будто покрашены полосами в разные оттенки красного, желтого и зеленого цвета. Цветные горы Кызыл-Чина вот что такое Марс на Алтае!
Находится Марс в начале Чуйской степи, примерно в 7,5 км от Чуйского тракта.
Чтобы подняться на красные горы Марса-1 надо переехать через ручей Кызыл-Чин или перейти по камушкам. От Марса-1 около трех километров вверх по течению речки, в ущелье до Марса-2.
Ближайшая база для проживания база отдыха «Марс Кезер Таш»
KEZER Fin
К Кызыл-Чину можно подъехать на любом легковом авто. Правда весной, во время таяния снега, когда реки становятся бурными, туда бывает невозможно добраться, но летом, осенью и даже зимой вы можете полюбоваться необычными разноцветными горами.
О состоянии дороги можно спросить базу «Марс Кезер Таш». Проходи на «Марс» платный
Название Кызыл-Чин с тюркского красное ущелье и действительно в этой местности преобладает красный цвет. Очень давно, более чем 300 млн. лет назад сформировались красно-коричневые слои, которые мы видим сейчас на Марсе-1. Зеленые цвета тоже относятся к этому периоду. Это древние глины с примесью песчаника и известняка. Цветные полоски располагаются почти горизонтальными слоями.
Каждый слой формировался в определенный период и от условий того периода зависело, какой цвет приобретет глина. На разноцветных горах можно видеть, как поработал ветер и талые воды. Выветренные склоны стоят почти вертикальными стенами с колоннами и везде по горам талые воды прорезали бороздки и овраги, создав причудливый рельеф.
Очень интересные ощущения испытываешь, когда ходишь по однородному цветному покрытию то зеленому, то желтому, то красному, как будто попал на площадку для тенниса! А еще Кызыл-Чин может напомнить декорации к вестерну красная пустынная местность с каньонами. Но основное, что приходит в голову ты ходишь по безжизненной почве Марса!
Смотреть Марс-1 лучше утром и днем, вечером на ущелья ложатся тени, скрывая часть разноцветных гор, но эффекты теней тоже интересны!
В районе речки Кызыл-Чин дальше Марса-1, перед ущельем, есть место, где можно остановиться с палаткой и неспешно исследовать местность. Сходить, например, на Марс-2 это разноцветная гора в трех километрах от Марса-1.
К Марсу-2 надо идти вверх по течению Кызыл-Чина. Интересно, что речка питается талыми водами и поэтому вечером, когда таяние останавливается, речку «выключают», вода перестает бежать. Утром речку «включают»! Заходите в ущелье и дальше по тропинке правого берега реки. Вдоль реки радует глаз аллея тополей. По ходу движения, выше берега речки вы увидите заброшенную штольню.
Если подняться на гребень горы, то можете увидеть камни с петроглифами. Чуть-чуть не доходя до цветной горы Марса-2, будет небольшой участок, где тропинка проходит по краю горы высоко над рекой. В сухую погоду она хорошо проходима. Возможно вам захочется подняться на гору Сукор, с которой вы увидите разноцветную долину. Можно съездить на Буроугольное месторождение.
По дороге к Кызыл-Чину справа и слева разбросаны древне-тюркские оградки. Еще одно место, которое похоже на Марс-1, находится на правом берегу реки Чаган-Узун. Там тоже есть разноцветные горы. Добраться до них можно только на внедорожнике, т.к. надо вброд переезжать реку.
В районе Чуйской и Курайской степи около 90 млн. лет назад был огромный водоем. Доктор геологических наук В.С. Зыкин обнаружил в долине реки Кызыл-Чин толщу породы, которая при дальнейшем исследовании оказалась морской. «Это было нормальное море, с морской фауной и нормальной соленостью», — говорит Владимир Зыкин. Представляете — теплое соленое море на Алтае!
Ученые предполагают, что море проникало из Кавказского региона, т.к. фауна этих пород напоминает Кавказскую. Потом было оледенение и возникали пресные озера. Накапливались озерные, речные, ледниковые отложения. Долина перед ущельем Кызыл-Чина выложена глинами древнего озера. Cрез озерно-ледниковых отложений хорошо видно по дороге в село Бельтир вдоль реки Чаган-Узун.
Следы древнего озера остались в Курайской степи в виде Гигантской ряби.
Как доехать до Марса и где поселиться узнавайте по телефону 8-913-997-85-31
Ближайшая база для проживания база отдыха «Марс Кезер Таш»
- Озеро Ештыкель (на внедорожнике);
- Гейзеровое озеро (любое авто)
-
Авто/мото
- Джип-тур «Алтай – Тыва» (14 дней, 114000/150000 р., 6-15 чел.)
- «По Чуйскому тракту с визитом в Белокуриху». (6 дней, 49300/46300 р., 4-5 чел.)
- Встреча с Алтаем (7 дней, 49900/49900 р., 1-10 чел.)
- Ущелье Актру (5 дней, 37500/45000 р., 6-20 чел.)
- Джип-тур «К вершинам Алтая» (8 дней, 50000/60000 р., 3-8 чел.)
- Золотой Алтай (7 дней, 84500 р., 3-12 чел.)
- Тур: Комфортный (10 дней, 121000 р., 3-12 чел.)
- Три вершины (7 дней, 88500 р., 3-12 чел.)
- Тур: Самаха (7 дней, 92500 р., 3-12 чел.)
- Цветущий Алтай (5 дней, 61000 р., 3-12 чел.)
- Хозяин Небесных Гор (8 дней, 73500 р., 6-20 чел.)
- Кругосветка Алтай Энерджи (5 дней, 47500/47500 р., 3-5 чел.)
- Горный Алтай (7 дней, 31500 р., 4-8 чел.)
- Джип тур (лето) (7 дней, 117500 р., 5-15 чел.)
- Джип тур «Золотое кольцо Алтая. Чуйский тракт — долина р. Чулышман – озеро Телецкое» (7 дней, 67500/82500 р., 3-6 чел.)
- Весь Алтай за 12 дней (комфорт) (12 дней, 99400/128400 р., 6-16 чел.)
Опубликовано: 27.11.2015
Текст: Татьяна Андреевская (TURISTKA.RU)
2
Источник: turistka.ru
Кезер из алтайского урочища Тётё…
Эти таинственные создания рук человеческих мы чаще всего называли «каменными бабами». В детстве – точно не иначе. Несколько каменных баб проживало во дворе старого музея, что соседствовал с нашей школой. И можно было видеть с одной стороны из ее окон щедрую крону раскидистого дуба и этих молчащих каменных существ. Молчащих?
Ну да. Откуда нам было тогда знать, что тот же Кезер – так звали одну из фигур – мог не соглашаться со своим положением, когда ему довелось лежать как-то без внимания… Кезер – один из тех, кто со спокойным достоинством занял место в атриуме нового музея. Рядом со специально оформленным квадратом, воссоздающим поминальную оградку.
Каменные изваяния располагались всегда именно так – на востоке от поминальных оградок. То, что их разбросало в разные стороны света стараниями археологов – отдельная тема. Кстати, Кезер мог бы оказаться за пределами своей родной земли. Музейщики вовремя забрали его в город. Вот так он и живет здесь.
Посетители скользят взглядом по его загадочному лицу, не особо задумываясь о судьбе Кезера. А он держит в руке сосуд. Он молчит. Каждый день он встречает живых людей, показывая всем своим видом: «Все мы, все мы в этом мире тленны…» И уже появились новые обычаи. Молодожены приходят в атриум сфотографироваться рядом с ним.
На счастье? Одна из музейных сотрудниц каждый день касается его руки. «Кезер теплый, с энергетикой космоса» – говорит она…
Двигаясь в сторону темы «история одного экспоната», попробуем узнать о Кезере больше. И помогает нам в этом старший научный сотрудник национального музея имени А.В. Анохина, археолог Сергей Киреев.
Кезер был установлен в 8 веке на левом берегу Чуи, в урочище Тётё, близ места, где расположено современное село Курай. Его считают наиболее совершенным по своей выразительности и качеству изваянием. «…Мужчина с длинными, слегка загнутыми сверху усами, узкой, длинной остроконечной бородкой. Изваяние лицом обращено на восток. Высота – 1.6 метра, длина в поясе – 75 см.
Врыто до колен в землю. Статуя сделана выпуклым рельефом с трех сторон, только спина не обработана. Этим Кезер отличается от многих других алтайских изваяний, обычно представляющих собою простые каменные плиты с отдельно намеченным лицом, руками и другими деталями. В ушах его – кольчатые серьги.
Правая рука согнута в локте и держит шаровидный сосуд, левая – на поясе, украшенным выпуклыми четырехугольными бляхами с прорезями. К поясу подвешена кривая сабля с петлями, справа на поясе сумочка…» – примерно таково археологическое описание Кезера.
Давно было замечено, что изваяния на Алтае всегда стоят с восточной стороны четырехугольной оградки из поставленных на ребра плит, внутри засыпанной камнями. Выяснилось и их ритуальное значение. В центре оградок оказались углубления диаметром и глубиной до полуметра, заполненные золой, углем и обожженными камнями, иногда с врытыми обрубками дерева.
Археологи также находят в оградках наконечники стрел, предметы быта, ножи, сосуды, детали лошадиных сбруй. Одним из первых древнетюркские оградки исследовал В. В. Радлов в 1865-м году. Систематические изучения древнетюркских оградок были начаты в 1924-25 годах Алтайской экспедицией этнографического отдела Русского музея, возглавляемой С.И. Руденко.
Явлением тюркской культуры может считаться монументально-культовая скульптура. Воинские подвиги умерших увековечивал ряд каменных столбиков-балбанов, а их количество соответствовало числу врагов. Так писали китайцы в своих древних столбиках. А у археологов имеется другая, обоснованная трактовка: столбики – это коновязи для друзей усопшего, приехавших его поминать.
Самого покойного воина первоначально символизировала необработанная каменная стрела, установленная с оградкой. Со временем ей стали придавать антропоморфные черты.
— В Курайской степи расположено большое количество различных археологических памятников. В долине реки Чуи сохранилось большое количество курганов, каменных баб, писаниц на камнях, а также древние оросительные системы, – рассказывает Сергей Киреев. – На основании исследования материалов курганов и других источников выделена древнетюркская культура, получившая название «курайской». Среди них остатки памятников древней ирригации, которые встречаются в долинах Малого и Большого Ильгуменя (около сёл Хабаровка и Купчегень), на Чулышмане, в долине реки Урсул (между селом Шашикман и рекой Куратой), а также по реке Актру в урочище Тётё…
В 1897 году ученый из Барнаула С.П. Швецов сделал первое научное описание Кезера. В 1906-м году П.М. Бочкаревым была снята первая фотография этого каменного изваяния. В 1912-м году памятник запечатлел на своем полотне Г.И. Чорос-Гуркин. Первое подробное описание изваяния сделано Л.А. Евтюховой и С.Е. Киселевым во время Саяно-Алтайской экспедиции 1935 года.
Позднее оно изучалось и другими учеными и многократно тиражировалось в различных изданиях.
В сентябре 1972 года изваяние было вывезено в горно-алтайский краеведческий музей. Вывоз его не был случайной акцией и «самоуправством» сотрудниками музея. Для этого сложились определенные негативные обстоятельства, угрожавшие самому существованию памятника.
Поспособствовала неблагоприятная ситуация, связанная с недостаточной охраной памятников в начале 70-х годов прошлого века. Участились случаи археологического «браконьерства» и факты варварских разрушений изваяний местными жителями. Состояние охраны археологических памятников оставляло желать лучшего. Так Кезер оказался в нашем музее…
Позже общественная организация «Межелик» с рядом депутатов и чиновников требовала «вернуть Кезера на место». Музейщики отвечали отказом, который был оправдан, ведь местное население не предлагало ничего для охраны памятника.
В нашем музее 45 целых изваяний и крупных их фрагментов. В Новосибирске, в Академгородке – 53 изваяния. Они есть также в барнаульском, томском, бийском музеях. И три хранятся в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.
«Они безмолвно взирают на нас. Одни с укором и затаенной скорбью, другие с лукавой улыбкой и прищуренным взглядом узких глаз. Несмотря на скупость изобразительных средств, изваяния древних тюрков, сохранившиеся до наших дней, удивительно индивидуальны и имеют портретное сходство с конкретными людьми, жившими на Алтае более тысячи лет назад. Давно забыты их имена, но алтайский народ в недрах своей памяти сохранил легенды не только о кезерах-воинах и их ратных подвигах, но и о своем происхождении.
Все алтайские изваяния найдены археологами в древних культовых комплексах, посвященных памяти умерших или погибших в боях тюркских воинов. Они стоят у каменной оградки – основания небольшого мемориального храма, который представлял собою деревянную каркасную постройку в виде небольшого жилища. Подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев…» – писал доктор исторических наук Владимир Кубарев, долгое время занимавшийся изучением древнетюркских изваяний.
Рассмотрение предметов, изображенных на алтайских изваяниях, позволяет установить дату отдельных фигур, выявить этнографические особенности одежды, головных уборов и других реалий. Все изображения можно разделить на восемь групп: головные уборы, одежда, серьги, гривны и ожерелья, сосуды, пояса, оружие, сумочки и другие предметы…
Для того, чтобы изобразить головные уборы, сознательно выбирались плиты и валуны с конической формой, округлой или прямоугольной верхней частью. Шапочки конические или сфероконические являются одним из преобладающих видов головных уборов изваяний. По форме они напоминают наиболее распространенные у кочевников Центральной и Средней Азии тюбетейки. Их также можно сравнить со сфероконическими шлемами половецких изваяний. На Алтае подобный головной убор дожил до наших дней…
«В честь кого поставлены каменные статуи древних тюрков, чей покой должны были они охранять, или воздвигнуты они, чтобы будоражить покой опьяненными успехами военчальников, напоминая им об ответственности за благополучие подвластного им народа и о неизбежности ухода и каганов в потусторонний мир? Ведь древним тюркам, как пазырыкцам, гуннам и многим другим народам Центральной Азии, по одной из версий, мир представлялся в виде Мирового Дерева, где верхний мир населяли боги, средний – люди, а нижний – усопшие…» – размышлял известный общественный деятель и журналист Владимир Кыдыев в книге «Каменные изваяния алтайских гор».
Алтайцы каменное изваяние называют «кожого таш»… «Таш» – означает камень, а какой смысл скрыт в слове «кожого»? Оно переводится как «занавес». Но небольшой прямоугольный камень, на первый взгляд, не может выполнять функцию занавеса. Автор предполагает, что оно несло более мистическое значение. По преданиям усопшие должны были влиять на события, происходившие на родной земле.
Возможно, чтобы эту связь поддерживать, и сооружали изваяние? Для людей, унесших с собою важные тайны. Возможно, они в представлении тюрков являлись своеобразными ретрансляторами для передачи информации без контакта сторон и служили «занавесом-завесой», ширмой, при личной встрече людей среднего мира с представителями иного мира. Задавшись целью разгадки таинственной сути изваяний, Владимир Кыдыев перекидывает смысловой «мостик» к традициям алтайцев.
Изначальную сакральность слова «кожого» можно наблюдать во время свадебного процесса алтайцев. После привода невесты в аил жениха, старший кайны (старший свекр) совершал обряд «кожого ачары» – открывание занавеса. Нижний конец занавеса он перебрасывал наверх ружьем или плетью. Значит даже прикосновение к «кожого» несет в себе существенные ограничения…
Число каменных изваяний не так уже велико по сравнению с количеством поминальных оградок. Число обнаруженных изваяний чуть более 300. Этот факт как бы подтверждает мысль об исключительности лиц, которые заслуживали чести установления памятника. Неразгаданных тайн вокруг каменных изваяний немало.
Большое количество их вывезено с мест первоначального установления. Музеи, научные центры, институты страны также владеют ими. И искать в наше время ответственного за свершившееся, по словам В. Кыдыева, было бы контрпродуктивно. Так распорядилось Время. Но после вывоза с конкретного места конкретного изваяния, природно-исторический ландшафт горной долины оскудевал, а местные жители, сами того не ведая, теряли в своих душах толику чего-то очень важного, суть которого трудно выразить словами…
«И происходят вокруг «Кожого Таш» мистические вещи, – напишет Владимир Кыдыев. – Есть наблюдатели из числа сотрудников и посетителей музея, которые вначале были свидетелями того, как пытался сдвинуться с места лежавший в здании, около черного хода, укрытый полевой палаткой археологов «Кезер» – знаменитый каменный воин с Курайской степи. Этот батыр известен как «предводитель» своих, хранящихся в музейной неволе, собратьев. Его попытки к освобождению не остались незамеченными для ярлыкчи (людей, имеющих доступ к сакральному миру) и дирекции учреждения. В середине 2004 года он был «поставлен на ноги»: батыр стал Хранителем в фойе республиканского музея. Он вновь в строю, но он хочет домой, в пахнущую емшаном высокогорную долину Тётё. Есть твердая уверенность, что эти каменные изваяния возвратятся в свои родные долины…»
Автор статьи на » Горно-Алтайск.Ru» Екатерина Сергеева