Речной жемчуг на Руси где добывали

В Тверской губернии в сельской местности в середине XIX в. возникает целый ряд мастерских по производству жемчужных изделий. Цепочки, жгуты, кружево, изукрашенные вкраплением натуральных каменьев и перламутра, продавались в Москве, Санкт-Петербурге, крупных российских городах. Многие мастерицы обеспечивали себя постоянным заработком.

В Новоторжском земстве была открыта специальная артель при кустарном отделе. Мастерские вязальщиц появляются и в других местах Верхневолжья. 1 Большой вклад в развитие женских ремесел и рукоделия внесли монастыри, там такой труд был каждодневной работой. Старица, Торжок, Торопец, Ржев долгое время оставались центрами женского рукоделия, где работали по русским традиционным канонам.

Соплюски: Речка Черная, в поисках пресноводной жемчужницы

До конца XVIII в. жемчуг добывали почти в 200 реках и водоемах Московского государства 2 , в чьи пределы отчасти входили и прилегающие территории Ржевского Поволжья. Природный минерал приобретает большое значение в украшении женской народной одежды, акцентируется в убранстве царских особ. Вплоть до второй половины XIX в. натуральный самоцвет широко применялся в рукоделии, только потом его заменяет бисер. Жемчужины называли окаменелой слезой, затвердевшей росой, дождевой каплей. Их ставили в один ряд с драгоценными и полудрагоценными камнями — бирюзой, лазуритом, яшмой, сердоликом, янтарем.

«Скатный» жемчуг круглой или яйцеобразной формы (местное название – «кокошки») ценили особо. В «Изборнике Святослава» ( XI в.) говорилось, что перлы (жемчуга) способствуют благоденствию, долголетию, считаются счастливыми талисманами. По народным верованиям, они приносили радость, богатство, благотворно влияли на здоровье и спокойствие женщины, оживляя природные силы. Считалось, что по своему тону (а жемчуг мог быть розоватым, золотистым, голубоватым, серебристым, сероватым, сиреневатым, бежевым) жемчужное украшение должно быть ближе к цвету кожи того, кто его носит. Есть предположение, что именно поэтому народы разных стран предпочитают жемчуг различной окраски.

Считалось, что речной жемчуг долговечнее и прочнее морского. 3 Особо ценился тот, который добывали на русских северных реках и в верховьях Волги. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем, («на блюдечке катится, не стоит на месте», – как пели в народной песне) назывался «скатень»; овальный, грушевидный — «огурчик»; «плашки» напоминали караваи хлеба, часто они служили и пуговками на одежде.

Жемчуг был излюбленным украшением на Руси. Белизна, переливчатость блеска делали его символом чистоты, праведности. Мягкость, нежная серебристость, волшебное мерцание придавали особое очарование русским костюмам. Любимым дарили жемчужные ожерелья — символ супружеской верности, благодарности, честности. Девушки вплетали жемчуга в косы, обрамляли волосы, носили жемчужные нити на шее.

Александр Пыжиков Исчезнувший жемчуг Руси

Перламутр с его переливчатой окраской был также весьма популярен в рукоделии. Это твердый внутренний слой раковины, оболочка, которой и находится жемчужина. Отшлифованный и рубленый («сеченый») перламутр применялся для изготовления пуговиц, для декодирования одежды и головных уборов, обуви.

Богато украшенные наряды зажиточных слоев, особенно горожанок (купчих, мещанок), предназначались «для выхода на люди», «в город» (местное выражение). Костюм «на праздник» тщательно берегли, часто он переходил от матери к дочери.

Отделка народного костюма Тверской губернии до середины XIX в. (а в отдельных регионах и до начала XX в.) была фиксированной и традиционной. Это выражалось в компоновке различных частей женской одежды в целом, в головном уборе, шейных, нагрудных, наплечных и наручных украшениях-оберегах. Та же тенденция прослеживается и в орнаментике, цвете, общем «звучании» женского образа. «Головы девушек покрываются венцами (высокие шапки из картона в виде усеченного конуса), которые обтянуты серебристым глазетом, низ обшит золотым газом и высажен жемчугом, к краям пришиты рясы (жемчужная сетка — О.К.), они закрывают половину лба; в ушах жемчужные четырехугольные с камушками серьги; с венца ниспадает на спину белый платок, нередко шелковый, шитый золотом; чтобы платок шире лежал по спине, под него кладется накрахмаленный плат, подкладка (особая картонная, иногда берестяная — О.К.); платок подвязан под подбородком узлом». 4

Местные рукодельницы применяли жемчуг, перламутр и натуральные цветные каменья в различных видах вышивки и шитья для объемности и цветового акуента. Золотная нить, серебряный и золоченый шнур, канитель, шелк, шерсть, мулине использовались для традиционного орнаментального украса. Жемчужные, а чуть позже и бисерные вышивки делали нарядными головные уборы (бархатки, сборники, сороки, ряски, кокошники, коруны, девичий венец, косник), шейные украшения (борок, нашейник, наборушник), наплечники, манжеты. «Наряды замужних женщин, главным образом, отличаются от нарядов девушек головными уборами: венец с выходом торопчанки замуж, заменяется кокошником; верх и затылок его из золотой парчи, передняя часть высажена жемчугом и шишками (жемчужные гроздья — О.К.), числом до тридцати и более; наибольшая шишка посреди лба, наверху каждой шишки крупная жемчужина; окраину кокошника составляют жемчужные рясы. Подобные шапки у некоторых торопчанок стоили в старинные годы от 2 до 7 тысяч рублей серебром». 5

Читайте также:
Что означает сова на браслете

Показательный пример работы с жемчугом — изготовление традиционного головного убора — ряски, бытовавшей в Ржевском Поволжье вплоть до конца XIX — начала XX веков. Она состояла из трех основных частей:

– каблучок — шапочка, шитая золотной нитью и жемчугом, куда укладывались волосы, скрученные жгутом;

– собственно ряска — жемчужное кружевное полотно, целиком покрывавшее волосы;

– подзатыльник, который закрывал заднюю часть головы.

Ряска была трех видов: простая, бездонная, брылястая.

Простая ложилась ровной сеткой, покрывая переднюю часть волос и лоб.

Бездонная представляла собой бисерное кружево, собранное на конский волос, уложенное параллельно идущими складками (вид гофрированного полотна).

Брылястая — кружевное жемчужное полотно, уложенное двумя большими складками (подобие двух рогов).

Часто по жемчужной сетке еще и вышивали, — накладывали поверх узора более крупный жемчуг, что придавало объемность, монолитность совершеннейшему образцу женского рукоделия. Такой же прием можно проследить и на традиционном женском головном уборе Торопецкого района — «Шишак», когда на готовой сетке вывязывались еще жемчужные гроздья-шишечки, похожие на еловые. Красота удивительная!

Плетение из мелкого жемчуга, впоследствии переросшее в традицию бисероплетения, включало в себя низание — набирание кистей, подвесок, бахромы и плетение — вязание сетчатого полотна, ажура. Старые мастерицы всегда работали с конским волосом, который обеспечивал прочность, упругость, гибкость сетки. Техника жемчужного плетения аналогична современному бисерному рукоделию.

Прием низание использовался при выполнении подзатыльников, косников, а в шейных украшениях — при изготовлении гердана, монист, бороды. В качестве иглы применялся подручный инструмент (свиная щетина), но чаще работали только с волосом.

Плетение — подобие изготовления кружевного полотна на коклюшках, крючке, куриной косточке, вилке, спицах, фриволите. Плели изделия узкими на 3–8 нитках и широкими до 30 ниток. На каждую нитку по счету соответственно узору набирались мелкие жемчужины и переплетались под прямым либо косым углом в соответствии с традиционно принятым узором. Создавались ажурные композиции — сетки с ячейками разной формы — квадраты, ромбы, соты и т.п. Геометрические фигуры характерны и для различных техник рукоделия данного региона.

Изделия были самыми разными — крестовки, жарелья, цепочки, гарданы. Большие кружевные жемчужные полотна (ряски, бороды, мониста) могли изготавливаться из узких лент, а затем привязываться или сшиваться, либо подплетаться.

Народные мастерицы чаще работали одной или двумя иглами, это было удобно, работа продвигалась быстро. Одной иглой можно было изготовить жгут-змейку, колодочку с оплетенным внутри шнуром либо нитяной прядью. Одной иглой плелась и сетка (техника — крестик, восьмера), которой оплеталась ряска, ожерелок, воротник, т. е., придавалась определенная форма изделию.

Жемчуг, как природный минерал, обладает живой силой, жизненной энергетикой. Чтобы продлить жизнь жемчуга, его нужно чаще носить на теле, при этом происходит обоюдная подпитка двух организмов — человека и минерала. Считалось, что молодым девушкам дана способность возвращать жемчугу его первоначальный блеск. Было замечено, у пожилых людей носимые украшения высыхали быстрее, съеживались. Вероятно, это происходило потому, что кожа, была суше, и самоцвету не хватало влажности, особых выделений человеческого пота, ведь при старении По легенде, состоятельные пожилые дамы отдавали жемчужные работы девушкам и молодухам («чтоб кровь с молоком» — местное выражение), дабы те вдохнули в изделия живительные силы.

Если жемчуг загрязнялся, жемчужные нити пересыпали крупной солью, перекладывали в холщовый мешочек и полоскали в воде до тех пор, пока соль не растворялась, вымывая чужеродные частицы. Потом досуха вытирали мягкой теплой замшей. Старые люди рассказывали, что для восстановления жемчуга собирали травяную майскую росу, заливали росой жемчуг в банке-склянке, закрывали бумагой и выносили на солнце. Самоцвет вновь расцветал радужью.

Читайте также:
Как почистить бриллианты

Известно много о погружении жемчуга в уксус и даже в вино для восстановления радужного перламутрового блеска. В народе бытовало мнение, что для «оживления» самоцвета его давали склевывать домашней птице (курице, утке), которых, спустя несколько часов, забивали. Благодаря кислым свойствам желудочного сока, верхние отмершие слои растворялись и обнажались исконные нижние, сияющие переливами солнечного спектра. 6 Чем разноцветнее оперение у птицы, склевавшей жемчуг (особенно у петуха), тем ярче и приятнее будет «оживленная» жемчужина.

С распространением значительно более дешевого бисера — мелких круглых или многогранных бусинок из стекла, металла, пластмассовых соединений с отверстиями для продевания нити — интерес к самоцветам сохранился лишь в элитных кругах и у ювелиров. Начиная с середины XIX в., использование бисера в народной одежде, становится традиционным, постепенно заменяя местный отделочный материал — речной пресноводный жемчуг и рубленый перламутр, натуральные каменья — лалы (рубины), яхонты, голубую бирюзу, янтари. К зарекомендовавшим себя техникам — плетению, вышивке, саженью (прикрепление в главной точке узора), низанием, «в прикреп» (пришивание свободно висящей бисерной нити — бахромы), добавляются ткачество (на специальной доске — станочке), вдавливание в растопленный воск и др.

Сегодня бисерные изделия пользуются повышенным спросом, а настоящий жемчуг стал привилегией людей с достатком.

Современные технологии, разнообразие рукодельных техник, множество поделочного материала дают всем нам право выбора, только твори, созидай, совершенствуйся! Старинные ремесла и рукоделия возрождаются.. Благо, не угасли совсем народные традиции работы с камнем, минералами, бисером, работают мастера – те, кем всегда была сильна Россия.

Примечание

1. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995. С. 382.

2. Руссов С. Словарь жемчужный…Спб., 1829. С. 36.

3. Сребродольский Б.И. Жемчуг. М., 1985. С. 135.

4. Семевский М.И. Торопец. Уездный город Псковской губернии. 1016—1864 гг. Тверь, 1999.

С. 160.

6. Раевская Т.А. Проблемы сохранения и реставрации экспонатов с драгоценными камнями // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Вып. 2. М., 1982. С.1–31.

Источник: wladimire.livejournal.com

Где добывали жемчуг на Руси

Жемчужный промысел северо-запада России иначе как легендарным не назовешь: для наших предков добыча жемчуга была предметом особого благоговения, для иностранцев оставалась многие века диковиной, а для современников стала почти небылицей.

Попариться в бане, надеть чистую одежду, покаяться и отпустить грехи у священника, забыть о ссорах — таковы были условия успешного поиска жемчуга. На Руси верили: злому человеку он не дается в руки. Да и под ноги не попадается: ловцы бродили по небольшим речкам, ощупывая дно. А уж в рот тем более не полезет – для отвердевания жемчуг закладывали в рот на пару часов.

Рождение жемчуга было окутано для наших предков тайной, а потому вокруг него появилось множество мифов. Его считали и особой искрой, отложенной семгой в раковину, и живым плодом моллюска. В сознании народа жемчуг стал неразрывно связан с чудом жизни и безусловной красотой, и отношение к нему было предельно трепетное: по некоторым поверьям, жемчуг, который не терпел фальши, следовало дарить только любимым женщинам.

Северянки не представляли свой свадебный наряд без жемчуга, да и вообще, жемчуг сопровождал наиболее светлые и значимые моменты в жизни простого человека: он украшал не только подвенечные уборы, но и оклады икон, облачения священнослужителей, многочисленную церковную утварь.

Жемчуг на северо-западе Руси добывали в сотне рек: там, несмотря на обилие, его всегда особенно ценили как украшение, так как другие были практически недоступны северянам. Жемчуг в доме говорил о трудолюбии и аккуратности семьи: не только добыча, но и работа с ним требовала кропотливости. Поэтому охотнее брали в невесты ту, у которой в приданом были богато расшитые жемчугом наряды. Обилие же жемчужных шишек на одной из разновидностей кокошников связывали с плодовитостью девушки.

Конечно, зачастую речной северный жемчуг смешивали с морским, из Индийского океана. А переполненность рынка и высокая конкуренция среди ловцов, перекупщиков и продавцов привела к тому, что местный жемчуг попросту отправляли с судами заграницу, а оттуда ввозили его вновь и торговали им как «ориентальным», то есть добытым в модных тогда тропических морях. Это стало причиной не только заблуждений, но и невозможности полно оценить объемы промысла.

Читайте также:
Олово когда было открыто

Можно лишь с уверенностью говорить о том, что Россия долгое время сохраняла лидерство среди экспортеров жемчуга. Добытые в северных реках жемчужины отличались не только правильной формой, но и разнообразием цветов: от серебристо-белого до голубоватого.

При Федоре Иоанновиче Россия уже официально по документам торговала «жемчугом Новгородским» из Двинской и Новгородской земли. При Петре I была осуществлена попытка контроля жемчужного промысла: царь назначил специальных чиновников надзирать за процессом, нанимать работников для осуществления добычи. Но запрет на промысел для частных лиц привел к ухудшению положения отрасли, а чиновники проворовались. Людям опять разрешили заниматься поиском жемчуга, но при условии сдачи крупной подати в казну. Екатерина II опять попыталась контролировать ловцов жемчуга, но хищнические объемы добычи все равно привели к исчезновению жемчужниц в некоторых реках.

Как бы то ни было, запасы жемчуга были так велики, что и в XIXи в начале XXвв цифры официального экспорта составляли от 200 до 300 тысяч рублей золотом. Крестьяне пользовались моментом и доставали свой «жемчужный билетик». Так, например, крестьянин А. Липкин из Кемского уезда отправил в дворцовую канцелярию партию жемчужин, за что ему выдали вознаграждение в размере 120 рублей. Позже, отослав императрице Марии Федоровне 70 жемчужин, он получил награду уже в 400 рублей.

Сейчас пресноводный жемчуг сложно назвать частью материального богатства России — реки беднели на жемчужницы по разным причинам: гидростроительство, хищнический промысел, загрязнение вод, сплав леса и гибель рыбы, являющейся носителем личинок жемчужницы. Но по-прежнему это чудесное украшение является частью культурного наследия России, сохранившись в многочисленных жемчужных вышивках.

И все же, в бассейнах рек Солзы и Онеги жемчужница сохранилась до сих пор, и, возможно, если принять меры по увеличению ее популяции, Россия вновь засияет перламутровым блеском своих речных сокровищ.

Источник: cyrillitsa.ru

11.01.2012 | Неизвестная Россия: ангарский жемчуг

На Руси речной жемчуг носили даже девочки крестьянского сословия. В старину его добычей занимались и на Ангаре, правда в незначительных количествах. Как отмечали знающие люди, жемчуг водился во всех реках, куда в избытке заходила на нерест рыба. Ангарский жемчуг был мельче морского, но весьма ценился по красоте. Со временем на лов жемчуга перестали смотреть, как на прибыльный промысел.

При упоминании этого ювелирного украшения (кстати, единственного не требующего дополнительной обработки) ассоциативный ряд невольно уведет большинство из нас к берегам одного из южных индийских островов, где бедные, но отважные ныряльщицы или ныряльщики достают из морской пучины моллюск с драгоценной начинкой.

Неизвестная Россия: ангарский жемчуг
В Интернете нет фотографий о добыче жемчуга на Ангаре. Взамен «паутина» предлагает снимки ныряльщиц Юго-Восточной Азии
Неизвестная Россия: ангарский жемчуг
Не полностью сохранился даже Братский острог, вблизи которого водились устрицы с необычной начинкой
Неизвестная Россия: ангарский жемчуг
Вот так добывали жемчуг в море, но для холодной Ангары этот способ неприемлем
Неизвестная Россия: ангарский жемчуг
Для образования драгоценного жемчуга необходимо, чтобы внутрь моллюска попала посторонняя песчинка

Однако наряду с морским существует и речной жемчуг (лат. margaritana margaritifera). Уникальный материал в качестве украшения или оберега на протяжении веков украшал наряды русских женщин — от крестьянок до дворянок. Жемчуг можно было встретить в качестве детали украшения иконы или на шее светской дамы. Речной или пресноводный жемчуг уступает в размерах своему морскому собрату, однако отдельные экземпляры могут достигать до 10 мм, а иногда и до 14 мм. «Производством» речного жемчуга занимаются пресноводные устрицы. Удивительно, но в старину его добычей занимались и на Ангаре, правда в незначительных количествах. Сейчас выращивают в основном в Китае, где промысел получил поддержку государства, и Японии, на озере Бива, где он культивируется в промышленных масштабах.

Что это было?

В 1932 году археолог Алексей Окладников проводил раскопки в среднем течении Ангары возле старого Братска. В одном из женских погребений он обнаружил грушевидные бусинки. Зачем древним людям понадобилось украшать себя прозаическим арагонитом? Чем мог привлечь он древних модниц? Формой? Вряд ли. А может это жемчуг?

Ведь известно, что тот со временем теряет свой яркий привлекательный блеск и превращается в обыкновенный известняк. Спустя десятилетия этой темой серьезно занялся историк из Братска Владимир Герасимов.

Читайте также:
Как надуть шары из фикс прайса

Долгие поиски в архивах и библиотеках убедили его, что этот драгоценный минерал на самом деле находили в сибирской реке. Ему удалось обнаружить краткую запись в старинной летописи о том, что 20 мая 1632 года из Братского острожка служивый человек В.Поленов привез в Енисейск «ожерелье братское ценой в три рубля». Не жемчужное ли ожерелье? Обыкновенное украшение едва бы стоило так дорого.

Одно из первых упоминаний зарождения охоты за жемчугом в пределах Сибири относится к XVII веку. В это время в Братском остроге появились охочие жемчужники. Первым был Семейка (Семен) Васильев, прибывший в Сибирь из Каргополя. Добыв на Ангаре однажды крупное и с дюжину малых жемчужных зерен, Семен написал донесение о своих поисках: «В Брацком де уезде на Ангаре реке жемчужная раковина есть, — писал он и добавлял (орфография сохранена): — а то де место, где ныне жемчуг сыскали, будет промыслу жемчугу прочно. »

В августе 1692 года письменный голова Леонтий Кислянский писал из Братского острога енисейскому воеводе о том, что посылал он, Леонтий «. для жемчужного прииску с служивым человеком охочего жемчужника Каргапольца вверх по Ангаре реке в деревню Анамырскую, и в Ангаре де реке, против Анамырской деревни выше и ниже той деревни, в раковинах жемчюгу сыскали зерно бурминское, да под ним пять зерен менши, да шесть зерен малых, да уродцев, да мелково жемчугу в бумажке». В виду важности открытия Семейка ездил в Енисейск с докладом. Жемчужника вновь послали на Ангару, положив ему денежное, хлебное и соляное жалование. Когда Васильев умер, на его место заступили бывшие его помощники — Иван Федотов и Гаврила Тарасов, родом из российского городка Соль Вычегодская. Добытчики жемчуга ездили из Братского острога на Ангару, Белую, Китой, озеро Проток.

Но промысел оказался неудачным. Они вернулись в Братский острог и «принесли жемчуг весом против алтына с деньгой, а сказывают в которых де местах в прошлых годех промышлял жемчуг Сенка Жемчужник, в тех де местах и раковины не нашли, а промышлять сказывают нельзя, вода де велика и мутна». Очевидно, ученики не были достойны учителя, унесшего секреты своего ремесла в могилу, что возвратились с пустыми руками.

Нет, после этого ангарские жемчужницы не истощились. Официально первый указ Бер-коллегии (орган по руководству горнорудной промышленностью в России) о разрешении добычи жемчуга в реках вышел в свет 8 июня 1721 года, и вот уже в комнатной расходной книге за 1723 год императрицей Екатериной I занесена запись: «Куплен на 10 рублей серебром ангарский жемчуг для платья. »

Ловцы ангарского жемчуга

Как отмечали знающие люди, жемчуг водился во всех реках, куда в избытке заходила на нерест рыба. Со временем на лов жемчуга просто перестали смотреть, как на прибыльный промысел. Один из старожилов Братска, Иван Ильич Скворцов, вспоминал, что в детстве (20-е годы) находил какие-то блестящие шарики с горошину величиной. Родители не могли объяснить толком, что это за камушки, и он таскал их в кармане, пока на что-нибудь не обменивал или просто терял.

Жемчуг в основном ловили ради интереса и не всегда для продажи, потому что попадался он в незначительном количестве, и не всегда хорошего качества. Иногда целый день терпеливые люди проводили у берега в воде и добывали не больше трех-четырех горошин. Сохранилось примерное описание промысловой ловли жемчуга.

В верховьях рек, впадающих в Ангару, дожидались спада весенних мутных вод, когда можно было видеть дно реки. Искатели сколачивали из бревен небольшой плот, с отверстием в середине. В отверстие вставляли деревянную трубу. Большая часть трубы находилась в воде. В ясную, солнечную погоду один человек по берегу тянул бичевой плот, другой смотрел через трубу в воду.

Заметив подле камня моллюска, наблюдатель опускал через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на конце. Раковина смыкала свои створки, и тогда ее удобно было захватить и достать со дна реки.

После этого раковину вскрывали. Искали жемчуг и находили мягким как воск. Чтобы он затвердел, тут же клали его в рот за щеку. О нырянии в Ангару, как это делают в южных морях, сибиряки и не помышляли из-за слишком холодной воды.

Читайте также:
Как сделать круг гармошкой

С чистыми помыслами

Добыча жемчуга имела любопытные традиции. Перед тем как уйти на промысел, ловцы раковин мылись в бане и переодевались во все чистое, а в часы долгого и утомительного лова воздерживались от бранных слов и всяческих ссор. Бережное вынашивание жемчуга непосредственно самим человеком на его теле в глазах добывавших людей являлось таким серьезным и важным действием, что промысел этот был окружен благоговейным отношением.

Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только положительные люди, с чистой душой, Согласитесь, все это выглядело очень красиво. И красота это была доступна большинству сибиряков. Все носили жемчуг. И не только носили его. Шитье жемчугом — это своеобразная область сибирского прикладного искусства, требующая отдельной статьи.

За образец, конечно, бралась Россия, и в частности ее северный край Поморье. Там испокон веков речной жемчуг добывали сами крестьяне, и менее ценная часть его, но достаточно большая по количеству зерен оставалась в семьях. Искусство же шитья жемчугом было создано женщинами и передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери. Одежда, особенно головные уборы, для крестьян была очень большой материальной ценностью, и она также переходила по наследству. Жемчуг использовался в основном при шитье женских головных уборов — кокошников, кичек.

Неизвестная Россия: ангарский жемчуг

В сибирском быту прошлых столетий среди выходцев из крестьян, приписанных уже к мещанскому сословию или купечеству, существовали и съемные жемчужные украшения — серьги, ожерелья из нескольких нитей и сетки. Сетки особенно распространились в первой половине XIX века, когда даже в старообрядческую среду стали проникать веяния европейской моды и рубашки уже делали с открытым воротом. Традиционная стыдливость, страх открывать шею боролись с желанием сделать свой костюм более современным. Изобретательные женщины нашли выход: довольно широкий круглый вырез закрывали красивой сеткой из мелкого жемчуга. Таким образом создавалась удивительно тонкая колористическая гамма.

Упадок промысла

Хотя ангарский жемчуг был мельче морского, но весьма ценился по красоте. Вот выдержки из документа почти трехсотлетней давности. «В ыркуцкой приказной избе перед стольником и писменным головою Леонтием Констянтиновичем Кислянским извещал словестно ыркуцкий церковный староста Федотка Дорофеев, а в словесном своем челобитье говорил: в нынешнем де году (1684) декабря 15-го числа в ночи в паперти церковном выщипали неведомые воры у Знамения пресвятые Богородицы от гривны жемчуг весь дочиста, а сколько де того жемчугу весом было, — того он сказать не ведает. » Серьезную конкуренции сибирякам до второй половины XIX века составляли китайцы. Они собирали жемчуг по притокам Амура и близь устья этой реки.

Грустно, но от былых богатств почти не осталось следа. Ангара и ее многочисленные притоки сильно изменились после возведения каскада гидроэлектростанций. Теоретически и сейчас в наших реках можно найти моллюск с перламутровой жемчужиной внутри, но только для того, чтобы удостовериться в его существовании с последующим занесением факта в Красную книгу.

Отдохнуть от городской суеты можно в экологически чистом районе Тульской области, в 130 км от Москвы, на Охотничьей базе «Барсучок». База представляет собой центральную усадьбу с расположенными вокруг домами отдыха для клиентов и баней. Невдалеке удобно спланировано подсобное хозяйство, которое является не только поставщиком экологически чистого питания для клиентов, но и местом отдыха. Здесь можно поохотиться, пострелять по тарелочкам на специальной площадке, покататься на лошадях, полетать на дельталете, отпраздновать событие.

экологический туризм, агротуризм - охотничья база Барсучок

Развлечения на базе:
— бильярд и бар-караоке;
— спортинг и арбалетный тир;
— лошади, пони, фаэтон, экипаж;
— конное фото-шоу с ловчими птицами и борзыми;
— экскурсионные туры в питомник собак и зоопарк.

Другие статьи на тему Национальные традиции:

  • 110 лет назад Рузвельт на охоте пожалел будущего Винни-Пуха: Медведь Тедди празднует юбилей (ВИДЕО)
  • Хочешь жить богато, — учись зарабатывать на всем
  • Как зарабатывают на оленях в Британии (ВИДЕО)
  • Как заработать на копытных: В Челябинской области создают экзо-этнопарк
  • Российский туризм: Особенности национальной охоты XIX века
  • Жители Великобритании ‘случайно’ охотятся на лис
  • Отдых в России: живая легенда Якутии
  • Рождественская охота в Англии

Источник: www.ebftour.ru

Рейтинг
Загрузка ...