Скандинавская мифология — основа мировой культуры. Многим такое высказывает об эпосе древних варягов покажется излишне напыщенным, но эти мифы стали неисчерпаемым источником вдохновения для многих мыслителей древнего мира. Свою актуальность герои скандинавской мифологии не теряют и сейчас.
Эти писания явились основой для формирования большинства этнических и религиозных учений, затронули они и традиции христианства. Так, легенда о Бальдре Прекрасном — прообраз библейского мифа о воскрешении и смерти Христа.
Литература
- Ф. А. Браун.
Северная мифология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXII. — С. 248—250. - Гуревич А.Я
История и сага. — М., 1972. - Гуревич А. Я.
«Эдда» и сага. — М., 1979. - Глазырина Г. В.
Исландские викингские саги о Северной Руси. — М., 1996. - Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М: Эксмо, 2004. — 592 с. — ISBN 5-699-05245-3.
- Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. — М., 2005.
- Петрухин В. Я.
Мифы древней Скандинавии. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 463 с. - Петрухин В. Я.
Мифы викингов. — Абрис, 2021 — 256 с. - Грёнбек Вильгельм.
Эпоха викингов. Мир богов и мир людей в мифах северных германцев. — М: ЗАО «Центрполиграф», 2021. — 608 с. — ISBN 978-5-9524-5389-0.
Прохождение ловушки ЛУНА МИДГАРД СОЛНЦЕ в ТЮРЕ God of War 2022 79 Хранилище Тюра Черную руну
Рождение Фенрира
Локи — распутный бог, хитрый обманщик, не был верен своей супруге Сигюн. Он изменял ей с Ангрбодой, малопривлекательной старой великаншей. Она жила в Железном лесу недалеко от страны великанов, куда к ней из Асгарда часто и приходил Локи. Три страстные ночи закончились беременностью Ангрбоды. Она родила ему необычных малышей: девочку по имени Хель, сивого волка Фенрира и змея Мидгардсорма.
Верховный бог Один, согласно мифам, чувствовал, что эти дети ниспошлют своим появлением на мир только боль, зло и разрушения. Поэтому решил от них избавиться, приказав богу грома Тору доставить их из Железного леса к нему. Он хотел сам вершить их судьбы. Девушку Хель он сделал правительницей царства умерших, Мидгардсорма отправил править океаном, а Фенрира решил держать при себе.
Во время своего путешествия в Асгард, волк рос и постепенно перевоплотился в большого и сильного зверя. Он был настолько ужасающим, что ухаживать за ним отказались все кроме бога храбрости — Тюра.
Фенрир жил в Асгарде, становился все ненасытнее, каждый день ему требовалось всё больше мяса. Богу Тюру после такого общения с гигантским демоническим созданием снились кошмары: оскал волчьей пасти, раздирающей его на куски. Он знал, что это дурной знак, поэтому решил оградить свой народ от чудовища. На скандинавском Олимпе собрали совет, боги постановили сковать Фенрира при помощи цепей.
God of War. Головоломка Луна, Солнце, Мидгард
Пантеон
Тор, сын Одина, один из главных асов
Генеалогическое древо скандинавских богов
В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.
- Асы
— главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде — стране богов-асов, находящейся на небе. - Ваны
— боги, связанные с плодородием, в одно время враждовали с асами. - Турсы
(великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра). - Альвы
— духи природы. - Норны — три богини человеческой судьбы. Урд («судьба»).
- Верданди («становление»).
- Скульд («долг»).
-
Брюнхильда — лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда (Зигфрида) и жена короля Гуннара.
Игры скандинавского волка с богами
После решения сковать сивого волка боги пришли к нему со специальной, выкованной из редких элементов цепью. Бог Один был умён и решил обмануть Фенрира. Он думал, что небольшая хитрость поможет ему приручить волка навсегда: его закуют в цепи, и он должен будет показать свою неимоверную силу, разорвав их. Волк был молодой и неопытный и сразу же согласился.
Недолго радовались боги — Фенрир с лёгкостью разорвал тяжёлые цепи и издал победоносный рык. Неудача не остановила богов, они вновь пришли к волку с цепью из самого прочного металла, но снова проиграли.
Фенрир увидел недовольные лица и удивился, почему никто не радуется его победе над железом. И тогда в его голове зародились сомнения — неужели боги хотят заковать его навсегда.
Герои, конунги и другие люди
Зигфрид и Брюнхильда. Иллюстрация к опере Р. Вагнера
- Гюльфи — легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери — имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
- Гроа — волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
- Виолектрина — явилась Тору перед его побегом.
- Вольсунг — сын короля франков Рерира, данный ему асами.
- Кримхильда — супруга Зигфрида.
- Валькирия Эльрун — супруга
- Манн — первый человек, прародитель германских племён.
- Нибелунги — потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
- Зигфрид (Сигурд) — герой, совершивший множество подвигов.
- Хаддинг — герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
- Хёгни (Хаген) — герой — убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
- Хельги — герой, совершивший множество подвигов.
- Холт — древний воин, оберегавший племена скандинавов от гнева бога огня и хитрости Локи.
- Аск — первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
- Эмбла — первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным — из ольхи).
Глейпнир — пленение волка
Первые попытки заковать Фенрира не увенчались успехом, поэтому боги решили обратиться с работой к опытным мастерам подземелья — альвам. Специально по просьбе богов они сделали самую прочную в мире цепь и назвали её Глейпнир.
В состав входили редкие элементы:
- Борода женщин разных возрастов.
- Жилы медведей.
- Поступь кошки.
- Слюна птиц.
- Корни гор.
Все запасы в мире из этих редкостей ушли на создание Глейпнира, и более невосполнимы.
Получив желаемое, боги пришли к волку и предложили ему в последний раз испытать его силу. Если Фенрир сивый разорвёт цепь — они нарекут его самым страшным и сильным существом во всех девяти мирах. Если же она не порвётся — боги отпустят его и перестанут бояться.
Но наученный горьким опытом Фенрир, отказался выполнять испытания без гарантий. Он попросил положить кого-либо руку ему в пасть и если всё это обман, расплата телесным увечьем станет ему уроком за ложь. Так и сделали, руку положил Тюр.
Всеми силами старался Фенрир освободиться от оков, но Глейпнир не поддавался. Цепь душила его, он лишь терял силы.
Понял тогда волк, что все попытки его тщетны и сомкнул пасть откусив руку бесстрашному Тюру. Один из богов, увидев это, вонзил меч в нёбо Фенриру и с тех пор он не может закрыть пасть.
Совершив эти деяния, довольные боги стали уходить, а обманутый волк истекал кровью в одиночестве и ждал особенного момента, когда он смог бы отомстить всем обидчикам.
В этот день наступит Рагнарёк — судный день. И тогда волк убьёт всех богов, съест Солнце и Луну, а сам погибнет от руки Видара.
Артефакты
- Брисингамен — одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
- Гунгнир — копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
- Драупнир — золотое кольцо Одина.
- Мьёллнир — молот Тора, который всегда возвращается в руку.
- Нагльфар — корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
- Скидбладнир — корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
- Гьяллархорн — золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарёка.
- Грам — меч Зигфрида (Сигурда) и его отца Сигмунда.
Дети Фенрира
После таких серьёзных сомнений и испытаний волк озверел, и решил сбежать от богов в те места, где чувствовал себя в безопасности — в Железный лес. Его несколько раз ловили, но ему удалось отыскать родную мать и единоутробных братьев. Мифология умалчивает о том, что произошло с волком Фенриром в родном Железном лесу, но после этого он озверел и ярость овладела им навсегда.
Ярнвида — любовница Фенрира сивого, родила ему двух сыновей Хати и Скёля. Первый сын — волк, пытающийся каждую ночь съесть Луну. Затмения случаются тогда, когда Хати слишком близко приближается к небесному объекту. Его брат-близнец Скёль больше предпочитает Солнце. Ежедневно старается сожрать его.
По этой причине возникают солнечные затмения.
Скандинавская провидица Вёльва утверждала, что в день наступления Рагнарёка эти два волка догонят объекты своей страсти и поглотят их. Богов ожидает смерть:
- Наступит непроглядная тьма.
- Земля всколыхнётся и цепь, удерживающая Фенрира, расколется.
- Он вырвется на свободу, будет дышать огнём, глаза его будут гореть.
- Фенрир сивый загрызёт Одина и сам погибнет в этом жестоком противостоянии от руки сына владыки.
Оковы Свартальфахейма
На третьей попытке боги знали, что им нужно истинное мастерство, превосходящее их собственное. Один, глава пантеона асов, послал сообщение дварфам Свартальфахейма в земли черных эльфов.
Эти темные гномы жили под землей и были по большей части злыми, но они тем не менее согласились изготовить цепь достаточно мощную, чтобы предотвратить побег гигантского волка. Вскоре гномы подарили Одину Глейпнир — окову из шести мифических компонентов. Она состояла из звуков кошачьих лап, корней горы, сухожилий медведя, женской бороды, дыхания рыбы и птичьих плевков. С этими шестью ингредиентами, якобы уже не существующими сегодня, получившаяся цепь была гладкой, как лента, но такой же прочной, как железо для смертных.
Овны не берут вину на себя: насколько хорошо знаки зодиака учатся на ошибках
Признак творческого интеллекта: 5 удивительных преимуществ нецензурной лексики
В Марокко, Египте и не только: как выглядят старейшие действующие университеты
Когда оковы Глейпнир начали надевать на Фенрира на острове Люнгви, сам волк засомневался, что сможет убежать. И когда боги побудили его попытаться вырваться на свободу, Фенрир потребовал демонстрации их доблести и силы в знак того, что они имеют право держать его в цепях.
Смерть сивого волка
В ожидании конца света, боги жили в страхе много лет и следили за тем как ведёт себя прикованный к скале Фенрир. Разрушить многовековой ужас смог сын Одина — Видар. Он вступил в бой с волком и разорвал его чудовищную пасть.
Сами скандинавские боги не убили Фенрира раньше, т. к. боялись осквернить своё священное место обитания кровью врага.
Скандинавская мифология и образ Фенрира оказали сильное влияние на современную культуру: упоминание о гигантском волке встречается во многих книгах и фильмах. На родине эпоса потомки викингов слагают песни и стихи, делая его врагом всего существующего.
А судный день Рагнарёк и история предательства Фенрира легли в основу большинства религиозных учений, доживших до наших дней. И можно сказать, что скандинавский эпос жив и будет жить уже в видоизменённом виде дальше.
Конец мира по «Младшей Эдде»
Согласно «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, история Фенрира начинается, как, собственно, и любая история нового бога, с его маловероятного и ужасного рождения.
Когда родился Фенрир (также называемый Фенрисульфром), а также его брат и сестра (великий змей Ермунганд и будущая повелительница мира мертвых Хель), весь Асгард собрался, чтобы обсудить, что делать с этими тремя очень опасными существами, каждый из которых должен был, по преданиям, помочь в будущем разрушении скандинавского космоса.
Источник: shyan.ru
Ragnarök — мифологический скандинавский Апокалипсис и Армагеддон
Рагнарёк (Ragnarök) — гибельная судьба богов, т.е. гибель и одиночки, и всего сущего, конец всего смертного и бессмертного — неумолимая судьба. Весьма определённый, эпохально обусловленный, скандинавский подход. Потому любой, выпестованный временем и людьми, викинг умереть не боялся: жизнь — борьба, а смерть — судьба.
Иногда мне это кажется странным, не могу понять такой обречённости и такого отношения к смерти скандинавов-язычников. Рагнарек – один из центральных сюжетов скандинавской мифологии (с него всё начинается и к нему ведёт). Эта легенда эсхатологична – она соответствует представлению о грядущем конце мироздания. Ее аналоги есть в любой мифологии.
Скандинавский Рагнарек на этом фоне обладает множеством особенностей. Например, в христианской традиции мир должен погибнуть из-за грехопадения. Мифический Рагнарек же гласит, что конец всего предначертан Судьбой.
«И сойдутся на последнем бранном поле белые и чёрные, тёмные и светлые, боги и смертные, злокозненные твари и священные животные, Огонь и холод Льда, Свет и Тьма. Не будет зелёного, синего, красного цветов естества — станет серым от пепла Иггдрасиля весь срединный мир.
Падут извечные преграды между всеми мирами и соседи обратятся во врагов, а пролитой крови будет больше, чем воды в реках и озёрах Мидгарда. Никто не останется бессмертным или невредимым. И Небо, и Вода, и Земля утонут в пламени войны. Чтобы возродиться нужно умереть, чтобы родилось новое — нужно безжалостно уничтожить всё старое, а последняя война — перст всеобщей Судьбы и требование нового Мироздания. Нужно сначала создать пустоту, а потом наполнить её новым содержимым — так будет создана новая Вселенная, населённая обновлёнными богами, просветлёнными смертными и все миры её будут благоденствовать. «
Апокалипсис — греческое христианское слово, означающее конец света, катастрофу планетарного масштаба, но упоминание о нём уместно с точки зрения сопоставления причин и последствий Армагеддона и Рагнарёка. В первом случае — людских, во втором — ничейных (судьба?! боги?!). Случись Армагеддон в древней Скандии, он ограничился бы лишь Мидгардом.
Рагнарёк же — битва всех против всех, все девять миров сойдутся в смертельной битве. Нет в Рагнарёке вселенской катастрофы, уничтожающей всё сущее, а есть катастрофа под названием «война». Таков скандинавский Апокалипсис и Армагеддон.
В преддверии Рагнарёка
Как любая из войн Рагнарёк имеет свои предпосылки. Предвестием скандинавского Апокалипсиса стала гибель Бальдра – бога Света и Весны. Однажды его начали мучить дурные сны. Отец юного бога – Один обратился к провидице (вёльве) и попросил объяснить смысл дурных знамений. Прорицательница объявила, что Бальдр в скором времени погибнет.
Более того, вёльва поведала, что бога убьет его собственный брат Хед. Выбор Бальдра в качестве сакральной жертвы, необходимой для начала Апокалипсиса, не случаен. Этот персонаж – не только бог Весны, но еще и Солнца, а также Жизни как таковой. Его гибель – символ триумфа Смерти и Тьмы.
Миф о воскресающем и умирающем боге растительности есть не только в скандинавской, но и в ближневосточной языческой мифологии. Кроме того, точно таким же был греческий Дионис.
Один передал ответ вёльвы остальным богам Асгарда. Мать Бальдра – Фригг взяла клятву со всех вещей и всех живых существ, что они не станут вредить ее сыну. Заступничество подействовало. Бог Весны и Света стал неуязвимым. Родственники начали развлекаться, бросая в него камни, рубя его мечами и т. д. Бальдру действительно все было ни по чем.
Да и как можно убить сына бога, который сам бог и бессмертен от рождения? Случившееся далее стало последствием предательства. Бог Локи выведал у Фригг, что она не стала брать клятвы не вредить Бальдру с омелы. Это растение показалось ей слишком безобидным. Локи взял побег и уговорил Хеда метнуть растение в брата. Тот был слепым и не понял обмана.
Хед метнул омелой в Бальдра, и жертва рухнула мертвой на землю. Так умерла Весна и Солнце почернело от горя.
Последствия смерти Бальдра
По выражению знаменитой саги «Младшей Эдды», гибель Бальдра стала величайшим несчастьем для богов и людей. Так свершилась трагедия, повлекшая за собой Рагнарёк. «Что это такое?» – таким вопросом задавались жители Асгарда. светлые боги Асы Они не понимали, что послужило причиной казавшейся невозможной смерти Бальдра.
Асы погрузились в великую печаль, за которой наступила страшная зима. Жена Бальдра Нанна умерла от горя – у нее разорвалось сердце. Супругов возложили в погребальную ладью и похоронили по скандинавскому обычаю. Брат Бальдра – Хермод – отправился в подземный мир, чтобы попросить его владычицу Хель освободить аса.
Хозяйка преисподней согласилась сделать это при условии, что погибшего бога оплачет все живое и мертвое на земле. Бальдра не удалось оживить из-за великанши Текк. Она единственная на всем свете отказалась оплакать бога Весны. Из-за неё Рагнарёк и превратился в неотвратимую реальность. Что это такое? Черствость великанши?
Нет, на самом деле под ее обликом скрывался все тот же Локи. Опять Локи!
Бедами полнится корзина бытия
После смерти Бальдра наступил Фимбульветр – трехлетняя страшная зима. Согласно пророчеству, на ее исходе гигантский волк Фенрир разомкнул челюсти и проглотил Солнце. Затем мир всколыхнулся от землетрясений и наводнений. Но страшнее природных катаклизмов оказалось массовое безумие людей и богов.
Они отказались от привычных правил содружества и развязали вселенскую войну, войну всех против всех. Родич пойшёл на родича, а друг на друга.
Из-за утраты порядка мироустройства рухнули извечные границы миров и Мидгард наполнится всевозможными хтоническими чудищами. Кроме волка Фенрира, объявился змей Йормунганд. Из Хельхейма приплыл корабль Нагльфар, сооруженный из ногтей мертвецов. Много других бед принёс Рагнарёк. Описание этого апокалипсиса известно благодаря сагам.
В них также говорится о том, что Локи (до этого заточенный богами за его предательское убийство Бальдра) освободился из своей темницы. Армия великанов под предводительство Сурта ринулась в Мидгард, а затем и в Асгард. Под этими гигантами провалился Биврёст – радужный мост, который соединяет Асгард с остальными мирами. Ничего уже не смогло бы вернуть мирам первоначальный порядок взаимоотношений и мирного жития. Война охватила всё пространство Вселенной и последняя, решающая битва стала неизбежной.
Рагнарёк — гибель боговДля того чтобы победить, боги призвали отменную дружину эйнхерий (Einherjar) из Вальхаллы. И было тех воинов великое множество: 540 дверей открылись в Вальхалле и тот час по 800 героев Мидгарда вышли из каждой. А в небе уже разместились мириады коннокрылых валькирий. И Скидбладнир, судно Асов, ведомое Фрейром, устремилось на встречу Нагльфару, кораблю мертвецов.
Всё воинство богов устремилось на Бранное поле, где для последней решающей битвы их в нетерпении ждало войско чудовищ и нелюдей. Каждому Асу достался свой противник. Один схватился с волком Фенриром, против Тора ополчился морской змей Йормунганд. Главный противник Асов Локи померился силами со стражем мирового древа Хеймдаллем. Асы потерпели поражение.
Фенрир проглотил Одина. Локи и Хеймдалль погибли оба, так и не определив сильнейшего. Сын Одина Видар отомстил за отца и разорвал пасть Фенриру. И вот Видар остался один среди тел богов, людей и чудовищ, он решил, что победил, но. из открывшихся врат Муспельхейма появился огненный великан Сурт и океан огня затопил остатки Вселенной, так от некогда существовавших миров остался лишь серый безликий пепел. Вот он какой, конец света.
Пострагнарёк
Вот так привычный мир, созданный из тела древнего великана Имира, исчез. Остался только корень мирового древа, который и продолжит объединять и пронизывать новую Вселенную. Из его побегов возникнет Новый Мир. После этого к жизни вернутся многие из тех, кого лишил жизни Рагнарёк.
Мифология скандинавских и германских язычников в этом сюжете обыгрывает мотив регенерации, цикличности мироздания и возрождения жизни. Из обители мертвых вернутся Хед и Бальдр, сыновья Тора — Магни и Моди, а также сыновья Одина Вали и Видар. В сагах их также называют «младшими богами». Помимо них Рагнарек переживут мужчина и женщина. От них произойдет будущий человеческий род.
При этом новая история будет историей не богов, а людей. Не богов, а людей как богов!
Повесть о Рагнарёке сложена в песне «Прорицание вёльвы». По разным оценкам она появилась около X века. В эпоху европейского романтизма это произведение стало пользоваться небывалой популярностью.
Историю о Рагнарёке изложил в своем творчестве знаменитый композитор Нового времени Рихард Вагнер. В его тетралогии «Кольцо Нибелунга» боги охвачены безумной жаждой золота, из-за которой мир погружается в испепеляющее пламя. Оперы композитора оказались настоящей вехой в искусстве. Благодаря Вагнеру выражение «Сумерки богов» стало фразеологизмом и синонимом порочного разгула накануне катастрофы.
Другой средневековый источник сведений о Рагнарёке – «Старшая Эдда». Ее мифологические песни трагичны, но при этом в своем конце они оставляют надежду на лучшее. Легенда о Рагнарёке – это повесть о том, что триумф хаоса недолговечен и кратковременен. На смену смерти приходит новая жизнь, обновленный мир и люди.
Рагнарёк – это еще и метафора о смене времен года. Гибель богов приводит к смерти природы и зиме, а их возвращение к жизни происходит вместе с наступлением очередной весны.
Последний штрих
Хотелось бы немного пояснить причину появления сегодняшней темы. В предыдущей речь шла о девяти скандинавских мифологических мирах, древнем восприятии мироздания для плавного перехода к сегодняшнему посту ( уже известны миры, население, основные мифологические герои, отношения миров). Неверно, никто и не заметил последнюю фразу введения в предыдущую тему:
И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе.
Даже боги не властны над своей Судьбой, которая может запросто лишить их бессмертия. Для этих скандинавов основополагающим моментом была судьба (рок), и для каждого свой Рагнарёк — чтобы вновь родится в Вальхалле, нужно сначала умереть на поле битвы (с мечом в руке). Они так и делали и для этого жили.
Судьба и Удача взаимосвязаны, потому-то удачливых и считали божественными посланцами Судьбы (эти древнескандинавские тезисы я постарался воспроизвести в «Солнце над фьордами»). И последнее.
Весь сегодняшний разговор сводится к ещё одному, крайне важному, по моему мнению моменту: в предыдущих постах постах и комментариях, я постарался изложить основные причины, которые привели к закономерному концу викингства. Эта будет не последней, но важной. И называется она — христианская религия, основным постулатом которой является утверждение: не Судьба, а Вера — для того чтобы быть принятым богом не нужно умирать с мечом в руках, и христианский бог слышит детей своих в любом конце света, а языческие боги, лишь на земле Скандии. Конец эпохи викингов совпадает с укоренением христианской религии по всей Скандинавии.
А закончить мне бы хотелось вот такими стихами о войне.
Война — дело подлое,
Даже если воюют честные,
Даже если они правы.
Война — дело тёмное,
Даже если воюют светлые,
Даже если не ради славы.
Война — дело грязное,
Даже если руки чистые,
Сзади тянется след кровавый.
Каждый раз обнажая меч.
Помни о тех, кто падёт от него.
На войне не один отвечает за всех.
А, весь Мир — за одного.
Источник: author.today
God of War: нарративный Рагнарёк. Разбор сюжета
Разбор сюжета нового Бога Войны. Почему Рагнарёк это НЕ игра года?
Новый God of War (Бог Войны) уже отгремел. Сейчас Ragnarok (Рагнарёк) буквально не сходит с самых различных интернет страниц. Я уже делал пост с первыми впечатлениями. Там я говорил, что после прохождения хочу сделать разбор сюжета. И чтож, вот и он. Сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями уже от всей игры, рассказав, какие самые главные проблемы есть у данной истории.
Так же затронем и предыдущую часть, ставшую первой в этой скандинавской дилогии. Разумеется, со спойлерами.
Скандинавский эпос
Кратос, после того, как в концовке God of War 3 разобрался со своими родственничками, жившими на Олимпе, пропал, оставив после себя открытый конец и огромное поле для фантазии игроков. Тем не менее, 8 лет спустя (а на деле 6 лет, ведь анонс состоялся раньше), мы узнаём, что яростный спартанец вовсе не погиб, но каким-то образом оказался в совершенно другом мире, с совершенно другими, пусть и схожими проблемами.
Как вы наверняка помните, первая часть нового Бога Война (буду называть её оригинальном) стартует с того момента, как жена Кратоса и, соответственно, мать Атрея по имени Фэй, умирает. В качестве своей последней воли, она просит отца и сына развеять её прах на самой высокой горе. Это запускает сюжет, отправляя главных героев в длительное путешествие. В ходе него, они сталкиваются с неизвестным им богом, попадают в разные миры и всё такое.
Оригинальный Бог Войны целиком и полностью посвящает себя этому путешествию, раскрывая нам самого Кратоса и его сына Атрея, а так же ставя тему их взаимоотношения во главу стола. В самом же конце, после выполнения последнего желания Фэй, мы узнаём о великаньем пророчестве и о том, что Кратосу в скором времени предстоит умереть. А убитый спартанцем Бальдр и наступившая вследствие чего Фимбулвинтер лишь говорит о том, что всё идёт, так сказать, согласно плану.
Рагнарёк и нелогичность Кратоса
И вот мы приходим к началу истории сиквела. Атрей сильно повзрослел, а это означает, что прошло как минимум несколько лет. Хрупкое взаимопонимание, которое отец и сын установили друг с другом в конце оригинала под угрозой, поскольку парень рвётся в бой (бой рвётся в бой, лол), желая получить свои ответы. Кратос же, зная о своей судьбе (чего не знает Атрей) и уморённый глубоким жизненным опытом, не желает этого, всеми силами пытаясь усмирить нрав сына.
И вновь, по лекалам первой части, в дом к главным героям совершают неожиданный визит асы. Тор и Один, так же являющиеся отцом и сыном, приходят к Кратосу и Атрею. Тор, как и подобает сыну, рвётся в бой, тогда как Один, всеотец, предлагает спокойно всё обговорить. Он предлагает перемирие, ведь их объединяет обоюдное желание избежать рагнарёка.
Он предлагает забыть о произошедшем с Бальдром и детьми Тора, и обещает не трогать никого, пока не пролита кровь асов. Кратос же отвечает отказом, и это был первый раз, когда я спросил у игры: «Почему?».
Многие могут сказать, что Кратос никогда не доверял богам, поэтому его отказ выглядит логичным решением для того Кратоса, что мы знаем. Но в том то и дело. Он изменился. Новый Кратос как раз таки должен был согласиться на подобный пакт, ведь он хочет сохранить жизнь себе и сыну, и отнюдь не желает вступать в новую войну с богами.
Кроме того, никто ведь не заставлял Кратоса тупо верить Одину, понимаете? Слепой же отказ это практически прямой путь к конфронтации.
Ход повествования
После этой сцены и битвы с Тором, Кратос и Атрей, решив некоторые личные вопросы, отправляются на поиски Тюра, уже местного Бога Войны. Они спасают его из плена Одина и вместе с ним обустраиваются в доме старых друзей, гномов Брока и Синдри. Подслушав разговор Кратоса и Мимира, Атрей решает отправиться в самоволку в Мидгард, где, казалось бы, безуспешно, пытается переубедить Фрейю. После чего мы опять берем под управление Кратоса и идём разваливать Альфхейм, пытаясь побольше узнать о пророчестве.
Вновь вернувшись в новый дом, Атрей, пытаясь уснуть, попадает в секретное место Йотунхейма. Там он встречает Ангрбоду, едва ли не последнюю представительницу рода великанов. Она открывает ему последнюю часть пророчества, где говорится о том, что он перейдёт на сторону Одина, а его отец погибнет. Это пугает его. Он не хочет такой судьбы и это в будущем скажется на ходе сюжета.
Тут же мы узнаем о том, откуда появился Йормунгард и почему он узнал Атрея в прошлой игре.
Пытаясь вернуться домой он узнает, что, оказывается, прошло уже два дня. Отец зол на него, ведь сын пропал внезапно и на столь длительный срок. Он подозревает его в том, что тот всё это время был в Асгарде. Между ними разрастается давно уже зародившееся недоверие. Тут Атрей вновь сбегает, в конечном итоге решает отправиться в тот самый Асгард, дабы узнать о планах Одина.
Всеотец открывает ему свою тайну. Весь его дворец в Асгарде построен вокруг загадочного разлома в пространстве-времени. Он верит, что заглянув в него, можно узнать всё. О смысле существования, о рагнарёке и так далее. Однако попытавшись сделать это однажды, он потерял свой глаз.
И что бы разобраться с этим, ему нужен Атрей, он же Локи. Всё дело в том, что Один обнаружил осколок мистической маски, которой мы ранее видели во сне. Эта маска, по заверению всеотца, даст своему обладателю возможность заглянуть туда и узнать всё. Но проблема в том, что она расколота на несколько частей, которые разбросаны по всем девяти мирам. И только Локи, способный переводить самые разные языки, может прочитать символы на осколках и понять, где же находятся остальные.
Финальный акт
Так и протекает остаток сюжета. Мы берём под свой контроль то Кратоса, то Атрея, отправляясь в разные миры, выполняя разные поручения. И затем, собрав, наконец, маску и победив ещё одного аса, случается самый крутой сюжетный поворот в игре. Спасённым в начале игры Тюром на деле оказывается Один. Он всё это время был им и наблюдал за главными героями, узнавая их планы.
В попытке завладеть маской и уйти, он убивает Брока и сбегает, хотя маску удаётся сохранить.
Обуреваемые яростью, герои решают пойти на войну. Завершив все приготовления, мы трубим в рог, объявляя о рагнарёке, после чего нападем на Асгард. Там, пробираясь через небольшую группу врагов, мы добираемся до дворца Одина. Тут вновь идёт битва с Тором, которая перетекает в бой с Одином.
И вот, победив всех и уничтожив Асгард, мы отпускаем сына в путешествие, а сами остаемся, дабы стать великим богом, которого все почитают. Ну, тобишь остаёмся закрывать сайды и зачищать локации, кудаж без этого.
Масштаб без Масштаба
Так вот, зачем я всё это вам вообще рассказал. Дело в том, что у игры, помимо очевидных проблем с логикой коих не мало, и которые есть везде, имеется ещё одна очень важная проблема, из-за которой моё отношение к игре стало ухудшаться начиная со второй половины. А именно проблема масштаба истории. Давайте сперва узнаем, что такое рагнарёк?
Согласно германо-скандинавской мифологии, рагнарёк это своеобразный конец света. Последняя битва богов, итогом которой будет конец всему сущему. И проблема возникает тогда, когда ты понимаешь, что пусть это слово и вынесено в название игры, оно совсем не является главным в самой игре.
На протяжении всего сюжета, мы гуляем по 7-8 небольшим коридорным локациям, выполняя самые обычные поручения. В самом же конце, нас ждёт прогулка по Асгарду, охваченному войной. Но даже там, всё что нам предстоит делать, так это проходить из точки А в точку Б, пару раз меняя управляемого героя, в конце чего нас ждёт парочка средних боссфайтов. Из-за всего этого, вместо гигантского скандинавского эпоса о конце света, игра ощущается, как выразился мой друг, словно драка в коммуналке, а никак не последняя война богов.
И тут вы можете сказать, дескать, первая часть была такой же, так почему у неё нет такой проблемы? Всё потому, что прошлый Бог Войны был максимально личной историей. Всё что от него требовалось, это привести героев в финальную точку и разобраться со своим врагом. И, что более важно, геймплей и геймдизайн соответствовали этому.
Здесь же всё это осталось практически тем же, тогда как сама история теперь куда более масштабна. Из-за чего и возникает такой вот лудонарративный диссонанс, когда геймплей и история практически противоречат друг другу.
Кратос который (не)смог?
Идём дальше. Помимо вышеописанного, у игры есть ещё одна весомая проблема. А именно постепенный слив главных интриг истории. Начнём с Кратоса. С самого конца предыдущей игры, мы знали, что спартанец должен умереть. Сколько же было самых разных теорий об этом. Кто-то говорил, что он погибнет в конце игры.
Кто-то считал, что это случится в начале. Лично я думал, что он погибнет в начале игры, а Атрей будет его воскрешать, путешествуя во времени. Подобный ход не нов для серии, а наличие Йормунгарда, как бы прямым текстом говорило нам о том, что подобное точно будет.
Что же мы получили на деле? Разумеется, Кратос выжил. И как сам факт, меня это устраивает. Он уже умирал несколько раз, и очередная смерть пошла бы в разрез с теми изменениями, которые персонаж пережил за две последние игры. Но вот то, как это показали, не выдерживает никакой критики. Вплоть до самой финальной битвы, я всё гадал, выживет ли он или же нет.
И в конце концов, спартанец оказался живее всех живых. А самое тупое то, что нам почти никак не показали момента, где случился перелом. Вернее, показать показали, но акцента на нём не было никакого. Он просто изменил решение и пощадил Тора и Одина? Или же всё изменилось, когда он решил не мстить, но добиваться справедливости? Где та точка?
Почему, имея столь расхваленную всеми (в том числе и мной) постановку, столь важные моменты геймплейно никак не выделяются? Почему подобные важные изменения вообще проходят между строк?
Макгаффин как отсылка
Теперь о маске и разломе. Честно говоря, когда я впервые это увидел, у меня в голове возникла теория. Я считал, что именно благодаря этому самому разлому и получится отправиться в прошлое, и именно благодаря нему, Атрей и сможет спасти своего отца от пророчества. Маска же тут должна была стать ключом. И именно поэтому она приснилась нам в начале. Но нет.
В самом конце, Атрей просто сломал её, уничтожив разлом. И сам по себе это тоже неплохой ход. Но, как и в случае с тем, что Кратос внезапно выжил, он никак не обыгрывается и подаётся слишком просто и буднично. Хотя на этом строилась почти вся игра. Или как минимум её половина.
А потом я увидел интервью, в котором говорилось, что вся эта тема с маской была добавлена в игру как самая обычная отсылка. Отсылка на фильм Маска с Джимом Керри. Вот и всё. Просто пасхалка, на которой выстроена половина сюжета и которая почти ни к чему не приводит. Разве что, к личностному росту самого Атрея, но опять же, это можно и нужно было подавать по-другому, сделав на этом более глубокий акцент.
Персонажи
Даже с персонажами в этой игре всё совсем неоднозначно. Я бы даже назвал их палкой о двух концах. С одной стороны, жертвуя масштабом, главным макгаффином и так далее, игра вновь (как и первая часть) концентрируется на персонажах. Взаимоотношения отца и сына, как в виде Кратоса и Атрея, так в виде Одина и Тора. А так же двух братьев Брока и Синдри.
Внутренний конфликт Фрейи и её отношения с братом. Проблемы внутри семьи Тора и так далее. В целом, всё это поставлено хорошо и интересно. Но с другой стороны, логических проблем тут тоже хватает. Почему Сиф внезапно предаёт Одина? Ведь ещё часа полтора-два назад она с гордостью сообщила ему о виновнике в смерти Хеймдалля, обвинив Атрея в предательстве.
Почему Синдри после потери брата начал винить больше Кратоса и Атрея, нежели прямого виновник? Подобных вопросов тоже хватает, хоть и на некоторые кое-как и можно выдумать ответ.
Итог
И если покопаться, можно найти куда больше похожих проблем. К сожалению, Рагнарёк это игра, в которой потенциал так и остался нераскрытым. Игра говорит нам о масштабе, но на деле является очень коридорной и ощущается очень узкой. Думаю, это произошло из-за того, что изначально планировали сделать трилогию, но, в конце концов, остановились на дилогии.
И будь здесь третья часть, она могла бы взять финальный акт Рагнарёка (после смерти Брока) за основу, и раскрыть его по максимуму. Как пример, могу вспомнить тот же третий God of War, который целиком и полностью концентрируется на финальной битве против Зевса и остальных. Там из одного события сделали целую игру, растянув её так, что та получила практически идеальный хронометраж.
Здесь же, увы и ах, но большая часть сюжета это просто возюканье ради возюканья, которое в конце ни к чему не приводит. И в этот раз, даже взаимоотношения персонажей не особо исправляют положение. Не помогают так же и сайдквесты. Да, их тут много и многие из них хороши.
Но они либо никак не относятся к самому сюжету и лору, либо углубляют лишь персонажей, что и в самом сюжете сделано относительно неплохо. Сам сюжет же ощущается скомканным и попросту странным, чего никак нельзя было ожидать от студии, создавшей лучшую игру 2018-го года. Вот так вот.
Источник: www.ixbt.com