Камнерезное искусство
Камнерезное искусство (англ. Stone carving art – искусство резьбы по камню) — это использование воображения и мастерства обработки камня для создания эстетических объектов — камнерезных изделий, эстетика которых может быть разделена с окружающими. Камнерезное искусство являет собой жанр декоративно прикладного искусства. Декоративное проявление обработки камня называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня – камнерезным искусством. В современном камнерезном искусстве, чаще всего используются цветные твердые полудрагоценные поделочные камни.
Зарождение камнерезного искусства
Камнерезное искусство зародилось в самые древние времена и является одним из древнейших материальных проявлений культуры, когда камень был основным материалом для большинства вещей. Основными центрами зарождения камнерезного искусства являются: Китай, Америка, Европа и Россия.
Етти камни. О камнерезном искусстве, резьбе по камню и драгоценных и полудрагоценных камнях
Китай. Нефрит. Бытовые сцены и пейзажи.
В таких культурных регионах как Китай и Центральная Америка, точный период зарождения камнерезного искусства определить не представляется возможным, возраст традиций камнерезного искусства в этих регионах исчисляется тысячами лет. В Китае среди археологических находок 3-1 тысячелетий до н. э. есть образцы изделий из нефрита.
В Европе основным центром камнерезного искусства является Германия. Существует мнение, что впервые камнерезное искусство зародилось в городе Идар-Оберштейн в 50 году до н.э., при посещении этого города Юлием Цезарем. Однако в соответствии с наставлениями «отцов города» от 1609 года: «никакой чужеземец не может присоединиться к камнерезному искусству в Идар-Оберштейне, а навыки должны передаваться из поколения к поколению», правильным будет считать точкой зарождения и началом активного развития камнерезного искусства, начало XVII (17) века.
Считается что в России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII (18) века на Урале, когда царь Пётр I, в 1720 году, назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов, а размах строительства в Петербурге и его окрестностях обусловил заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. Примерно в то же время в XVIII (18) веке, следом за Уралом, активное развитие обработки камня зародилось и в самом Петербурге, вследствие создания Петергофской гранильной фабрики.
История российского камнерезного искусства
В России камнерезное искусство имеет многовековую историю. Так например в захоронениях славянской знати X-XIII (10-13) веков встречаются ожерелья и серьги из горного хрусталя и сердолика, также находят множество импортных камней и изделий из них, которые привозились, в основном, из Византии и Китая.
Мастер класс по сбору камней!
Екатеринбургская гранильная фабрика
Переломной точкой, а также зарождением камнерезного искусства России считается начало XVIII (18) века, когда царь Пётр I, в 1720 году, назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов. Это послужило началом целенаправленных поисков и освоения самоцветных месторождений.
Уже в 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Произведения уральских камнерезов того времени украшали интерьеры царских резиденций, элементы которых сегодня представлены в Эрмитаже. Зарождение в Екатеринбурге одного из крупнейших мировых центров обработки цветного камня было обусловлено минералогическим богатством Уральских гор.
В 1851 году Россия впервые участвовала во Всемирной выставке в Лондоне. С тех пор уральские самоцветы узнали и полюбили во всем мире.
В начале XX (20) века, камнерезное искусство России приобретает свою классическую форму в результате деятельности фирмы Карла Фаберже. Фирма Фаберже — самая известная в мире ювелирная фирма России, поставщик императорского двора, тесно сотрудничала с Екатеринбургской гранильной фабрикой, прибегала к помощи уральских специалистов при отборе камня для ответственных заказов, доверяла изготовление каменных деталей для императорских предметов, среди уральцев находила талантливых художников, приумноживших славу Фаберже. Важнейшей задачей камнерезного искусства России нужно считать создание произведений монументального характера.
После революции, с приходом советской власти, камнерезное искусство приходит в упадок, и лишь с появлением в камнерезном искусстве Василия Коноваленко, начинают возрождаться традиции российского камнерезного искусства.
После распада СССР, в начале 90х годов, одной из первых частных камнерезных фирм выпускающих камнерезные фигурки, стала фирма «Яхонт и Ко», мастерами которой было возрождено классическое жанровое направление «Русские типы» в уральском камнерезном искусстве.
Современные российские школы камнерезного искусства
На сегодняшний день русская школа резьбы по камню является одной из сильнейших в мире. В российском камнерезном искусстве исторически сложились три основных центра вокруг главных гранильных фабрик.
- Екатеринбургская гранильная фабрика — фабрика художественной обработки камня, находилась в Екатеринбурге, основана в 1751 году.
- Петергофская гранильная фабрика — фабрика художественной обработки камня, находилась в Санкт-Петербурге, основана в 1725 году.
- Колыванский камнерезный завод — завод в селе Колывань Курьинского района Алтайского края, основан 1802 году.
Сегодня в России принято выделять две основных школы камнерезного искусства:
- Уральская школа камнерезного искусства со столицей уральского камнерезного искусства — Екатеринбургом.
- Петербургская школа камнерезного искусства в которую так же входят окрестности Санкт-Петербурга.
Уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растет. Тем не менее, для широкой общественности современное камнерезное искусство в России остается малоизвестным и для большинства практически незнакомым.
Направления, жанры и классификация камнерезного искусства
Классификация камнерезного искусства очень многообразна и зависит от различных факторов. Например, какой вид мозаики используется при составлении камнерезной композиции, к какому виду скульптуры принадлежит камнерезное изделие, или к какому жанру можно отнести камнерезное произведение и так далее. Давайте, рассмотрим более детально несколько видов классификации камнерезного искусства.
Классификация камнерезного искусства по типу техники исполнения мозаики:
- Объемная мозаика (блокированная скульптура)
- Русская мозаика
- Флорентийская мозаика
- Римская мозаика
Классификация по жанру камнерезного произведения:
- Фигурки национальных типов — каменные фигурки людей с ярко выраженными этническими особенностями культуры той или иной национальности. В российском камнерезном искусстве наибольшее распространение получил жанр фигурок «Русские типы».
- Анималистика — камнерезные фигурки животных, птиц, рыб.
- Флористика — к этому жару относят камнерезные изделия в виде цветов, фруктов, ягод, и т.п.
- Прикладное искусство — к этому жанру камнерезного искусства относятся такие предметы как печатки, настольные наборы, настольные часы, вазы, шкатулки, и т.п.
Источник: stonecarvers.ru
masterok
Одним из древнейших искусств Китая является резьба по камню, возраст которого насчитывает более четырех тысячелетий. Секреты этого искусства бережно хранятся китайскими мастерами, и им одним известно, как из простейшего булыжника получить тончайшей резьбы произведение прикладного искусства.
Давайте посмотрим как это выглядит .
Старая китайская пословица гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Цвет нефрита разнообразен: от бело молочного до темно-зеленого. Из нефрита делали императорские регалии, знаки отличия чиновников, декоративные вещи, украшения, чаши для вина. Китайские мастера любили также яшму, которая считалась воплощением творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей.
В древности круглые яшмовые диски как символы Неба и квадратные пластины как символы Земли использовались в религиозных церемониях. Из этого камня делали ритуальное оружие, служебные регалии, украшения и маски; кусочек яшмы вкладывали в рот покойному, а его одежду скрепляли яшмовыми застежками.
В эпоху древних империй появилась художественная резьба: из яшмы изготавливали украшения, фигурки мифических животных, предметы личного и домашнего обихода и т.п. Обязательной принадлежностью императора и его приближенных была яшмовая печать. Популярным камнем был и агальматолит (китайский жировик или мыльный камень), из которого делали декоративные и бытовые вещи. В ювелирном деле также использовались халцедоны и агат, они шли на производство ювелирных украшений, флакончиков для косметики и лекарств.
Резьба по камню-один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, бирюза,горный хрусталь, аметист,коралл и другие камни, которые еще древних мастеров привлекали разнообразием красок, твердостью и звонкостью материала.Китайского резчика отличает отношение к материалу, если на Западе камень прежде всего ценится за его ровную окраску и прозрачность, китайских мастеров привлекает причудливость естественной расцветки камня, и природная форма. Они-то и вдохновляют китайского мастера ни создание самой изысканной композиции. Поэтому, выбирая кусок породы, он долго изучает его форму и направление жилок, старались впоследствии использовать каждое пятно и прослойку.
Известно, что из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера отдавали предпочтение нефриту. Этот камень традиционно является одним из самых высоко ценимых в Китае. В древности китайцы считали нефрит священным камнем, поэтому ограничивались минимальной обработкой естественного камня.
Но почитание нефрита в Китае объясняется еще и тем, что этот твердый камень с трудом поддается обработке. Поэтому, как гласят древние легенды, «хорошим резчиком по нефриту или яшме мог стать человек с сильной волей и доброй душой». Ведь изготовление скульптурной композиции из нефрита требовало длительного времени и большого терпения. Множество китайских текстов посвящено описанию цвета нефрита и соответствующих ему свойств. Более всего ценится в Китае белый нефрит «Бай юй», который добывается в Кашгарском крае (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район), области на границе со Средней Азией, мирового центра по добыче нефрита.
В древнем Китае изделия из нефрита широко использовались в различных ритуалах. Так, например, кусочек яшмы или нефрита в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, вновь оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Обязательной принадлежностью китайского императора была вырезанная из нефрита печать. Эти и многие другие изделия из яшмы и нефрита были найдены при раскопках и являются свидетельством развития художественного ремесла в древнем Китае.
Вырезанные из камня печати популярны в Китае и по сегодняшний день, и если раньше их обладателями были император и знать, то сегодня такую печать может иметь каждый желающий. Личная печать заменяет подпись. Она представляет собой прямоугольный брусок из металла (золото, бронза, медь), камня, как правило, нефрита, дерева или слоновой кости. С одной стороны бруска, на плоскости квадрата врезаны или даны выпукло иероглифы имени, обычно в древнем начертании. В Китае изготовления личных печатей является отраслью искусства.
Со временем в Китае нефрит утратил свое ритуальное значение, но китайцы навсегда сохранили особую любовь и уважение к этому камню. И в настоящее время из него изготавливают самые разные предметы личного и домашнего обихода, от дорогих украшений, до ваз, подсвечников и статуэток богов.
С 1949 года, т.е. с момента образования Китайской Народной республики, китайские ремесленники создали множество выдающихся произведений из нефрита. Очень известны так называемые «четыре чуда Пекина» — это групповые нефритовые скульптуры Пань Бинхэна, нефритовые цветы Лю Дэина и нефритовые птицы Чжан Юньхэ. А такие шедевры китайских резчиков по камню, как «Блюда креветки» и «Драконовое блюдо», выполненные в Пекине из агата, а также «Радужная ваза», выполненная шанхайскими мастерами из красного жадеита, были признаны национальным достоянием. Эти работы завоевали широкое признание, как в Китае, так и за его пределами.
Искусство резьбы имеет в Китае древнюю историю и богатую традицию. Оно прошло долгий путь от примитивных изделий эпохи неолита, до высокоразвитой культуры, которая обрела мировую известность.
В Китае еще в глубокой древности достигли высокого мастерства резчики по слоновой кости. Их работа по ценности уступала лишь резьбе по нефриту и яшме. Из слоновой кости древние китайцы вырезали веера, заколки для волос, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши и многое другое.
В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре».
Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.
Предметов изготовляемых в Китае из слоновой кости великое множество. Это и статуэтки, курительные трубки, фигуры для игры в шашки и шахматы и многое — многое другое.
Одной из самых распространенных в Китае является резьба по дереву – материалу доступному и податливому. Китайские мастера использовали для обработки многие породы деревьев – тополь, ароматный сандал, твердое грушевое дерево, камфорное, пробковое дерево и бамбук. Сюжеты для работ обычно берутся из многочисленных мифов и легенд, которыми так богата китайская мифология.
В последние несколько столетий художественная резьба по дереву в Китае достигает своего расцвета. Широкой популярностью у китайских и иностранных модниц пользуются китайские деревянные коробочки и шкатулки для украшений, украшенные резным орнаментом из цветов или декоративных узоров. Резьба по дереву широко применялась в интерьере китайского дома. Деревянная мебель в древнем китайском стиле не потеряла своей популярности и в современном Китае. Особенной популярностью пользуются столы с резной поверхностью, кровати с резными спинками, резные ширмы, подставки и прочие.
Еще одна область применения резьбы по дереву – это маски для народных театральных представлений. Такие маски, вырезанные из дерева, были особенно популярны на юго-западе Китая. Они изображают различных богов, персонажей народных сказаний и сказочных существ, таких как дракон, тигр и др.
Наиболее искусные резчики по дереву использовали в своих работах ствол и корень бамбука. Как вид искусства, резьба по бамбуку и его корню стала известна в 15-м веке, при династии Мин. Именно в те времена мастерство резьбы по бамбуку достигло очень высокого уровня. В последние несколько столетий этот вид народного искусства продолжает развиваться.
В Китае известно немало мастеров высокого класса в этом ремесле. Самыми распространенными изделиями из бамбука являются стаканы для кистей и ручек, на которых вырезаны различные рисунки.
Говоря о различных видах резьбы нельзя не упомянуть об искусстве резьбы по рогу носорога. Ведь мало кто знает, что внешняя форма и внутренняя структура рога носорога очень необычны. Он заметно отличается от коровьего и бараньего рогов, да и к тому же является более редким материалом. Как утверждают древние записи, добывать этот необычный материал начали примерно с эпохи Хань.
В Китае в основном использовали рог носорога, привозимый из других стран. В течение всей своей долгой истории, изделия из рога носорога представляли собой роскошные вещи для высших слоев общества.
В древнем Китае очень давно узнали лекарственную ценность рога носорога. Его использовали как самое лучшее средство для снижения температуры и выведения шлаков. Кроме того, из него делали емкости для алкогольных напитков, надеясь, что так можно усилить его лекарственные свойства. Как показывают раскопки, расцвет искусства резьбы по рогу носорога приходится на минскую династию.
Именно этому периоду принадлежит большинство найденных при раскопках стаканов и рюмок из рога носорога. Но из-за того, что рог носорога является достаточно редким материалом, количество дошедших до настоящего времени древних изделий из рога носорога очень мало. Все они являются музейными ценностями.
Источник: masterok.livejournal.com
Инталии: 10 интересных фактов об этих резных камнях
Зачастую в поисках вдохновения ювелиры обращают свое внимание на опыт предыдущих веков, становясь чуть ли не единственными продолжателями фактически уже утерянных технологий. Одним из таких преемников прошлого стал основатель ювелирного дома ARGENTOV — Ярослав Аргентов, обладающий глубокими познаниями в сфере камнерезного мастерства и специализирующийся на создании драгоценных украшений с инталиями. Этот довольно редкий в наше время вид художественной деятельности уже стал прерогативой музейных собраний, аукционов и шкатулок коллекционеров, поэтому штучные украшения, выполненные вручную, — очень редкий гость в витринах магазинов.
Сегодня я хочу внести свой вклад в популяризацию классических ювелирных методов работы с драгоценными камнями и поделиться с вами 10 интересными фактами об инталиях, которые я узнала из разговора с Ярославом Аргентовым. Прежде всего, он обратил мое внимание на то, что резьба по камню или глиптика – это один из самых первых методов обработки минералов, зародившийся задолго до привычных в наши дни огранок. Еще в незапамятные времена древние мастера прибегали к ней, стремясь предать невзрачному камню выразительность и ценность.
Достаточно хорошо сохранилась и дошла до наших дней разновидность глиптики «камея», которая выполняется в технике выпуклого рельефа. А инталия, ее противоположный вариант, выполненный в технике углублённого рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях, встречается довольно редко. Это связно с тем, что создание такого вида резьбы — дело не только трудоемкое, но и требующее особых навыков, а мастеров, освоивших их в совершенстве, единицы.
Также во время разговора я почерпнула для себя ещё десять интересных фактов, которыми хочу поделиться с вами.
1. Инталии появились раньше, чем более популярные камео: их появление теряется в глубине веков. Достаточно развитым это искусство предстаёт на Востоке в IV-III тысячелетии до н.э., а вот широкое распространение инталии получили во времена античности.
2. Оптические, электрические и магнитные свойства камней, замеченные древним человеком, породили веру в сверхъестественную силу самоцветов. Люди стали вырезать на их поверхности определённые знаки и изображения, считая, что это увеличивает силу их действия, и таким образом драгоценные камни с резьбой превратились в амулеты.
3. С развитием института собственности геммы вошли в употребление как личные печати, а их оттиск на воске или глине заменял подпись их владельцев. Красноречивые надписи не оставляют на этот счёт сомнений: на одной гемме VI в. до н. э. мы читаем: «Я принадлежу Гермотиму», а на другой: «Я — печать Терсиса, остерегайся меня разбить!»
4. Печать в древности прикладывалась не только к письму, завещанию или официальному документу. Ею также опечатывали ларцы и кладовые с ценностями, амфоры с вином и маслом, а если верить комедиографу Аристофану, то в его время ревнивые мужья ставили печать даже на двери гинекея! Владелец эргастерия ставил печать на изделия, которые выпускала его мастерская, тем самым удостоверяя их качество.
5. Одним из самых крупных коллекционеров гемм стала великая императрица Екатерина II. Она называла свою страсть «каменной болезнью, прилипчивой, как чесотка» и приобретала как отдельные камеи, найденные в Помпеях, так и целые собрания (например, набор драгоценностей, принадлежавший герцогу Орлеанскому). При этом вся ценность заключалась именно в геммах. Она с легкостью «разбирала» украшения, чаши, ларцы и т.д. В результате коллекция дошла до нас в виде гемм, оправленных в строгие классические формы.
6. Коллекционированием инталий увлекались не только коронованные особы, но и аристократы, ученые, художники. Те же, кто не имел возможности купить оригиналы, собирали хотя бы их слепки. Так великий Гёте мог себе позволить только коллекцию слепков с античных инталий, но утверждал, что это одно из лучших его приобретений.
7. В настоящее время самая большая коллекция гемм в мире находится в Эрмитаже: по разным отделам распределены порядка 20 000 экземпляров.
8. Технология резьбы по камням-самоцветам за многие тысячелетия принципиально не изменилась, разве что появилась возможность использовать электрический привод и оптические приборы. По-прежнему это ручная работа, требующая воображения и необыкновенного терпения.
9. Сложность создания инталий заключается в том, что вся работа проводится практически вслепую, ведь поверхность драгоценного камня скрыта при резьбе под абразивом, смешанным с маслом и водой. Мастер периодически очищает поверхность камня и делает пробные оттиски. Кстати, создавая рисунок, он должен постоянно помнить о зеркальном отображении.
10. Инталии довольно сложно однозначно оценить, ведь во внимание принимается много различных параметров. В их число входит мастерство исполнения, известность автора и, конечно, стоимость камня.
Недавно я собственными глазами увидела резные экземпляры, дошедшие до нас через тысячелетия, посетив с Ярославом Аргентовым закрытое хранилище гемм в Париже. Увиденные мною образцы искусства не только выдержали испытание временем, но и сохранились в своём первозданном виде. Это было впечатляющее зрелище! Думаю, долголетие инталий стоит добавить к десятку интересных фактов, перечисленных выше.
АВТОР: КАТЕРИНА ПЕРЕЗ
ФОТОГРАФ: КАТЕРИНА ПЕРЕЗ
Источник: www.katerinaperez.com
Как называется искусство резьбы по камню?
γλύφω — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы на цветных полудрагоценных камнях, геммах (или глиптах). Собрание глиптов (резных камней) называют глиптотекой. Мастерством резьбы по твёрдому камню владели египетские, шумерские, вавилонские, ассирийские мастера.
Камнерезное искусство (англ. Stone carving art – искусство резьбы по камню) — это использование воображения и мастерства обработки камня для создания эстетических объектов — камнерезных изделий, эстетика которых может быть разделена с окружающими.
Спрашивает: Алёна Ершова , дата: 14.08.2021
Как называется резьба на драгоценных камнях?
Отвечает: Янина Шаповалова , дата: 26.08.2021
Они были известны как камеи. В настоящее время резьба по драгоценным камням широко распространена в Европе и на Дальнем Востоке, где в качестве основного материала используется жадеит. Слово «cameo» («cameos» во множественном числе)» неопределенного происхождения.
Глиптика — это резьба по камню, древнейшая техника ювелирной обработки полудрагоценных и драгоценных минералов. Сам камень, с вырезанным изображением, называется гемма.
Спрашивает: Роберт Успенский , дата: 05.05.2021
Что нужно для резьбы по камню?
Отвечает: Артем Тихомиров , дата: 13.05.2021
Какие существуют инструменты для художественной резьбы по камню?
- Стамеска. Этот режущий инструмент, используемый для тонкой работы и точного подгона деталей.
- Напильник. Применяется в основном для мягких камней и помогает формировать мельчайшие детали.
- Скарпель.
- Чертилка.
- Спицы.
- Терка.
Резьба по камню — очень кропотливый и нелёгкий вид хобби. Соответственно, на инвентаре лучше не экономить. Для начала вам понадобятся:. МолотокДолото или зубилоНапильник
Спрашивает: Мансур Тропин , дата: 18.10.2021
Где зародилась резьба по камню?
Отвечает: Магомед Узденов , дата: 06.11.2021
Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор.
Резьба по камню известна с пятого века до н. э., а колыбелью резьбы по драгоценным камням считается древний Вавилон. В древней Греции (800 – 500 годы до н.э.) резьба по драгоценным камням процветала в основном на островах Средиземноморья.
Спрашивает: Давид Бубнов , дата: 14.09.2021
Как называется искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях?
Отвечает: Рита Мурашова , дата: 18.09.2021
Глиптика, или резьба по драгоценным камням – самое древнее из искусств Художественная резьба по камню – одно из древнейших искусств. Старейшие образцы датируются восьмым веком до нашей эры.
Один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства- глиптика (греч. glyptike, от glypho – вырезаю, выдалбливаю) – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на морских раковинах и на других твердых материалах. Она включает в себя геммы- резные камни с углубленным или выпуклым изображением (инталии и камеи), а также мелкую пластику и разные декоративные резные изделия.
Спрашивает: Ренат Савичев , дата: 05.08.2021
Как называется резьба по камням?
Отвечает: Алсу Вершинина , дата: 09.08.2021
резьба по камню, англ. stone carving; нем. Steinschneiden n, Steinschneidekunst f) — процесс предоставления камню необходимой формы и внешние обработки.
Глиптика – это резьба по драгоценным камням и поделочным самоцветам. Название восходит к древнегреческому термину γλύφω – вырезаю, выдалбливаю. Камень с вырезанным на нем изображением называется геммой. Не считая резьбы по рогу и кости, это древнейший способ художественной обработки драгоценных и полудрагоценных камней и минералов.
Спрашивает: Олеся Ходырева , дата: 13.08.2021
Что такое Глиптика Приведите пример?
Отвечает: Наталья Великанова , дата: 25.08.2021
(греч. glyptike, от glэpho – вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями.
Глиптика – (от греческого glypho – вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства.
Спрашивает: Мария Первушина , дата: 16.09.2021
Что такое камея инталия?
Отвечает: Ростислав Цветков , дата: 26.09.2021
Геммы – это украшения, выполненные в виде рельефов на камнях. Геммы с барельефным, выступающим изображением, называются «камеи», а с горельефным, утопленным – «инталии». Они отличались от египетских работ тем, что были вырезаны на слоистых камнях, что позволяло делать многоцветные изображения.
Источник: soloserv.ru