Речной жемчуг был тем уникальным материалом, который украшал головной убор русской крестьянки и кружева вельможной дамы, тихим светом освещал лик иконы и подчеркивал румянец молодой купчихи. Ныне мода на жемчуг, в том числе и речной, возвращается. Возрождается и искусство изготовления украшений из речного жемчуга.
Жемчуг (морской и речной) издавна применяется в ювелирном и декоративно-прикладном искусстве. Это один из самых популярных и любимых материалов, с глубокой древности привлекающий людей своей глубокой матовой поверхностью, мягким переливчатым блеском. Богатая цветовая игра естественного материала, характерный своеобразный иризирующий блеск и переливы на поверхности — обязательные признаки качественного жемчуга. В большей мере эти свойства, обусловленные многослойным строением жемчужины, характерны для морского жемчуга. Однако и речной жемчуг обладает светящейся нежной красотой.
Серьги. Серебро, медь, жемчуг, стекло. Конец XVIII. Высота 7,0. Государственный Исторический музей
Жемчужница возвращается
Круглый жемчуг встречается редко и ценится более всего. Жемчуг, имеющий форму, симметричную относительно оси (капли, овала, груши), всегда был любим ювелирами за свои художественные возможности. Неповторимая форма несимметричной жемчужины (так называемая «барок» или «барокко») позволяет создавать поистине уникальные украшения.
Окраска жемчуга чрезвычайно разнообразна: белая, розовая, черная, кремовая, желтоватая. Могут присутствовать оттенки (обертоны) зеленого, розовато-лилового и иных цветов. Речной жемчуг часто имеет молочно-белый цвет.
Так как в жемчуге присутствует органическое вещество, подверженное воздействию времени, он с годами может тускнеть и разрушаться. При правильном уходе жемчуг способен столетиями радовать владельцев блеском своей красоты, ведь средняя продолжительность жизни жемчужины 250–500 лет.
Люди давно заметили, что главным условием сохранения качества жемчуга является его частая носка. При хранении жемчужных изделий необходимо помнить, что это мягкий материал. Он боится яркого света, перепадов температуры, царапин, соприкосновений, загрязнений и химических воздействий.
Название «жемчуг» происходит от китайского «чжень-чжу», трансформировавшегося через старорусское «зеньчуг». Также жемчуг на Руси нередко именовали перлами (от нем. perlen и англ. pearl).
Речной жемчуг образуется в раковинах почковидной формы, русское название которых «жемчужница пресноводная» (лат. margaritana margaritifera). Размеры речного жемчуга колеблются от мелких зерен до горошин диаметром 10–14 миллиметров.
В отличие от морского жемчуга, местом добычи которого всегда были теплые тропические моря (даже название «гурмыжские зерна» или «бурмицкие зерна» идет от русского названия Персидского залива — «Гурмыжское море»), пресноводные жемчужницы обитают в местах с умеренным климатом. Это реки и ручьи России, Германии, Шотландии, Китая, стран Северной Америки.
По мнению исследователей, именно Россия занимала до начала ХХ века второе место в мире — после Индии — по экспорту речного жемчуга. Среди других европейских стран она имела самые богатые промыслы речного жемчуга. Жемчужные раковины водились в более чем двухстах реках Архангельской, Псковской, Ярославской, Выборгской и Олонецкой губерний, а также Вятской, Казанской, Симбирской, Пермской, Петербургской и Новгородской. Славились своими жемчужными месторождениями также бассейны Днепра, Дона, Волги, побережье Северного Ледовитого океана.
Добыча жемчуга на Руси
Известно, что современное русское название «перламутр» ведет свое начало от немецкого «perlmutter» («мать, производительница жемчуга»). В отличие от морского для речного жемчуга характерно следующее: сами перламутровые раковины после извлечения жемчужины почти не использовались, выбрасывались как негодный материал. Иногда в их створках растирали акварельные краски. Такое, на первый взгляд, расточительное отношение объяснялось тем, что речные раковины, найденные, к примеру, на песчаных берегах Клязьмы или Оки, в отличие от южных морских раковин были слишком хрупки в обработке из-за тонкого радужного слоя.
Серьги. Серебро, медь, жемчуг, перламутр. 1780. 6,5 х 2,7. Государственный Исторический музей
Современный речной жемчуг ныне, как правило, имеет культивированную природу. Естественная добыча его ведется в настоящее время только в Германии (Бавария) и в США (на Миссисипи). Выращивается жемчуг в Северной Америке и во многих странах Азии. Самым крупным производителем пресноводных жемчужниц стал Китай, где этот сектор экономики получил поддержку государства. Результатом стало внедрение передовых технологий в этой области, что позволило добиться очень высокого качества некоторых сортов жемчуга.
Малакологи (специалисты, занимающиеся изучением моллюсков) отмечают, что особое значение для производства речного жемчуга имеет качество воды. Во многих европейских странах, например в Латвии, имеющей свою историю добычи речного жемчуга, происходит фактическое уничтожение популяции моллюсков. Чувствительные к экологическому состоянию воды жемчужницы не доживают до того возраста, когда происходит созревание драгоценной жемчужины.
А ведь три столетия подряд добыча драгоценных раковин здесь велась с размахом, причем Петр I после завоевания Лифляндии издал указ о монополии государства на добычу речного жемчуга. В правление Елизаветы Петровны в той же Лифляндии к добыче речного богатства привлекали армию, которая в 1746 и 1749 годах принимала участие в специальных экспедициях. Такое хищническое отношение к промыслу драгоценного материала, нередкое и для наших предков, вкупе с ухудшением экологии привело к резкому сокращению мест обитания жемчужниц. Государство фактически не регулировало добычу речного жемчуга вплоть до XVIIIвека; всякий мог заниматься этим промыслом по своему разумению.
К концу XIX столетия население северных губерний фактически опустошило прежде жемчуженосные реки, что привело к упаду искусства жемчужного шитья и низания на русском Севере.
Первые упоминания о жемчуге на Руси датируются X веком. Жемчуг на Руси всегда ценили, особенно в XV–XVIII столетиях, когда было распространено узорное жемчужное шитье по льну, шелку, парче и бархату. Крупные экземпляры продавались поштучно, мелкий жемчуг — на вес. Жемчуг практически никогда не выходил из моды, порой увлечение им достигало невероятных размеров.
Так, на рубеже XVIII–XIX веков до шести часов вечера дамы носили практически только жемчуг, обвивая им шею, руки от кисти до плеча, украшая волосы. Состоятельные любители перлов предпочитали морской жемчуг, а крестьянки довольствовались мелким речным.
Охотно декорировали местным речным жемчугом предметы светского и церковного обихода. В России речной жемчуг применялся для отделки облачения духовенства, переплетов рукописных книг, парадной одежды, в том числе и народного костюма (сарафаны, кокошники, вороты и манжеты мужских рубах).
Жемчуг вносил торжественность в парадное облачение иерархов церкви, им расшивались митры, хоругви и покровы. Выразительность общего силуэта фигуры на иконе нередко усиливалась контурной линией из жемчуга. Иногда жемчужными ряснами оформляли венец иконы с ликом Богоматери и своеобразные жемчужные «рясные привески» спускались до самого края иконы.
Жемчугу наши предки приписывали лечебные и мистические свойства. На Руси особенно рекомендовалось носить его девушкам и незамужним женщинам. Речной жемчуг носили даже маленькие крестьянские девочки. Народный женский костюм наших предков обязательно украшался различными оберегами. Особое внимание уделялось головному убору женщины, который должен был охранять жену и мать — продолжательницу рода.
Жемчуг широко применялся для украшения праздничных женских головных уборов северных русских земель, при этом мастерицы пользовались такими приемами, как «сажение» и «низание» жемчуга. Чаще всего для вышивок и поднизей использовали мелкий речной жемчуг. Орнамент жемчужного шитья был различный и зачастую не отличался от орнамента золотошвейного. Это были мотивы, связанные с дохристианскими верованиями (деревья, птицы, лошади, изображения женщин).
Основой для шитья служили лен, кумач, шелк, картон или бархат. Мастерица нанизывала жемчуг на нить, а затем нашивала на особый белый шнур, проложенный по рисунку («бель»). По иной технологии жемчуг «сажали» (пришивали) иглой на нанесенный углем или мелом по ткани контур. Между жемчугом порой прокладывали фольгу, ограненные цветные стекла или нашивали металлические блестки.
Серьги. Серебро, медь, жемчуг, стекло. Конец XVIII – начало XIX. 5,5 x 1,6. Государственный Исторический музей
Народные головные уборы делились на девичьи и женские. Девушки украшали голову налобными повязками («челками»), накосниками(косниками), «венцами», «корунами», которые зачастую сплошь были унизаны «зернами», то есть речным жемчугом.
Праздничные сарафаны «окрученных», то есть замужних, русских женщин обязательно дополняли нарядные головные уборы — кокошники («кокуй», «сорока», «рогачка», «златоглав») и кички («кики»). Завершали кичку поднизи (или очелье), которые низко, до самых бровей, спускались на лоб в виде жемчужной бахромы или сетки. На Смоленщине еще в начале XX века носили на праздниках «жарелья» — сетчатые украшения из жемчуга.
Одним из самых любимых народных женских украшений были пясы — особые праздничные серьги. Они представляли собой небольшие лопасти в виде сетки, снизанной на конском волосе из мелкого речного жемчуга. Сетка закреплялась на металлических дужках, которые назывались швенды (швензы). Пясы были распространены в начале XVIII века в северных и центральных губерниях России, где им придавали форму желудя или кисти винограда.
Длинные пряди из жемчуга, спускавшиеся с головного убора на грудь, так называемые рясны, также были одним из непременных атрибутов нарядного женского костюма, порой являясь составной частью кокошника. Они представляли собой жемчужную или бисерную сетку прямоугольной формы. Рясны (ряд, низка, подниз,снизка, низанка) были одним из самых широко распространенных женских украшений на Руси.
Прекрасным дополнением к женскому народному костюму с шитым жемчугом головным убором служили серьги, низанные из мелкого речного жемчуга. Серьги имели различную форму, собирались из мельчайшего жемчуга на тонкую проволоку и часто были двусторонними. Жемчужины могли чередоваться с перламутром, золочеными бусинами, стеклом.
Серьги начала XVIII века имели массивные мочки, дужки были сделаны из толстой проволоки и служили для крепления серег к головному убору. Позднее господствовала мода на легкие нарядные изделия.
К концу XVIII века такие украшения представляли собой длинные ажурные ленты, сложенные вдвое. Длина этих серег колебалась от пяти до девяти сантиметров. Серьги порой были снабжены грушевидными подвесками, которые иногда делали из тонкой меди, обтянутой жемчужной сеткой с различными рисунками низания.
Между подвеской и мочкой, которая стала представлять собой небольшое овальное кольцо с шарниром и застежкой, укреплялся ажурный жемчужный бант. Сама мочка также украшалась жемчужным низанием с зубчатым ажурным краем. В сердцевине такого сооружения нередко красовалось серебряное гнездо со стеклом в центре.
В XIX веке северные серьги стали еще объемнее и длиннее. На тонкую медную пластину крепилась жемчужная сетка разнообразнейших рисунков. Сами серьги имели пышную форму плодов сливы, груши, часто напоминали корзины с цветами. Украшения из речного жемчуга, головные уборы высоко ценились, они передавались по наследству из поколения в поколение.
Источник: goodcoins.su
Тайны псковского жемчуга
Жемчуг — изумительное творение природы, которое никого не может оставить равнодушным. Каждая жемчужина бесценна и неповторима. Этот самоцвет издавна символизировал счастье, любовь, красоту и богатство. На протяжении тысячелетий люди верили, что у жемчуга есть магическая и целебная сила. Он всегда считался символом верности, любви и преданности.
Верили, что он укрепляет отношения между супругами и бережет от сглаза.
На протяжении многих десятилетий именно этот камень держит первенство мощного оберега. Но жемчуг ценят не только за его магические и целебные свойства. Самоцвет способствует долголетию и здоровью. А блеск жемчужин, как считается, полностью зависит от того, насколько здоров их обладатель. Кстати говоря, верили, что есть люди, которые могут «вылечить» жемчуг.
Существовало много способов реанимации камня: бытовало поверье, если в мае ранним утром собрать росу и поместить в нее на время жемчужины, то потускневший жемчуг может возродиться, и, как только он вновь заиграет блеском, – то он наполнен новой силой.
Митра 1689 г. Псков
Жемчуг ценили и до сих пор ценят за сказочную красоту. Ведь украшения из жемчуга подходят ко всем стилям одежды и уместны в любых ситуациях. Красавицы прошлых веков не были исключением, и, также как и нынешние модницы, любили жемчужные украшения. Поначалу жемчуга в реках было достаточное количество, его было так много, что даже использовали жемчужную пудру. Существовали определенные секреты промысла жемчуга: мягкую жемчужину вынимали языком, держали несколько часов во рту, пока не затвердеет, затем помещали во влажную ткань, пока жемчуг окончательно не становился твердым.
Панагия. XVI в. Псков
XVI-XVII века – это время жемчуга. На Руси очень любили этот самоцвет и воспринимали его как свой родной северный камень. Сейчас трудно представить, но несколько столетий назад, в псковских реках было достаточное количество речного жемчуга, и он в бочках стоял на церковных дворах. Конечно, он не был таким крупным и ровным как морской, но часто использовался не только при изготовлении ювелирных украшений, но и для декорирования костюма, предметов культа и быта.
Увы, большая любовь к украшениям из жемчуга привела к неконтролируемому массовому истреблению жемчужниц. И знаменитый «скатный жемчуг» из русских северных рек можно встретить теперь только в музеях.
Жемчуг считали национальным русским камнем. На протяжении многих веков он оставался символом красоты. И, конечно, художники не могли стороной обойти камень, который было так интересно писать. Жемчуг любили изображать как европейские, так и русские художники. Его возможность отражать свет, придавать блеск глазам привлекали мастеров портрета.
Перламутровый блеск самоцвета будто оттенял и делал чуть мягче обветренную кожу северянок.
Неизвестный художник «Портрет молодой купчихи», 1830-е годы
На протяжении веков меняются каноны красоты и моды, но остается неизменной популярность и любовь к жемчугу. Жемчуг писали не только именитые и известные на весь мир мастера, но и провинциальные художники, имена которых не всегда становились известными.
В собрании музея находится портрет кисти неизвестного провинциального художника, возможно, мастерской А.Г. Клюквина (1777-1867). Сведений о Клюквине сохранилось мало. Возможно, рисованию он обучался в Небин-Троицком монастыре, который находился недалеко от города, на берегу озера Небина.
Известно, что графом Уваровым, попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, он был определен учителем рисования в Торопецкое уездное училище, но с учительства он уходит в отставку. Живет в Торопце в приобретенном деревянном доме, занимается портретной живописью, исполняет заказные работы, именно к этому времени относятся многочисленные заказные портреты торопчанок в праздничных костюмах.
Неизвестный художник (мастерская А.Г. Клюквина) Торопец. «Портрет торопчанки с цветком». 1-я половина XIX века
Живописец любуется и позволяет зрителю любоваться каждой деталью праздничного костюма своей героини, тщательно выписывает наряд, почти материально лепит маленькие жемчужины на кокошнике, виртуозно изображает сканый узор на кольцах. Речной жемчуг лучше всего рассматривать именно на провинциальных портретах.
На портрете из нашего собрания изображена молодая женщина с мягкими округлыми формами, милая ямочка на подбородке героини подчеркивает индивидуальность ее лица. Художник любуется и красотой костюма, и неповторимым складом лица, и незамутненной ясностью душевного мира своей модели. Наивная трогательность торопчанки подчеркивается изящным цветком нежно-розового цвета.
Художник доносит до нас аромат эпохи, позволяя нам заглянуть в глаза предков. Анонимный мастер работал согласно канону: прямоличная фигура с руками, сложенными под грудью, дана по пояс. Героиня изображена в традиционном костюме — белой кисейной кофте, парчовом сарафане и уникальном головном уборе – жемчужном кокошнике «шишаке» — одном из красивейших предметов женского костюма.
Кокошник конец XVIII века. Псковская губерния. Головной убор из парчи, расшитый жемчугом, из коллекции Ф.М. Плюшкина. Музей Этнографии СПб.
Шишек на кокошнике могло быть разное количество, от нескольких до 40 штук. Жесткость и объем головному убору придавали береста или очень плотная бумага. Кокошник из парчи, расшитый жемчугом. Очелье украшено «шишками», символизирующими плодородие. В конце ХVIII — первой половине ХIХ в. такие головные уборы носили женщины из состоятельных купеческих семей г. Торопца.
Стоили «шишаки» довольно дорого — от 2 до 7 тысяч рублей серебром. В крестьянской среде они появились в середине ХIХ в. и использовались обычно как свадебные. В дешевых вариантах использовался рубленый перламутр или мелкий речной жемчуг, но и их цена была весьма значительной.
Обычно изготовленный на заказ, приобретенный за немалые деньги ко дню свадьбы кокошник, украшал голову женщины по праздникам, знаменательным датам и при посещении церкви, в течение всей ее активной жизни. Он бережно сохранялся, передавался по наследству от матери к дочери и служил не одному поколению.
Портрет торопецкой купчихи на смертном одре. 1-я половина XVIII века
Его с пожеланиями чадородия и долгих лет счастливой семейной жизни сваха торжественно одевала на голову невесты после венчания, знаменуя тем самым изменение ее социо-возрастного статуса и переход в разряд замужних женщин. Немногочисленные сохранившиеся к этому времени кокошники по просьбе односельчан нередко передавались владельцами во временное пользование с одной свадьбы на другую.
Существовал целый обряд смены головного убора во время свадьбы. Менялся статус женщины, а по поверьям замужняя женщина не должна ходить с непокрытой головой, так как волос замужней женщины обладает колдовской силой. Даже находясь в доме, где ее никто не видит, она должна закрыть волосы, дабы не разозлить домового.
Если с женщины публично срывали платок, оставляя ее простоволосой – это считалось большим позором. Конечно, что оставалось, женщине, которая прятала роскошные волосы под головной убор – правильно, украшать головной убор. Особенно он был хорош у молодух, девушек, недавно вышедших замуж. И жемчуг использовали для украшения.
Когда ловцы отправлялись на промысел жемчуга, обязательно шли перед этим в баню и церковь, дабы очиститься духовно и телесно.
Венец с иконы Спас Елеазаровский. XVII-XVIII вв. Москва.
Так как верили, что жемчуг не дается в руки тем, у кого дурные мысли и нечистое тело.
Время идет, будут появляться новые загадки и совершаться новые открытия, будут сменять друг друга года и столетия. Будут меняться лица, интересы, пристрастия, но вечными останутся красота и искусство, и музейные тайны.
Автор статьи: Алексеева О.А., начальник художественного отдела.
Источник: museumpskov.ru
Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали
Глядя на старинные полотна и фотографии, порой удивляешься, как дорого одеты жительницы «немытой России». Невероятной красоты украшения и головные уборы из жемчуга, на которые уходило огромное количество этого драгоценного материала, были, конечно, семейным достоянием и передавались из поколения в поколение, но, тем не менее, странно, что они были доступны не только знати, но и зажиточным крестьянам.
Жемчужный промысел
Ответ на вопрос, откуда у крестьян раньше было столько жемчуга, очень прост – они его сами добывали. Европейская жемчужница в огромных количествах водилась в северных реках, особенно – в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Около 200 жемчугоносных рек было известно в XVII веке в России. Для добычи драгоценных перлов строили специальные плоты.
В центре была дыра, в которую просматривали дно, и, если натыкались на скопление раковин, вытаскивали их специальными длинными щипцами. На мелководье жемчужниц просто нащупывали ногами и доставали – такой промысел был под силу даже детям.
Добыча жемчуга с плота в России
Интересно, что, найдя крупную жемчужину, ее на пару часов засовывали в рот, «замаривали», а потом еще некоторое время держали на груди в мокрой тряпице – считалось, что так жемчужина укрепляется.
В старину жемчужный промысел был доступен абсолютно всем
Конечно, речной жемчуг отличается от морского, но зато его было очень много, да иногда среди неправильных и мелких попадались настоящие «перлы» — крупные и абсолютно ровные, такие, что, если положить на блюдечко, жемчужина сама не будет стоять на месте. Такой жемчуг назывался «скатным» и, кстати, именно так определяли его стоимость – чем дольше катится сам, тем дороже.
Русские красавицы в жемчугах на портретах Маковского
Объемы добычи были такими, что жемчуг был действительно доступен даже небогатым людям. Им украшали не только одежду, но и оклады икон, фрески и предметы культа, книги, седла, оружие. До конца XIX Россия была после Индии вторым поставщиком жемчуга в Европу. Государство несколько раз пыталось взять выгодную добычу под контроль, но это не получалось.
Например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять лет. А Елизавета Петровна запрещать добычу не стала, но привлекла к этому делу армию, которая в 1746 и 1749 годах принимала участие в специальных экспедициях. Хотя жемчуга в царских сокровищницах хватало всегда. Особенно это было заметно во время разгромов: в 1611 году, взяв Кремль, поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов, а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями и продавали желающим полными шапками.
Церемониальная одежда русских царей была богато расшита жемчугом
Источник: helpiks.su