Резьба по серебру как

Произведения мелкой пластики в технике резьбы по камню, дереву, кости — иконки, кресты, панагии — были широко распространение уже с XI века.
Исполнявшиеся по индивидуальному заказу профессиональными городскими ремесленниками, эти вещи имели всегда особое значение для владельцев. Они понимались как своего рода обереги, призванные защитить человека от всевозможных бед, обезопасить его жизнь. Как правило они украшались искусными драгоценными оправами. По своему содержанию изображения передают многообразие русской иконографии.

Коллекция Сергиево-Посадского музея-заповедника в основном составлена из произведений XIV-XVII вв., отдельные же ее экземпляры относятся к еще более древнему времени — XI—XIII вв. Это одно из самых полных собраний подобного рода в нашей стране, представленное лучшими образцами.
Древнейшую часть коллекции составляют каменные иконки XIII-XIV вв., выполненные из мягких пород сланцев, шифера, талька. Мелкая пластика этого времени, в которой сохранялись и домонгольские традиции (читай Византийские, theofilakt), и отчетливо проявлялись особенности отдельных художественных школ, отличалась разностильностью.

Штихель своими руками

Троицкий монастырь в XVI в. являлся своего рода мастерской, где в большом количестве изготовлялись нагрудные иконы, кресты и панагии. Произведения с резьбой по дереву и кости делали в большом количестве не только для монастырских духовных лиц, но и на продажу. В монастырских документах упоминаются имена мастеров: Амвросий, «Евсевий-крестечник», Петр – «серебряный мастер». Лучшие образцы мелкой пластики троицких и московских мастеров копировались и при этом искажались провинциальными мастерами. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения литья, имевшие хождение в северных и южных провинциях.

Троица, Явление Богоматери Сергию. XVI в. Дерево, серебро, резьба, скань.

Троица и Знамение

Деисус

Гравировка. Глянцевый рез. Упражнение «Листок» Glanzschnitt. Übung «Blättchen»

Преображение

Успение

В иконографии московской мелкой пластики XIV- XV вв. нашли отражение местно чтимые святые, наиболее популярные храмовые праздники, патрональные святые.
Огромное распространение получили каменные иконки с резным изображением конного Георгия.

Читайте также:
Как фармить серебро в albion

Икона каменная нагрудная (панагия) «Борис и Глеб / Федор Стратилат, Николай Чудотворец, Григорий Богослов». 82х55х9 мм. Первая половина XIV в.

Каменная иконка в форме киотца, с резным изображением Бориса и Глеба на лицевой стороне и трех святых на обратной, в серебряной рамочке, с лицевой стороны рамочка золоченая, сканная. Яблоко с изображением Спаса на лицевой стороне.
Резьба по камню, золочение, скань, литье; недрагоценный металл, алевролитовый сланец, серебро 875° — лиг. вес: 35,00 г, чист. вес: 30,63 г,

Икона из камня в серебряной оправе (панагия) «Николай чудотворец, святые Косма и Дамиан».
Начало XIV в.; резьба по камню, скань, золочение; алевролитовый сланец, дерево, недрагоценный металл, серебро 916° — лиг. вес: 40,00 г, чист. вес: 36,64 г,
Размер: 97х54х14 мм
Место создания: Новгород
Местонахождение:
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Икона из камня (панагия) прямоугольной формы, с рельефным изображением трех святых в рост; оправлена в золоченое серебро. Оправа прямоугольником, украшена сканью, обведенной плющенной проволокой. Оглавие со сканью крестом из крученой проволоки.

Во второй половине XVI в. большое распространение получили сложные многофигурные повествовательные композиции. В основном они выполнялись по дереву и кости, изделий из камня было значительно меньше, чем в предыдущее столетие. В этот период расширяется иконография мелкой пластики. С другой стороны, на государственном уровне предписывалось следовать официально установленным канонам, что привело к определенной типизации.

Икона-складень, 2 части. О тебе радуется, хвалите господа. XVI в. Кость, серебро, резьба, скань.

Панагии и кресты из музея Вологодского кремля

«Хвалите Господа с небес. «

Кирилло-Белозерский монастырь

Ниже — замечательный шедевр — крест напрестольный, XVI век. Снято в Ярославле, но подписан — Троице-Сергиева Лавра.
Фото кликабельны, стоит рассмотреть повеимательнее.

Читайте также:
Как чернить серебро серной мазью

DSC_1540+

Отражение в зеркале обратной стороны

Источник: theofilakt.livejournal.com

резьба по серебру

Затейливой резьбы
беззвучные глаголы,
Зовущие назад
к покою и добру,-
Потомственный браслет,
старинный и тяжелый,
Зеленый скарабей
ползет по серебру.

1 декабря 2010 года в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Серебряная кладовая ГМЗ «Царицыно»,таким образом Царицынский Большой дворец превратился в настоящий замок с драгоценной сокровищницей: на цокольном этаже музея собраны произведения русского ювелирного искусства XVI-XX веков из фондов ГМЗ «Царицыно».

В экспозиции представлены ювелирные украшения XVI — начала XIX века (серьги «голубцы» и «двойчатки»), иконы в драгоценных окладах с жемчужными и сканными ризами, предметы богослужения. Большую часть собрания составляет столовое серебро середины XIX – начала XX веков. Это работы ведущих ювелирных фирм (П. Ф. Сазикова, П. А. Овчинникова, К. Г. Фаберже, И. П. Хлебникова), ювелирных артелей и отдельных мастеров.

Источник: www.liveinternet.ru

Резьба по серебру как

Уважаемые профессионалы! Приятно познакомиться. Меня зовут Дарья, я журналист, активно изучаю историю русского интерьера. В данный момент пишу статью о русском ампире. Нашла интересную информацию об уникальной «русской резьбе» по хрусталю, которая как раз оформилась в начале XIX века.

Специальная литература упоминает «геометрические грани», которые «ложились на тулово предмета поясами» (Издание Эрмитажа).

Ещё цитата из научной работы: В России искусством мастеров по обработке хрусталя был создан особый стиль — «русская резьба». Особенности этого стиля можно найти в декоративных элементах орнаментальной выемчатой резьбы по дереву, например, на русских прялках XVII — XVIII, начала XIX вв. Характерными элементами русской резьбы являются крупные резные «солнца» в сочетании с ограненными площадками чистого стекла, так называемые «камни». Крупные резные элементы контрастировали с гладким нетронутым стеклом и ярко горели на более темном фоне. Этот стиль получил широкое признание даже в Англии, где впервые применили технику глубокой резьбы по хрусталю (Алексеева Л. Ю. Художественное стекло в декоративно-прикладном искусстве Алтая XVIII — XX веков).

Читайте также:
Как определить номер золотой или серебряный

Так вот)) Никак не получается найти соответствующие картинки — фотографии предметов, обработанных таким способом. Как определить, что именно эта резьба — аутентичная и не имеет европейских прототипов и аналогов? Отличить от ананасной, ребриковой, репкой, горошиной, островерхой резьбы?
Вырисовываются два направления:

1. выемчатая резьба (трёхгранно-выемчатая?),
2. «русский камень».

Это одно и то же или нет?
Буду рада любой информации, идеям, догадкам и, конечно, фотографиям.
Вопрос не даёт покоя. Может, посоветуете какие-нибудь книги, учебные пособия, где бы давалась характеристика видов резьбы по хрусталю. Буду крайне признательна. Сама не нашла.

Вот графин из антикварного магазина, рисунок указан как «русский камень».

Источник: www.antik-forum.ru

Рейтинг
Загрузка ...