Кто должен платить: владельцы золота или серебра, украшений и изделий из них, как использующие их для сохранения денег, так и применяющие их (украшения, изделия) хотя бы изредка.
Минимальное количество: для золота и украшений из него – 85 граммов, для серебра и украшений – 595 граммов.
Размер закята: 2.5% от общей суммы золота или серебра.
Закят с денежных средств
Кто должен платить: владельцы денег во всех их видах: наличных, безналичных, валюты, инвестированных с целью сохранения капитала в имущество (например: ценные бумаги, недвижимость, драгоценности и тому подобное).
Минимальное количество: определяется по цене на золото. По курсу Центробанка РФ на 1 сентября 2008 года цена 1 грамма золота составляла 659 руб.83 коп. Соответственно, сумма 85 граммов золота равна 56 086 рублей. Таким образом, минимальное количество денежных средств, с которых требуется выплачивать закят, составляет 56 086 рублей.
Условие: сумма денег, превышающая минимальный уровень, должна находиться в личном владении не менее одного года. Кроме того, деньги, потраченные в течение года на личные и семейные нужды, исключаются из общей суммы денежных средств, с которых отчисляется закят.
Как рассчитать закят? — Абу Ислам аш-Шаркаси
Размер закята: 2.5% от общей суммы денежных средств.
Периодичность выплаты закята: 1 раз в год.
Условный пример: в прошлом году сумма денег у некоего человека превысила минимальный уровень и в течение всего года не уменьшалась. В конце года у него имелись следующие денежные средства:
— наличными: 30 000 руб.
— на расчетном счете: 100 000 руб.
— инвестировано в акции с целью хранения: 50 000 руб.
— в валюте: 800 долларов (примерно 20 000 руб.).
Общая сумма денежных средств: 200 000 руб.
Сумма закята: 5 000 руб.
Закят с предметов торговли
Кто должен платить: предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью.
С чего платится закят: с ликвидных товаров, предназначенных для продажи. Учет ведется по рыночной цене продажи товаров.
Примечание: разрешается уменьшать общую сумму предметов торговли в денежном эквиваленте в том случае, если в течение года происходили расходы на покупку и обслуживание основного капитала, арендные платежи за торговые площади и прочее арендованное имущество, заработные платы работникам, расходы на электроэнергию, газ и т.п.
Размер закята: 2.5% от суммы предметов торговли в денежном эквиваленте.
Периодичность выплаты закята: 1 раз в год.
Закят с урожаев сельхозпродукции
Кто должен платить: фермеры, сельхозпредприятия, собственники, получающие урожаи овощей, зерновых и прочей сельхозпродукции.
Минимальное количество урожаев: 675 кг для каждого вида продукции в отдельности.
Периодичность выплаты закята: соответствует количеству собираемых урожаев. Срок выплаты закята – непосредственно после сбора урожая.
Размер закята: зависит от способа выращивания сельхозпродукции. Если для этого не применяется искусственное орошение (зерновые, картофель и некоторые другие овощи), то с таких урожаев нужно отчислять 1/10 (десятину) от собранного. Если же использовалось искусственное орошение, то выплачивается 1/20 (половина десятины) от урожая.
Как рассчитать выплату закята с имущества?
Закят с заработных плат, дивидендов, ренты (дохода от сдачи имущества в аренду), гонораров и т.п.
Кто должен платить: получатели указанных видов заработка.
Периодичность выплаты закята: 1 раз в год.
Условия: с упомянутых видов дохода закят платится в том случае, если они направляются на сохранение и сбережение. В случае расходования части доходов на личные, семейные нужды, закят с этой части не платится. Полученные и сохраненные доходы должны превысить минимальный уровень (на 1 сентября 2008 года – 56 086 рублей), а затем в течение года не опуститься ниже этого уровня.
В том случае, если человек получает доход от сдачи имущества в аренду (квартиры, торговых площадей, техники и т.п.), закят платится только от сохраненных доходов, а не со стоимости имущества, сдаваемого в аренду.
Размер закята: 2.5% от суммы сохраненных доходов.
Закят со скота
Кто должен платить: фермеры, сельхоз-предприятия, собственники, владеющие и выращивающие следующие виды домашнего скота: коров, овец, верблюдов.
Облагаемый минимум коров – 30 голов, с которых взимается один бык или корова.
Облагаемый минимум овец – 40 голов, с которых взимается одна овца.
Облагаемый минимум верблюдов – 5 голов, с которых взимается одна овца.
(Если они большую часть года паслись на воле).
Куда направить закят?
Закят является частью религии, поэтому направления расходования закята строго зафиксированы в Исламе, и не разрешено направлять закят в иные стороны. Таких направлений – восемь, все они перечислены в следующем аяте из Корана:
«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха» (9: 60).
Как следует из этого аята, Аллах указывает 8 направлений расходования закята:
1. Бедным, которые не имеют возможности зарабатывать на жизнь: сироты, вдовы и безработные;
2. Нуждающимся – тем, кто имеет лишь минимум элементарных средств существования;
3. Тем, кто занимается сбором и распределением закята;
4. Новообращенным мусульманам, которые близки к вере или еще слабы в религиозности;
5. Для выкупа и освобождения рабов или пленных;
6. Должникам для освобождения от долговой зависимости, вызванной давлением обстоятельств: природные стихии, аварии, болезни, расходы на семью, женитьба, покупка элементарного жилья;
7. Мусульманам, находящимся на пути Аллаха, занимающимся исследованием, изучением или пропагандой Ислама. Эта дотация направлена на покрытие их расходов и на помощь им в продолжении занятий;
8. Путникам, которые испытывают трудности на чужбине и нуждаются в помощи для возвращения на родину.
Закят аль-фитр
Кто должен платить: закят аль-фитр является обязательным для каждого мусульманина, обладающего необходимым пропитанием для себя и своей семьи. Закят аль-фитр обязателен как для взрослых, так и для детей. Глава семьи выплачивает за себя и за всех, кто находится на его материальном обеспечении.
Размер закята: предпочтительно выдавать закят аль-фитр продуктами питания (примерно 2.2-2.5 кг сыпучих продуктов за каждого человека).
Кому отдать закят аль-фитр: бедным и нуждающимся людям, предпочтительно – старикам и многодетным семьям. Если нет такой возможности, разрешается передать закят аль-фитр в специальные фонды, кассы, которые занимаются сбором и распределением закята.
Время выплаты закята аль-фитр: в конце месяца Рамадан. Желательнее всего подать эту милостыню за день до праздника Ийд аль-Фитр (Ураза-байрам).
Источник: www.muslimpress.ru
Способ расчета закята с золота и серебра.
При расчете учитываются и вес золотых и серебряных украшений для женщин, и прочие изделия из этих металлов. То есть, при определении Нисаба, в учёт идут все золотые и серебряные изделия, находящиеся в наличии. Сюда же прибавляется и вес изделий из сплавов золота с другими драг. металлами, если состав золота в сплаве превышает 50%. Общая стоимость 96-ти гр. золота и 672-х гр. серебра — одинакова. Так как в мазхабе Ханафи 1 гр. золота условно приравнивается к 7-ми граммам серебра.
При переводе золота и серебра в рубли, исходят из современной реальной рыночной стоимости золота в ювелирном магазине 1 грамм золота стоит 1700 руб., в банке 1 грамм золота стоит 1595 руб. Но на покупку от вас примут 1 грамм только за 1517 рублей. Стало быть реальная стоимость одного грамма золота для вас – 1517 рублей. Исходя из этого, минимальным достатком (Нисабом), с которого необходимо уплатить закят будет: 96 умножаем на 1517 = 145632 рублей.
Итак, если в течение года при стоимости 1-го грамма золота в 1517 р. у вас будет ценностей на сумму 145632 руб. и более, сверх необходимых для нужд вашей семьи и сверх вашего долга, то с этого имущества надо выплатить закят в сумме 2,5 %.
Предположим, что в течение года у вас было ценностей на сумму 145632 р. Делим эту цифру на сорок и получим сумму, которую вы должны выплатить в качестве заката: 145632: 40 = 3640 рублей 80 копеек = сумма вашего закята. Если же например, в течение года вы хранили 4500 долларов, то сумма вашего заката составит: 4500: 40 = 112,5 доллара. Если вы хотите эту сумму отдать в соответствующих рублях, то надо будет отдать сумму денег, на которые можно купить эти самые 112,5 доллара. Предположим, что 1 доллар в данное время можно купить за 35 рублей, тогда сумма вашего закяата в этом случае составит: 112,5 х 35, получим 3937 рублей 50 копеек.
С имущества, предназначенного для торговли.
Нисаб (минимальная сумма с которой выделяется закят) в отношении товаров на продажу вычисляется оценкой этих товаров, стоимость должна быть равна нисабу для золота и серебра. Выплачивать следует 1/40 часть. Всё, что выше минимума, высчитывается таким же образом.
Товаром именуется всё то, что человек готовится продать с целью получения прибыли, например продукты питания, одежда, автомобили или земельные участки, которые кто-либо покупаетс цель дальнейшей продажи. Со всего этого следует выплачивать закят.
Имам Ибни Абидин (Саййид Мухаммад Амин 1198/1252 – 1784/1836 г.г.) пишет, что имущество этого разряда должно быть куплено с целью последующей продажи. Сюда не входят доходы, получаемые с садов и полей, так как с них надо отдавать другой процент (налог с садов и полей называется не закят, а «ушр», если плательщиками являются мусульмане, или «харадж», если плательщики — не мусульмане (Зимми).
По этой же причине не входят также в этот разряд сад, огород, кусок земли полученные в подарок или в наследство. Имущество, купленное вначале для продажи, но затем использованное для личных нужд, выходит из состава Нисаба. Также и зерно, купленное с целью торговли, но затем использованное в качестве семян на собственном поле, выходит из этого разряда.
Торговля, пишет имам, это действие. И здесь одного намерения недостаточно. С любого другого имущества, (неважно, каким законным образом они были получены), требуется уплата заката.
Когда наступает срок выплаты закята, мусульманин, занимающийся торговлей и обладающий установленным минимумом средств, равного стоимости 96 граммов золота, должен сложить все свои средства включая величину основного капитала, прибыли, сбережений и долгов, а также подсчитать стоимость имеющихся у него товаров с учётом сложившихся цен, после чего уплатить со всего этого закят в размере 2,5% от общей стоимости всего, что у него есть. Из полученной после подсчётов суммы вычитается сумма его собственных долгов. При подсчётах не учитывается стоимость принадлежащих ему строений, домашней обстановки, сосудов, используемых им в торговых делах, весов и тому подобных вещей.
После оценки стоимости имеющихся товаров их владелец должен выплатить закят либо со стоимости этих товаров, либо выплатить закят самими этими товарами. Так, например, тот, кто торгует тканями, может выплатить закят либо деньгами, либо тканями.
Лучше всего учитывать интересы бедняка, для которого иногда более полезными могут оказаться деньги, а иногда — товары.
С урожая садов и полей.
С урожая выплачивается налог, называемый «Ушр». Это указано в 141 аяте суры 6 — «Скот». По мазхабу Ханафи с земель, орошаемых дождём или речной водой (естественное орошение) отдаётся бедным одна десятая часть урожая. При принудительном орошении (с использованием техники, лошадей) – одна двадцатая часть. В обоих случаях отдаётся из общего количества урожая.
Или же выплачивается адекватная стоимость в деньгах. Выплачивать стоимость можно независимо от того, может ли человек выплатить закят имуществом как таковым или деньгами, поскольку закят предназначен для бедных, а для них нет разницы между стоимостью той или иной вещи и самой этой вещью. Аль-Бухари приводит сообщение, в котором говорится, что Му‘аз, да будет доволен им Аллах, сказал жителям Йемена: “Приносите мне в качестве закята ткани (или: одежды) вместо ячменя и проса, ибо это будет легче для вас и лучше для сподвижников пророка (сгв), в Медине”.
Если земля орошается иногда с помощью вспомогательных средств, а иногда без их помощи примерно в равной степени, то с урожая взимается 7,5 % от урожая. Если же один из видов орошения преобладает над другим, то на меньшее распространяется действие большего, что соответствует мнению Абу Ханифы. Расходы по перевозке, сбору, молотьбе, очистке и хранению зерна, а также прочие накладные расходы, которые несёт владелец, не вычитаются из суммы выплачиваемого закята.
Абу Ханифа считал, что закят обязателен со всех видов того, что растёт на земле, будь то овощи или что-нибудь ещё, при условии, что, обрабатывая землю, человек обычно делает это с целью извлечения из неё дохода, а дрова и деревья, не дающие плодов, из этого следует исключать. При этом он ссылался на общий характер слов пророка (с.а.в.): «С тех земель, которые орошаются дождями, (следует взимать) десятину” (Аль-Бухари). Данное установление распространяется на все виды сельскохозяйственной продукции, с которых следует выплачивать закят.
По мазхабу Ханафи сколько бы ни было получено урожая овощей, фруктов или зерна, много ли, мало ли – в любом случае необходима выплата закята – ушра.
Ушр не выплачивается лишь тогда, когда урожай составил меньше 1-го саъа. (1 Саъа – это ёмкость, в которую входит 4 мюда чечевицы. 1 мюд равен двум полным пригоршням, и по мазхабу Ханафи равен двум рытл. Таким образом 1 Саъа составит 8 рытл. Далее, 1 рытл по мазхабу Ханафи равен 130 дирхем или 91 мискаль.
Следовательно 1 Саъа по мазхабу Ханафи равен 728 мискалям или ёмкости, в которой помещается 1040 дирхем чечевицы. Если учесть, что по мазхабу Ханафи 1 дирхем равен 3,36 граммам, то получим вес 1-го Саъа, который составит около 3500 грамм (Точнее — 1040 х 3,36 = 3494,4 грамм). То есть, если нет урожая, или он составил менее 3,5 кг., то нет и ушра).
Существует и другая фетва, по которой ушр выплачивается с урожая, количество которого составит не менее пяти «весков». «Веск» приравнен к одной верблюжьей поклаже, условный вес которой принят в 60 саъа. Вес этот по мазхабу Ханафи составит: 60 х 3,5 х 5 = 1050 кг. Вторая фетва является мнением учеников Имама, — имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шайбани (Имамейн) и подразумевает только такой урожай, который хранится в течение года (например — хлопок, чай, сухофрукты). Ввиду того, что большинство учёных придерживается мнения Имама Абу Ханифа, по которой ушр выплачивается с любого урожая, то и фетва даётся по его мнению.
Использование урожая для каких-либо целей без предварительной выплаты ушра – запрещено (Харам). Например, урожай составил 100 кг. Вначале с этих 100 кг, необходимо отдать бедняку 10 кг и только потом использовать остальной урожай. Иначе в разряде недозволенного к употреблению (Харам) будут все 100 кг, а не только не отданные 10 кг.
В случае, когда была использована часть урожая до полного сбора, эта часть должна учитываться при отдачи ушра. То есть, количество использованного ранее части урожая, необходимо приплюсовать к остальной её части.
Источник: cyberpedia.su
Я владелец магазина. Как мне рассчитать размер закята?
Вопрос: У меня есть магазин. Я продаю дозволенную продукцию. Бывает, что какой-то товар реализуется быстро, а какой-то лежит порой даже несколько лет. Я покупаю товар за границей за определённую цену, а продаю уже по другой. Как я должен вычислять размер закята? Из той цены, за которую я покупаю товар или из той, за которую продаю?
Хотел бы услышать расширенный ответ.
Ответ: Всевышний в Коране сказал (смысл): «О те, которые уверовали, выплачивайте закят из того, что заработали» (сура «аль-Бакара», аят 267).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَنفِقُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ
Каждый предприниматель, товарооборот которого достигает стоимости 96 граммам золота (20 мискалов) или 672 граммам серебра (200 дирхемов), обязан выплачивать закят. Размер закята составляет 2,5% от всей суммы товарооборота.
То, что товар залёживается на полках, не является препятствием или причиной, из-за наличия которого закят был необязателен. Даже та вещь, которая не покупается на протяжении несколько лет, должна быть оценена и включена в стоимость всего товара и денег, используемых в бизнесе.
По мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) закят необходимо выделять деньгами, а не самим товаром. В ханафитском же мазхабе закят можно отдавать и самим товаром.
Товар необходимо оценивать по той цене, за которую продаёшь. Стоимость товара оценивается в день, когда обязуется выплатить закят, т.е. в тот день, когда проходит один лунный год со дня начала занятия коммерцией.
фото с ru.freepik.com
Источник: islam.ru