После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Подписи к слайдам:
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ С2.1 ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ (1)Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное. (З)Серёжка медленно вышагивал под тенистыми липами. (4)Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее. (7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8)Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9)Но ничего! (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру. (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды. (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ (19)Нет, пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхрофазотроном! (20)Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон, — круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21)И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы. (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26)Да это сам Иван Грозный! (27)Какой приказ отдаст он своему воину? (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: — (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»? — (ЗО) Н-не знаю, — растерянно пролепетал Серёжка. — (31)То есть что я. (32)Знаю! (ЗЗ)Сначала постоянно прямо, потом налево. — (34)Спасибо, — сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (З6)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный. (39)А жаль.
А на районе идет дождь, я сижу на кухне хаваю борщ
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста. Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Нейромонах Феофан — Притоптать | Neuromonakh Feofan
ТЕОРИЯ Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). ТЕОРИЯ Грамматические понятия Способы создания оценочных значений для различных частей речи.
Части речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки. Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).
ТЕОРИЯ Лексические понятия Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Омонимы, синонимы, антонимы Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении Историзмы, архаизмы, неологизмы Заимствованные слова Фразеологизмы ТЕЗИС Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
КОНТЕКСТ №1 (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. ПРИМЕР №1 Возьмём, например, контекстные антонимы, которые широко используются в художественной речи как выразительное средство создания контраста.
В данном тексте автор, показывая разыгравшуюся фантазию Серёжи, использует слова: «стадион – римский Колизей», «ученик – гладиатор», «штаны и куртка – доспехи» (предложения 15, 16, 17). Эти контекстные антонимы показывают нам мир необузданных фантазий главного героя.
КОНТЕКСТ №2 (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: — (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»? ПРИМЕР №2 Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы. Например, слово «дружище» (предложение 29) имеет в своём составе суффикс преувеличения -ищ-.
В данном тексте это слово имеет разговорную окраску, показывая ироничное отношение старика к размечтавшемуся мальчику. КОНТЕКСТ №3 — (34)Спасибо, — сказал, ничуть не удивившись, старик. (35) И пошёл. (З6) Медленно. (37) Спокойно. (38) Но уже совсем не как Иван Грозный. (39) А жаль.
ПРИМЕР №3 Парцелляция широко используется в художественной литературе как особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. (Усиливающий значение конкретного слова) В данном тексте автор использует это средство в предложениях 35, 36, 37, 38, 39.
Оно помогает увидеть растерянность главного героя, которого так неожиданно вернули из мира фантазий. КОНТЕКСТ №4 (21) И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы. (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26) Да это сам Иван Грозный!
ПРИМЕР №4 Возьмём, например, предложения 21 и 26. Они являются восклицательными с точки зрения интонации. Автор не случайно использует их в своём тексте. Они помогают читателю увидеть ироничное отношение автора к своему герою.
КОНТЕКСТ №5 (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды. ПРИМЕР №5 Особое внимание при анализе синтаксиса текста можно обратить на использование односоставных предложений. Так, предложения 12 и 13 являются неопределённо-личными. Такие предложения помогают читателю акцентировать внимание на действии. Автор показал необузданный полёт фантазии Сыроежкина.
Источник: uchitelya.com
Коновалова Наталия Ивановна, учитель русского языка МКОУ Аннинская СОШ 1 Работа с текстом как путь к созданию сочинения С2. — презентация
Презентация на тему: » Коновалова Наталия Ивановна, учитель русского языка МКОУ Аннинская СОШ 1 Работа с текстом как путь к созданию сочинения С2.» — Транскрипт:
1 Коновалова Наталия Ивановна, учитель русского языка МКОУ Аннинская СОШ 1 Работа с текстом как путь к созданию сочинения С2
3 ( 1)Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное. ( 1)Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное. (З)Серёжка медленно вышагивал под тенистыми липами. (4)Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее. (7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8)Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9)Но ничего! (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру. (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды. (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых. (19)Нет, пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхрофазотроном! (20)Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон, круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21)И сейчас Серёжка не просто ученик он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы. (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26)Да это сам Иван Грозный! (27)Какой приказ отдаст он своему воину? (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: — (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»? — (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»? — (ЗО) Н-не знаю, растерянно пролепетал Серёжка. (31)То есть что я. — (ЗО) Н-не знаю, растерянно пролепетал Серёжка. (31)То есть что я. (32)Знаю! (ЗЗ)Сначала постоянно прямо, потом налево. — (34)Спасибо, сказал, ничуть не удивившись, старик. — (34)Спасибо, сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (З6)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный. (39)А жаль. /По А. Велтистову/
6 Ле́ксика Ле́ксика совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Грамматика Грамматика — 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения; 2) раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.
7 1. Читая, ученик делает пометки в тексте. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. «V» — уже знал «+» — новое « — » — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы
8 ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ИСТОРИЗМЫ, АРХАИЗМЫ, НЕОЛОГИЗМЫ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ И ОГРАНИЧЕННЫЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ СЛОВА ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ
9 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СИНТАКСИС словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи МОРФОЛОГИЯ (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость)
10 1 строка Тема 1 слово существительное 2 строка Описание признаков 2 слова прилагательные 3 строка Действия 3 слова глаголы 4 строка Личное отношение к описываемому предмету или объекту фраза 5 строка Резюме, характеризующее суть предмета или объекта 1 слово
11 1. Вопрос, утверждение, конструкция 1. Вопрос, утверждение, конструкция 2. Задающее направление, утверждающее 2. Задающее направление, утверждающее 3. Можно ли согласиться, согласен, попробуем доказать 3. Можно ли согласиться, согласен, попробуем доказать 4. Можно ли согласиться с … 4. Можно ли согласиться с … Я согласен с утверждением, … Я согласен с утверждением, … Итак, попробуем доказать, что … Итак, попробуем доказать, что … 5. Начало 5. Начало
12 1.ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ВОПРОС, ЗАДАЮЩИЙ НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ РАССУЖДЕНИЯ: Можно ли согласиться с утверждением, что « словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»? 2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ-УТВЕРЖДЕНИЕ: Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 3. КОНСТРУКЦИИ ТИПА: Попробуем доказать, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел.
14 ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ Конекстныеантонимы стадион – римский Колизей, ученик – гладиатор ученик – гладиатор штаны и куртка – доспехи штаны и куртка – доспехи (предложения 15,16,17) (предложения 15,16,17) слово «дружище» (предложение 29) Суффикс преувеличения — ИЩ — Разговорный стиль слово «дружище» Парцелляция 35) И пошёл. ( З6) Медленно. (37) Спокойно. ( 38 ) Но уже совсем не как Иван Грозный. (39 ) А жаль ( 35) И пошёл. ( З6) Медленно. (37) Спокойно. ( 38 ) Но уже совсем не как Иван Грозный. (39 ) А жаль. Восклицательные предложения ( 21) И сейчас Серёжка не просто ученик он физик. ( 26) Да это сам Иван Грозный! Односоставные предложения 12) Пока вал не убрализдесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные сна 12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды. ТЕЗИС
15 1. Вывод 2.Свидетельствующий, помогающий 3.Согласиться, прийти, сделать 4. Можно согласиться с утверждением, Мы пришли к выводу, …. Мы пришли к выводу, …. 5. Итог.
16 Можно ли согласиться с утверждением, что Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»? В современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел. Так мы пришли к выводу, что в тексте значение Так мы пришли к выводу, что в тексте значение слова и грамматические способы его реализации помогают более полному выражению авторского замысла.
17 Попробуем доказать, что «словарь языка свидетельствует, о чём Попробуем доказать, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел.
Возьмём, например, контекстные антонимы, которые широко Возьмём, например, контекстные антонимы, которые широко используются в художественной речи как выразительное средство создания контраста. В данном тексте автор, показывая разыгравшуюся фантазию Серёжи, использует слова: «стадион – римский Колизей», «ученик – гладиатор», «штаны и куртка – доспехи» (предложения 15, 16, 17).
Эти контекстные антонимы показывают нам мир необузданных фантазий главного героя. Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы. Например, слово «дружище» (предложение 29) имеет в своём составе суффикс преувеличения -ИЩ-. В данном тексте это слово имеет разговорную окраску, показывая ироничное отношение старика к размечтавшемуся мальчику. Так мы пришли к выводу, что в тексте значение слова и грамматические Так мы пришли к выводу, что в тексте значение слова и грамматические способы его реализации помогают более полному выражению авторского замысла.
18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник: www.myshared.ru
Рано утром когда сережка вышел за хлебом во дворе
Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я даю согласие на обработку персональных данных
Задать вопрос
Задать вопрос
(1)Рано утром, когда Сережка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2) Поболтать было не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное.
(3)Сережка медленно вышагивал под тенистыми липами.(4) Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее.. (7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8)Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9)Но ничего! (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру. (11)А вот буль-дозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, поса¬дят кусты, поставят спортивные снаряды.
(14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен схватиться с тиграми и львами и пора¬зить их своим мечом, чтобы остаться в живых.
(19)Нет, пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхро-фазотроном! (20)Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон, — круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21)И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начина¬ет размышлять, что на них за следы.
(23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26)Да это сам Иван Грозный! (27)Какой приказ отдаст он своему воину?
(28)Грозный приостановился и спокойно спросил:
— (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Милли¬он мелочей»?
— (30)Н-не знаю, — растерянно пролепетал Серёжка. — (31)То есть что я. (32)3наю!
(33)Сначала постоянно прямо, потом налево.
— (34)Спасибо, — сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (36)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный. (39)А жаль.
_________________________________________________________________А1. На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Почему Сережка Сыроежкин способен к таким разнообразным фантазиям?
2) Что исследуют физики при помощи синхрофазотрона ?
3) Каким был московский Кремль во времена Ивана Грозного?
4) Почему Сережка не сразу смог указать старику дорогу к магазину «Миллион мелочей» ?
_________________________________________________________________А2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сережка Сыроежкин видит всё окружающее не таким, каким оно является в действительности?»
1)(1)Рано утром, когда Сережка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное.
2)(5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было еще лучше, интереснее, значительнее.
3)(14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Сережка смотрит на нее, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея.
4)(21)И сейчас Сережка не просто ученик — он физик! (22)Вот он берет фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы.
_________________________________________________________________А3. Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 14-22?
1)Сережка — пустой мечтатель, тратящий время на никчемные фантазии.
2)Сережка — человек поверхностный, не обладающий глубокими знаниями.
3)Сережка — самовлюбленный человек, представляющий себя героем и умником.
4)Сережка не только фантазер, мечтатель, но и человек разносторонних знаний.
_________________________________________________________________А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «схватиться» (предложение 18)
1)сплестись 3)взяться
2) сразиться 4)закрепиться
_________________________________________________________________А5. Какой из приведенных ниже фрагментов (или предложений) противопоставлен в тексте по содержанию предложению 26: «Да это сам Иван Грозный!» ?
1)(25)Вот приближается высокий старик с палкой.
2) — (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»?
3) — (30)Н-не знаю, — растерянно пролепетал Сережка. — (31)То есть что я. (32)Знаю!
4) — (34)Спасибо, — сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошел. (36)Медленно. (37)Спокойно.
_________________________________________________________________СКАЖИТЕ ПОЖААЛУЙСТА ОТВЕТЫ!)
- 21 May 2013
- Ответ оставил: рома77777777
Источник: vseznanija.com