Резьба на драгоценных камнях это

Камнерезное в ювелирном: у кого искать камеи, инталии или микроскульптуры

Российский бренд Maximilian Silverlable представил готовящуюся к выпуску серию украшений, в которых ювелирные техники работы с металлом совмещены с художественной резьбой по камню. Пользуясь тем, что руководитель бренда — Денис Арцинович — одновременно является энтузиастом и популяризатором камнерезного искусства в России (возможно вы помните нашу новость о фонде братьев Арциновичей и выходе книги «Пост Фаберже»), мы попросили его рассказать, какие еще современные ювелирные бренды в России и в мире «режут камни», и делают это со вкусом.

Это делали всегда..

Резьба по твердым минералам — древнее искусство. В античные времена Древней Греции, Рима, Египта, Китая, Японии (нетцуке) и Индии резьбу из драгоценных и полудрагоценных камней (гемм) называли «глиптикой». В те времена не существовало технологического оборудования, способного гранить камни твёрдых пород, поэтому для украшений в основном использовались округлые кабошоны и резные геммы. Среди последних были камеи (внешняя рельефная резьба по слоям плоского камня) и инталии (внутренняя резьба, которая создаёт оптический эффект в украшении). Инталии часто использовали как печати, скрепляя ими переписку и договоры.

АКВАМАРИН, РЕЗЬБА, ОСОБЕННОСТИ ПРОЗРАЧНЫХ КАМНЕЙ

После изобретения огранки «взлетел» бриллиант, но техника резьбы по камню в украшениях не была забыта — так, например, бренд Картье в 20 веке выпускал вот такие эксклюзивные работы с драгоценными камнями:

..и делают сегодня

Камнерезные техники и сегодня нередко объединяются с ювелирными для того, чтобы мы могли носить на своем теле преобразованные в искусство объекты живой природы.

Ювелиры нашего времени научились сочетать древние техники и современные методы обработки металла, минералов и органики. Создавать уникальные украшения из камня помогают художественная резьба (получаются скульптурные микрообъекты), резка по внешней и внутренней поверхности камня (вспомним про инталии и камеи), и уникальная авторская огранка. Кроме природных камней, достойные экземпляры которых редки и доступны немногим, ювелиры и камнерезы все чаще начинают обращаться к синтетическим (лабораторно созданным) породам.

Например, в мире

Во многих странах мира благодаря кратно меньшему, чем в России, размаху политических катаклизмов, счастливым образом удалось сохранить традиции ювелирной обработки камней. Жанры и техники — многообразны, от классики и экстра-техники, как в немецком камнерезном «анклаве» Идар-Оберштайн, до экспериментов на тему «что еще можно сделать с камнем» (Европа, Америка), и максимальной гармонии рукотворных объектов с природным аналогом — как в Японии.

Среди тех, кто использует в своих работах сложные техники преобразования камня — такие мэтры, как Hemmerle, Vhernier, Wallace Chan, Ильгиз Фазулзянов, но далеко не только они. Ниже — небольшая подборка существующих в наше с вами время брендов и их видения работы по камню и украшений.

Три немецких мастера по камню из славящегося традициями Идар-Оберштайна в нашей подборке отвечают за высший пилотаж в резьбе.

Обзор был бы неполным без примеров японских мастеров, с их знаменитым осмысленным минимализмом, чувством гармонии и особым взглядом на материал.

Читайте также:
Камень для бани базальт полезные свойства

И в России, конечно, тоже

Исторические обстоятельства в нашей стране обернулись против сохранения семейных традиций в области сложного ремесла — как ювелирного, так и камнерезного. Но наши люди не привыкли сдаваться — и в России сегодня появляются новые имена и марки, а энтузиасты самостоятельно воссоздают исторические техники и изобретают новые, свои.

«С широко закрытыми глазами»

Выбирая объектом для серии именно лабораторно созданный камень — кварц, инженер-эколог по образованию Денис Арцинович решил напомнить о конечности большинства природных ресурсов Земли — и важности гармоничного их потребления. И на случай, если на фото это не очевидно: из некоторых глаз выкатываются слезы как символ потерь, произошедших в прошлом году в окружении многих из нас.

Также с участием Дениса этой весной мы сделали подборку аккаунтов петербургских художников-камнерезов Где следить за современным камнерезным искусством.

Источник: juvelirum.ru

Глиптика: что это такое, история происхождения, виды

Глиптика — это резьба по камню, древнейшая техника ювелирной обработки полудрагоценных и драгоценных минералов. Сам камень, с вырезанным изображением, называется гемма. Произведения глиптики стали для многих монархов увлечением. Коллекции предметов у некоторых из представителей высших каст насчитывали десятки тысяч экземпляров.

Встретить глиптику можно в христианской культуре. Многочисленные украшения с ликами святых украшают храмы, церковная утварь также содержит геммы.

История происхождения

Древние произведения, относящиеся к глиптике, обнаружены у шумеров, в Месопотамии, на территории Египта, Средней Азии. Они изготовлены в период 5–6 тысяч лет назад. Это были цилиндрические печати, раскрывающие многофигурные изображения. На них видны человеческие фигуры, животные, разные мифологические сюжеты. Произведения характеризуют непринужденность композиции.

Для создания образов мастера использовали агат, сардоникс, гематит, сердолик. Благодаря прочности этих самородков удавалось сохранить все тонкие линии рисунка на многие века.

Глиптика

Технология и оборудование

Камни, с вырезанными на их поверхности изображениями, именовали геммами. Их еще в древности делали с использованием простых приспособлений. Издавна их традиционно применяли, как ювелирные изделия, талисманы либо обереги, печати.

Глиптика древности — крайне сложная работа. Для шлифования поверхности будущего произведения требовалось увлажнение, затем нанесение измельченного абразива. Мастер по памяти с помощью стержня из дерева вырезал контуры будущего сюжета.

Используя разные зернистости наждака, художнику удавалось получить переходы в качестве обрабатываемой поверхности. Посредством этой техники передавались металлический блеск доспехов и оружия, сложная фактура земли, натуральность глянца человеческой кожи.

Оборудование для глиптики

Изобретение специального оборудования, передающего инструменту энергию вращения, существенно расширило возможность выразительных средств резчиков. Давно забыта рельефная штриховка, благодаря которой мастера древности придавали движущимся фигурам динамику. Появилась возможность для создания теней, передачи полутонов. Благодаря техническим инновациям резные произведения заиграли жизнеподобной рельефностью, точностью и эстетичностью.

Эволюция искусства резьбы по камню

Мастерство глиптики не только активно развивалось в Греции, Италии, Месопотамии, но и на средиземноморских островах. В древности мастера использовали разнообразные вариации кварца (горного хрусталя с голубым сапфирином, яшмой с халцедоновыми ониксами). Они изображали на них рельефы для заверения важных документов, опечатывали такими печатками входы в различные помещения.

Древнеегипетские печати традиционно выполняли в виде священного жука народности — скарабея. Нижняя их грань содержала иероглифы либо изображения всевозможных мифических персонажей. Критские же геммы во втором–третьем тысячелетии еще до нашей эпохи начали содержать портретные барельефы людей.

Полезная информация

Небывалого расцвета это искусство достигло на территориях Древнего Рима и Греции. Именно там создавали действительно уникальные образцы предметов из драгоценных либо полудрагоценных самородков, которые сейчас поражают тонкостью работы.

Читайте также:
Какой драгоценный камень подходит львам женщинам в украшениях

Бурное развитие античной техники и резьбы по камням произошло во времена процветания греческой классики. Художникам удалось добиться максимального совершенства. Произведения выполнены очень точно. В них передавались прорисованные человеческие образы, сюжетные композиции, вместе с тем подчеркивалась природная красота самоцветов. Геммы в этот период отличались достаточно крупными размерами, более расширенными сюжетными линиями с множеством мелких деталей.

Гемма

Для своих шедевров мастера применяли не только «мягкие» камни, но и породы с высоким показателем твердости. Вырезать на них необходимые сюжеты было сложно, процесс требовал от художников больше сил и умения.

Сочетая разные по твердости, а также зернистости материалы, ювелиры достигли невероятной реалистичности изображения, передающего разнообразные фактуры и эффекты. Спустя время появились специальные станки, с помощью которых стало намного легче выполнять резьбу по достаточно твердым самородкам. Результатом такой работы стали:

  • утонченные изображения, выполненные на самоцветах;
  • украшения со своей символикой власти и статуса для правителей;
  • произведения получили популярность у ценителей искусства;
  • появились геммы в декорировании аксессуаров и предметов гардероба.

Виды гемм

На практике имеется два варианта исполнения гемм, отличающиеся техникой резьбы:

  • инталии (имеют углубленный рисунок);
  • камеи — отличаются выпуклым изображением.

Дополнительное различие между такими стилями резьбы заключается в однотонности инталий и колоритности, многоцветности камей. Однако оба варианта исполнения применяют равноценно при выпуске ювелирных украшений, красочных печатей, декоративных аксессуаров в интерьерном дизайне.

Инталия

Инталия — это гемма, имеющая глубоко вырезанный контур рисунка. Его особенность заключается в вогнутом состоянии изображения. Линии словно проникают внутрь камня. Резчик при работе обязан контролировать как лицевую поверхность минерала, так и изнаночную его сторону. Инталия нередко использовалась в виде печати, которая оставляла на воске либо глине зеркальный оттиск.

Кольцо инталия на камне

Древние для такой техники применяли драгоценные либо полудрагоценные самородки, позже материалом стали служить ракушки, даже стекло. Благодаря усовершенствованию инструментов изменилось и распространение инталий, они завоевали особую популярность. Начали придумывать реверсные изображения, правильный вид которых получался при рассмотрении с изнанки. Чтобы великолепный резной рисунок смог красочно выглядеть, начали применять всевозможные цветные подложки под изображением.

Камея

Этот вариант резьбы предполагает наложение элементов каменного рисунка поверх каменной основы. Само изображение отличается от минерала цветом. Традиционно для камеи используют агат, поскольку он максимально подходит для такого украшения. Минерал имеет требуемую твердость, позволяющую выполнять обработку с использованием станка, разноцветные слои самородка позволяют получать неповторимую игру оттенков.

Камея

Камея, выполненная искусным мастером, светится изнутри. Резчик добивается необходимых световых переходов посредством применения разных тональностей самоцветов. Если инталии имеют миниатюрные габариты, то камеи выполняют и на крупных камнях. Такие изображения используют для украшений, ими снабжают вазы, кубки, музыкальные инструменты.

Глиптика в домашних условиях

Имея дома небольшую мастерскую, каждый способен создавать в ней шедевры. Чтобы упростить работу, рекомендовано применять современные станки, оснащенные электромагнитными либо ультразвуковыми установками.

Чтобы освоить мастерство глиптики, необходим агат. Требуется правильно его подготовить, выровнять скрупулезно поверхность. Затем несмываемой краской наносят контур изображения, после чего обтачивают камень. Процесс обтачивания выполняют до глубины, на которой остается только фон. Для мероприятия нужны обдирочные боры.

Мелкозернистый инструмент понадобится позже для выделения элементов, финишного шлифования, окончательной полировки изделия. Первый слой используют для картинки, следующий — для фона, более глубокий нужен, чтобы прорисовать мелкие детали.

Владислав Суркин

В моём личном блоге я познакомлю вас с особенностями разных драгоценных камней, влиянием зодиакальных камней в отношении каждого знака зодиака, а также целебными свойствами некоторых из них.

Читайте также:
Змеевик магические свойства для женщин кому подходит

Источник: 1kamni.ru

Искусство резьбы на драгоценных камнях

Резьба по драгоценным камням называется «глиптика». Этот вид искусства всегда был сложным в освоении и затратным, поэтому он не пользовался большой популярностью. Однако сейчас, благодаря развитию технологий, процесс резьбы стал более легким.

К глиптике все чаще прибегают в промышленности, чтобы создать уникальные и очень яркие ювелирные изделия. Также заниматься ей пробуют и в домашних условиях.

Глиптика

Как появилась резьба по драгоценным камням

Такое необычное искусство имеет очень древнее происхождение. Самые первые украшения появились еще в VIII веке. Считается, что искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях одновременно появилось в Древней Греции и Вавилоне.

Несмотря на это, как отмечают специалисты, было обнаружено несколько образцов, которые были вырезаны в 800 году до н. э. Поэтому нельзя точно сказать, когда именно зародилась глиптика.

Вначале резьбу применяли только в архитектуре. Заметить подобные работы можно на стенах храмов и домов знатных семей. Позже в Египте образовалась новая разновидность этого искусства – камеи. Наибольшего развития резьба достигла в эпоху Возрождения. Следует отметить, что большинство работ, которые можно увидеть в музеях, созданы в Древнем Риме: там резьба была особенно популярна.

Разновидности глиптики

К глиптике принято относить камни, на которых вырезаны орнамент или какое-либо изображение. Кроме того, к термину относятся скульптуры из этого материала. Искусство резьбы на драгоценных камнях делится на 2 типа:

1. Камеи. Изображение на камне должно выступать над поверхностью. Большинство мастеров прибегают именно к такому способу. Камеи могут быть утилитарными и декоративными. Первые представляют собой полезные предметы (чаши, кубки и пр.).

Вторые применяются в ювелирном деле и интерьере.

2. Инталии. Эта разновидность является противоположностью камеи, т. е. изображение должно выглядеть так, как будто его вдавили в поверхность камня. Изначально его использовали в качестве печатей и форм для создания рельефных изображений на глине, воске.

Многие задаются вопросом, какая разновидность глиптики является древнейшей техникой резьбы по драгоценным камням. Ответ на этот вопрос дать сложно, однако можно с уверенностью сказать, что инталии длительное время были более популярными.

Из них часто делали печати, многие из которых были обнаружены в Египте. Среди древних камей выделяются скарабеи и древнегреческие геммы, изображающие богов и различных мифологических персонажей.

Существует такое понятие, как «твердородная резьба». Многие специалисты считают ее 3 разновидностью глиптики. Она подразумевает обработку самых твердых камней по шкале Мооса (обычно от 6 баллов).

Популярные материалы

Камни, которые используют для глиптики, принято называть «геммы». Изначально под этим словом подразумевали только камни, имеющие неоднородную окраску. Например, многие образцы древнейшей резьбы по драгоценным камням сделаны из сардоникса. Однако сейчас так часто называют любой материал, применяемый для резьбы.

Не существует строгих ограничений по выбору минералов, но важно понимать, что чем тверже материал, тем сложнее будет с ним работать. Мастера нередко отдают предпочтение следующим камням:

  • сардоникс;
  • агат;
  • рубин;
  • горный хрусталь;
  • яшма;
  • серпентин;
  • гематит;
  • сердолик;
  • ангидрит;
  • халцедон.

Художественная резьба также отлично смотрится на мраморе, кости, лазурите и янтаре. Профессионалы чаще всего придерживаются классического стиля и используют только белые, черные или прозрачные камни. Люди, не имеющие большого опыта, в свою очередь, нередко отдают предпочтение яшме, т. к. она относительно легко поддается обработке.

Славянский Интернет-магазин 486

Глиптика

Технология работы и необходимое оборудование

Специалисты прибегают к разным методам резьбы. Многие применяют специальные инструменты, позволяющие ускорить работу. Однако, несмотря на все минусы, некоторые придерживаются древнейшей техники резьбы по драгоценным камням.

Читайте также:
Что за драгоценный камень белого цвета

Мастера глиптики отмечают, что оборудование, используемое для резьбы, может сильно варьироваться. Инструменты принято делить на 3 вида:

1. Для начинающих. Сюда относят мягкие молотки, набор напильников, различные трафареты. Также обязательным считается наличие плоского и зубчатого долота.

2. Ручные. Это гравировальный скальпель, шпунты, инструмент для создания чертежей. Для резьбы по цветным и драгоценным камням часто применяют стамески, твердосплавные спицы.

3. Механические. К виду относятся сверла, шлифмашинки, фрезы, граверы. Также можно использовать пневматическое зубило и бормашинку.

Нужно обратить внимание на то, что большая часть минералов имеет высокую твердость, а потому их нельзя поцарапать обычными металлическими инструментами.

Для резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях необходим абразив из алмазной крошки. Кроме того, если изображение наносят на стену или большие камни, то процедуру осуществляют с помощью:

  • кирки;
  • отбойного молотка;
  • кувалды;
  • болгарки;
  • стамесок;
  • киянки.

Для заготовки используется минерал, размер которого в 2 раза превышает размер предполагаемого изделия. Недопустимо использование материала, покрытого большим количеством трещин. Маленькие повреждения можно заклеить эпоксидной смолой.

Далее делают набросок на бумаге. Большинство специалистов рекомендуют также сделать изделие из пластилина, чтобы впоследствии сравнивать его со своей работой.

Можно ли заниматься глиптикой в домашних условиях
Развитие технологий позволяет любому желающему заниматься этим необычным типом искусства прямо в доме. Независимо то того, какая техника резьбы по драгоценным камням была выбрана, важно всегда соблюдать правила безопасности. Для работы понадобятся:

  • защитные очки;
  • респиратор;
  • перчатки.

Все перечисленное необходимо для того, чтобы избежать попадания пыли в глаза и легкие. Также для ее осадки рекомендуется применять пульверизатор с обычной водой. Геммы принято класть на мешочки, наполненные чем-то сыпучим (в большинстве случаев песком).

В качестве материала новичкам рекомендуется использовать мягкие минералы. Наилучшим вариантом станут алебастр, известняк, стеатит. Обрабатывать такой неприхотливый материал можно как с помощью ручных, так и с помощью механических инструментов.

В дополнение перечисленные камни доступны по цене. В домашних условиях также возможна художественная резьба по кремнию, кости, агату и многослойной яшме.

Следует учитывать, что искусство резьбы на драгоценных и цветных камнях не без причины малопопулярно. Оно по-прежнему сложно для освоения, а всего одна небольшая работа может затянуться на месяцы. Кроме того, даже маленькая ошибка нередко становится причиной провала. Для глиптики важно иметь не только достаточно финансовых средств, но и терпения.

Перед тем, как начать заниматься резьбой, мастера советуют попробовать себя в создании фигурок и скульптур из глины, пластилина. Это позволит не только ускорить работу, но и снизить риск возникновения серьезных отклонений от чертежа или шаблона. Кроме того, лепка из глины помогает быстрее разобраться в анатомии.

Источник: magedel.ru

Инталии и камеи. Искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях

Если слово «глиптика» знают не все, то произведения этого древнейшего вида искусства в большей или меньшей степени известны всем. Глиптика — это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Произведения глиптики называются «геммами». Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи). Один из лучших знатоков глиптики, французский исследователь начала XX в. Э. Баблон заметил, что для изготовления большой камеи требовалось столько же времени, сколько для постройки целого собора.
До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм — инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в зпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их эффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике.
Инталия. Изображение императора Каракалла на аметисте.

Читайте также:
Селенит камень кому подходит

Инталия «Наказание Тита». Горный хрусталь. 16 век, автор — Джованни Бернарди (Британский музей)

Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. 9 век. Автор — Euodos. Хранится в Национальной библиотеке (Кабинет медалей), Париж.

Перстень с инталией (современный мастер)

Гемма «Птолемей II». Национальная библиотека, Кабинет медалей (Париж).

Камея с изображением императора Августа. 9 -12 вв. Двухслойный оникс. 19 × 23 cm.

Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.

Камея Птолемей II и Арсиноя, или знаменитая Камея Гонзага. III в. до н. э. 15,7 × 11,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Камея из трехслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.
Происхождение: Поступила в 1814 г. из собрания Жозефины Богарне.
До 1630 г. принадлежала мантуанским герцогам Гонзага;
1630—1648 гг. — хранилась в сокровищнице Габсбургов в Пражском Кремле;
1648—1689 гг. — была собственностью шведской королевы Христины;
в 1689 г. поступила в собрание герцогов Одескальки;
в 1794 г. ее приобрел для Ватикана папа Пий VI.
В 1798 г. после взятия Рима войсками Наполеона I была увезена во Францию.

Крест Лотаря (кон. 10 в., Германия). Сардоникс, филигранное золото и драгоценные камни.
высота: 50 см, ширина: 38.5 см, толщина: 2.3 см.
В центре — большая камея, изображающая римского императора Августа в лавровом венце, которому на обратной стороне креста соответствует гравированное изображение распятого Христа, принимающего такой же лавровый венец из рук Бога Отца (двойная аллегория: Христос как Господин на земле и как Победитель смерти; император правит на земле как викарий Христа). Крест Лотаря был подарен германским императором Оттоном III. Хранится в сокровищнице Аахенского собора.

Камея Тиберия, или Большая камея Франции. 37 г.
Вырезана в пятислойном сардониксе (Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей, Париж). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.

Камея «Император Август».

Камея «Александр Македонский»
Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние, прославленные геммы древности: большая камея с портретами Птолемея II и Арсинои, хранящаяся в настоящее время в Петербурге, «Кубок Птолемея», хранящийся в Париже. Исполнили их греческие мастера при александрийском дворе Птолемеев.

Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи. Хранится в Национальной Библиотеке (Кабинет медалей), Париж.
Высота 8.4 см, диаметр 12.5 см.

Кубок Птолемея (задняя часть)

Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла. Представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 30 и 20 годами до н. э.

Камея, 12 век; оправа — конец 16 века. Агат, золото, жемчуг, драгоценные камни.

Написано Marina_OK Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: kolybanov.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...