Такие разные ПТИЦЫ или Символика рисунка.
Птицы – это символ души, неба, а также преображения человека. Образ птицы связан с духовными проявлениями. Юнг обозначал, что птицы символизируют духов, ангелов, сверхъестественные силы, помогающие человеку. Также, птица, как символ может обозначать активность мысли, фантазии, интуиции. Если отдельное изображение птицы символизирует единство и мудрость, знание, то стая птиц, чаще всего ассоциируется со злом и некими страхами, опасностями, болезнями.
Разные виды птиц могут нести свой смысл.
Орел может говорить о силе, смелости и благородстве, несущий свет и знание. Олицетворяет мужское начало, поэтому может интерпретироваться как разрушающий, оплодотворяющий, несущий начало, преображающий. Орел отображает архетип отца.
Сова – ночная птица, ассоциируется с тайной бытия, смертью. Больше женский символ, олицетворяет все, что связано с ночью.
Голубь обозначает чистоту и мир.
Вот, некоторые обозначения общепринятой символики изображения птицы.
Лекция: «Птичьи песни — что они означают?»
А теперь, хочется рассказать, как это может быть на практике. Что значат птицы в рисунках, когда человек рассказывает свою проекцию, важную историю.
Это две работы разных людей. Изображены сороки. Сорока символизирует удачу и удовольствие, а также может символизировать распутство и тщеславие. Но, это только общепринятый символ. Что же можно увидеть в рассказе?
На первом рисунке – сорока охарактеризована как часть личности человека, собирающего в свою жизнь различные вещи, которые считает для себя важными, которые могут нести разные ценностные значения. В большей мере в рассказе говорилось о творческом потенциале, который только пока собирается, но никак не реализуется. Готовность и выбор, открытость к новому. Символ воспринимался, как позитивный.
Во втором рисунке сорока ассоциировалась с демонстративностью, женским началом, склонностью наряжаться, собирать разные вещи, но с негативным окрасом. Эта «сорока» раздражала, мешала, смущала. Общим желанием было от нее избавиться. В ходе работы, эта сорока стала проекцией, а дальше и частью интроектов.
Вот какие разные сороки. Очевидно, что общее символичное значение – получение удовольствия, но эмоциональный окрас разный, значение символа для личности – различное. В первом случае часть личностной ориентации, во втором — проекции и интроекции.
Дальше в работах по одной теме у разных людей изображены птицы, изначально обозначались как восприятие времени года. Люди рисовали птиц, как возможность передать смену времен года. Так и передавали в своем рассказе о рисунке. Но, кто-то считает нужным так рисовать, и в голову приходят именно такие образы. А кто-то не делает так, а отражает по-другому.
Таким образом, понимая значение множественного изображения птиц, отмечалось в обоих случаях возможность тревоги и страха в жизни человека на данный период времени. В обоих случаях такая вероятность подтверждалась. То есть, символика стаи птиц помогла выйти на тревожное состояние человека в данный период времени. Человек не просто так нарисовал стаи птиц, сделано это было неосознанно, а значит и имело большое значение.
Изучаем птиц для детей. Обучающая викторина и видео с голосами птиц
И в первом и во втором случае удалось не только обозначить наличие тревоги и страха, но и проработать данные сложные зоны.
Для сравнения представлю работы по той же теме, но изображенные другими людьми.
Вот такие разные «птицы» в проективных методиках. Вот так по-разному понимается само изображение определенных птиц, но и символизм как таковой, помогает определению состояния человека.
ИсточникПтицы как древние символы — что они означают?
Птицы — древний символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения.
Птицы как древний символ
Большие птицы как древний символ часто идентифицируются с солярными божествами, богами грома и ветра, а их языки рассматриваются как молнии.
Птицы являются частью символизма дерева: сила божества нисходит в дерево или на его символ — ствол.
Две птицы на дереве (иногда одна из них темная, а другая светлая) олицетворяют дуализм, тьму и свет, проявленное и неявленное, два полушария.
Птицы часто появляются на ветвях Древа Жизни со змеей у его основания; это сочетание символизирует союз воздуха и огня.
Птица и змея в конфликте олицетворяют солярные и хтонические силы, находящиеся в состоянии войны.
Легендарные птицы как древний символ часто олицетворяют небесные области и силы, противостоящие хтонической змее.
Часто птицы сопровождают героя в его подвигах или в поражении дракона, тайком подавая ему совет («маленькая птичка мне сказала»), и герой понимает язык птиц.
Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы. Птица на столбе — единение духа и материи, или символ бога солнца. Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями.
В христианстве птицы — крылатые души, все духовное, души в Раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. На Мировом Древе или Древе Жизни место птиц на его вершине.
В качестве птицы Мирового Древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица — чаще всего орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой («главной») птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами.
Птица как древний символ на Мировом Древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа — хтоническим животным, прежде всего змее.
Многие мифологические и сказочные тексты, а также произведения изобразительного искусства изображают поединок птицы (орла) и змеи, в котором птица выступает как пернатый помощник бога (чаще бога грома) либо непосредственно противостоит змее.
Мотив подобного поединка нередко сохраняет еледы поединка бога и его противника, тем более, что птица вершины Мирового Древа в разных традициях соотносится с громовержцем:
Зевсом, Юпитером, Индрой, Перкунасом и др., но в реконструкции также увязывается с образом Мирового Древа.
Мистическое значение Птиц
В разных источниках, как уже говорилось, встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола.
В этих случаях вся схема (то есть Мировое Древо) может быть понята как род космологической модели. Вместе с тем в ритуальном плане эта пара птиц как древний символ воплощает собой идею плодородия, благополучия, богатства.
Птицы выступают здесь как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала.
Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т. п. выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю.
Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола.
Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью). В птиц (сов, сорок и т. п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.
Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею.
Птице отведена значительная роль в ритуалах. В восточнославянской традиции характерна связь птиц с вырием, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных «птиц» из теста («жаворонки») и т. п.
Что означают крылья и перья птиц
Крылья
Крылья как древний символ имеют солнечную символику и означают божество, духовную природу, подвижную, защищающую и всеохватную силу божества, способность выйти за пределы земного мира, не испытывать усталости, вездесущесть, воздух, ветер, мгновенное начало движения, полет времени, полет мысли, силу воли, разум, свободу, победу, быстроту.
Крылья-атрибуты быстро перемещающихся богов-посланников и означают способности к сношениям между людьми и богами.
Распростертые крылья — божественная защита или небесная пелена, предохраняющая от яростного жара солнца. «Тень крыльев» означает божественную защиту и доверие.
Оперенное солнце или диск — это древние символы неустанного путешествия солнца по небосводу, торжества света над тьмой, сошедшей с Небес силы, божества.
Крылатые божества — боги солнца или боги Эмпиреев, но есть и крылатые силы зла, и крылатые демоны. Шапочка, сандалии и кадуцей с крылышками указывают на посланца богов.
Крылатый конь — это солнечный символ, на нем ездят герои, либо это Космический Конь.
В христианстве ангелы крылаты как божественные посланники или как носители божественных качеств. Дьявола часто изображают с крыльями летучей мыши.
Означает истину, которая должна подняться; легкость, сухость, Небеса, высоту, скорость, простор, бегство в другие области мира, душу, элемент ветра и воздуха, противопоставленный принципу влажности.
Носить перья или оперенные прически — значит принять на себя силу птицы. Это позволяет носителю соприкоснуться со знанием птиц («маленькая птичка мне сказала»), с их знанием и магической силой.
Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение.
Белое перо как древний символ символизирует облака, морскую пену и трусость, поскольку белое перо или перья в хвосте боевого петуха считались знаком плохой породы и, следовательно, некоторой робости.
Оперенная корона олицетворяет лучи солнца. В христианстве перо означает созерцание и веру.
ИсточникПтица как символ
Птица, как и положено символу, имеет много совершенно разных значений.
Символы птиц присутствуют в мифологическом, библейском и сказочном сюжете, содержащем варианты о метаморфозе птиц и человека.
С образом птиц часто связываются мотивы созерцания, любования, добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия, магического мира.
А еще огромному количеству людей известна страшная примета: птица постучала или влетела в окно как предвестник смерти. В народных сказках, похоронных причитаниях, легендах о богах смерть некоторых богов, героев, людей – это превращение их в птиц, полет на птицах, похищение птицами. Например, Иванушку уносили гуси-лебеди на съедение Бабе-Яге.
Поскольку этот текст посвящен символу, смерть мы тоже будем рассматривать тут символическую. Например, как часть процесса инициации, ритуала трансформации. Любой, кто проходит инициацию, “… должен желать участвовать в испытании, не надеясь на успех, фактически быть готовым к смерти. И хотя сама инициация может выглядеть достаточно мягкой (длительный пост, лишение зуба, нанесение татуировки) или мучительной (боль от обрезания, надрезания и других увечий), цель всегда одна: вызвать символическое переживание смерти, из которого может возникнуть символическое переживание нового рождения” – пишет Джозеф Льюис Хендерсон.
Безусловно речь прежде всего идет о трансформации души, символом которой и выступает очень часто образ той или иной птицы. Безусловно, будет большая разница в восприятии от того, какая именно птица появляется символически. И характером, и возможностями, и свойствами они сильно отличаются. Как правило, у каждого божества есть свои крылатые помощники.
Птицы сопровождают героя в его пути и в сражениях, тайком подавая ему совет (“маленькая птичка мне сказала”), часто именно герой понимает язык птиц.
Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы. Птица на столбе – единение духа и материи, или символ бога солнца. Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями.
Вообще птицы чаще всего рассматриваются как древний символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения.
В христианстве птицы – крылатые души, все духовное, души в Раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. На Мировом Древе или Древе Жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы Мирового Древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица – чаще всего орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой (“главной”) птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами. Птица как древний символ на Мировом Древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа – хтоническим животным, прежде всего змее.
В разных источниках, как уже говорилось, встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола. Иногда это подчеркивает дуальность мира. Противоположности. Черное и Белое. Алконост и Сирин.
В славянской традиции волшебных птиц больше.
Само Мировое древо, в различных описаниях, с птицами и змеями, может быть понято как род космологической модели. Птицы выступают часто как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала.
Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т.п. выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю.
Святая Хильдегарда Бингенская (1098–1179) написала в своем труде по естествознанию (“Liber de subtiltatum”) о птице вообще следующие фразы: “Птицы холоднее животных, живущих на земле, т. к. размножаются не за счет сильного жара желания. Их мясо чище, чем мясо наземных животных, потому что они не выползают обнаженными из тела своей матери, а покрыты скорлупой. Некоторые живут за счет огненного воздуха и поэтому всегда стремятся, как огонь, вверх.
Те, кто охотно летает высоко, содержат в себе больше огненного воздуха, чем те, что летают низко над землей. […] Птицы символизируют силу, которая способствует разумной речи человека и заставляет его многое обдумывать заранее, прежде чем это воплощается в блестящем деянии. Как птицы поднимаются в воздух за счет своих перьев и держатся повсюду в воздухе, так и душа возвышается в теле за счет мышления и простирается надо всем”.
С точки зрения символики птицы оцениваются в основном положительно.
Исключениями являются, среди прочего, в античной мифологии стимфалийские птицы, представляемые как персонификация жутких демонов в болотистой местности, а также гарпии в образе птиц, вылавливающие преступников и передающие их для наказания эриниям, т.е. они действуют в духе полиции нравов.
Но обычно существа, приближающиеся к небу с помощью своих крыльев, являются олицетворением человеческого желания избавиться от земной тяжести и, подобно ангелам, подняться в высшие сферы. Бестелесная душа человека часто изображается в образе птицы или в виде птицы с головой человека (часть души Ба древнеегипетской системы взглядов) или – это часто встречается в наскальных рисунках – в виде человека с головой птицы (что частично объясняется символическим изображением галлюцинаций полета при искаженных состояниях сознания).
Птицы как посредники в передаче выражения божественной воли играют значительную роль в предсказаниях древнеримских жрецов-авгуров, которые делали толкования на основе полета птиц. Птица, сражающаяся со змеей (например, Гаруда в Индии), считается воплощением преодоления низких инстинктов за счет духовности. В древнеиндийских “Упанишадах” речь идет о двух птицах, сидящих на дереве мира; одна ест фрукты (символ активной жизни), другая смотрит (символ стремления к познанию путем медитации).
В сказках часто рассказывается о том, что тому, кто понимает язык птиц, открываются важные знания, а также о способности людей превращаться в птиц и о том, что птицы хорошим (святым) людям приносят пищу.
Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола. Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью). В птиц (сов, сорок и т. п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.
Птице отведена значительная роль в ритуалах. В восточнославянской традиции характерна связь птиц со страной Ирий или Вырий, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных “птиц” из теста (“жаворонки”) и т. п.
В диалектах многих языков птице придается второстепенное сексуальное значение (например, в китайском ниао – также пенис) или состояние безумия описывается как “иметь птицу” (в немецком), что является противопоставлением обычной символической оценке, которая выражается прежде всего в образе феникса или орла.
Птица – символ солнца (царя солнца), ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, времени, божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души, женской основы, плодородия, родительской заботы, ребёнка, стремительного движения, приятности, чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества, безумства, измены, ада, свободы, зрелища.
Источник